Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи

Рассмотрены сложившиеся на сегодняшний день в психологии представления о феномене самодетерминации. Приведены результаты исследования взаимосвязи самодетерминации и параметров личностного потенциала современных молодых людей. Выявлены положительные взаимосвязи между показателями самодетерминации и самоорганизации деятельности, базисными убеждениями личности, удовлетворенностью жизнью, жизнестойкостью и ценностными ориентациями.

Self-Determination in the Structure of Personal Potential of Modern Russian Youth.pdf Современное общество предъявляет высокие требо-вания к деятельности молодых людей, поскольку, вы-ступая основной движущей силой общественного раз-вития, они вынуждены не только приспосабливаться кусловиям быстрых и качественных изменений, но иактивно воздействовать на них для достижения необ-ходимых результатов. В таких ситуациях требуетсябыть готовыми к различным жизненным изменениям, адля этого нужно отказаться от ослепленности собст-венными стереотипами и занять открытую позицию поотношению к процессам, происходящим в мире [1].Успешность действий молодых людей во многом будетзависеть от их готовности к активной деятельности,способности инициировать собственное развитие, вы-ступать источником и причиной собственного поведе-ния, преодолевая негативное влияние ситуаций неоп-ределенности, т.е. от способности к самодетерминации.Выступая и как результат некоторой деятельности, икак характеристика процесса ее выполнения, самоде-терминация способна раскрыть значение одних лично-стных особенностей для жизнедеятельности человека ив большей степени развить другие, т.е. непосредственносвязана с личностным потенциалом человека. В связи сэтим важно определить, насколько современные моло-дые люди обладают способностью к самодетерминации,а также каким образом этот феномен влияет на их лич-ностный потенциал.Термин «самодетерминация» был предложен и де-тально разработан американскими учеными ЭдвардомЛ. Деси и Ричардом М. Райаном. Основные положениятеории самодетерминации были сформулированы при-менительно к проблеме мотивации поведения личностив 80-е гг. ХХ в. При объяснении причин поведения че-ловека эта теория учитывает не только воздействия,оказываемые на него окружающей средой, но и егособственные стремления и способность согласовыватьвнешние требования с имеющимся у него потенциаломдля достижения поставленной цели [2, 3].В настоящее время теория самодетерминации явля-ется одним из основных научных подходов к изучениюмотивации поведения человека, его личностных осо-бенностей и психологического благополучия. Ее теоре-тическая и экспериментальная разработка продолжает-ся в рамках пяти «мини-теорий», к которым относятсяследующие: теория организмической интеграции, тео-рия когнитивной оценки, теория каузальных ориента-ций, теория базовых психологических потребностей итеория содержания целей [4]. Кроме того, следует учи-тывать, что в современной психологии достаточно час-то используются в качестве синонимов понятия «само-детерминация» и «автономия», однако второе из нихявляется более широким, поскольку допускает и иныетрактовки [5, 6].В рамках теории Э.Л. Деси и Р.М. Райана человеквыступает как активный деятель, способный эффек-тивно использовать присущие ему биологические, пси-хологические и социальные свойства для достиженияпоставленной цели даже в условиях ограничений, на-кладываемых текущей ситуацией. Это связано с тем,что он обладает тремя базовыми психологическимипотребностями, которые являются врожденными посвоей природе: потребностью в самодетерминации(или автономии), потребностью в компетентности ипотребностью в близких отношениях с другими людь-ми. Потребность в самодетерминации включает стрем-ление человека самостоятельно контролировать собст-венные действия и поведение, а также быть их незави-симым инициатором [2, 3]. Ее удовлетворение теснымобразом связано с двумя остальными и не может бытьдостигнуто без них. Например, в рамках эксперимен-тальных исследований подростки с высоким уровнемсамодетерминации отмечали, что их взаимоотношения сродителями являются доверительными и дружескими, асами родители охотно интересуются их деятельностью,но при этом предоставляют им достаточное количествосвободы в действиях [3, 7, 8].Самодетерминация выступает не только как по-требность, но и как качественная характеристика пове-дения человека. Под самодетерминацией понимаютспособность человека выбирать и делать выборы, чув-ствовать себя, а не подкрепления, стимулы или какие-то иные силы, которые также могут выступать в каче-стве детерминант его поведения [5]. При этом именночеловек, его убеждения, желания и стремления высту-пают источником и причиной его поведения, а успехиили неудачи в действиях объясняются эффективностьюсаморегуляции. Это свидетельствует о большой роливнутреннего локуса контроля и воли в обеспечениисамодетерминации поведения. Ее отличительной осо-бенностью является гибкость человека в управлении ивзаимодействии между собой и окружением, т.е. чело-век способен таким образом выстроить поведение вконкретных условиях, чтобы действовать в соответст-вии с предъявляемыми требованиями и достичь по-ставленной цели. Самодетерминация может включать всебя как осуществляемый человеком контроль собст-венного окружения или результатов действий, так ивыбор прекращения этого контроля. Эмпирическимикритериями самодетерминации выступают такие пси-хологические характеристики, как спонтанность, креа-тивность, интерес и личностная значимость как причи-ны действий, ощущение себя свободным, а также от-дельные психолингвистические индикаторы (преобла-дание в речи глагола «хочу» над «должен») [2, 3, 5].Становление самодетерминации способствует фор-мированию внутренней мотивации, которая являетсяосновой автономного, неадаптивного поведения чело-века, повышению уровня сложности выполняемой за-дачи, гармонизации отношений с другими людьми, атакже понижению уровня стресса. Автономное поведе-ние позволяет человеку стать подлинным, аутентичными действовать в соответствии с собственным Я.Кроме того, возможность самодетерминации в тойили иной сфере жизнедеятельности человека (профес-сиональная, учебная деятельность, процесс лечения)создает условия для достижения им высоких результа-тов и укрепления его психологического благополучия.Например, Э.Л. Деси экспериментально установил,что поощрение руководством автономного, неадаптив-ного поведения менеджеров среднего звена способст-вует росту эффективности их деятельности, а такжеудовлетворенности условиями их труда. Подобные ре-зультаты были получены им на выборке банковскихработников.Дж. Вильямс на основе данных многочисленныхэкспериментов пришел к выводу, что если медицин-ский персонал поликлиники оценивается пациентамикак поддерживающий их автономное поведение, топроцесс лечения протекает гораздо успешнее [9], по-этому, с точки зрения Э.Л. Деси и Р.М. Райана, самоде-терминация необходима для поддержания здоровья.Напротив, отсутствие самодетерминации может при-вести к различным негативным последствиям (напри-мер, физическая и вербальная агрессия, чувство беспо-мощности) [5].Для нас принципиально важным оказывается мне-ние о природе феномена самодетерминации, котороебыло сформулировано отечественными психологамиЕ.Р. Калитеевской и Д.А. Леонтьевым. Они отмечают,что самодетерминация предполагает активность лич-ности по отношению к внешнему миру и собственнымпсихологическим процессам, но при этом она не явля-ется врожденной потребностью, как это утверждаетсяЭ.Л. Деси и Р.М. Райаном. Ее становление происходитв процессе психического развития человека на основепостепенно формирующихся и сближающихся друг сдругом стремления к свободе (как готовности челове-ка к активным действиям) и ответственности (каквысшей формы саморегуляции) в его поведении.Ключевым периодом в рамках этого процесса высту-пает подростковый возраст, поскольку на данном эта-пе паттерны свободы и ответственности объединяют-ся, образуя высший уровень саморегуляции - самоде-терминацию [7, 8].Кроме того, Д.А. Леонтьев отмечает, что самоде-терминация выступает важным компонентом личност-ного потенциала. Под личностным потенциалом онрассматривает «системную организацию индивидуаль-но-психологических особенностей личности, лежащуюв основе ее способности исходить из устойчивых внут-ренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятель-ности и сохранять стабильность смысловых ориента-ций и эффективность деятельности на фоне давлений иизменяющихся внешних условий» (Цит. по: [5.С. 219]). В психологии достаточно сложным являетсявопрос о параметрах личностного потенциала человека.В работах разных авторов приведены различные точкизрения. Однако личностный потенциал может бытьоценен по наличию у человека личностных качеств,необходимых для выполнения какой-либо деятельно-сти и достижения значимых результатов. Самодетер-минация позволяет человеку согласовать имеющиеся унего ресурсы, к числу которых могут быть отнесеныспособности, личностные черты, нераскрытые возмож-ности и задатки для организации собственной жизне-деятельности в целом и достижения поставленной целив частности [5].Нами было проведено исследование, целями кото-рого выступили оценка уровня самодетерминации ивыявление взаимосвязи самодетерминации с основны-ми параметрами личностного потенциала современныхмолодых людей. Основным методом оценки самоде-терминации испытуемых выбрана шкала самодетерми-нации (Е.Н. Осин) [10]. Для изучения параметров лич-ностного потенциала традиционно использовались оп-росник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандри-кова), тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптированныйД.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой), шкала «Удовле-творенность жизнью» (Э. Динер, адаптированнаяЕ.Н. Осиным), шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптированная О. Кравцовой) [11, 12]. Так-же в данном исследовании была применена модифика-ция методики диагностики ценностных ориентаций«Якоря карьеры» (Э. Шейн, адаптированная В.А. Чикери В.Э. Винокуровой). Модификация заключалась в из-менении (после проведенного факторного анализа ре-зультатов тестирования большой выборки людей) не-которых ключей к шкалам методики и выделению двухоригинальных шкал - ориентации на «свободу для» ина «свободу от» [13].В исследовании приняли участие 113 человек в воз-расте 18-32 года (студенты, аспиранты и выпускникивузов). Полученные в рамках эксперимента данныебыли занесены в электронную базу и обработаны с по-мощью методов описательной статистики (расчетсредних значений, стандартного отклонения), корреля-ционного (r-коэффициент Пирсона) и факторного ана-лиза (метод главных компонент с последующим Varimaxnormalized-вращением). Основные расчеты былипроизведены с помощью программы Statistica 5.0.Средние значения и стандартные отклонения по ос-новным показателям шкалы самодетерминации оказа-лись следующими: «аутентичность» (16,26±2,98), «са-мовыражение» (10,52±2,84), «воспринимаемый выбор»(18,37±3,67), «общий показатель самодетерминации»(15,05±2,48). Полученные нами результаты превосхо-дят соответствующие стандартные значения для этойметодики [10]. Это свидетельствует о том, что совре-менные юноши и девушки стремятся реализовать соб-ственный потенциал в ходе деятельности и раскрытьсобственные возможности. При принятии решений онисклонны согласовывать собственные стремления и тре-бования текущей ситуации, контролировать процессвыполнения деятельности, а в случае возникновениятрудностей анализировать допущенные ошибки.Для проверки наличия связи между самодетермина-цией и параметрами личностного потенциала нами былпроведен корреляционный анализ. В итоге мы обнару-жили ряд значимых корреляций. Так, были выявленыположительные взаимосвязи между шкалой «самоцен-ность» методики определения базисных убежденийР. Янов-Бульман и всеми показателями шкалы самоде-терминации: «аутентичность» и «самоценность» (r == 0,53 при р = 0,000), «самовыражение» и «самоцен-ность» (r = 0,47 при р = 0,000), «воспринимаемый вы-бор» и «самоценность» (r = 0,36 при р = 0,000), «общийпоказатель самодетерминации» и «самоценность» (r == 0,57 при р = 0,000). Значит, сложившееся в детствеосознание современными молодыми людьми собствен-ной компетентности, значимости для других людей ивозможности небольшого везения может способство-вать принятию ими решений на основе своей внутрен-ней системы убеждений, актуализации желания реали-зовать себя в определенной сфере, а также оставатьсяподлинным, аутентичными в общении с другимилюдьми. Кроме того, показатель «самовыражение» пошкале самодетерминации положительно коррелировалсо шкалами «благосклонность мира» (r = 0,30 прир = 0,005). Можно сделать вывод, что современныеюноши и девушки воспринимают окружающий их миркак позитивно настроенный по отношению к ним, аподобные убеждения, как правило, инициируют само-развитие и поиск подходящих сфер жизнедеятельностидля самореализации [10].Также были выявлены значимые взаимосвязи меж-ду суммарным индексом шкалы базисных убеждений ипараметрами «аутентичность» (r = 0,33 при р = 0,000),«самовыражение» (r = 0,40 при р = 0,000) и «общийпоказатель самодетерминации» (r = 0,39 при р = 0,000).В связи с этим можно сделать вывод, что переживаниемолодыми людьми чувства психологической безопас-ности помогает им в построении автономного, сверх-адаптивного поведения, направленного на достижениепоставленных целей и раскрытие новых возможностей.Между основными параметрами по шкале самоде-терминации и показателями по опроснику самооргани-зации деятельности были выявлены следующие значи-мые корреляции. Так, шкала «целеустремленность»(ОСД) положительно коррелирует со шкалами «само-выражение» (r = 0,49 при р = 0,000) и «общий показа-тель самодетерминации» (r = 0,43 при р = 0,000).Таким образом, наличие целей у современных мо-лодых людей способствует их самораскрытию в про-цессе деятельности, а также самодетерминации в це-лом. В свою очередь, стремление молодых людей вы-страивать свою деятельность, исходя из собственнойсистемы убеждений, желаний и стремлений, брать насебя ответственность за поступки и принятые решенияпозволяет им шаг за шагом приближаться к намечен-ной цели. Этот факт подкрепляют положительная кор-реляция между шкалами «настойчивость» (ОСД) и«общий показатель самодетерминации» (r = 0,30 прир = 0,003), а также положительные зависимости междуиндексом целеустремленности (как среднеарифметиче-ское шкал «целеустремленность» и «настойчивость»ОСД) и всеми показателями по шкале самодетермина-ции: индекс целеустремленности и «аутентичность»(r = 0,34 при р = 0,000), индекс целеустремленности и«самовыражение» (r = 0,46 при р = 0,000), индекс целе-устремленности и «воспринимаемый выбор» (r = 0,31при р = 0,001), индекс целеустремленности и «общийпоказатель самодетерминации» (r = 0,46 при р = 0,000).Интересно отметить, что отсутствовали значимыесвязи между показателями самодетерминации и ин-дексом «рациональность», который вычислялся каксреднеарифметическое трех шкал: «склонность к пла-нированию», «фиксация на процессе» и «склонность ксамоорганизации деятельности». По-видимому, само-детерминация молодых людей и их рациональное от-ношение к своей деятельности, в отличие от склонно-сти ставить и достигать цели, еще не в полной мересвязаны друг с другом в силу возраста. Тем не менееобщий суммарный балл ОСД оказался в прямой зави-симости с параметрами «аутентичность» (r = 0,30 прир = 0,002), «самовыражение» (r = 0,39 при р = 0,000) и«общий показатель самодетерминации» (r = 0,39 прир = 0,000). Следовательно, наличие у современныхюношей и девушек умения ставить цели, планироватьстратегии их достижения и настойчиво их добиваться,организовывать собственную деятельность с помо-щью внешних средств и преодолевать возникающиетрудности может в разной степени комбинироваться сих способностью к самодетерминации, усиливая ихличностный потенциал.Основные показатели по шкале самодетерминациибыли сопоставлены с суммарным баллом по тесту жиз-нестойкости С. Мадди. В итоге были выявлены положи-тельные корреляции между следующими переменными:общий показатель жизнестойкости и «аутентичность»(r = 0,49 при р = 0,000), общий показатель жизнестойко-сти и «самовыражение» (r = 0,60 при р = 0,000), общийпоказатель жизнестойкости и «воспринимаемый выбор»(r = 0,37 при р = 0,000), общий показатель жизнестойко-сти и «общий показатель самодетерминации» (r = 0,61при р = 0,000). Это указывает на то, что высокая жизне-стойкость современных молодых людей может способ-ствовать формированию у них склонности к самодетер-минации, стремления руководствоваться собственной«системой координат» в процессе деятельности и ком-муникации с другими людьми.В отношении суммарного показателя по шкалеудовлетворенности жизнью и основных переменных пошкале самодетерминации были выявлены следующиезначимые взаимосвязи: «удовлетворенность жизнью» и«аутентичность» (r = 0,37 при р = 0,000), «удовлетво-ренность жизнью» и «самовыражение» (r = 0,60 прир = 0,000), «удовлетворенность жизнью» и «общий по-казатель самодетерминации» (r = 0,41 при р = 0,000).Это на примере современных молодых людей под-тверждает основные положения позитивной психоло-гии о том, что самодетерминация, автономное поведе-ние и самовыражение в значимой деятельности способ-ствуют удовлетворенности жизнью [5].При анализе связей между показателями самоде-терминации и ценностными ориентациями в деятель-ности в выборке молодых людей нами была выявленатолько одна значимая связь. Как оказалось, показа-тель «самовыражение» шкалы самодетерминации по-ложительно коррелирует с показателем ориентации на«вызов» методики «Якоря карьеры» (r = 0,32 прир = 0,001). Это означает, что молодые люди с высокимстремлением к самовыражению более склонны вос-принимать неординарные жизненные события и про-блемы в качестве личного «вызова». Подобные «со-бытия-вызовы», очевидно, инициируют их активностьи направляют деятельность, позволяя накапливатьжизненный опыт и усиливать собственный потенциал.Важно, что стремление реализовать собственные воз-можности может обеспечивать современным молодымлюдям с высокой ориентацией на «вызов» способ-ность решать на высоком уровне достаточно сложныезадачи, что может, например, быть значимым для на-учной, инновационной и предпринимательской дея-тельности.Для получения дополнительных фактов о наличиивзаимосвязи между самодетерминацией и основнымипараметрами личностного потенциала нами был прове-ден факторный анализ с помощью метода главныхкомпонент и последующей ротацией факторов Varimax-normalized. В процедуру факторизации быливключены 11 переменных. В итоге было выделено4 фактора, объясняющих 66,02% дисперсии (таблица).При анализе факторных нагрузок переменных былиучтены значения выше 0,5.Результаты факторного анализаПоказатели Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4Общий показатель самодетерминации 0,8308 0,0100 0,0957 -0,0944Базисные убеждения (общий индекс) 0,5653 0,0270 0,5167 0,0837Удовлетворенность жизнью 0,6470 0,1386 0,2388 0,0478Жизнестойкость 0,8472 -0,0853 0,0551 0,3070ОСД: Индекс целеустремленности 0,6818 -0,1962 -0,2804 0,4708ОСД: Индекс рациональности 0,2189 -0,3558 0,2582 0,5927ЯК: Ориентация на служение 0,1281 -0,0285 0,8299 0,2037ЯК: Ориентация на вызов 0,0938 0,1643 0,3519 0,6748ЯК: Ориентация на предпринимательство -0,0020 0,5865 -0,2624 0,5341ЯК: Ориентация на свободу для -0,0963 0,7838 0,1580 0,0953ЯК: Ориентация на свободу от 0,1192 0,6962 -0,0526 -0,1559Expl.Var 2,7078 1,6632 1,3905 1,5009Prp.Totl 0,2462 0,1512 0,1264 0,1364Примечание qњ|йb. ОСД - опросник самоорганизации деятельности; ЯК - методика «Якоря карьеры».В фактор 1, который объясняет 24,62% дисперсии,вошли переменные «общий показатель самодетерми-нации» (0,83), «базисные убеждения (общий индекс)»(0,57), «удовлетворенность жизнью» (0,65), «жизне-стойкость» (0,85), индекс целеустремленности (0,68).Очевидно, что фактор 1 отражает структуру личност-ного потенциала молодых людей, компоненты которойвзаимосвязаны друг с другом. Это совпадает с резуль-татами, представленными нами ранее [11, 12, 14]. Приэтом в свете представлений Е.Р. Калитеевской иД.А. Леонтьева [5, 7] можно утверждать, что убежден-ность в позитивной природе мира, чувство психологи-ческой безопасности, уверенность в собственной ком-петентности и значимости для других людей, а такжежелание активно действовать и преодолевать возни-кающие трудности может стать основой для самоде-терминации современных молодых людей.Фактор 2 объясняет 15,12% дисперсии и включаетнесколько ценностных ориентаций, определяемых пометодике «Якоря карьеры»: «ориентация на предпри-нимательство» (0,59), «ориентация на свободу для»(0,78) и «ориентация на свободу от» (0,70). Объедине-ние этих признаков позволяет сделать вывод, что длячасти современной молодежи предпринимательство,которое ориентирует их деятельность, может специфи-чески комбинироваться с ориентацией на «свободу»(возможность достичь свободы). Вероятно, что такаякомбинация может быть связана со специфическимжизненным стилем предпринимателя (см. далее интер-претацию фактора 4).Фактор 3, общая доля дисперсии которого составля-ет 12,64%, объединяет две переменные: общий индекс«базисных убеждений» (0,52) и показатель «ориента-ция на "служение"» (0,83). В связи с этим можно сде-лать предположение о том, что убежденность совре-менных молодых людей в благосклонности и доброже-лательности окружающего мира и других людей, кото-рая формируется в детстве, способствует укреплениюих ценностной ориентации на служение другим людям,оказание им помощи и поддержки.Фактор 4 объясняет 13,64% общей дисперсии ивключает в себя следующие переменные: индекс ра-циональности (0,59), «ориентация на вызов» (0,67) и«ориентация на предпринимательство» (0,53). Это, понашему мнению, свидетельствует о том, что у частимолодых людей ориентация на предпринимательскуюдеятельность может комбинироваться с рациональнымотношением к деятельности и ориентацией на «вызов».Это может представлять собой еще один специфиче-ский стиль предпринимательской активности, который,по нашему мнению, соответствует западной культуре иментальности. Это рационально и прагматично ориен-тированный стиль, сочетающий склонность к плани-рованию, преодолению трудностей и работе на пределесвоих возможностей. Как пишет Д.А. Леонтьев, «в этойкультурной модели цели и желания человека конкрет-ны и заданы, не подлежат проблематизации»[5. С. 119].Учитывая выявленные факторы, мы предполагаем,что высокий личностный потенциал у молодых людейможет сочетаться с различными ценностными ориен-тациями, на что мы уже указывали в своих более ран-них работах [12, 14].Таким образом, проблема самодетерминации явля-ется одной из наиболее актуальных для современнойпсихологической науки [5]. В ходе экспериментальногоисследования было установлено, что современным мо-лодым людям свойственно высокое стремление к само-детерминации. Ее показатели коррелируют с жизне-стойкостью, целеустремленностью, базисными убеж-дениями и удовлетворенностью жизнью, которые мырассматриваем в качестве основных компонентов лич-ностного потенциала. Как свидетельствуют результатыфакторного анализа, самодетерминация входит в егоструктуру и может сочетаться с разными ценностнымиориентациями на деятельность. Очевидно, что самоде-терминация является такой характеристикой, котораяможет способствовать реализации современных моло-дых людей в профессиональном и карьерном плане,обеспечивая их конкурентоспособность. Она можетоказывать положительное влияние на раскрытие лич-ностного потенциала юношей и девушек, поскольку витоге позволяет им выйти из-под власти обстоятельстви собственных потребностей.

Ключевые слова

самодетерминация, личностный потенциал, базовые убеждения, удовлетворенность жизнью, самоорганизация деятельности, жизнестойкость, ценностные ориентации, self-determination, personal potential, world assumptions, life satisfaction, self-organization of activity, hardiness, value orientations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мартынова Марина АлександровнаЛесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск, Красноярский край)ассистент кафедры психологии развития личностиmartynova.marina.24@gmail.com
Богомаз Сергей АлександровичНациональный исследовательский Томский государственный университетпрофессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой организационной психологии факультета психологииbogomazsa@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.
Богомаз С.А. Модификация методики диагностики ценностных ориентаций «Карьерные ориентации» // Сибирский психологический журнал. В печати.
Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. М. : СГУ, 2010. Вып. 12. С. 77-88.
Osin E., Boniwell I. Self-determination and well-being. Poster presented at the Self-Determination Conference. Ghent, Belgium, 2010.
Будакова А.В., Сметанова Ю.В., Богомаз С.А. Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала // Вестник ТГУ. 2010. № 338. С. 156-159.
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru
Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49-55.
Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Бородина И.И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68-80.
Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 679 с.
Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл ; Академия, 2006. 336 с.
Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 343 с.
Леонтьев Д.А. Психология свободы. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/
 Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия