Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников

Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональных (предпринимательских) компетенций старшеклассников при реализации сетевой образовательной программы школа - вуз. Показано, что формирование компетентностных образовательных результатов возможно только при наличии пространства опыта и практики деятельности в сфере формируемых компетенций. Сетевые образовательные программы способствуют возникновению и оформлению поля взаимодействия различных субъектов, заинтересованных в качественном образовании старшеклассников.

Analysis of network educational program results of forming entrepreneurial competences of high school students.pdf Динамика современного общества направлена на всебольшую открытость, которая, по исследованиямГ.Н. Прозументовой, характеризуется «относительно-стью, условностью, подвижностью любых границ, норм,форм организации жизни» [1. С. 225-226]. Выпускниксредней школы в условиях многообразия направлений ипроцессов социального развития, их одновременности инеравномерности попадает в ситуацию тотальной неоп-ределенности, непростроенности образов будущего, не-гарантированности и неустойчивости результата, неод-нозначности значения прошлого для настоящего. Другойстороной ситуации неопределенности является неожи-данность перспектив, новые возможности, которые спо-собны качественно и позитивно менять жизнь человекапри его умении «превращать перемены в потенциал, вресурс улучшения жизни» [Там же].В таких условиях главной задачей системы общегосреднего образования становится создание условий дляформирования у выпускника способности и готовностик переведению потенциалов ситуации социальной неоп-ределенности в ресурс собственной жизни. Прецедентытакого образования исследованы в Томском государст-венном университете группой сотрудников инновацион-ных школ под руководством Г.Н. Прозументовой. Шко-лы, реализующие современное образование, имеют осо-бенности, связанные с идеями инновационного разви-тия, особыми формами управления, специальными фор-мами образовательного сопровождения и способами«выстраивания взаимодействия и диалога школы со сре-дой» [1. С. 4-5], т.е. основываются на принципах От-крытого образования. По мнению Т.М. Ковалевой, от-крытость образования характеризуется тем, что «каж-дый элемент социальной и культурной среды может не-сти на себе образовательный эффект, если его использо-вать соответствующим образом» [2. С. 5]. Элементамиоткрытости образования являются многообразие образо-вательных парадигм, обеспечивающих образовательныерезультаты и гарантирующих достижение нового каче-ства образования, Государственный образовательныйстандарт как общественный договор между «семьей,обществом и государством» [2. С. 23] и требованияФГОС к образовательным результатам [3. С. 4-7] какспособу обеспечения взаимодействия школы с субъек-тами социальной среды.Компетентностный подход как одна из образова-тельных парадигм обеспечивает «усиление практиче-ской ориентации и инструментальной направленностиобщего среднего образования, стремится подготовитьчеловека умелого и мобильного, владеющего способа-ми и технологиями получения знания» [4. Т. 1. С. 102].Ориентация на компетентностный подход позволяетобразовательному учреждению создавать и реализовы-вать образовательные программы, обеспечивающиетакие параметры качества образования, как ключевые,метапредметные и предметные компетенции. Учащий-ся, владеющий базовыми компетентностями, повышаетсвою эффективность в ситуации неопределенности,умеет ставить свои собственные цели и задачи, влиятьна социальную ситуацию. В таких условиях формиру-ется активная творческая личность, способная само-стоятельно решать проблемы, переводя проблемы взадачи, находить и принимать правильные (в том числеуправленческие) решения, оценивать результаты и из-менять характер своей деятельности, позитивно взаи-модействовать и сотрудничать с коллегами. Способ-ность выпускника строить свой образ будущего спо-собствует его большей успешности в профессиональ-ной реализации. Одним из способов формированияобраза будущего является профессиональная проба втакой сфере, которая может обеспечить максимальнуюэффективность, мобильность, гибкость смены видовдеятельности, дает опыт коммуникации и кооперации,возможность получить профессиональную обратнуюсвязь. Таким видом деятельности, с нашей точки зре-ния, является предпринимательская деятельность, азначимыми для дальнейшей эффективности в полевзрослой жизни - предпринимательские компетенции.