Взаимодействие вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Взаимодействие вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров

Приведены материалы эмпирического исследования взаимодействия вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров. Представлены методы и этапы исследования, описаны результаты и выдвинуты предложения о влиянии взаимодействия вузов и школ на организацию повышения квалификации педагогических кадров и качество образования. Осуществлена интерпретация эмпирического материала на основе синергетического подхода и методологии гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций. Результаты исследования позволили обосновать направления управленческой поддержки взаимодействия вузов и школ при организации повышения квалификации педагогических кадров.

Interaction of schools and universities in organization of teaching staff training courses.pdf Исследование потенциала взаимодействия вузов ишкол для организации повышения квалификации педа-гогов и управленцев в региональной системе общегообразования Томской области было инициировано врамках проекта, реализуемого в ТГУ по заказу Адми-нистрации Томской области. Проект направлен на ре-шение задачи повышения качества образования за счётиспользования потенциала взаимодействия вузов ишкол. Предпринята попытка использовать региональ-ную специфику Томской области как места концентра-ции большого количества вузов, региона, ориентиро-ванного на создание и использование инноваций дляповышения качества образования.Одним из направлений проекта стало создание ме-ханизмов организации ПК кадров системы общего об-разования. Для решения этой задачи в проекте намибыла разработана программа исследования. Основнуюрабочую группу составили О.Н. Калачикова (доцентФП ТГУ), Е.В. Вторина (декан ФПК ТГПУ), Т.В. Рас-ташанская (проректор ТОИПКРО). Консультированиепо вопросам разработки и реализации программы ис-следования осуществляла Г.Н. Прозументова (профес-сор ТГУ).При обосновании актуальности исследования мыисходили из того, что повышение качества образованияв значительной степени обусловлено уровнем подго-товки и возможностью постоянного совершенствова-ния профессиональной деятельности педагогов иуправленцев, что связано с организацией работы поповышению квалификации.Однако вопрос о том, какие управленческие усло-вия способны обеспечить системное влияние на каче-ство деятельности педагогов, достигая эффекта изме-нения качества образования, пока не имеет однознач-ных ответов. Это обусловлено тем, что повышениеквалификации педагогов - это не только обучение учи-телей и управленцев и формирование у них умений,необходимых для выполнения своих профессиональ-ных обязанностей. Речь идёт об организации ПК какинструмента влияния на процессы формирования пред-ставлений о качестве образования и механизма вовле-чения педагогов и управленцев в процессы развития иповышения этого качества.Нами были сформулированы исследовательские во-просы о том, какие возможности имеются в сущест-вующей организации ПК, для того чтобы не простообучить учителей современным технологиям организа-ции учебного процесса, а достичь вовлечения педаго-гов и управленцев в осуществление образовательныхинноваций. Что в сложившейся в Томской областипрактике организации повышения квалификации мо-жет способствовать участию учителей в обоснованиипредставлений о современном качестве образования?Что может способствовать участию педагогов в выра-ботке характеристик профессиональной деятельности,обеспечивающей это новое качество?Целью исследования стало выявление потенциалавзаимодействия вузов и школ в организации повыше-ния квалификации работников общего образования.Наше исследование проводилось на основе методоло-гии гуманитарного управления и исследования образо-вательных инноваций [1]. Избранная нами методологияопределила исследовательские задачи: проявить и сис-тематизировать информацию о сложившейся практикеиспользования в организации ПК сотрудничества школи вузов; описать прецеденты взаимодействия вузов ишкол для организации ПК управленческих кадров сис-темы общего образования; провести эмпирическийанализ и обосновать характеристики потенциала взаи-модействия вузов и школ; осуществить анализ потен-циала взаимодействия вузов и школ и определить воз-можные направления его использования в целях повы-шения эффективности ПК и создания условий влиянияПК на качество образования.Нами были использованы следующие методы ис-следования: составление аналитического обзора, опи-сание и анализ прецедентов взаимодействия (методкейс-стади), методика реконструкции инновационногоопыта, метод структурированного интервью, интерпре-тация и контекстуальный анализ результатов эмпири-ческого исследования. Нами не применялись методыстатистической обработки данных. Все выводы осно-ваны на результатах качественного анализа. В ходеисследования был проведён сбор информации и со-ставлен аналитический обзор, разработаны три кейса,включающих в себя описание прецедентов организа-ции ПК управленческих кадров на основе взаимодейст-вия школ и вузов, программы ПК, реализуемые вовзаимодействии школ и вузов, проведены 15 интервьюс руководителями общеобразовательных учреждений.Исследование позволило составить характеристикусодержания и форм взаимодействия вузов и школ ворганизации ПК. Нами было установлено, что в ре-гионе сложился широкий круг организаций и учреж-дений, участвующих в ПК. Можно говорить о специ-фике региональной системы ПК педагогических кад-ров. Это проявляется в наличии множества субъек-тов, предлагающих программы и формы ПК для пе-дагогов и управленцев. Услуги по повышению квали-фикации оказывают ТГУ, ТГПУ, ТПУ, СибАГС,ТОИПКРО, РЦРО.По данным аналитического обзора видно, что в по-вышении квалификации работников системы общегообразования в разной степени активно участвуют прак-тически все вузы и при этом они сотрудничают в орга-низации ПК с общеобразовательными учреждениями.Например, в ТГУ создана сеть школ-лабораторий ин-новационного образования, организована деятельностьэкспериментальных площадок, создан Институт дис-танционного образования с постоянно действующимиинтерактивными дистанционными формами ПК учите-лей. В ТГПУ имеется положительный опыт выявлениязаказа и разработки программы ПК для руководителейшкол, организована деятельность ФПК, складываютсяформы сотрудничества между факультетами и кафед-рами вуза и школами по сопровождению научно-исследова-тельской деятельности школьников; ТУСУРчерез создание базовых школ осуществляет образова-тельное сопровождение педагогов. Очевидно, что врегионе реализуется много направлений и форм со-трудничества школ и вузов, что может рассматриватьсяв качестве потенциала для организации ПК педагогов иуправленцев системы общего образования.Нами был зафиксирован количественный рост услуги форм ПК. В частности, на базе ТГУ реализуются про-граммы ПК по нескольким направлениям, программыППК для управленческих кадров, программы подготов-ки магистров, осуществляет свою деятельность Школагуманитарного управления и исследования образова-тельных инноваций; на базе ТОИПКРО более60 программ ПК для управленческих кадров основанына использовании взаимодействия между школами ивузами; в ТГПУ факультет повышения квалификациипредлагает программы и для педагогов и для руководи-телей ОУ; Региональный центр развития образованияреализует свыше 100 образовательных модулей с при-влечением специалистов различных вузов г. Томска.В ходе исследования нами была проведена серия ин-тервью с руководителями школ, направленных на по-строение характеристики ситуации в повышении квали-фикации. Нам удалось выявить, что появление при вузахструктур, осуществляющих ПК в сотрудничестве с об-щеобразовательными учреждениями, и активизация ихдеятельности обусловлены рядом факторов.Материалы интервью показали, что новый опыт со-трудничества с вузами и появление новых форм взаи-модействия школ и вузов в области повышения квали-фикации относятся руководителями к периоду начала2000-х гг. В это время возможности развития взаимо-действия вузов и школ в сфере ПК были заложены врамках реализации в Томской области в 2001-2003 гг.Мегапроекта «Развитие образования в России» (под-держка Института «Открытое общество»). Тогда былразработан и введён в практику организации ПК педа-гогов принцип демонополизации, который заключалсяв том, что педагоги и управленцы системы общего об-разования получили право выбора форм, программ имест прохождения повышения квалификации.В ходе реализации Мегапроекта в разработку обра-зовательных программ ПК оказались вовлечены нетолько учреждения высшего образования, но и иннова-ционные школы, которые смогли разработать отдель-ные модули и целые программы ПК на основе иннова-ционных разработок, созданных в ОУ. Реализацияпринципа демонополизации опиралась на механизмсубвенций, который закрепляет за каждым педагогомправо получения финансирования на прохождение ПКодин раз в пять лет. Кроме того, руководители школотмечают, что роль прямого стимулирования повыше-ния квалификации со стороны управления образовани-ем выполняли КПМО, ПНП «Образование», регио-нальные конкурсы ОУ, «Лучшие учителя», посколькупо всем направлениям ПК выделено как область вни-мания и оценки.В материалах интервью с руководителями школнами были выявлены механизмы опосредованноговлияния на повышение квалификации, которые осно-ваны на взаимодействии вузов и школ, - это реализа-ция в регионе сетевых проектов и программ по раз-личным направлениям, инициируемым как на базевузов, так и педагогами общеобразовательных школ.Участие педагогов в разработке и реализации проек-тов актуализирует проблемы компетентности и педа-гогов, и управленцев.Описание и изучение прецедентов организации ПКна основе взаимодействия вуза и школы позволило намвыявить такую характеристику организации ПК, каквовлечение в разработку и реализацию форм ПК педа-гогов и руководителей, а также проектных групп и об-разовательных учреждений. Это проявилось в описа-нии случаев организации ПК в разных вузах Томска.Например, ситуация в ТГПУ позволяет увидеть, чтосотрудничество вуза и школ при организации ПК соз-даёт возможность участия руководителей школ в фор-мировании образовательного заказа и целей программыПК. В этом взаимодействии участвуют и представителишкол и управления образованием и специалисты вуза.В исследуемом кейсе видно, что разработка вузомпрограммы ППК для руководителей школ была ини-циирована руководством муниципального департамен-та образования. Руководители школ приняли активноеучастие в постановке целей обучения, специалистывуза при проектировании образовательной программы,с одной стороны, старались ориентироваться на заказ иожидания со стороны представителей общего образо-вания, с другой - привлекли к разработке и реализациипрограммы представителей других вузов.Таким образом, собственно ориентация на взаимо-действие при постановке заказа на ПК и проектирова-нии образовательной программы способствовала раз-витию сотрудничества и вовлечению в него новых уча-стников, обогащающих образовательные возможностипрограммы, порождая синергетический эффект.Материалы кейса о взаимодействии ТГУ и школ по-зволяют увидеть, что сотрудничество может быть на-правлено на оформление и обобщение инновационногоопыта школ-лабораторий ТГУ в модули программы под-готовки управленцев. Например, в рамках программыППК по направлению «Менеджмент» руководителямишкол г. Томска разработано и реализуется несколькомастер-классов по презентации инновационных разрабо-ток школы, директора инновационных школ выступаютконсультантами при разработке участниками программыППК дипломных проектов. Собственно говоря, консуль-тирование становится новой формой ПК управленческихкадров, формируя более высокий уровень профессио-нальной рефлексии и компетенции.Ещё одним эффектом взаимодействия, выявленнымв ходе эмпирического анализа, является создание со-вместных проектных разработок, когда отдельные вы-пускные работы участников ПК становятся основаниемразработки и реализации инновационного проекта вучреждении общего образования с участием вуза. Та-кие прецеденты выявлены нами в практике взаимодей-ствия ТГУ с общеобразовательными учреждениями.Материалы кейсов показывают, что создаваемые врамках взаимодействия вузов и школ проектные разра-ботки становятся базой для создания новых услуг ПК,развития сетевого взаимодействия. Одним из результа-тов взаимодействия становится появление новых субъ-ектов ПК, которые не закреплены на определённомуровне образования или представляют собой сообще-ства педагогов и научных работников, принадлежащихк разным уровням образования, но при реализацииформ ПК выступают как самостоятельный субъект об-разовательной программы повышения квалификации.Можно говорить, что формируется потенциал к появ-лению новых коллективных субъектов, инициирующихсоздание форм и программ ПК, актуальных как дляобщего, так и для высшего образования.Эмпирические признаки появления потенциала взаимодействия вузов и школ при организации ПК№п/пЭффекты влияния взаимодействияна организацию ПК Признаки проявления эффекта в прецедентах взаимодействия1Большое количество образовательных услугпо повышению квалификации, появлениеконкуренции услугУслуги в области ПК осуществляются на основе выбора среди предлагаемых раз-личными вузами программ ПК. Вузы предлагают большой перечень форм и услугПК, активно взаимодействуют со школами, предлагая и разрабатывая услуги ПК.Предлагаются модульные программы ПК, позволяющие на основе накопительногопринципа формировать индивидуальные программы ПК2Большое количество субъектов, осуществ-ляющих услуги, в том числе появление кол-лективных субъектов из представителейразных уровней образованияВ Томской области имеется 5 постоянно действующих субъектов организации ПКпедагогических кадров, существуют прецеденты разработки и реализации сетевыхпрограмм ПК. Появляются новые субъекты ПК - сетевые партнёры из числа школ ивузов (например, сеть школ-лабораторий инновационного образования ТГУ)3Вовлеченность педагогов и руководителей вформирование образовательного заказа наПКРазработка образовательных программ ПК по заказу органов управления образова-нием. Взаимодействие органов управления образованием с вузами г. Томска в сфереорганизации подготовки руководителей образовательных учреждений и магистров4Участие педагогов и руководителей в оценкеэффективности программ и форм ПК, фор-мирование представлений о возможностяхПК в контексте задач развития школыОценки и сравнение представляемых разными субъектами ПК программ и модулей(в материалах интервью с руководителями). Позитивное отношение руководителейк самой возможности выбора форм и программ ПК, возможность формированияиндивидуальных программ ПК, формирования программ с учётом потребностейучреждения или муниципалитета5Создание сетевых программ ПК, аккумуля-ция научного и инновационного ресурса впрограммы ПК, появление синергии взаимо-действия при разработке и реализации услугПК через сетевые программыВыявлено несколько прецедентов создания и реализации сетевых программ ПК.Существует опыт разработки и предложения модулей ПК представителями иннова-ционных школ6Взаимная обусловленность и синергия про-цессов повышения квалификации, реализа-ции инновационных проектов и созданияинновационных разработокВыявлены прецеденты создания и реализации инновационных проектов в ходе обу-чения в программе ПК, а также прецеденты повышения квалификации в процессеучастия в реализации сетевых проектов на базе РЦРО7Трудности координации между субъектами,предлагающими услуги ПК, и потребителями(учителями и руководителями ОУ)Выявлены негативные оценки руководителей школ относительно организации услугповышения квалификации, трудности осуществления выбора и формирования соб-ственного заказа. Определены трудности выбора программ ПК, обусловленныенепониманием образовательных возможностей разных программ и критериев оцен-ки эффективности ПК8 Ограниченные возможности участия руково-дителей в постановке задач ПКВыявлены трудности в доступе и использовании ресурсов на повышение квалифи-кации со стороны руководителей ОУ. Бюджет ПК и периодичность выделениясредств по принципу «деньги за педагогом» затрудняют руководителю школы воз-можности постановки и реализации задач ПК для учреждения в целом. Часто этоприводит к тому, что учреждения передают функцию выбора программ ПК на уров-ни муниципалитетов или ещё выше, отказываясь тем самым от возможности ис-пользования права выбора и организации ПК для педагогов своей школы9 Слабая степень оформленной и содержатель-ной дифференциации программ ПКВыявлены ограничения возможности участия в оценке результатов программы науровне школы, педагога и негативные оценки руководителей относительно предла-гаемого качества образовательного содержания программ, трудности практическогоприменения результатов ПК и их влияния на качество деятельности педагоговКак показывает анализ, реализация программ ПК наоснове взаимодействия вузов и школ обусловила появ-ление специфики образовательных программ по своимзадачам и способам организации. Об этом говорят ма-териалы интервью с руководителями школ. Большин-ство опрошенных руководителей рассматривают со-трудничество с вузами в области ПК как взаимодейст-вие потребителя и производителя услуг. При этом око-ло трети респондентов говорят о том, что при выбореуслуги ПК для себя и педагогов свой школы опираютсяна собственный опыт сотрудничества с вузом.Систематизируя собранный эмпирический материал,мы можем охарактеризовать управленческие эффекты,которые обусловлены взаимодействием вузов и школ вповышении квалификации педагогических кадров сис-темы общего образования. Для этого нами была состав-лена таблица эмпирических признаков (см. таблицу).Для обобщения результатов исследования мы ис-пользовали методику контекстуального анализа дан-ных, рассмотрев эмпирический материал в контекстесинергетического подхода и методологии гуманитар-ного управления и исследования образовательных ин-новаций. На наш взгляд, это позволило интерпретиро-вать собранный материал, а также определить направ-ления практического применения. Первичную интер-претацию мы осуществили в контексте синергетиче-ского подхода и рассмотрели обнаруженные нами эф-фекты как проявление процессов самоорганизации.Термин «синергетика» образован от греческого «си-нергиа», что означает «содействие, сотрудничество»;это в значительной мере является основанием выбораподхода к анализу результатов эмпирического иссле-дования взаимодействия вузов и школ. При этом мыопирались на работы В.А. Белавина, Е.Н. Князевой иС.П. Курдюмова [2-4].В логике синергетического подхода мы имеем делос процессом взаимодействия двух систем, в каждой изкоторых ПК имеет важную функцию.Рассматривая процесс взаимодействия вузов и школкак процесс взаимодействия двух систем, можно ин-терпретировать выявленные нами эффекты и сделатьпредположения об их последствиях. Например, ростчисла услуг и программ повышения квалификации иего взаимосвязь с появлением новых субъектов предос-тавления услуг ПК можно интерпретировать как дви-жение от малых флуктуаций к формированию аттрак-торов, способных оказать влияние на изменение обеихсистем. Появление в вузах прецедентов разработкипрограмм ПК по инициативе и «под заказ» представи-телей общего образования указывает на то, что, с од-ной стороны, в системе общего образования появляют-ся признаки участия конкретных руководителей, педа-гогов в формулировании целей собственной деятельно-сти. Однако, с другой стороны, система высшего обра-зования, участвуя в этом взаимодействии, опирается нена внутреннее представление о том, «как должнобыть», а на «заказ», на потребность, формулируемуюпредставителями общего образования (заказ «извне»).Появляется признак перехода от взаимодействия за-крытых систем, которые не допускают влияния на це-левые и процессуальные характеристики деятельности,к взаимодействию систем с признаками открытости.Усиление этого процесса проявляется в фиксируемомнами эффекте появления новых субъектов ПК, такихкак группы разработчиков сетевых программ ПК. Этоотслеживается по прецеденту из деятельности НОЦТГУ «Институт инноваций в образовании», где мывидим, что участники сети школ-лабораторий инно-вационного образования становятся разработчикамисетевой программы ПК, вкладывая в неё модули, ос-нованные на инновационных разработках отдельныхучастников сети, в том числе представителей и обще-го, и высшего образования. Здесь мы можем наблю-дать классическое проявление базового принципа си-нергетики - «сумма отдельных частей - это большечем целое».Мы наблюдаем и другой прецедент реализации се-тевой программы на базе РЦРО. В этом прецедентемножество модулей ПК создается разрозненно пред-ставителями образовательных учреждений, а интегри-руется в целое не коллективным субъектом-разработчиком сетевой программы, а самим потреби-телем услуги ПК, например отдельным педагогом, дей-ствующим по принципу накопления модулей.И в том и в другом примере очевидно появлениеновых субъектов ПК, которые с точки зрения синерге-тического подхода выступают в качестве структур-аттракторов, обладающих потенциалом влияния наразвитие системы и её качественного изменения. Си-нергетический подход позволяет на основе оценки ко-личества и устойчивости, возможных в системе струк-тур-аттракторов, прогнозировать параметры изменениясистемы.При этом важно отметить, что наблюдается ростчисла предлагаемых услуг ПК, в том числе и создан-ных при взаимодействии вузов и школ, в то время какпоявление сетевых программ ПК, разработка программПК по заказу пока имеет прецедентный характер (однапрограмма в ТГПУ, одна программа в ТГУ). Выявлен-ный нами эффект указывает на то, что взаимодействиевузов и школ в организации ПК обладает потенциаломк изменению организации ПК за счёт взаимодействия вней систем высшего и общего образования. Однакоформирование потенциала сопровождается возникно-вением напряжения и затруднений при взаимодействии(см. п. 7-9 таблицы).Возникновение таких эффектов выглядит законо-мерным как пример нарастания энтропии в закрытыхсистемах при возникновении флуктуаций. С точки зре-ния синергетического подхода закрытые системыстремятся уменьшить влияние аттракторов, однако ко-личество аттракторов и их оформление в структуры,при определённой управленческой поддержке, облада-ет потенциалом перехода к открытой системе.В связи с этим можно предположить, что созданиемеханизмов поддержки взаимодействия между вузамии школой в организации ПК, разработка новых формвзаимодействия должны способствовать оформлениюструктур, основанных на взаимодействии, появлениюколлективных субъектов, сообществ и профессиональ-ных сетей.Интерпретацию и анализ собранного эмпирическо-го материала мы осуществили также на основе методо-логии гуманитарного управления и исследования обра-зовательных инноваций, в рамках которой базовымусловием эффективности управления и влияния управ-ления на качество образования является потенциал иресурс человека, потенциал «личного действия челове-ка в образовании» [5]. В рамках этой методологииобосновывается необходимость создания и использо-вания управленческих средств, направленных на во-влечение людей в порождение и формулирование це-лей образования и управления.Методология гуманитарного управления выступа-ет основанием проектирования гуманитарных техно-логий управления инновациями. Анализируя собран-ный эмпирический материал в контексте данной ме-тодологии, можно отметить, что взаимодействие ву-зов и школ в сфере повышения квалификации форми-рует потенциал участия и влияния человека на обра-зование. Организация повышения квалификации на-чинает зависеть от участия в ней самих педагогов ируководителей школ в качестве разработчиков и за-казчиков ПК. При взаимодействии вузов и школ про-исходит усиление процессов рефлексии собственнойпрофессиональной деятельности, построение пред-ставлений о содержании и результатах образования,выявление профессиональных дефицитов и потребно-стей совершенствования деятельности на основе фор-мируемых самими педагогами представлений об обра-зовании. Более того, возникают прецеденты появле-ния новых субъектов ПК - образовательных сетей исообществ разработчиков программ ПК.В рамках методологии гуманитарного управленияпроцесс формирования субъектов образовательногопространства является частью процесса становленияОткрытого образовательного пространства и обладаетпотенциалом повышения качества образования. Однакометодология гуманитарного управления актуализируетпроблемы управления образованием при переходе кОткрытому образовательному пространству. Пробле-мы, без решения которых оказывается невозможнымиспользование потенциала участия и влияния человека,использование гуманитарного потенциала образования.В рамках методологии гуманитарного управления мыможем интерпретировать появление затруднений и на-пряжения во взаимодействии, фиксируемое нашим эмпи-рическим исследованием. Например, выявленная намислабая степень оформленной и содержательной диффе-ренциации программ ПК (см. п. 9 таблицы) является про-явлением дефицита управления взаимодействием субъек-тов-разработчиков услуг ПК, а также дефицитом коорди-нации взаимодействия между разработчиками и потреби-телями. Эта координация в методологии гуманитарногоуправления должна реализовываться на основе гумани-тарных технологий, в том числе таких, как организацияоткрытой экспертизы; организация коммуникации разра-ботчиков и потребителей и др.Эмпирический материал позволяет констатироватьбарьеры взаимодействия, обусловленные тем, что соб-ственно взаимодействие и сотрудничество не являютсяпредметами внимания управления. Например, трудно-сти при осуществлении выбора и формирования обра-зовательного заказа обусловлены дефицитом форм со-вместной деятельности между субъектами, предла-гающими услуги ПК, и субъектами, потребляющимиуслуги ПК.Методология гуманитарного управления и исследо-вания позволяет рассматривать данные эмпирическогоисследования как характеристики потенциала станов-ления субъектов образования и проявление управлен-ческих задач, обеспечивающих перевод потенциалавзаимодействия в ресурс образования.Анализ и обобщение результатов эмпирическогоисследования в контексте синергетического подхода ив контексте методологии гуманитарного управления иисследования образовательных инноваций позволилинам решить поставленную исследовательскую задачу -выявить и охарактеризовать потенциал взаимодействиявузов и школ в организации повышения квалификацииработников общего образования.Это позволяет нам сформулировать гипотезу об ис-пользовании потенциала взаимодействия вузов и школпри организации ПК для повышения качества образова-ния. Она состоит в том, что для повышения эффективно-сти организации ПК и усиления его влияния на качествообразования необходимо создание управленческих ме-ханизмов поддержки взаимодействия вузов и школ вэтой области. Предметом управления должны стать про-цессы формирования профессиональных сетей и сооб-ществ, объединяющих представителей вузов и школ.Активизация и поддержка процессов формированияпрофессиональных сообществ, объединяющих предста-вителей разных уровней образования, является меха-низмом опосредованного управления повышением ква-лификации.

Ключевые слова

взаимодействие вузов и школ, повышение квалификации педагогических кадров системы общего образования, качество образования, синергетический подход, методология гуманитарного управления и исследования образовательных инноваций, interaction of schools and universities, improving qualification of teaching staff in system of general education, quality of education, synergetic approach, methodology of humanitarian management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Калачикова Ольга НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием факультета психологииolga_kalach@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Прозументова Г.Н. Типологизация образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования // Переход к Отрытому образовательному пространству. Ч. 2 : Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Трансдисциплинарность синергетики // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 341-358.
Белавин В.А. Синергетика и развитие человечества. URL: http:// spkurdyumov.narod.ru/D6Belavin.htm
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/D1Knyazeva Kurdyumov.htm
Прозументова Г.Н. Методологическое самоопределение и выбор методов для исследования образовательных инноваций // Переход к Отрытому образовательному пространству. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томски
 Взаимодействие вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Взаимодействие вузов и школ в организации повышения квалификации педагогических кадров | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.