Языковые средства формирования образа центральных политических фигур в украинских печатных сми | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Языковые средства формирования образа центральных политических фигур в украинских печатных сми

На материале русскоязычных печатных изданий Украины анализируются языковые средства формирования образа украинских политиков: Юлии Тимошенко, Виктора Януковича и Виктора Ющенко. Рассматриваются изобразительно-выразительные языковые средства и языковые единицы с оценочной семантикой, участвующие в построении языковой модели имиджа в СМИ - создании желаемого образа. Реализуется подход к образу как некой информационной модели, итогу сконструированного имиджа, структурные элементы которого в политическом дискурсе СМИ наполняются определенными лексическими значениями, воздействующими на читателя. Оценка как лингвистическая категория является одним из главных факторов в манипуляции общественным сознанием.

Linguistic means of formation of image of central political figures in Ukrainian print media.pdf На современном этапе развития общества видоиз-меняются технологии использования языковых средствидеологического воздействия [1. С. 126]. Это связано стем, что средства массовой информации не только от-ражают, но и формируют политическое сознание адре-сата. Следовательно, изучение языка СМИ в контекстевоздействия на читателя представляется актуальнымдля проведения лингвистического исследования в дан-ной области.Объектом исследования являются образы ВиктораЮщенко, Юлии Тимошенко и Виктора Януковича вполитическом дискурсе СМИ Украины. Выбор поли-тических фигур напрямую связан с теми событиямипоследних лет в стране, которые нашли свое отражениев современном информационном пространстве нетолько Украины, но и России: «газовая война», много-численные революции и выборы президента Украины в2010 г. Это активный период борьбы за власть, в кото-ром фигурировали вышеназванные политики. Основ-ная цель работы - определить, какие языковые средст-ва способствуют формированию образа центральныхполитических фигур в русскоязычных печатных изда-ниях Украины с учетом событийного фактора. Отме-тим, что данная работа не направлена на транслирова-ние идей определенных политических субъектов, насинтересует только языковая составляющая исследуе-мой проблемы. Источником фактического материала,эмпирической основой анализа явились тексты и фраг-менты текстов, репрезентирующие специфику инфор-мационного пространства Украины и обладающие ярковыраженным воздействующим потенциалом. Это рус-скоязычные печатные издания, опубликованные в те-чение 2009-2011 гг., в некоторых случаях приводятсяпримеры публикаций более раннего периода.Современная украинская пресса представлена ши-роким спектром образов и имиджей, так как политикиявляются главными «действующими лицами» в поли-тическом дискурсе СМИ. «В условиях распростране-ния на политическую сферу рыночных отношений ирастущего отчуждения этой сферы от рядового граж-данина образы и имиджи становятся все более значи-мыми участниками процесса конструирования соци-альной идентичнocти» [2]. Филологическая традицияизучения способов «конструирования» образа зачастуюсводится лишь к анализу языковых средств с точкизрения их экспрессивно-выразительного потенциалабез учета общественно-политической ситуации, хотясегодня в журналистике следует говорить о манипуля-тивном характере отбора фактов и преобразовании ин-формации для внедрения нужных идей, образов и мне-ний. Это связано с тем, что «начиная с 50-х годов опытязыка образов, накопленный в рекламной практике,стал использоваться в политической пропаганде, в ча-стности в выборных кампаниях» [3. С. 106]. По нашемумнению, с политическим образом, формируемым СМИ,неразрывно связана категория оценки, ведь «лидер неборется за то, чтобы оказаться в центре общественноговнимания, его интересует позитивная окраска собст-венного образа» [4. С. 16]. Оценка как лингвистическаякатегория определяет набор языковых средств, которыеспособствуют формированию образа в целом. Отме-тим, что сами по себе языковые средства не имеют воз-действующего потенциала, если они не направлены наформирование отношения читателя к образу (опериро-вание ментальными представлениями о хорошем / пло-хом в сознании). Это и определяет актуальность данно-го исследования.