Развитие инновационности дополнительного образования детей в авторской образовательной программе «Саберфайтинг»
Рассматриваются проблемы разработки, реализации и формирования содержания авторских образовательных программ. В историко-педагогическом контексте анализируются источники и условия появления данных программ, доказывается и конкретизируется их связь с соответствующими практиками. На примере реализации программы «Саберфайтинг» в МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Томска показывается значение и перспективность использования авторских разработокдля развития теории и практики инновационного дополнительного образования.
Development of innovativeness of supplementary education in original educational program Saberfighting.pdf Практика работы российских учреждений подтал-кивает педагогов к непрерывному обновлению содер-жания взаимодействия с подростками и молодежью.Это взаимодействие особенно продуктивно осуществ-ляется в системе дополнительного образования, разно-образные образовательно-воспитательные возможно-сти которого послужили причиной введения дополни-тельных внепредметных часов в государственные стан-дарты школьного обучения. В этой связи очевидно, чтоинновационное содержание дополнительного образо-вания сегодня концептуализируется не столько в спе-циальных внешкольных учреждениях, сколько в про-фильных образовательных программах. Интересно вы-яснить, каковы источники создания и условия реализа-ции данных программ и в чем состоит специфика ин-новационного содержания авторских разработок -квинтэссенции научно-методической и опытно-поисковой деятельности педагогов.Понятие «авторская образовательная программа»вошло в широкий педагогический обиход сравнительнонедавно. Как правило, современная авторская про-грамма представляет собой текстовое отражение теоре-тико-методических основ и содержания практики кон-кретного педагога. При этом историко-педагогическийанализ российского образования показывает, что важ-нейшим источником формирования наиболее извест-ных и эффективных авторских практик являются усло-вия деятельности конкретного педагога. Примеровэтому множество. Достаточно вспомнить работу вы-дающегося советского ученого А.С. Макаренко. Егосистема была «извлечена», как писал сам педагог, не изкнижных формул, которые, по его мнению, «нельзяпривязать к делу», а выращена из «суммы реальныхявлений» [1. С. 23], т.е. условий. Невозможно оспоритьтот факт, что и в концепции В.А. Сухомлинского, из-вестного директора Павлышской школы, важным усло-вием воспитания детей являлось выстраивание их от-ношений с природой и сельской средой [2. С. 46]. От-метим, что названные педагоги были руководителямиучреждений. Поэтому они обладали большей свободойв организации, выборе или коррекции условий, чемрядовые учителя, которые работали в направлении,едином для всего коллектива.Рассмотрим, чем отличается образование совет-ского периода от современного. В контексте непре-рывных изменений образовательной реальности на-шего времени от учителей и педагогов-внешкольников все чаще требуется такой же немед-ленный анализ и немедленное действие, как и в пер-вые годы советской власти. На сегодняшний же деньситуация такова, что любое исходящее «снизу» ново-введение требует согласования с администрацией, атакже документирования. Новшества, обогащающиепедагогическую теорию и методику, впоследствиизакрепляются в удобной для педагогов форме образо-вательной программы. Анализ ряда программ, разра-ботанных и реализованных в МОУ ДОД «Дворецтворчества детей и молодежи» (ДТДиМ) г. Томска(программы «Педагогический класс», «Саберфай-тинг», «Школа светофорных наук», «Авиамоделизм»и др.) показывает, что в них представлены формы,методы и приемы, целесообразные для конкретногообъединения. Именно в этом и состоит, вероятно, ихпедагогическая ценность. Изучение авторских про-грамм дает возможность выявить источники форми-рования соответствующих практик, а научное осмыс-ление заключенного в них опыта педагогов и условийих деятельности может способствовать развитию со-временной школы в русле интеграции общего и до-полнительного образования.Например, в г. Томске педагог дополнительногоспортивного образования объективно ориентирован навзаимодействие с общеобразовательными учреждения-ми. Приведем лишь короткий перечень предпосылоктакого взаимодействия: облегчается проведение наборав секцию и участие в массовых мероприятиях; стано-вится доступна аренда или безвозмездное пользованиешкольным спортивным залом. Даже последнего пунктадостаточно, чтобы на основе образовательной про-граммы реализовать вариативность, индивидуальнуюнаправленность и традиционную востребованностьдополнительного образования в пространстве школы.Это вполне соотносится с текстом ФГОС нового поко-ления, в котором декларируется стремление сделатьшколу ведущим центром оказания дополнительныхобразовательных услуг, что, кстати, не является новымдля отечественной науки о воспитании.Ещё А.