О некоторых истоках шаманского мировоззрения (культурный герой шаман)
Рассматриваются некоторые истоки шаманского мировоззрения, связанные с мифологическим мировосприятием. Утверждается, что образ культурного героя, особенно значимый в архаических мифах и выполняющий функцию медиации между природой и социумом, обнаруживает множество общих черт с фигурой шамана. С появлением шамана как социального деятеля происходит передача функций от мифического персонажа к реальному лицу, переход от архетипической мифологемы к социально значимой фигуре и развитие наряду с коллективными представлениями индивидуального самосознания.
On some sources of shaman worldview.pdf Вопрос о временной локализации периода зарожде-ния сознания продолжает интересовать ученых [1.С. 22]. Возникновение сознания связано прежде всего спервым «расщеплением» - разделением субъекта иобъекта, противопоставлением человеческого сообще-ства миру природы. Этот процесс был болезненнымдля человечества и сопровождался возникновениемтревоги, которая явилась сигналом угрозы экзистенци-альной безопасности [3. С. 108-109]. Миф стал единст-венно возможным ответом на эту угрозу, положив на-чало культурному развитию человечества. Пережива-ние и попытки преодоления раздвоенности сознанияприводят к тому, что «человек воздвигает между собойи воздействующей на него изнутри и извне природой…мир знаков, чтобы принять в себя мир предметов и ра-ботать над ним…» [4. С. 35]. И этот «новый мир знаковсам с необходимостью представляется сознанию каквполне "объективная" действительность» [4. С. 35].Фактически космо- и культурообразующая парадигмамифов творения явилась самым значительным явлени-ем в культурной жизни первобытного социума, факто-ром его экзистенциальной адаптации, предохраняю-щим от распада и погружения в небытие, в докосмиче-ский хаос, а значит, в дочеловеческое состояние.К.Г. Юнг считал наиболее яркими мифологически-ми образами пробуждающегося сознания день и свет,противопоставленные тьме бессознательного [2.С. 104]. Мифологема отделения света от тьмы относит-ся к древнейшим пластам первобытной мифологии.Именно различение света и тьмы, по Кассиреру, явля-ется той точкой, где начинается любое членение мифо-логического пространства как целого. И тогда в космо-гонических мифах появляется фигура некоего сущест-ва - демиурга или культурного героя, благодаря кото-рому происходит отделение света от тьмы. Миф, вы-полняющий функцию медиации между природой ичеловеческим коллективом, порождает фигуру посред-ника, которая является «первым мифологически-конкретным выражением пробуждающегося и разви-вающегося самосознания культуры» [4. С. 211].Процедура объективации, столь свойственная чело-веку, проявляет себя в данном случае в том, что он«постигает свои действия лишь благодаря тому, чтоотрешает их от себя и проецирует вовне» [Там же].Поэтому мы можем говорить о том, что фигура куль-турного героя - это спроецированное вовне раннее со-держание сознания, его олицетворение. Само по себепоявление этой фигуры говорит об осуществившемсяразделении «Я» (по всей видимости, коллективного) ине-Я, т.е. мира, и о возникшей необходимости посред-ничества между ними. Согласно логике мифологиче-ского сознания, культурный герой воплощает в себевсю полноту как человеческого, социального, мира, таки дочеловеческого, природного. К.Г. Юнг осмыслялобраз культурного героя как синтез «божественного»(т.е. еще неочеловечившегося) бессознательного и че-ловеческого сознания [2. С. 102]. В то же время в оппо-зиции Социума и Природы культурный герой являетсякультурным маркером социума и может выступать вроли первопредка или тотема [5. С. 20]. Как тотем он«совпадает с главой коллектива и с самим коллекти-вом, но и со всей внешней природой» [6. С. 49].Скорее всего, генетически образ культурного герояявляется более ранним, чем образы различных богов.Но в процессе развертывания усложняющегося содер-жания сознания он занимает среднюю позицию междумиром богов и миром людей, может выступать сыномили посланником божества.В чукотских мифах добывание света является глав-ным подвигом демиурга и культурного героя Ворона.