Рассматриваются основания для параметров оценивания качества взаимодействия вузов и школ; описывается опыт разработки экспертной карты как инструмента для оценки качества взаимодействия вузов и школ; анализируется существующий в регионе опыт взаимодействия вузов и школ в области преемственности и непрерывности образования.
Parameters of analysis and assessment of quality cooperation by school and university representatives.pdf Актуальность повышения качества образования иего оценки определяется в значительной мере страте-гией экономического развития Сибирского региона вцелом. Томская область, по оценкам экспертов, распо-лагает крупнейшим, в сравнении с другими регионамиРоссии, научно-образовательным и научно-технологи-ческим комплексом с большим инновационным потен-циалом, который обеспечивается в немалой степеникачеством взаимодействия высших учебных заведенийи школ [1].В связи с этим для повышения качества образова-ния и развития Открытого образовательного простран-ства Томской области необходимо прежде всего обес-печение преемственности и непрерывности процессаобразования в условиях взаимодействия школы и вуза.Под преемственностью в данном случае понимаетсяпоследовательное разворачивание вузовской системыобразования в непосредственной связи с общеобразо-вательной школой. Преемственность в обучении нахо-дит свое проявление в обеспечении системности зна-ний обучающихся и дальнейшем развитии содержания,форм и методов обучения и их взаимообогащении.Непрерывность образования - это непрекращаю-щийся процесс образования, видоизменяющийся поцелям, содержанию и формам в зависимости от новыхпотребностей личности на том или ином жизненномэтапе [2].Проанализировав существующий в нашем регионеопыт взаимодействия вузов и школ в области преемст-венности и непрерывности образования, выявлено сле-дующее: все шесть томских вузов в разной степенивзаимодействуют со школами Томской области; из331 общеобразовательного учреждения (далее ОУ)Томской области, участвовавшего в опросе, 172 (52%)взаимодействуют с вузами по различным направлени-ям.Взаимодействие средних и высших образователь-ных учреждений постоянно расширяет свою сферу.Причинами расширения взаимодействия можно счи-тать следующие:- В соответствии с современной социокультурнойситуацией в стране меняются образовательный инте-рес, запросы учащихся и их родителей. Этот факторнепосредственным образом влияет на образовательноепространство и как следствие - на развитие взаимодей-ствия вузов и школ. Каждый вуз заинтересован в при-влечении к обучению не только лучших учащихся, но испособных к тем специальностям, по которым вуз ор-ганизует подготовку.- Со стороны родителей и учителей школ это взаи-модействие в основном диктуется стремлением непре-менного поступления в вуз.- В некоторой степени ОУ стремятся выйти на ре-гиональный уровень взаимодействия, поднимая статуссвоего образовательного учреждения, необходимыйдля общего рейтинга и престижа.В ходе анализа взаимодействия вузов и школ обо-значились некоторые проблемы, осложняющие дости-жение желаемых образовательных результатов взаимо-действия:- отсутствие механизма финансирования (оплататруда преподавателей, координаторов совместных об-разовательных программ и проектов, проведениявнешней экспертизы, рецензирования; финансоваяобеспеченность договорных обязательств и пр.);- недостаточность развития сетевого дистанционно-го взаимодействия;- закрытость территорий (ЗАТО Северск), отдален-ность от областного центра;- недостаточная компьютеризация школ: отсутствиесвободного доступа к Интернет-ресурсам во времяучебного дня (компьютерный класс с выходом в Ин-тернет, как правило, является единственным на всюшколу), низкая скорость подключения;- необходимость обновления материально-техниче-ской базы.В настоящее время сотрудничество строится в боль-шей степени благодаря личным контактам.Для преодоления выявленных проблем взаимодей-ствия необходимо создание условий для усиления по-тенциала взаимодействия:- формирование нормативно-правовой базы взаи-модействия школа - вуз;- формирование межведомственных механизмоввзаимодействия.Следующим актом анализа взаимодействия вузови школ является оценка качества взаимодействия.Для осуществления оценки качества взаимодействияможно выделить параметры оценивания, которые вкакой-то степени совпадают с направлениями взаи-модействия вузов и школ, выявленными в ходе ин-формационно-аналитического этапа исследованияпрецедентов взаимодействия вузов с образователь-ными учреждениями.Предлагаем следующие параметры оценки качествавзаимодействия:- организация мероприятий вузами для школ (науч-но-практические конференции, семинары, олимпиадыи другие мероприятия);- организация профессиональных конкурсов;- организация специализированных классов на базешкол;- предпрофильная подготовка и профильное обучение;- профориентация школьников;- агитационные студенческие отряды по профори-ентации;- профильные / специализированные школы привузе;- издание специализированных учебников, учебно-методических пособий для школьников;- реализация совместных образовательных проек-тов и программ;- организация совместных исследований в областиинновационного образования;- повышение квалификации (переподготовка) педа-гогов и / или руководителей ОУ на базе вузов;- довузовская подготовка старшеклассников (под-готовительные курсы);- дистанционное сетевое взаимодействие;- дистанционные мероприятия для педагогов и обу-чающихся / дистанционное обучение на курсах и семи-нарах;- организация досуговой деятельности с жителями(детьми) микрорайонов;- стажировка (педагогическая практика) студентов;- педагогические Интернет-мастерские, Интернет-лаборатории, Интернет-конференции;- научное руководство инновационной деятельно-стью в ОУ;- чтение ведущими профессорами научно-попу-лярных лекций по современным направлениям разви-тия науки и техники: IT-технологиям, наноэлектрони-ке, инновационному бизнесу;- использование школьниками лабораторного обо-рудования вузов;- организация работы с одаренными детьми;- организация летнего отдыха обучающихся в про-фильных сменах физико-математических школ;- в качестве инструментария по оценке качества взаи-модействия вузов и школ предлагается использовать экс-пертные карты. Первые пробы по разработке экспертныхкарт были проведены на проектном семинаре.Для разработки собственно экспертной карты пооценке потенциала взаимодействия вузов и школ дляповышения качества образования требовалось к каж-дому критерию разработать конкретные показатели.Рассмотрим в качестве примера такой параметр, как«Дистанционное сетевое взаимодействие». Приведемварианты показателей, шкалы оценок, из которыхскладывается данный параметр (табл. 1).Т а б л и ц а 1Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования.Направление «Дистанционное сетевое взаимодействие»Показатель ОценкаНаличие дистанционных образо-вательных программ в учрежде-нииОтсутствиеФрагментарно;модульный принцип построения про-граммСистемно: доступ ко многим источникам учеб-ной информации (электронные библиотеки, базаданных университета).Выбор индивидуальной программыСетевые взаимодействия с учре-ждениямиОтсутствиесетевого взаи-модействияНаличие базовых школ, опорныхплощадок для инновационного разви-тияРазвернутая сеть.Наличие соглашений (рамочный договор, стан-дарты материальной, финансовой, организаци-онной обеспеченности)Проведение научно-практическихконференций, семинаров Отсутствие Фрагментарно Доступ к участию в онлайн-режиме для боль-шинства старшеклассниковПовышение квалификации педа-гогов, руководителей Отсутствие Наличие программ ПКПозитивная динамика вовлечения педагогов ируководителей в сетевое дистанционное взаимо-действиеРазмещение методических посо-бий на порталах Отсутствие Наличие авторских сайтов, веб-страниц педагогов, обучающихся Создание ассоциацийНаучное руководство инноваци-онной деятельностью по сопро-вождению педагогов и талантли-вой молодежиОтсутствие Научное сопровождение единичныхпроектовВключение большинства преподавателей и обу-чающихся в исследовательскую и проектнуюдеятельностьИспользование научно-образовательного ресурса вузовдля реализации индивидуальнойобразовательной траекторииОтсутствие ФрагментарноДоступ ко многим источникам информации врамках реализации индивидуального запроса,увеличение доли, системностьВ качестве показателей данного параметра участ-ники семинара выделили следующие ключевые мо-менты:- наличие дистанционных образовательных про-грамм в учреждении. В данном параметре наиболееважным, по мнению экспертов, представляется систем-ность использования дистанционных образовательныхпрограмм, предполагающая наличие доступа ко мно-гим источникам учебной информации (электронныебиблиотеки, база данных университета);- сетевые взаимодействия с учреждениями. Наибо-лее оценивается развернутое сетевое взаимодействие сналичием соглашений с внешними партнерами;- проведение научно-практических конференций,семинаров в онлайн-режиме для большинства старше-классников;- повышение квалификации педагогов, руководите-лей, что проявляется в позитивной динамике вовлече-ния педагогов и руководителей в сетевое дистанцион-ное взаимодействие;- размещение методических пособий на порталах;- научное руководство инновационной деятельностьюпо сопровождению исследовательской и проектной деятель-ности большинства преподавателей и обучающихся школы;- использование научно-образовательного ресурса ву-зов для реализации индивидуальной образовательнойтраектории. В данном показателе особо учитывается дос-туп ко многим источникам информации в рамках реали-зации индивидуального запроса, увеличение доли, сис-темность.Следующий параметр «Научное руководство инно-вационной деятельностью в ОУ» показан в табл. 2.Итак, для каждого параметра экспертным сообщест-вом разрабатываются свои показатели и шкала оценок.Т а б л и ц а 2Экспертная карта оценки потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования.Направление «Научное руководство инновационной деятельностью в ОУ»Показатель ОценкаКураторство, научное руководство шко-лами / кафедрами ОтсутствиеНаличие научного руководства поконкретному направлению иннова-ционной / экспериментальной дея-тельностиНаличие научного руководства повсем направлениям инновационной /экспериментальной деятельностиРазработка и реализация совместныхинновационных образовательных про-грамм / проектов, организация совмест-ных исследованийОтсутствиеПредставлены разнообразные видыпрограмм и проектов;полидисциплинарность исследова-ний и разработокОрганизация внедренческих зон набазе вузов и создание инновацион-ных предприятий (инкубаторы);организация экспериментальных,апробационных и т.п. площадок набазе ОУОбразовательные эффектыПовышение профес-сиональной компе-тентности педагогови руководителей ОУПовышение качества образованияобучающихсяИзменение образовательной средыОУВ ходе анализа качества взаимодействия вузов и школвыделено порядка 20 параметров, но их может быть ибольше, в некоторых случаях возможно объединение па-раметров, корректировка их названий; главное, чтобы ониотражали суть и направление развития взаимодействия.Таким образом, для управления потенциалом взаи-модействия вузов и школ с целью повышения качестваобразования и развития Открытого образовательногопространства региона необходима разработка системыоценки качества взаимодействия вузов и школ.
Горских Ольга Владимировна | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социологии | gormnoj2004@mail.ru |
Материалы городской целевой инновационной программы муниципального образования «Город Томск» на 2009-2011 годы.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. URL: http://slovo.yaxy.ru/87.html (дата обращения: 25.12.2011 г.).