Основные проблемы самого компетентностногоподхода как образовательной парадигмы связаны с тем,что его невозможно реализовывать в рамках однойтолько школы и только на предметном материале илиматериале квазипрофессиональных проектов. Логикаформирования компетенций (Е.А. Суханова, Г.Н. Про-зументова, 2005 г.) предусматривает 6 этапов:1) создание ценностного поля и формирование лич-ных представлений и смыслов о сути деятельности, еероли в обществе и своей возможной позиции по отно-шению к ней;2) получение знаний о характере деятельности, ееособенностях, содержании, результатах, внешних тре-бованиях, внутренней структуре;3) получение опыта, опробование способов дея-тельности и новой позиции себя действующего, реф-лексия деятельности, анализ и оценка полученногоопыта;4) обучение, освоение норм деятельности, изучениетехнологий, методик, алгоритмов деятельности и ееотдельных элементов;5) реальное применение сформированного комплек-са «ценности - представления - знания - опыт - уме-ния» для решения реальной задачи или существенноприближенной к реальной проблеме деятельности;6) анализ, экспертная оценка и рефлексия сформи-рованности компетенции и ее вариантов для использо-вания и дальнейшего развития.Для формирования предпринимательских компе-тенций старшеклассников, которые могли бы обеспе-чить им устойчивость и эффективность в ситуации не-определенности, важно обеспечить им возможностьпережить, получить опыт реального взаимодействия спрофессионалами на материале реальной деятельности.В рамках профильной старшей школы и проекта новыхФГОС для старшей школы появляется возможностьорганизации такого взаимодействия, осуществленияперехода к организации новых форм работы человекасо знанием: не получение знания, а его производство,не потребление «готового чужого», а проявление ини-циативы и создание «своего» [1. С. 239]. Для формиро-вания предпринимательских компетенций требуютсяусловия, которые обеспечиваются взаимодействиемразличных субъектов среды: представителей общегообразования (педагоги, учащиеся), профессиональнойсферы (предприниматели), представителей органоввласти, а также субъектом (ТГУ), обеспечивающимкоординационную функцию для разных позиций. Та-кое взаимодействие возможно в рамках сетевой обра-зовательной программы - особой формой организацииобразовательного процесса, которая представляет со-бой различные виды взаимодействий, сотрудничествапредставителей образовательного сообщества (педаго-гов, коллективов, учреждений) и социальных структур.Подобные сетевые образовательные программы разра-батываются для совместного решения задач, с которы-ми не справляется один только уровень - образование,они обеспечивают формирование компетенций и иныхрезультатов образования в современном понимании,которые позволяют овладевать новыми социально зна-чимыми видами деятельности, строить индивидуаль-ные маршруты и программы.В 2011 г. на основе опыта взаимодействия НОЦ«Институт инноваций» ТГУ с Гильдией предпринима-телей, педагогическим сообществом и Администраци-ей городского округа Стрежевой возник проект сетевойобразовательной программы «Формирование предпри-нимательских компетенций у старшеклассников». Дан-ная программа была спроектирована как сетевой соци-ально-экономический профиль, разработана и апроби-рована сотрудниками НОЦ «Институт инноваций вобразовании» ТГУ, педагогами школ, представителямиГильдии молодых предпринимателей с участием пред-ставителей Администрации городского округа Стреже-вой, сотрудников Центра поддержки предпринима-тельства и членами администрации школ в мае - нояб-ре 2011 г. Программа состоит из пяти модулей, струк-тура которых соответствует этапам формированиякомпетенций:1) вводный модуль «Формирование замыслов пред-принимательских проектов» соответствует этапу фор-мирования ценностного поля и личных смыслов пред-принимательской деятельности, представлений о еехарактере, получению и рефлексии опыта деятельно-сти;2) обучающий модуль включает курсы по филосо-фии