Влияние занятий парным коллективным танцем на функциональное состояние системы кровообращения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Влияние занятий парным коллективным танцем на функциональное состояние системы кровообращения

Рассматривается динамика функционального состояния системы кровообращения у студентов, занимающихся парным коллективным танцем. Приводятся данные оценки уровня функционирования системы кровообращения и результаты исследования кровотока нижних конечностей студентов.

Effect of collective dance classes paired on the functional state of the circulatory system.pdf В последние годы происходит возрастание интересабиологических наук и смежных с ними дисциплин кпроблемам здоровья лиц молодого возраста. Одной изважнейших задач, обеспечивающих укрепление здоро-вья молодежи, является своевременная диагностиказдоровья, его количества и качества. Критерии оценкисостояния здоровья студентов должны отражать дина-мические изменения психофизиологических, нейрогу-моральных и соматотрофических функций в условияхповседневной учебной деятельности [1]. В последниедесятилетия наиболее активно развивается направле-ние, основанное на оценке уровня здоровья с точкизрения теории адаптации. В основу этих исследованийположены методические подходы, предложенныеР.М. Баевским и А.П. Берсеневой [2]. Согласно их кон-цепции здоровье рассматривается как способность ор-ганизма адаптироваться к условиям внешней среды, аболезнь - как результат срыва адаптации. Адаптивныереакции организма при этом оцениваются преимуще-ственно по показателям системы кровообращения.Сердечно-сосудистая система - наиболее информатив-ный индикатор адаптационных возможностей организ-ма. Уровень ее функционирования можно рассматри-вать как ведущий показатель, отражающий равновесиеорганизма со средой.Физическое воспитание в вузе способствует посте-пенному и последовательному укреплению здоровья,совершенствованию приспособительных механизмоворганизма, обеспечивающих социальную, биологиче-скую и психическую адаптацию, и, как следствие, по-вышению уровня физической работоспособности сту-дентов. Среди многообразия средств, методов и формреализации традиционной физкультурно-спортивнойдеятельности в последнее десятилетие все более важ-ное место занимают педагогические технологии лично-стно-ориентированной направленности [3]. В спискеновых позитивных форм двигательной активности сто-ит выделить систему занятий парным коллективнымструктурированным танцем, который наряду с физиче-скими упражнениями включает в себя выраженныйкоммуникативный и эстетический компонент [4].Цель исследования: изучить динамику адаптацион-ного потенциала и регионарного кровотока в нижнихконечностях у студентов в процессе занятий парнымколлективным структурированным танцемМетоды и организация исследования. В качествеобъекта исследования были выбраны 104 студента 19-20 лет. Обследованы студенты, занимавшиеся в экспе-риментальной группе (ЭГ) по технологии парного кол-лективного структурированного танца (28 юношей и28 девушек) и контрольной группе (КГ) по технологииобщефизической подготовки (24 юноши и 24 девушки).Все обследуемые входят в основную медицинскуюгруппу. Критериями исключения являлись несоответ-ствие по возрасту, наличие спортивного разряда, отсут-ствие информированного согласия. Наблюдение про-водили на 2 этапах: начало (сентябрь-октябрь) и конец(апрель-май) учебного года.Контрольная группа занималась по классическойпрограмме общей физической подготовки (ОФП), тре-нировка была направлена на развитие скоростно-силовыхкачеств с использованием циклических нагрузок. Экспе-риментальная группа занималась по программе парно-го коллективного структурированного танца. Трени-ровка была направлена на развитие сложной сенсорно-моторной координации.