Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии)

В последние десятилетия в гуманитарной науке, в том числе и в педагогике, идёт формирование новой, коммуникативной парадигмы. Смысл её состоит в том, что знание представляется как продукт совместной деятельности людей, генезис которого осуществляется в коммуникации. В современном мире с его высокоразвитой техникой, компьютерными технологиями, динамично протекающими социальными процессами, в мире взаимозависимостей в центр внимания помещаются человеческие взаимоотношения. Коммуникация рассматривается при этом не только как механизм функционирования системы распространения информации с помощью технических средств, но и как способ взаимодействия в социальной сфере, отличительной чертой которого является конструктивный и продуктивный диалог. В этой связи в современной отечественной и зарубежной образовательной теории и практике наблюдается устойчивый интерес к сетевому взаимодействию. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве современной инновационной технологии, способной интенсифицировать образовательную деятельность в конкретном муниципалитете и регионе и тем самым способствовать их социально-экономическому развитию. Для выяснения того, какие возможности эта технология может создать для региональной системы образования, мы предлагаем аналитический обзор региональных образовательных сетей в Австрии.

Dialogue as communication feature of educational network (by experience of creation of regional educational networksin Austria).pdf Для описания функционирования коммуникации всоциуме используют парные понятия, имеющие меж-дисциплинарный характер: иерархия и сеть [1]. Цен-трализованные (иерархические) и горизонтальные (се-тевые) структуры вносят свой вклад в развитие социу-ма, причем горизонтальные структуры «доорганизовы-вают» (термин С. В. Чебанова) то, что не организовалаиерархия. Сетевая структура, в противоположностьиерархии, представляет собой сложную многокомпо-нентную развивающуюся систему, лишённую единогоуправляющего центра. Сеть социальных взаимодейст-вий [2] состоит из совокупности социальных акторов исистемы отношений между ними, отличительной чер-той которых является конструктивный и продуктивныйдиалог. Диалог в его значении «взаимодействие ивзаимопонимание» [3] является важной характеристи-кой такого явления, как социальная сеть, поскольку оннесёт в себе определённую систему ценностей. Этасистема ценностей обладает длительной культурнойтрадицией и включает в себя равенство участников инезавершённость диалога. Сам диалог принципиальноне может быть завершён, чем подчёркивается откры-тость и незамкнутость общения. Кроме того, в диалогеотсутствует и принципиально не допускается какая-либо регламентация, иерархизирующая процесс обще-ния [4]. Благодаря этим качествам диалога становитсявозможным достижение синергетического эффекта [5].В современной отечественной и зарубежной обра-зовательной теории и практике наблюдается устойчи-вый интерес к сетевому взаимодействию. В образова-тельной сети качества диалога приобретают специфи-ческую форму реализации, тем не менее сводимую кего родовым качествам. Так, отмечается, что ключевойвопрос сетевого обучения - сотрудничество и коопера-ция, при этом важную роль играет доверие между чле-нами сети. Это пространство этической стабильностиучастников сетевого образовательного процесса. От-ношения в сети не диктуются одной стороной. Главное,позитивное, что есть в сетевой структуре, - отношениядобровольности. Преобладающей формой общениястановится диалог, а не монолог, вместо односторонненаправленного воздействия (от педагога к ученику)возникает коммуникационное взаимодействие. Образо-вательная сеть - это социальная конструкция, открытаясистема, её границы неопределённы [6].К настоящему времени накоплен определенныйопыт такого взаимодействия в различных странах. Та-кой опыт очень полезен для осознания общего и част-ного, типического и специфического у различных фе-номенов общественной жизни. Поскольку образова-тельные сети становятся реальностью и в России, то,безусловно, знакомство с опытом других стран помо-жет работать формирующимся в нашей стране образо-вательным сетям более эффективно. С этой целью мыпредлагаем обзор региональных образовательных сетейв Австрии.В последние десять лет региональные образова-тельные сети переживают настоящий бум в Австрий-ской республике. Непосредственной причиной быстро-го развёртывания образовательных сетей в этой странестали разочаровавшие австрийское общество результа-ты международного сравнительного мониторинговогоисследования качества математического и естествен-нонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematicsand Science Study) и международной программы оцен-ки знаний и умений учащихся PISA (Programme forInternational Student Assessment). Было признано, чтотакие результаты ограничивают позиции Австрии вобласти образования, культуры, науки и инноваций.