Рассматриваются инновационные проекты и программы профильного обучения через призму технологии педагогического мониторинга. Использование данной технологии позволяет выделить не только количественные и качественные характеристики инновационных проектов и программ, но и обозначить наиболее «узкие» места разворачивания инновационного содержания профильного обучения. Приведены результаты анализа конкурсных материалов на получение денежного поощрения коллективами областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные образовательные программы (проекты) в номинации «Инновационный образовательный проект организации профильного обучения (основного общего, среднего (полного) общего образования)».
Use of pedagogical monitoring technology for realization efficiency estimation of innovative projects and programs of profile training.pdf В современной образовательной практике содержитсязначительное количество инноваций (программ, проектов,технологий, методик и пр.), нуждающихся в описании,систематизации и оценке. В связи с введением различныхинноваций в образовательный процесс были проявленырезультаты, которые отличались от привычных знаний,умений и навыков. Продукты инноваций нуждались в опи-сании, классификации, систематизации и диагностике, чтопозволило ввести в образование мониторинг как систему,способную обеспечить все перечисленные функции. Засравнительно небольшой отрезок времени мониторинг сталиспользоваться достаточно широко как в оценке происхо-дящих изменений, так и в исследовательских процедурах.Сложившаяся в образовании ситуация указывает на от-сутствие единого и действенного механизма, обеспечи-вающего диагностику и способствующего продвижениюинноваций. Эффективным решением может быть системамониторинга, успешно выполняющая функции диагности-ки, контроля, аттестации, повышения квалификации и пр.Однако нами фиксируется ситуация отсутствияединого понятия мониторинга в образовании. На сего-дняшний день мониторинг широко используется дляфиксации и определения сложившейся ситуации в об-разовании, а также как прогностическая функция, ко-торая обеспечивает процедуру выявления наиболееобщих тенденций [1].Использование педагогического мониторинга обу-словлено тем, что он позволяет оставаться в социоло-гической предметности исследования и обеспечиваетвыход на закономерности инновационных процессов вобразовании. Педагогический мониторинг - высокаягуманитарная технология, позволяющая улавливатьтакие образовательные результаты, которые говорят оновом качестве образования и позволяют оцениватьэффективность инноваций.В работе были использованы материалы конкурсногоотборе на получение денежного поощрения коллектива-ми областных государственных и муниципальных обра-зовательных учреждений Томской области, внедряющихинновационные образовательные программы (проекты)в номинации «Инновационный образовательный проекторганизации профильного обучения (основного общего,среднего (полного) общего образования)».Для проведения педагогического мониторинга заоснову были взяты планируемые (или / и достигнутые)результаты реализации инновационных проектов ипрограмм, а также механизмы реализации инновацион-ных проектов и программ.В современной педагогической литературе доста-точно много исследований, ориентированных на анализинновационных результатов, однако механизмы дос-тижения этих результатов рассматриваются недоста-точно полно и эклектично.В конкурсе приняли участие 19 образовательных уч-реждений Томской области. Анализируя материалы кон-курса можно выделить следующие механизмы, которыепозволяют обеспечивать реализацию инновационныхпроектов и программ профильного обучения (табл. 1).Т а б л и ц а 1Механизмы реализации инновационных проектов и программ,представленные в конкурсных материалах образовательных учрежденийОбразовательное учреждение Механизмы реализации инновационных проектов и программ1 2МОУ Академический лицей, г. ТомскРефлексивный обзор реализации проблемных зонМониторинг индивидуальных личностных показателей лицеистовМетодическое сопровождениеВключение институтов общественного участия в управление программойОрганизационно-финансовое, научно-методическое и управленческое сопровождениеорганизации системы мастер-классовО к о н ч а н и е т а б л. 11 2МАОУ Гимназия № 55, г. ТомскПривлечение внешних консультантов и экспертовПривлечение партнеров по разработке и реализации инновационного