Исследование характеристик качества образования в сетевых проектах профильного образования
Рассмотрены особенности организации сетевых проектов профильного образования - сетевых профильных классов, сетевой профильной школы, Центра организации профильного образования; обосновано их влияние на изменение качества образования. Авторы доказывают, что организация коммуникации становится особой единицей содержания профильного образования, в качестве предмета профилизации проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.
Study of quality of education in elective education network projects.pdf Ориентация на создание сетевых проектов профиль-ного образования обусловлена необходимостью исполь-зования дополнительных возможностей для реализациизадач, трудно решаемых привычными способами в рам-ках отдельного образовательного учреждения [1].В практической педагогике начало использованиятермина «сетевой» относится к 70-80-м гг. прошлоговека, когда метод сетевого планирования был заимст-вован Ю.А. Конаржевским из экономической науки иперенесен в педагогическую практику [1, 2].Сетевое взаимодействие образовательных учреж-дений было реализовано А.И. Адамским в образова-тельной сети «Эврика». По его мнению, такая модельнесет в себе коренное отличие от иерархическоговзаимодействия, функционирующего в современнойсистеме образования. Нормы деятельности не зада-ются сверху, а естественным образом «выращивают-ся» внутри сообщества образовательных учрежде-ний, основываясь на реалиях деятельности каждогоучастника.Образовательную сеть А.И. Адамский определяеткак совокупность субъектов образовательной дея-тельности, предоставляющих друг другу собственныеобразовательные ресурсы с целью взаимного повы-шения результативности и качества образования [3].Для исследования особенностей качества образова-ния в сетевой организации профильного обучения не-обходимо определить такие характеристики сетевыхпроектов профильного образования, которые в основ-ном и определяют его изменение. Прежде всего, к та-ким характеристикам относятся условия организацииобучения:- широкое использование современных технологийи средств обучения;- гибкость - возможность обучаться в удобное длястаршеклассника время, в подходящем месте и в вы-бранном им темпе;- модульность - возможность формировать инди-видуальный учебный план, отвечающий личным по-требностям, из набора независимых учебных курсов;- параллельность - возможность обучения по сле-дующим основным направлениям: академическое, до-полнительное, профессиональное;- новая роль преподавателя - возложение на негофункций координирования познавательного процесса,корректировки содержания дисциплины, консультирова-ния при составлении индивидуального учебного плана;- новая роль обучающегося - повышение требова-ний по самоорганизации, мотивированности, само-оценке, навыкам самостоятельной работы; тестовыйконтроль качества знаний.В исследовании мы выделили признаки сетевоговзаимодействия, определяющие изменение качестваобразования:- сетевые проекты задают иное содержание образо-вания, организация коммуникации участников образо-вания, построение совместной деятельности становятсяособыми единицами содержания образования;- сетевой способ создания проектов профильногообразования обусловливает формирование заказа на со-держание и качество образования (появление сетевыхпроектов означает, что они могут отражать актуальноекачество образования в регионе - проявляют в образо-вании тенденции инновационного развития региона);- создание сетевых проектов профильного образо-вания означает соорганизацию образовательных, обще-ственно-профессиональных ресурсов региона, что обу-словливает и создание сообществ, и их влияние на ка-чество образования и инновационное развитие региона;- в сетевых проектах профильного образованияважным признаком является проектирование содержа-ния образования, что обеспечивает качество профили-зации и эффективность построения индивидуальныхобразовательных программ старшеклассников [4].Для обоснования характеристик качества образованияв сетевых практиках профильного обучения были про-анализированы образовательные программы разных ти-пов сетевой организации профильного обучения: сетевыхпрофильных классов в условиях взаимодействия школ ивуза (МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ); сетево-го проекта профильного обучения «Проектирование ин-дивидуальных образовательных маршрутов в профильнойшколе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска; сете-вого проекта профильного обучения в сфере дополни-тельных образовательных услуг «Открытый молодежныйуниверситет».