Государственное регулирование сферы санаторно-курортных услуг как отрасли, отвечающей за качественное воспроизводство трудового потенциала
Наиболее актуальным и перспективным в решении задачи по укреплению здоровья нации выступает санаторно-курортное дело. Рассматриваются причины, обосновывающие необходимость вмешательства государства в регулирование санаторно- курортного рынка с экономических позиций.
State regulation of health resort services as sector responsible for high quality work force potential recoveryand development.pdf Здоровье населения - один из важнейших элемен-тов социального, культурного и экономического разви-тия государства. В современных условиях теоретиче-ской базой его обеспечения является Концепция охра-ны здоровья человека [1].Ее цель - создание системы формирования, актив-ного сохранения, восстановления и укрепления здоро-вья людей, реализация потенциала здоровья для веде-ния активной производственной, социальной и личнойжизни и, в конечном итоге, на основе повышения каче-ства жизни населения улучшения демографическойситуации в стране.В этой связи профилактическое направление стано-вится ведущим звеном отечественной медицины. Вы-сокую значимость профилактики определяет тот факт,что в последние два десятилетия в динамике показате-лей общественного здоровья населения РоссийскойФедерации проявилась негативная тенденция увеличе-ния заболеваемости и смертности. Необходимость ме-дицинской профилактики определяет также возраста-ние социально зависимых и профессионально обуслов-ленных дефектов здоровья населения (дизадаптивныесиндромы, социально-экологическое утомление и пе-реутомление, стрессогенные заболевания).Особое место в охране здоровья здорового человеказанимает формирование общественного и индивиду-ального сознания на личную ответственность за своездоровье, включающее борьбу с вредными привычка-ми, соблюдение мер безопасности, условий охранытруда, самоконтроль за состоянием здоровья и сохра-нением потребности в его поддержании [2].Здоровье нации в значительной степени определя-ется состоянием и эффективностью системы здраво-охранения и социальной защиты населения, в особен-ности работающего. При этом надо иметь в виду, чтотолько одна система здравоохранения не в состоянииобеспечить выполнение комплексных программ по ук-реплению здоровья населения, профилактике заболева-ний, пропаганде здорового образа жизни и совершен-ствованию мер социальной защищенности граждан.На эффективность системы здравоохранения по-влияли практически все негативные факторы, обуслов-ленные переходом к рыночным формам хозяйствова-ния. Надежды на повышение ее эффективности за счетвведения системы ОМС оправдываются не в полноймере: при росте расходов системы ОМС в 1999-2006 гг. на 71% уровень смертности трудоспособногонаселения возрос на 15,5%, продолжительность жизнисократилась на 2,8% (показатели рассчитаны авторомна основе данных Минздравсоцразвития РФ).В результате сформировались условия, не способст-вующие росту эффективности здравоохранения и, со-ответственно, нормальному воспроизводству здоровья.Таким образом, вопрос о совершенствовании качестваобщественного здоровья становится не только актуаль-ным, но и требующим скорейшего разрешения.В существовавшей ранее системе здравоохраненияважное место уделялось профилактике и реабилитациибольных. Планомерная деятельность в этих направле-ниях позволяла обеспечить приемлемый уровень каче-ства трудового потенциала при минимизации общест-венных затрат на лечение.Реализация профилактических приоритетов систе-мы здравоохранения с применением современных тех-нологий оценки и восстановления здоровья суть дея-тельности восстановительной медицины. В роли ееведущего звена выступает санаторно-курортное дело,выполняющее социально значимую функцию по про-филактике, лечению и реабилитации населения и раз-вивающее профилактическое направление как наибо-лее актуальное и перспективное в решении задачи поукреплению здоровья нации. Так, проведение профи-лактических мероприятий в 3-5 раз снижало расходына лечение за счет опережения медицинского вмеша-тельства, т.е. недопущения тяжелых форм проявлениязаболеваний, а также за счет систематической под-держки показателей здоровья (консультации у специа-листов в стадии ремиссии, лечение в профилакториях,санаториях и т.