Итак, «…образ как информационная модель, фор-мируемая СМИ, является объектом изучения многихнаук: философии, социологии, психологии, лингвисти-ки, политологии. В процессе восприятия материала,при переработке и усвоении информационных сообще-ний, подаваемых СМИ, в сознании человека формиру-ются те или иные образы (информационные модели)»[5]. Образ, транслируемый в СМИ, - целенаправленноформирующийся, заранее сконструированный имидж.Так, Г.С. Мельник отмечает, что «техника конструиро-вания имиджа, построенная на создании внешнего ри-сунка роли, позволяет СМИ внушать избирателям же-лаемый образ, который может не иметь ничего общегос реальной личностью» [3. С. 106]. И. Семененко назы-вает имидж «рукотворной реальностью», это цель и,одновременно, инструмент управления общественны-ми настроениями. Такое управление осуществляетсяпутем «вбрасывания» в публичную дискуссию опреде-ленного набора представлений о том или ином субъек-те политичecкoгo процесса [2]. «Специалисты по поли-тическим кампаниям считают, что важно не то, чтопредлагает кандидат, а то, что воспринимает избира-тель, который реагирует на образ, а не на человека.Менять надо не человека, а воспринимаемое от неговпечатление, которое зачастую зависит больше отсредств массовой информации, чем от самого кандида-та» [3. С. 106]. Поскольку цель данного исследованиясвязана с анализом вербальных средств формированияобраза, постараемся выявить закономерности исполь-зования этих средств журналистами в современномполитическом дискурсе СМИ Украины (на примереобразов известных политиков). В работе представленлингвистический анализ выбора номинаций субъектовполитической действительности (оценочных и образ-ных); использования коннотаций (смысловых и идей-но-политических); изобразительно-выразительныхсредств (метафора, ирония, литота, каламбур и др.).Самой известной, по нашему мнению, фигурой укра-инской политической реальности является Юлия Тимо-шенко. Яркая политическая карьера («оранжевая» рево-люция, «газовая война», предвыборная «гонка») позво-лила журналистам актуализировать в СМИ имидж рево-люционерки: Кстати, о потерях. Вот Юля пропала.Выпала из информпространства, и всё. Ну, если несчитать ее там присутствием красочные описания"дворцовых" хатынок, в которых проживает семьянашей вечной революционерки («Всеукраинская газета».№ 110. 2007 г.). Данный пример имеет ироническуюнаправленность, которая достигается употреблениемглаголов с противоположными коннотациями. Ирония -один из важных элементов в создании двусмысленностивысказывания, что имеет несомненный воздействующийэффект на читателя. Итак, «революционерка» - имидже-вая характеристика, в том числе образная номинация ссемантикой борьбы, противостояния, раскрывается ря-дом непрямых номинаций в контексте: Тимошенко ухо-дит по-украинскиУOы„. Юлия Тимошенко не признает побе-ду Виктора Януковича во втором туре президентскихвыборов. Такую информацию штаб Тимошенко распро-странил через прессу, проверяя реакцию избирателей.Если «тимошенковцы» решат, что есть шанс под-нять народ на «белую революцию» (в соответствии спартийными цветами), они созовут новый майдан изавалят суды исками о признании выборов недействи-тельными. Если же нет, в ход пойдет «вариант номердва». Тимошенко уйдет по-украински: Януковича непризнает, но отправится из премьеров в оппозицио-неры, не желая сотрудничать с «криминальным ре-жимом» («Комсомольская правда в Украине». № 36.2010 г.). Как мы видим, динамичность высказываниядостигается посредством использования многочислен-ных глаголов, масштабность противоборства - благода-ря употреблению лексических единиц «тимошенковцы»,«белая революция» и «майдан» - площадь, где проходи-ли революции.