Мониторинг оценки взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования в регионе
Рассматриваются вопросы управления качеством образования посредством организации мониторинга оценки взаимодействия вузов и школ в Томской области. Представлены возможные объекты мониторинга в регионе, принципы его организации и этапы. Особое место в работе уделяется методам оценки изменений в образовательных учреждениях: регистрационному, расчетному, экспертному, социологическому. Делается вывод о том, что система показателей мониторинга - это прежде всего инструмент управления для руководства вузов и школ.
Monitoring of measuring interaction of universities and schools to improve quality of education in the region.pdf За последние годы система образования Томскойобласти получила значительный импульс развития,направленный на удовлетворение потребностей спросаи предложения на образовательные услуги населения.Участие Томской области в проекте «Реформа системыобразования» и в Приоритетном национальном проекте«Образование» позволило разработать и принять Ком-плексный проект модернизации системы образованияТомской области (2008-2009 гг.).Главной целью программы «Использование потен-циала взаимодействия вузов и школ для повышениякачества и развития Открытого образовательного про-странства региона», разработанной на факультете пси-хологии Томского государственного университета, яв-ляется достижение глубоких качественных измененийв региональной системе образования с общей ориента-цией на приоритеты превращения образования в реаль-ный ресурс инновационного развития Томской областив долгосрочной перспективе.Педагогическое взаимодействие есть социальноевзаимодействие, которое осуществляется в условияхпедагогического процесса и определяется целями раз-вивающего характера по отношению к субъектам взаи-модействия; при этом цели такого взаимодействия мо-гут в разной степени осознаваться каждым из субъек-тов. Эффективность процесса взаимодействия склады-вается из следующих компонентов: эффективноститехнологии взаимодействия, качества управленческоговоздействия, эффективности контроля за ходом про-цесса взаимодействия вуза и школы.Взаимодействие обусловлено общими целями и за-дачами образования, общественными запросами и оп-ределяется стратегией образовательной политики, ко-торая основана на Федеральных государственных обра-зовательных стандартах с учётом достижений мировойкультуры, российских традиций, культурно-националь-ных особенностей региона. Оно позволяет заинтересо-ванным сторонам находить общие интересы, действо-вать совместно для достижения конкретных результа-тов и удовлетворять разнообразные интересы и по-требности детей, родителей, общества и государства,дополнять друг друга в рамках партнерского объеди-нения в зависимости от своих возможностей и пре-имуществ.К компонентам, составляющим качество результа-тов взаимодействия, могут быть отнесены разработка иреализация инновационных проектов, организация об-разовательных событий, формирование инновационно-го банка разработок, разработка и реализация сетевыхобразовательных программ, разработка региональныхсетевых проектов профильного образования в образо-вательных учреждениях, переход в статус автономныхучреждений, реформирование системы оплата трудаработников общеобразовательных учреждений, атте-стация педагогических и руководящих работников об-щеобразовательных учреждений, развитие системыповышения квалификации управленческих кадров сис-темы общего образования.Рассматривая проблемы качества образования, важ-но определить базовые понятия: качество, обеспечениекачества, управление качеством образования, улучше-ние качества.К настоящему времени в научно-педагогической изаконотворческой среде утвердилась формулировка,включающая в себя две ключевые составляющие тер-мина «образование»: процесс и результат. Образова-ние, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», -это целенаправленный процесс воспитания и обученияв интересах человека, общества, государства, сопрово-ждающийся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образо-вательных уровней (образовательных цензов).По международной стандартной классификации об-разования ЮНЕСКО термин «образование» включает всебя все виды целенаправленной и систематическойдеятельности, осуществляемой в целях удовлетворенияобразовательных потребностей. Подразумевается, чтопод образованием понимается организационный и ус-тойчивый процесс коммуникации, порождающий обу-чение [1].Некоторые авторы рассматривают образование как«процесс предоставления образовательной услуги» [2.С. 21]. В российской педагогике наиболее распростра-ненна трактовка образования, связывающая процессполучения знаний с результатом через обучение и вос-питание [3]. Образование «есть, прежде всего, относи-тельный результат процесса обучения, выражающийсяв формируемой у обучающихся системе знаний, уме-ний и навыков, а также процесс воспитания, самовос-питания, влияния» [1], «совокупность результатов об-разовательной деятельности вуза» [4. С. 207]. Систем-ный подход к определению данной категории, пред-принятый Д.