п.). После санаторного лечения и оздо-ровления в 2-4 раза снижается уровень трудопотерь поболезни.Многообразие природных лечебных факторов, бо-гатство курортных ресурсов и чрезвычайно высокаяэффективность их применения в практике отечествен-ного здравоохранения издавна определили то особоевнимание, которое во все времена уделяло развитиюкурортного дела Российское государство. Наличиемногообразных природных ресурсов позволило создатьв нашей стране многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.Далее мы рассмотрим такой элемент системы здра-воохранения, как санаторно-курортные учреждения(СКУ), поскольку, на наш взгляд, именно они играютнаиболее значимую роль в восстановлении здоровья.Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, достаточно высока, что мно-гократно изучено, доказано на практике и позволяетсократить количество дней нетрудоспособности в 2,3-3 раза; уменьшить потребность в госпитализации в2,4 раза; сократить расходы на лечение больных в по-ликлиниках и стационарах в 2,6-3 раза; уменьшитьвыплату пособий по временной нетрудоспособности в1,8-2,6 раза; снизить ущерб производству в связи сзаболеваемостью рабочих и служащих в 2-3 раза[3. С. 56].В области сохранения здоровья граждан, помиморазвития медицины, очевидна необходимость форми-рования в обществе мотивации к здоровому образужизни. Формирование такого отношения возможнотолько при должном ведении соответствующей госу-дарственной политики. Помимо воспитательной рабо-ты и пропаганды, важны реальное вложение средств,серьезная законодательная база, т.е. целая система ох-раны здоровья населения, основанная на приоритетездорового образа жизни и направленная на профилак-тику заболеваний. Ключевая роль в этой системе отво-дится именно санаторно-курортному лечению как важ-ному фактору реабилитации и профилактики заболева-ний.Так, Большая советская энциклопедия дает сле-дующее определение: «Санаторно-курортное лечение -вид лечебно-профилактической помощи, оказываемойв специализированных стационарных учреждениях иоснованной на применении главным образом природ-ных лечебных факторов (климата, минеральных вод,лечебных грязей и др.) » [4. С. 555].А.Н. Разумов, В.И. Лимонов, Б.Н. Семенов рассмат-ривают санаторно-курортное лечение как элемент схе-мы «поликлиника - больница - санаторий», которыйвыполняет социально значимую функцию по профи-лактике, лечению и реабилитации, т.е. решает задачупо укреплению здоровья нации [5. С. 4].Во многом похоже определение санаторно-курортного лечения в докладе Н.Г. Истошина: «Сана-торно-курортное лечение - ведущая часть реабилита-ционной помощи, занимающая важное место в системеохраны здоровья и направленная на профилактику,снижение заболеваемости, инвалидности и смертностинаселения» [3. С. 56].На наш взгляд, недостаток приведенных определе-ний в том, что они трактуют санаторно-курортное ле-чение с позиции организации здравоохранения и неучитывают экономический аспект.Проанализировав ряд источников по данной про-блеме, мы предлагаем следующее определение: сана-торно-курортное лечение - это комплекс мероприятийпо охране и профилактике здоровья, направленных наповышение эффективности лечения для обеспечениязаданного уровня качества трудовых ресурсов.В основу санаторно-курортной помощи положенынаиболее гуманные, социально и научно обоснованныепрогрессивные принципы: профилактическая и реаби-литационная направленность, преемственность междуамбулаторно-диагностическими, стационарными и са-наторно-курортными учреждениями, высокая квали-фикация и специализация оказываемой помощи [6.С. 24-26]. Рекреационная сфера, основу которой онисоставляют, по праву может считаться особой отрас-лью хозяйства, так как оказывает влияние на все фазыобщественного воспроизводства.Ранее государство осуществляло единую политикуразвития санаторно-курортного комплекса, которыйбыл рассчитан на массового потребителя, при этоммассовость достигалась хорошо отработанной систе-мой финансирования. Финансирование развития сана-торно-курортного комплекса осуществлялось как засчет госбюджета, так и за счет фондов предприятий идругих нецентрализованных источников [7].Структура управления санаторно-курортным ком-плексом сложилась с учетом наличия общегосударст-венного рынка санаторно-оздоровительных услуг.