Внешний имидж вуза в контексте образовательных интенций выпускников школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Внешний имидж вуза в контексте образовательных интенций выпускников школы

Рассматривается соотношение внешнего имиджа вуза и образовательных интенций старшеклассников. Основные вопросы в рамках изучаемой проблематики: зачем школьники хотят получить высшее образование и каким образом они выбирают вуз? Является ли реальный имидж томских вузов восприимчивым по отношению к их интенциям?

University image in context of educational intentions of school graduates.pdf В настоящее время высшие учебные заведения явля-ются не только субъектами образовательной сферы, но иучастниками рынка образовательных услуг. В данномслучае Томск является примером рынка с высокимуровнем конкуренции в силу наличия большого числаигроков. Здесь осуществляют свою деятельность двачастных, семь государственных вузов и большое числофилиалов и представительств иногородних вузов. Такжеповышенная конкурентность обусловлена тем, что «де-мографическая яма» 1990-х гг. делает абитуриентов де-фицитным ресурсом. В высококонкурентной среде длякаждого вуза становится важным наличие восприимчи-вости реального имиджа к изменениям интенций выпу-скников школ в отношении высшего образования.Цель данного исследования - изучить идеальныйвнешний имидж вуза и его соотношение с реальнымимоделями популярных университетов г. Томска в кон-тексте интенций выпускников средней школы по от-ношению к высшему образованию.В рамках анализа объекта были выдвинуты сле-дующие гипотезы:1. Интенции старшеклассников носят инструмен-тальный характер, поэтому наиболее важной характе-ристикой при выборе вуза является возможность хо-рошего трудоустройства после окончания.2. В реальном имидже томские вузы актуализируютте характеристики, которые являются наиболее важ-ными для получения выпускником высоких позиций нарынке труда.Для интерпретации результатов была использованаконцепция капиталов П. Бурдье [1]. В данном случаевысшее учебное заведение трактуется как агент, кото-рый действует в различных полях, а имидж являетсяресурсом организации, который заключает в себе раз-личные виды капитала.Поставленная цель была достигнута посредствоманкетирования одиннадцатиклассников школ г. Том-ска. Для обеспечения репрезентативности использова-лась вероятностная районированная выборка. За основубыли взяты данные центра оценки качества образова-ния, а именно рейтинг томских школ по результатамсдачи ЕГЭ. Было опрошено 227 выпускников общеоб-разовательных учреждений.Следует отметить, что одним из первичных индика-торов интенций в данном случае является отношениевыпускников к учебе в целом. Среди опрошенных от-сутствует ярко выраженное негативное отношение кучебе, в 47% случаев оно является нейтральным, а 46%позитивно относятся к учебной деятельности. Следуетотметить, что 90% семей выпускников обладают сред-ним или высоким уровнем дохода и только 10% нахо-дятся в затруднительном материальном положении.Более глубоким уровнем отражения интенций поотношению к высшему образованию является мотива-ция выпускников при выборе высшего учебного заве-дения. Также причины выбора вуза и специальностисоотносятся с внешним имиджем, так как информация,которая предоставляется вузами, является средствомего построения.В результате исследования было выявлено, что дос-таточно большая часть школьников обладает смешан-ным типом мотивации, так как на уровне выбора вузаприоритет отдается качеству образования (59%), нали-чию определенной специальности (49%), а также воз-можности хорошего трудоустройства (49%).Это также отражено на уровне выбора специально-сти. В качестве наиболее важных характеристик рес-пондентами были отмечены: интерес к специальности(75%), дальнейшее трудоустройство (69%), проходнойбалл (51%) и престиж специальности (45%).Данные распределения свидетельствуют о том, чтовыбор обусловлен не только утилитарной ориентацией,но и в первую очередь желанием получить качествен-ное образование по интересной специальности; это,вероятно, обусловлено тем, что старшеклассники осоз-нают, что именно качественное образование являетсянеобходимой базой для успешного трудоустройства.Таким образом, культурная форма капитала, выражен-ная в такой характеристике, как качество образования,является наиболее важной для выпускников г. Томска.Соотношение идеальной и реальной моделей внеш-него имиджа вуза. Для выявления модели идеальногоимиджа вуза была использована шкала семантическогодифференциала. Дихотомические пары, которые былиотражены в модели, представлены на рис. 1.Результаты показывают, что наиболее ярковыра-женными характеристиками имиджа вуза сегодня яв-ляются «лидерство», «активность» и «известность», всетри относятся к социальному капиталу. Характеристи-ки «богатство», «инновационность», «современность»и «величина» соотносятся с понятиями культурного иэкономического капитала.Характеристики идеального вуза, актуализирован-ные томскими старшеклассниками, можно предста-вить в виде графика, который отображен на рис. 1.