Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ

Представлена реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ. Раскрываются понятия «образовательное событие», «образовательная событийность». Определяется потенциал взаимодействия педагогического вуза и школы.

Educational eventfulness: reconstruction of cooperation experience of pedagogical institution and municipal schools.pdf Контекст исследованияЯ работаю преподавателем педагогических дисцип-лин на филологическом факультете Алтайской госу-дарственной академии образования им. В.М. Шукшинаболее 20 лет. Организацией сотрудничества вуза с об-разовательными учреждениями города и сельских рай-онов занимался (и занимается) учебно-научный педаго-гический комплекс (УНПК). Работа проводится тради-ционно, по большей части со стороны преподавателей:«довузовская» подготовка, оказание консультативнойпомощи, поддержка и сопровождение программ разви-тия образовательных учреждений; руководство, сопро-вождение и экспертиза исследовательских работ уча-щихся.Я, в силу профессионального интереса к педагоги-ческой практике, в самом начале профессиональнойдеятельности совмещала работу в вузе и школе. Кро-ме научного консультирования опытно-эксперимен-тальной деятельности учителей вела уроки, даже былаосвобождённым классным руководителем. В большейстепени работа в школе, включённость в образова-тельную практику мне были нужны для «примеров» впреподавании педагогических дисциплин. Мне, какначинающему преподавателю, важно было не толькосо стороны наблюдать, но и включаться в реальныйпедагогический процесс. По мере накопления опытапреподавания педагогических дисциплин, взаимодей-ствия со школой я стала понимать, что могут (и долж-ны) быть и другие формы сотрудничества, включаю-щие студентов.Гуманитарная школа. В 2005 г. по инициативе ад-министрации университета при филологическом фа-культете была создана Гуманитарная школа (далееШкола). Поскольку инициатива исходила от админист-рации университета, Гуманитарную школу мы рас-сматривали как мероприятие, необходимое для расши-рения, развития образовательной среды самого универ-ситета.Организацию этой Школы поручили мне, посколькуя веду педагогические дисциплины на филологическомфакультете. Участниками Школы стали учащиеся 6-9-хклассов школ г. Бийска, студенты 3-4-го курсов и пре-подаватели филологического факультета БПГУ имениВ.М. Шукшина. Школа проводилась в течение пятидней в каникулярное время на университетской базе«Озеро Канонерское». Всего с 2005-2011 г. было про-ведено 15 школ.Для меня, руководителя проекта, на первом этапеважно было понять, как организовать Школу, чтобыона стала чем-то другим, нежели традиционная вузов-ская жизнь, важным и значимым для всех ее участни-ков. Первоначально сотрудничество с образователь-ными учреждениями не являлось главной целью орга-низации Гуманитарной школы. Задачи организацииГуманитарной школы относились как к студентам ипреподавателям, так и к учащимся. Задачи, относя-щиеся к школьникам, были направлены на созданиеусловий (организацию совместной деятельности), раз-вивающих способности: гуманитарные, творческие,коммуникативные, организаторские. Содержание дея-тельности реализовывалось преподавателями и сту-дентами филологического факультета по двум взаи-модополняющим направлениям. Первое направление- образовательная деятельность («Стилистика науч-ной речи», «Риторика», «Журналистика», «Рекламныетехнологии»). Второе направление - воспитательнаядеятельность, реализуемая через воспитательные про-екты. Организационной основой деятельности высту-пала совместная проектная деятельность (преподава-телей, студентов и детей).Анализ организации и проведения двух первыхШкол позволил сформулировать представление оШколе как образовательном событии и проявитьособые образовательные эффекты этого события. Вчисле образовательных эффектов были отмеченыоткрытие участниками Школы (детьми и взрослыми)значимости и личного смысла своего взаимодействия,возможностей совместной деятельности; открытиестудентами «себя» в отношении к педагогическойпрофессии [1].Проявленный потенциал образовательной собы-тийности, который обогащался от Школы к Школе,заставил меня, как организатора, задуматься о при-влечении учителей, ученики которых включились вработу Школы и приезжали к нам неоднократно. Пер-воначально мы пригласили учителей «просто посмот-реть», чем мы занимаемся в Школе, как проявляютсебя дети в другой, «нешкольной», но образователь-ной ситуации, что умеют делать студенты. Педагоги сбольшим интересом стали приезжать в Школу, но приэтом сохраняли позицию наблюдателей. Тогда я пред-ложила учителям нескольких городских школ разра-ботать совместными усилиями проект, в котором быГуманитарная школа при филологическом факультетеАГАО им. В.М. Шукшина рассматривалась как про-странство профилизации гуманитарного направленияобразования.Пятилетний опыт организации и проведения Гума-нитарной школы, выявленный потенциал образова-тельной событийности позволяли утверждать, что онаможет решать задачи предпрофильной ориентации и, втом числе, одну из важных задач муниципального об-разования - расширение образовательного пространст-ва гуманитарного профиля обучения.Идея учителей-словесников заинтересовала, однакоподдержки администрации (муниципальное управле-ние образованием) мы не получили и реализацию про-екта отложили. Решив избежать кураторства управле-ния, мы вместе с группой инициативных учителей по-пытались реализовать другую форму сотрудничества:использовать опыт образовательной событийности сту-дентов непосредственно в педагогическом процессегородских школ. При этом Гуманитарная школа какобразовательное событие для всех его участников про-должает действовать.Образовательное событие мы понимаем как опре-делённым образом организованное участие (вовлечён-ность) в совместной деятельности, открывающее ре-бёнка («себя», совместную деятельность, «себя» в про-фессии), порождающее действия по созиданию (лично-го отношения студентов к педагогической деятельно-сти; сильных переживаний), как участие в создании«нового». В ходе эмпирического исследования намиустановлено, что основным средством организацииобразовательного события выступает проектирование.Образовательное проектирование в муниципальныхшколах. Для студентов педагогического вуза школа впериод подготовки к педагогической деятельности -необходимое пространство становления педагогиче-ского опыта. Однако времени прохождения педагоги-ческой практики (на 4-м и 5-м курсах) недостаточнодля этого. Введение в процесс подготовки студентов кпедагогической деятельности дополнительных формсотрудничества со школой будет способствовать обо-гащению педагогического опыта. Вместе с тем и сту-денты могут оказать школе определённую помощь. Чтомогут дать студенты школе? Учитывая слабую заинте-ресованность классных руководителей в организациивоспитательной деятельности, формализацию её со-держания в школе, традиционность форм воспитатель-ной работы, студенты могут включиться в организациювоспитательных, образовательных проектов.Студенты 3-го курса филологического факультетаосваивают педагогическое проектирование в несколь-ких направлениях одновременно: в рамках учебногокурса «Педагогические технологии» и сопровождаю-щего спецкурса «Проектная компетентность педагога».Готовность студентов к организации проектной дея-тельности проявляется в подготовке и проведении Гу-манитарной школы (проводится четыре раза в учебномгоду в каникулярное время). Одной из задач нашегоисследования является «событийное обустройство»важнейших «переходов» образовательной реальностистудентов педагогического вуза. В числе основных на-правлений - разработка и организация образователь-ных проектов в муниципальных школах.Участники образовательного проектирования: сту-денты 3-4-го курсов филологического факультета,учащиеся 5-7-х классов, педагоги (МОУ гимназия № 1,школа № 20, школа № 40) - всего около 180 человек. Втекущем учебном году (2011-2012) студенты под моимруководством осуществляют образовательное проекти-рование в рамках учебных курсов по нескольким на-правлениям.Образовательный проект «Поддержка и сопро-вождение учебно-исследовательской деятельностишкольников» включает практикум для младших под-ростков «Первые шаги в исследовательской деятель-ности» (групповая и индивидуальная работа с учащи-мися). Участники - студенты 4-го курса, учащиеся ипедагоги образовательных учреждений (МОУ школа№ 40 и гимназия № 1). Проект разрабатывается иосуществляется в рамках учебного курса «Практиче-ское обеспечение педагогической теории». Разработкаэтого проекта осуществляется по запросу образова-тельных учреждений.В указанных образовательных учреждениях доста-точно давно и успешно действует научное обществоучащихся (НОУ). Традиционно исследовательские ра-боты выполняют старшеклассники. В текущем учебномгоду администрация школ поставила задачу формиро-вания интереса к исследовательской работе, исследова-тельских умений у младших подростков. РуководителиНОУ и инициативная группа учителей, сотрудничаю-щая с Гуманитарной школой, за помощью обратилась впедагогический вуз (АГАО им. В.М. Шукшина). Переднами поставили задачу - оказать помощь школе в раз-работке программы поддержки и сопровождения учеб-но-исследовательской деятельности школьников. Сту-дентами 4-го курса филологического факультета былразработан и осуществлен (с октября по март 2011-2012 уч. г.) образовательный проект практикума длямладших подростков «Первые шаги в исследователь-ской деятельности».Задачи практикума: формирование представленийоб исследовательской деятельности, интереса к нейисследовательских умений. Группа студентов-разработчиков 4-го курса имеет опыт разработки и реа-лизации образовательных проектов в пространстве Гу-манитарной школы и в целом событийный опыт. Собы-тийное содержание опыта в нашем исследовании фик-сируется как «открытие». Ранее (при исследованиипризнаков и характеристик образовательного события)нами была установлена характеристика открытия. От-крытие - это характеристика события как места лично-го присутствия и действия студента в образовании.Отсюда следует, что событийное содержание (иннова-ционного образовательного) опыта - это открытие сту-дентом личного присутствия в своём образовании ипродуктивного действия, обусловливающего измене-ние образовательной среды под его влиянием [1]. Ре-зультаты реализации проекта будут подведены в шко-лах на традиционной апрельской конференции, посвя-щённой результатам исследовательской деятельностиучащихся, выполнявшихся в течение учебного года.Общегородской образовательный проект «Ученикгода» также разрабатывается по запросу образователь-ного учреждения, в частности МОУ гимназии № 1, ко-торая является базовым образовательным учреждениемПриобского образовательного округа г. Бийска. В со-трудничестве с педагогами гимназии его разрабатываетдругая инициативная группа студентов 4-го курса врамках учебной дисциплины «Практическое обеспече-ние педагогической теории». Эти студенты также име-ют опыт разработки проектов и, в целом, событийныйопыт. Проект имеет долгосрочный характер и реализу-ется с ноября по март текущего учебного года.В образовательном пространстве учебных курсов«Педагогические технологии» и «Практическое обес-печение педагогической теории» студентами 3-4-х кур-сов разрабатывается комплекс воспитательных проек-тов: общегородской проект «Возрождение народныхпраздников» («Масленица»), воспитательные проектыдля младших подростков в классных коллективах.Общегородской образовательный проект «Масле-ница» разрабатывается по запросу Управления образо-ванием г. Бийска и рассматривается как мастер-классдля педагогов-воспитателей, классных руководителей.Воспитательные проекты для младших подростковразрабатывались и были реализованы студентами 3-гокурса филологического факультета в ноябре текущегоучебного года. Для третьекурсников это первый опытпроектирования, совместной деятельности со школь-никами. Этот этап участия, включённости в совмест-ную деятельность является пропедевтическим.Следующим этапом в становлении педагогическойдеятельности студента является включённость в дея-тельность Гуманитарной школы. На первом этапе впроектную деятельность в рамках учебных курсоввключились 80% студентов. Ими были подготовлены ипроведены воспитательные проекты: гимназия № 1,класс № 6 «а» - «В трёх измерениях»; 7 «а» - «Пятыйэлемент»; школа № 20, класс № 5 «а» - «Парад пла-нет»; 5 «б» - «Назад в будущее»; школа № 40, класс№ 5 «а» - «Путешествие в страну Пушкиниану».По результатам организации и проведения проектовмною (преподавателем педагогических дисциплин)была проведена рефлексия изменения представленийстудентов о себе, педагогической профессии, педагоги-ческом взаимодействии студентов и школьников. Ана-лизировались рефлексивные тексты студентов (эссе,кейсы). Результаты анализа показали значительныеизменения в представлениях студентов. Приведу неко-торые суждения студентов.«О себе»: «Оказывается, я могу и разрабатыватьпроект, и организовывать работу сокурсников в проек-те» (Даша Р.); «У меня получается и мне понравилосьработать с детьми!» (Таня Ч.); «Участвуя в проекте, яузнала, что могу работать, сотрудничая с другимилюдьми, работать в коллективе, могу примерить насебя организаторскую роль» (Лена П.); «Изменила мне-ние о себе, как о будущем учителе» (Лена Б.); «Оказы-вается, я могу не только перекричать, но и организо-вать 26 детей, говорящих разом» (Егор К.); «Я могубыть организатором детей!» (Кристина Ф.); «У меняполучилось быть организатором не только детей, но исвоих сокурсников» (Настя С.); «Получается именносотрудничать с детьми» (Валя К.); «Я могу организо-вать детей» (Лена Б.); «Я открыла в себе новые способ-ности: могу разрабатывать проекты, могу организовы-вать не только детей, но и сокурсников» (Дина В.);«Себя я открыла однозначно! - я не думала, что мнебудет так интересно с детьми» (Женя К.); «Я открыла всебе частичку педагога» (Саша М.); «Я поняла, какможно общаться с детьми», «Поняла, что могу помочьдетям в разрешении проблем» (Настя П.); «Я успешномогу работать с детьми, у меня получается их органи-зовывать» (Надя С.); «Я открыла в себе многие качест-ва для работы с детьми» (Лена У.).Суждения студентов говорят об изменениях «в се-бе», относящихся к раскрытию коммуникативных иорганизаторских умений.«О педагогической профессии»: «Мои представле-ния о педагогической профессии вышли за рамки "обу-чения предмету"» (Таня Ч.); «Я поняла, что работа вшколе - это моё» (Наташа Ф.); «Для меня открыласьдругая сторона работы учителя - более интересная, чемпроверка тетрадей и выставление оценок» (Лена Б.);«Узнал глубже и шире» (Егор К.); «Я очень захотелапопробовать себя в роли УЧИТЕЛЯ, я хочу работать сдетьми», «Я увидела школьные проблемы» (Яна Т.);«Увидела сложности педагогической профессии» (Ва-ля К.); «Я поняла, что хочу выполнять миссию педаго-га» (Дина В.); «Поняла: учитель - не профессия, а об-раз жизни!», «Я реально осознала, как сложно бытьучителем» (Женя К.); «Я влюбилась в детей и в про-фессию педагога» (Саша М.); «Если раньше моё пред-ставление об учителе было "прозрачным", то теперь -ясное понимание этого труда» (Таня А.); «Теперь уменя есть представление о педагогической деятельно-сти и педагогической профессии» (Аня Л.); «Я до кон-ца осознала, что такое профессия учитель!» (Настя П.);«Я утвердилась в решении - хочу стать педагогом!»(Лена У.).В представленных суждениях студентов видим яс-ные указания на осознание, осмысление профессиипедагога.«О педагогическом взаимодействии учителя и уче-ника в проектировании»: «Поняла, что взаимодейст-вие - это двусторонний процесс вкладов участников»,«Появился взгляд изнутри: ты сам "делаешь" этотпедагогический процесс», «Педагогический проект -это лучшая форма организации совместной деятель-ности детей и взрослых» (Даша Р.); «Проектирование- это сотрудничество, это совместные творческиедействия», «Проект - свобода выбора, творчества идаже общения в каком-то смысле…» (Лена П.); «Про-ектирование - это обязательное сотрудничество всехего участников» (Лена Б.); «Я поняла, как может бытьорганизовано взаимодействие между детьми и взрос-лыми» (Кристина Ф.); «Проектирование - это процесссовместной работы, это постоянное взаимодействиедруг с другом» (Настя С.); «Педагогический проект -лучший способ взаимодействия учителя и ученика»(Даша П.); «Взаимодействие - это и есть педагогиче-ская деятельность» (Аня Л.); «Педагогический проект- это совместная деятельность педагога и учащихся»(Юля П.).Педагогическое взаимодействие учителя и ученикав проектировании студенты осмыслили как совмест-ную деятельность, сотрудничество, как лучший способосуществления педагогической деятельности.Таким образом, анализ рефлексивных текстов сту-дентов по итогам участия, вовлечённости в проектнуюдеятельность в школах на первом (пропедевтическом)этапе становления педагогической деятельности пока-зывает существенные изменения в представлениях сту-о себе, о педагогической профессии, о взаимо-действии учителя и ученика в проектировании.Аналитическое обобщениеКакую «прибавку» дает организация такого сотруд-ничества его участникам - студентам педагогическоговуза, учащимся и педагогам образовательных учрежде-ний города?Одной из задач нашего исследования является про-ектирование способов организации образовательнойдеятельности студентов и способов их вовлечения в«делание» собственных мест личного присутствия вобразовании в процессе подготовки к педагогическойдеятельности.Мы полагаем, что включенность студентов в пе-дагогическую практику на этапе подготовки позво-ляет формировать инновационный (событийный)опыт, когда образуется представление о профессии,понимание себя в профессии, открывается смыслпедагогической деятельности. Такой опыт являетсябазовой единицей становления педагогической дея-тельности. И саму подготовку студентов необходимоорганизовывать как становление педагогическойдеятельности, в этом существенную помощь можетоказать школа.Школьники, включаясь в проектную деятель-ность, приобретают существенную «прибавку» всвоём развитии: они открывают «себя», свои воз-можности и способности; достоинства совместнойдеятельности; ценность общения со сверстниками ивзрослыми.Педагоги в процессе сотрудничества открываютпедагогическое проектирование как продуктивноесредство организации образовательного процесса. Вцелом потенциал образовательной событийности вовзаимодействии педагогического вуза и школы повы-шает качество образования.

Ключевые слова

реконструкция опыта, образовательное событие, образовательная событийность, потенциал взаимодействия, educational event, educational eventfulness, reconstruction of experience, cooperation potential

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волкова Наталья ВикторовнаАлтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина (г. Бийск)кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиVolkovaNVI@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.

Образовательная событийность: реконструкция опыта сотрудничества педагогического вуза и муниципальных школ | Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 358.