Функционировала отраслевая система реализации са-наторно-курортных путевок, гармонично сочетающаяцентрализованные формы управления и горизонталь-ные связи. Планово-распределительный метод реали-зации санаторно-оздоровительных услуг обеспечивалоптимальную загрузку здравниц.Сегодня же, в условиях перехода к рыночным от-ношениям, назрела острая необходимость существен-ного вмешательства государства в санаторно-курорт-ный рынок, с экономических позиций оправданного всилу нескольких причин.1. Санаторно-оздоровительные услуги являютсясоциально значимыми услугами, которые, по мнениюобщества, граждане должны потреблять или получатьнезависимо от их доходов. При этом отметим, чтозабота государства о потреблении социально значи-мых услуг вовсе не означает их исключительно госу-дарственного производства. Политика государства вотношении социально значимых услуг должна заклю-чаться в простом гарантировании гражданам потреб-ления данных услуг в определенном количестве и оп-ределенного качества; при этом неважно, производят-ся они в государственных или в негосударственныхорганизациях.И если государству и обществу с трудом, а порой иплохо удается решать проблему, кто и что должен по-лучить, то рынок вообще не приспособлен для созда-ния социально желательного обеспечения социальнозначимыми услугами - он просто «не видит» социаль-ных проблем как таковых, не говоря уже о способностисправедливо распределять рассматриваемые услуги.2. Санаторно-оздоровительные услуги являютсязначимо дифференцируемыми услугами. Дифферен-циация санаторно-оздоровительных услуг возникает всилу месторасположения санаторно-оздоровительныхорганизаций, вариабельности состава и объема лече-ния, проводимого конкретным пациентам при одном итом же заболевании, а также традиционной практикилечения в отечественных санаторно-оздоровительныхорганизациях сопутствующих заболеваний и в силутого, что санаторно-оздоровительные организации на-ходят прибыльным удовлетворение различных вкусовпотребителей и их стремление к разнообразию.Дифференциация санаторно-оздоровительных услугявляется отличительной чертой так называемой моно-полистической конкуренции, при которой множествосанаторно-оздоровительных организаций производят ипредставляют одноименные услуги, которые являютсяблизкими, но не полностью взаимозаменяемыми. Диф-ференциация санаторно-оздоровительных услуг даеткаждому монополистическому конкуренту некоторуювласть над рынком, так как каждый конкурент можетповышать цену, не теряя при этом своих традиционныхпотребителей. То есть в отличие от конкурентных рын-ков стандартизованных однородных товаров, при кото-рых конкурентные предприятия принимают общеры-ночную цену как данную, санаторно-курортный рынокне является совершенно конкурентным рынком, и мо-нополистический конкурент только полагает в качестведанной цену, назначенную его конкурентами. В отли-чие от конкурентных рынков, в целом хорошо рабо-тающих, этого нельзя сказать о санаторно-курортномрынке, на котором продавцы могут манипулироватьценами.3. Современный санаторно-курортный рынок, в от-личие от большинства реально существующих другихрынков, является рынком, на котором большая частьпродаж уходит все-таки государству посредствомбюджетного и внебюджетного финансирования. Приэтом нетрудоспособным членам общества и некоторымособым категориям населения объективно необходимоиз государственного бюджета и внебюджетных фондовпостоянно гарантировать бесплатную санаторно-оздоровительную помощь. Большую же часть закупоксанаторно-оздоровительных услуг, осуществляемыхгосударством до настоящего времени посредствомфондов социального страхования, скорее можно рас-сматривать как временную, но необходимую меру го-сударственного воздействия на санаторно-курортныйрынок в силу того, что основная масса граждан, нуж-дающихся в реабилитации и оздоровлении, не в со-стоянии самостоятельно обеспечить за счет собствен-ных средств как поездку, так и пребывание в санатор-но-оздоровительной организации.Несмотря на то что отошел в прошлое функциони-ровавший до сих пор механизм социального страхова-ния и теперь Фонд социального страхования пересталсамостоятельно закупать значительное количество пу-тевок у здравниц, а забота об отдыхе своих сотрудни-ков легла на сами предприятия, государство по-прежнему остается крупнейшим заказчиком санаторно-оздоровительных организаций.