проектаПривлечение спонсоров и заказчиков на разработку и реализацию проектаНаучное руководствоТьюторское сопровождениеМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 49, г. ТомскЭкспертиза (внутренняя и внешняя)Диагностика инновационных результатов и эффектовПрезентацияСеминарыДискуссииКонсультации научного руководителя и куратораМАОУ Сибирский лицей, г. ТомскНаучное руководствоНаучно-методическое сопровождениеФинансовые механизмыТематические педагогические советыСеминарыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 41, г. ТомскПедагогические советыРабота творческой группыОрганизация взаимодействия со спонсорамиМОУ Гуманитарный лицей, г. ТомскЗаседания методических объединений по направлениямСовещания при директоре и завучеПедагогические советыМАОУ Гимназия № 56, г. ТомскЗаседания научно-методического советаКонсультации со специалистами ИДО ТГУ по формированию проблемно-творческих группНормативное сопровождение инновационной деятельностиУчастие в программах повышения квалификации и целевых программахМОУ Гимназия № 24, г. Томск Заседания педагогического советаМОУ Гимназия № 1, г. ТомскНормативное сопровождениеНаучно-методическое сопровождениеКонсультационное сопровождениеПедагогические советыТворческие группыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 11, г. ТомскЗаседания педагогического советаСовещания при директореРабота проблемно-творческой группыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 84, ЗАТО СеверскЗаседания педагогического советаРабота проблемно-творческой группыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 5, г.о. СтрежевойПедагогические советыРабота творческих группКонсультационное сопровождениеМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 4 с углубленным изучением отдельныхпредметов, г.о. СтрежевойПедагогические советыРабота творческих группКонсультационное сопровождениеНаучно-методическое сопровождениеСоциальное партнерствоМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 2, г.о. Стрежевой Педагогические советыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 2, г. АсиноПедагогические советыРабота проблемно-творческой группыМОУ Клюквинская средняя общеобразова-тельная школа, Верхнекетский район Педагогические советыМОУ Средняя общеобразовательная школа№ 4, г. КолпашевоПедагогические советыКонсультационное сопровождениеНаучно-методическое сопровождениеМОУ Кожевниковская средняя общеобразо-вательная школа № 1, Кожевниковский районПедагогические советыЗаседания предметных методических объединенийКонсультационное сопровождениеМОУ Первомайская средняя общеобразова-тельная школа, Первомайский районПедагогические советыРабота проблемно-творческой группыКонсультационное сопровождениеСогласно экспертным оценкам лучшими в конкурс-ном отборе были признаны Академический лицей, Си-бирский лицей, Гимназия № 1, Гимназия № 24, Гимна-зия № 55, Гимназия № 56, СОШ № 49, ПервомайскаяСОШ, СОШ № 4 и СОШ № 5 г.о. Стрежевого.Детальный анализ материалов вышеперечисленныхобразовательных учреждений позволил установитьследующую последовательность этапов разворачива-ния инновационного проекта или программы профиль-ного обучения (рис. 1). Указанные этапы направленына фиксацию механизмов управления реализацией ин-новационным проектом или программой. Как показы-вают результаты педагогического мониторинга, отсут-ствие в реализации инновационного проекта или про-граммы какого-либо этапа не позволяет в полной мерепроявить максимальное разнообразие механизмов реа-лизации инновационного проекта (в том числе и спе-цифические), что, в свою очередь, отражается на эф-фективности реализации инновационного проекта ипрограммы, проявляется как отсутствие планируемогорезультата, несоответствие запланированного и резуль-тата получаемому.1. Концептуальная представленность результатов инноваци-онной деятельности2. Разработка диагностического инструментария и его апро-бация3. Фиксация изменений, связанных с реализацией инноваци-онного проекта или программы4. Выделение результатов, характеризующих специфику ин-новационной деятельности и (или) специфику образовательногоучреждения5. Обсуждение возможности нормативного закрепления ин-новационного результата проекта или программы6. Институализация инновационных результатовРис. 