Сказания о Вороне составляют архаический пласт ми-фологии и фольклора Чукотки и Камчатки. Есть двеверсии добывания света, выступающие иногда в видедвух этапов - пробивание зари и похищение у злогодуха (кэле) мячей - солнца, луны и звезд [7. C. 23].Очень интересный миф о происхождении солнца илуны у дербетов Северо-Западной Монголии еще вконце XIX в. записал Г.Н. Потанин. «Когда не было нисолнца, ни луны, люди летали по воздуху, сами сыпалиискры и не нуждались в солнечном тепле. Один из нихзаболел. Бог послал Отучи-гелюнга искать лекарства;гелюнг взял трость в 10 000 сажень длиной, стал еюшарить на дне океана и спугнул с него сначала однуаряген-бурхын (деву-бога), затем другую; обе они взле-тели на небо. Потом он ушарил "толи" (круглое метал-лическое зеркало), которое очень блестело: он помес-тил его на небо; потом нашел и другое толи; он и этопоместил на небо. С тех пор на земле стало светло» [8.С. 191]. В данном мифе роль посредника между Богоми человеком выполняет мифологический персонажОтучи-гелюнг, который осуществляет космоустрои-тельные действия, достает со дна океана солнце и луну,столь необходимые для жизни человека. В данном ми-фе достаточно четко прослеживается влияние буддиз-ма, однако архаический космогонический пласт здесьочевиден. Особенно интересным в сюжете мифа явля-ется тот факт, что люди существовали до возникнове-ния света и не нуждались в нем. Но их существованиеносило совсем иной характер, чем у людей солнечногои подлунного мира. Потом произошло нечто, что в ми-фе осмысляется как болезнь, после чего люди сталинуждаться в свете и тепле.Во многих космогонических мифах сотворение ми-ра происходит не из ничего. Первобытная мысль при-знавала, что до сотворения существовало нечто, но онооказалось чуждым человеку в его новом, культурномсостоянии, в состоянии пробудившегося сознания. Пер-вобытный хаос «является хаосом лишь по отношениюк человеку, но упорядочен относительно каких-то до-человеческих сил и существ» [1. С. 26]. Первобытнаякосмогония - это не возникновение космоса из ничего,а осмысление, придание человеческого смысла некое-му дочеловеческому порядку. С пробуждением челове-ческого сознания мир становится совсем иным, нежелион был прежде.Своей фигурой культурный герой снимает напряже-ние и даже разрыв между сферой природной, олицетво-ряемой божествами, и социальной, являющейся средойсуществования человека. Некоторые культурные герои впроцессе развития мифологических сюжетов обретаютчерты богов, а другие становятся все ближе к человече-скому образу жизни, сохраняя лишь некоторые чертыинаковости по отношению к миру людей. Так, Е.М. Ме-летинский выделяет категорию рассказов, действие ко-торых происходит в то время, когда миропорядок ужебыл установлен. Их главным персонажем обычно явля-ется не культурный герой, а безымянный «один чело-век», который зачастую сохраняет лишь некоторые чер-ты демиурга и культурного героя [9. С. 11].В фольклорных текстах южных селькупов описыва-ется период старины, когда жили другие существа, по-хожие на людей. Их называли богатырями. Их характер-ными особенностями были огромная сила, долгожитель-ство, способность питаться запахом и отсутствие пупка.Потомство их появлялось из плевка. От браков богаты-рей с «земляными» женщинами народились селькупы[10. С. 72]. В данном мифе прямо говорится о том, чтобогатыри - существа до-человеческого мира, но в то жевремя они же - прародители людей. Богатырь Алтай-Бучый из алтайского эпоса также наделен особыми «не-человеческими» характеристиками: «Вверху пребываю-щий Кудай создал его, а смерти ему не предназначил; вмуках умирать у него такой души нет, литься, краснея, унего такой крови нет» [11. С. 16].Очень часто сотворение мира происходит из телаогромного великана. Мифологический прием сопос-тавления частей тела героя-богатыря с частями земнойповерхности стоит в одном ряду с универсальнымиконцепциями о космическом теле первочеловека, изкоторого создается Вселенная. Трансформация анато-мического в космическое определяет драматизм мно-гих фольклорных сюжетов. Так, эпические герои в ал-тайском фольклоре обладают огромным ростом и фи-зической мощью. При этом они словно бы заполняютсобой все мироздание [12. С. 10]. Поэтому культурныегерои, наделенные чертами мироустроителей, могутолицетворять весь мир, созданный, а точнее осмыслен-ный, в категориях мифологического сознания.