При этом перед государственными органами возни-кает проблема: каким образом оно (государство) какпокупатель может определить, есть ли экономическийсмысл в приобретении той или иной путевки. Анализпринятия решений по данному вопросу представителя-ми государства не имеет существенных отличий оттого, которым мог бы воспользоваться любой другойпокупатель. Покупатель пытается оценить выгоды отпокупки конкретной путевки, а затем сравнить их ве-личину с величиной издержек. При этом необходиморассматривать все общественные издержки и выгоды, ане только те, за которые производятся явные платежи.Анализ издержки не является совершенным, посколькуне все издержки и выгоды можно вычислить. Болеетого, не всегда ясно, что представляют собой правиль-ные цены на санаторно-оздоровительные услуги, кото-рые следует использовать при расчете (так, цены на 21-дневные путевки в санаторно-курортные учрежденияварьируются в пределах 20-450 тыс. рублей).В любом случае наличие ограниченного числакрупных потребителей санаторно-оздоровительныхуслуг - представителей государства - не способствуетобеспечению оптимального распределения ресурсов всоответствии с теми услугами, которые предлагаютсанаторно-оздоровительные организации. Представи-телей государства, способных оказывать существенноевлияние на рыночную цену, можно охарактеризоватькак обладающих некоторым влиянием и властью надсанаторно-курортным рынком. Государству как моно-польному покупателю в лице различных представите-лей необходимо хорошо подумать, чтобы не загубитьконкуренцию среди санаторно-оздоровительных орга-низаций, не заменить живую конкуренцию на нецено-вую. Действующая система государственных закупоксанаторно-оздоровительных услуг и их распределениеиногда принимают такие формы, которые нельзя отне-сти к числу продуктивных. Сюда же относится взяточ-ничество как способ обойти конкурентов за счет под-купа чиновников, осуществляющих закупки санаторно-оздоровительных услуг и их распределение.4. Не будучи хорошо информированными, санатор-но-оздоровительные организации и потребители ихуслуг могут предпринимать действия, которые не отве-чают их собственным интересам. Если решения осно-ваны на недоброкачественной информации или жеприняты при ее отсутствии, санаторно-курортный ры-нок не будет работать как следует. Но в современныхусловиях санаторно-курортного рынка санаторно-оздоровительные организации и потребители их услуг,похоже, не являются хорошо информированными опоследствиях всех своих решений.Современный санаторно-курортный рынок не пред-ставляет информацию нужного качества и в нужныхобъемах. Вместе с тем отечественная санаторно-оздоровительная система настолько сложна и многоли-ка, что мало потребителей ее услуг могут «переварить»и оценить всю необходимую информацию, позволяю-щую принимать правильные решения.С другой стороны, наряду с такими особенностямиразвития российских неуправляемых рыночных от-ношений, как бесплатная, стихийная передача пред-приятиям от бывших министерств и ведомств правараспоряжаться своим имуществом, управлять дея-тельностью и нести ответственность за результатысвоей работы, произошла передача всего объема на-учной, производственной, коммерческой, финансовой,правовой и прочей информации, которая ранее ис-пользовалась и распространялась вышестоящим орга-ном, а в новых условиях рыночной стихии должнаизыскиваться, накапливаться и самостоятельно ис-пользоваться предприятием.На первый взгляд малозаметная, а потому практи-чески не исследованная проблема информационногообеспечения санаторно-оздоровительных организацийможет оказаться одним из главных тормозов дальней-шего функционирования санаторно-оздоровительнойсистемы в условиях рыночной экономики. Отметим,что трудоемкость переработки различной научно-производственной, коммерческой и прочей информа-ции в условиях нерегулируемой рыночной экономикизначительно превосходит трудоемкость непосредст-венного производства продукции. Поэтому в совре-менном санаторно-курортном рынке весьма актуальназадача рационализации использования информирован-ных ресурсов.5. Рациональные решения должны приниматься ис-ходя из учета общей пользы и общих затрат для всегонародного хозяйства. Решения отдельных санаторно-оздоровительных и иных организаций, как правило,учитывают лишь непосредственно касающиеся их(внутренние) выгоды и затраты.