Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования

Рассмотрены этапы институциональных преобразований, направленные на развитие интеграции образования, науки и бизнеса в России. Представлена типология университетских комплексов, выступающих в качестве базовых форм интеграционного взаимодействия субъектов образовательной, научной и производственной деятельности. Определены современные формы интеграции, основанные на сетевом взаимодействии. Обозначены проблемы, сдерживающие развитие интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования.

Russian practices for the integration process development in higher education system.pdf В России, согласно «Доктрине развития российскойнауки», интеграция науки и образования была офици-ально признана одним из основных принципов госу-дарственной научной политики в 1996 г., что преду-сматривало развитие целостной системы подготовкиквалифицированных научных кадров всех уровней.Однако формальное разделение науки и образования винституциональном, организационно-управленческом,правовом и финансовом аспектах тормозило развитиеинтеграционных процессов.Для активизации научно-исследовательской дея-тельности, подготовки кадров высшей квалификации в1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и госу-дарственной научно-технической политике», в которомпредставлен механизм реализации интеграционныхпроцессов, основанный на создании специальных струк-тур - учебно-научных комплексов. С одной стороны,именно в рамках этих структур предполагалось реализо-вать «различные формы участия» вузов в научных ис-следованиях и экспериментальных разработках. С дру-гой стороны, вопросы интеграции науки и образования вданном законе были представлены декларативно, средицелей и принципов государственной научно-техни-ческой политики, не были определены организационно-экономические основы их функционирования.В результате с целью развития нового института -учебно-научных комплексов - в 2001 г. было принятоПостановление Правительства РФ № 676 «Об универ-ситетских комплексах». Предполагалось, что основныезадачи создания и развития университетских комплек-сов будут заключаться в обеспечении интеграции обра-зования и науки за счет использования результатовнаучных исследований в учебном процессе; созданияединой информационной среды для обеспечения обра-зовательной, научной и инновационной деятельности;реализации единой системы подготовки, переподго-товки и повышения квалификации кадров по профес-сиональным программам различных уровней; созданиясовременной лабораторной и экспериментальной базыдля подготовки специалистов; выполнения совместныхнаучных проектов; обеспечения условий, способст-вующих привлечению дополнительных ресурсов извнебюджетных источников; выработки рекомендацийдля решения актуальных проблем регионов и отраслей;развития международных связей в сфере образования[1. С. 24]. Для решения поставленных задач были пред-ложены различные модели по формированию универ-ситетских комплексов в зависимости от имеющегосяресурсного потенциала и особенностей территориаль-ного расположения образовательного учреждения.Первая модель университетского комплекса пред-ставляет собой университет, состоящий из образова-тельных, научно-исследовательских, конструкторских,производственных и иных структурных подразделе-ний, обеспечивающих подготовку кадров, выполнениефундаментальных, поисковых и прикладных исследо-ваний по приоритетным направлениям науки и техникив соответствии с профилем вуза, коммерциализациютехнологий. В результате к 2001 г. на базе большинст-ва ведущих университетов России были сформированыуниверситетские комплексы по данной модели, кото-рые включали образовательные учреждения разногоуровня, а также научно-исследовательские институты.Вторая модель университетского комплекса осно-вывается на объединении образовательных, научных,конструкторских, инновационных и иных учрежденийи организаций различных форм собственности, со-храняющих свою самостоятельность и представ-ляющих собой ассоциацию (союз) или консорциумучебных заведений с академическими и отраслевымиНИИ, базовыми предприятиями. В данной моделисистемообразующим элементом выступает образова-тельное учреждение, объединяющее организации,обеспечивающие единство образовательного процес-са, научно-исследовательской и инновационной дея-тельности по выделенным приоритетным направле-ниям. Эта модель стала базовой при формированииучебно-научно-производственных комплексов, кото-рые позволили создать интегрированную среду, гдепроцесс обучения непосредственно связан с произ-водством и получением фундаментальных знаний, ихиспользованием в прикладных разработках новойтехники и технологии, проведением эксперименталь-ных исследований, доведением результатов до опыт-ных и серийных образцов [2. С. 99].