Прямым наследием ранней мифологической эпохиявляются инициационные переживания шамана, свя-занные с расчленением его тела. Идея создания космо-са через расчленение тотема или первопредка былачастью коллективных представлений и позволялавновь и вновь переживать сопричастность и единствочеловека и мира. В шаманизме универсальная мифоло-гическая концепция жертвоприношения первочеловекастановится содержанием экстатического опыта отдель-ной личности, дающего ощущение безграничного рас-ширения сознания. Части тела первопредка формируютландшафт и социальную структуру первобытного кол-лектива. Части тела будущего шамана делятся и по-едаются различными духами, прежде всего духами бо-лезней. Тем самым подчеркивается соприродность но-воявленного шамана миру сакральному, его способ-ность выходить за пределы обыденного человеческогобытия и переживать свое неразрывное единство с кос-мосом как огромным живым организмом.В качестве первопредка культурный герой можетиметь как антропоморфную, так и зооморфную приро-ду и выступать в роли тотема. О.М. Фрейденберг на-стаивала на первоначальной зооморфности героя и,более того, утверждала, что «не одни звери, но и вещии растения, будучи тотемами, были в своей хтониче-ской функции и героями» [6. С. 48]. По всей видимо-сти, здесь подчеркивается как раз дочеловеческая, при-родная, а значит, хтоническая сущность героев-тотемов, которых древние греки часто называли под-земными богами [6. С. 48]. Герои принадлежат к дру-гому миру, хотя близки человеку и предстают создате-лями людей и их первопредками.В тотемизме наиболее ярко выражена сакральнаясвязь коллектива с Природой. Эта связь осуществляет-ся посредством отождествления человеческой группы стотемом, который становится воплощением коллектив-ного субъекта. Коллективные представления тотемизмаформируют этническое самосознание на мифологиче-ском уровне развития [3. С. 165]. На этом уровне инди-видуальность человека была возможна только как те-лесная индивидуальность. Но самосознание в формесамоощущения уже открывает перед человеком бездну,или всепоглощающее Ничто, которое является второйстороной развивающегося «потенциального Я». Безэтого Ничто не может быть «возможности отстранен-ного осмысления собственных предметных самоиден-тификаций и самосознания, нет возможности аутен-тичного существования» [3. С. 104]. Именно перед ли-цом всепоглощающего Ничто человеческий коллективсоздает миф как базисное коллективное представление,несущее в себе соединение «стремления к смыслу» и«стремления к реальности» [13. С. 51]. Поэтому суще-ствование в одиночку, вне коллектива и коллективныхпредставлений было невозможно.На ранних этапах развития мифологического созна-ния космо- и культурогенез имеет непротиворечивый, аточнее, неконфликтный характер. Демиург или куль-турный герой совершают ряд действий по обустройст-ву окружающего пространства в целях адаптированияего для жизнедеятельности человека. Диалектика мифаподсказывает нам, что развитие мифологических сю-жетов шло по пути обострения противоречий, все бо-лее напряженного противостояния мира природы имира человека. Это - неизбежная логика развития соз-нания, требующего все большей дифференциации, обо-собления и выделения четких границ предметов окру-жающего мира. Этот процесс сопровождается усилени-ем мифообразующей функции сознания, а значит, рас-ширением и углублением мифологической традиции икультурного пространства в целом. Миф начинает фик-сировать все большую противоречивость бытия, нопродолжает выполнять медиативную, экзистенциаль-ную функцию, снимает противоречия в сознании ивозникающее в связи с этим психологическое напря-жение. Поэтому как более поздний мотив космогони-ческих мифов может быть рассмотрен мотив противо-стояния и борьбы, в ходе которой возникает современ-ное состояние мира. Миф никогда не отбрасывает ста-рое, переходя на новый этап, поэтому в мифологииразных народов мы встречаем самые различные космо-и культуроустроительные сюжеты, которые непроти-воречиво уживаются друг с другом.