Концепция прав и свобод человека и гражданина в материалах конституционной комиссии и современные реалии
Акцентируется внимание на современном понимании конституционного перечня прав и свобод личности. Констатируется наличие преемственности в обозначении важности решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина как в эпоху конституционной реформы 1990-1993 гг., так и в настоящее время. Делается вывод, что Конституционная комиссия в своих проектах восприняла естественно-правовую концепцию, исходящую из постулата о том, что права и свободы человека и гражданина должны признаваться, гарантироваться и обеспечиваться государством как уже существующие. Это существенным образом повлияло на развитие современной науки конституционного права.
The concept of human rights and freedoms and civil rights in the materials of the constitutional commissionand the conte.pdf Как известно, проблема прав и свобод человека игражданина - одна из центральных как в науке консти-туционного права, так и в механизме реализации Кон-ституции РФ [1. С. 49]. И это неудивительно, посколь-ку реализация прав и свобод вызывает к жизни боль-шую группу общественных отношений [2. С. 7], нуж-дающихся в научном осмыслении и разработке практи-ческих рекомендаций [3. С. 3].Конституция Российской Федерации, принятая все-народным голосованием 12 декабря 1993 г., обозначилановый этап в конституционно-правовом развитии стра-ны, провозгласив права и свободы человека высшейценностью [4. С. 3]. При этом большое значение имеет«…положение, устанавливающее обязанность государ-ства признавать, соблюдать и защищать права и свобо-ды личности. Конституционная формулировка явносвидетельствует о том, что российский народ… опре-деляет свою приверженность к представлениям о есте-ственном (негосударственном) происхождении прав исвобод и возлагает на учреждаемое им… государство -Российскую Федерацию обязанность их обеспечения»[5. С. 85].Стоит отметить, что Декларация прав и свобод че-ловека и гражданина, принятая Верховным СоветомРСФСР 22 ноября 1991 г. [6. С. 116], «…повлекла засобой полное обновление раздела II Конституции1978 г. "Государство и личность". С этого началисьприведение конституционного законодательства Рос-сии в соответствие с общепризнанными международ-ным сообществом стандартами прав и свобод человека,отказ от принципов в этой сфере, присущих тоталитар-ному государству» [7. С. 194].В проекте Конституции, подготовленном Конститу-ционной комиссией [8. С. 192], нашли системное отра-жение важнейшие положения концептуальной основывзаимоотношений личности и государства, а также га-рантии реализации прав и свобод человека: каждыйимеет право на защиту со стороны государства от неза-конных посягательств на права и свободы, вправе за-щищать свои права и свободы, а также права и свободыдругих лиц в суде и всеми иными не противоречащимизакону способами, имеет право на возмещение вреда,незаконно причиненного здоровью, чести и добромуимени, а также имуществу. Вред, причиненный неза-конными действиями государственных органов и ихдолжностных лиц, возмещается государством. Каждыйвправе в соответствии с международными договорамиРФ обращаться в межгосударственные органы по за-щите прав и свобод человека и гражданина, если ис-черпаны внутригосударственные средства правовойзащиты. Каждому гарантируется право на юридиче-скую помощь для осуществления и защиты прав и сво-бод, а также право на рассмотрение его дела компе-тентным, независимым и беспристрастным судом. За-крепляются принцип презумпции невиновности, об-ратная сила закона, отменяющего или смягчающегоответственность, отсутствие обязанности свидетельст-вовать против самого себя, своего супруга и близкихродственников. Устанавливается, что доказательства,полученные с нарушением закона, не имеют юридиче-ской силы. Предусматривается институт Парламент-ского уполномоченного РФ по правам человека.Современное понимание конституционализмапредполагает наличие конституционного перечня прави свобод личности, гарантированных различными пра-вовыми средствами защиты [9. С. 110].Вместе с тем «принципиально важная проблема,связанная с правами, и свобода… заключается в том,что они весьма широко декларируются, но далеко невсегда гарантируются и реализуются» [10. С. 219], т.е.она сводится не только «к нормированию государствомпределов этих прав и установлению юридических ме-ханизмов их реализации, но и гарантированию пользо-вания этими правами и теми социальными благами,которые в этих правах сокрыты» [11. С. 113].Как отмечается в научной литературе и докладахуполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации, доходы 10% самых богатых людей в15 раз превышают доходы самых бедных. По даннымже Всемирного банка, такое различие оценивается в20 раз. Поэтому не случайно в науке эту ситуацию справами и свободами человека и гражданина характе-ризуют как виртуальную, т.