1. Этапы реализации инновационного проекта или программыАнализ инновационных проектов ОУ позволил вы-делить следующие существенные отличия в образова-тельных учреждениях. Необходимо указать те образо-вательные учреждения, которые в своем описании со-держат указание на сформированные специфичныемеханизмы: Академический лицей, СОШ № 49, Гимна-зия № 55. В Академическом лицее как специфичныебыли определены мониторинговые исследования каче-ства обучения и воспитания старшей школы. На осно-вании мониторинговых исследований происходитуправление в инновационном проекте. Такой видуправления - управление по результату - можно уви-деть и в материалах инновационного проекта СОШ№ 49. Механизмы проявления и фиксации инноваци-онных результатов проекта проработаны в теоретиче-ском и практическом пластах. Признаки инновацион-ных результатов, предполагаемые механизмы их про-явления и оценки заложены в концептуальных положе-ниях «Школы совместной деятельности».Необходимо указать, что образовательное учрежде-ние определяет для себя как специфические показателидостижений результатов (разработка и реализациядетьми индивидуальных образовательных программ),так и неспецифические, проявленные через учебные(ЕГЭ, ГИА, поступление и пр.) и образовательные(компетентности, виды деятельности, участие в обра-зовательных событиях).Таким образом, специфическим механизмом в реали-зации проекта будут выступать само его содержание (ор-ганизация совместной деятельности), а также использова-ние различных заинтересованных групп в обсуждении(экспертизе, проектировании и пр.) инновационных ре-зультатов через реализацию совместной деятельности вобразовательном учреждении.Кроме управления по результату, в материалах кон-курса можно отметить линейно-матричную структурууправления инновационным проектом (Гимназия№ 55), она реализована через организацию семинаров иформирование проектно-исследовательских и про-блемно-творческих групп. Опыт данной школы показа-телен, так как именно в этих материалах наиболее пол-но отработан нормативный механизм реализации ин-новационного проекта: от внесения изменений в Уставдо разработки новых документов. Конкурсная доку-ментация содержит указание на 22 нормативных доку-мента и описание изменений, внесенных в устав учре-ждения.Обращает на себя внимание конкурсный материалГимназии № 24. Такое образовательное учреждениеможно обозначить как «формально» открытое - вконкурсных материалах содержится указание навнутреннюю и внешнюю экспертную оценку, однакоони не подтверждаются выраженными экспертнымипозициями.Кроме того, конкурсные материалы позволяютсформулировать следующее противоречие: гимназияимеет сложившиеся взаимодействия с ТГПУ, ТПУ,ТОИПКРО, Международным центром ТГПУ, учебно-экзаменационным центром г. Томска, Ассоциациейязыкового образования и международного сотрудниче-ства ALEIC; есть указание, что администрация и педа-гоги активно принимают участие в мероприятиях, набазе гимназии функционирует методический центр.Однако механизмы, обеспечивающие реализацию про-екта, не представлены.Схожая ситуация наблюдается в материалах Сибирско-го лицея; достаточно подробно описаны профильные на-правления реализации инновационного проекта. В разделе«Управление реализацией проекта» выделены механизмы:1) научное руководство;2) научно-методическое сопровождение;3) финансовые механизмы;4) тематические педагогические советы;5) семинары.Материалы конкурса содержат описание научногоруководства и педагогических советов, что также ука-зывает на формальность сложившейся ситуации.Материалы Гимназии № 1 и Гимназии № 56 во мно-гом схожи: в них четко определены направления реализа-ции инновационных проектов, содержится указание науникальность образовательного учреждения. В материа-лах конкурса представлен достаточно широкий спектрмеханизмов реализации инновационных проектов. Одна-ко при такой детальной проработке проектного содержа-ния в образовательных учреждениях не удается выделитьспецифичных механизмов реализации проекта.В процессе работы над конкурсными материаламибыло выдвинуто предположение о влиянии средовогофактора на этапы реализации инновационного проекта.Таким образом, материалы Первомайской СОШ, СОШ№ 4 и № 5 г.о. Стрежевого подтверждают сделанноепредположение. Представленные механизмы слабовыражены, некоторые материалы нуждаются в допол-нительной формулировке и достаточно однообразны.Данные образовательные учреждения на практике неиспользуют экспертизу как возможность вывести ин-новационные проекты на новый уровень, отрефлекси-ровать полученные инновационные результаты.