В этом направлении широкое распространение по-лучили сетевые объединения вузов в консорциумы иассоциации в сфере дистанционного образования, ока-зывающие коммуникационные и организационно-методические услуги в рамках реализации основных идополнительных образовательных программ высшего ипослевузовского образования. Примером такого сете-вого взаимодействия стала созданная в 1998 г. Ассо-циация образовательных и научных учреждений «Си-бирский открытый университет». Она представляласобой первый в Сибири консорциум, ставящий своейцелью создание единого научно-образовательного про-странства на основе современных средств телекомму-никаций и технологий дистанционного обучения, объ-единяющего интеллектуальные ресурсы вузов и науч-ных учреждений, входящих в ассоциацию.Третья модель университетского комплекса базиру-ется на создании университетского образовательногоокруга (ассоциация, союз), объединяющего образова-тельные учреждения и организации независимо отформ собственности, реализующие образовательныепрограммы различных уровней. По данной модели вРеспублике Мордовия был сформирован в виде ассо-циации «Региональный учебный округ при Мордов-ском государственном университете имени Н.П. Ога-рева (университетский комплекс)». В результате объе-динения образовательных учреждений была созданаинновационная система подготовки кадров, включаю-щая в себя все уровни образования, ставшая основнойв дальнейшем для развития системы непрерывногообразования [3].Так, в рамках реализации Постановления Прави-тельства РФ «Об университетских комплексах», опре-деляющего цели, задачи и принципы формированияструктурной и ассоциативной интеграции, получилираспространение следующие виды университетскихкомплексов: учебно-научные комплексы (УНК), учеб-но-научно-инновационные комплексы (УНИК), учеб-но-научно-производственные комплексы (УНПК), ин-новационные учебно-научно-производственно-финан-совые комплексы (ИУНПФК). Считалось, что главны-ми звеньями интеграционной политики в сфере высше-го профессионального образования должны статьУНИК и УНПК, сочетающие получение новых знаний,идей и технологий, проведение фундаментальных ис-следований, создание на их основе конкурентоспособ-ных инновационных продуктов. При этом основнойпринцип объединения субъектов научной, образова-тельной и производственной деятельности в универси-тетский комплекс заключался в максимальной органи-зационной интеграции для решения единого комплексасогласованных всеми участниками интеграционногопроцесса взаимосвязанных задач.Однако следует отметить, что принятое в 2001 г.Постановление об университетских комплексах былонесимметричным по отношению ко всем участникаминтеграционного процесса, так как предусматривалоих организацию в форме юридического лица только набазе вузов. Кроме того, университетские комплексыкак субъект права не были выделены, и создавать ихразрешалось только в форме ассоциаций. В результатевозникла необходимость в совершенствовании норма-тивно-правовой базы, и в 2007 г. был разработан новыйзаконопроект «О внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации по вопро-сам интеграции образования и науки» (№ 308-ФЗ), ко-торый включал следующие положения.Во-первых, положения, касающиеся создания норма-тивно-правовой базы для уже ранее существующих формвзаимодействия науки, высшего и послевузовского про-фессионального образования, к которым относятся прове-дение вузами исследований и разработок за счет грантов ииных источников финансирования; привлечение вузамиработников научных организаций, а научными организа-циями - работников вузов к научной (образовательной)деятельности на договорной основе; осуществление вузамии научными организациями совместных научно-образова-тельных проектов, научных исследований и иных совмест-ных мероприятий на договорной основе.Во-вторых, предоставление вузам права созданияна базе научных организаций кафедр, осуществляю-щих образовательный процесс, а научным организа-циям - права создания на базе вузов лабораторий,ведущих научную деятельность. При этом, несмотряна то что закон предусматривал разработку порядкапо созданию этих структур, данный порядок был раз-работан в 2009 г. только для создания лабораторий набазе вузов.В-третьих, предоставление научным организациямправа на создание объединений с учреждением высше-го профессионального образования как на договорнойоснове, так и в форме ассоциаций или союзов в соот-ветствии с действующим законодательством. Ранее вПостановлении Правительства «Об университетскихкомплексах» этим правом обладали только вузы.В-четвертых, определение имущественного праваинтеграции, в соответствии с которым вузы и научныеорганизации получили возможность на взаимное пре-доставление движимого и недвижимого имущества наосновании договора.Таким образом, в процессе разработки нового зако-нопроекта была решена задача не разработки норматив-но-правовой базы для развития форм интеграции, соот-ветствующих современным условиям развития эконо-мики и использующихся в мировой практике, а прида-ния правовой легитимности существующей отечествен-ной практике интеграции, ее экономическим формам имеханизмам, отношениям участников данных интегра-ционных процессов. Что касается современных форминтеграции образования, науки и бизнеса в сфере выс-шего профессионального образования, то в рассмотрен-ном законе это не нашло отражения. Кроме того, прин-ципиальным недостатком этого закона стало также по-зиционирование интеграции науки и образования какабсолютно самостоятельного блока в контексте болееширокой задачи интеграции науки, образования и биз-неса. Подчеркивалась необходимость присоединения кэтим процессам бизнеса в целях обеспечения инноваци-онного развития экономики, но одновременно интегра-ция науки и образования выделялась в самостоятельнуюзадачу, требующую первоочередного решения.