Рассматривается феномен личностной беспомощности как системная характеристика субъекта, детерминируемая дисгармоничным стилем семейного воспитания. Теоретически обосновывается функциональная значимость личностной беспомощности для субъекта. Представлена дифференциация функций личностной беспомощности, описана их реализация, предложена типология личностной беспомощности.
Psychological functions of personal helplessness.pdf Современная психологическая наука, преодолевфрагментарность изучения личности, приобрела новуюметодологическую основу к исследованию человека.Таким целостным подходом стала психология субъекта(Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский,А.Л. Журавлев, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко и др.), ко-торая позволяет обратиться к целостному изучениючеловека, интегрировать различные аспекты его иссле-дования, а также открывает возможность рассматри-вать поведение человека как опосредованное его внут-ренним миром. Конкретизация положений психологиисубъекта нашла свое отражение в системно-субъектномподходе, развиваемом Е.А. Сергиенко (2006, 2007),Е.В. Куфтяк (2011), согласно которому человек стре-мится сохранить свою целостность, делая то, что соот-ветствует его жизненным смыслам и в соответствии ссобственной субъектностью, т.е. в соответствии со сво-ей интегративной уникальностью, которая представле-на единой системой, включающей всю историю разви-тия субъекта [1].В качестве интегративной характеристики, опреде-ляющей субъектность, может выступать самостоятель-ность или личностная беспомощность, определяющиеразличные степени активности и автономности. Кон-цепция личностной беспомощности описывает ееструктуру, природу, предпосылки формирования, про-явление в деятельности и поведении субъекта, а такжеиндивидуальные особенности лиц с личностной беспо-мощностью. Кроме того, автором концепции эмпири-чески установлено, что личностная беспомощностьсопряжена с низким уровнем субъектности, тогда каксамостоятельность - с высоким. Концепция личност-ной беспомощности предлагает теоретическое обосно-вание влияния личностных особенностей, составляю-щих самостоятельность и личностную беспомощность,на деятельность и поведение человека. Концепция лич-ностной беспомощности нашла своё отражение и ве-рификацию в ряде диссертационных исследований(Е.В. Веденеева, 2009; Е.В. Забелина, 2009; Д.А. Ци-ринг, 2010; Ю.В. Яковлева, 2011), монографии(Д.А. Циринг, 2010).Согласно концепции личностная беспомощностьявляется системной характеристикой субъекта, пред-ставляющей собой единство определенных личностныхособенностей, возникающих в результате взаимодейст-вия внутренних условий с внешними (системой взаи-моотношений, опытом неконтролируемых травми-рующих событий), определяющей низкий уровеньсубъектности, т.е. низкую способность человека преоб-разовывать действительность, управлять событиямисобственной жизни, ставить цели и достигать их, пре-одолевая различного рода трудности [8]. Личностнаябеспомощность проявляется в жизнедеятельностисубъекта пассивностью поведения, неспособностьюиспользовать имеющиеся возможности желаемого пре-образования ситуации, трудностями во взаимоотноше-ниях с окружающими.Таким образом, личностная беспомощность, явля-ясь системным качеством, регулирует поведение инди-вида, восприятие, отношение к действительности, дея-тельности, обусловливая снижение ее успешности [2].Характеристики данного феномена таковы, что, на пер-вый взгляд, свидетельствуют исключительно о нега-тивном его содержании. Однако известно, что в психи-ке нет случайных элементов, любой феномен несет всебе функциональность. Это подчеркивает и систем-ный подход, обращая внимание на неслучайность пси-хических явлений. Современные представления о сис-темности психики убеждают нас, что личностная бес-помощность не является однозначно негативным фе-номеном. Это подтверждает мысль М. Селигмана, ро-доначальника теории выученной беспомощности, ко-торый отмечает, что «умеренный пессимизм можетпринести ограниченную пользу» [3]. Здесь речь идет опессимистическом атрибутивном стиле как фактореформирования выученной беспомощности, в то жевремя входящем и в симптомокомплекс личностнойбеспомощности.