Технология педагогического мониторинга позволя-ет выделить такие показатели, как:- типология инноваций (по В.А. Сластенину);- используемые механизмы реализации инноваци-онных проектов;- распространение результатов инновационных про-ектов;- научно-методическое сопровождение;- экспертиза;- уровень проработки нормативных документов;- разработанность финансовых механизмов;- участие в проектных группах разного уровня;- участие в грантовых конкурсах и целевых про-граммах;- победители предметных олимпиад;- победители неакадемических олимпиад.Использование этих показателей позволит выделитьнаиболее общие механизмы реализации инноваций, а так-же сгруппировать образовательные учреждения по наибо-лее существенным признакам.На основании проведенного анализа десять образо-вательных учреждений были объединены в 4 основныегруппы: открытые, частично открытые, «формально»открытые, закрытые (табл. 2).Т а б л и ц а 2Группы образовательных учрежденийПоказатели Открытые образова-тельные учрежденияЧастично открытыеобразовательныеучреждения«Формально» откры-тые образовательныеучрежденияЗакрытые образова-тельные учрежденияТипология инноваций впроектах и программах Абсолютные инновацииЛокальные инновации(по определенному на-правлению деятельностиОУ)Условные инновации врамках предметногосодержанияСубъективные иннова-цииИспользуемые механиз-мы реализации иннова-ционных проектов ипрограммСпецифические и неспе-цифические Неспецифические Неспецифические НеспецифическиеРаспространение резуль-татов инновационныхпроектов и программПрограммы ПК, публи-кации в открытой печати,конференции, семинары,мастер-классы, сайтучрежденияПрограммы ПК, публи-кации в открытой печати,конференции, семинары,мастер-классы, сайтучреждения, электрон-ные ресурсыПубликации в открытойпечати, конференции,семинарыПубликации в открытойпечати и семинарыНаучно-методическоесопровождение Есть Есть Есть НетЭкспертиза Внешняя и внутренняяВнешняя (только повыделенным направле-ниям) и внутренняяВнутренняя с приглаше-нием внешнего экспертав образовательное учре-ждениеНетУровень проработкинормативных докумен-товВысокий Средний Средний НизкийРазработанность финан-совых механизмов Высокая Высокая (за счет внеш-них партнеров) Средняя НизкаяУчастие в проектныхгруппах разного уровняБольшая часть педагоги-ческого коллективаТворческая группа педа-гогов, задействованных вразработке направленияОтдельные педагоги(только по профильнымнаправлениям)НетУчастие в грантовыхконкурсах и целевыхпрограммахЕсть Есть Есть ЕстьПобедители предметныхолимпиадУстойчивые высокиепоказателиУстойчивые высокиепоказатели (по отдель-ным направлениям)Неустойчивые высокиепоказателиНеустойчивые низкиепоказателиПобедители неакадеми-ческих олимпиадУстойчивые высокиепоказателиУстойчивые высокиепоказатели (по отдель-ным направлениям)Неустойчивые высокиепоказателиНеустойчивые высокиепоказателиВыделение четырех групп на основании показателейпедагогического мониторинга позволило наиболее полноописать механизмы реализации инновационных проектов.1. Открытые образовательные учреждения. Кданной группе будут относиться образовательные уч-реждения, в которых существуют концепция и про-граммы развития. Данные документы содержат нетолько указание на планируемый инновационный ре-зультат, но и возможные варианты диагностическогоинструментария, способы его разработки, а также воз-можности презентации инновационных результатов.Учреждения данной группы отличаются широким исистемным использованием механизма внешней ивнутренней экспертизы. Данный механизм использу-ется как в режиме управления по результату (СОШ№ 49), так и в линейно-матричном управлении (Гим-назия № 55). В учреждениях открытого типа оченьчетко определена специфика школы, что находит своеотражение в формируемых специфичных механизмахуправления проектами или программами (например,Гимназия № 55 - тьюторское сопровождение). Дан-ную группу образовательных учреждений можно оп-ределить как учреждения, ориентированные на созда-ние истинных инноваций (принципиально новыхидей, результатов, продуктов). Это подтверждаетсянаибольшей разработанностью (относительно всехдругих групп) административных (финансовых инормативных) механизмов. К данной группе могутбыть отнесены СОШ № 49, Академический лицей иГимназия № 55.2. Частично открытые образовательные учрежде-ния. Данный тип образовательных учреждений активнопринимает участие в работе проектных групп, используетновые наработки, активно осваивает инновационныйопыт. Необходимо отметить, что инновационной работойохвачена только часть педагогического коллектива, вне-дрение инноваций распространяется на определенноенаправление (например, Гимназия № 56 - использованиеИКТ в образовательном процессе). Обсуждение и экс-пертиза результатов инноваций, а также их презента-ция проходят по выбранным направлениям. Такая ог-раниченность, по нашему мнению, не позволяет в пол-ной мере отрефлексировать полученный опыт, пред-ставить его значимость в масштабах целого образова-тельного учреждения. Как следствие, в данных школахсформирован достаточно исчерпывающий набор меха-низмов управления инновационными проектами и про-граммами, однако среди них отсутствуют специфичныемеханизмы управления. Это, на наш взгляд, не позво-ляет выйти образовательному учреждению на качест-венно новый уровень не только управления иннова-циями, но и понимания уникальности образовательногоучреждения (Гимназия № 1, Гимназия № 56).3. «Формально» открытые образовательные уч-реждения. К этой группе будут относиться учрежде-ния с ярко выраженной профильной направленно-стью. Вся деятельность в таком учреждении подчине-на (в большинстве случаев) предметному содержа-нию. Школы характеризуются особым характеромвзаимодействия - большое количество партнерскихвзаимоотношений, главным образом, с учреждениямивысшего профессионального образования, активноеиспользование их ресурсной базы, преподавателей ипр. Однако школа не рассматривает этот ресурс какмеханизм реализации инновационного проекта. От-сутствуют экспертиза и широкое обсуждение полу-ченных результатов. Косвенным образом это находитподтверждение в неустойчивых результатах как пред-метных, так и неакадемических олимпиад. Результа-ты, полученные от реализации инновационного про-екта, достаточно специфичны для реализации в дру-гих образовательных учреждениях: специально соз-данные условия, уровень подготовленности обучаю-щихся, специальная подготовка педагогического кол-лектива и пр. Необходимо отметить недостаточнуюпроработанность нормативных механизмов (Гимназия№ 24, Сибирский лицей).4. Закрытые образовательные учреждения. При-мечательно, что в данную группу были отнесены обра-зовательные учреждения, находящиеся в значительнойудаленности от областного центра. Удаленность можнорассматривать как ограниченность ресурса использо-вания многих механизмов реализации инновационныхпроектов, например экспертизы. Это в свою очередьоказывает существенное влияние на результативностьреализации: неустойчивая результативность обучаю-щихся по предметным и академическим олимпиадам,низкий уровень проработанности нормативных доку-ментов. Ограниченность ресурсов оказывает влияниена активность использования финансовых механизмов.Судя по материалам конкурса, используются исключи-тельно внутренние ресурсы образовательного учреж-дения (Первомайская СОШ, СОШ № 4 и № 5г.о. Стрежевого).ЗаключениеПедагогический мониторинг образовательных уч-реждений, принимающих участие в конкурсе, позволилвыделить и систематизировать следующие механизмыреализации инновационных проектов профильногообучения:- административные (нормативные и финансовые);- организационные (педагогические советы, сове-щания при директоре, конференции, семинары);- сопровождения (научно-методическое, научноеруководство, консалтинговое, экспертиза внешняя ивнутренняя);- диагностические (мониторинговые исследования,диагностика инноваций);- психологические.Педагогический мониторинг показал, что в боль-шинстве образовательных учреждений отсутствуютконцептуальные обоснования результатов инноваци-онной деятельности, а это затрудняет подбор адекват-ного механизма управления реализацией инновацион-ным проектом профильного обучения. В тех материа-лах, где представлены концепции образовательногоучреждения, становится возможным выделить не толь-ко инновационный результат, но и соотнести результа-ты с механизмами реализации проекта. Концептуаль-ные основания позволяют учреждению выходить накачественно новый уровень формирования механизмовреализации инновационных проектов, включая выделение специфичных механизмов для образовательногоучреждения.