Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения

Исследуется проблема правового регулирования социально-обеспечительных процедур. Обосновывается точка зрения, в соответствии с которой необходимо различать юридический процесс и правовую процедуру. Доказывается, что право социального обеспечения регламентирует процедурную, а не процессуальную деятельность. Рассматриваются виды процедур в праве социального обеспечения.

Legal regulation of procedures in social security law.pdf В юридической литературе довольно часто упот-ребляются термины «процесс» и «процедура», приэтом разные авторы вкладывают в них разный смысл.Так, сторонники теории универсальной процессуаль-ной формы («широкого» понимания процесса) обосно-вывают позицию, в соответствии с которой процессу-альная форма применяется в деятельности не толькоюрисдикционных органов, но и всех других государст-венных органов; они отождествляют процесс и проце-дуру и именуют всякую правоприменительную дея-тельность процессом [1. С. 13]. Ученые, придержи-вающиеся традиционного понимания процесса, дока-зывают, что процесс - это регулируемый законом по-рядок деятельности специальных органов по разреше-нию споров о праве, защите интересов и принудитель-ному осуществлению права; это особая форма деятель-ности, которая выделилась из общей, процедурной, инет оснований для отождествления процесса и проце-дуры [2. С. 8].На наш взгляд, теория единой процессуальной фор-мы не соответствует правовой действительности в свя-зи со следующим. Если исходить из семантическогозначения слова «процедура», то деятельность любыхсубъектов, представляющая собой установленную по-следовательность действий для осуществления чего-либо, является процедурой [3. С. 650]. Особенностьправовой процедуры как вида общесоциальной проце-дуры заключается в том, что она представляет собойособый нормативно-установленный порядок осуществ-ления юридической деятельности, обеспечивающийреализацию материальных норм и функционированиеоснованных на них материальных и нематериальныхправоотношений [4. С. 139]. Таким образом, к призна-кам, присущим всем юридическим процедурам, отно-сятся следующие: во-первых, закрепление определен-ного порядка действий, во-вторых, урегулированностьправовыми нормами и, в-третьих, направленность надостижение определенной цели, а именно реализацииматериальных норм, регулирующих основное матери-альное правоотношение. Но всякая ли юридическаяпроцедура является процессом? Представляется, чтонет. Юридическая деятельность настолько разнообраз-на, отличается как по содержанию, так и по функциям,что объединение ее в единую категорию - «процессу-альная деятельность» - необоснованно.Сами сторонники широкого понимания процесса вэтой связи вынуждены выделять две группы процессу-альных норм: 1) нормы, определяющие положитель-ную, практически необходимую и полезную деятель-ность субъектов права, и 2) нормы, регулирующие пра-воохранительную (юрисдикционную) деятельность [1.С. 41]. Однако более целесообразной и логичной пред-ставляется позиция, в соответствии с которой на основеразделения норм, регулирующих основное материаль-ное отношение, на регулятивные и охранительныеюридические процедуры, призванные обслуживатьданные нормы, также дифференцируют на регулятив-ные (определяющие порядок реализации регулятивногоправового предписания) и охранительные (определяю-щие порядок реализации охранительного правовогопредписания) [5. С. 99], при этом последний вид право-вой процедуры именуют юридическим процессом.Право социального обеспечения, будучи регулятив-ной отраслью права, регламентирует именно регуля-тивные (позитивные) процедуры (порядок назначенияпенсии, установления стажа и т.д.). Однако некоторыеавторы считают, что нормы права социального обеспе-чения закрепляют также и процессуальную форму (по-рядок деятельности юрисдикционных органов по рас-смотрению споров) [6. С. 94]. Данное мнение представ-ляется ошибочным. Анализ действующего социально-обеспечительного законодательства показал, что нор-мы права социального обеспечения закрепляют толькоправо на защиту посредством обращения в суд иливышестоящий орган социального обеспечения (см.,например, нормы п. 7 ст. 18 Федерального закона Рос-сийской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 27Федерального закона Российской Федерации от10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации»).Указанные нормы являются материальными нормамиправа социального обеспечения, реализовать которыеможно только с помощью юридических норм, закреп-ляющих конкретные механизмы защиты (судебной ивнесудебной): норм, закрепляющих сроки, порядокобращения и рассмотрения спора в суде (гражданско-процессуальные нормы), и норм, закрепляющих сроки,порядок обращения и рассмотрения спора в выше-стоящем органе (административно-процессуальныенормы). Собственных процессуальных норм, если ис-следовать и другие положения действующего социаль-но-обеспечительного законодательства, в праве соци-ального обеспечения нет.Материальные нормы права социального обеспече-ния, предусматривающие право на тот или иной видсоциального обеспечения, могут быть приведены в ис-полнение только в случае законодательного закрепле-ния процедуры их реализации, иначе они останутсядекларациями. В условиях современной России даннаяпроблема приобретает особую остроту, что обусловли-вает необходимость ее тщательного исследования. Та-кое значение правовых процедур в праве социальногообеспечения объясняется тем, что нуждающиеся лица,имеющие право на тот или иной вид социального обес-печения, собственными действиями не способны реа-лизовать указанное право, как, например, собственникимущества. Право на конкретный вид социальногообеспечения реализуется через действия управомочен-ного субъекта (нуждающегося лица) и действия специ-альных органов, уполномоченных государством осу-ществлять процедуру назначения и предоставлениятого или иного вида социального обеспечения: правона социальное обеспечение является правом притяза-ния, т.е. его реализация возможна лишь через деятель-ность государства в лице соответствующих органов. Вэтой связи любая материальная норма, предусматри-вающая право на определенный вид социального обес-печения, «обслуживается» соответствующей проце-дурной нормой. Таким образом, назначение процедур-ных норм состоит в том, чтобы «посредством регла-ментации порядка деятельности субъектов обеспечитьреализацию прав и обязанностей в точном соответст-вии с предписаниями норм материальных. В этом, вчастности, проявляются гарантирующие свойства про-цедуры» [7. С. 87].Таким образом, право социального обеспеченияобъективно нуждается в различного рода правовыхпроцедурах. В юридической литературе указанныепроцедуры дифференцируют по целевому назначениюна 1) процедуры по установлению какого-то конкрет-ного факта, имеющего значение для определенноговида права на социальное обеспечение, и 2) процедурыпо определению права на данный вид социальногообеспечения и вынесению решения о назначении пен-сии, пособия или услуги [8. С. 154]. Последний вид, всвою очередь, можно разделить на три подвида в зави-симости от стадии реализации субъективного права [9.С. 136]: а) процедура, включающая подготовительныедействия (порядок обращения за тем или иным видомсоциального обеспечения, порядок установления юри-дических фактов); б) процедура назначения того илииного вида социального обеспечения (порядок дея-тельности соответствующего органа по проверке обос-нованности правопритязаний лица в области социаль-ного обеспечения); в) процедура предоставления соот-ветствующего вида социального обеспечения. Т.Ю. Ба-ришпольская отмечает, что особенность многих регу-лятивных норм гражданского права заключается в том,что их реализация предполагает совершение не одногодействия, а нескольких, следующих в определенномпорядке, каждое из которых предусмотрено соответст-вующей правовой нормой и является актом реализацииэтой правовой нормы [5. С. 93].Следует отметить, что такая же особенность харак-терна и для материальных регулятивных норм правасоциального обеспечения: их реализация предполагаетсовершение нескольких следующих в определенномпорядке действий, предусмотренных процедурныминормами, причем независимо от вида социальногообеспечения, право на которое закрепляет материаль-ная юридическая норма, существует единый порядок,алгоритм действий. Так, сначала нуждающееся лицодолжно обратиться в соответствующий орган (органи-зацию) с заявлением и необходимыми документамиуказанный орган должен принять данные документы,проверить наличие основания и условий для получениятого вида социального обеспечения, на которое пре-тендует обратившийся субъект, и вынести решение оназначении этого вида социального обеспечения (приналичии соответствующих основания и условий) илиоб отказе (при их отсутствии). Процедуру реализацииправа на конкретный вид социального обеспеченияможно рассматривать как макропроцедуру, состоящуюиз микропроцедур, которые соотносятся между собойкак целое и его части. Под макропроцедурой необхо-димо понимать систему микропроцедур, «которая внаиболее общем виде устанавливает порядок осущест-вления юридической деятельности, направленной надостижение конечного результата реализации нормправа и основанных на них материальных правоотно-шений» [10. С. 97]. Например, в Федеральном законеРоссийской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (гл. V)установлена процедура назначения и выплаты пенсий.