С. Макаренко считал необходимым, чтобыединым коллективом, руководящим воспитанием де-тей, оставалась школа, а внешкольные учреждения бы-ли подчинены ей. Педагог указывал, что отказ школыот «необязательных» занятий заметно снижает ее воз-можности в воспитании детей. В этой связи Антон Се-менович писал: «Можно аплодировать очень многимработникам и методам работы пионерского дворца.… то, что они так хорошо работают… дает возмож-ность некоторым школам уклоняться от всякой воспи-тательной работы» [3. С. 123].В советский период были и объективные причины,препятствующие развитию кружковой работы (аналогсовременного дополнительного образования) в обще-образовательных заведениях. В частности, в Томскойобласти трехсменность занятий, не позволявшая учите-лям увеличить количество школьных кружков, былаликвидирована только в конце 1960-х гг. [4. С. 151].Кроме того, А.С. Макаренко жил в эпоху, когда основ-ной целью образования было воспитание нового поко-ления советских людей. Сегодня же воспитание в мас-совой школе отошло на второй план, а все усилия учи-телей направлены на подготовку детей к Единому го-сударственному экзамену. Воспитательная работа, темне менее, сохранила свою актуальность, что прослежи-вается в текстах многих программ, переработанных всоответствии с новыми стандартами.Рискнем предположить, что при разработкеФГОС его создатели стремились привлечь позитив-ный советский опыт внешкольного воспитания дляповышения качества учебного процесса, а также ли-квидации сложившегося в отдельных школах «пере-коса» в сторону обучения в ущерб воспитанию. Од-нако правильная по существу идея о необходимостиинтеграции общего и дополнительного образованияв полном соответствии с российскими традициямистала директивно и бескомпромиссно реализовы-ваться «сверху». В Томской области, например,ставки педагогов - сотрудников учреждений допол-нительного образования, работавших на базе школ, в2011 г. были приказным порядком переданы в обще-образовательные заведения (приказ № 1140 Депар-тамента образования администрации г. Томска от01.11.2011 г.).Вполне вероятно, что посредством данного реше-ния был упрощен бюрократический контроль надобразованием. Однако совершенно не учитывалисьвозможные негативные последствия: потеря детски-ми коллективами самоидентификации, утрата детьмии педагогом принадлежности к конкретному учреж-дению, своеобразной «чести мундира», особеннохарактерной для объединений с многолетней истори-ей. Поэтому весьма сомнительно, что прямое адми-нистративное регулирование, безальтернативное из-менение привычных условий деятельности творче-ских коллективов и их руководителей может поло-жительно повлиять на развитие инновационного об-разования и создание соответствующих программ«снизу» самими педагогами.До настоящего момента мы намеренно воздержива-лись от использования термина «инновационность»применительно к характеристике образовательной про-граммы, так как в научно-педагогическом и учитель-ском сообществах пока не устоялась однозначная трак-товка данного понятия. Результаты проведенного намиопроса учителей и педагогов (более 30 человек) свиде-тельствуют, что этот термин наиболее часто ассоции-руется со словами «нововведение», «новшество». Вракурсе описания образовательных программ характе-ристика «инновационность», несомненно, должна до-полнительно обеспечивать и качественное повышениеэффективности учебно-воспитательного процесса.Таким образом, обозначим опорные точки нашегорассуждения: существуют объективные условия,влияющие на формирование содержания предлагаемо-го детям образования; содержание образования, адап-тированное к имеющимся условиям, формализуетсячерез создание авторской программы; в программе мо-жет присутствовать инновационная компонента, спо-собствующая повышению качества образовательногопроцесса в заданных условиях. Иными словами, насинтересует процесс «выращивания» практики в усло-виях дополнительного образования, а также проявле-ние ее инновационного содержания, зафиксированногов авторской программе. В качестве конкретного при-мера рассмотрим практику детского образовательногообъединения «Саберфайтинг» ДТДиМ г. Томска, атакже одноименную авторскую образовательную про-грамму [5]. Контекст развития практики целесообразноохарактеризовать с двух позиций: во-первых, требуетнекоторых пояснений содержание предлагаемой детямпрофильной подготовки; во-вторых, необходимо выде-лить условия, определяющие реализацию этого содер-жания.Коротко остановимся на профильной подготовке вдетском объединении «Саберфайтинг». Как следует изего названия, в объединении осуществляется обучениеподростков и молодежи саберфайтингу - направлениюфехтования, основанному на реконструкции искусствавладения световым мечом из фильмов «Звездные вой-ны» американского кинорежиссера Дж. Лукаса. Сабер-файтинг является одним из популярных в последниегоды направлений арт-фехтования, которое ориентиро-вано на создание и демонстрацию постановочных по-единков для выступления на массовых мероприятиях.Для этого подросткам необходимы знания и умения вобласти существующих систем владения холодныморужием, актерское мастерство, общая и специальнаяфизическая подготовка.