Основываясь на конкурсных материалах образова-тельных учреждений, необходимо обозначить недоста-точную определенность административного меха-низма в направлении формирования нормативной базыреализации проекта. В большинстве рассматриваемыхконкурсных проектов и программ отсутствует доста-точная представленность финансовых механизмов реа-лизации инновационных проектов. Как правило, в ма-териалах конкурса рассматриваются внутришкольныефинансовые механизмы, затрагивающие непосредст-венно процесс реализации проекта и стимулированияработы педагогов. Однако данный механизм гораздосложнее и представлен в образовательных учреждени-ях как участие в конкурсах грантовой поддержки, це-левых программах. С одной стороны, это может бытьрассмотрено как внешнее финансирование инноваци-онного проекта, а с другой - как внешняя экспертнаяоценка профессиональным сообществом, актуальностьи значимость реализуемой тематики.Самыми сформированными и широко представлен-ными, судя по конкурсным материалам, являются ор-ганизационные механизмы (педагогические советы,совещания, конференции, семинары). В реализацииинновационных проектов они прописаны достаточноподробно, с указанием тематики. Данный механизмможно отнести к категории неспецифичных. Оценкаэффективности использования организационного ме-ханизма в реализации инновационного проекта воз-можна через:- принятие решений педагогического совета;- определение доли педагогов, принявших участие вконференциях, семинарах;- определение количества публикаций в открытойпечати по результатам реализации инновационногопроекта.Отдельно необходимо обозначить механизмы сопро-вождения реализации инновационного проекта. К нимбудут отнесены научное руководство, научно-методическое сопровождение, консалтинговое сопровож-дение и экспертиза. Использование механизмов сопрово-ждения играет большую роль как на этапе реализациипроекта, так и на этапе оценки эффективности реализациипроекта. Наиболее часто образовательные учрежденияуказывают на консалтинговое и научно-методическоесопровождение. Для нас представляет интерес использо-вание экспертизы. Использование данного механизмаговорит об уровне проработанности проекта, сформиро-ванности инновационного проекта, его открытости дляпрезентации и обсуждения в экспертном сообществе.Особого внимания заслуживают диагностическиемеханизмы. Как правило, они проявлены в тех шко-лах, где представлена концепция образовательного уч-реждения. Необходимость данного механизма очевид-на, так как инновационные результаты нуждаются впроявлении, фиксации и диагностике. Материалы кон-курса показали, что в образовательных учрежденияхуровень проработанности диагностических механизмовнаходится на разных уровнях: от запланированныхпроцедур разработки диагностического инструмента-рия до реализации разноплановых мониторинговыхисследований, предполагающих системную оценкуинновационных результатов проекта.Педагогический мониторинг материалов проектовуказывает на отсутствие сформированного психологи-ческого механизма. На необходимость выделенияданного механизма указывает следующее:- несоответствие итоговых показателей качества иожидания выпускников;- мотивационная готовность педагогического кол-лектива к реализации инновационного проекта.Для эффективной реализации инновационных проек-тов и программ необходимы следующие мероприятия:1) организация образовательной и научной под-держки администрации и педагогов образовательныхучреждений в процессе разработки и реализации инно-вационного проекта или программы профильного обу-чения;2) привлечение внешних консультантов, экспертовдля разработки и реализации инновационных проектови программ профильного обучения, в проведенииоценки достигаемых результатов, что позволит избе-жать излишних рисков;3) привлечение спонсоров и заказчиков на разра-ботку и реализацию инновационных программ и про-ектов профильного обучения, что будет способствоватьконсолидации в определении заказа на инновационныерезультаты;4) создание специальных форм повышения квали-фикации и методической работы, способствующихобеспечению реализации инновационных программ ипроектов в образовательном учреждении.Подводя итоги, можно обозначить следующий кругпроблем, решение которых позволит более эффективнопродвигать инновации образовательных учреждений:- переработка существующего нормативного со-провождения реализации инновационных проектов ипрограмм профильного обучения;- более широкое обсуждение финансовых механиз-мов реализации инновационных проектов и программпрофильного обучения.