Одним из самых важных в создании образа ЮлииТимошенко языковых средств является оценочная мета-фора - скрытое сравнение через применение признакаодного предмета по отношению к другому, заключаю-щее в себе положительную либо отрицательную оце-ночность: А политолог Владимир Фесенко, ранее ком-ментируя послевыборную тактику Юлии Тимошенко,подчеркнул: «Молчание Тимошенко - это не молчаниеягнят, скорее львица готовится к прыжку, чтобызащитить свои интересы» («Факты» от 13 февраля2011 г.). Метафоризация как способ смыслопостроения вгазетном тексте обеспечивает высокий воздействующийэффект высказывания за счет влияния на эмоционально-волевую сферу адресата. По мнению А.П. Чудинова, этосвязано с тем, что «при метафорическом моделированииполитической сферы, отличающейся сложностью и вы-сокой степенью абстракции, человек использует болеепростые и конкретные образы из тех сфер, которые емухорошо знакомы» [6. С. 124-128].Следует отметить, что образ Юлии Тимошенкоформируется и описанием в политическом дискурсеСМИ визуальной составляющей, она известна как«женщина с косой на голове» в белом костюме - ис-пользуется символизация в имидже политического дея-теля очень автономных сфер типа одежды, прически,взгляда и т.д. [4. С. 129].Кроме того, в информационном пространстве Ук-раины актуализировались многочисленные языковыеноминации, также работающие на образ в целом, - этосамые распространенные прозвища: «Леди Ю», «жен-щина с косой на голове», «Газовая принцесса». Этодоказывает тот факт, что в СМИ функционированиеопределенных характеристик образа неразрывно связа-но с событиями - язык предстает в неразрывной связи сжизнью. Оранжевые сапожки с надписью «Так» ибольшими пуговицами по бокам, в которых Юлия Ти-мошенко стояла на майдане в 2004 году, теперь - му-зейный экспонат. Их Леди Ю передала Харьковскомумузею истории женщины, истории женского и гендер-ного движения «Женщины во власти» вместе с други-ми личными вещами и подарками, полученными отпростых людей (всего 30 предметов) («Комсомольскаяправда в Украине». № 36. 2010 г.). Элементы описанияобраза в данном текстовом отрывке актуализируютсяпутем использования прилагательных разных разрядов.Аккумулирование оранжевого цвета связано с «оран-жевой революцией» в 2004 г., лидером которой явиласьЮлия Тимошенко. В период «газового дела» СМИтранслировали образную номинацию «Газовая прин-цесса», которая раскрывается в совокупности темати-чески соотнесенных текстов: Сегодня Печерский рай-суд столицы начнет слушание «газового» дела ЮлииТимошенко, которое она называет судилищем («Фак-ты». № 1. 2011 г.). Помимо уголовных дел о поставкахгаза и «киотских деньгах», которые инкриминируютсяГенпрокуратурой, Юлии Тимошенко могут аукнутьсясобытия середины 90-х, в бытность ее главой корпо-рации «Единые энергетические системы Украины»(ЕЭСУ) («Сегодня». № 144. 2011 г). По данным офици-ального сайта Юлии Тимошенко (URL:http://www.tymoshenko.ua/ru/article/ wv8mv32o), поли-тик приговорена к семи годам тюремного заключениябез дальнейшего права в течение трех лет заниматьгосударственные должности. Судебный процесс по«газовому делу» весьма активно описывался не толькоСМИ Украины, но и России. Это «сработало» на образженщины-политика, активно борющейся не только засвои права, но и за права всего украинского народа.Следующей фигурой в политическом дискурсе Ук-раины является Виктор Янукович, который получил вСМИ имидж крепкого донецкого хозяйственника. Сле-дует отметить, что в исследуемом нами материале ин-формация о Викторе Андреевиче представлена более«нейтрально», чем о Юлии Тимошенко. Возможно, этосвязано с тем, что имиджевые характеристики дейст-вующего президента Украины предполагают трансли-рование в СМИ более «нейтрального» образа - «нере-волюционного». А. Колесник дает такое обоснованиеобразу политика: «Имидж В. Януковича начал склады-ваться задолго до начала президентской кампании2010 г., чему немало способствовали события 2004-2009 гг. (майдан, политический и экономический кри-зисы). Большое значение имела биография