Институциализация образовательных инноваций в регионе: использование потенциала вузов и школ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Институциализация образовательных инноваций в регионе: использование потенциала вузов и школ

Институциализация образовательных инноваций осуществляется в методологии гуманитарного исследования и включает в себя реконструкцию опыта институциализации инновационных проектов, основанных на взаимодействии разных субъектов. При этом выделяются признаки и зависимости институциональных изменений, устанавливается влияние условий и разных механизмов управления образовательными инновациями (появление, проявление, поддержка) на институциональные изменения в системе образования.

Use of potential of universities and schools for institutionalisation of educational innovations.pdf Контекст исследования. Представление об образо-вании как ресурсе инновационного развития означаетпрежде всего то, что образование должно ориентиро-ваться на изменения в содержании и организации, ос-нованные на инновационных принципах. Данные про-цессы позволяют проявить и аккумулировать иннова-ционный потенциал образовательных практик, разра-ботать новые формы соорганизации, взаимодействиявсех субъектов образовательного пространства.Со временем становится понятно, что речь уже идето том, чтобы усилить их влияние на качественное из-менение системы. Поэтому важно понять, через чтопроявляются образовательные инновации; как появля-ется субъект и формируются ценности и целенаправ-ленные упорядоченные совместные действия субъектови групп людей как участников совместных действий, вчем потенциал их взаимодействия, т.е. как происходитинституциализация образовательных инноваций и тогопотенциала, который формируется при взаимодействииразных субъектов.Проблематика институциализации в настоящеевремя является актуальной в управлении инновациями.Институтами Д. Норт называет установление «правилигры» для определенной группы субъектов-участников[1]. При этом каждому институту присущ механизм,обеспечивающий «соблюдение», устойчивость данногоинститута. В своих работах Н.В. Василенко [2] предла-гает институции в сфере управления разделить на че-тыре группы: правила; приказы, распоряжения, поста-новления; процедуры (инструкции, регламенты); про-граммы, проекты. Данные институции являются ре-зультатами управленческих решений и применяются наразличных уровнях регулирования совместной дея-тельности людей. Институции определенной группы,требующие определенной деятельности, изменяют ин-ституциональную среду. Так, например, программы ипроекты, направленные на решение конкретных про-блем, представляют собой комплексные управленче-ские решения, часто стратегического характера, содер-жащие оценку необходимых ресурсов, модельноепредставление результатов и обобщенные процедурыих достижения.В настоящее время в образовательной политикеМинистерства образования и науки РФ особое значе-ние приобретает реализация инновационных проектовс целью разработки новых моделей организации обра-зования. Эти модели разрабатываются и внедряются сучетом региональной специфики: профильное образо-вание, Единый государственный экзамен (ЕГЭ), при-оритетный национальный проект «Образование»(ПНПО), комплексный проект модернизации образова-ния (КПМО), Национальная инициатива «Наша новаяшкола», «Национальный исследовательский универси-тет» и т.д. [3].В связи с реализацией инновационных проектов ивозникают вопросы институциализации инноваций.При этом появление новых институциональных форм,связанных с использованием потенциала взаимодейст-вия разных субъектов, создает проблемное поле, харак-теризующееся проявлением дефицита форм организа-ции образования в его сложившемся состоянии и воз-никновением напряжения, связанного с взаимодейст-вием нарождающихся и сложившихся институцио-нальных форм.Анализ эмпирических признаков институциализа-ции потенциала взаимодействия разных субъектов вданной статье указывает на то, что участники иннова-ций становятся как субъектами управления, так субъ-ектами образования. При этом особый интерес для наспредставляет институциональная поддержка тех инно-ваций, которые формируются на местах, отражают ре-гиональную специфику в изменении образования ипоэтому оказывают влияние на развитие региона.В настоящей статье представлены результаты ре-конструкции опыта институциализации образователь-ных инноваций на основе разработки и реализации ин-новационных образовательных проектов, которые осу-ществлялись в регионе в течение последних десяти лет.1. Региональный проект «Формирование механиз-мов развития Открытого образовательного пространст-ва региона» (2000-2003 гг.), инициированный Инсти-тутом «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамкахМегапроекта «Развитие образование в России», былнаправлен на разработку такой системы повышенияквалификации работников образования, в которой ис-пользуется и создается инновационный потенциал дляразвития системы образования и ее качественного из-менения.