Рассмотрение личностной беспомощности с пози-ций теории функциональных систем П.К. Анохина даетоснование говорить о личностной беспомощности какхарактеристике условно выгодной для субъекта. Пони-мание субъекта как функциональной системы, а лично-стной беспомощности - как характеристики, задающейособенности этой системы, существование которойподчинено получению определенного полезного ре-зультата (П.К. Анохин, 1970; К.В. Судаков, 2010), зна-чительно расширит поле исследования данного фено-мена, позволит описать его функциональное значениедля индивида [4].Согласно теории функциональных систем П.К. Ано-хина, целостный организм «представляет слаженнуюинтеграцию множества функциональных систем, однииз которых своей саморегуляторной деятельностьюопределяют устойчивость различных показателейвнутренней среды - гомеостазис, другие - адаптациюживых организмов к среде обитания. Одни функцио-нальные системы генетически детерминированы, дру-гие складываются в индивидуальной жизни в процессевзаимодействия организма с внешней средой. Основ-ным признаком функциональной системы является то,что существование любой функциональной системы не-пременно связано с получением какого-либо четко очер-ченного приспособительного эффекта (П.К. Анохин,1973) (выделено нами. - И.П., Д.Ц.) [5]. В концепцииличностной беспомощности ясно демонстрируется, чтофеномен личностной беспомощности, по сути, являетсясистемной характеристикой субъекта, выступает фак-тором, определяющим центральную качественную ха-рактеристику субъекта как системы - уровень субъект-ности. Личностная беспомощность, определяя низкийуровень субъектности, в то же время представляет со-бой подсистему, отличающуюся структурной органи-зацией компонентов (мотивационный, волевой, когни-тивный, эмоциональный), особенностями их взаимо-действия. Однако с позиций теории функциональныхсистем одно лишь «взаимодействие компонентов» неможет быть основой системного процесса, необходимсистемообразующий фактор, направляющий взаимо-действие компонентов в системе [5]. Таким императив-ным фактором, по П.К. Анохину, выступает опреде-ленный полезный результат, использующий все воз-можности системы. Итак, мы видим, что формированиесистемы подчинено получению определенного полез-ного результата, а недостаточный результат может це-ликом реорганизовать систему. На основе данных вы-водов П.К. Анохин определяет систему как комплексизбирательно вовлеченных компонентов, у которыхвзаимодействие и взаимоотношения принимают харак-тер взаимосодействия компонентов, направленного наполучение фокусированного полезного результата [4].Таким образом, теоретическая рефлексия привеланас к выводу, что полнота исследования феноменаличностной беспомощности достигается, если рассмат-ривать его как функциональную систему, имеющуюсвою структуру, компоненты которой формируются виндивидуальной жизни под воздействием средовыхфакторов, продуцирующую полезные приспособитель-ные результаты.На основе теоретического анализа нами были выде-лены три функции личностной беспомощности, кото-рые являются полезными для индивида: защитная,адаптивная и манипулятивная. В основу дифференциа-ции функций личностной беспомощности легли факто-ры ее формирования, а именно средовые факторы.Понимание приспособительного эффекта, которыйдает личностная беспомощность, также позволяет обо-значить и её основные функции. Для этого обратимся канализу основных средовых факторов формированияличностной беспомощности, наиболее существеннымфактором выступает нарушение взаимоотношений всемье [6]. На основе эмпирических исследований, про-веденных первым автором настоящей статьи, были оп-ределены четыре категории родителей, реализующихтакой стиль воспитания, при котором с большей веро-ятностью формируется беспомощность. Данными дис-гармоничными стилями воспитания явились домини-рующая гиперпротекция, повышенная моральная от-ветственность, жестокость родителей и непоследова-тельность в воспитании. Рассматривая семью как сис-тему и основываясь на выводах М. Сельвини-Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккина, Д. Прата М. Боу-эна, С. Минухина, Г. Бейтсона, Д. Хейли, Э.Г. Эйде-миллера, В.