Данная макропроцедура складывается из ряда микро-процедур, регламентирующих общие правила назначе-ния, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудо-вых (страховых) пенсий (ст. 18); срок, с которого на-значается пенсия (ст. 19); сроки перерасчета размеровтрудовой (страховой) пенсии (ст. 20) и т.д.Стоит отметить, что не все процедуры в праве соци-ального обеспечения являются сложными, состоящимииз множества действий, подробно урегулированныхюридическими нормами. Встречаются и достаточнопростые процедуры, например, процедура по установле-нию возраста лица, претендующего на получение пен-сии по возрасту. Конечно, в целях эффективности реали-зации права на тот или иной вид социального обеспече-ния процедурные нормы в большинстве случаев должныбыть достаточно подробными. Однако здесь нужно со-блюсти баланс: слишком усложненная процедура можетстать административным барьером, порождающим бю-рократическую волокиту. Недопустимым является иминимальное урегулирование процедурных правоотно-шений, «порождающее массу "подзаконных" норматив-ных актов и актов ненормативного характера, регули-рующих процедурные правоотношения; и существова-ние большого массива устаревших процедурных норм,которые фактически не применяются, но официально неотменены; и чрезмерная сложность, громоздкость, а по-рой и противоречивость существующих процедурныхнорм» [11. С. 59-60].Обслуживающая роль процедурных норм по отно-шению к нормам материально-правовым обусловлива-ет то положение, что содержание процедурных нормопределяется характером норм материального права.Так, форма выражения предписаний материальныхюридических норм (императивная, диспозитивная илирекомендательная) предопределяет характер соответ-ствующих им процедур. В связи с тем что материаль-ные нормы права социального обеспечения в основномявляются императивными, большинство процедур пра-ва социального обеспечения также носят императив-ный характер (например, норма п. 23 ПостановленияМинистерства труда и социального развития Россий-ской Федерации № 17 и Постановления Пенсионногофонда Российской Федерации № 19пб от 27 февраля2002 г. «Об утверждении правил обращения за пенси-ей, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии,перехода с одной пенсии на другую в соответствии сФедеральными законами «О трудовых пенсиях в Рос-сийской Федерации» и «О государственном пенсион-ном обеспечении в Российской Федерации»). Импера-тивность процедур обусловливается и тем, что «проце-дурно-правовые нормы должны иметь обязательные кисполнению требования о порядке реализации прав иобязанностей, что в большей мере соответствует ихназначению» [12. С. 55]. Диспозитивная форма выра-жения предписаний процедурных правовых норм до-пустима в тех случаях, когда «целесообразнее предос-тавить субъектам возможность выбирать один из двухили нескольких вариантов порядка осуществления ихправ и обязанностей» [12. С. 55-56]. В каких же случа-ях целесообразно закреплять несколько вариантов по-ведения? Представляется, что это необходимо делать вотношении управомоченного субъекта: ему следуетпредоставить право выбирать ту процедуру, котораяему удобна, выгодна и т.д. Такие цели преследует, на-пример, диспозитивная норма п. 7 Постановления Ми-нистерства труда и социального развития РоссийскойФедерации № 17 и Постановления Пенсионного фондаРоссийской Федерации № 19пб от 27 февраля 2002 г., всоответствии с которой граждане могут обращаться запенсией в любое время после возникновения права нанее без ограничения каким-либо сроком путем подачисоответствующего заявления непосредственно либочерез представителя. Однако стоит отметить, что дис-позитивные процедуры не имеют столь широкого рас-пространения, и их диспозитивность ограничена отно-сительной формой, так как, предоставляя субъектамизвестную правовую свободу, они в то же время огра-ничивают усмотрение сторон, определенным образомочерчивая его рамки [13. С. 23].Рекомендательные процедуры права социальногообеспечения на основе действующего законодательствавыявить не удалось. Отсутствие данного вида социально-обеспечительных процедур можно объяснить служебнойролью юридических процедур, а так как подавляющеебольшинство материальных норм права социальногообеспечения являются императивными, соответственно,трудно представить ситуацию, в которой бы императив-ные материальные нормы реализовывались с помощьюрекомендательной процедуры. Кроме того, процедурныенормы права социального обеспечения в основном обя-зывают нуждающихся лиц и соответствующие государст-венные органы и организации совершать определенныедействия и детально регламентируют порядок их совер-шения, что исключает существование рекомендательнойпроцедурной формы.Поощрительные процедуры также не характерны дляправа социального обеспечения, в отличие, например, оттрудового права, в связи с тем, что в соответствующихматериальных поощрительных нормах поощрительнаясанкция либо четко не сформулирована, либо реализуетсяс помощью процедурных норм других отраслей права(например, процедура поощрения в виде права на налого-вые льготы в случае вступления в государственную про-грамму софинансирования пенсии регламентируется со-ответствующими нормами налогового права).По характеру предписаний можно выделить управо-мочивающие, обязывающие и запрещающие процедур-но-правовые нормы. В.С. Аракчеев объясняет целесооб-разность закрепления в одних случаях управомочиваю-щей процедуры, а в других - обязывающей: «Управомо-чивая субъектов действовать в определенном порядке,процедурно-правовые нормы закрепляют путь, наиболееприемлемый для достижения намеченных ими результа-тов. Там, где процесс реализации прав и обязанностейсодержит угрозу нарушения прав других лиц, целесооб-разнее иметь процедуру обязывающую» [12. С. 57-а].Так, норма п. 7 Постановления Министерства труда исоциального развития Российской Федерации № 17 иПостановления Пенсионного фонда Российской Феде-рации № 19пб от 27 февраля 2002 г. управомочиваетнуждающихся лиц обращаться за назначением пенсии влюбое время после возникновения права на нее, без ог-раничения каким-либо сроком, путем подачи соответст-вующего заявления непосредственно либо через пред-ставителя. При этом чтобы не допустить злоупотребле-ния со стороны заявителя, законодатель закрепляет обя-зывающую процедуру по подтверждению права на этотвид обеспечения, а именно в п. 2 Постановления Мини-стерства труда и социального развития Российской Фе-дерации № 16 и Постановления Пенсионного ФондаРоссийской Федерации № 19па от 27 февраля 2002 г.«Об утверждении перечня документов, необходимыхдля установления трудовой пенсии и пенсии по государ-ственному пенсионному обеспечению в соответствии сФедеральными законами «О трудовых пенсиях в Рос-сийской Федерации» и «О государственном пенсионномобеспечении в Российской Федерации» перечисляютсядокументы, которые должны быть приложены к заявле-нию гражданина, обратившегося за назначением трудо-вой пенсии по возрасту (страховой части трудовой пен-сии по возрасту).В отношении соответствующих государственныхорганов (их должностных лиц) предусмотрены в ос-новном обязывающие процедуры. Например, согласнонорме п. 1.5.1 Приказа Министерства здравоохране-ния и социального развития Российской Федерации от29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядкапредоставления набора социальных услуг отдельнымкатегориям граждан» при приеме заявления об отказеот получения набора социальных услуг полностью,либо одной социальной услуги, либо двух социальныхуслуг работником территориального органа Пенсион-ного фонда Российской Федерации гражданину разъ-ясняются права, касающиеся получения государст-венной социальной помощи в виде набора социаль-ных услуг, установленных главой 2 Федеральногозакона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, и делается пре-дупреждение о прекращении предоставления тех со-циальных услуг, от которых гражданин отказался, очем делается соответствующая отметка на заявлении,верность которой подтверждается подписью лица,подающего заявление.Запрещающие процедуры являются редким явлени-ем в правовой действительности вообще и в праве со-циального обеспечения в частности, так как процедуразакрепляет именно порядок совершения определенныхдействий.