политика -как в положительном (опыт работы в государственныхучреждениях, практика работы на руководящих долж-ностях - от директора до губернатора, а после и пре-мьер-министра), так и в отрицательном смысле (нали-чие судимости, подозрения в наличии связей с крими-налом и олигархическими кругами). Поэтому ключе-вые ассоциации, которых добивались консультантыполитика, - образ «крепкого хозяйственника», опытно-го руководителя и профессионала старой закалки (ук-раинские журналисты и вовсе принялись с ирониейназывать его «Железным Хозяином»)» [7]. В русскоя-зычной прессе Украины Виктор Янукович богат напрозвища: «проФФессор» (в связи с постоянными ого-ворками президента, образная номинация активно ак-кумулируется в интернет-сфере), «Бандюкович» (намекна прошлые судимости) («АиФ». № 6. 2010 г.) и «ре-гионал»: Газета… опросила «регионалов» - что онипреподнесут своему лидеру на день рождения? («Газе-та по-киевски». № 151. 2007 г.). «Регионал» - образнаяноминация с семантикой принадлежности к опреде-ленной партии: Партия регионов отказалась от фор-мирования нового правительства по квотному принци-пу и заявила, что руководить будет команда профес-сионалов . Лидер выборов Виктор Янукович ее сохра-нил, даже пребывая в оппозиции. Он создал теневоеправительство, которое теперь выйдет в свет(«Комсомольская правда в Украине». № 36. 2010 г.).Лексема «профессионал» заключает в себе положи-тельную оценочность, так как отражает высокий уро-вень исполнения своих обязанностей «командой», ко-торую возглавляет Виктор Янукович.Одним из важных факторов аккумуляции образа«добротный хозяин» в СМИ является транслированиеналаживания дружбы с Россией: Несмотря на это,Виктора Януковича, набравшего во втором туребольшее количество голосов, уже признали мировыелидеры. Одним из первых Януковича поздравил прези-дент России Дмитрий Медведев, а президент СШАБарак Обама в телефонном разговоре в четверг выра-зил высокую оценку уровню развития демократии вУкраине, попутно заверив Януковича в поддержке(«Комсомольская правда в Украине». № 36. 2010 г.).Проблеме восстановления дружбы Украины с Россиейв СМИ уделялось большое внимание, практически все-гда такая информация направлена на положительноевосприятие образа Виктора Януковича, который с при-ходом к власти разрушил «антироссийскую» политикуВиктора Ющенко. Транслирование темы в данномключе формирует образ политика, который налаживаетисторические и культурные связи родственных стран.Зачастую для достижения образности высказыванияв прессе используются и графические выделения: При-мер премьера. Виктора Януковича теперь впору назы-вать Витя(зем) в тигровой, или ТигрЮлиной, шкуре.Его правительство будет заседать не в киевском кино-театре «Зоряный», где «регионалы» арендовали офис, ав здании Кабинета Министров («Известия в Украине».№ 11-12. 2010 г.). Витя(зем) - Витя - из простых людей,«ТигрЮлина» - образная номинация, значение которойсвязано с когда-то подаренной белой тигрицей премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. В борьбе завласть в рамках предвыборных баталий стратегия науничижение противника достигается путем использова-ния литот - нарочитых преуменьшений: Выходит эда-кая оппозиция третьего: и к власти в лицах «вот-вот-президента» Януковича и «еще-как-будто-премьера»Тимошенко, и к собственно той же Тимошенко. А по-скольку вот такое нескромное поведение лидера покаеще слабой «Сильной Украины» вряд и понравится по-литическим тяжеловесам, они примутся его бить.Больно. И не церемонясь с правилами («Газета по-киевски». № 28. 2010 г.). «Слабая «Сильная Украина» -каламбур, игра слов, - противопоставлена образной но-минации «тяжеловесам» - лексеме с семантикой автори-тетности в государстве. Как мы видим, транслированиеобраза Виктора Януковича в СМИ актуализироваломногочисленные номинации, которые являются состав-ными частями восприятия образа политика в целом: «ре-гионал», «витязь в тигровой шкуре», «хозяин» и др.