Рассматриваются сущность и принципы организации функционирования расчетных цен, применявшихся в добывающих отраслях промышленности в плановой экономике, а также формы и виды расчетных цен, применявшихся в плановой экономике, методики определения размеров, структура и составляющие самих расчетных цен, применявшихся в различных отраслях добывающей промышленности; виды и формы расчетных центров, применявшихся для организации функционирования механизмов расчетных цен. Расчетные цены представлены для построения на их основе современного механизма полного изъятия в бюджет страны горной ренты. Описаны место и функции в современных условиях расчетного центра, основы функционирования предлагаемого механизма и его роль и влияние на снижение цен на нефть. Рассмотрена структура цены в нефтедобыче и показано место рентных доходов в структуре цены нефтедобывающей промышленности.
Building a modern mechanism exemption budget in mining rent.pdf Основными недостатками существующего меха-низма изъятия горной ренты являются слабая привязкауказанных платежей к конкретным условиям добычиполезных ископаемых (в качестве единственного кон-кретного параметра, связывающего размер налога сусловиями добычи установлена площадь используемо-го участка) и как следствие неточное определение раз-меров горной ренты, в результате чего недропользова-тели получали возможность оставлять часть горнойренты и не перечислять ее в бюджет, причем эти сум-мы достигали значительных размеров.Учитывая вышесказанное, а также с целью полногоизъятия горной ренты в доход государства предлагаемполностью отделить изъятие горной ренты от налого-обложения прочих доходов добывающих предприятий.Для этого предлагается использовать систему расчет-ных цен, которые отделят недропользователя от горнойренты и оставят ему доход на вложенный капитал (каки везде в промышленности), а также часть добавочнойприбыли, полученной в результате деятельности кол-лективов, направленной на повышение эффективностипроизводства, снижение себестоимости добычи и т.д.Какова же сущность расчетных цен и почему ихприменение вызывало в свое время столь противоречи-вые оценки?По сути, расчетные цены являлись специфическимэкономическим инструментом, обеспечивающим воз-мещение индивидуальных издержек производства вслучае их значительной дифференциации по причинам,вызванным, в основном, влиянием природных условийхозяйствования.В практике хозяйствования могли использоваться раз-личные механизмы функционирования расчетных цен.Например, в угольной промышленности комбинатыразрабатывали и утверждали расчетные цены для подве-домственных звеньев, при этом планы прибыли и реали-зации продукции устанавливались предприятиям в оп-товых ценах. Исходя из планов реализации в оптовых ирасчетных ценах, Министерство угольной промышлен-ности определяло комбинатам годовую сумму выплатили изъятий. За счет изъятых у предприятий сумм, опто-вая цена которых превышает расчетную, в Министерст-ве и на комбинатах создавались фонды регулированиярасчетных цен, средства из которых направлялись темпредприятиям и комбинатам, у которых выручка от реа-лизации в оптовых ценах ниже, чем в расчетных ценах.На предприятиях железорудной промышленностиКриворожского бассейна использовались индивиду-альные коэффициенты на руду на уровне выше и нижеединицы. Роль посредника в расчетах за руду выполня-ла сбытовая организация «Рудосбыт». После расчетов спотребителями по оптовым ценам «Рудосбыт» в зави-симости от уровня установленного коэффициента либоизымал у предприятия соответствующую суммусредств, либо направлял им образующиеся у него из-лишние финансовые ресурсы.И, наконец, в ряде отраслей применялись твердыедифференцированные расчетные цены, используемыепо обычной схеме.Система расчетных цен предполагала наличие двухвидов цен - дифференцированных расчетных цен дляпредприятий-производителей (или групп предприятий)и единых оптовых или зональных оптовых цен - дляпотребителей.При этом предприятиям, имевшим затраты на произ-водство выше средних (по отрасли, району), расчетнаяцена устанавливалась выше, чем оптовая, а для пред-приятий, имевших в силу объективных причин издерж-ки производства ниже средних, - ниже оптовой цены.Каким образом определялся уровень расчетной цены?Так, расчетные цены, действовавшие в угольнойпромышленности до 1979 г., определялись на основа-нии полной плановой себестоимости, которая являлась«основной составной частью расчетной цены предпри-ятия» [1. С. 2].При этом по шахтам и разрезам плановая себестои-мость корректировалась «путем добавления:- внутренних удорожающих факторов, вызванныхповышением цен на уголь;- внешних удорожающих факторов, вызванных по-вышением цен на лесные материалы, рельсы, металло-крепление, канаты, другие материалы и электроэнергию;- начисления соцстраху в резерв на отпуска от сум-мы материального поощрения, кроме средств, преду-сматриваемых на оказание материальной помощи ра-ботникам» [Там же. С. 2].В то же время при определении расчетной цены изплановой себестоимости исключались «плановые пре-мии руководящим и инженерно-техническим работни-кам и служащим» и «оплата процентов за банковскийкредит» [Там же. С. 2].Сумма же плановой прибыли предприятия, учиты-ваемая при определении уровня расчетных цен, уста-навливалась на основании того, что она «должна обес-печивать плату за основные производственные фондыи нормируемые оборотные средства, платежи по про-центам за банковский кредит, отчисления в резерв Ми-нистерства для оказания временной финансовой помо-щи (1,9% от прибыли), а также покрытие плановыхзатрат (возмещение убытков от отпуска угля работни-кам по льготным ценам, убытков по жилищно-коммунальному хозяйству по обогатительным и бри-кетным фабрикам, содержание культурно-просвети-тельных учреждений и пионерских лагерей и др.) иотчисление в фонды материального поощрения, соци-ально-культурных мероприятий и жилищного строи-тельства и развития производства» [1. С. 3].Таким образом, расчетные цены обеспечивали пе-рераспределение прибыли между предприятиями с из-держками производства выше и ниже среднеотрасле-вых (средних по району). Основное их назначение за-ключалось в том, что «расчетные цены выполняютфункцию перераспределения чистого дохода междупредприятиями отрасли, обеспечивая им примерноравные хозяйственные условия» [2. С. 58].Одновременно с этим потребители покупали про-дукцию по единым или зональным оптовым ценам, по-строенным на основе среднеотраслевых (или средних порайону, зоне) затрат на производство продукции.Таким образом, расчетные цены являлись экономи-ческим инструментом, с помощью которого преодоле-вались противоречия между среднеотраслевыми и ин-дивидуальными затратами на производство продукции.Тем самым всем предприятиям данной отрасли (рай-она) обеспечивался нормальный уровень рентабельно-сти, что создавало нормальные условия производства ихозяйствования.Наличие двух видов цен - индивидуальных (груп-повых) расчетных цен для предприятий-поставщиков иединых оптовых цен для потребителей - предполагалоналичие посредника для расчетов.Обычно в качестве таких посредников могли высту-пать вышестоящие органы, снабженческо-сбытовые ор-ганизации и учреждения Государственного банка СССР.В то время существовало два вида форм организацииорганов-посредников между производителями и потре-бителями продукции: расчетные центры при комбинате,объединении или министерстве осуществляют расчеты сподведомственными предприятиями-производителями, аснабженческо-сбытовые организации осуществляютрасчеты с потребителями (такая форма организации рас-четов существовала, в частности, в угольной промыш-ленности); единые расчетные центры, которые выпол-няют функции расчетов как с поставщиками, так и с по-требителями (такая форма организации расчетов суще-ствовала в железорудной промышленности).В предлагаемом механизме изъятия горной ренты,таким образом, расчетные цены будут призваны заме-нить основные специальные платежи, связанные с до-бычей полезных ископаемых (исключение составятплата за геологическую информацию о недрах, сбор завыдачу лицензий и некоторые другие платежи).Исходя из вышесказанного, предлагаемый меха-низм изъятия горной ренты можно представить сле-дующим образом: государство в лице федерального,регионального, отраслевого или бассейнового расчет-ного центра реализует нефть или газ внутренним ивнешним потребителям по соответствующим рыноч-ным ценам. С недропользователями же расчетныйцентр будет расплачиваться по ценам, построенным набазе средней по группе месторождений со сходнымиусловиями добычи (т.е. сходными условиями рентооб-разования) себестоимости плюс прибыль, исчисленнаяна базе установленной рентабельности. При этом врасчет себестоимости должны приниматься толькоконкретные затраты (но не выше установленного пре-дельного уровня по данной статье затрат). Таким обра-зом, предлагаемый механизм подразумевает, что изъя-тие рентного дохода будет происходить на уровне от-дельного месторождения или объекта разработки.Используя в качестве базы для расчета указанныхцен среднюю по группе месторождений со сходнымиусловиями рентоообразования, мы, в определенноймере, учтем при расчетах конкретные условия произ-водства и добычи отдельных недропользователей. Ко-нечно, таким образом мы не добьемся абсолютно точ-ного определения размеров горной ренты для каждогоместорождения, но это вряд ли необходимо. Можноиспользовать для определения размеров горной рентыкаждого конкретного месторождения методики, осно-ванные на применении факторного анализа или другихстатистических методов, но это не позволит ограни-читься для расчетов имеющейся бухгалтерской инфор-мацией, потребует значительных объемов специфиче-ской информации о конкретных природных условияхдобычи каждого месторождения и постоянных пере-расчетов из-за их изменения (например, из-за истоще-ния отдельных месторождений).Использование в качестве базы для расчета указан-ных цен средней по группе месторождений со сходнымиусловиями рентообразования позволит, с другой сторо-ны, определить и ту часть добавочной прибыли, котораяполучена за счет усилий коллективов добывающихпредприятий, направленных на повышение эффективно-сти производства, снижение себестоимости продукции ит.д. То есть, если индивидуальная себестоимость от-дельного месторождения будет ниже, чем средняя погруппе месторождений со сходными условиями добычи,то эта разница, умноженная на объем добычи, и будетсоставлять ту часть добавочной прибыли, которая полу-чена за счет усилий коллективов добывающих предпри-ятий, направленных на повышение эффективности про-изводства, снижение себестоимости продукции и т.д., аее исключение из суммы ренты данного месторождения(сумма горной ренты данного месторождения будет оп-ределяться исходя из среднегрупповой себестоимости)будет стимулировать снижение себестоимости продук-ции, экономное использование всех видов ресурсов иобщее повышение эффективности добычи путем уста-новления для указанной части прибыли пониженнойставки налогообложения прибыли. При этом для недо-пущения «вздувания» себестоимости добычи на всехместорождениях группы целесообразно установить пре-дельно допустимые уровни затрат по отдельным кальку-ляционным статьям.Таким образом, в состав рыночной цены для данногоместорождения входят фактические издержки, средняяприбыль + квазирента + предпринимательская прибыль +рентные доходы (абсолютная рента и предприниматель-ская рента). Тогда расчетная цена для данной группыместорождений будет включать фактические затратыопределенного месторождения, нормальную прибыльнедропользователя, квазиренту и предпринимательскуюприбыль. Кроме этого, все рентные доходы, присутст-вующие в нефтедобыче, составляют сумму абсолютнойренты (ренты редкости), дифференциальной горной рен-ты, квазиренты и предпринимательской прибыли.Необходимость использования предложенного ме-ханизма становится особенно острой, если рассмотретьизменение уровня рентабельности при добыче нефти,ее транспортировке и реализации потребителю.Проведем указанные расчеты на примере крупней-шей Российской нефте- и газодобывающей компании«ЛУКойл». Данные получены с официального сайтакомпании (www.lukoil.ru) из раздела «Результаты дея-тельности по добыче нефти и газа» за 2010 г.Примем следующие данные для расчетов: общаявыручка от реализации нефти, добытой в России и зарубежом, составляет 34 060 млн долл.; результатдеятельности по добыче нефти (прибыль после нало-гообложения) равен 7 517 млн долл.; затраты на до-бычу включают прямые затраты на добычу в размере3 241 млн долл. Кроме этого, затраты на геологораз-ведку; амортизацию и износ, а так же прочие затратысоставляют соответственно 336 млн долл., 2 761 и49 млн долл.Кроме этого, в отчетности компании в расходывключены налог на прибыль и прочие налоги, что со-ставляет 2 127 и 18 129 млн долл. (в сумме это равно20 252 млн долл.). Таким образом, общая сумма затрат,включая налоги, составит 26 639 млн долл.Если мы определим рентабельность добычи нефти(Р1) по отчетности компании (прибыль: затраты на добы-чу × 100%), то получим искомый уровень в 28,21%.Таким образом, мы получим результат, как мини-мум на 12-15% превышающий данные по другим от-раслям промышленности России.Если же при расчете рентабельности принять не чис-тую прибыль, а прибыль до налогообложения, т.е. рас-считаем уровень рентабельности по условиям, принятымдля всей промышленности России, то с учетом этогополучим 104,24%, что и составляет фактический уро-вень рентабельности нефтедобычи. Следует отметить,что во всех отношениях в более удачном 2008 г. уровеньрентабельности составил 113,51%.Следующий этап - транспортировка нефти - малоизменит представленную картину, так как взятая изфинансовой отчетности сумма транспортных расходовпо компании в целом составит лишь 5 608 млн долл.На этом этапе мы получим уровень рентабельно-сти, равный 79,80% (в 2008 г. указанный уровеньрентабельности составил 97,1%), таким образом, наэтапе транспортировки нефти рентабельность ещезначительно превышает среднеотраслевой уровень.Далее переходим к следующему и последнему этапутоварной цепочки - реализации и переработке нефти.Данные для этого берутся из таблицы «Консолидиро-ванный отчет о прибылях и убытках за 2010 г.».Если мы возьмем официальные данные компании,то уровень рентабельности получится весьма низким иравным 9,39%.Однако в официальной отчетности компании вы-плаченные налоги включаются в общую сумму затрат ирасходов. Если исключить из общей суммы расходоввыплаченные налоги, мы получим несколько другуюкартину и уровень рентабельности составит 11,89%.Такой уровень рентабельности является невысоким,но достаточно обычным для современных условий.Однако при этом следует отметить, что на этапе реали-зации нефти происходит и самое большое падение рен-табельности - 101,62%.На этом этапе нет крупных затрат, ведь происходитреализация и переработка нефти; все крупные затратысовершены на предыдущих этапах при добыче и транс-портировке нефти. Исходя из этого следует предполо-жить, что здесь задействованы специальные схемы, прикоторых путем неоднократных продаж нефти опреде-ленным фирмам рентабельность снижается, а основнаячасть прибыли, уходя от налогообложения, остаетсянедропользователю.Отсюда можно сделать вывод, что цена на сыруюнефть многократно завышена, это хотя и приносит вбюджет дополнительные суммы налогов, но одновре-менно является тяжелым инфляционным балластом длянашей экономики, поэтому завышение цен на нефтьявляется, несомненно, отрицательным моментом дляэкономики России.Избежать этого можно, используя предложенный ме-ханизм, основанный на принципе построения расчетныхцен. Цена на сырую нефть при этом резко снизится, таккак основой станет себестоимость ее добычи на худшихместорождениях плюс нормальная прибыль недрополь-зователя. Все прочие месторождения, находящиеся всколько-нибудь лучших условиях, будут получать и со-ответствующие суммы горной ренты, которая будетизыматься в бюджет. При современном ценообразованиина нефть горная рента просто теряется в завышенныхсуммах выручки от реализации сырой нефти.При этом использовать механизм перекупки сыройнефти государством у недропользователей необходимосразу после ее добычи, потому что если это будет де-латься после транспортировки, то этап многократнойперепродажи нефти может быть перенесен на этап дотранспортировки, сразу после добычи.Однако, предложив рассмотренный метод изъятиягорной ренты, следует остановиться на таком весьма важ-ном вопросе, как роль, место и функции органа, которыйбудет скупать нефть у недропользователей и отпускать еев дальнейшем на внутренний и мировые рынки.С точки зрения выполнения возложенных функцийего место и статус не так важны, но они должны гаран-тировать и обеспечивать надлежащее исполнение ука-занных функций.При этом первым и весьма важным вопросом, тре-бующим своего решения становится принцип организацииосновы предлагаемого механизма - расчетного центра, т.е.это будет единый расчетный центр или система расчетныхцентров. При организации расчетных цен в СССР исполь-зовались оба метода их построения (как единые расчетныецентры, так и их системы).В современных условиях наиболее целесообразнойпредставляется система расчетных центров. В пользуэтого говорит объединение в расчетном центре значи-тельного числа разнородных функций.Так, по нашему мнению, в их число должны вхо-дить следующие функции:- определение горно-геологических и прочих ус-ловий добычи нефти, а также их границ, что будетположено в основу формирования групп месторожде-ний со сходными условиями добычи (а следовательно,и разработки методических материалов, определяю-щих отнесение данного месторождения к той илииной группе);- распределение нефтяных месторождений по группамс однородными с точки зрения природных рентообразую-щих факторов условий добычи нефти - расчет средне-групповых цен, т.е. определение обоснованной, принятойк расчету цен среднегрупповой себестоимости и уровнярентабельности добычи, обеспечивающего размеры при-были, позволяющие недропользователям удовлетворятьвсе необходимые потребности и обеспечивать нормальноеразвитие добывающего предприятия (конечно, как ужеговорилось, здесь могут использоваться и средние по про-мышленности России уровни рентабельности производст-ва продукции, но, по нашему мнению, учет отраслевыхособенностей необходим);- анализ затрат на добычу нефти по выделеннымгруппам и определение на этой основе закупочных цен нанефть для сформированных групп месторождений;- определение проектов цен на нефть для внутрен-него рынка страны, при этом с учетом дальноститранспортировки цены на нефть должны быть установ-лены районные или зональные и т.д. Установлениевнутренних цен на нефть должно согласовываться совсеми заинтересованными государственными органамидля учета всех возможных моментов, но при этом ос-новой внутренних цен на нефть должна являться суммазатрат на добычу (по условиям худших месторожде-ний) и транспортировку плюс нормальная прибыльнедропользователя. Такой порядок установления цендля внутреннего рынка может стать действенной и эф-фективной антиинфляционной мерой, так как транс-портные расходы присутствуют в цене на любой товар;- подготовка проектов зональных оптовых и рознич-ных цен на основные виды нефтепродуктов (утверждать-ся указанные цены из-за их значительного влияния науровень инфляции в стране должны Правительством РФ);- обеспечение распределения полученной на даннойтерритории сумм горной ренты между федеральным ирегиональным уровнями (из-за все возрастающих нарегиональном уровне необходимых объемов затрат, впервую очередь на природоохранную деятельность);- распределение добытой нефти внутренним ивнешним рынками, а на внутреннем рынке - междуреспубликами, краями и областями;- учет объемов добычи нефти по отдельным место-рождениям.Для недопущения раздувания размеров затрат не-дропользователями с целью перераспределения суммгорной ренты в их пользу расчетным центрам также, повсей видимости, придется разрабатывать предельнодопустимые удельные уровни или размеры затрат пооднородным группам нефтедобывающих месторожде-ний. Возможно использование и других механизмовсдерживания необоснованного увеличения затрат не-дропользователями.При продаже нефти на внешнем рынке действуютсовершенно другие механизмы формирования цен, накоторые невозможно влиять в одиночку, без согласова-ния со странами - членами ОПЕК. В связи с этим рольрассматриваемого органа ограничивается передачейустановленных объемов нефти для продажи на внеш-них рынках и получение оплаты за нее.Нами рассмотрен лишь самый общий переченьфункций, которые придется выполнять расчетномуцентру. Нет сомнения, что хозяйственная практика по-ставит перед расчетными центрами принципиальноновые задачи, которые сейчас невозможно предусмот-реть. Причиной этого станет изменение экономическойситуации и уровня технологического развития в мире ив стране.Разнородность рассмотренных функций, которые при-дется выполнять предлагаемым расчетным центрам, под-сказывает целесообразность их функционального деления(если не по каждой функции, то по группам однородныхфункций). С другой стороны, необходимость учета терри-ториальных особенностей диктует необходимость их тер-риториального деления (например, по нефтеносным про-винциям или крупным группам месторождений).В процессе проведения расчетов с производителяминефти по ценам, определяемым исходя из затрат на добы-чу на худших месторождениях, плюс нормальная при-быль недропользователя, и недропользователями - поценам, построенным на базе среднегрупповых затрат, инормальной прибыли в виде разницы между этими цена-ми будут образовываться весьма значительные суммы(горная рента), которые должны перечисляться в бюджетстраны.Таким образом, с одной стороны, будет обеспечи-ваться постоянное пополнение бюджета страны, стольнеобходимое в условиях глобального экономическогокризиса, а с другой стороны, предложенный механизмсможет служить ощутимым заслоном инфляции.Кроме этого, использование предлагаемой системырасчетных цен позволит способствовать решению важ-ной, в масштабе всей страны, проблемы - стабилиза-ции цен на моторные топлива. Так, если углеводородыпо всей стране будут реализовываться через единыйрасчетный центр или систему расчетных центров, а ненефтедобывающими компаниями, реализующиминефть как внутри страны, так и за рубежом и стремя-щимися к максимизации прибыли за счет приближениявнутренних цен к мировым, то исчезнет зависимостьмежду внутренними и мировыми ценами на топливо.Так как цены на топливо более не будут стремиться кмировым, возможна не только стабилизация, но и сни-жение цен на топливо, что может повлиять и на сниже-ние общего уровня инфляции в стране.
Теоретические основы и методика построения расчетных цен / под ред. Ю.В. Яковца. М. : Наука, 1969. 168 с.
Временная методика по составлению расчетных цен на уголь, продукты обогащения углей и брикеты для предприятий Министерства угольной промышленности СССР / Минуглепром СССР. М., 1967. 5 с.