Исследуется система оценки деятельности образовательных учреждений с целью стимулирования потенциала их взаимодействия с вузами для достижения более высокого качества образования. Для совершенствования системы оценки необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества. Для этого надо измерять «способ участия человека в своем образовании», изменить позицию педагога с позиции контролёра на позицию посредника и изменить исполнительский тип действий учащегося на пробно-поисковый тип действий, сформировать условия для создания учащимися и педагогами образовательных продуктов.
Support of research activities in management and assessment of educational institutions for improvement of their interaction with universities.pdf Контекст исследования. Качество образования явля-ется приоритетной задачей управления образованием. Врешении этой задачи большое значение имеет управлениеобеспечением качества и осуществление такой функции,как оценивание. Учитывая влияние взаимодействия вузови школ на качество образования, следует сказать об ис-пользовании оценки для повышения качества образова-ния и о поддержке пробно-поисковых действий как в об-ласти качества образования, так и в области взаимодейст-вия с вузами.Задачи исследования: изучить практику использова-ния оценивания в управлении образовательными учреж-дениями (ОУ); обосновать необходимость и содержаниеуправления по поддержке пробно-поисковых действийпри осуществлении оценивания деятельности ОУ.Анализ практики использования оценки вуправлении образовательными учреждениями. Изу-чение практики оценивания деятельности образова-тельных учреждений Томска и Томской области (дан-ные аналитические материалы подготовлены группойисследователей - И.С. Мирошниковой, Л.М. Долговой,Н.В. Муха, С.В. Шаболиной) опиралось на анализ су-ществующей нормативной базы по этой тематике нарегиональном и муниципальном (г. Томск и ЗАТО Се-верск) уровнях; анализ деятельности основных субъек-тов образования (директоров школ, сотрудников Де-партамента образования администрации г. Томска) че-рез проведение фокус-группы; интервью с представи-телями вузов г. Томска. Установлено, что существую-щий механизм оценки деятельности общеобразова-тельных учреждений складывался в течение 2006-2009 гг. Особое влияние на развитие системы оценкиоказал «Комплексный проект модернизации системыобразования Томской области (2008-2009 гг.)». В рам-ках этого проекта оценка деятельности общеобразова-тельных учреждений стала одним из механизмовуправления, в числе которых: новая система оплатытруда; создание регионального централизованногофонда стимулирования и распределения трансфертовмуниципалитетам на основании рейтинга, отражающе-го качество образования; внедрение конкурсных меха-низмов поддержки (стимулирования) педагогическихколлективов общеобразовательных учреждений, вне-дряющих инновационные образовательные программыи достигших высоких образовательных результатов.Таким образом, оценка общеобразовательных учреж-дений оказывает влияние на заработную плату работ-ников образования.Объектами оценки являются: образовательные про-граммы, условия обеспечения образовательной дея-тельности, результаты образовательной деятельности(Положение о региональной системе оценки качестваобразования в Томской области (СОКО ТО), утвер-жденное Приказом Департамента Томской области от26.11.2008 № 1447). В рамках данного документа вы-делены следующие механизмы оценивания качествадеятельности общеобразовательных учреждений:- лицензирование образовательной деятельности, входе которой проводится комплексная экспертиза ус-ловий образовательной деятельности;- государственная аккредитация ОУ, в ходе которойосуществляется комплексная экспертиза качества обра-зовательных программ и конечных результатов образо-вательной деятельности;- различные формы контрольных проверок, прово-дящихся в рамках государственных функций по кон-тролю и надзору за исполнением законодательства всфере образования;- конкурсный отбор лучших учреждений, вне-дряющих инновационные образовательные программы;- комплексная сравнительная оценка деятельностиОУ в процессе принятия на муниципальном уровнерешения о распределении стимулирующего фонда оп-латы труда между учреждениями муниципального об-разования;- ежегодный публичный доклад руководителя обра-зовательного учреждения, согласованный с обществен-ным советом образовательного учреждения.В указанном документе под качеством образованияпонимается интегральная характеристика системы обще-го образования, отражающая степень соответствия обра-зовательных программ, условий осуществления образова-тельного процесса, реально достигаемых образователь-ных результатов государственным нормативным требо-ваниям и требованиям социального заказа, сформирован-ного потребителями образовательных услуг. Поэтому ипроцедура оценивания качества образования включаетустановление степени (уровня) соответствия образова-тельных результатов обучающихся, образовательныхпрограмм, условий осуществления образовательного про-цесса общепризнанным эталонам и требованиям, зафик-сированным в нормативных документах.