Еще одним политическим деятелем, образ которогоинтересен с точки зрения изучения исследуемого периодаобщественно-политической ситуации в Украине, являетсяВиктор Ющенко, экс-президент Украины. Период прези-дентства политика был связан с такими событиями, как«оранжевая революция», антироссийская политика, укре-пление дружбы с США, газовые конфликты и др.: В2005-2010 годах можно было убеждать себя, будто вовсем виноват президент Ющенко с его любовью к НАТО,Шухевичу, Голодомору, предполагалось, что стоит уб-рать оранжевый жупел, и Москва немедленно протянетнам руку помощи. Россия добра, щедра и отзывчива - нев пример бездуховному Западу. Она спасет Украину воимя славянского единства. Облагодетельствует нас де-шевым газом, выгодными заказами и прочими экономиче-скими преференциями… («Сегодня». № 144. 2011 г.). Вцелом вышеуказанная тематика в СМИ отразилась и наобразе Виктора Ющенко, который с приходом к властиимидж лидера нации, «мессии» (за любовь к проповедям)сменил на обладателя невысокого рейтинга: Конкуренциюему может составить разве что Ющенко, которыйнынче остался со своими 5% поддержки («Газета по-киевски». № 28. 2010 г.). Пример из газеты «Факты».№ 13. 2011 г.: Накануне второго тура выборов президен-та действующий глава государства Виктор Ющенкоподписал ряд указов, которыми уволил многих послов,возглавлявших наши дипломатические миссии в Словакии,Ирландии, Камбодже, Малайзии, Вьетнаме, Индии, Ира-не и других государствах. Провести кадровые ротации впосольствах, предполагают эксперты, Виктора Ющенкоподвигла низкая степень поддержки украинскими гра-жданами, пребывающими в вышеперечисленных странах,его кандидатуры на голосовании в первом туре прези-дентских выборов. Вышеуказанные текстовые отрывкисодержат лексические единицы с семантикой низкой сте-пени авторитетности политика. Символизация образа«мессии» раскрывается в ряде текстов с аккумулировани-ем в них церковной атрибутики: Прибавление ума. Ещеодин любопытный экспонат из фонда - икона Богороди-цы «Прибавление ума». Её также подарили Ющенко,причем к подарку прилагалась кипа свечей, молитвенники исписанная тетрадь в клеточку. В последней рассказы-валось, какая польза будет государству, если гарант нач-нет «правильно молиться («Сегодня». № 150. 2011 г.).Кроме того, символизация образа Виктора Ющенко дос-тигается путем актуализации темы отравления в предвы-борный период, когда в СМИ описывались изменениявнешности политика, его состояние здоровья, ход судеб-ного разбирательства: По словам Ющенко, следствие ужедошло до «порции», куда подложили яд, но к Сацюкупрезидент претензий не имеет, заявили его представи-тели в суде («Сегодня». № 28. 2007 г.).Также в СМИ актуализировалась номинация «пасеч-ник» - имиджевая характеристика Ющенко, отражаю-щая пристрастие политика к пчеловодству, например,транслирование участия президента в открытии ярмаркив День пасечника (URL: http://ru.tsn.ua/ ukrayina/na-denpasechnika-yushchenko-otkroet-sorochin-skuyu-yarmarku.html). В исследуемых нами газетах материалов о Викто-ре Ющенко сравнительно немного, возможно, это связа-но с акцентированием внимания СМИ на других поли-тиках, которые в рассматриваемый период для прессыпредставляли больший интерес.Итак, каждый из проанализированных нами образовзаключает в себе позитивные, негативные и нейтраль-ные характеристики, что свидетельствует о многогран-ности и неоднозначности создаваемых СМИ имиджейкаждого из политиков. Так, журналисты стремятся к«живому», «очеловеченному» образу за счет усилениямногих отдельных его характеристик в рамках инфор-мационной повестки дня. Если какая-то черта характераили факт биографии политика (например, судимостьЯнуковича) способствует негативному восприятию об-раза, то на первый план выносятся другие характеристи-ки (опыт руководства, профессионализм), которые фор-мируют позитивный образ. Неповторимость, яркость -это главное в образе, его запоминание осуществляется засчет частотного транслирования в СМИ. А это, в своюочередь, зависит от яркости образа.Так, по мнению Г.С. Мельник, «...