В. Юстицкиса и других, которые также рас-сматривали семью с позиции системного подхода, лю-бой психологический феномен в семейной системе не-сет функциональный результат [7, 8]. На это указываютданные, полученные нами при исследовании семьи какфактора формирования личностной беспомощности удетей [9].Мы полагаем, что личностная беспомощность,сформировавшаяся при различных дисгармоничныхстилях воспитания, выполняет различные функции,которые обеспечивают достижение более целостныхотношений индивида со средой. Первоначально функ-ции личностной беспомощности, зародившиеся в се-мье, реализовываются именно там, так как они необхо-димы ребенку для поддержания нормальной жизнедея-тельности, компенсации собственной неспособностивлиять на действительность, но, вероятно, в дальней-шем, в процессе онтогенеза, распространятся на другиесферы его жизнедеятельности.Итак, по нашему мнению, личностная беспомощ-ность, сформировавшаяся в процессе реализации сти-лей воспитания той или иной категорией родителей,сохраняя свою психологическую природу, выполняетразличные по своему содержанию функции, направ-ленные на полезный результат.В результате теоретического анализа особенностейнарушений семейных взаимоотношений и спецификиреализации того или иного стиля воспитания мы сдела-ли следующее гипотетическое предположение: придоминирующей гиперпротекции личностная беспо-мощность у ребенка выполняет манипулятивнуюфункцию, тогда как при повышенной моральной ответ-ственности и жестокости родителей - адаптивную, апротиворечивый стиль воспитания актуализирует за-щитную функцию личностной беспомощности у ре-бенка.Возвращаясь к четырем типам родителей, стили вос-питания которых способствуют формированию лично-стной беспомощности у ребенка, реализующей соответ-ствующую функцию, произведем попытку теоретическиобосновать выдвинутое ранее предположение.Семейное воспитание, характеризующееся домини-рующей гиперпротекцией, проявляется в постоянномстремлении родителей к максимальному и некритич-ному удовлетворению любых потребностей ребенка, втакой семье воспитанию ребенка отдают много сил ивремени, но в то же время лишают его самостоятельно-сти, у ребенка нет возможности проявить инициативу,автономность, активность. Поощрение со стороны ро-дителей несамостоятельности ребенка является доста-точным условием для формирования личностной бес-помощности. В дальнейшем при возникновении ситуа-ций, требующих самостоятельности от ребенка, напри-мер, вне семьи, сформированная в процессе такоговоспитания личностная беспомощность будет выпол-нять скорее манипулятивную функцию для поддержкипривычной жизнедеятельности субъекта.Говоря о манипулятивном поведении, следует отме-тить, что в психологической литературе оно определя-ется как вид психологического воздействия, используе-мый для достижения одностороннего выигрыша посред-ством скрытого побуждения другого к совершению оп-ределенных действий (Е.Л. Доценко, 2000). Исследова-тели также отмечают, что негативное оценивание окру-жающего мира, убежденность в неспособности контро-лировать жизненные события и управлять ими способ-ствуют возникновению склонности к манипулированиюокружающими и реализации манипулятивной стратегииповедения (О.В. Каракулова, 2008). Перечисленныеличностные черты присущи субъекту с личностной бес-помощностью, что доказывает возможность реализациитаким субъектом манипулятивного поведения [10, 11].На наш взгляд, манипулятивная функция личностнойбеспомощности может быть реализована за счет привле-чения внимания окружающих и получения их поддерж-ки посредством изменения поведения. Так, ребенок сличностной беспомощностью, проявляя пассивность,замкнутость, тревожность, демонстрирует изменениепривычного для окружающих поведения, что трактуетсяпоследними как угрожающее его благополучию, и ок-ружающие реагируют на них в выгодном для данногосубъекта направлении. Такая манипуляция окружающи-ми позволяет субъекту с личностной беспомощностьюизбежать излишнего напряжения, дискомфорта и в то жевремя достичь определенных целей для обеспеченияпривычной жизнедеятельности.