В. Чернилевским и О.К. Филатовым, по-зволяет определить четыре аспекта образования: обра-зование как ценность, как система, как процесс, какрезультат [5].Качество можно рассматривать как совокупностьхарактеристик объекта, относящихся к его способностиудовлетворять установленные и предполагаемые по-требности.Обеспечение качества - это все планируемые иосуществляемые виды деятельности, доступные посто-янному контролю и необходимые для создания уверен-ности в выполнении требований к качеству.Управление качеством образования - осуществляе-мая система стратегических и оперативных действий,направленная на обеспечение, улучшение, контроль иоценку качества образования.Улучшение качества - процесс и результат прибли-жения имеющихся параметров образовательной дея-тельности к целям и задачам, определенным политикойв области качества образования.Для анализа состояния и развития открытых обра-зовательных систем важное значение имеет понятиескользящее улучшение качества, которое описываетпозитивные изменения объекта качества в ходе его не-прерывного развития, необязательно предполагающиедостижение конечного результата.Определение цели закладывает основу для приня-тия решений и стратегического выбора среди альтерна-тивных направлений деятельности. Условия открыто-сти образовательного учреждения формируют двегруппы целей.Первая группа целей сориентирована на достиже-ние образовательных результатов, закрепленных внормативных требованиях (Закон об образовании, го-сударственный образовательный стандарт, федераль-ные, региональные, муниципальные программы разви-тия образования).Вторая группа целей определяется особенностямиорганизации, ее философией и корпоративной культу-рой, совокупностью запросов и ожиданий заказчиков ипотребителей образовательных услуг. Цели, относя-щиеся к первой группе, могут быть условно названынормативными, а цели второй группы - маркетинго-выми. С учетом имеющихся требований рынка образо-вательных услуг и присущей ему ситуации конкурен-ции вторая группа целей в большей степени, чем пер-вая, подвержена изменениям, корректировкам, моди-фикациям.Маркетинговые цели призваны гармонизироватьобразовательные потребности личности, различныхсоциальных групп и общества в целом. Образователь-ные потребности выступают как взаимозависимыйпроцесс выбора и освоения субъектом самостоятельнойобразовательной траектории. Вместе с тем образова-тельные потребности различных социальных заказчи-ков многообразны и могут не совпадать. Реализациямаркетинговых целей связана с созданием широкогоспектра образовательных услуг, призванных макси-мально сбалансировать разнообразные образователь-ные потребности заказчиков.В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой значениеслова «услуга» определяется как «действие, принося-щее пользу, помощь другому». Образовательная услугав нашем понимании есть целенаправленная деятель-ность органов управления образованием, образова-тельных учреждений (федеральных, региональных,муниципальных, школьных) по удовлетворению обра-зовательных потребностей социальных заказчиков.Нормативные цели образования в известной степе-ни коррелируют с таким важным элементом структурыкачества образования, как нормативно-целевые показа-тели, в то время как маркетинговые цели логично соот-нести с социальными показателями.Социальные показатели являются субъективнымипоказателями, поскольку отражают уровень мотива-ции образовательной деятельности, степень удовле-творенности потребителя характером и качествомпредоставляемых услуг. В данном контексте социаль-ные показатели, выступающие как субъективная со-ставляющая качества образования, определяют раз-решение противоречий между образовательной по-требностью определенной группы заказчиков и степе-нью ее реализации.Ключевой функцией управления качеством являет-ся контроль, суть которого заключается в полученииинформации о состоянии объекта контроля и ее сопос-тавлении с установленными нормативными и марке-тинговыми целями. Контроль как управленческаяфункция обеспечивает обратную связь, являясь важ-нейшим источником информации для каждого участ-ника образовательной деятельности.Контроль качества образования позволяет:- целенаправленно влиять на качество образова-тельной деятельности на основе комплексного монито-ринга объектов качества;- вырабатывать рекомендации по совершенствова-нию управленческой деятельности;- определять направления научно-методическогосопровождения образовательного процесса;- выявлять и обобщать инновационный опыт обра-зовательной деятельности.Мониторинг в образовании - это система сбора,обработки, хранения и распространения информациио качестве образования, ориентированная на инфор-мационное обеспечение органов управления даннойсистемой, позволяющая судить о ее состоянии в лю-бой момент времени и дающая прогноз ее развития.