Спортивный статус данного направления в настоя-щее время определяется приказом Федерального агент-ства по физической культуре и спорту № 40 от 1 фев-раля 2008 г., согласно которому во Всероссийский ре-естр видов спорта по фехтованию введено дополнениев виде восьми новых дисциплин. Саберфайтинг соот-ветствует дисциплинам арт-фехтования «упражнениесоло», «упражнение группа», «дуэт - свободныйстиль», «группа - свободный стиль». Спортивная ком-понента образования, закрепленная в авторской про-грамме «Саберфайтинг», требует от обучающихся ов-ладения навыками естественного, выразительного ичеткого выполнения движений.Направленность на создание постановочных боевопределяет хореографические особенности и ограниче-ния стиля, например преобладание в количественномотношении фехтовальных действий над акробатиче-скими и рукопашным боем, наличие вращательныхэлементов в траектории движения клинка, многочис-ленные приемы с использованием вращения корпуса,ведение боя на ближней и средней дистанции. При соз-дании сценического поединка используются и акроба-тические приемы, прыжки, вращения, другие коорди-национно сложные элементы.Отметим, что в социально-педагогическом планезанятия мотивируют подростков к чтению литературыпо фехтованию, самостоятельному изготовлению тре-нировочного оружия, костюмов и театрального инвен-таря. Обучающиеся получают возможность признаниясобственных заслуг через последовательное получениерангов, отражающих статусную позицию в объедине-нии. Воспитанники успешно самореализуются в рамкахпринятой в объединении системы взаимного обучения,а также в постоянной социально ориентированной дея-тельности - публичных выступлениях в образователь-ных учреждениях, на городских праздниках и иныхмероприятиях.Целесообразно остановиться на содержании трех-летнего курса. В первый год обучающиеся повышаютуровень координационной, общефизической и двига-тельной готовности, развивают ловкость и выносли-вость, изучают основы хореографии и техники сабер-файтинга. Базовая техника включает в себя основныеприемы нападения и защиты, способы передвижения,формирует основы стиля саберфайтинга как направле-ния артистического фехтования.В течение второго года осваиваются более сложныеэлементы и приемы: дети начинают использовать тех-нику саберфайтинга для создания постановочных по-единков, выступают с подготовленными театральнымибоями на мероприятиях различного уровня.Во время третьего года обучающиеся знакомятся сосновами профессии тренера по арт-фехтованию, по-лучают начальные знания по спортивной педагогике ипсихологии, пробуют свои силы в проведении группо-вых и индивидуальных занятий. Воспитанники само-стоятельно создают и представляют зрителям постано-вочные поединки, обучают технике саберфайтинга ипостановке боевых сцен младших воспитанников в ка-честве помощников педагога.Охарактеризовав содержание профильной подготовки,перейдем к описанию самого объединения «Саберфай-тинг» и программы его деятельности. Данное направле-ние существует в г. Томске с 2002 г., а с 2004 г. и по на-стоящее время подготовка саберфайтеров осуществляетсяна базе ДТДиМ. Укажем, что еще в 2004/05 учебном годубыл написан первый вариант программы, направленныйисключительно на обучение детей основам спортивного итеатрального фехтования, а на протяжении 2005-2010 гг.программа непрерывно совершенствовалась и перераба-тывалась. В ее последнем варианте был использован ком-петентностный подход и реализована направленность наинтеграцию дополнительного и общего образования.На протяжении нескольких лет занятия проводились вспортивном зале одной из городских средних школ, что взначительной мере облегчало набор в секцию и участиевоспитанников в школьных праздниках. Также в течениекаждого учебного года подростки принимали участие вмероприятиях воспитательно-познавательного характера:проведении Дня фехтовальщика, церемониях присвоениярангов, показательных выступлениях на площадках горо-да, области, федерального округа, для чего в авторскойпрограмме выделены специальные часы. Восприятие раз-работки и демонстрации показательных выступлений каккачественных образовательных результатов привело кизменению цели образования, переориентированной собучения фехтованию на создание организационно-педагогических условий для саморазвития личности обу-чающихся.Непременным условием успешных выступлений иэффективности образовательного процесса в целом мысчитаем наличие сплоченного и целеустремленногоколлектива, что также отмечено в образовательнойпрограмме. Она предусматривает проведение набораосновного состава преимущественно с первого по два-дцатое сентября, однако ребенок может начать посе-щать занятия в любое время в течение учебного года ипродолжать заниматься после официального заверше-ния обучения в качестве выпускника и помощника пе-дагога. Именно поэтому в объединении «Саберфай-тинг» сформировался разновозрастной коллектив за-нимающихся и выпускников, который является однимиз наиболее эффективных в воспитательном отноше-нии [6]. Вследствие этого в группе практикуется ак-тивное участие более подготовленных воспитанников вобучении менее подготовленных, а также формирова-ние временных групп по возрастному или квалифика-ционному признаку, что способствует значительномуповышению скорости создания и качества постановоч-ных поединков.