Однако этому можно противостоять благодаря посто-янной и систематической поддержке инновационнойкультуры в преподавании математики, информатики,естественных наук, техники и немецкого языка, а такжев методике преподавания этих предметов.Рассмотрим, насколько результаты этих исследо-ваний были плохими, и сравним их с результатамироссийских учащихся. В исследовании TIMSS оцени-вались образовательные достижения учащихся выпу-скных классов начальной школы и учащихся восьмыхклассов. Дополнительно изучались особенности со-держания школьного математического и естественно-научного образования в странах-участницах, особен-ности учебного процесса, а также факторы, связанныес характеристиками образовательных учреждений,учителей, учащихся и их семей. Так, в 2007 г. среднийбалл австрийских выпускников четвёртого класса со-ставил 505, что соответствует среднему уровню мате-матической подготовки. Для сравнения: средний баллроссийских выпускников начальной школы составил544, что значительно превышает средний междуна-родный балл (500). Провести сравнение результатовобучения учащихся восьмых классов в России и в Ав-стрии не представляется возможным, так как австрий-ские школьники в нём не участвовали. Что касаетсяроссийских участников, то в кратком отчёте о прове-дении исследования было зафиксировано, что по от-ношению к другим странам восьмиклассники Россиизанимают достаточно высокую и прочную позицию. Вто же время по отношению к собственным результа-там, показанным в четвёртом классе (средний балл544), результаты восьмого класса существенно ниже(средний балл 512).Таким образом, был сделан вывод о том, что дости-жения начальной школы «теряются в российской ос-новной школе» [7]. Анализ основных результатов вы-пускников начальной школы по естествознанию пока-зал, что у австрийских школьников средний балл со-ставил 526 (результат статистически значимо ниже ре-зультата российских четвероклассников), в то времякак у российских школьников - 546, что выше среднегомеждународного балла для всех 36 стран - участницисследования (500 баллов). Следует отметить, что про-блемы, выявленные на начальной ступени обучения(затруднения при интеграции и применении знаний,изложении своих мыслей в письменной форме, слож-ности при работе с материалом, представленным в не-привычном формате), остаются и на более высокойступени обучения, в основной школе [8].Другим международным проектом, исследующимрезультаты обучения, стала программа PISA [7]. Ос-новной целью программы PISA явилось получениесведений о результатах обучения учащихся пятнадца-тилетнего возраста, поскольку во многих странах кэтому возрасту завершается обязательное обучение вшколе. Особый интерес на данном этапе представляютвозможность определить состояние тех знаний и уме-ний, которые могут быть полезны учащимся в буду-щем, а также умения самостоятельно приобретать зна-ния, необходимые для успешной адаптации в совре-менном мире. Исследование подготовки учащихся про-водилось по трем направлениям: «грамотность чте-ния», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность». Каждое из них соответствуетопределенным школьным предметам. Особое вниманиеуделялось пониманию учащимися основных понятий,овладению ими основными методами, изучаемыми врамках трех указанных выше направлений, и умениюиспользовать свои знания в разнообразных ситуациях.Основное время было отведено изучению состоянияболее широких знаний и умений, необходимых вовзрослой жизни и приобретенных при изучениишкольных предметов, а также оценке межпредметнойкомпетентности учащихся (использование знаний, по-лученных в рамках изучения различных предметов илииз других источников информации, для решения по-ставленной задачи). Исследование проводилось трех-летними циклами: первый цикл - 1998-2000 гг., второйцикл - 2001-2003 гг., третий - 2004-2006 гг. В каждомцикле основное внимание было уделено одному из трехуказанных направлений исследования. По двум другимполучали лишь информацию о некоторых освоенныхумениях. В 2000 г. основным направлением являлась«грамотность чтения», в 2003 г. - «математическаяграмотность», в 2006 г. - «естественно-научная гра-мотность».Под грамотностью чтения понималась способностьчеловека к восприятию письменных текстов и рефлек-сии на них, к использованию их содержания для дос-тижения собственных целей, развития знаний и воз-можностей, для активного участия в жизни общества.Согласно этому представлению выпускник основнойшколы должен понимать тексты, размышлять над ихсодержанием, оценивать их смысл и значение и изла-гать свои мысли о прочитанном. Основное вниманиеуделялось проверке умения «грамотно читать» в раз-личных ситуациях. Учащимся предлагались текстыразных жанров: отрывки из художественных произве-дений, биографии, тексты развлекательного характера,личные письма, документы, статьи из газет и журналов,инструкции, рекламные объявления, географическиекарты и др. В них использовались различные формыпредставления информации: диаграммы, рисунки, кар-ты, таблицы и графики.Математическая грамотность - способность челове-ка определять и понимать роль математики в мире, вкотором он живет, высказывать хорошо обоснованныематематические суждения и использовать математикутак, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем по-требности, присущие заинтересованному и мыслящемугражданину, занятому созидательным трудом. Основ-ное внимание уделялось использованию математиче-ских знаний в разнообразных ситуациях, применениюразличных подходов, требующих размышлений и ин-туиции. Очевидно, что для этого необходимо иметьзначительный объем математических знаний и умений,которые обычно осваиваются в школе. Учащимся восновном, предлагались не учебные, а практическиеситуации, характерные для повседневной жизни (меди-цина, жилье, спорт и др.). При этом не ставилась цельпроверить отмеченные знания и умения отдельно. Вбольшинстве случаев требовалось использовать знанияи умения из разных тем и разделов не только курса ма-тематики, но и других школьных предметов, например,физики, биологии.Естественно-научная грамотность - это способностьиспользовать естественно-научные знания для выделе-ния в реальных ситуациях проблем, которые могутбыть исследованы и решены с помощью научных ме-тодов, для получения выводов, основанных на наблю-дениях и экспериментах. Эти выводы необходимы дляпонимания окружающего мира и тех изменений, кото-рые вносит в него деятельность человека, и для приня-тия соответствующих решений. При этом окончатель-ное решение во многих случаях принималось с учетомнеобходимых общественно-политических или эконо-мических условий. Естественно-научные знания и уме-ния, овладение которыми оценивалось в исследовании,в российской школе формируются при изучении пред-метов естественно-научного цикла: физики (с элемен-тами астрономии), биологии, химии, географии. Есте-ственнонаучная грамотность включала следующиекомпоненты: общепредметные (общеучебные) умения,формируемые в рамках естественно-научных предме-тов, естественно-научные понятия и ситуации, в кото-рых используются естественно-научные знания. В целиисследования входила комплексная проверка этих уме-ний и сформированности понятий. Основное вниманиеуделялось проверке следующих умений: выделять изпредложенных вопросов те, на которые естественныенауки могут дать ответ; делать научно обоснованныевыводы на основе предложенной информации и др.Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, былисвязаны с актуальными проблемами, которые возника-ют в личной жизни каждого человека (например, ис-пользование продуктов при соблюдении диеты), в жиз-ни человека как члена какого-либо коллектива или дру-гой общности (например, определение места располо-жения электростанции относительно города) или какгражданина мира (например, осмысление последствийглобального потепления).Количество учащихся из Австрии с результатаминиже первого уровня, получивших менее 335 баллов пошкале «Нахождение информации», составило 5,2%(для сравнения: среди российских участников их коли-чество составило 14,4%). Первого уровня с количест-вом баллов от 335 до 407 достигли 11% австрийскихучащихся, среди российских - 19,4%. Распределениепо уровням 2 (408-480 баллов), 3 (481-552 балла), 4(553-625 баллов) и 5 (свыше 625 баллов) среди авст-рийских участников исследования выглядело следую-щим образом: 22,6; 29,1; 23,5 и 8,6%. Картина резуль-татов российских участников выглядела несколькоиначе, и это отличие было в худшую сторону: 26%;22,9%; 12,4 и 4,9%. По шкале «интерпретация текста»распределение по уровням среди австрийских учащих-ся выглядело так: ниже первого уровня - 4%, уровень1 - 10,7%, уровень 2 - 21,8%, уровень 3 - 30%, уровень4 - 23,8% и уровень 5 - 9,7%. Для сравнения приведёмрезультаты российских участников исследования: нижепервого уровня - 8%, уровень 1 - 18,0%, уровень 2 -28,3%, уровень 3 - 27,8%, уровень 4 - 14,2% и уровень5 - 3,8%. По шкале «рефлексия и оценка» австрийскиеучастники были распределены по уровням следующимобразом: ниже первого уровня - 5%, уровень 1 - 10,1%,уровень 2 - 20%, уровень 3 - 28,2%, уровень 4 - 25,2%и уровень 5 - 11,6%. Сравним с результатами россий-ских участников: ниже первого уровня - 11,7%, уро-вень 1 - 19,3%, уровень 2 - 28,1%, уровень 3 - 24,9%,уровень 4 - 12,3% и уровень 5 - 3,7%. Среднее значе-ние по шкале грамотности чтения у австрийских уча-щихся составило 507 баллов (у российских участников- 462 балла), по шкале математической грамотности -515 баллов (и 478 баллов у российских участников), пошкале естественно-научной грамотности результатыавстрийских участников в среднем значении составили519 баллов (результаты российских участников -460 баллов) [7].В нашу задачу не входит интерпретация результа-тов анализа причин воздействия различных факторов(социально-экономическое окружение образовательно-го учреждения, его финансирование, способы отбораучащихся, программа обучения и т.д.) на успешностьобучения. Однако такая интерпретация, безусловно,была предпринята заинтересованными структурами встранах - участницах этих исследований. В качествеодного из возможных путей повышения результатив-ности обучения в школе является, по общему мнению,развитие образовательных сетей.Инициатором создания системы региональных об-разовательных сетей выступило Министерство образо-вания, искусства и культуры Австрии. В сфере компе-тенции Министерства находятся школьное образова-ние, начальное, среднее и высшее профессиональноеобразование. Министерством в кооперации с универси-тетами, педагогическими вузами, школами, структура-ми управления образованием различных уровней былразработан проект IMST («Innovationen Мachen SchulenТop» - «Инновации делают школы современными»)для всесторонней поддержки обучения математике,естественным наукам и информатике, а также немец-кому языку. Организационно и финансово он поддер-живается фондом развития школ и образования. В рам-ках проекта издаётся информационный бюллетень, ипроводятся ежегодные встречи участников.Проект осуществляется в течение продолжительно-го времени (с 1998 г. по настоящее время) и обладаетфазовой структурой. В первой, аналитической, фазе(1998-1999 гг.) были проанализированы результаты,полученные в рамках исследования TIMSS в двух по-следних классах основной школы. По результатам ана-лиза было заявлено, что улучшение может наступитьлишь тогда, когда будут сформулированы более значи-мые цели и будет оказана всемерная поддержка разви-тию самостоятельности учащихся. Была также под-чёркнута насущная необходимость перестройки систе-мы повышения квалификации учителей, в том числе ипутём объединения их в сеть при поддержке учёных,занимающихся исследованиями в области дидактики иметодики. Во второй, проективной, фазе (2000-2004 гг.) была начата поддержка заинтересованных вкачественной обучающей деятельности учителей мате-матики, естественных наук и информатики. Была раз-работана концепция системы их непрерывной под-держки. Также были созданы команды разработчиковпрограмм, в которые, по необходимости, приглашалисьи иностранные эксперты. Третья фаза - фаза выбороч-ной поддержки - состояла из двух временных перио-дов: 2004-2006 гг. и 2007-2009 гг. В этой фазе проектбыл распространён на всю основную школу и на на-чальную школу. Также к списку поддерживаемыхпредметов был добавлен немецкий язык. Были предло-жены и осуществлены следующие меры: привлечениеучёных-методистов в школы (реализовано не полно-стью); подготовка университетского курса «Менедж-мент в сфере образования» со специализацией в соот-ветствии с преподаваемым учебным предметом; созда-ние 18 региональных центров дидактики и методикипреподавания учебных предметов из списка MINDT:математика, информатика, естественные науки, немец-кий язык, техника; создание региональной сети в каж-дой федеральной земле Австрии; создание шести ре-гиональных компетентностных центров (RegionalEducational Competence Centers - RECC) по дидактикеи методике преподавания учебных предметов из выше-указанного списка; учреждение фонда поддержки об-разования и образовательных учреждений (в период с2004 г. по настоящее время была оказана поддержка861 проекту); основание Института развития образова-ния. Нынешняя фаза проекта называется системой под-держки (2010-2012 гг.), и здесь речь идёт о расшире-нии поля деятельности для уже реализующихся меро-приятий. Также эту фазу характеризуют сотрудничест-во учёных из университетов и педагогических вузов сучителями-предметниками в рамках тематических про-грамм. Одновременно региональные образовательныесети получают поддержку (в том числе и финансовую)и привлекаются к планированию образовательной дея-тельности в регионе [9].Организация региональной образовательной сетиосуществляется в соответствии с рамочными условия-ми и требованиями к сетям, разработанными соответ-ствующими органами управления в каждой федераль-ной земле. В качестве цели создания региональныхобразовательных сетей было определено следующее:повышение привлекательности и качества учебныхмероприятий по математике, биологии, природоведе-нию, химии, физике, информатике, географии, геомет-рии, а также немецком языку; повышение профессио-нализма учителей; вовлечение в сеть как можно боль-шего количества школ и других учреждений для опти-мизации региональной структуры коммуникации в об-разовательной сфере. Региональная образовательнаясеть базируется на следующих принципах: принципболее эффективного использования личностных, ин-ституциональных и материальных ресурсов, принципбаланса действия и рефлексии, принцип самостоятель-ности личностей, социальных групп, организаций и т.д.в тесном взаимодействии в целях соответствующихсоциальных систем. Комплекс целей реализуется в ре-шении следующих задач региональных образователь-ных сетей: организация обмена опытом и повышениеквалификации посредством проведения семинаров,«круглых столов», съездов, выпусков бюллетеней ит.д.; создание команды экспертов для консультирова-ния в вопросах теории и практики; организация кон-сультационных пунктов для учителей; проведение кон-тролирующих мероприятий. Кроме региональных се-тей, существуют надрегиональные тематические сети сзадачами cовместного планирования, проведения, кон-троля и документирования на базе сотрудничества какминимум трёх школ в двух федеральных землях; обменопытом, в том числе и дистанционно [10] .Региональные образовательные сети Австрии обла-дают достаточно разветвленной структурой. Здесь мыограничимся констатацией факта, что количество акто-ров, безусловно, может быть различным, нас более ин-тересует номинальная характеристика участников сети.В этой связи подробно рассмотрим структуру одной изрегиональных образовательных сетей - сети федераль-ной земли Зальцбург. Зальцбург был выбран нами в свя-зи с его особенным статусом как административно-территориальной единицы Австрийской республики.Такой статус обусловлен тем, что в этом нестоличномгороде с населением чуть более 150 тыс. человек распо-лагаются четыре университета: Зальцбургский универ-ситет имени Париса Лодрона, Музыкальный универси-тет Моцартеум, частный Медицинский университетимени Парацельса и Политехнический университет.Кроме университетов, в городе более тридцати институ-тов, высших школ, академий и гимназий [11]. Регио-нальная образовательная сеть Зальцбурга существует втечение последних пяти лет и находится в процессе по-стоянного поиска подходящей, эффективно действую-щей структуры. К лету 2011 г. сеть сложилась в составеследующих акторов: группа из шести человек, выпол-няющая функции планирования и управления; группа,выполняющая задачу поиска заинтересованных в работесети лиц - будущих партнёров; земельный школьныйсовет; университет Зальцбурга; Институт дидактики иметодики преподавания естественно-научных учебныхпредметов в составе университета; Моцартеум; регио-нальное объединение промышленников; региональныйцентр дидактики и методики преподавания биологии иинформатики; региональный центр дидактики и методи-ки преподавания географии и геоинформатики; учителя,преподающие учебные предметы из списка MINDT; ву-зовские преподаватели, проектные группы; музей при-роды и техники [12].Представляет интерес включение в образователь-ную сеть бизнес-сообществ регионов. Это свойственновсем региональным образовательным сетям Австрии,что является закономерным фактом, поскольку тольковзаимодействие и как можно более тесная интеграцияобразовательных услуг и регионального рынка трудаспособны обеспечить инновационную направленностьсоциально-экономического развития региона. Рассмот-рим, как на практике осуществляется такое взаимодей-ствие в федеральной земле Штирия.Первая попытка кооперации экономических кругови образовательной сети состоялась благодаря высту-пившей с подобной инициативой Экономической пала-те, региональному органу управления промышленнымразвитием. В Штирии традиционной и одновременноинновационной отраслью является бумажная промыш-ленность. Приведём несколько показателей деятельно-сти этой индустрии: так, показатель совокупной про-дукции бумажной промышленности в Штирии в 2010 г.составил 41%, а общий товарооборот, несмотря на не-утихающий экономический кризис, почти 1 млрд520 млн евро [13].Четыре года назад в региональный центр дидактикии методики преподавания физики от объединения про-мышленников Штирии поступил запрос о том, каклучше интегрировать тематическую область «Техника»в содержание школьных учебных курсов. В результатепоследовавшей работы была подготовлена серия про-ектов «Техническая лаборатория». В проектах «Техни-ческая лаборатория 1» при поддержке фирмой «Mosdorfer» (г. Вайц) и «Техническая лаборатория 2» с уча-стием фирмы «Knapp Logistics» (г. Грац) были разрабо-таны интерактивные экскурсии по предприятию. Кон-цепция предполагает двухфазную реализацию в школеи на производстве: вначале, во время эксперименталь-но-подготовительной фазы, осуществляется учебноемоделирование некоторых производственных процес-сов, и лишь после проведения школьных эксперимен-тов проводится экскурсия по предприятию, во времякоторой школьники могут применить некоторые полу-ченные в школе познания в практических условияхпроизводства. В 2010 г. региональным центром дидак-тики и методики преподавания физики совместно спредприятиями бумажной промышленности была раз-работана программа мероприятий, которая предусмат-ривает подготовку пакетов учебно-методических мате-риалов, проведение экскурсий, телевикторины и про-ектную работу в рамках предметов естественно-научного цикла. Так возник проект «Техническая лабо-ратория 3», к участию в котором объединением про-мышленников были приглашены учителя всех типовшкол. Задача участников состоит в творческом оформ-лении тематического проекта «Бумага». Итоги проектабудут подведены в 2012 г. на очередном съезде участ-ников региональной образовательной сети, которыйпройдёт при финансовой поддержке фирмы «Sappi»(г. Граткорн). В целом за прошедшие четыре годапредприятия бумажной промышленности федеральнойземли Штирия оказали финансовую поддержку 23 про-ектам. Осуществление проектирования и реализацияготовых проектов происходили в рамках региональнойобразовательной сети. Кроме проектной работы, биз-нес-сообщество региона помогло региональной образо-вательной сети создать портал в сети Интернет, гденаряду с идеями для эффективного проведения занятийразмещены и предложения по организации экскурсийна предприятиях. Приведённые нами примеры демон-стрируют эффективное взаимодействие образователь-ной и производственной сфер в рамках отдельно взято-го региона, базирующееся на ответственной социаль-ной позиции регионального бизнеса. Всё это, безуслов-но, достойно как минимум подражания и в условияхроссийских регионов.Итак, в результате содержательного анализа мате-риалов из ежегодных отчётов региональных образова-тельных сетей Австрии мы пришли к следующим вы-водам.Во-первых, сетевые образовательные структурыинтенсивно развиваются во всех федеральных земляхАвстрийской республики. Это происходит благодаряэффективному взаимодействию детских коллективов,студентов, учителей и преподавателей вузов, бизнес-сообществ регионов, региональных органов управле-ния образованием, всех заинтересованных лиц.Во-вторых, это взаимодействие носит характерподлинного диалога.В-третьих, опыт организации и успешного функ-ционирования образовательной сети в регионах Авст-рии ценен тем, что его можно использовать при по-строении региональной образовательной сети в России.

Ключевые слова

коммуникативная научная парадигма, сетевое взаимодействие, региональная образовательная сеть, communicative scientific paradigm, network communication, regional educational network

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галанова Ольга АлександровнаНациональный исследовательский Томский политехнический университеткандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Энергетического институтаogala2002@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности : хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Якимова. М. : ИНИОН РАН, 1995. С. 51-73.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000.
Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской. СПб.,1998.
Шрейдер Ю.А. Спор или диалог? // Роль дискуссии в развитии естествознания : тезисы докладов. М. : Наука, 1977. 119 с. С. 20-23.
Егорова Н.Е. Количественные методы при анализе сетевых структур. URL: http://www.auditfin.com/
Бугрова Н.В. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании. URL: http://upr.1september.ru/articles/2008/18/12
Официальный сайт Центра оценки качества образования Института содержания и методов образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru
TIMSS and PIRLS INTERNATIONAL STUDY CENTER LYNCH SCHOOL OF EDUCATION BOSTON COLLEGE. URL: http://timssandpirls.bc.edu
Krainer K., Dörfler W., Jungwirth H., Kühnelt H., Rauch F., Stern T. Lernen im Aufbruch: Mathematik und Naturwissenschaften. Pilotprojekt IMST². Innsbruck : Studienverlag, 2002.
Innovationen machen Schulen top. URL: http://www.imst.ac.at/
WEB-Seite der Stadt Salzburg. URL: http://www.stadt-salzburg.at/
Naturwissenschaftliches Netzwerk Salzburg. URL: http://www.nawi-netzwerk.salzburg.at/
Papier- und Zellindustrie-Verband / Steiemark. URL: http://www.papierindustrie-steiermark.at/
 Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.