Для оценки уровня функционирования системыкровообращения и определения ее адаптационного по-тенциала (АП) использовали индекс функциональныхизменений или коэффициент здоровья. Он определяет-ся в условных единицах-баллах:АП = 0,011 × (ЧСС) + 0,014 × (САД) + 0,008 ×× (ДАД) + 0,014 × (В) + 0,009 × (МТ) -- 0,009 × (Р) - 0,273,где ЧСС - частота сердечных сокращений, уд./мин;САД и ДАД - уровень систолического и диастоличе-ского артериального давления; В - возраст, лет; МТ -масса тела, кг; Р - рост, см [3].На основании полученного значения индекса каж-дый обследуемый может быть отнесен к одной из че-тырех групп по степени адаптации: удовлетворитель-ная адаптация (АП менее 2,59), напряжение механиз-мов адаптации (АП от 2,6 до 3,09), неудовлетворитель-ная адаптация (АП от 3,1 до 3,49) и срыв адаптации(АП более 3,5). Чем выше значение АП, тем выше ве-роятность наличия напряжения адаптационных меха-низмов.Характер кровотока в нижних конечностях иссле-довали с помощью реографического комплекса «Рео-Спектр-2» ООО «Нейрософт». Использовались сле-дующие показатели при анализе реограмм [5]:- реографический индекс (РИ) - отношение величи-ны амплитуды реографической волны к величине стан-дартного калибровочного сигнала;- амплитудно-частотный показатель (АЧП) - отно-шение реографического индекса (РИ) к длительности сер-дечного цикла R - R, характеризует величину объемногокровотока в исследуемой области в единицу времени;- Vбыстр - период или время быстрого наполнения -от начала подъема систолической волны реограммы доточки максимальной крутизны на ее восходящем коле-не, показатель отражает величину ударного объема ифункциональное состояние крупных сосудов;- Vср - период или время медленного наполнения - отточки максимальной крутизны на восходящем колене рео-граммы до ее вершины, показатель отражает функцио-нальное состояние сосудов среднего и мелкого калибра;- ДИК - дикротический индекс - отношение ампли-туды волны на уровне инцизуры к максимальной ам-плитуде (в процентах), показатель дает дополнитель-ную информацию о тонусе артерий;- ДИА - диастолический индекс - отношение ам-плитуды волны на уровне дикротического зубца к мак-симальной амплитуде волны, определяется в процен-тах, преимущественно отражает состояние оттока кро-ви из артерий в вены.Все количественные и качественные показатели,полученные в ходе эксперимента, подвергали стати-стической обработке. Результаты исследования обраба-тывали с использованием пакета прикладных программ«EXCEL» и «STATISTICA 6.0». Для сравнения полу-ченных показателей между зависимыми выборкамиприменяли непараметрический критерий Вилкоксона,между независимыми выборками - непараметрическийкритерий Манна - Уитни, за статистически значимоеразличие принимали значение р < 0,05.Результаты и их обсуждение. Учебный процесс ввузе, требующий интенсификации умственной работы,вызывает напряжение многих систем организма, бы-строе развитие утомления и, как следствие, нарушениездоровья студентов. Состояние функционального на-пряжения является первичной реакцией организма навоздействие стрессорных факторов. Это состояние ха-рактеризуется мобилизацией адаптационных резервоворганизма и повышением уровня функционирования егосистем, особенно тех, которые обеспечивают приспосо-бительный эффект. Повышается согласованность работыразличных органов и систем за счет централизацииуправления функциями. Состояние неудовлетворитель-ной адаптации характеризуется понижением уровняфункционирования организма, развитием утомления.Это состояние обычно является результатом пере-напряжения адаптационных механизмов. Организмпытается приспособиться к чрезмерным для него ус-ловиям существования путем изменения функцио-нальной активности отдельных систем и напряжениярегуляторных механизмов. Однако вследствие разви-тия недостаточности оптимальный режим функцио-нирования не может быть обеспечен. Состояние срываадаптации характеризует дезадаптацию организма ивключает в себя все многообразие проявлений.Коэффициент здоровья, или индекс функциональныхизменений, предназначен для оценки уровня функцио-нирования системы кровообращения и определенияадаптационного потенциала последней. Р.