Создание и использование инновационных разработок в практике взаимодействия вузов и школ
Излагаются результаты исследования процесса создания и использования инновационных разработок, ориентированных на повышение качества образования. Теоретическая часть исследования основана на идеях интеграции науки и практики, вузов и школ в совместной инновационной деятельности. Эмпирическая часть исследования - анализ прецедентов, конкурсов, а также существующих баз данных инновационных разработок. Исследование позволило сформулировать рекомендации по эффективной организации создания и использования инновационных разработок во взаимодействии вузов и школ.
Creation and use of innovative products in interaction practices between universities and schools.pdf Актуальность и контексты исследованияОбразовательная практика на современном этапединамично развивается, при этом темп изменений дос-таточно высок. Инновационный характер развития сис-темы образования создает условия для инициативныхразработок, которые чаще всего сегодня создаются вконкретных практических ситуациях. Инновационныепроцессы способствуют сближению науки и практики,стиранию граней между научной лабораторией ишкольным классом. Это способствует тому, что боль-шинство инновационных разработок создается приучастии педагогов. Примером являются конкурсы врамках Приоритетного национального проекта «Обра-зование», конкурсы различных организаций (наиболеепоказательными стали конкурсы Национального фондаподготовки кадров), а также Томский бластной конкурсучебно-методических разработок. Участники этих кон-курсов, как правило, учителя. Таким образом, иннова-ционные разработки школьных педагогов становятсяреальностью. Однако качество создаваемых разработокявляется сегодня точкой вызова дискуссий и обсужде-ний, что актуализирует постановку проблемы исследо-вания, создания и дальнейшего использования иннова-ционных разработок школьными педагогами и роливзаимодействия вузов и школ в этом процессе.Инновационные разработки школьных педагогов яв-ляются не только возможными и адекватными для со-временной ситуации развития образования, но и необхо-димыми для самих педагогов. Эта востребованностьобусловлена существующим дефицитом образователь-ных и методических средств, которые адекватны совре-менным реалиям жизни школьника. Высокая динамикахарактерна не только для развития образования, она ха-рактерна в целом для социокультурных систем. Меняет-ся стиль жизни, технические инновации прочно входят вжизнь современного человека, расширяется и быстроизменяется информационное пространство, усиливаетсяего влияние на человека. На этом строится тезис совре-менных ученых о разрыве между образованием и куль-турой, который становится сегодня фундаментальнымоснованием для теории образования в целом. В этой свя-зи преодоление этого разрыва требует от школьных учи-телей реакции на складывающиеся разрывы междукультурой и образованием.Общей тенденцией инновационных процессов, какпоказывают современные исследования, становитсявыход инновационных разработок из института науки,интеграция прикладных разработок с производствен-ной практикой. Сам смысл инновации изменяется скультурологического - внесение нового в культуру, наэкономический - создание продукта, технологии, услу-ги, которые обладают новыми качественными характе-ристиками.Тем не менее наиболее успешными инновационны-ми разработками становятся те, которые сделаны в со-вместной инновационной деятельности ученых и прак-тиков. В качестве примера такого успеха можно на-звать практику взаимодействия вузов и школ в рамкахобразовательных проектов и программ. В г. Томскелучшими практиками такого взаимодействия можноназвать следующие проекты и программы: «ШколаСовместной деятельности» (руководитель - профессорТГУ Г.Н. Прозументова), «Математика. Психология.Интеллект» (руководитель - профессор ТГПУЭ.Г. Гельфман), «Коммуникативный подход к обуче-нию русскому языку» (руководитель - профессорТГПУ Н.С. Болотнова). Общей чертой этих практикявляется создание авторских коллективов, в которые наравноправных началах входят как сотрудники вузов,так и школьные педагоги. Отличительными моментамиявляются разные формы взаимодействия: Г.Н. Прозу-ментова - научный руководитель общеобразовательнойшколы, Э.Г. Гельфман - руководитель лаборатории,созданной на базе ТГПУ и ТОИПКРО с участим учите-лей, Н.С. Гельфман - научный руководитель творче-ской методической группы при Городском научно-методическом центре. Об успешности такого взаимо-действия свидетельствуют высокие оценки инноваци-онного потенциала созданных авторскими коллектива-ми разработок. Данные оценки были получены в ре-зультате независимой экспертизы при проведении раз-личных конкурсов на протяжении их более чем десяти-летней истории.Таким образом, данные контексты позволили намопределить основную гипотезу исследования: эффек-тивность создания и использования инновационныхразработок возможна в рамках совместной деятельно-сти вузов и школ, ученых и школьных педагогов.Теоретические основания исследования1. В современной науке происходит переосмысле-ние теоретических положений управления инноваци-онными процессами, в том числе в сфере образования.Преобладающий технократический подход к управле-нию инновационными процессами, когда инновациясводится к разработке и внедрению новшества, способ-ствовал появлению ряда неразрешаемых проблем. Втехнократическом подходе акцент в управлении инно-вационными процессами ставится на новшестве - со-временные подходы акцентируются на человеке, про-цессах мышления и сознания, что свидетельствует огуманитаризации как в управлении инновационнойдеятельностью, так и в понимании самой ее сути.Традиционно задачей управления инновационны-ми процессами становится оценка новшества, его по-тенциала для решения проблем, его адекватности по-требностям и имеющимся ресурсам, оценка готовно-сти к внедрению новшества, включая подготовку пер-сонала. Логика внедрения основана на жестком разде-лении новшества (его сути, ядра) и якобы инертнойсреды - места внедрения. При внедрении отчужден-ного новшества нормальное функционирование сис-темы так или иначе нарушается. Система в целом на-чинает оживать и реагировать на формально прово-димые изменения. Проявляются такие «ожившие»компоненты, как ценности и смыслы. Возникает эф-фект сопротивления инновациям, который в рамкахданного подхода объясняется психологической него-товностью к восприятию новшества. Как справедливопишет французский социолог Р. Будон, теория сопро-тивления инновациям является палочкой-выруча-лочкой и применяется для избегания нерешенностиметодологических проблем, относящихся в инноваци-онном процессе к самому человеку [1].Современные теоретики управления изменениями иинновационными процессами ставят акцент на форми-ровании позиции носителя изменений, что достигаетсясредствами образовательного сопровождения поиско-вой деятельности, направленной на решение человекомпроблем собственной деятельности. Поскольку «людиспособны внедрять только то, что решают сами, чтопонимают сами» [2. С. 228].Таким образом, создание школьными педагогамиинновационных разработок является базовой частьюинновационных процессов в образовании. Однако эф-фективность этой работы будет определяться специ-альными условиями. К таким условиям относится ор-ганизация взаимодействия вузов и школ по созданию ииспользованию инновационных разработок.2. Инновационные разработки рассматривается на-ми как способ профессионального развития. Сложив-шиеся теоретические положения о профессиональномразвитии педагога строятся на формальном определе-нии последовательных стадий и нормативных требова-ний к человеку по мере профессионализации. Изучениедвижения человека в профессии представляется какобъектно-натуральное, естественнонаучное, как бынезависимое от человека, его сознания и мышления.Гуманитарная трактовка предполагает выйти на такиемеханизмы движения человека в профессии, которыене имеют линейной формальной логики, позволяютпонять многообразие связей и факторов, в которыхпредставляют свободу условия, при которых проявля-ется профессиональное движение свободно и человексам вправе определять траектории, этапы и сроки сво-его профессионального развития.Распространенный взгляд на профессию как на за-нятие отдельно взятого индивида обусловил представ-ления о том, что сами нормы определены извне. И хотяпризнается факт изменения профессиональных знанийи навыков по мере развития системы образования, самиэти изменения задаются педагогу как внешние, а про-цесс развития рассматривается как процесс преодоле-ния разрыва между существующими внешними норма-ми профессиональной деятельности и достижениямиконкретного педагога. Мы рассматриваем профессиюкак институционально организованную общественноисторическую практику, а следовательно, практикуразвивающуюся. Субъект профессиональной деятель-ности, который самоопределяется относительно этойразвивающейся практики, института профессии стано-вится одним из создателей новых образцов профессио-нальной деятельности. Следовательно, мы имеем двой-ное изображение процессов развития: развитие про-фессии и профессиональное развитие, развивающийсясубъект в развивающейся практике.Инновационные процессы, развернувшиеся в обра-зовании, исследование этих процессов обнаружили, чтов целом институт профессии может отставать от егосубъектов, а профессиональная сфера может оказыватьвлияние на социокультурные изменения. То есть пря-мой последовательности влияния большей системы намалую нет. Это влияние может быть и иным. Люди,активно преобразующие деятельность, оказываютвлияние на изменение института профессии. Система-тизация, интеграция, переработка этих изменений вцелях воспроизводства внутри самого института влечетего трансформацию, а следовательно, порождает новыеидеи, актуализирующие изменения его субъектов. Та-ким образом, клеточкой1 профессионального развитияявляется способ изменения, трансформации, которыйоказывает двойственное влияние. С одной стороны, этоспособ изменения субъекта, его практики, а с другой -это способ изменения практики в целом и его институ-циональной организации.Итак, профессиональное развитие мы понимаем какпроцесс овладения способом изменения субъектомсвоей практической деятельности, таким способом,который одновременно применим для объяснения из-менения института профессии в целом. Создание инно-вационных разработок является таким способом, кото-рый оказывает влияние на развитие системы образова-ния, рождение новых образцов педагогической дея-тельности и развитие самого педагога.3. Сегодня в науке и практике сложилось устойчивоепредставление об инновационных разработках как опродуктах, имеющих новое качественное свойство ивостребованных на рынке. Такое представление сложи-лось под влиянием инновационного менеджмента, в томчисле работ Й.А. Шумпетера. В данном случае новыйпродукт - это результат производственной деятельно-сти. Однако в образовании результат образовательнойдеятельности проявляется на людях, что усложняет про-екцию представлений об инновационности с техниче-ской сферы на образовательную. В этой связи иннова-ционные разработки в образовании связаны с созданиемновых средств, использование которых обеспечиваетновые образовательные результаты. Получается, чтоновое качество образования, образовательный результатвключен («вшит») в инновационную разработку. Такимобразом, под инновационной разработкой в сфере обра-зования мы понимаем новое средство (способ, техноло-гия, пр.) организации образовательной деятельности,позволяющее обеспечить формирование нового качест-ва образовательных результатов. Данное представле-ние соотносится с анализом инновационных процессов утаких авторов, как А.И. Адамский, А.Г. Каспаржак,А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин и др.4. Современные научные и проектные разработки всфере управления инновационными процессами осу-ществляются в рамках концепции управления знания-ми, начало которой положено П. Друкером. Управле-ние знаниями - процесс создания, систематизации ихранения, распространения и использования знаний,позволяющих сформировать интеллектуальный капи-тал, обеспечивающий новые достижения организации.Управление знаниями позволяет сегодня ускорить ин-новационные процессы, создать уникальные продукты,тем самым сформировать компаниям свое конкурент-ное преимущество и лидерство. При этом рассматри-ваются в широком контексте как осознанные (отчуж-денные, оформленные) в разработках, так и неосознан-ные (неотчужденные, неоформленные) знания - сред-ства решения проблем, которые человек создает в про-цессе профессиональной деятельности. Осознание,рефлексия неосознанных знаний позволяет создать но-вые разработки, которые могут стать интеллектуаль-ным капиталом компании [4. С. 6-8].Использование информационно-коммуникативныхтехнологий, технологии социальных сетей позволяютобеспечить процесс создания, хранения, распростране-ния и использования знаний. Наиболее развитой фор-мой организации данных процессов становится техно-логическая платформа, которая сегодня в России рас-сматривается как наиболее эффективная форма управ-ления инновационными процессами. На круглом столепо вопросам модернизации экономики дано следующееопределение технологической платформы - это комму-никационный инструмент, направленный на активиза-цию усилий по созданию перспективных технологий,продуктов, услуг и на привлечение дополнительныхресурсов для исследований и разработок на основе уча-стия всех заинтересованных сторон [5]. В этой связисоздание и использование инновационных разработокстановится эффективным при условии создания техно-логической платформы. Создание самой же платформыстановится возможным при активном взаимодействиивузов и школ.Результаты исследованияВ ходе исследования была проведена экспертнаяоценка разработок, представленных в Томской областина различные конкурсы, а также в органы управленияобразованием. Выявлено, что на базе различных учре-ждений созданы банки разработок школьных педаго-гов. В ОГБУ РЦРО в результате конкурсов, реализациирегиональных проектов и поддержки ресурсных цен-тров общий пакет составляет более 300 разработок,часть из них представлялись на федеральном уровне иполучили награды. ТОИПКРО имеет 44 площадки набазе школ, в которых создаются инновационные разра-ботки. НОЦ «Институт инноваций в образований» ТГУоформил и издал 36 разработок. Ресурсный методиче-ский центр г. Томска имеет сегодня пакет инновацион-ных разработок, включающий 169 разработок. В то жевремя многие учреждения затрудняются представитьполный реестр разработок, нет полной информации обих учете, хранении и использовании.Анализ Томского областного конкурса учебно-методических комплектов и средств показал, что из27 разработок, получивших в 2011 г. высокую оценку,21 (77,78%) создана на основе взаимодействия вузов ишкол. Анализ документов и фокус-группа с участника-ми различных конкурсов позволили выявить различныеформы взаимодействия:- поддержка профессиональных контактов с выпус-кающей кафедрой, научным руководителем по оконча-нии вуза. При этом уникальным является факт, когдатакие контакты поддерживаются не только молодымипедагогами, но педагогами, имеющими стаж работы20-30 лет;- авторский коллектив, созданный на базе общеоб-разовательного учреждения с участием вузовских пре-подавателей;- авторский коллектив, созданный при вузе, с уча-стием школьных педагогов;- авторский коллектив, сформировавшийся в ходеразработки и реализации образовательного проекта илипрограммы.Наиболее обобщающей стала точка зрения одногоиз участников фокус-группы: «Инновации должныкасаться не только технологий, но и тех, кто эти тех-нологии реализует. Если человек не перестроился,ничего в себе не изменил, бесполезно говорить обинновациях. Какие бы технологии мы не внедряли вшколу, они тогда и будут казаться старым в новойупаковке. Мне кажется, что инновация должна начи-наться с изменения сознания учителя о самом себе, отом, какую роль он играет. Что он должен делать вклассе, в школе, в обществе и т.д. А второй момент:вы говорите, что инновационный продукт - это тотпродукт, который продается. А продается, как из-вестно, только тогда, когда он хорошо упакован. Ночто тогда получается? Мы в основном и говорим, чтоинновация касается форм. Но меня, как учителя ли-тературы, честно, уже замучало содержание. Это ужепросто никуда не годно, его давно уже пора пере-сматривать. Не меняя содержания, мы постоянноработаем над инновационными формами, а результа-та, на мой взгляд, ни-ка-ко-го. А изменить содержа-ние и форму можно только взаимодействуя с учены-ми, с вузами. Только в таком союзе можно достичьэтих целей».В рамках исследования проведена пилотная экс-пертная оценка имеющихся разработок, для которойбыли отобраны разработки, созданные вузовскимипреподавателями, школьными педагогами и совмест-ные разработки вузов и школ. Экспертиза была поли-позиционной и включала специалистов в области со-временных образовательных технологий, методикиобучения, научного предмета.В результате экспертной оценки сформулированыследующие выводы:- Вузовские работники как специалисты в областизнания обладают методологией работы с предметнымсодержанием, ориентируются в современной научнойлитературе, владеют современными представлениями инавыками исследовательской деятельности.- Школьные педагоги являются специалистами ввопросе организации образовательной деятельности сучащимися, владеют современными образовательнымитехнологиями и навыками практической деятельностипо использованию знаний в образовательном процессе.- Инновационные разработки во взаимодействииученых и учителей позволяют эти сильные стороныобъединить.- Разработки создаются в полевых условиях в ре-зультате опытно-экспериментальной деятельностишкольных учителей.- Совместная рефлексия ученых и педагогов позво-ляет «оттачивать» новые образовательные средства.- Отсутствие такого партнерства приводит к тому,что инновационные разработки вузовских сотрудни-ков неэффективны, так как не соответствуют возрас-тным особенностям обучающихся; не представляютсредства организации образовательной деятельности;академическое изложение доминирует над практикойиспользования знания в различных видах деятельно-сти; разработки не прошли апробацию в период сво-его создания.- Неэффективность разработок школьных педагоговвыражается в том, что содержание разработки эклек-тично, имеются грубые методологические ошибки;«развлекательный» характер доминирует над исследо-вательскими и проектными заданиями; недостаточноиспользуются современные достижения науки.Для разработки условий создании и использова-ния инновационных разработок нами проведен ана-лиз существующих сайтов и порталов, решающихданную задачу с использованием инструментов мар-кетингового анализа. Выявлено, что в настоящийпериод в России существует достаточно широкийспектр таких сайтов и порталов. Помимо таких спе-циализированных сайтов и порталов, многими вуза-ми, учреждениями повышения квалификации, науч-но-методическими центрами создаются хранилищана своих официальных сайтах.Нами проанализировано 10 федеральных и 2 регио-нальных портала, которые специализируются на хра-нении и распространении разработок. В результатеанализа сделан вывод, что данные сайты имеют корот-кий жизненный цикл. Доминирует услуга по предос-тавлению текста разработки на коммерческой основе,на втором месте - услуга по размещению текста илиинформации о разработке на сайте. Отсутствуют услу-ги по сопровождению создания разработок, внедрениюи сопровождению пользователей разработки. Практи-чески не используется механизм организации сетевыхсообществ по созданию и использованию инновацион-ных разработок.По результатам исследования предложено поэтап-ное формирование технологической платформы посозданию и использованию инновационных разработокв следующих формах:1. Региональный банк инновационных разработок(банк данных), позволяющий выявить и разместитьинформацию об имеющихся инновационных разработ-ках.2. Образовательный портал, позволяющий органи-зовать консультационное и экспертное сопровождениепроцесса создания и внедрения инновационных разра-боток.3. Технологическая платформа, позволяющая соз-дать виртуальные сетевые лаборатории по созданию ивнедрению инновационных разработок.Такое поэтапное развитие взаимодействия по соз-данию и использованию инновационных разработокпозволит:- сформировать субъекты взаимодействия, в томчисле авторские коллективы и профессиональные со-общества;- создать системы связей и управление ими;- внести в культуру взаимодействия новые формы;- масштабировать процесс взаимодействия, приэтом постоянно расширяя границы профессиональныхсообществ;- конкретизировать услуги средства сопровожденияпроцесса создания, распространения и использованияинновационных разработок.Рис. 1. Модель создания и использования инновационных разработок во взаимодействии вузов и школПроцесс создания и использования инновационныхразработок должен строиться на принципах концепцииуправления знаниями, а именно способствовать:- выявлению и архивации знаний, накопленных всистеме образования, в форме Регионального банкаинновационных разработок;- распространению и пропаганде знаний через раз-мещение Регионального банка инновационных разра-боток на сайте и предоставлению информации об авто-рах и каналах взаимодействия с ними;- внедрению разработок, включая создание про-грамм повышения квалификации (отдельных модулей),в том числе дистанционных, создание контента - набо-ра сервисов, позволяющих выстроить различные фор-мы взаимодействия, в том числе в форме созданияпрофессиональной сети;- созданию (производству) знаний через созданиесетевых лабораторий и кластеров, виртуальных автор-ских коллективов, а также сетевых мастерских апроба-ции и внедрения на основе взаимодействия вузов ишкол, формирования сетевых сообществ (см. рис. 1).Таким образом, создание регионального банка ин-новационных разработок, а затем на ее основе техноло-гической платформы позволит:- преодолеть локализацию инновационных измене-ний системы образования в области как общего, так ипрофессионального образования;- повысить качество инновационных разработок;- активизировать процесс создания и использованияинновационных разработок;- увеличить количество инновационных разработоки реципиентов (получателей), их внедряющих;- повысить эффективность внедрения инновацион-ных разработок;- содействовать профессиональному развитию ра-ботников образования;- способствовать профессиональной интеграции ра-ботников общего и профессионального образования, втом числе вузов.В целом технологическая платформа в области об-разования является важным инструментом использова-ния потенциала взаимодействия вузов и школ.ПРИМЕЧАНИЕ1В лекциях по методологии исследования в области педагогики и психологии Г.П. Щедровицкий центральной темой обсуждения делает про-блему выявления связей и отношений, их обособления, изоляцию как исследовательскую задачу, которая позволяет выявить определенныехарактеристики явления, их структурное развертывание, предполагающие понимание изучаемого как единого целого. Однако такое разверты-вание невозможно посредством простого механического объединения этих квазиизолированных процессов. Необходимо задание исходнойструктуры целого - «клеточки». Вопрос о том, как появляется «клеточка», представляется методологически сложным. «Клеточка» не являетсярезультатом логической конструкции. Попытка ее определения через эмпирические исследования показывает, что ее полагание собственно ипозволяет обнаружить ее в эмпирии. То есть клеточка является результатом интуитивного или гипотетического и в этом смысле онтологическизаданного представления об объекте. Существенным признаком того, что нечто становится клеточкой (исходной структурой развертывания),является то, что какое-либо структурное представление позволяет развернуть целое, понять его, управлять им [3. С. 212-213].
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 306
Ключевые слова
инновационный процесс, инновационные разработки, качество образования, профессиональное развитие, технологическая платформа, innovation process, innovation, quality education, professional development, technology platformАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Зоткин Андрей Олегович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием факультета психологии | aozotkin70@gmail.com |
Ссылки
Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социальных изменений : пер. с фр. М., 1998. 284 с.
Гайсельхарт Х. Обучающееся предприятие в ХХI веке : пер. с нем. Н.В. Маловой. Калуга : Духовное познание, 2004. 264 с.
Щедровицкий П.Г. Начала системно-структурного исследования взаимоотношения в малых группах : курс лекций. М. : Путь, 1999. Т. 3. 352 с.
Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию : пер. с англ. М. : Инфра-М, 2002. 504 с.
Материалы «круглого стола» «Технологические платформы как инструмент модернизации экономики». 12 ноября 2010 г., г. Москва. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=34910&d_no=34973