Рассмотрим характеристики и основания качестваобразования в условиях взаимодействия МОУ ЗАТОСеверск и СТИ НИЯУ МИФИ.Взаимодействие средних и высших образователь-ных учреждений диктуется сейчас, прежде всего,стремлением учащихся и их родителей иметь гарантиюпродолжения образования. Со стороны учителей сред-них образовательных учреждений и преподавателейвузов это взаимодействие в основном диктуется стрем-лением сохранить высокий уровень образования и при-вить учащимся понимание необходимости постоянногопополнения знаний. Каждый вуз заинтересован в при-влечении к обучению в своих стенах не просто способ-ных учащихся, но учащихся, имеющих призвание к тойобласти деятельности и к тем специальностям, по ко-торым вуз организует подготовку.Введение сетевых профильных классов в условияхвзаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУМИФИ направлено на внедрение механизма социаль-ного партнерства для устойчивого развития муници-пальной системы образования, организации сетевойпредпрофильной подготовки и сетевого профильногообучения, направленных на профессиональную ориен-тацию выпускников общеобразовательных школ и по-мощь городскому округу ЗАТО Северск в деле подго-товки кадров для атомной отрасли.Таким образом, взаимодействие средних и высшихобразовательных учреждений способствует усилениюмотивации получения высшего образования учащими-ся, стимулирует повышение качества их знаний, позво-ляет учащимся на базе вуза дать реальное представле-ние об уровне развития современной науки, а такжепредоставляет возможность учащимся осознанно вы-брать направление дальнейшего обучения.Качество образования в сетевых профильных клас-сах в результате взаимодействия МОУ и вуза опреде-ляется следующими характеристиками: повышаетсяобразовательный уровень учащихся, создается системаранней профориентации, идет успешное поступление ввузы. Кроме того, в результате этого взаимодействияучащиеся приобщаются к вузовской системе обученияв стенах среднего образовательного учреждения, чтооблегчает их адаптацию при переходе в вуз и обеспе-чивает непрерывность и преемственность школьного ивузовского образования.В целом взаимодействие средних и высших образо-вательных учреждений в сетевых профильных классахспособствует становлению системы персонифициро-ванного государственного заказа на образование. Этопозволяет максимально индивидуализировать обучениепо выбранной учащимся и заказанной обществом обра-зовательной траектории и обеспечить спрос на специа-листов на формирующемся рынке труда.Рассмотрим характеристики качества образования в се-тевом проекте профильного обучения «Проектированиеиндивидуальных образовательных маршрутов в профиль-ной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска.Разработчики проекта исходят из того, что выборпрофиля - это не начало, а завершение профильногообучения в старшей школе: эффективность качества об-разования в старшей школе определяется построениемдетьми своего образовательного профиля. Авторы пола-гают, что такой профиль должен не задаваться, а созда-ваться детьми и педагогами в школе. И его созданиеопределяет эффективность и качество образования встаршей школе. Для этого необходимо, чтобы дети ипедагоги старшей школы:- участвовали в проектировании, создании, исследо-вании эффективности совместной деятельности в школе,в разработке проекта профильного обучения;- определяли номенклатуру образовательных про-филей и содержание образования в них путем осущест-вления образовательных проб, образовательных проек-тов, разработки и реализации проектов образователь-ных программ;- овладевали компетенциями участия, влияния насовместную деятельность в процессе своего образова-тельного позиционирования.Рассмотрим образовательные условия развития ка-чества образования посредством проектирования обра-зовательного профиля.К концу 9-го класса в школе организуется специ-альная работа по проявлению интересов учащихся кпрофильному обучению, по формированию у нихпредставлений об организации профильного обученияв старшей школе (презентации, выставки, образова-тельные встречи), предварительных представлений оличных предпочтениях, образовательном самоопреде-лении. Проявленные интересы становятся предметомобсуждения с ребенком и его родителями, результатыобсуждения положены в основание образовательноговыбора ребенком направления профильного обучения.В старшей школе разработан и реализуется мета-предметный курс «Проектирование образовательногопрофиля», в рамках которого организуется с учащими-ся проектирование профиля и образовательное сопро-вождение профильного обучения. Важным результатомреализации курса является разработка образовательныхпрограмм профилей совместной деятельности.