Повышенная моральная ответственность и жесто-кость родителей актуализируют адаптивную функциюличностной беспомощности. Это обусловлено возник-новением ситуации, представляющей собой серьезныеиспытания и требующей восстановления адаптации.Т.Я. Сафонова и Е.И. Цымбал отмечают, что последст-виями жестокого обращения с детьми могут быть нару-шения психологического, эмоционального, когнитивно-го и социального функционирования ребенка, вызван-ные действиями родителей или лиц, их заменяющих[12]. Данные авторы, говоря о динамике развития пси-хологических последствий жестокого обращения сдетьми, отмечают процесс адаптации, в ходе которого уребенка вырабатываются навыки, помогающие емусправиться с происходящим. Выбор приемов и формповедения субъективен. Адаптивная функция личност-ной беспомощности в ситуации психологического на-пряжения работает по принципу быстрого уменьшениянапряжения посредством убеждения личности в неспо-собности повлиять на ситуацию, снижения мотивации и,соответственно, уменьшения попыток активного вмеша-тельства в ситуацию с целью изменить положение ве-щей к лучшему. Такая бездеятельность и пассивностьобеспечивают условную психологическую безопасность,приводят к устранению психологического дискомфорта,но не к реальному решению ситуации.Противоречивый стиль воспитания родителей фор-мирует у ребенка личностную беспомощность с функ-цией защиты. Наличие в воспитании явных противо-речий, непоследовательности в наказаниях и поощре-ниях создает ситуации, угрожающие гомеостазу ре-бенка, его психической стабильности. Дети таких ро-дителей твердо верят в то, что события неподкон-трольны им, так как имеют опыт несопряженности ихпоступков и реакций родителей-воспитателей, и по-этому не предпринимают никаких попыток, не актуа-лизируют возможные ресурсы, тем самым сохраняяпсихологический комфорт. Такая защитная функцияличностной беспомощности позволяет в дальнейшем,уже во взрослой жизни, сохранять стабильность само-оценки, так как индивиду с личностной беспомощно-стью удается избежать ситуации принятия решений,снимать с себя ответственность за происходящее засчет убеждения в неподконтрольности событий, чтотакже сохраняет самооценку, образ Я, целостностьличности.Таким образом, очевидно, что личностная беспо-мощность, сформированная в семье с дисгармоничнымвоспитанием, реализует различные функции. На нашвзгляд, принципиальным является то, что сформиро-вавшаяся личностная беспомощность может реализо-вывать все три перечисленные нами функции, но в со-ответствии со стилем воспитания, детерминирующимэту беспомощность, одна из функций является домини-рующей. Та или иная доминирующая функция, реали-зуемая личностной беспомощностью, может явиться,по нашему мнению, необходимым критерием для диф-ференциации типов личностной беспомощности. В со-ответствии с функциями, описанными выше, появиласьвозможность выделить три типа личностной беспо-мощности, назвав их адаптивной, манипулятивной изащитной личностной беспомощностью.Данные теоретические выводы являются предпо-сылками эмпирического исследования каждого выде-ленного нами типа личностной беспомощности, чтопозволит более детально описать их и предположитьсоответствующие методы профилактики и коррекции.
Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям / под ред. Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова. М. : ОЗОН, 2001. 121 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 344 с.
Каракулова О.В. Личностная обусловленность склонности к манипулированию окружающими людьми в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. Томск, 2008.
Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М. : Класс, 2001. 208 с.
Циринг Д.А. Феномен личностной беспомощности у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 1. С. 79-81.
Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001. 144 с.
Циринг Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 22-31.
Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 6. С. 4-19.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 1975. 448 с.
Селигман М. Как научиться оптимизму: советы на каждый день / пер. с англ. М. : Вече, 1997.
Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М. : Академия, 2010. 410 с.
Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2008. С. 67-83.