Анализируются образовательные потребности студентов ТГУ в соотнесении с их карьерными намерениями и планами, а также условия, определяющие процесс формирования образовательных потребностей в контексте идеи непрерывного образования и компетентностного подхода. Автор демонстрирует специфические особенности функционирования образовательных потребностей, акцентируя внимание на проблеме профессионального самоопределения студентов. Выводы статьи основываются на эмпирических исследованиях, проведенных в период с 2009 по 2011 г.
Educational needs of students in context of their career plans (by example ofTSU).pdf Актуальность изучения образовательных потребно-стей во многом предопределена их специфическойособенностью - длительностью цикла функционирова-ния: от осознания ресурсной нужды в конкретной си-туации до проявления результата реализации и удовле-творенности / неудовлетворенности последним. Пред-ставляя, таким образом, процесс формирования обра-зовательной потребности в виде спирали, мы всегдаможем задать себе вопрос: какие именно условия спро-воцировали переход на новый виток?Автор опирается на результаты ряда исследований:1) исследования Отдела платных образовательныхуслуг (ОПОУ) «Мотивы выбора специальности и пока-затели адаптации первокурсников ТГУ» (2009 г.) и«Планы трудоустройства студентов 4-го курса ТГУ ивостребованность программ дополнительного образо-вания» (2009 г.);2) совместное исследование Центра маркетинговыхисследований и коммуникаций (ЦМИК) и кафедрысоциологии ТГУ «Трудоустройство выпускников Том-ского государственного университета 2010 г.: перспек-тивы и условия адаптации на рынке труда» (октябрь -декабрь 2009 г.);3) совместное исследование Центра маркетинговыхисследований и коммуникаций (ЦМИК) и кафедрысоциологии ТГУ «Стратегии планирования карьерыстудентами ТГУ: образовательные потребности и пла-ны» (май 2011 г.).Отталкиваясь от определения потребности как спе-цифической формы нужды в соответствии с личност-ными характеристиками и социокультурными особен-ностями групп и общества в целом, мы можем отме-тить следующие условия формирования образователь-ных потребностей в современной России:1) доминирование прагматических ориентаций науровне всех субъектов образовательного пространства(обучающихся, образовательного учреждения, общест-ва в целом);2) рыночное регулирование образовательных услугв соответствии с потребностями рынка труда;3) тенденции, заданные новым культурно-образовательным контекстом, - развитие и активноевнедрение компетентностного подхода, концепции не-прерывного образования;4) возрастание конкуренции в деятельности образо-вательной системы, обеспеченной, в том числе, вариа-тивностью и альтернативностью образовательных про-грамм [1];5) перспективы интеграции российского образова-ния в международную систему [1].Указанные характеристики оказывают глубокоевлияние на профессиональное самоопределение обу-чающихся, которое становится центральной категориейпри анализе образовательных потребностей. В контек-сте идеи непрерывности образования особо актуальнойстановится обозримость образовательной траекторииот самой низшей ступени к профессиональной само-реализации, что подчеркивает значимость взаимодей-ствия образовательных учреждений (например, тради-ционного взаимодействия школа - вуз). Именно обо-значенные предпосылки детерминируют цель отмечен-ных выше исследований - изучение образовательныхпотребностей студентов в контексте карьерных планов.Результаты социологических опросов подтвержда-ют, с одной стороны, прагматизм современных студен-тов в отношении выбора специальности, дополнитель-ных образовательных программ, с другой - демонстри-руют инфантильные установки в отношении планиро-вания карьеры. Проиллюстрируем прагматические ори-ентации: во-первых, приоритетными мотивами выбораспециальности являются материальное благополучие(35%) и возможность карьерного роста (32%). Во-вторых, в качестве наиболее востребованных знаний,умений и навыков для увеличения своих возможностейна рынке труда студентами были названы управленче-ские умения, свободное владение иностранным язы-ком, навыки работы по специальности, что соответст-вует потребностям современного рынка, а также ука-зывает на дефициты современного образования (отсут-ствие или низкий уровень включения студентов в ре-альные рабочие ситуации, недостаточный период обу-чения иностранному языку).Прагматические ориентации в определении собст-венных образовательных потребностей превалируютеще в школе, что подтверждается многолетней практи-кой и социологическими исследованиями. Так, боль-шинство школьников (70%) отдают предпочтение тому,чтобы «знать основы главных предметов, а углубленноизучать только те, которые выбираются, чтобы в нихспециализироваться» [2]. Это позволяет сделать вывод,что профилизация старшей школы соответствует обра-зовательным и жизненным установкам учащихся.