М. Баевский иА.П. Берсенева предлагают рассматривать изменениясердечного ритма в связи с адаптационной реакциейцелостного организма как проявление различных стадийобщего адаптационного синдрома [2].Анализ основных показателей гемодинамики в обсле-дованных группах показал, что у студентов эксперимен-тальной группы наблюдается снижение ЧСС и АД за пери-од обучения, а у студентов контрольной группы наблюда-ется тенденция к увеличению этих показателей (табл. 1). Входе исследования рассчитывали величину адаптационно-го потенциала у лиц в обследованных группах.В начале учебного года в экспериментальной группестудентов значение АП составило в среднем 2,58±0,48 уюношей и 2,63±0,31 - у девушек, находясь на верхнейгранице диапазона удовлетворительной адаптации. Кокончанию периода обучения величина АП снижаласьдо 2,26±0,28 и 2,23±0,35 соответственно (p < 0,05), чтосвидетельствует о повышении уровня адаптации(рис. 1). У студентов контрольной группы величинаадаптационного потенциала у девушек повышается с2,21±0,3 до 2,49±0,53, что говорит о развитии напряже-ния адаптации до границы удовлетворительного уровня.Для выяснения роли сосудистого компонента в фи-зиологическом обеспечении тренировочного эффекта устудентов обеих групп мы выполнили реовазографиче-ское исследование кровотока нижних конечностей вначале и в конце года. Реографический индекс являетсяважнейшим показателем, позволяющим определитьотносительную величину пульсового кровенаполненияв изучаемом участке кровеносного русла. Существуетпрямая зависимость между уровнем пульсового крове-наполнения и величиной амплитуды реографическихволн. Линейной зависимости между этими величинаминет, но имеется четкая тенденция: чем больше величи-на пульсового кровенаполнения в каком-либо участкесосудистого русла, тем выше амплитуда реографиче-ских волн этого же отрезка сосудистой системы, а па-дение величины пульсового кровенаполнения, наобо-рот, приводит к уменьшению амплитуды реограмм [5].Оценивались параметры кровотока в области голени истопы с помощью ленточных электродов. Значимых по-ловых различий выявлено не было, поэтому результатыоценивались с позиции групп без разделения по полу.Полученные результаты представлены в табл. 2.Т а б л и ц а 1Результаты показателей гемодинамики у студентов исследуемых группНачало периода Конец периодаЭкспериментальная группаЮноши Девушки Юноши ДевушкиЧСС, уд./мин 76,2±3,1 83,0±4,2 73,3±4,2 82,0±7,2САД, мм рт. ст. 127,4±4,6 123,07±6,8 129,3±8,6 121,87±5,2ДАД, мм рт. ст. 75,4±3,9 79,1±4,1 70,0±5,9* 69,9±7,5*АП 2,58±0,48 2,63±0,31 2,26±0,28* 2,23±0,35*Начало периода Конец периодаКонтрольная группаЮноши Девушки Юноши ДевушкиЧСС, уд./мин 69,7±3,2 75,7±5,2 69,8±5,2 77,7±9,3САД, мм рт. ст. 123,0±9,04 108,53±7,6 125,9±11,04 111,03±5,6ДАД, мм рт. ст. 67,7±5,23 62,92±4,31 67,5±5,88 63,11±3,04АП 2,08±0,32 2,21±0,3 2,12±0,29 2,49±0,53** Статистически значимое различие (р < 0,05) между показателями по сравнению с началом учебного года.Рис. 1. Величина адаптационного потенциала у студентов исследуемых группТ а б л и ц а 2Показатели реовазографического исследования кровотока нижних конечностей в исследуемых группахЭкспериментальная группаВ начале года В конце годаПоказательГолЛ ГолП СтЛ СтП ГолЛ ГолП СтЛ СтПЧСС 79±8 74±6РИ, ед. 0,376±0,072 0,76±0,042 0,343±0,037 0,331±0,048 0,700±0,058* 1,01±0,02* 0,901±0,027* 0,715±0,034*АЧП, ед. 0,530±0,041 0,820±0,019 0,762±0,062 0,651±0,054 0,850±0,029* 1,31±0,033* 1,05±0,052* 0,920±0,046*Vмакс, Ом/с 0,740±0,017 1,201±0,012 1,786±0,018 1,234±0,021 1,59±0,066* 2,48±0,024* 2,09±0,027* 1,80±0,040*Vср, Ом/с 0,438±0,055 0,83±0,032 0,909±0,059 0,710±0,062 0,751±0,049* 1,19±0,042* 1,09±0,027* 0,948±0,073*ДИК, % 29±13 25±16 35±16 31±23 38±14* 39±24* 41±14* 34±17*ДИА, % 25±11 24±12 34±18 33±25 39±17* 39±18* 38±23* 39±18*Контрольная группаВ начале года В конце годаПоказательГолЛ ГолП СтЛ СтП ГолЛ ГолП СтЛ СтПЧСС 79±8 74±6РИ, ед. 0,381±0,042 0,71±0,024 0,351±0,032 0,329±0,029 0,480±0,062 0,76±0,042 0,446±0,037 0,460±0,048АЧП, ед. 0,535±0,061 0,846±0,037 0,779±0,086 0,689±0,084 0,637±0,081 0,991±0,049 0,820±0,062 0,721±0,084Vмакс, Ом/с 0,742±0,032 1,189±0,042 1,821±0,017 1,259±0,039 0,950±0,037 1,198±0,031 1,915±0,017 1,364±0,031Vср, Ом/с 0,439±0,046 0,82±0,062 0,909±0,062 0,719±0,068 0,582±0,035 0,86±0,036 0,938±0,063 0,750±0,062ДИК, % 38±18 24±19 30±19 31±14 39±13 25±11 31±26 32±13ДИА, % 25±14 23±19 35±20 32±13 26±12 24±18 34±17 34±15Примечание. ЧСС - частота сердечных сокращений; РИ - реографический индекс; АЧП - амплитудно-частотный показатель; Vмакс - макси-мальная скорость быстрого наполнения; Vср - средняя скорость медленного наполнения; ДИК - дикротический индекс; ДИА - диастолическийиндекс. Гол - голень, Ст - стопа, Л - левая, П - правая. *Достоверность изменений, р < 0,05.В контрольной группе студентов наблюдаются не-значительные изменения показателей. После года заня-тий парным коллективным танцем в наибольшей степе-ни был выражен прирост пульсового кровенаполнения -оно стало умеренно повышено во всех сегментах. Ско-рость кровотока по артериям крупного калибра умерен-но увеличилась в области голеней. Скорость кровотокапо артериям среднего и малого калибра возросла во всехсегментах. Таким образом, в целом мы наблюдаемулучшение периферического кровотока в нижних ко-нечностях за счет ускорения кровенаполнения и крово-оттока. Все это способствует нормализации метаболизматканей. Механизм выявленных изменений, по-видимому, связан как с влиянием тренировочного про-цесса на нервную систему и оптимизацию работы вазо-моторных механизмов, так и с местными миогеннымиэффектами двигательной активности на состояние сосу-дистого русла и регионарное кровообращение.Заключение. По результатам исследования показа-тели адаптации у студентов, занимающихся парнымколлективным танцем, улучшились к концу года, тогдакак у девушек контрольной группы отмечено их ухуд-шение. Занятия танцем способствуют улучшению пе-риферического кровотока в нижних конечностях засчет ускорения кровенаполнения и кровооттока, чтовыражается в приросте пульсового кровенаполнения иувеличении скорости кровотока по артериям среднегои малого калибра во всех сегментах; а также умерен-ном увеличении скорости кровотока по артериям круп-ного калибра в области голеней.

Ключевые слова

адаптационный потенциал, функциональное состояние, реовазографическое исследование, adaptive capacity, functional status, reovazography study

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Якунина Елена НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетведущий программист факультета информатики, преподаватель Центра физической культуры и спортаdc@inet.tsu.ru
Капилевич Леонид ВладимировичНациональный исследовательский Томский государственный университетпрофессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медициныkapil@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Капилевич Л.В. Методы функционально-диагностических исследований. Томск : ТГУ, 2005. 205 с.
Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М. : Медицина, 1997. 235 с.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта : учеб. пособие. Томск : Томский государственный университет, 2005. 176 с.
Якунина Е.Н., Кабачкова А.В. Структурированный танец в практике физического воспитания студентов // Вестник ТГУ. 2010. № 334. С. 157-159.
Старшов А.М., Смирнов И.В. Реография для профессионалов. Методы исследования сосудистой системы. М. : Познавательная книга Пресс, 2003. 80 с.
 Влияние занятий парным коллективным танцем на функциональное состояние системы кровообращения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Влияние занятий парным коллективным танцем на функциональное состояние системы кровообращения | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 357.

Полнотекстовая версия