По юридической силе процедурные нормы могутбыть классифицированы на нормы законов и нормыподзаконных актов. Большинство процедурных нормправа социального обеспечения находят свое закрепле-ние в многочисленных подзаконных нормативных пра-вовых актах. В этой связи представляется спорныммнение В.Н. Протасова о том, что процедурные нормыдолжны быть того же законодательного уровня, что иосновные, а несоблюдение этого требования способноснизить авторитет процедуры, что в свою очередь отра-зится на ее эффективности [14. С. 27].В отношении процедурно-правовых норм в правесоциального обеспечения данное требование едва лиосуществимо (ввиду огромного числа таких норм и ихдинамичности).Кроме того, Министерство здравоохранения и со-циального развития Российской Федерации, осущест-вляя функцию по нормативно-право-вому регулиро-вания в соответствующей области, принимает соци-ально-обеспечительные акты и должно предусматри-вать порядок их реализации. Главное, что должнобыть соблюдено: процедурные нормы права социаль-ного обеспечения должны быть официально опубли-кованы и не должны носить «закрытый» ведомствен-ный характер.По сфере действия можно выделить общие и специ-альные процедурные нормы. В.С. Аракчеев указывает,что, как правило, «процесс реализации общих материаль-ных норм опосредуется общими нормами процедурногохарактера, а специальных - соответствующими проце-дурно-правовыми нормами. Это общее правило. Но изнего могут быть сделаны исключения» [12. С. 60]. Такимисключением является, например, процедура обращенияза пенсией, которая в соответствии с ПостановлениемМинистерства труда и социального развития РоссийскойФедерации № 17 и Постановлением Пенсионного фондаРоссийской Федерации № 19пб от 27 февраля 2002 г. яв-ляется общей по отношению к разным видам пенсий.Широкое распространение процедур в праве соци-ального обеспечения преследует цель повышение эф-фективности реализации материально-правовых норм.Эта же цель должна выступать в качестве своеобразно-го ориентира для законодателя при закреплении кон-кретной социально-обеспечительной процедуры, т.е.ставя вопрос, какой должна быть процедура в каждомконкретном случае (имперавтивной или диспозитив-ной, управомочивающей или обязывающей и т.д.), за-конодатель должен выбирать тот вариант, который внаибольшей степени будет способствовать реализацииправа на тот или иной вид социального обеспечения.

Ключевые слова

procedural norms, procedure, process, social security law, процедурные нормы, процедура, процесс, право социального обеспечения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зеленина Анна ЮрьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Юридического институтаannnna@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Молчанова Т.Н. Формы и виды диспозитивности в советском гражданском праве // Правоведение. 1972. № 4. С. 20-26.
Протасов В.Н. Юридическая процедура. М. : Юрид. лит., 1991. 80 с.
Аракчеев В.С. Процедурно-правовые нормы: понятие и значение в регулировании трудовых отношений : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1981. 211 с.
Маматказин И.Р. Процедурные правоотношения, возникающие в России в связи с действием Закона о государственных пенсиях : дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2000. 162 с.
Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 93-102.
Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. М. : Юрид. лит., 1972. 180 с.
Право социального обеспечения России : учеб. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др. ; под ред. К.Н. Гусова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2010. 640 с.
Аракчеев В.С. К вопросу о роли процедурно-правовых норм в укреплении законности процесса реализации трудовых прав и обязанностей // Вопросы повышения эффективности гражданско-правового регулирования. Томск, 1980. С. 86-91.
Сафаралиев Р.Р. Спор в системе процессуального и процедурного правоотношения по социальному обеспечению // Гражданин и право. 2008. № 10. С. 89-94.
Баришпольская Т.Ю. Гражданские процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практики) : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 1988. 226 с.
Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб. : Норинт, 2001. 960 с.
Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право. Воронеж, 2002. 504 с.
Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. 198 с.
Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М. : Юрид. лит., 1976. 280 с.
 Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия