Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах

Представлены результаты исследования образовательных технологий в сетевых программах. Выделены критерии анализа и оценки. Показано влияние используемых технологий на формирование компетентностных результатов образования и технологизации инновационной деятельности участников сетевых образовательных программ.

Analysis and estimation of educational technologies use in network programs.pdf Необходимость анализа и оценки использованияобразовательных технологий в сетевых программахобусловлена следующими обстоятельствами.Во-первых, разрабатываемые сетевые образова-тельные программы решают задачи повышения каче-ства образования. В связи с этим в таких программахречь идет об изменении результатов обучения. При-оритетными становятся образовательные результа-ты - развитие таких компетенций участников про-граммы, которые делают их активными субъектамидеятельности. При этом требуется существенное из-менение образовательного процесса и образователь-ной деятельности, гарантирующее такие результаты.Тем самым актуализируются вопросы использованиятехнологий, организующих образовательную дея-тельность, базовой характеристикой которой являет-ся взаимодействие [1. С. 15]. Речь идет об активизи-рующих, рефлексивно-аналитических, коммуника-тивных, проектных, творческих, исследовательских,практико-ориентированных, личностно-ориентиро-ванных способах и приемах организации образова-тельного процесса.Во-вторых, анализ и оценка использования образо-вательных технологий в сетевых программах являютсяв настоящий момент актуальными еще и потому, чтосетевые образовательные программы решают и управ-ленческие задачи - изменение и влияние на практикучерез использование технологий изменения деятельно-сти. Сетевые образовательные программы могут яв-ляться условием и средством изменения качества дея-тельности в учреждениях. При этом ключевым стано-вится вопрос технологизации инновационной деятель-ности участников сетевых программ, понимаемой какспособ «порождения» и развертывания инновационнойдеятельности.Важно осуществить в сетевых образовательныхпрограммах поэтапное развертывание технологизацииинновационной деятельности участников, включающеев себя создание ситуаций инновационного опыта, мо-делирование, проектирование собственной деятельно-сти с использованием образовательных технологий;создание авторских разработок, обобщающих и обога-щающих содержание инновационной деятельности.Результатами технологизации инновационной деятель-ности являются субъектная позиция людей, отличаю-щаяся не только постановкой собственных целей и за-дач образования, но и осмыслением средств, приемов испособов достижения определенного инновационногорезультата, и инновационные разработки, обобщающиедеятельность и представления людей о создаваемоминновационном продукте [2. С. 7].Все сказанное объясняет актуальность анализа иоценки использования образовательных технологий всетевых программах. Именно использование образова-тельных технологий влияет на формирование компе-тентностных результатов образования и инновацион-ной деятельности у участников сетевых образователь-ных программ, становление их субъектной позиции поотношению к инновациям в образовании. Вместе с темв науке хотя и сформировано представление о ролитехнологий в педагогике (Н.М. Борытко, Н.Ш. Валеева,А.К. Гастев, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов,А.Ю. Петров, Т.В. Покачалова, Е.С. Полат, Г.К. Селев-ко) и обсуждаются функции технологизации в образо-вании (В.П. Беспалько, М.В. Чошанов, В.М. Шепель),тем не менее слабо разработаны представления о том,что представляет собой использование образователь-ных технологий в сетевых программах и каким образомможно оценивать этот процесс.Задачами проводимого нами исследования являют-ся анализ и оценка использования образовательныхтехнологий в сетевых программах. Гипотеза исследо-вания заключалась в том, что использование образова-тельных технологий в сетевых программах, с однойстороны, влияет на качество образования в части орга-низации образовательного процесса, формирующегокомпетенции участников программы, с другой сторо-ны, сетевые образовательные программы меняют каче-ство самой системы образования - создают условия дляформирования инновационной деятельности в учреж-дениях.Первым критерием оценки сетевых образователь-ных программ стала организация образовательногопроцесса. Показателями оценки современной органи-зации образовательного процесса являются наличие впрограмме приемов, техник, технологий и методик,организующих взаимодействие преподавателей и уча-стников программы - открытые виды коммуникации,партнерства и сотрудничества.Вторым предметом оценки в сетевой образователь-ной программе выступила образовательная деятель-ность ее участников. Важным показателем такой дея-тельности является наличие технологизации инноваци-онной деятельности участников программы. В связи стем что единица совместной деятельности для нас прин-ципиально отражает содержание образовательной дея-тельности, предметом технологизации в сетевой образо-вательной программе становится совместная образова-тельная деятельность, которая по природе своей иннова-ционна. Поэтому мы относим наши представления отехнологизации инновационной образовательной дея-тельности к совместной деятельности. Проявление тех-нологизации в сетевой программе происходит поэтапно- от «проживания» ситуаций инновационного опыта,моделирования и проектирования совместной деятель-ности до создания авторских разработок, обобщающих иобогащающих содержание инновационной деятельно-сти. Еще одним показателем образовательной деятель-ности участников программы является динамика пози-ций ее участников. Участники сначала становятся ана-литиками - исследуя современную ситуацию в образо-вании, устанавливают свой фокус и отношение ко всему,что происходит в образовании, собственное представле-ние об образовании и о своих задачах в программе. За-тем они становятся слушателями программы, формируяновые знания, новые предметные области; постепеннопереходят в позицию проектировщиков совместной дея-тельности и, по окончании, - экспертов, оценивая каксвои достижения в программе, так и саму программу.Такая динамика позиций участников образовательногопроцесса приводит к формированию образовательныхрезультатов (исследовательских, проектных, технологи-ческих, рефлексивных компетенций) и делает участни-ков программ потенциальным ресурсом развития инно-вационной деятельности своих учреждений.Обобщение в форме профиля современных образова-тельных технологий, используемых в ходе образователь-ного процесса и технологизации инновационной образова-тельной деятельности участников сетевых образователь-ных программ, проводилось по аналитической таблице.Использование образовательных технологий в сетевых программахКритерий оценки Инновационный ресурс программы Инновационный потенциалСовременные спосо-бы работы Приемы Техники Технологии МетодикиОрганизация образова-тельного процессаУровень взаимодей-ствия преподавателейи участниковЗакрытая коммуни-кация (ролевая)Открытая коммуникация(позиционная)ПартнерствоСотрудничествоТехнологизация ин-новационной дея-тельности участниковПолучение инноваци-онного опыта совме-стной деятельностиМоделирование содер-жания совместной дея-тельностиПроектирование со-вместной деятельностиИспользование всобственной деятель-ностиОбразовательная дея-тельность участниковпрограммыДинамика позицийучастников Аналитики Слушатели Проектировщики ЭкспертыКомментарий к таблице. Для сетевых образова-тельных программ степень технологической состав-ляющей проявляется в той мере, в которой сформиро-ван инновационный ресурс программы как программыкомпетентностного типа. Поэтому базой для потенци-ального технологического ресурса программы являетсяналичный уровень инновационного ресурса, проявляе-мый во влиянии программы на изменение практикиобразования в учреждении, продуктивность формиро-вания компетенций организации и управления иннова-ционной деятельности. На значимость образовательнойпрограммы относительно степени ее влияния на систе-му образования указывает смещение профиля от на-личного инновационного ресурса программы к иннова-ционному потенциалу программ - усилению вклада встановление образовательных систем Открытого обра-зовательного пространства региона.Материалом для исследования послужили тексты се-тевых образовательных программ: Образовательная про-грамма внеучебной деятельности школьников начальнойи основной ступеней образования «Формула творчества:инициатива, исследование, проектирование, сотрудни-чество» (на материале совместной деятельности ДДТ «УБелого озера», гимназии № 13, СОШ № 67, СОШ № 58г. Томска и НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ), Программа для профориентации и первичнойпрофессионализации учащихся сельских школ «Проек-тирование будущего» (на материале совместной дея-тельности СОШ Кожевниковского района, Профессио-нального училища № 31, Центра поддержки предприни-мательства Кожевниковского района и ТГУ), Программауглубленного изучения предметов физико-математи-ческой области (на материале совместной деятельностиИнститута дистанционного образования ТГУ и сети экс-периментальных площадок общего образования Перво-майского и Чаинского районов Томской области), Про-грамма формирования предпринимательских компетен-ций (на материале деятельности школ городского округаСтрежевой, Гильдии молодых предпринимателей Стре-жевого, ОКГУ РЦРО, ТГУ), Программа развития про-ектно-исследовательских компетенций учащихся обще-образовательной школы (на материале взаимодействияСОШ № 49 и ТГУ).По критерию организации образовательного про-цесса можно сделать выводы о том, какие именноприемы, техники, технологии и методики организуютвзаимодействие преподавателей и участников про-граммы и какой тип взаимодействия возникает в ре-зультате. Исследование показало, что для всех сетевыхобразовательных программ характерны образователь-ные технологии, включающие обучающихся в их обра-зование, проявленное в постановке ими целей в про-грамме, исследовании и проблематизации собственныхзадач в программе, выборе траектории и активном ос-воении предложенного материала, разработке проектовиспользования изученного на практике, оценки своихдостижений и самой программы. Такие технологииформируют исследовательские, проектные, эксперт-ные, рефлексивные компетенции обучающихся. Всевиды использованных технологий порождают откры-тые виды коммуникации, партнерство и сотрудничест-во участников программы и преподавателей, органи-зуют их совместную деятельность в программе. Так, впрограмме углублённого изучения предметов физико-математической области используются технологии ис-следования и проектирования, формирующие и органи-зующие движение участников в дистанционном обуче-нии в рамках выработанных ими задач и целей. В про-грамме используются рефлексивные приемы и техни-ки, например портфолио участника программы и ре-конструкция полученного опыта, позволяющие уча-щимся осмысливать, оценивать и корректировать своедвижение в программе. Для программы формированияпредпринимательских компетенций необходимым эле-ментом организации образовательной деятельностиявляется разработка предпринимательского проекта,задающая логику движения учащихся в программе. Впрограмме развития проектно-исследовательских ком-петенций учащихся общеобразовательной школы про-исходит разработка педагогом и учащимися совместно-го проекта освоения учебной темы. Программа вне-учебной деятельности школьников начальной и основ-ной ступеней образования использует технологии ор-ганизации среды как среды выбора и самоопределенияи предполагает опосредованное педагогическое дейст-вие, направленное на появление и сопровождение об-разовательных инициатив учащихся. В программепрофессионализации технологии проектирования ана-литики и рефлексии ориентируют учащихся на первич-ное профессиональное самоопределение и профессио-нальные пробы. Во всех программах происходит от-крытая коммуникация ее участников, а также ученикови преподавателей, организуется разноплановая совме-стная деятельность. Важным звеном большинства сете-вых образовательных программ становится сквознойтьюторский модуль, организующий разработку и со-провождение образовательного маршрута участниковпрограммы.Относительно оценки сетевых образовательныхпрограмм по критерию образовательной деятельностиучастников программ можно отметить следующее. Вовсех программах можно проследить технологизациюинновационной образовательной деятельности участ-ников, которая проявляется в этапах порождения и раз-ворачивания совместной деятельности, в ходе которыхучастники программы проявляют разные позиции. Рас-смотрим данный процесс более детально. Первым эта-пом во всех программах является погружение в совме-стную деятельность, в ходе которого происходит целе-полагание и постановка задач совместной деятельностиучастниками программы. В программе формированияпредпринимательских компетенций этот этап пред-ставлен модулем «Формирование замыслов предпри-нимательских проектов», в программе углублённогоизучения предметов физико-математической области -модулем «Проектирование исследовательских замы-слов учащихся в физико-математической области», впрограмме внеучебной деятельности школьников -«Инициация проектных идей и замыслов участников»,в программе развития проектно-исследовательскихкомпетенций учащихся общеобразовательной школы -«Совместное проектирование ситуаций проявления иреализации смыслов предметного материала учебнойтемы», в программе профессионализации - «Построе-ние карты социально-экономической среды Кожевни-ковского района: настоящее и будущее». На данномэтапе позиция участников программ носит аналитиче-ский характер, так как для постановки собственныхзадач, проектирования замыслов, разработки индиви-дуального маршрута необходимо проанализировать каксвои потребности и возможности, так и внешние фак-торы, влияющие на образовательную деятельность.Второй этап можно обозначить как разворачиваниесовместной деятельности. Во всех программах проис-ходит выбор обучающих модулей под поставленныеранее задачи, практикумы по моделированию и проек-тированию. Это свидетельствует как о получении ново-го знания и нового опыта участниками программы, таки о разработке проб использования этого в своей дея-тельности. На данном этапе участники программ «про-живают» позиции слушателей и проектировщиков.Третий этап технологизации характеризуется реф-лексией совместной деятельности участниками про-грамм, где детально анализируется и реконструируетсяинновационный опыт, полученный в программе, оце-ниваются успехи и достижения, обсуждается сама про-грамма. Участники занимают экспертную позицию,оценивая презентируемые обучающимися продуктыпрограммы. В программе формирования предпринима-тельских компетенций такими продуктами выступаютпредпринимательские проекты, в программе углублён-ного изучения предметов физико-математической об-ласти - исследовательские проекты, в программе вне-учебной деятельности школьников - проектные, иссле-довательские, творческие работы; в программе разви-тия проектно-исследовательских компетенций учащих-ся общеобразовательной школы - проекты освоенияучебной темы, в программе профессионализации -профессиональные проекты. Таким образом, формиру-ется инновационная деятельности и происходит дина-мика позиций участников программы.В целом можно сделать вывод, что сетевые образо-вательные программы являются программами компе-тентностного типа, так как образовательный процесстаких программ приоритетно содержит приемы, спосо-бы и технологии, организующие разные виды взаимо-действия и формирующие компетенции. Тем самымпроявляется инновационный ресурс таких программ,меняющих качество образования в учреждении. Какпоказало исследование, в сетевых образовательныхпрограммах происходит технологизация инновацион-ной образовательной деятельности ее участников, атакже формирование и разворачивание совместнойдеятельности, проявляется динамика позиций участни-ков программы. Таким образом создаются условия дляформирования инновационной деятельности в учреж-дениях, что является инновационным потенциалом се-тевых образовательных программ.

Ключевые слова

образовательные инновации, сетевые образовательные программы, образовательные технологии, технологизация инновационной образовательной деятельности, educational innovations, network educational programs, educational technologies, technologization of innovative educational activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волкова Жанна ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры управления образованием факультета психологииvolkovazhanna08@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Лобок А.М. Проблема диагностики и экспертизы инновационной образовательной деятельности // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева. М., 2006. С. 349-374.
Волкова Ж.В. Использование технологизации инновационной деятельности участников образовательной программы для ее разработки и реализации (на материале создания программы повышения квалификации «Инновационные образовательные технологии») : дис. … канд. пед
 Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Анализ и оценка использования образовательных технологий в сетевых программах | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.