е. свидетельствующую онеосуществленности многих конституционных прав исвобод [1. С. 49].В то же время Е.Н. Кофанова полагает, что «меха-низмы осуществления прав россиян были прописаны впроекте основного закона, подготовленном Конститу-ционной комиссией… но не вошли в действующуюКонституцию. Между тем потребность общества в нихочевидна» [12. С. 107].Действительно, в проектах Конституционной комис-сии содержалась глава о гарантиях прав и свобод, начи-ная с принятого за рабочую основу проекта и вплоть досамого последнего варианта (проект от 12 ноября1990 г. - гл. 2.6. «Гарантии прав и свобод человека»,проект по состоянию на сентябрь 1993 г. - гл. V «Гаран-тии и защита прав и свобод»). Это позволяло в опреде-ленной степени говорить о минимизации декларативно-го характера прав и свобод, провозглашенных Основ-ным законом страны. К сожалению, не все гарантииправ и свобод человека и гражданина, сформулирован-ные в проектах Конституционной комиссии, были ис-пользованы в Конституции РФ (например, конституци-онная норма о правозащитных неправительственныхорганизациях, имеющих право на основании федераль-ного закона и в пределах уставной деятельности осуще-ствлять контроль за соблюдением прав и свобод челове-ка государственными учреждениями и должностнымилицами, положение о парламентских уполномоченныхпо правам этнических меньшинств).Таким образом, можно констатировать актуаль-ность вопроса обеспечения прав и свобод человека игражданина в эпоху конституционной реформы 1990-1993 гг. Вместе с тем эти вопросы остаются актуаль-ными и в настоящее время, подняты современной нау-кой конституционного права и практикой постконсти-туционного развития, что чрезвычайно важно в ракурсепроблематики защиты прав и свобод человека и граж-данина как внутри страны, так и на международномуровне, расширения сфер деятельности органов кон-ституционного правосудия, влияния общепризнанныхпринципов и норм международного права на конститу-ционные механизмы защиты прав и свобод.Конституционная комиссия в своих проектах Кон-ституции восприняла естественно-правовую концеп-цию, исходящую из постулата о том, что права и сво-боды человека и гражданина должны признаваться,гарантироваться и обеспечиваться государством какуже существующие.Указанная концепция существенным образом повлиялана развитие современной науки конституционного права, вконституционно-правовых исследованиях опирающейся напринципиально иную концептуальную основу взаимоот-ношений государства и личности, ориентированную напримат прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова
Constitution of the Russian Federation,
Constitutional Commission,
civil rights,
human rights and freedoms,
Конституция РФ,
Конституционная комиссия,
права и свободы человека и гражданинаАвторы
Романов Евгений Борисович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | соискатель кафедры конституционного и международного права Юридического института | julia_romanov@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Кофанова Е.Н. Российское общественное мнение о Конституции Российской Федерации // Конституционный вестник. 2010. № 2 (20). С. 104-109.
Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. : Норма, 2007. 384 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права : учебник. М. : ТК Велби ; Изд-во Проспект, 2005. 640 с.
Кравец И.А. Конституционализм и демократия: теоретические основы соотношения и практика конституционного правосудия // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. / под ред. В.Ф. Воловича. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. Ч. 14. С. 108-116.
Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия : стенограммы, материалы, документы (1990- 1993 гг.) : в 6 т. / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М. : Волтерс Клувер, 2009. Т. 4 : 1993 г. Кн. 3 (июль - декабрь 1993 г.). 1120 с.
Государственное право Российской Федерации : учебник / под ред. О.Е. Кутафина. М. : Юрид. лит., 1996. 584 с.
Конституционное право России : учеб. / под ред. А.Е. Постникова. М. : Проспект, 2009. 504 с.
Гюлумян В.Г. Тенденции развития Российской Федеральной Конституции : дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2003. 185 с.
Голик Н.М. Конституционная жалоба - гарантия защиты прав и свобод граждан в практике конституционного правосудия Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008. 27 с.
Бочарова С.Н. Конституционная обязанность российского государства охранять права и свободы граждан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1999. 23 с.
Авакьян С.А. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании // Конституционное законодательство субъектов РФ : проблемы совершенствования и использования в преподавании : материалы научной конференции. 25-27 марта 1999 г. / отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 5-12.
Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 43-51.