Мониторинг - это система, основными компонентамикоторой являются контроль, диагностика, прогнози-рование и коррекция качества использования потен-циала взаимодействия вузов и школ. Предоставлениесвоевременной и полной информации, позволяющейпринимать адекватные педагогические и управленче-ские решения в системе образования, является основ-ной задачей мониторинга. Судить об эффективностивзаимодействия вузов и школ в Томской областиможно сравнивая поставленные перед ним цели и дос-тигнутые результаты.При организации мониторинга правомерны сле-дующие вопросы:Содержание информации. Какую информациюможно считать необходимой и достаточной для управ-ления?Качество информации. В какой форме нужно полу-чать информацию, чтобы ее можно было быстро обра-ботать? Сколько времени нужно уделять мониторингувзаимодействия вузов и школ? С какой периодично-стью нужно проводить мониторинг? С помощью какихвалидных средств можно получать информацию?Использование информации для управления. Как ис-пользовать полученную информацию для повышениякачества образования? Сколько времени нужно хра-нить информацию? Как организовать процесс монито-ринга, чтобы он был в ждущем режиме?Если с методической точки зрения наибольшуюсложность представляет собой ответ на вопросы «чтоизмерять и чем измерять», то с практической точкизрения - «как измерять и кто будет измерять и анали-зировать». Возникает проблема с организацией систе-мы сбора, анализа и хранения информации.Прежде всего, требованиям принципа открытостидолжна соответствовать практическая система монито-ринга проекта, включающего в себя следующие струк-турные элементы:- постановка целей и задач мониторинга;- выбор объектов мониторинга и соответствующегонабора показателей и индикаторов;- методика разработки инструментария для сбора иинтерпретации информации о состоянии и развитииобъектов мониторинга;- делегирование полномочий организационно-функциональным структурам, которые обеспечиваютсбор, переработку и хранение информации (в соответ-ствии с нормативно утвержденным форматом монито-ринга проекта);- практическое применение данных мониторингадля принятия соответствующих управленческих реше-ний органами государственного и муниципальногоуправления образованием, администраторами школ ивузов (прежде всего решений по вопросам развитияобразования в регионе и предотвращению рисков);- оформление и представление данных мониторингадля субъектов образовательной деятельности (родителиобучающихся, представители местного сообщества;работодатели и другие категории стейкхолдеров; пред-ставители СМИ; органы государственного и муници-пального управления).Кроме того, к принципам организации мониторингаотносят:- объективность информации. Процесс долженопираться на объективные данные, получаемые в ходеинформационного обмена между учебными заведения-ми и органами управления образованием области. За-прашиваемые данные должны быть максимально фор-мализованы и легко проверяемы. Информация, предос-тавляемая учебным заведениям, также должна бытьконкретной и полезной для руководства образователь-ного учреждения;- сравнимость данных. Требование обусловленотем, что отслеживание результатов функционированиясистемы предполагает не только констатацию ее со-стояния, но и изучение изменений, которые в ней про-исходят. Возможность сравнения появляется толькотогда, когда изучается один и тот же объект, на основеодинаковых эмпирических показателей;- адекватность. Изучение системы с учетом изме-няющихся внешних условий (на соответствие им). Реа-лизация этого принципа предполагает оценку влиянияразличных внешних факторов на работу образователь-ного учреждения. Такая оценка может быть осуществ-лена только на основе специально проведенных иссле-дований;- прогностичность. Получение данных, позволяю-щих прогнозировать будущее системы, возможные из-менения в путях достижения поставленных целей. Этотпринцип предполагает оценку возможных тенденций;- целевое назначение. Получение необходимой идостаточной информации, исходя из обозначенной це-ли осуществляемой деятельности [6, 7].В структуру объектов мониторинга оценки взаимо-действия вузов и школ для повышения качества обра-зования региона могут входить индикаторы, характери-зующие динамику этих изменений:а) исходя из потребностей университетского ком-плекса Томской области (повышение уровней готовно-сти выпускников школ к обучению в вузе и т.п.);б) исходя из потребностей региональной системыобщего среднего образования (использование кадро-вых, материальных и научно-методических ресурсоввузов для обновления содержания и типа образова-тельных программ, совершенствования условий обра-зовательной деятельности, повышения качества ко-нечных результатов образовательной деятельностишкол и т.п.);в) исходя из потребностей развития потенциалавзаимодействия школ и вузов (обновление содержанияи форм совместной деятельности вузов и школ; карди-нальное обновление нормативной базы, методов исредств управления развитием образования в регионена основе более эффективного использования возмож-ностей партнерства вузов и школ; интеграция ресурсоввузов и школ (кадровых, научно-методических, ин-формационных, финансовых, материально-техни-ческих) для внедрения открытой региональной моделимониторинга и оценки качества образования в ходереализации проекта).