Для реализации комплексной сравнительной оцен-ки деятельности ОУ разработаны и действуют регио-нальные и муниципальные нормативные акты, кото-рые определяют показатели оценивания деятельностиобщеобразовательных учреждений. Так, в постанов-лении Администрации Томской области № 19а от28.01.2011 «О порядке предоставления иных меж-бюджетных трансфертов на стимулирующие выплатыза высокие результаты и качество выполняемых работв муниципальных общеобразовательных учреждени-ях» определены показатели результатов образова-тельной деятельности ОУ в отношении к среднеобла-стным и среднемуниципальным показателям: Единогогосударственного экзамена, государственной итого-вой аттестации, мониторинга качества образованияучащихся 4-х классов. В показателях результативно-сти нет ни одного критерия, который был бы напря-мую связан с вопросом стимулирования общеобразо-вательных учреждений на реализацию различныхформ сетевого взаимодействия, в том числе школа -вуз. Единственный показатель, который соответствуетданной цели, следующий: «Доля старшеклассников,обучающихся в 10-11-х классах по профильным про-граммам, в том числе с использованием возможностейсети Интернет». Однако по данному критерии ОУможет получить максимально 2 балла, в то время какза результаты ЕГЭ - до 6 баллов.На муниципальном уровне оценка деятельностиобщеобразовательных учреждений представлена сле-дующими документами: перечнем показателей каче-ства муниципальных услуг, оказываемых муниципаль-ными учреждениями, которые используются для опре-деления размера финансирования муниципального за-дания образовательным учреждениям и оценки качест-ва его исполнения; показателями основных результа-тов и эффективности функционирования муниципаль-ных общеобразовательных учреждений, которые ис-пользуются для распределения учреждениям иныхмежбюджетных трансфертов на стимулирующие вы-платы за высокие результаты и качество выполняемыхработ; целевыми показателями эффективности дея-тельности муниципальных общеобразовательных уч-реждений, которые используются для определенияразмера премиального фонда и ежемесячных премийруководителям); объемными показателями и порядкомотнесения муниципальных образовательных учрежде-ний к группам по оплате труда руководителей.Можно констатировать, что в практике оценки ре-зультатов деятельности ОУ реализуются достаточносовременные подходы к управлению. Однако системаоценки качества деятельности общеобразовательныхучреждений не в достаточной мере соответствует требо-ваниям новых Федеральных государственных стандар-тов и приоритетам региональной политики в сфере обра-зования: при проведении оценки учитываются в основ-ном учебные, количественные и точно измеряемые ре-зультаты. Характеристики внеучебных достижений уча-щихся (участие в конкурсах, олимпиадах и т.п.), охватучащихся формами дополнительного образования, ин-новационная деятельность общеобразовательных учре-ждений - эти показатели практически не влияют наоценку качества ОУ.Проведённый анализ позволяет сформулировать про-блемы оценки качества деятельности общеобразователь-ных учреждений, влияющие и на качество управления.1. Единственным субъектом оценивания качества дея-тельности ОУ являются различного уровня органы управ-ления образованием. Потребители образовательных услугОУ, родители, научная и профессиональная обществен-ность, в частности вузы, фактически не участвуют в раз-работке критериев оценивания и в оценивании деятельно-сти общеобразовательных учреждений.2. Существующая система оценки качества деятель-ности общеобразовательных учреждений не соответст-вует задачам модернизации образования: показателикачества ограничены в основном академическими пред-метными результатами, не учитываются личностные,компетентностные, метапредметные достижения в соот-ветствии с ФГОС, а также приоритеты региональнойполитики и задачи муниципалитета в сфере образования.3. Целью оценивания является контроль деятель-ности и распределение денежных средств между ОУ,поэтому не реализуется в управлении поддержка инно-вационной деятельности.Существующая система оценки качества не стиму-лирует даже образовательные учреждения, имеющиетрадиционно высокие учебные (академические) пока-затели, так как не учитывается динамика роста учеб-ных и образовательных результатов в этих учреждени-ях. Показатели качества заданы слишком узко и стан-дартизированно, они фиксируют качество, поддержи-вают режим функционирования, не определяя горизон-тов развития и движения, особенно в направлениивзаимодействия с вузами. Причём различные линииоценки качества (оценка выполнения муниципальногозадания, деятельности ОУ для начисления межбюд-жетного трансферта, деятельности руководителей ОУ)рассогласованы и не представляют единой системы.Более того, сегодня нет серьезных разработок ново-го понимания качества образования в соответствии сФГОС и нового типа измерителей для такого качестваобразования, как индивидуальный прогресс, созданиеобразовательных продуктов, участие в образователь-ных событиях и т.п.Таким образом, анализ существующих в Томскойобласти на сегодняшний день практик оценки деятель-ности образовательных учреждений показал их недоста-точность для решения задач развития образования.Направления совершенствования системы оцен-ки в управлении образованием. Для совершенство-вания системы оценки результатов деятельности обра-зовательных учреждений необходимо изменить самподход, методологию оценки деятельности ОУ.Необходима разработка новой сбалансированной,нацеленной на новые в соответствии с ФГОС результа-ты региональной системы оценки качества деятельно-сти общеобразовательных учреждений, в которой былбы осуществлен переход от модели контроля качествак модели обеспечения качества, обеспечения ситуацииразвития образовательных учреждений и системы об-разования в целом.Такой переход возможен, если в школах создаются ус-ловия для порождения образовательных инноваций. В ра-боте Г.Н. Прозументовой, рассматривающей «стратегииинновационного развития в образовании» [1. С. 15], под-чёркивается, что образовательные инновации возможнытолько в Открытом образовательном пространстве. Ионо (в отличие от традиционного закрытого пространствашколы) строится на преодолении образовательного от-чуждения и становится возможным только при переходеот функциональной редукции деятельности людей в обра-зовательном учреждении к построению личного и лично-стного действия человека в образовании. Поэтому необ-ходимо поддерживать действия по порождению челове-ком мест своего личного присутствия в образовании; про-цесс становления личностного действия, перехода от лич-ного к личностному действию; формы и способы влияниячеловека на систему образования, участие человека в своемобразовании. Другими словами, повышение качества обра-зования обеспечивается поддержкой личностных действийв школе, управлением сменой позиции педагога с позициитранслятора знаний и контролёра исполнительности уче-ника на позицию посредника и сменой исполнительскоготипа действий педагога и учащихся на пробно-поисковыйтип действий, который завершается созданием образова-тельных продуктов. Только такой переход и такие дейст-вия, согласно исследованиям Б.Д. Эльконина [2. С. 140],обеспечивают возможность развития человека, формиро-вания у учащихся новых образовательных результатов:инициативности, самостоятельности, ответственности. Впрактике инновационных образовательных учрежденийможно наблюдать переходы к обозначенным выше пози-ции и действию. Также наблюдается переход в управленииот контроля за исполнением к поддержке инициатив ипробно-поисковых действий. Для создания новой системыоценки качества деятельности ОУ, ориентированной наразвитие и появление современных образовательных ре-зультатов, необходимо осуществить поддержку таких дей-ствий в образовательном учреждении, что предполагаетразработку документов с новыми критериями оценивания.Они должны отражать оценку условий поддержки: созда-ние в ОУ возможностей для проявления образовательнойинициативы педагогами и учащимися, для реализации по-среднической позиции педагога (через институт тьюторст-ва [3. С. 203]) и создания образовательных продуктов педа-гогами и учащимися. Субъектами оценивания новых обра-зовательных условий и результатов (в отличие от учебных,которые оценивают органы управления образованием)должна стать научная, профессионально-педагогическая иродительская общественность.Особое значение имеет поддержка взаимодействия ву-зов и школ в организации работы образовательных учре-ждений. Ведь именно это взаимодействие обеспечиваетпорождение пробно-поисковых действий в ОУ, проекти-рование изменений и решение задач инновационного раз-вития. Основные механизмы оценки качества общегообразования должны быть направлены на создание усло-вий для перехода к управлению качеством образования наоснове систем показателей и индикаторов, отражающихподдержку пробно-поисковых действий и взаимодейст-вия школ и вузов. Возможные базовые индикаторы каче-ства образования, направленные на такую поддержку:- индикаторы инновационных образовательныхпроцессов на уровне ОУ (процент учащихся, имеющихиндивидуальный прогресс в образовании; доля детей,получающих основное образование в разных формах всоответствии со ст. 10 Закона РФ «Об образовании»;доля урочных и внеурочных занятий, процент внеучеб-ной деятельности (проектной, исследовательской, иг-ровой, художественной, музыкальной и т.п.), доля за-нятий с использованием современных образовательныхтехнологий, в том числе информационных;- региональные и муниципальные индикаторы - про-цент учащихся, занятых в сетевых образовательных про-граммах с вузами и другими образовательными учреж-дениями, процент участия учащихся в образовательныхсобытиях, организованных вузами для школьников илиорганизованных совместно вузами и общеобразователь-ными учреждениями, процент обучающихся в профиль-ных классах и в сетевых профильных программах др.Главными критериями комплексной оценки деятельно-сти в инновационных образовательных учреждениях дляраспределения стимулирующего фонда оплаты трудадолжны быть показатели динамики учебных и внеучеб-ных достижений обучающихся; оценка реального влия-ния внедряемых новшеств на динамику конечных ре-зультатов образовательной деятельности.Оценка качества образования должна иметь харак-тер поддержки, быть прозрачной, открытой, объек-тивной и оперативной за счет информатизации про-цесса оценивания. С этой целью необходимо разрабо-тать модель мониторинга оценки качества общегообразования. Важно, чтобы основой такой моделистала информационная система, с помощью которойсистема оценки качества приобрела бы открытый,оперативный, прозрачный характер и имела бы нетолько количественный, но и содержательный (каче-ственный) аспект.Выводы. Анализ системы оценки деятельностиобразовательных учреждений в Томской области по-казал, что система не вполне соответствует требова-ниям ФГОС, стимулированию роста качества образо-вания и нуждается в значительных изменениях. Дляподдержки образовательных инноваций в ОУ и даль-нейшего развития системы образования в целом необ-ходимо сделать переход от модели контроля качествак модели обеспечения качества через механизмы раз-вития. Это связано напрямую с изменением управле-ния инновациями, поддержанием пробно-поисковыхдействий в ОУ. В соответствии с этими изменениямидолжны создаваться новые критерии оценки качества,которые будут стимулировать его повышение, вво-диться новые субъекты оценивания через обществен-ные механизмы.
Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 400.
Опосредствование. Действие. Развитие / Б.Д. Эльконин. Ижевск : EGRO, 2010. 280 с.
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования // Тьюторство: концепция, технологии, опыт. Томск, 2005. С. 202-206.