Итак, проведенные исследования российскойпрактики развития интеграционных процессов в сис-теме высшего профессионального образования по-зволили отметить, что в результате проведенных врамках реализации Федеральной целевой программыразвития образования на 2006-2010 гг. институцио-нальных преобразований университетский комплексстал рассматриваться как объединение учебных за-ведений вокруг ведущих университетов региона ли-бо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наибо-лее рационального использования имеющегося ре-сурсного потенциала для решения задач региональ-ного развития. В дальнейшем концепция формиро-вания университетских комплексов стала основойдля проведения иных институциональных преобра-зований (рис. 1).Рис. 1. Этапы институциональных преобразований по развитию интеграции образования, науки и бизнесаВ настоящее время основные направления институ-циональных преобразований представлены в Федераль-ной целевой программе развития образования на 2011 -2015 гг. и в «Стратегии развития науки и инноваций вРоссийской Федерации на период до 2015 г.», где инте-грация позиционируется как одно из ключевых направ-лений реформирования образования и науки, условийсоздания конкурентоспособного сектора исследований иразработок при увеличении государственной поддержкиновых форм интеграции образования, науки и бизнеса,получивших распространение в мировой практике. Приэтом согласно принятой «Стратегии…» одним из основ-ных направлений модернизации в сфере высшего обра-зования определено «развитие кооперационных связейвузовского сектора науки с организациями академиче-ского сектора науки и сектора прикладной науки, а так-же реального сектора экономики, включая: заключениедоговоров на реализацию совместных образовательныхпрограмм, научных и инновационных проектов, органи-зацию совместных научных изданий, а также участие вконкурсах на получение российских и международныхгрантов; создание центров передовых исследований,совместных испытательных центров, полигонов, науч-ных и технологических парков; активизацию взаимосвя-зей с бизнесом, процессов коммерциализации результа-тов прикладных научных исследований и разработок, атакже передачу технологий в реальный сектор экономи-ки» [4].Следовательно, на современном этапе развитияэкономики система профессионального образованияРоссии характеризуется тем, что обеспечение опере-жающего уровня подготовки кадров, соответствующихпотребностям экономики, и развитие механизмов под-держки вузовских фундаментальных и прикладныхнаучных исследований и разработок на всех этапахинновационного цикла уже является не достаточноэффективным в рамках традиционных форм интегра-ции. Уровень и масштаб поставленных задач социаль-но-экономического преобразования требуют внедрениясовременных сетевых форм интеграции, обеспечиваю-щих синергетический эффект, а участники таких сетейпри решении сложных задач трансформируются в но-вое целое, обладающее качественно и количественноиными характеристиками и возможностями.Сетевой подход в управлении интеграционнымипроцессами в сфере науки, образования и производствав настоящее время следует использовать, во-первых,при формировании и реализации акционерными обще-ствами с государственным участием, государственны-ми корпорациями и федеральными государственнымиунитарными предприятиями программ инновационногоразвития, которые направленны на разработку и вне-дрение новых технологий, инновационных продуктов иуслуг, соответствующих мировому уровню. В про-граммах должны предусматриваться меры по обеспе-чению эффективного взаимодействия компании с ву-зами, научными организациями, малыми инновацион-ными предприятиями с целью согласования интересови определения потенциала сторон по выполнению со-вместных проектов в области подготовки и переподго-товки кадров, научно-исследовательской и производст-венной деятельности. Во-вторых, при формировании иразвитии технологических платформ в виде научно-инновационных и образовательных комплексов, объе-диняющих усилия бизнеса, образовательных учрежде-ний и исследовательских организаций с целью иннова-ционного развития экономики. При этом деятельностьтехнологических платформ направлена прежде всего напоиск новых научно-технологических возможностеймодернизации существующих и формирование новыхсекторов российской экономики, на расширение науч-но-производственной кооперации и создание новыхпартнерств в инновационной сфере. В-третьих, приформировании региональных кластеров. Они относятсяк числу форм интеграции, обеспечивающих условияхозяйствования, при которых деятельность организа-ций региона переносится в сетевую среду. Как показы-вает опыт развитых стран, кластерный подход к орга-низации и управлению инновационной деятельностьюпозволяет решать задачи регионального и отраслевогоразвития, а также способствует повышению эффектив-ности взаимодействия государства, частного сектора,исследовательских и образовательных учреждений винновационном процессе.