Базовым условием реализации образовательных про-филей в нашей Школе является разработка и реализацияучащимися индивидуальных образовательных программ.В настоящее время такая индивидуальная програм-ма включает в себя:- формулирование и оформление учащимися цен-ностных, смысловых установок на образование, обра-зовательные цели и учебные задачи;- определение и выбор ими направлений общеобра-зовательной подготовки, специализации, профессиона-лизации деятельности;- установление учебных затруднений и индивиду-альных особенностей учебной работы, учебного стиля,разработку и выбор средств, обеспечивающих повы-шение учебных результатов и достижений;- выбор одной из форм образовательной деятельно-сти: творческая работа, проект, исследовательская работа;- выработку оснований и критериев оценивания,рефлексии своей образовательной деятельности, дос-тижений и результатов.Для реализации индивидуальных образовательныхпрограмм в школе разработана Программа образова-тельного сопровождения учащихся старшей школы(далее Программа). В Программе, наряду с освоениемобщеобразовательных предметов, учащиеся имеют воз-можность овладеть профессиональными навыками врамках спектра профессий, предлагаемых школой, уч-реждениями дополнительного образования, вузами, скоторыми сотрудничает школа (ДЮЦ «Звездочка»,ТГУ, ТГПУ, ТУСУР). Организация образовательныхстажировок на базе вузов, профильных и профессио-нальных проб позволяет обучающимся приобрестипервичный опыт профессиональной деятельности, раз-вить умение анализировать свои способности, ответст-венно и осмысленно принять решение о своем профес-сиональном будущем. Проведение тренингов и проф-тестирования психологами ЦПК, областного центрапрофессиональной ориентации, ТГУ, областного цен-тра занятости населения позволяет старшеклассникамполучить информацию о своих способностях, о прин-ципах эффективного выбора профессии. Ребята учатсяраспознавать те или иные качества личности, осозна-вать себя в различных ситуациях. Знание своих инди-видуальных особенностей и соотнесение их с профес-сионально важными качествами помогают подросткамсмоделировать путь профессионального самоопределе-ния, определиться в сфере интересов.В школе проводятся ряд мероприятя, нацеленные напрофессиональное просвещение учащихся. В рамкахпроектной недели организовано образовательное собы-тие «Мир профессий глазами подростка». Ребята соби-рают информацию об учебных заведениях нашего го-рода, о рынке труда и наиболее востребованных специ-альностях в Томске. Такие события помогают вы-страивать отношения со сверстниками и взрослыми входе целенаправленной коммуникации. В школе созданбанк данных о факультетах и специальностях в выс-ших, средних и профессиональных образовательныхучреждениях; оформлены стенды по профориентации,имеются справочники, буклеты, информационная ли-тература. Старшеклассники посещают дни открытыхдверей, проводимые учебными заведениями, а также вшколу приглашаются представители приемных комис-сий и образовательных учреждений, которые знакомятподростков со специальностями, условиями поступле-ния и обучения. Ежегодным мероприятием уже стал«Фестиваль науки» в ТГУ. Дети посещают факультетпсихологии, радиофизический факультет, факультетискусств и культуры, Ботанический сад, Научную биб-лиотеку ТГУ, выставки технического творчества. Про-ведение стажировок с посещением занятий и лекций вучебных заведениях позволяет старшеклассникам при-близиться к студенческой жизни, повысить профессио-нальную направленность их учебных интересов, адап-тироваться посредством повышения уровня профес-сиональной готовности.Таким образом, качество образования в проектестаршей профильной школы определяется процессомпрофилизации образовательной деятельности старше-классников. Основной целью профилизации в проектестаршей школы МОУ СОШ № 49 г. Томска являетсяпредоставление учащимся возможности проектироватьсвое будущее и формировать необходимые ресурсы дляосуществления осознанного профессионального выбо-ра. Для достижения поставленной цели решаются сле-дующие задачи: формирование компетенций проекти-рования образовательного профиля; определение осно-ваний для его выбора и построение профиля как ре-зультата и следствия профильного обучения. В школесоздаются условия для вовлечения педагогов и детей впостроение образовательного пространства региона,проектирования индивидуальных траекторий движениястаршеклассников.