Так, рядом с архаическим персонажем добытчика икосмоустроителя в мифах разных народов встречается идругой вариант культурного героя - «нечто вроде бога-тыря, побеждающего различных злых духов и чудовищ,которые мешают мирной жизни людей» [7. С. 185]. Вдревнегреческой мифологии наряду с типом культурно-го героя - добытчика в лице Прометея - имеется куль-турный герой - богатырь в лице победителей чудовищГеракла, Тесея, Персея и др. К.Г. Юнг увидел в фигурегероя один из важнейших архетипов, поэтому миф огерое универсален и относится к человеку-богатырю,который «побеждает зло в виде драконов, змей, монст-ров, демонов и т.д. и который освобождает свой народот смерти и разрушения» [14. С. 73]. Он - ключеваяфигура в процессе противостояния света и тьмы, верхаи низа, добра и зла, человека и дочеловеческих сил.О.М. Фрейденберг писала, что «воинственный, отваж-ный характер герой получает впоследствии, и это выте-кает из его подвигов в преисподней, где он борется сосмертью и вновь рождается в жизнь» [6. С. 49]. Куль-турный герой как бы получает богатырскую миссиюохраны от чудовищ места обитания людей. Мотивборьбы и противостояния так и остался доминирующимпри характеристике героя и богатыря как в фольклор-ной традиции, так и в современном сознании.Очень частым является мифологический сюжет, ко-гда герой - посланник или сын бога верхнего мира -отправляется под землю, в нижний мир, чтобы побе-дить злого духа или чудовище, являющееся порожде-нием преисподней. Так, в телеутском фольклоре бога-тырь Маладу, ездящий на молочно-белом коне, по по-ручению единственного творца отправляется на борьбус посланцем Сорока Создателей, богатырем Кара-Пöкö(Черный Силач). Сорок Создателей, живущие под зем-лей, олицетворяют зло и тьму и угрожают уничтожитьвесь белый свет [15. С. 24]. Победа над чудовищем,людоедом, злым духом, символизирующими дочелове-ческий мир, преисподнюю, - это победа света надтьмою, жизни над смертью, а значит - сознания надбессознательным [2. С. 104]. Однако на примере теле-утского фольклора мы видим, что фигура богатыряимеет двойственный характер. Часть богатырей олице-творяет силы тьмы, зла и преисподней. В алтайскомэпосе также достаточно распространенным являетсясюжет о принадлежности некоторых богатырей к ниж-нему миру. Так, богатырь Темир-эргек в эпосе «Алтын-Мизе», обладающий огромной силой, живет под зем-лей и выходит оттуда только для борьбы с богатырямиверхнего мира [11. С. 79]. Возможно, что хтоническаясущность героев и богатырей является более ранней,отражает синкретизм фигуры культурного героя и ми-фологического сознания в целом, а двойственный ха-рактер они приобретают позднее в процессе законо-мерной дифференциации уровней сознания.Шаманское мировоззрение обнаруживает теснуюсвязь с фольклорной традицией, которая в свою оче-редь генетически восходит к мифологическим сюжетамо культурном герое. Так, в сибирском шаманизме мывстречаемся с делением шаманов на белых и черных,на тех, кто камлает божествам верхнего и нижнего ми-ра и, соответственно, путешествует в верхний или ниж-ний мир. Шаманские духи также делились на белых(чистых) и черных (нечистых). «Чистые» духи обитаютв горах, в огне и на небесах. Шаманы, получившие дарот этих духов, считались белыми шаманами. «Нечис-тые» духи обитают в тайге, в воде и под землей. Соот-ветственно те, кто получал шаманский дар от этих ду-хов, назывались черными шаманами [16. С. 58]. Средиисследователей бытует представление о том, что деле-ние шаманов на белых и черных связано с пересечени-ем различных этнокультурных потоков, которые тяго-тели либо к небесным, либо к подземным божествам.Кроме того, белые и черные шаманы могли быть слу-жителями совершенно разных культов или даже рели-гиозных верований, которые постепенно сблизились иприобрели множество схожих черт [17. С. 27-32]. Неисключая данных позиций, можно выдвинуть предпо-ложение, что подобные представления могли зародить-ся в результате переноса в культовую практику мифо-логических и связанных с ними фольклорных сюжетов,в которых герои и богатыри связаны либо с верхним,либо с нижним миром. Тогда борьба и противостояниечерных и белых шаманов могут также рассматриватьсякак продолжение или ритуальное воплощение мифоло-гических сюжетов о героях и богатырях.В ранней мифологической традиции космос имел нетолько вертикальную, но и горизонтальную системукоординат. Возможно, что горизонтальное членениепространства является более ранним и связано с вос-приятием общинной территории как «своего» мира ипротивопоставлением его «потустороннему» миру,находящемуся за пределами территории общины.Позднее проблема пересечения границы общины полу-чила переосмысление как путешествие в загробныймир [1. С. 62]. Дихотомия социума и природы, своего ичужого, профанного и сакрального могла иметь изна-чально горизонтальную структуру, хотя в первобытномсознании, обладавшем значительной пластичностью иотсутствием непроходимых границ, горизонтальные ивертикальные характеристики пространства могли сли-ваться и переходить одна в другую. У бурят сохрани-лось представление о том, что разделение шаманов набелых и черных связано с горизонтальным членениемпространства, а именно с разделением небесных бо-жеств на два враждебных лагеря: западных, добрых, ивосточных, злых [17. С. 22].Необходимо отметить, что деление божеств и бога-тырей, так же как и шаманов, на добрых и злых отно-сится к достаточно позднему периоду развития созна-ния. Возможно, что ранее они просто являлись марке-рами различных частей пространства и соответствую-щих им уровней психики первобытного человека.К.Г. Юнг считал, что момент моральной квалификациидухов и божеств и, следовательно, служителей их куль-та, относится к третьему, достаточно поздно оформив-шемуся уровню сознания, когда психическому содер-жанию бессознательного был приписан атрибут зла[18. С. 16-17].Шаманские легенды, культовые песни, заклинания,существуя параллельно с эпической традицией, тесновзаимодействуют с ней и, можно сказать, находятся в«едином мифологическом поле» [19. С. 18]. Это единоемифологическое поле - модель Вселенной - было соз-дано во времена первотворения, на раннем этапе фор-мирования самосознания культуры. По народнымпредставлениям хакасов, у шамана и сказителя - хай-чжи - одна дорога. То есть пути у богатырей сказанийи шаманских духов общие. Так, В.Я. Бутанаев пишет отом, что во время исполнения героических сказанийдуши богатырей на своем пути могут встретиться сдухами-помощниками камлающего в этот момент ша-мана. «Согласно субординации хайджи останавливалсказание, кропил вином и, после прохождения тёсей,продолжал путь богатыря» [16. С. 62]. В мифологииселькупов герой шаманских легенд Железных ЛошадейСтарик является старшим братом богатыря по имениХозяин Тощего Быка [10. С. 150]. В алтайских сказани-ях богатыри и шаманы могут действовать как равно-правные участники одного сюжета, а богатыри зачас-тую ходят шаманскими путями. Так, герой Аин ШаинШикширге отправляется в нижний мир к патрону всехшаманов Эрлику, проходя в пути те же испытания, ко-торые выпадают на долю шамана, камлающего в ниж-ний мир. Среди телеутов бытовало представление отом, что у шамана и кайчы одни и те же духи-тöс [20.С. 329]. Поэтому можно говорить о том, что эпическаяи шаманская традиции имеют общий исток и уходятсвоими корнями в раннюю мифологическую эпоху исвязанную с ней тотемистическую систему представ-лений. А образ культурного героя предшествует отчет-ливой дифференциации религиозных и чисто поэтиче-ских сюжетов и образов.Важнейшая характеристика духовной жизни перво-бытного социума - наличие мистического опыта.М. Элиаде не без оснований считает, что мистическийопыт заложен в самой структуре сознания, является егонеобходимой составляющей, поэтому становление ми-фологического сознания неотделимо от мистическогоопыта, переживаемого его носителями. «Преодолениевсех преград, отделяющих человека от Абсолютного,представляет собой величайший из результатов мисти-ческого экстаза. Во время мистических состояний мысоставляем единое целое с Абсолютным и сознаем этоединство» [21. С. 326].Мистический опыт был необходим первобытномуколлективу для того, чтобы снимать двойственностьсознания, служить единению коллектива со сферойсакрального. Коллективный характер ритуалов, жерт-воприношений и иных действий, направленных на вос-соединение с миром Природы говорит о том, что мис-тический опыт также был возможен только в коллекти-ве, как результат коллективных действий. Именно кол-лектив отождествлял себя с телом тотема. И фигуракультурного героя или первопредка была необходимадля того, чтобы выступать осязаемым знаком, симво-лом единения человеческого коллектива и Природы.Ритуальное повторение священных текстов, пение эпи-ческих произведений, в которых повествуется о жизнии деятельности героев, позволяло вернуться к време-нам первотворения, ощутить живую связь профанноговремени со временем сакральным. А ритуальные тан-цы, молитвы, жертвоприношения имели своей цельюизменить сознание, возвысить его до экстатическогоединения с героем.Если переживание сакрального как истинного бы-тия и рассмотрение профанного через призму сакраль-ного было характерно для человека изначально, на са-мом раннем этапе становления сознания, то несомнен-но, что истоки шаманской идеологии необходимо ис-кать именно там. Синкретизм мифологического созна-ния сначала предполагал лишь одну линию развитиямифоритуальной традиции, в основе которой лежаликоллективные представления и коллективный мистиче-ский опыт. Именно поэтому фигура культурного героянаделена чертами демиурга, первопредка и первогошамана и отражает, по сути, единственное противопос-тавление, присущее примитивному сознанию, - проти-вопоставление социума и природы.Дальнейшая дифференциация сознания приводит ктому, что в священной мифологической традиции, каки в реальной жизни человеческого коллектива, начина-ет осуществляться специализация различных видовдеятельности и различных свойств формирующегося«Я». Чем больше различий фиксируется на уровне от-дельных индивидов, тем большее развитие получаетчеловеческая индивидуальность. Так, несомненно, по-лучает свое развитие фигура культового деятеля, чеймистический опыт начинает носить отличный от кол-лективного, индивидуальный характер. Фигура шаманадемонстрирует нам особую динамику развития инди-видуального самосознания, чего ранее не знала историячеловечества [3. С. 174].Мы можем говорить о том, что с появлением шама-на как социального деятеля происходит передачафункций от мифического персонажа к реальному лицу,а также о переходе от архетипической мифологемы,реализующейся лишь в сакральной сфере, к социальнозначимой фигуре, прокладывающей дорогу из профан-ной сферы в сакральную и обратно. По мнениюМ. Элиаде, уже существующую космотеологическуюконцепцию шаман преобразует в личный мистическийопыт. Фактически, взяв на себя функции медиаторамежду мирами, шаман заменил собой фигуру культур-ного героя. Функциональная значимость этой фигурыосталась в мифических временах, когда человек делалсамые первые шаги в мире культуры. Миф о герое воз-ник тогда, когда «человек еще не знал, что он имеетмиф о герое, со времени, так сказать, когда он еще несознавал того, что говорит» [14. С. 68].Е.М. Мелетинский отмечал тот факт, что культур-ный герой специфически связан с мифическим време-нем первотворения. Именно тогда заканчивается жиз-ненный цикл этого персонажа. Этим культурный геройотличается от духов и богов, продолжающих активноуправлять различными стихиями, участками природы ичеловеческой жизни. Если существование такого пер-сонажа продолжается, то оно связано с выполнениемшаманской функции посредника [7. С. 186].Связь шамана с героями и богатырями выражаласьдаже в том, что, по представлениям шаманистов, про-исхождение духов-помощников шамана зачастую воз-водилось к мифическим временам первотворения -временам жизни и деятельности героев. Так, например,в хакасских молитвах к тёсям - духам-помощникамшамана, в которых заключена его сила, говорилось отом, что эти духи были созданы вместе с небом под-земным творцом Ирлик-ханом в виде вечных богаты-рей - алыпов [16. С. 56]. Культурные герои в мифоло-гии могли эволюционировать до образов богов, а моглипостепенно превращаться в духов, обитающих средиразличных природных стихий в виде зверей, птиц, на-секомых, змей, ветра, тумана, звезд, и т.д. Тем не менеедаже в таком облике они не утрачивали своего значе-ния медиаторов, чьи основные функции заключаются впомощи шаманам в их практике.Шаман же как реальное, социально значимое лицооказывается в ситуации двойного противопоставле-ния - природе и социуму. С одной стороны, он тожегерой, и многие великие шаманы прошлого получалигероизацию в шаманских легендах. Но с другой сторо-ны, он - изгой, слишком чужой, отмеченный знакоминаковости, нечеловеческой природы в среде своихсоплеменников. Поэтому в шаманских легендах могу-щество шамана очень часто контрастирует с его «убо-гим» внешним видом. По одной из алтайских легенд,первый шаман был проклят творцом Ульгенем [11.С. 206]. Двойственное отношение к шаманам закрепи-лось в традиции и в виде определенных обычаев. На-пример, хакасы после посещения шаманом дома сразуподметали пол, а мусор бросали вслед шаману за огра-ду. Кроме того, все хакасы боялись родниться с пред-ставителями шаманских родов [16. С. 16].Как культовый деятель шаман становится носите-лем социальной памяти: он наделен способностью пе-ремещаться в «мифологическом поле» своей культур-ной традиции, а значит, обладать истинным знанием.Происхождение сказительской традиции также возво-дится к шаманизму. Здесь мы наблюдаем дальнейшуюдифференциацию функций и связанную с этим специа-лизацию трансляторов социального опыта. Еще до не-давнего времени у ряда тюркских народов СреднейАзии, а также у монголов и бурят сохранялось совме-щение профессий певца-сказителя и прорицателя-шамана [22. С. 35]. Многие великие сказители станови-лись шаманами. По традиционным представлениямшорцев среди предков сказителей могли быть не толь-ко эпические песнопевцы, но и шаманы [20. С. 325].С помощью образа культурного героя в первобыт-ном сознании была зафиксирована ситуация выделениячеловеческого коллектива из окружающего мира. Свя-щенное и мирское, сакральное и профанное - основнаяоппозиция, характеризующая бытие человека в мире ивыделяемая всеми религиями, берет свое начало в этомбазовом мифологическом образе. Именно поэтомуМ. Элиаде говорил, что «быть, - а еще вернее, стать, -человеком означает быть религиозным» [23. С. 6].Шаман и певец, занимающие промежуточное поло-жение между сакральным и профанным уровнями бы-тия, являются прямыми наследниками героев и богаты-рей, существовавших в мифические времена и охра-нявших мир человеческой культуры от вторжения не-человеческих сил.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 330
Ключевые слова
культурный герой, шаман, коллективные представления, самосознание, cultural hero, shaman, collective representations, self-consciousnessАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Нам Елена Вадимовна | Томский филиал Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний России | кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин | n.elvad@yandex.ru |
Ссылки
Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. 111 с.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997. 384 с.
Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск, 2001. 204 с.
Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2 : Мифологическое мышление. М. ; СПб., 2002. 280 с.
Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Arbor Mundi. М., 1993. Вып. 2. С. 9-62.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. 800 с.
Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. М., 1979. 230 с.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. Материалы этнографические. СПб., 1883. 1026 с.
Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., 1958. 263 с.
Мифология селькупов. Томск, 2004. 382 с.
Никифоров Н.Я. Аносский сборник. Собрание сказок алтайцев. Омск, 1915. 264 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989. 243 с.
Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. М., 2009. 432 с.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 304 с.
Телеутский фольклор. М., 2004. 183 с.
Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан, 2006. 254 с.
Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991. 300 с.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. М., 1996. 384 с.
Катанов Н.Ф. Шаманские песнопения. Записи 1878-1892 гг. М., 1996. 192 с.
Функ Д.А. «Шаманская болезнь» Саяно-Алтайских сказителей (шорские материалы) // Материалы международного конгресса: «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». М., 1999. Ч. 2. С. 323-331.
Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. 432 с.
Ревуненкова Е.В. О некоторых истоках поэтического творчества в Индонезии (шаман - певец - сказитель) // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 35-41.
Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2008. 622 с.