имидж создает за-данную социально-психологическую установку, опре-деляющую поведение человека по отношению к объек-ту. Люди воспринимают объект как результат собст-венного видения, а не как нечто, навязанное извне. Этисвойства имиджа дают пропаганде, "массовой культу-ре", рекламе использовать его как инструмент манипу-лирования сознанием» [3. С. 105].В рамках проведенного исследования нам удалосьсделать следующие выводы. На основании языковыхданных образуется языковая модель образа политика вСМИ. Список перечисленных языковых средств (лекси-ческих единиц с оценочным значением и изобразитель-но-выразительных средств), способствующих формиро-ванию образа, в данном исследовании далеко не полон.Ограниченные рамки работы позволили нам лишь фраг-ментарно описать исследуемую проблему. Несомненно,изобразительно-выразительные средства (оценочнаяметафора, ирония, литота, эпитет и др.) играют чрезвы-чайно важную роль в формировании образа политиче-ского деятеля в современной прессе. Кроме того, как мывыявили, они являются и средством манипулированиячерез оценку. «Оценочное воздействие усиливается бла-годаря функционированию в агитационных текстах вы-сказываний с семантикой борьбы, противостояния, под-черкивающих напряженный характер предвыборныхбаталий» [1. С. 139]. Отдельно взятые языковые средст-ва сами по себе не обладают сильным воздействующимпотенциалом [8. С. 33]. Только в комплексе - сочетаниинескольких средств выразительности, которые позволя-ют добиться самых разнообразных смысловых оттен-ков, - они способны создать запоминающийся образ.Итак, образ политика в СМИ репрезентируется«наиболее важными характеристиками человека: визу-альной, личностной, социальной и символической» [9.С. 7]. Важным фактором актуализации образа в СМИ, азначит, использования журналистами определенныхязыковых средств, является информационная повесткадня. Это определяет потребность изучения языка в не-разрывной связи с общественно-политической ситуа-цией в Украине. Об этом свидетельствует возникнове-ние и аккумулирование таких номинаций, как «тимо-шенковцы», «Газовая принцесса», «регионалы», «Бан-дюкович», «пасечник», и многих других языковых яв-лений, которые представляют особый интерес.

Ключевые слова

образ, имидж, языковые средства, оценка, манипуляция, image, linguistic means, evaluation, manipulation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Газинская Юлия ВалерьевнаЗабайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита)аспирант кафедры русского языка и методики его преподаванияu-gazinskaya@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Кишина Е.В. Категория «свойственность - чуждость» в политическом дискурсе : дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2006. 188 с.
Семененко И. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности. URL: http://www.lawinrussia.ru/stati-i-publikatsii/2009-07-06/obrazi-iimidzhi- v-diskurse-natsionalnoy-identichnosti.html (дата обращения: 08.12.10).
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1996. 160 с.
Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Алетейя, 2000. 256 с.
Попова А.А. Образ России глазами прессы Китая. URL: www.bgpu.ru/nonlinked/internet-k/woprosi.../popowa_a.doc (дата обращения: 02.10.11).
Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. 2-е изд., испр. М. : Флинта ; Наука, 2007. 256 с.
Колесник А. Невербальное поведение как составляющая имиджа В. Януковича. URL: http://psyfactor.org/lib/image3.htm (дата обращения: 11.10.11).
Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия : учеб. пособие. М. : Флинта ; Наука, 2006. 136 с.
Лозовский Ю.Г. Языковые средства создания известной личности (на примере СМИ Приморского края) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2009. 24 с.
 Языковые средства формирования образа центральных политических фигур в украинских печатных сми | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Языковые средства формирования образа центральных политических фигур в украинских печатных сми | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.