Рассмотрим характеристики качества образования,определяющие особенности, обусловленные взаимо-действием школ и вузов в Открытом молодежном уни-верситете.Отработанная Открытым молодёжным университе-том модель взаимодействия школ и вузов в направле-нии реализации профильного обучения, по мнениюавторов проекта, направлена на развитие характери-стик качества образования, представленных в моделикомпетенций выпускника Программы.Модель компетенций выпускника включает инфор-мационные компетентности, компетентности в сфереличностного самоопределения, коммуникативные ком-петентности.Информационные компетентности включают сле-дующие способности: владение навыками работы сразличными источниками информации; способностьсамостоятельно систематизировать, анализировать иотбирать необходимую информацию; умение ориенти-роваться в информационных потоках, выделять в нихглавное и необходимое; способность применять длярешения учебных задач информационные и телеком-муникационные технологии.Компетентности выпускника в сфере личностногосамоопределения включают: способность формулиро-вать собственные ценностные ориентиры по отноше-нию к изучаемым предметам и сферам деятельности;владение способами самоопределения в ситуациях вы-бора; умение принимать решения, брать на себя ответ-ственность за их последствия, осуществлять действияна основе выбранных целевых и смысловых установок.Коммуникативные компетентности включают:владение способами совместной деятельности вгруппе; владение культурой общения при использо-вании сети Интернет (умение позиционировать себя,внимательно слушать и активно обсуждать рассмат-риваемые проблемы, комментировать высказываниясобеседника и давать им критическую оценку, аргу-ментировать свое мнение в группе); владение навы-ками использования сетевых коммуникаций для ра-боты с информацией.Рассмотрим основания для определения качестваобразования в сетевом проекте дополнительного про-фильного образования «Открытый молодежный уни-верситет».Открытый молодежный университет, предостав-ляющий дополнительные образовательные услуги всфере профильного обучения, является важным звеномпри взаимодействии школа - вуз, с одной стороны,обеспечивая развитие необходимых компетенций длякачественного обучения выпускников школы в вузе, а сдругой - вовлекая школьников в реальные вузовскиемероприятия и проекты.В Открытом молодежном университете взаимодей-ствие организовано не для поступления в вуз, а с цельювовлечения школьников в проектную деятельность,которая ведется вузами по заказу предприятий и в рам-ках научных исследований. С одной стороны (с пози-ции вузов), конкуренция за абитуриентов на уровнепоступления не имеет смысла, так как ЕГЭ уравняловсех в этом процессе. С другой стороны, выпускниковшкол сегодня интересует содержательное погружениеи «реальные» задачи, именно проектная деятельностьможет вовлечь будущих абитуриентов в вузовскиепроцессы. При этом крайне необходимо использованиесовременных методов - социальные сети позволяюторганизовать взаимодействие одного куратора проектаили научного сотрудника сразу с десятками юных дея-телей, обеспечивая приток достаточного количества«качественных» абитуриентов.Сегодня часть системы школа - вуз (развитие ИКТ-компетенций, формирование портфолио, система вузов-ского обучения) может быть реализована школой само-стоятельно. При этом школа обеспечивает весь комплексобразовательных программ через стандартные средства:профильное обучение, факультативные занятия, проект-ную деятельность и т.д. Вузу для обеспечения взаимо-действия со школами достаточно выделить одного коор-динатора, который обеспечивает процесс вовлеченияшкольников в реализуемые проекты. Например, вовле-чение школьников в проектную деятельность (по вы-полнению реальных заказов от предприятий и проведе-нию научных исследований) с помощью порталаDviger.com позволяет организовать взаимодействие од-ного куратора проекта (дипломника, аспиранта, научно-го сотрудника и т.п.) сразу со 100 и более старшекласс-никами через специализированные средства (сообщест-ва, галереи, виртуальные экспертизы и т.д.).Таким образом, анализ оснований для определениякачества образования, обусловленных взаимодействиемшкол и вузов, позволяет выделить такие его характери-стики, как развитие интереса учащихся к организации ипроведению научных исследований, вовлеченностьучащихся в совместные исследовательские проекты.Анализ практик сетевой организации профильногообучения в регионе (сетевой проект «Открытый моло-дежный университет», сетевые профильные классы,сетевая профильная старшая школа в МОУ СОШ № 49г. Томска) позволил обосновать общие показатели из-менения качества образования в сетевых проектах:- существует ориентация на профилизацию образо-вательной деятельности;- принципиальное значение для каждой практикиорганизации сетевого взаимодействия имеют способ ипредмет профилизации;- в качестве предмета профилизации в разных прак-тиках проявляются учебный предмет, учебная деятель-ность, образовательная деятельность.Результаты анализа качества образования в практи-ках сетевой организации профильного образования вТомской области позволяют выделить следующие про-блемы и направления его развития.Исследование показывает, что в практиках реализа-ции сетевых проектов профильного обучения отсутст-вует модельное представление о содержании и качест-ве образования в старшей школе, обусловленных про-цессами взаимодействия школы и вуза. В этом направ-лении необходимо обосновать типы сетевых проектовпрофильного обучения, обеспечивающие разные об-ласти профилизации и актуальное качество образова-ния в старшей школе. При этом, ориентируясь на су-ществующие практики сетевого взаимодействия в про-фильном обучении, в качестве организационных формсетевых проектов профильного образования возможновыделить следующие.1. Сетевые профильные классы, обеспечивающиеуглубленное освоение предметных знаний, профилиза-цию в учебном предмете, развитие компетенций учеб-ной деятельности. Данная организационная форма соз-дается в структуре действующих общеобразовательныхучреждений, в которых уже сложилась система про-фильного образования и имеется достаточный потен-циал для интенсивного продвижения профильностипри постановке новых задач в организации и содержа-нии образовательного процесса. Создание таких клас-сов реально практически в большинстве общеобразова-тельных учреждений Томска, особенно в лицеях и гим-назиях, малых городов области, в базовых школах му-ниципальных центров области.2. Сетевые профильные школы, обеспечивающиеэффективное освоение предметных областей (гумани-тарная, физико-математическая и т.п.), профилизациюв учебной деятельности, развитие компетенций образо-вательной деятельности. Сетевая профильная школаявляется еще одной организационной формой регио-нальной системы сетевого профильного образования.Если сетевой класс создается в структуре действующейобщеобразовательной школы и влияет на ее образова-тельную среду как катализатор, сетевая профильнаяшкола является самостоятельным отдельным учрежде-нием с однородной высокоразвитой информационно-образовательной средой. Если профильный класс влия-ет на школу, в которой он создается, то сетевая про-фильная школа влияет на муниципалитет, в которомона создается, и желательно на регион.3. Центр организации сетевого профильного обуче-ния, обеспечивающий построение индивидуальныхобразовательных программ, профилизацию образова-тельной и совместной деятельности, развитие компе-тенций образовательного проектирования, проектиро-вание индивидуальной образовательной программы.Данная структура предполагает не только взаимодей-ствие, соорганизацию и распределение существующихресурсов, но и деинституциализацию, изменение ин-фраструктуры образования в регионе.Центр является региональным координатором сете-вой системы профильного образования. С одной сторо-ны, Центр выявляет запросы профильных классов, об-щеобразовательных учреждений и отдельных учащих-ся, с другой - проявляет возможности и интересы ву-зовского комплекса и обеспечивает их взаимодействиев соответствии с нормативной базой на основе дого-ворных отношений при использовании принципа нор-матива подушевого финансирования.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 340
Ключевые слова
профильное обучение, сетевые проекты, качество образования, elective education, professional-oriented education network projects, quality of educationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Малкова Ирина Юрьевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии | malkovoi@yandex.ru |
Вторина Елена Вениаминовна | Департамент общего образования Томской области | кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник | vtorina@yandex.ru |
Ссылки
Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (Приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) // Профильное обучение: нормативные правовые документы. М., 2006.
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.
Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. М. : Эврика, 2006.
Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов: формирование консалтинга образовательных проектов // Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2002. С. 35-43.