предпринимательства, юридическим основампредпринимательской деятельности, бизнес-проекти-рованию и др., соответствует этапу освоения норм дея-тельности;3) модуль-практикум «Разработка предпринима-тельского проекта» представляет этап применениясформированного комплекса «ценности - представле-ния - знания - опыт - умения» в реальной деятельно-сти на предпринимательском предприятии;4) рефлексивно-аналитический модуль «Защитапредпринимательского проекта» обеспечивает экс-пертизу, анализ, оценку и рефлексию профессиональ-ной пробы для принятия решения о дальнейшей дея-тельности;5) деятельность участника программы сопровожда-ется благодаря сквозному тьюторскому модулю «Про-ектирование индивидуального образовательного мар-шрута».Апробация сетевой образовательной программы вг. Стрежевом проходила в три этапа, два из которых бы-ли осуществлены в мае 2011 г. в форме образовательно-го события «Молодежь в Открытой предприниматель-ской среде» и один - в ноябре 2011 г. в форме рефлек-сивно-аналитического семинара. В апробации принялиучастие 90 старшеклассников всех школ города Стреже-вой (№ 1-7), 10 молодых предпринимателей, 15 педаго-гов школ, занимавших в программе позиции ведущихлабораторий и сопровождающих (тьюторов), представи-тели Администрации городского округа, сотрудникиЦентра поддержки предпринимательства. Организовы-вали и координировали работу сотрудники НОЦ «Ин-ститут инноваций в образовании» ТГУ, члены админи-страции и педагоги школы № 1, сотрудники школы № 7.Предполагаемые результаты программы представ-лены двумя аналитическими линиями:1. Сетевые результаты, связанные:- с формированием сообщества субъектов сетевойобразовательной программы (СОП) как социальнойосновы инновационного сектора в сфере образования ипредпринимательства;- с созданием самой образовательной сети как сис-темы образовательных и организационных структур,обеспечивающих формирование метакомпетенций исубъектной позиции у участников программы;- с построением механизмов взаимодействия ивлияния субъектов СОП на среду.2. Компетентностные результаты обучающихся иучастников сети представлены предметными, мета-предметными и личностными компетенциями учащих-ся и метакомпетенциями участников сети.Предметные компетенции школьников связаны сосвоением специфических для социально-экономического профиля видов деятельности по полу-чению нового знания в предметных областях «эконо-мика» и «география», их преобразованием и примене-нием в проектных ситуациях; формированием научно-го типа мышления, представлений о теориях, типах ивидах отношений в образовательной области данногопрофиля (на материале предпринимательства), овладе-нием научной терминологией, ее ключевыми понятия-ми, методами и приемами.Метапредметные компетенции участников про-граммы обеспечивают построение представленийпредпринимательской деятельности и ценностых ори-ентаций; получение первичного опыта, освоенностьнорм и способов деятельности, опыт рефлексии, пробуреальной деятельности и ее анализ. При создании про-дукта (проекта) участники формируют самостоятель-ность в целеполагании, планировании и осуществлениибазовых видов деятельности (проектной, исследова-тельской и социальной), его коррекцию в соответствиис экспертной оценкой; освоение и использование в об-разовательной и проектной деятельности и социальнойпрактике межпредметных понятий и универсальныхучебных действий; анализ возможностей и дефицитовсоциально-экономической среды для реализации соб-ственного проекта; опыт деятельностного сотрудниче-ства с представителями власти, профессиональнойсферы, педагогами и сверстниками; построение инди-видуального образовательного маршрута.Личностные компетенции связаны с формирова-нием современного мировоззрения, готовности и спо-собности к непрерывному образованию / самообразо-ванию, к диалогу, осознанности, активной позицией иответственностью за благосостояние общества, движе-нием к осознанному выбору будущей профессии.Компетенции участников сети обеспечиваютсформированность у участников сообщества способно-сти и готовности к порождению и реализации совмест-ной инициативы влияния на развитие территории, квзаимодействию и достижению договоренности субъ-ектов с различными целевыми установками, к порож-дению, формированию и соорганизации различныхсообществ; сформированность у педагогов компетен-ции проектирования средств педагогического (тьютор-ского) сопровождения ИОП учащихся.Оценка сформированности сетевых результатовосуществляется через проявленность интересов субъ-ектов, фиксацию договоренностей о деятельности, вло-жении ресурсов субъектов программы, совместныепроекты в программе.Оценка сформированности компетентностныхрезультатов обучающихся и участников сети осуще-ствляется через процедуры исследования степенисформированности соответствующих понятий, анализпозиции участника в проектировании и презентациипроекта, анализ готовых продуктов: тексты проектов ипрезентаций; деятельностные характеристики прояв-ляются через рефлексивные устные и письменные тек-сты, наблюдения, реконструкцию деятельности, пере-нос способа и анализ успешности участника за преде-лами проекта. Эффективность деятельности участни-ков сети оценивается по достижению соглашений ипозиции участия в проектировании СОП, инициативам,готовым продуктам, созданным сообществам и ихвлиянию на территорию.Способы сбора информации: фокус-группы, анке-тирование, тестирование, экспертные карты, самооцен-ка, карты-наблюдения, тьюторская рефлексия, эссе,портфолио, бортовые журналы, анализ продуктов, ана-лиз документов.Результаты апробации программы. В рамках ап-робации программы исследованы компетентностныерезультаты учащихся, участников программы. Иссле-дования сетевых результатов и компетентностных ре-зультатов участников сети будут возможны при реали-зации самой программы. В рамках формированияпредметных компетенций 25% участников программыотметили, что они сумели эффективно использоватьполученный опыт проектирования не только на пред-метах «экономика» и «география», но и на биологии,физике и обществознании, начали свободно предлагатьучителям новые формы работы, вступать в образова-тельное взаимодействие с одноклассниками, выраба-тывать экспертные критерии. 38,2% участников проде-монстрировали способность к формированию пред-принимательского мышления, активно учились исполь-зовать специфические для предпринимательства тер-мины и понятия во время свободной презентации раз-рабатываемого проекта. При исследовании метапред-метных компетенций выяснилось, что до сессии 16%старшеклассников вообще не задумывались о предпри-нимательстве; через полгода после сессии практическиу 100% участников предпринимательская деятельностьпопала в фокус активного внимания, при этом 65,4%участников обозначили для себя ценность предприни-мательства как деятельности, а 67,8% участников ука-зали на значимость личного опыта этой деятельности.Участниками программы было подготовлено и защи-щено 9 проектов, 36% участников указали на способ-ность самостоятельной постановки целей и эффектив-ность группового планирования, 12% участников отме-тили значимость экспертного отношения к содержаниюразрабатываемого проекта для его коррекции и дора-ботки.- освоение и использование в образовательной ипроектной деятельности и социальной практике меж-предметных понятий и универсальных учебных дейст-вий; анализ возможностей и дефицитов социально-экономической среды для реализации собственногопроекта; 28,4% участников продемонстрировали и оце-нили опыт деятельностного сотрудничества, значи-мость содержательного, партнерского взаимодействияс предпринимателями, 16,5% - значимость взаимодей-ствия с педагогами на иной, в отличие от школьной,содержательной основе: запрос на консультацию, влия-ние на разворачивание образовательной деятельности,партнерское обсуждение проблем.Личностные компетенции. Активное освоение со-держания предпринимательской деятельности позво-лило 49,8% участников понять, что такое быть пред-принимателем, сформировать по этому поводу собст-венное представление. В контексте готовности к не-прерывному образованию 35,4% участников указыва-ют, что получили основы экономических знаний и хо-тели бы продолжать образование в области организа-ции и управления предпринимательским проектом,рассчитывать риски и понимать ответственность, стро-ить логику бизнес-проектирования, анализировать раз-ные факторы влияния на деятельность. На третьем эта-пе апробации программы на экспертно-аналитическомсеминаре было проведено исследование образователь-ного заказа участников к программе и уровня вклю-ченности участников в предпринимательскую деятель-ность методом фокус-группы.