Этот проект был необычным как по способу разра-ботки, так и по способу реализации. По условиям Ме-гапроекта необходимо было сформировать инициатив-ную группу, региональную стратегическую команду(РСК), которая должна была взять на себя ответствен-ность за разработку идеологии регионального проекта.Создание РСК - это создание особого субъекта управ-ления образования, которого в региональной системеобразования ранее никогда не было. Но и сам факт соз-дания региональной стратегической команды являлсяпрецедентом нового управления, а формирование со-става команды строилось как особое управленческоедействие [4].В состав РСК вошли представители университетов,органов управления разных уровней образования, пред-ставители инновационных школ, гимназий, центров об-разования. Из материалов анкетирования: «Уже на пер-вом этапе запуска Мегапроекта команда начала "обрас-тать" проектными и организационными группами». Ноэто процесс выращивания, складывания, а не назначе-ний, «…и поэтому формирование разработническихгрупп - процесс постепенный». Это стало отличитель-ной особенностью Мегапроекта - нарабатывался потен-циал для системных изменений в образовании региона.В ходе реализации Мегапроекта формировалосьособого рода взаимодействие участников инновацион-ного проекта, субъектов инновационных разработок,проектных команд, поскольку управление проектомстроилось как открытое совместное действие разныхсубъектов, участников проекта: от задач, направленийи механизмов их решения до разработки системы мо-ниторинга успешности, эффективности реализациипроекта [5].Реализация проекта существенно влияла на измене-ния в управлении региональной системой образования.Стало понятным, что системные изменения требуют неодного органа управления, а совершенно новой органи-зации управления образованием. Все в проекте былопостроено на взаимодействии множества субъектов,влияющих на образовательную политику, на необхо-димости согласования интересов различных ведомств иструктур образовательной системы и заинтересован-ных сообществ, на соорганизации всех уровней образо-вания. Поэтому часть функций была передана в обла-стной департамент общего образования, а часть - вгородской департамент образования и департамент понауке и инновационной деятельности, остальные функ-ции - созданному в регионе координационному совету.Задача Координационного совета состояла в разработкенеобходимых нормативных правовых механизмов ре-гулирования проекта [6].В результате реализации проекта создана модель сете-вой организации повышения квалификации работниковобразования в Томской области. В число субъектов сете-вого взаимодействия вошли инициативные группы, пред-ставители инновационных школ, лицеев, гимназий, учре-ждений профессионального образования (техникумы,университеты). Созданы механизмы поддержки образова-тельных инициатив, технологии проявления дефицитовпрофессиональной деятельности, технологии консульти-рования проектной деятельности, экспертизы инноваци-онных проектов и разработок в образовании, методикаформирования сетевых проектов, программ, образова-тельных событий, методика мониторинга и диагностикиобразовательных эффектов.2. Реализация всероссийского приоритетного на-ционального проекта «Образование» (2006-2009 гг.) вчасти конкурса школ, внедряющих инновационныеобразовательные программы, и лучших учителей пред-ставлена в материале: «Организация экспертизы в об-разовании: анализ практики и методические рекомен-дации (ПНПО)» (под ред. Г.Н. Прозументовой) [7].Материалы анализа разворачивания проекта даютпредставление схожести содержания управления раз-работкой и реализацией приоритетного национальногопроекта «Образование» и Мегапроекта в нашем регио-не. При реализации данного проекта были сформиро-ваны организационные группы по проведению конкур-са по номинациям национального проекта, проведеныоткрытые семинары по выработке критериальной сис-темы оценки материалов участников конкурса, созданыэкспертные карты по отбору лучших школ, учителей италантливой молодежи, сформированы экспертныйсовет, а также координационный совет по реализацииПНПО на территории Томской области.Особым звеном в реализации проекта ПНПО явля-ется экспертный совет как независимый субъект управ-ления изменениями в инновационном секторе образо-вания региона. Задачами экспертизы являлись прояв-ление и создание инновационного ресурса в образова-нии, усиление влияния инновационного образования намассовую практику. Эти задачи характеризуют экспер-тизу как средство гуманитарного и ресурсного управ-ления.Анализ материалов реконструкции опыта реализа-ции в регионе Мегапроекта и приоритетного нацио-нального проекта «Образование» дает основание гово-рить не только об эмпирических признаках, но и обустойчивых характеристиках институциализации обра-зовательных инноваций, реализованных в рамках про-ектов:- формирование инициативных групп для поста-новки и решения задач стратегического управленияобразованием, о чем свидетельствует создание экс-пертного совета, взявшего на себя функции проявленияинновационного потенциала и поддержки школ;- инициативные группы сформированы из предста-вителей инновационного образования (лицеев, гимна-зий, школ, являющихся федеральными инновационны-ми площадками (ФИП), вузов);- появление межведомственных (разноуровневых),межструктурных форм организации (экспертный совет,координационный совет, организационные группы понаправлениям);- перераспределение властных полномочий по страте-гическому развитию между субъектами управления обра-зованием: часть полномочий выполняли вновь появив-шиеся инициативные группы, но участвовали и предста-вители органов управления образованием в регионе;- появление большого числа документов, оформ-ляющих как новый статус и полномочия новых субъек-тов, так и место межведомственных, межструктурныхобъединений в региональной системе образования.Сравнительный анализ по данным эмпирическимпризнакам выявил, что проявление институциализациимы наблюдаем в новых образовательных эффектах:появление новых субъектов означает передачу полно-мочий по организации образования тем субъектам, ко-торые рождаются изнутри проекта, на местах. Такогорода поддержка позволяет инициативам осуществлятьдостаточно сильное влияние на изменения практикиобразования, быстро распространяться.Так, например, научно-образовательный центр «Ин-ститут инноваций в образовании», созданный в рамкахМегапроекта, в настоящее время развивает новые сфе-ры деятельности, разрабатывает и реализует новыепрограммы на базе Томского государственного универ-ситета по заказу образовательных учреждений не толь-ко области, но и других регионов Сибири и ДальнегоВостока [4].Одним из эффектов приоритетного национальногопроекта «Образование» является соорганизация ресур-сов, когда на развитие образования влияет привлечениене только административных ресурсов, но и тех ресур-сов, которые возникают внутри самой практики.Так, например, в системе общего образования появ-ление школ-победителей структурировало образова-тельное пространство таким образом, что к ним сталитянуться школы, которые хотели бы участвовать и раз-рабатывать свои программы развития. Таким образом,институциональная поддержка школ-победителей име-ла своим последствием формирование «точек роста»образовательных учреждений через самообъединениешкол, существующих на эффектах и механизмах само-организации.Таким образом, на материале осуществленной ре-конструкции прецедентов проявлено, как появлениеобразовательных инноваций обустраивается разнымиформами поддержки: перераспределяются властныеполномочия между субъектами управления образова-нием, появляется межуровневая и межструктурная ко-ординация, формируются нормы, легализующие дея-тельность разных субъектов.Аналитический комментарий. Инновации в образо-вании - это изменения практики образования вне зави-симости от того, кто является субъектом. В осуществ-лении, понимании, изучении инноваций выражаютсяпозиции разных субъектов влияния на систему образо-вания. Поэтому наряду с широкомасштабными инно-вациями, которые осуществляются государством и ад-министративными усилиями (как, например, нацио-нальный проект «Образование»), в последнее десятиле-тие расширяются области изменения образованиягруппами общественного влияния и инновационногосообщества.Инициативные группы, порожденные этим движе-нием, создают образовательные практики, в которыхразрабатываются и реализуются новые подходы к ре-шению проблем образования. Поэтому совсем не слу-чайно в число лидеров конкурса школ, внедряющихинновационные программы, проведенного в рамкахнационального проекта «Образование», вошли школы,разрабатывающие свои подходы и концепции органи-зации образования.Проект «Образование» оказался «местом проявле-ния» особых инновационных практик, продемонстри-ровал общественное признание инновационных сооб-ществ школ. «Однако возможности конкурса ограни-чены проявлением мест, где "живут" важные эффек-тивные для совершенствования образования инициати-вы» [8 С. 5-6]. И после проведения конкурса у образо-вательного сообщества, управленческого корпуса иобщественности остается совершенно поверхностное,абстрактное представление о том, в чем, собственно,заключаются образовательный потенциал и ресурс про-явленных, обозначенных инициатив. Хотя уже нет со-мнений в том, что в школах реализуются разные и важ-ные инициативы по изменению образования, но на во-прос, в чем особенность и потенциал инноваций, осу-ществляемых участниками практики в отношении сво-ей практики, нет пока внятных ответов [6, 8].Рассматривая проблематику институциональныхизменений с точки зрения концепции образовательнойреальности инноваций, предложенной Г.Н. Прозумен-товой, можно видеть, что развитие образовательныхинноваций порождает новые объект и предмет управ-ления, что осуществление инноваций обусловливаетвыделение взаимодействия людей как реального пред-мета образования; порождение инновационных сооб-ществ в качестве реальных субъектов влияния на об-разование; создание сообществами образовательнойреальности практики [5 С. 41]. Поэтому очевидно, что«…становление образовательной реальности иннова-ций означает превращение потенциала инновационно-го опыта в ресурс развития практики образования»[Там же].Исследования инновационных образовательныхпрактик проявили примеры формирования и влияниядеятельности созданных в проекте организационныхструктур на разработку и принятие управленческихрешений по развитию системы образования. Мегапро-ект способствовал и созданию новых управленческихмеханизмов, направленных на совершенствованиемежведомственного взаимодействия по различнымвопросам поддержки образовательных инноваций.Когда Томск стал принимать участие в реализацииприоритетного национального проекта «Образование»(ПНПО), мы убедились, что эти механизмы действи-тельно работают на организацию и управление проек-тами, реализация которых предполагает системныеизменения.С самого начала национальный проект «Образова-ние» задумывался как катализатор системных измене-ний в образовании, необходимых для перехода к инно-вационному развитию. Можно отметить, что нацио-нальный проект создал и механизмы «обратной связи»образования и общества. Реализация инновационныхобразовательных программ в школах, университетах,лицеях и колледжах позволила на практике начать пе-реход на новые механизмы финансирования, обеспечи-вающие структурные и институциональные изменения,которых требуют от системы образования обществен-ность и инновационная экономика [3].Для нас было очень важным и значимым, что разра-ботанные механизмы, технологии организации и про-ведения Конкурса, сама идеология, основанная напринципах интеграции ресурсов (интеллектуальных,организационных, финансовых и т.д.) вузов и школ,способы формирования конкурсной и экспертной ко-миссий из представителей разных уровней образова-ния, бизнеса в рамках Мегапроекта фактически яви-лись ресурсом для организации конкурса по отборулидеров в ПНПО. Значимым также является влияниеполученных в ходе реализации проектов результатовна формирование стратегии развития региональнойсистемы образования.Сам факт организации и проведения конкурса напроявление и поддержку лучших инновационныхпрактик может означать, что происходит изменениестатуса и функций инноваций в образовании, они ста-новятся ресурсом управления образованием, ресурсомобразовательной политики, следовательно, в контек-сте гуманитарного управления происходят развитиечеловеческого потенциала и ресурса современногообразования [7].Однако важно и другое: в этих инновационных про-ектах не только присутствует реакция на имеющиесязапросы экономики и общества, но и реализуются по-требности развития самого образования, самих субъек-тов - авторов инноваций. И делается это прежде всегочерез изменение организации взаимодействия в инно-вационном пространстве системы образования, изме-нения стратегии управления инновационными процес-сами в региональной системе образования.Так как институциональный подход рассматриваетуправление в системе образования с учетом возникно-вения и влияния институтов на связи внутри системы,нам нужно определить содержание институциализацииобразовательных инноваций. А что это значит? А этоозначает, что мы имеем дело с такими инновациями,потенциал которых действительно оказывает влияниина изменение практики образования, системы образо-вания. Это означает, что нам нужен особый подход,чтобы установить связь между образовательными ин-новациями и институциализацией. Нам нужен особыйподход и взгляд на саму институциализацию как такоедействие, которое оформляет личное присутствие, т.е.институциализирует личные действия, личные иннова-ции. В связи с этим мы обратились к синергетике. Си-нергетика (И. Пригожин, И. Стингерс, Е.Н. Князева)позволяет объединить те интенции, которые рождают-ся внутри системы. Преодоление повседневности - этовсегда «смысловой скачок». Тогда институциализация- это вылавливание этих скачков из повседневности, аметодологическое основание - взгляд на сами иннова-ции как потенциал развития системы образования [8].Но на институциализацию как действие по объекти-вации инноваций, т.е. простую фиксацию возникнове-ния институтов в основном ставку делали не толькоП. Бергер и Т. Лукман, но и Н. Луман и Д. Норт. А всинергетике они делали ставку на выращивание, умощ-нение потенциала. То есть институциализация рас-сматривается нами не как действие вписывания инно-ваций в существующую систему, а как поле действия, врезультате и в процессе которого потенциал этот рас-крывается. На основании этого действие институциа-лизации по-другому рассматривается: сами механизмыинституциализирования, которые позволяют проявитьособенности этих инноваций, позволяют субъектуосознать себя. И в этом смысле ранее институциализа-цию никто не рассматривал как «сопровождение, ста-новление», а следовательно, превращение потенциала вресурс. А это другой процесс, который можно объяс-нить с точки зрения синергетики.В образовательном сообществе все больше форми-руется потребность в многообразии содержания обра-зования, что явно стимулирует процессы самооргани-зации. Однако система, управляющая образованием,пытается сохранить свою целостность, при этом неучитывается тот факт, что образование как «сложноеэволюционное целое» включает в себя большое коли-чество структур и подсистем (разные уровни образова-ния), темпы развития которых в большинстве своеммогут и не совпадать.Все попытки органов управления создать отдельныеакты и даже программы, принимаемые вне общего кон-текста, еще больше обостряют возникшее противоре-чие, которое, в свою очередь, становится причинойпроблем образовательных систем разного уровня, в томчисле и в образовательных учреждениях.Для образовательных учреждений, осуществляю-щих инновационную деятельность, особенно характер-ны процессы самоорганизации в образовательной сре-де, это может быть и возникновение устойчивых струк-тур (творческие группы), и появление креативных объ-единений [4, 5].При этом часть степеней свободы, связанных адми-нистративной формой управления, передаются свобод-ным творческим группам или объединениям, предста-вители которых относятся к разным уровням образова-ния (университетскому, школьному). Возникает особая«обогащенная» межуровневая образовательная среда споливариантным выбором, развивающаяся по законамсамоорганизации [5]. И эта новая образовательная сре-да требует особого к себе отношения и новых гибкихформ управления.Внутреннее многообразие образовательной системыкак результат инновационной деятельности существен-ным образом изменило ситуацию, оказалось способ-ным влиять на определение стратегических перспективразвития региональной системы образования, выявляяпри этом точки напряжения.Так, на основе эмпирического анализа управленияреализацией проектов, основанных на межведомствен-ном взаимодействии (Мегапроект по формированиюоткрытого образовательного пространства в регионе,проект по введению ЕГЭ в регионе, приоритетный на-циональный проект «Образование»), стало понятно,что в управлении возникают точки напряжения, свя-занные с изменениями в распределении:- власти субъектов управления образованием;- ресурсов субъектов системы образования;- полномочий субъектов в образовательном про-странстве.Следовательно, приходим к пониманию, что необ-ходимо менять механизмы управления возникающиммногообразием образовательных инноваций. Важным,на наш взгляд, является не только содержание инсти-туциональных изменений при решении задач на разныхэтапах реализации инновационных проектов, но и осо-бый характер постановки задач, проявления, «умощне-ния» потенциала образовательных инноваций, осно-ванного на межведомственном взаимодействии, кото-рый при определенных условиях может стать ресурсомразвития образования.Так, например, в рамках Мегапроекта «Развитиеобразования в России», направленного на разработкумеханизмов управления качественными изменениямив системе повышения квалификации педагогов, по-зволяющих использовать инновационный потенциалвзаимодействия вузов и школ как ресурс развитиявсей системы образования региона, была сформиро-вана инициативная группа, региональная стратегиче-ская команда (РСК). Сам факт создания РСК (особогосубъекта управления образования) являлся прецеден-том нового управления, а формирование состава ко-манды (из представителей вузов и школ) строилоськак особое управленческое действие. Этим ходом итребованием Мегапроекта к системным изменениям врегионе задается особая миссия стратегической ко-манды - участвовать в разработке образовательнойполитики региона, образовательной стратегии. Созда-ние РСК как субъекта управления вошло в противоре-чие с существующей практикой управления системойобразования в регионе.Во-первых, все перечисленные функции относилиськ компетенциям структур управления образованиемрегиона (Департамент общего образования, Департа-мент по науке и высшему и среднему профессиональ-ному образованию, Управление начального профес-сионального образования). Появление РСК как субъек-та управления не имело ни места в структуре управле-ния региональной системой образования, ни обозна-ченных функций управления в данных документах. Вэтой связи проблема межведомственной соорганизацииразных субъектов управления, структур, ресурсов, атакже распределение полномочий были отведены Ко-ординационному совету.Во-вторых, в ходе реализации Мегапроекта инициа-тивная деятельность РСК была направлена на форми-рование особого рода взаимодействий, которые разру-шали устоявшиеся связи системы образования. В ходереализации проекта возникает напряжение, котороерешается за счет того, что субъекты начинают созда-вать особого рода зависимости и связи, возникает но-вая организация межведомственного взаимодействия.Эти связи строились на взаимодействии не структур, асубъектов инициатив, проектных команд. И вся идео-логия строилась на основе открытых совместных дей-ствий субъектов (от постановки и решения задач, на-правлений и механизмов их решения до разработкисистемы мониторинга успешности, эффективностиреализации проекта).В-третьих, внутри проекта формировались особыеценности, а учитывая тот факт, что все члены РСКимели принадлежность к разным структурам и уровнямобразования и выполняли функции в соответствии срегламентами обозначенных структур, внутри командыформировались особые неформальные правила и поря-док взаимодействия. Все эти процессы сопровождалисьособыми профессиональными, личностными компе-тенциями каждого из членов РСК, не всегда совпа-дающими с общими интересами и целями реализациипроекта. Распределение функций и ролей в команде,разграничение полномочий и ответственности - этопроцесс не назначения, а формирования, следователь-но, процесс постепенный.Формировались и внешние процессы взаимодейст-вия. Уже на этапе запуска Мегапроекта РСК не толькоорганизует, но и участвует в разработке стратегии про-екта, начинает «обрастать» проектными и организаци-онными группами разных уровней и ведомств образо-вания. Но это механизмы не назначений и администра-тивного управления, а складывания, выращивания по-тенциала команды, обладающей функциями стратеги-ческого управления. В результате происходит наращи-вание, «умощнение» потенциала, основанного на ме-журовневом взаимодействии, влияющего на системныеизменения в образовании региона.Таким образом, РСК была очень мощной по потен-циалу (может менять всю систему образования), ноочень слабой по влиянию. Следовательно, нужны былиформы его институциализации. Это означает, что необ-ходимо разработать механизмы выявления этого по-тенциала в разных формах практики, поддержки и пе-ревода его в ресурс. Помимо инновационного потен-циала, важно понять и специфику управления образо-вательными инновациями, т.е. управления изменения-ми в управлении. И тогда можно утверждать, что мето-дологическим основанием становится появление по-тенциала, умощнение потенциала инициатив, управле-ние их влиянием на системные изменения, а это - си-нергетические основания.В этом смысле наша задача - проявлять и не поте-рять этот потенциал, перевести его в ресурс измененийсистемы образования. И тогда синергетика указываетна особенность появления такого рода инициатив. Од-нако, с другой стороны, и синергетика указывает самспособ поддержки, в чем должна заключаться задачаинституциализация. Не просто создание норм, а имен-но нормативное сопровождение такого рода инициа-тив, формирование структур с новым содержанием, сновой формой. Создание, «выращивание» структур,которые обеспечивают процессы самоорганизации,процессы становления образовательной реальностиинституциализации. И тогда в социальных практикахоказывается важнее не создание форм, новых норм,важнее создавать способы институциализации: спосо-бы создания новых форм взаимодействия и способынормативного сопровождения (проявления и закрепле-ния) инноваций, способы влияния на изменения обра-зования.Дело в том, что через синергетику раскрывается но-вое содержание институциализации. Так как в проектахпоявляется новый субъект, значит, должна быть в пер-вую очередь институциализация нового субъекта, за-крепление таких норм требует обязательного появле-ния структуры аттракторов (проектные команды (РСК),координационный и экспертный советы, центры и ин-ституты), потому что структура показывает, что обес-печивает норма. Норма - это поддержка структур,обоснование структур. И в этом смысле - объективи-рование субъекта, делегирование и наделение полно-мочиями субъекта в решении стратегических вопросов.Качество же образования определяется пространствен-но тем, что будут разные субъекты - это инициативныекоманды, проектные группы. Речь идет и об образова-тельных учреждениях, организациях, объединении уча-стников образовательного процесса, образовательныхсетях разного направления и разного уровня образова-ния (университеты, лицеи и школы). Это группы, ко-манды, имеющие влияние на повседневность, которыеобразуют собственное пространство, берут на себяфункции создания новых форм существования и разви-тия, новых норм жизни. Множественность разныхсубъектов - это характеристика качества образователь-ного пространства, потенциал его изменений. Синерге-тика управления образовательными инновациями за-ключается в первую очередь в том, чтобы проявитьпотенциал взаимодействия, разработать способы пре-вращения его в ресурс (когда потенциал становитсяоснованием для принятия решения задач). И тогда ста-новится ясно, что делать с инновациями - они действи-тельно могут усилить и проявить потенциал институ-циализации.Необходимо отметить, что система взаимодействияи управления субъектами образовательного простран-ства обладает фрактальными свойствами и может вос-производиться при реализации разных, в том числесистемных, проектов в регионе. Кроме того, она можетбыть, при должной доработке, взята за основу моделифункционирования целостного образовательного про-странства других регионов России.Главной же точкой напряжения является и то, чторазные уровни образования не могут договориться. Всвязи с этим становится очень важным изучение того,как взаимодействуют субъекты влияния, какого родасвязи формируются при таком взаимодействии. РСКкак субъект управления меняет всю структуру управ-ления системой образования. Будучи инициативносформированной, она меняет взаимодействие разныхсубъектов образования, строит новую практику обра-зования, пространство, а это - гуманитарные основа-ния.Определение и выбор стратегии гуманитарного ис-следования означает, что как объект, так и предметнашего исследования рассматриваются с точки зрениятого, как меняются коммуникация, совместная дея-тельность, соорганизация участников инновационнойдеятельности; какие способы, формы коммуникации,соорганизации порождаются в процессе построенияобразовательных практик.В исследованиях Г.Н. Прозументовой обосновыва-ется, что проблема методов гуманитарного исследова-ния сегодня - это одновременно и проблема становле-ния гуманитарных практик [7]. В связи с этим для насстановится значимым обращение к гуманитарномуподходу и его возможности для исследования влиянийобразовательных инноваций на изменения в образова-тельных практиках.Во-первых, если рассматривать образовательныеинновации как потенциал и ресурс развития системыобразования, существенными характеристиками и ре-альными инновациями представляются:- построение разными участниками образова-тельной практики своего личного присутствия в об-разовании;- вовлечение самих субъектов образовательнойпрактики в изменение сложившихся и построение но-вых форм организации образования, в создание Откры-того образовательного пространства;- порождение самими субъектами образовательнойпрактики смыслов, целей и стратегий развития образо-вательной практики, что приводит к созданию и реали-зации в системе образования разных по масштабамобразовательных программ и проектов.Во-вторых, в гуманитарном исследовании появля-ется возможность понять, что реальным субъектом ин-новационного развития образования и исследованияинноваций выступают инициативные группы (РСК,творческие группы), образовательные сообщества (экс-пертный совет, профессиональная ассоциация). Приэтом группа образуется как субъект совместного дей-ствия, субъект создания и реализации стратегии инно-вационного развития и стратегии гуманитарного ис-следования: из инициативной группы образуется инно-вационное образовательное сообщество. Однако статусобразовательного сообщества получают такие инициа-тивные группы, которые не только участвуют в по-строении форм реального образования, но и порожда-ют и оформляют новые смыслы, ценности, нормы об-разования и сами создаются в процессе образованияразных форм этой реальности. Именно разные сообще-ства и являются субъектами построения Открытогообразовательного пространства. Значит, когда речьидет о потенциале взаимодействия, следует открытьтакие его возможности, которые еще создаются, фор-мируются, но при определенных условиях могут статьресурсом изменения качества конфигурации всей сис-темы организации образования.Организация коммуникации, совместности, соорга-низации разных субъектов не только выступает средст-вом становления новых смыслов образования и темсамым самого инновационного сообщества как субъек-та Открытого образовательного пространства, но вы-ступает и основным способом и ресурсом управленияизменениями образовательной реальности.Аналитическое обобщение. Осуществленный намианализ образовательных практик позволяет утвер-ждать, что инновации возникают и «пробиваются» вобразовании через проекты. Разработка и реализацияпроектирования представляется как «способ преодоле-ния противопоставления и противоречия между инно-вациями и институциализацией» (Р. Мертон).Во всех рассмотренных нами проектах авторы обра-зовательных инициатив, управленцы проблематизиро-вали возможность совмещения традиционной и инно-вационной деятельности в образовании, проблематизи-ровали возможность эффективного действия в рамкахстроящегося проекта в существующих нормативно-правовых условиях. Нормы эти по-разному удержи-ваемы: для одного пространства - юридически подкре-плены, для другого - только как ценности, личностноудерживаемы (без правовой базы). Для перевода инно-ваций в нормы (легализация) необходимо разработатьи провести ряд управленческих действий.Наиболее широким контекстом институциализацииявляется понимание процессов объективации норм иформ (П. Бергер, Т. Лукман, Н. Флигстин, Р. Мертон,Н. Луман, Д. Норт). В нашем исследовании институ-циализация трактуется как процесс не только объекти-вации норм и форм, создаваемых людьми изменений,но и институциональная поддержка формированиясубъекта инновационной деятельности и инновацион-ных преобразований.В управлении образовательными инновациями по-являются сам субъект управления и субъект образова-ния. Анализ эмпирических признаков указывает на то,что участники инноваций становятся субъектамиуправления образованием.Институциализация направлена не только на инсти-туциализацию норм и форм, но и на появление самогосубъекта. Необходимо рассматривать и изучать содер-жание этой поддержки.Под институциализацией мы понимаем процесс, ко-торый складывается в обществе в результате появле-ния, становления, деятельности субъектов, и выражаетформирование новых потребностей, ценностей, форм,норм, правил существования этих субъектов.Результатом институционализации как процесса яв-ляется появление института как социальной реально-сти. Институционализация есть «превращение» норм,организаций, отношений в институт. Благодаря инсти-туциализации организации и процедуры приобретаютновые качества, которые позволяют считать их инсти-тутами.На материале осуществленной реконструкции пре-цедентов выявлено, как участники образовательныхинноваций осуществляют переход к появлению самогосубъекта. Видно, как переход обустраивается разнымиформами поддержки: перераспределение властныхполномочий между субъектами управления образова-нием, появление межуровневой и межструктурной ко-ординации и формирование норм, легализующих дея-тельность субъектов.За период реализации в регионе национальногопроекта были созданы механизмы конкурсного харак-тера, хотя не проектная команда (РСК) являлась субъ-ектом управления (как в Мегапроекте), а собственноэкспертная комиссия (экспертное сообщество) высту-пила как субъект управления (они разрабатывали до-кументацию, этапы конкурса, содержание и порядокэкспертизы, привлекали экспертов из различных сфердеятельности, в том числе из числа професси

Ключевые слова

управление образовательными инновациями, потенциал взаимодействия, инновационные образовательные проекты, методика гуманитарного исследования, реконструкция опыта, стратегическое развитие, институциализация образовательных инноваций, management of innovations in education, cooperative potential, innovative educational projects, methods of social research, reconstruction of experience, strategic development, institutionalisation of educational innovations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Веснина Людмила ВладимировнаАдминистрация Томской области (г. Томск)кандидат педагогических наук, заместитель председателя Комитета по высшему и среднему профессиональному образованиюvesnina@tomk.gov.ru
Всего: 1

Ссылки

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
Василенко Н.В. Институциональные аспекты формирования единого образовательного пространства // Академия профессионального образования. 2006. № 2. С. 2-8.
Веснина Л.В., Зинченко В.И. Национальный проект «Образование» - институциональные изменения // Инновации. 2008. Спец. вып. II. С. 20- 27.
Веснина Л.В. Типологизация эмпирических признаков институциализации образовательных инноваций // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 338. С. 164-169.
Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005
Веснина Л.В. Феномен институциализации инноваций в образовании // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 363-371.
Организация экспертизы в образовании: анализ практики и методические рекомендации (ПНПО) / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во ТГПУ, 2006.
Борисанова Н.В., Веснина Л.В., Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2 : Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный университет, 2009.
 Институциализация образовательных инноваций в регионе: использование потенциала вузов и школ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Институциализация образовательных инноваций в регионе: использование потенциала вузов и школ | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.