Одной из причин, обусловливающих необходи-мость государственного регулирования санаторно-курортного рынка, является его способность в опреде-ленных ситуациях решать некоторые задачи санаторно-оздоровительной системы и ее составляющих (напри-мер, задачи инфраструктуры санаторно-курортногорынка, инфраструктуры курортов, землепользования накурортах, обеспечения научно-исследовательских ра-бот в курортологии, подготовки части квалифициро-ванных кадров, защиты окружающей среды, обеспече-ния санаторно-курортной системы дешевыми энергиейи некоторыми видами услуг и сырья, в частности связи,транспортных). Решение этих задач вынужден взять насебя государственный сектор экономики. Можно ска-зать, что государственный сектор должен служить до-полнением санаторно-курортного рынка там, где моти-вация для него оказывается очевидной, и в той мере,которая необходима. В результате он служит повыше-нию эффективности санаторно-курортного рынка иявляется одним из инструментов эффективного рас-пределения ресурсов.6. Деловая активность на любом рынке подверженаколебаниям. Это классический экономический цикл, воснове которого лежат многочисленные внешние при-чины или, например, обвал, который имел место в оте-чественной санаторно-оздоровительной системе припереходе от командно-распределительной экономики крыночной. Надежда на то, что сработают рыночныемеханизмы приспособления к новым условиям, в ре-зультате чего установится новое равновесие, не всегдасбывается без потрясений. В действительности, как этоимело место в санаторно-оздоровительной системе, впроцессе приспособления к новым экономическим ус-ловиям могут устанавливаться такие соотношения ме-жду ценами и количеством производимых услуг, чтовозникает порочный круг, т.е. воспроизводство кризи-са, который может усугубиться кумулятивными про-цессами. Например, чем ниже загрузка здравницы, темвыше цена на ее услуги из-за необходимости распреде-лять условно-постоянные затраты на меньший объемобслуживания, который в свою очередь влечет даль-нейшее уменьшение спроса.Таким образом, можно сказать, что роль государ-ственного регулирования санаторно-курортного рын-ка, недооцененная и заниженная в период начальныхшагов реформирования экономической системы стра-ны, в настоящее время повышается, но все еще неприобрела адекватного значения. Причина этого со-стоит как в сложности переходного процесса, «оста-точного принципа» заботы об отрасли, разногласиймежду основными ведомствами по вопросам регули-рования санаторно-курортного рынка, так и в глубо-ких традициях высокой роли государства в функцио-нировании отечественной санаторно-оздоровительнойсистемы во все исторически значимые моменты ееразвития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 365
Ключевые слова
санаторно-курортные учреждения, здоровье, государственное регулирование, health resort establishment, health, state regulationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Саркисянц Артур Александрович | Лискинский филиал ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» | кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента | sarkartur@ya.ru |
Ссылки
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
Роль санаторно-курортного этапа в комплексе профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья // Общество натуральной медицины. URL: http://www.nutrition.ru
Истошин Н.Г. Особенности организации работы, проблемы и перспективы развития санаторно-курортных учреждений Северо-Кавказского зонального управления специализированных санаториев в современных условиях // Материалы научно-практической конференции 20-23 ма
БСЭ. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1972. С. 555.
Разумов А.Н. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка / А.Н. Разумов, В.И. Лимонов, Б.Н. Семенов // Вопросы курортологии. 2003. № 1. С. 4-12.
Разумов А.Н. О концепции государственной политики развития курортного дела в РФ // Материалы научно-практической конференции 20- 23 мая 2003 г. / под ред. А.Н. Разумова, Н.Г. Истошина. Пятигорск, 2003. С. 24-26.
Аналитический доклад «О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации». URL: http://www.budgetrf.ru