Проявление и анализ содержания образовательногозаказа к программе позволяет зафиксировать субъект-ную позицию учащихся по отношению к собственномуобразованию и наличие первичного этапа их профес-сионализации в сфере предпринимательства. По иссле-дованиям Е.А. Сухановой, уровень профессионализа-ции определяется типом заказа на образование / повы-шение квалификации. Первый уровень («заказ на вся-кий случай») соответствует минимальному представ-лению о своей профессиональной траектории. На вто-ром уровне субъектность проявляется в дифференциа-ции заказа на получение информации (знает, чему изачем хочет научиться). На третьем уровне профессио-нал заказывает информацию в соответствии с этапомразработки своего проекта, на четвертом - организаци-онно-управленческую поддержку разработки и реали-зации проекта. Анализ заказа участников сетевой про-граммы показал, что:- 65,8% старшеклассников - участников программыобладают первичным уровнем субъектного самоопре-деления в предпринимательской деятельности, делаютзаказ на дополнительную информацию;- 40,2% участников конкретизировали запрос: «хо-чу понять, как сделать нужное вложение и добитьсяуспеха», демонстрируют желание пройти стажировку ипрактику летом в конкретных фирмах;- 18,8% участников конкретизируют свой заказ до со-держания деятельности в соответствии со своим проек-том, который они разрабатывали в мае: «больше узнать ипопробовать все, что связано с водяным принтером»;- заказ на организационно-управленческую поддерж-ку разработки и реализации проекта сделали педагоги.На проектно-аналитическом семинаре старшекласс-ники для разворачивания дальнейшей образовательнойдеятельности заказывали консультации, деятельност-ные семинары по освоению навыка создания малыхпредприятий, мастер-классы, круглые столы с молоды-ми и «матерыми» предпринимателями.И вместе с тем, отвечая на вопрос анкеты «Чем тысобираешься заниматься, получив образование?», 25%старшеклассников изъявили желание работать специа-листами по международному праву, еще четверть выпу-скников видят себя в нефтяной промышленности, 25%собираются работать в банках. Из оставшихся 25% по-ловина собираются в журналистику, и только 12,5% ду-мают создать собственную компанию. При этом около30% участников готовы к изменению своих представле-ний о будущем в пользу самостоятельности, самообес-печения и личной ответственности за свою жизнь.Таким образом, анализ результативности апробациисетевой образовательной программы показывает высо-кую эффективность такой программы: старшеклассни-ки с готовностью воспринимают возможность профес-сиональной пробы, серьезного взаимодействия со спе-циалистами, выражают намерения продолжать дея-тельность. Реализация программы влияет на успевае-мость старшеклассников и возможность их будущейсамореализации на своей территории.

Ключевые слова

открытое образование, компетентностный подход, сетевые образовательные программы, результаты образования, open education, approach, network educational programs, results of education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Антропянская Лариса НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетнаучный сотрудник Научно-образовательного центра «Институт инноваций в образовании»antropan@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Классический университет - инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия (опыт гуманитарного исследования) / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2008. 262 с.
Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование, стандарты деятельности тьютора : материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Москва, 18-19 мая 2009 г.) / науч.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_10/prm1897-1.pdf
Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований / гл. ред. Б.Д. Эльконин ; отв. ред. С.Ф. Сироткин, О.Ф. Фофанова. Ижевск : ERGO, 2009. Т. 1. 176 с.
 Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Анализ результативности сетевой образовательной программы по формированию предпринимательских компетенций старшеклассников | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.