Несмотря на ярко выраженные прагматические ори-ентации, студенты зачастую не предпринимают актив-ных действий по планированию карьеры, что можнопроиллюстрировать следующими данными: более тре-ти студентов указали, что их представления о будущейкарьере весьма туманны и размыты, при этом только11% способны четко обозначить свои будущие карьер-ные планы. Степень конкретики этих планов весьмасильно варьирует по выборке, основной тенденциейявляется большая степень конкретизации карьерныхпланов среди студентов естественно-научных и соци-ально-экономических факультетов по сравнению с«гуманитариями» и «технарями», две трети респонден-тов которых указали на отсутствие и размытость пред-ставлений о будущей карьере.Несмотря на отличия в степени конкретности карь-ерных планов доля участвующих в мероприятиях попланированию карьеры, проводимых в ТГУ, на фа-культетах разного профиля примерно одинакова и со-ответствует средней по выборке величине. Так, в целомсреди опрошенных только 3% участвуют в мероприя-тиях по планированию карьеры регулярно, 15% - эпи-зодически. Большая доля неучаствующих может бытьсвязана как с низкой мотивацией студентов, так и скачеством проводимых мероприятий, что требует до-полнительных исследований с целью согласования ин-тересов сторон. Характерно, что встречи с потенциаль-ными работодателями как форма мероприятий по пла-нированию карьеры являются более популярными посравнению с различными обучающими программами изанимают первое место на всех факультетах. Это под-тверждает выдвинутый ранее тезис о сосуществованиив сознании студентов прагматических ориентаций иинфантильных установок в отношении планированиясобственной карьеры и формирования образователь-ных потребностей. Дополнительным аргументом впользу указанного тезиса может быть ответ на вопрос:по каким причинам Вы не пользовались или не поль-зуетесь программами дополнительного образования?21% респондентов отметили, что не знают, какие навы-ки им пригодятся для будущего трудоустройства.Сосуществование прагматизма и инфантилизма ло-гически подводит к вопросу о степени осознанностиобразовательных потребностей и выборов, а также обусловиях, способствующих повышению степени осоз-нанности. Отметим, что прагматика студенческих мне-ний связана с материальными интересами и не учиты-вает собственных способностей и склонностей, а такжене завязана на вопрос, как я буду работать по выбран-ной специальности, что будет входить в круг моих обя-занностей, а только на вопрос, сколько я буду за этополучать. То есть осознание образовательных потреб-ностей происходит через призму материально-прагматических целей, содержательные цели остаютсяв тени. Анализируя степень удовлетворенности выбо-ром факультета и специальности, можно увидеть, чтоосознание содержательных целей образования проис-ходит несколько позже. Уровень удовлетворенностивыбором факультета и специальности в целом по вы-борке достаточно высок: в сумме позиции «полностьюудовлетворен» и «скорее удовлетворен» дают 79% про-тив 17% неудовлетворенных выбором факультета и16% неудовлетворенных выбором специальности. Су-щественно ниже средней по выборке степень удовле-творенности выбором факультета среди студентовФТФ (50%) и РФФ (57%). В большей степени удовле-творены выбором факультета студенты ИФ (95%), ЮИ(91%) и ЭФ (89%).Изучая удовлетворенность выбранной специально-стью, мы ставили респондентов в гипотетическую си-туацию возможности перевода на другую специаль-ность. В целом по выборке 15% респондентов отмети-ли, что воспользовались бы такой возможностью (сум-ма ответов «да» и «скорее да, чем нет»). Основной при-чиной перевода на другую специальность студентыназывают смену интересов, отсутствие интереса к спе-циальности (45% ответивших на этот вопрос), 28%причин связано с возможностями трудоустройства(низкая оплата труда по специальности, отсутствиепрестижа, невостребованность на рынке труда), 13%причин - с качеством образования (отсутствием ино-странного языка после 2-го курса обучения, уходомпреподавателя, низким качеством). Как видим, содер-жательные мотивы выходят на первый план по сравне-нию с материальными, однако не исключено, что частьсодержательных мотивов обусловлена материальнымпрагматизмом, например наличием опыта оплачивае-мой работы по специальности.Опыт работы по специальности имеется у третистудентов: 13% работали за плату, еще 17% имелиопыт неоплачиваемой работы. Показатели наличияопыта значительно варьируются по факультетам.Большее количество студентов, имеющих опыт работыза плату, обучаются на факультете информатики (50%),ИИиК (46%) и ФсФ (32%). Опыт неоплачиваемой ра-боты имеют студенты ВШБ (факультет маркетинга) -57% и БИ - 50%. Очевидно, что оплачиваемая работаимеет преимущества по сравнению с неоплачиваемой иможет способствовать формированию дополнительноймотивации к освоению специальности, особенно учи-тывая прагматические ориентации современных сту-дентов. Однако для нас принципиальный характер име-ет и само наличие / отсутствие опыта. Так, студентыЭФ (89%), ФТФ (88%), ФИТ (87%), ММФ (82%), ИФ(81%) опыта работы по специальности не имеют, сле-довательно, плохо знакомы с практикой и не могутбыть последовательными в выборе образовательныхстратегий, как студенты других факультетов.Интересен также факт, что уже на первом курсетолько 62% студентов выбрали бы снова свой факуль-тет, если бы имели возможность поступать еще раз,при этом 25% затруднились ответить на поставленныйвопрос, что характеризует дефициты представления оспециальности не только абитуриентов, но и уже со-стоявшихся студентов.Таким образом, мы можем отметить, что степеньосознания образовательных потребностей студентамиявляется крайне низкой. Очевидно, что образователь-ные выборы студенты осуществляют под давлениемматериально-прагматических интересов, подпитывае-мых рыночными доминантами в различных сферах со-временного общества, содержательный аспект в моти-вации выбора образовательных стратегий выраженслабо и начинает проявляться при погружении студен-тов в реальные рабочие ситуации. Это положение под-тверждает и детализация образовательных потребно-стей студентов. В настоящее время студенты дляулучшения своих позиций на рынке труда считают не-обходимым повысить в первую очередь управленче-ские умения (рис. 1). Действительно, в подавляющембольшинстве случаев в учебном процессе используют-ся лишь модели реальных рабочих ситуаций, навыкиже оперативного принятия решений и эффективногораспределения ресурсов остаются недостаточно разви-тыми. Если говорить об остальном перечне, то логич-ной представляется наименьшая популярность уменияработать на компьютере, так как компьютерная гра-мотность свойственна сегодняшнему поколению сту-дентов независимо от специальности. Остальные навы-ки и их место в рейтинге также обусловлены структу-рой образовательного процесса в современном вузе, атакже степенью освоения того или иного умения рес-пондентом.Относительно такой категории, как навыки (рис. 2)важно отметить, что порядка половины студентов(52%) считают наиболее полезными для увеличениясвоих возможностей на рынке труда навыки работы поспециальности. В сочетании с результатами, которыепредставлены выше, можно говорить о том, что наибо-лее сильную потребность студенты испытывают в на-выках и умениях, связанных с реальной рабочей ситуа-цией. Весьма важными, по мнению респондентов, яв-ляются коммуникативные навыки (49%), что иллюст-рирует компетентностные дефициты современных сту-дентов.Стоит отметить, что студенты за счет дополнитель-ного образования в большом количестве случаев хотятсовершенствовать навыки, которые заложены в их об-разовательные программы на основных факультетах.Например, представители социально-экономическихфакультетов и гуманитарии в большей степени заинте-ресованы в приобретении коммуникативных навыков инемного больше заинтересованы в развитии навыковпо созданию презентаций.Студенты технических направлений больший при-оритет отдают навыкам проектной деятельности. Это,безусловно, связано с популярностью такого мотиваобращения к услугам дополнительного образования,как ликвидация пробелов в знаниях.Третьей содержательной составляющей программдополнительного образования являются знания(рис. 3).Рис. 1. Умения, востребованные студентами ТГУ для увеличения своих возможностей на рынке труда, %Рис. 2. Навыки, востребованные студентами ТГУ для увеличения своих возможностей на рынке труда, %Рис. 3. Знания, востребованные студентами ТГУ для увеличения своих возможностей на рынке труда, %На данный момент наиболее актуализированной по-требностью респондентов является свободное владениеиностранным языком (63%), что легко объясняется соот-ветствующим дефицитом образовательных программ вуза.Вторыми по популярности являются знания, свя-занные со смежными отраслями (50%), что отражаетпопулярность междисциплинарного подхода в совре-менных отраслях.Достаточно сильно выраженная потребность сту-дентов в знании современных тенденций своей профес-сиональной сферы свидетельствует о наличии у нихпредставления о быстром темпе развития областей зна-ний и о важности развития себя как профессионала,которое должно продолжаться и на рабочем месте.Данный тезис подтверждает и тот факт, что один изосновных мотивов обращения к услугам дополнитель-ного образования - это желание развить профессио-нальные навыки, которые, безусловно связаны с такогорода знаниями.Обозначенные в данной статье результаты социоло-гических исследований позволяют сделать следующиевыводы:1) недостаточность осознания образовательных по-требностей обеспечена отсутствием реальных практи-ческих ситуаций, позволяющих ознакомиться с буду-щей профессиональной деятельностью;2) низкая эффективность профориентационной ра-боты на всех ступенях образования;3) низкая вовлеченность студентов в производст-венные практики и стажировки;4) необходимость формирования нового типа взаи-модействия школа - вуз в контексте идеи непрерывно-го образования с целью организации более эффектив-ной системы профессионального самоопределения.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос : Интернет-журнал. 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.11.2011).
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. Москва. № 2783) // Эйдос : интернет-журнал. 2002. 20 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm(дата обращения: 15.11.201