Кто же осуществляет этот большой по объему педа-гогический мониторинг?1. Учителя и преподавателия оцениваются себя са-ми.2. Школьные методические объединения и творче-ские группы учителей обеспечивают методическое со-провождение реализуемых в образовательных учреж-дениях образовательных программ.3. Малые педагогические советы дают текущуюоценку состояния дел, осуществляют коррекцию взаи-модействия вузов и школ для повышения качества об-разования региона.4. Аналитическая группа, в которую входят завучи,руководители школьных методических объединений,осуществляет сбор информации и ее анализ.5. Социологическая группа, в которую входят соци-альные педагоги, классные руководители, школьныйпсихолог, специалисты из центра развития карьеры,осуществляет психодиагностику, сбор информации,анализ данных по проблеме.Информация накапливается в форме таблиц и диа-грамм. Обработка и систематизация материала позво-ляет делать анализ влияния взаимодействия вузов ишкол на повышение качества образования в Томскойобласти. Объектом мониторинга являются моделивзаимодействия вузов и школ, а его направлением -повышение качества образования в Томской области.Отбор критериев мониторинга совпадает с критериямиразвития взаимодействия и обеспечивает полноту иадекватность информации. Критериями мониторингавыступают инновационная деятельность педагогов,трансляция педагогического опыта, руководство про-фессиональными объединениями и экспертными груп-пами, сформированность уровней и форм взаимодейст-вия, аттестация педагогических кадров. Таким образом,материалы мониторинга могут демонстрировать влия-ние уровня взаимодействия на качество образования вТомской области.В рамках первого этапа администрация образова-тельного учреждения должна провести мониторинг последующим направлениям:1. Мониторинг потребностей учащихся и их роди-телей; потребностей рынка труда Томской области,которые должны соответствовать потребностям систе-мы профессионального образования; потребностей сис-темы профессионального образования.2. Мониторинг внутренних ресурсов, которыевключают в себя образовательные ресурсы (профиль-ные, базовые, элективные курсы, лабораторную базу,цифровые образовательные ресурсы); кадровые ресур-сы (педагоги профильного обучения, педагоги, обеспе-чивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги,имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевыхтьюторов); информационно-техническое обеспечениеучебно-воспитательного процесса (компьютеры, прин-теры, проекторы, экраны, наличие локальной сети,компьютерные классы, медиатеки, возможность выхо-да в Интернет и т.п.).Далее администрация образовательного учрежденияпроводит комплексный анализ по сопоставлению обра-зовательных потребностей и ресурсов образовательно-го учреждения, выявляя таким образом дополнитель-ные потребности в ресурсах сети.Рассмотрим на конкретном примере предлагаемыеподходы к формированию системы показателей оценкирезультативности процессов. Объектом оценки и ана-лиза выберем использование потенциала взаимодейст-вия вузов и школ в организации образовательных со-бытий. На первом этапе необходимо определить важ-ность процесса, его зрелость, степень критичности, таккак от этого будут зависеть количество и качество ис-пользуемых показателей и глубина оценки процесса.Следующим этапом является изучение процесса, про-цедуры его планирования, осуществления и контроля.Далее для определения показателей измерения и монито-ринга процесса проводится анализ всех существующихсистем внешней и внутренней оценки.Например, показатели реализации потенциалавзаимодействия вузов и школ в организации образова-тельных событий на 2012-2015 гг. могут быть пред-ставлены следующим образом:Факт Обязательства по годамПоказатели2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.Количество участников образовательных событий в системе развитияпедагогической и управленческой деятельности в образовании, в том числев области повышения квалификации, чел.300 450 800 800 800Количество участников образовательных событий в открытой социально-образовательной среде (школьники и молодежь), чел.2 000 2 500 4 000 5 000 5 000Количество участников образовательных событий (школьники и педагоги),чел.500 500 700 1 000 1 500Главное требование к создаваемой системе измере-ния и мониторинга процесса - предупреждение несоот-ветствий, а не контроль конечного результата, влияниена процесс, а не на результат. Выходы процесса, вери-фицированные относительно требований к его входу,должны учитывать потребности и ожидания потреби-телей и других заинтересованных сторон, соответство-вать цели процесса.На основании изучения процесса осуществляется от-бор необходимых показателей для его мониторинга.Анализ классификации методов, применяемых вквалиметрии, показывает, что для измерения и оцени-вания в образовательных учреждениях могут приме-няться следующие методы:- измерительный - основан на информации, полу-чаемой с использованием технических средств (напри-мер, ПЭВМ), используется для измерения и оценива-ния в меньшей степени;- регистрационный - основан на информации, по-лучаемой путем подсчета числа определенных дости-жений, событий или затрат (например, количество по-бедителей предметных олимпиад регионального, все-российского и международного уровней или количест-во сетевых лабораторий по созданию инновационныхразработок на основе взаимодействия школа - вуз);- расчетный - основан на информации, получаемойс помощью теоретических и эмпирических зависимо-стей (например, доля учащихся 10-11-х классов, охва-ченных профильным обучением, или доля учащихсяобщеобразовательных школ, демонстрирующих высо-кие учебные достижения и повышенные способности восвоении научных и предметных областей);- экспертный - проводится группой специалистов(например, доля инновационных разработок, прошед-ших экспертную оценку, или доля образовательныхучреждений-победителей конкурсов школ, внедряю-щих инновационные программы (проекты));- социологический - предполагает проведение опро-сов внутренних и внешних потребителей и других за-интересованных сторон (например, доля учащихся об-щеобразовательных школ, демонстрирующих высокиеучебные достижения и повышенные способности восвоении научных и предметных областей, или количе-ство обучающихся, имеющих доступ к качественномуобразованию, реализуемому на основе сетевого взаи-модействия с вузами).Для современных образовательных учреждений, ра-ботающих в условиях конкуренции, оценка удовлетво-ренности внешних и внутренних потребителей являет-ся залогом успеха.В первую очередь необходимо тщательно проана-лизировать существующую систему сбора, анализа ихранения информации, в том числе разработанныхпоказателей системы измерения и мониторинга про-цессов. Проведенный анализ поможет выявить тепоказатели, которые в данный момент не оценивают-ся или оцениваются, но результаты оценки не анали-зируются и не используются для планированияулучшений.Разрабатываемая система показателей монито-ринга должна быть прежде всего инструментомуправления для руководства вузов и муниципаль-ных образовательных учреждений, основной цельюкоторого является оценка деятельности образова-тельного учреждения в целом (динамика развития,сравнение с лицензионными и аккредитационнымипоказателями, предлагаемыми Минобрнауки Рос-сии и Рособрнадзором, с показателями других уч-реждений).Результаты оценки качества использования по-тенциала взаимодействия вузов и школ для повыше-ния качества образования доводятся до сведенияпользователей данной информации в соответствии сорганизационной схемой, определяемой Департа-ментом образования Томской области.В этой связи на этапе внедрения практической сис-темы мониторинга оценки взаимодействия вузов ишкол для повышения качества образования регионадолжны учитываться как минимум два контекста:- во-первых, появление в ходе реализации монито-ринга проекта принципиально новых управленческихзадач, связанных с анализом и оценкой эффективностивнедряемых в ходе проекта новшеств по степени ихреального влияния на изменение показателей качестваобразования;- во-вторых, тот факт, что внедряемые в ходе реализа-ции проекта мероприятия по использованию потенциалавзаимодействия ориентированы на достижение систем-ных изменений в сфере регионального образования.Таким образом, организация совместной деятельно-сти вузов и школ по практическому обеспечению мо-ниторинга проекта (в том числе и в организации от-крытой экспертной оценки эффективности внедряемыхв ходе проекта новшеств) может рассматриваться вкачестве самостоятельного механизма повышения ка-чества образования.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 320
Ключевые слова
педагогическое взаимодействие, контроль качества, мониторинг в образовании, оценка, pedagogical interaction, quality control, monitoring, education, assessmentАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Андриенко Алена Васильевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием факультета психологии | alena_and@mail.ru |
Ссылки
Вишнякова С.М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.
Логачев В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 20-24.
Андреев А.Н. Определимся в понятиях // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 53-58.
Шишков Г.М. Концепция качества как основа образовательной деятельности высшего учебного заведения // Управление качеством и сертификация : материалы Всерос. науч.-практ. конф. М. : Изд-во «МАТИ» - Российского государственного технологического университета
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М. : Юнити-Дана, 2002. 440 с.
Кошкарева Н.В., Левшина В.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 1. С. 42-48.
Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации. Красноярск : СибГТУ, 2006. 120 с.