Не вызывает сомнений, что качественная образова-тельная разработка появляется, как правило, в резуль-тате осмысления многолетнего авторского опыта. Од-нако грамотное выделение из данного опыта перспек-тивных идей, их научная интерпретация и представле-ние требуют не менее значительного труда, чем прак-тическая педагогическая деятельность. Например, раз-работка образовательной программы по арт-фехтованию потребовала привлечения знаний из об-ласти педагогики и психологии, теории физическоговоспитания, возрастной физиологии и анатомии, мето-дики обучения фехтованию, а также неоднократныхконсультаций. Рецензентами и консультантами присоздании программы были выбраны специалисты са-мых различных областей знания: В.И. Ревякина, д-р пед.наук, проф., зав. каф. педагогики послевузовского образо-вания Института теории образования ТГПУ;С.В. Низкодубова, д-р мед. наук, проф., зав. каф. медико-биологических дисциплин ТГПУ; Г.А. Окушова, канд.филос. наук, научный руководитель ДТДиМ г. Томска;Н.Г. Путинцев, старший тренер отделения фехтованияМОУ ДОД СДЮСШОР № 16 г. Томска, член правленияФедерации фехтования Томской области, тренер-преподаватель высшей категории; Н.Ю. Балабанова, зам.директора по информационно-методической работеДТДиМ г. Томска.Соотнесение собственного практического опыта сидеями специалистов позволило нам предложить в раз-работанной программе такую систему обучения сабер-файтеров, которая на третьем году обучения позволяетподготовить постановочный поединок за 3-4 занятия.В целом же инновационность образовательной про-граммы «Саберфайтинг» заключается в том, что онаприобщает детей и подростков к саберфайтингу - уни-кальному направлению артистического фехтования,возникшему лишь в начале XXI в. Новым является ис-пользование подходов и методов спортивной педагоги-ки (А.Д. Мовшович, Б.В. Турецкий, Д.А. Тышлер и др.)применительно к данному направлению, а также пред-метная и практическая подготовка обучающихся в со-ответствии с дидактическими требованиями спортив-ного фехтования. В свою очередь новизна содержанияпрофильной подготовки определяется комплексностьюизучения системы знаний о мировом фехтовании, зна-комством подростков с основами техники владенияразличным холодным оружием. Вполне закономерно,что обучение направлено на развитие креативностидетей в рамках интерпретации и практического приме-нения освоенного содержания программы для созданиясобственного постановочного поединка.В 2008 г. программа стала лауреатом региональ-ного этапа VIII Всероссийского конкурса авторскихобразовательных программ дополнительного образо-вания детей, а в 2010 г. она была издана типографиейТГПУ тиражом в 500 экземпляров. Инновационноесодержание настоящей программы было одобреноМ.В. Максимовым, начальником Департамента поделам молодежи, физической культуре и спортуТомской области. Также эта инновационная разра-ботка выступила образцом при создании аналогич-ных программ педагогами Новосибирска, Новокуз-нецка, Самары, Казани, Екатеринбурга и ряда другихгородов РФ, что свидетельствует об успешном тира-жировании и востребованности предложенных авто-ром идей.Таким образом, на примере образовательной про-граммы «Саберфайтинг» мы показали, что авторскиеразработки, концентрирующие в себе наиболее удач-ные, педагогически целесообразные формы и методыдеятельности педагогов, являются перспективнымсредством развития инновационного дополнительногообразования в современной России.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 300
Ключевые слова
авторская образовательная программа, инновационное образование, дополнительное образование, внешкольная педагогика, author's educational program, innovative education, supplementary education, out-of-school pedagogyАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Лобанов Виктор Викторович | МОУ ДОД «Дворецтворчества детей и молодежи» г. Томска | кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования | danvelur@rambler.ru |
Ссылки
Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Сочинения : в 7 т. М. : АПН РСФСР, 1957. Т. 1. 783 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения : в 3 т. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. С. 25-266.
Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения в 7 т. М. : АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 407-419.
Народное хозяйство Томской области : Стат. сб. М., 1965.
Лобанов В.В. Саберфайтинг: образовательная программа по артистическому фехтованию. Томск : ТГПУ, 2010. 58 с.
Штейнберг Е.Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастном внешкольном объединении : дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 200 с.