Таким образом, рассмотренный отечественный опытсвидетельствует о повышении роли организации взаи-модействия субъектов образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности,способности формировать как внутренние, так и внеш-ние интеграционные структуры и обеспечивать даль-нейшее их функционирование в соответствии с обозна-ченными приоритетами социально-экономического раз-вития. Решение поставленных задач предусматриваетнеобходимость проведения ряда преобразований.Во-первых, проведение организационно-управлен-ческих преобразований, что предполагает определениевузами интеграционных процессов как основы для по-строения и реализации их стратегии; систематическоепроведение внутреннего мониторинга с целью опреде-ления накопленного ресурсного потенциала в областиподготовки кадров, проведения фундаментальных иприкладных исследований, а также внешнего монито-ринга, позволяющего определить потребности рынка иразработать стратегию дальнейшего развития; вовлече-ние сотрудников в процесс формирования интеграци-онной политики с целью последующей реализации об-разовательной, научно-исследовательской и инноваци-онной деятельности; изменение культуры как внутрен-них, так и внешних коммуникаций, построение взаи-модействия на принципах партнерства.Во-вторых, проведение институциональных преобра-зований. В современных условиях образовательные уч-реждения должны представлять собой открытые систе-мы и уделять внимание, с одной стороны, развитиювнутренней интеграции, направленной на повышениекачества образования, организацию системы непрерыв-ного образования, формирование необходимых ресурсовдля повышения эффективности научно-исследова-тельской и инновационной деятельности. С другой сто-роны, они должны уделять внимание формированиювнешних интеграционных структур на основе сетевоговзаимодействия или включению в уже существующиесетевые объединения, созданные не только образова-тельными учреждениями, но и предприятиями реально-го сектора экономики, ведущими научно-исследова-тельскими организациями на национальном и междуна-родном уровне в сфере образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности.Кроме того, возникает необходимость в измененииструктуры управления взаимоотношениями с внешнимипартнерами - создание института «структуры-посредника» (по опыту ведущих вузов мира: Массачу-сетский технологический институт, Университет Берклии др.) в виде управления по организации взаимодействияс внешними партнерами - с целью обеспечения «едино-го окна» для промышленных партнеров и иных органи-заций, взаимодействующих с вузами; проведения мони-торинга интересов внешних партнеров с целью форми-рования совместных программ и проектов; координациивыполнения комплексных проектов.Безусловно, необходимо отметить значимость про-исходящих преобразований в российской системевысшего образования, направленных на развитие инте-грационных процессов. Однако следует выделить рядпроблем, сдерживающих в настоящее время развитиеинтеграционных процессов: недостаточная финансоваяподдержка интеграции в связи с неразвитостью меха-низма государственно-частного партнерства; слабаямотивация участников интеграционного процесса, какпартнеров по взаимодействию, так и сотрудниковвнутри отдельных организаций; отсутствие организа-ционно-управленческих механизмов, рекомендаций попостроению моделей интеграции, отвечающих требо-ваниям современной экономики; отсутствие соответст-вующей нормативно-правовой базы, регулирующейформирование и развитие современных форм интегра-ции науки, образования и бизнеса в области научно-исследовательской и технико-внедренческой деятель-ности, подготовки кадров, стимулирующей развитиегосударственно-частного партнерства.

Ключевые слова

интеграционные процессы, интеграция образования, науки и бизнеса, университетские комплексы, сетевые формы интеграции, integration processes, education, science and business integration, university complexes, network integration forms

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маковеева Виктория ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдиректор Центра маркетинговых исследований и коммуникаций, старший преподаватель кафедры системного менеджмента и предпринимательстваvika_makoveeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Жураковский В.М. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. № 1. С. 20-26.
Губарьков С.В. Создание университетских комплексов как часть стратегии инновационного развития России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5. С. 95-100.
Макаркин Н.П. Университетские комплексы в Мордовии / Н.П. Макаркин, Н.Е. Фомин, В.И. Ивлев // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3 (18). С 38-43.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=101907;dst=0;ts=BA9A09F0DC5CA13D99FE21481D3AD134 (дата обращения 18.01.2012).
 Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.