Как видно, ни одно из значений не достигает макси-мального или минимального, однако отдельного вни-мания заслуживает такая характеристика, как обще-доступность, так как среднее значение составило 0,6 ипри этом стандартное отклонение самое высокое -1,9. Это свидетельствует о том, что большая частьреспондентов считает общедоступность наилучшимвариантом, однако внутри существуют группы с про-тивоположным мнением, что свидетельствует о том,что часть выпускников предпочитает приложитьбольше усилий на этапе подготовки и поступления, нополучить престижное образование, которое обеспечитлучшие позиции на рынке труда.Рис. 1. Идеальная модель внешнего имиджа вузаИспользуя для сравнения с идеальной моделью ре-альные имиджи наиболее популярных по данным оп-роса вузов (ТГУ, ТПУ и СибГМУ) (табл. 1), обнаружи-ваем, что иерархия характеристик в большинстве слу-чаев согласуется с идеальной моделью, этим и объяс-няется их популярность.Однако есть отклонения как в отрицательную, так ив положительную сторону. Следует отметить, что мак-симально приближенным к идеальной модели являетсяимидж ТГУ, затем ТПУ, самые сильные отклонения - уСибГМУ. Отметим некоторую специфику, опираясь нарис. 2.Т а б л и ц а 1Выбор школьниками вуза для поступления, %В какой вуз собираются поступать %ТГУ 35ТПУ 35ТУСУР 4ТГПУ 3СибГМУ 7ТГАСУ 6Другие томские вузы 3Вузы г. Москва 3Вузы г. Санкт-Петербург 2Вузы других городов России 2Рис. 2. Соотношение идеального и реального внешнего имиджа вузаНапример, ТГУ имеет отклонения в сторону по та-ким дихотомическим парам, как маленький - большойи традиционный - современный. Показатели выше, чемв идеальной модели, но в то же время они выше, чем уТПУ, хотя бюджет и количество учебных корпусовговорит об обратном.Таким образом, ТГУ можно охарактеризовать каккрупный, известный, хранящий традиции университет,в то же время по сравнению с другими вузами Томскаобразование в нем является наиболее доступным. Та-кую модель условно назовем «образовательным цен-тром».ТПУ демонстрирует отклонение в сторону завыше-ния показателей по всем характеристикам, это можетоказать деструктивное влияние на популярность данноговуза, так как завышенные оценки могут приводить кзанижению старшеклассниками своих шансов у на по-ступление в этот вуз. Обозначим его «золотая кость».СибГМУ отстает по показателям благосостояния,современности, стабильности и активности. Эти пока-затели относятся к одним из наиболее актуализирован-ных в модели идеального имиджа. Максимальная раз-ница объясняет такое сильное отставание по показате-лям популярности от лидеров (см. табл. 1). Исходя измодели внешнего имиджа данного вуза можно назватьего аутсайдером в высшей лиге.Более подробную картину нам может предоставитьсоотнесение имиджа и интенций старшеклассников вотношении высшего образования.Анализ интенционального контекста старше-классников по отношению к высшему образованию.Обращаясь к анализу интенций, следует обратить вни-мание на следующие моменты: данные исследованиясвидетельствуют о высоком спросе на услуги высшегообразования: 98% выпускников школ планируют про-должить обучение в вузах.Одной из особенностей выпускников является склон-ность к завышению шансов относительно поступления набюджетные и целевые места. Об этом свидетельствует тотфакт, что независимо от дохода большинство выпускни-ков считают, что цена обучения в вузе на платной основеявляется запредельно высокой. В группе с низкими дохо-дами такого мнения придерживаются 100% респондентови минимальным этот показатель является в группе с вы-соким уровнем дохода - 38%. В то же время всего1,5% респондентов считают стоимость обучения на плат-ной основе наиболее важным фактором при выборе вуза.Этот же фактор занимает пятое место с показателем 32%при выборе специальности.Половина респондентов используют хотя бы однуиз форм подготовки к сдаче экзаменов. Наиболее рас-пространенной формой является самостоятельная под-готовка, ее используют 58% опрошенных. Большоеразнообразие способов подготовки использует группа свысоким уровнем дохода, в ней наиболее популярнойформой являются занятия с репетитором (69%). Чтокасается групп с низким и среднем уровнем доходов, тотам наиболее популярной является самоподготовка, 75и 60% соответственно (табл. 2). В случае неудачи припоступлении в выбранный вуз 88% старшеклассниковбудут использовать возможности поступления в другиевысшие учебные заведения. 6% в случае непоступле-ния будут пытаться устраиваться на работу и еще 6%затруднились ответить. Данное распределение, а такжевысокая доля желающих получить высшее образованиеи достаточно активное использование различных формподготовки говорят о том, что в подавляющем боль-шинстве случаев интенция как осознанное стремлениеполучить высшее образование носит безусловный ха-рактер у одиннадцатиклассников томских школ.Т а б л и ц а 2Использование школьниками из групп с различным уровнем дохода форм подготовки к поступлению в вуз, %Формы подготовкиДоход Занятияс репетиторомПодготови-тельные курсы Самоподготовка Подготовкав школеНикакне готовятсяДенег не хватает на необходимые продукты 25 0 75 0 0Денег хватает только на продукты и одежду 40 47 53 47 0Денег хватает, но покупка мебели,телевизора для нас затруднительна35 54 60 54 4Живем обеспеченно, но купить новуюмашину, квартиру пока не можем50 51 60 50 2Можем позволить себе практически все 69 58 54 38 4В качестве некой конечной цели получения высше-го образования 60% школьников видят возможностьпостроения карьеры, 38% - наличие знаний в интерес-ной для них сфере, а 33% отметили в качестве таковойвозможность быть свободными и независимыми.Отсюда подтверждается гипотеза о том, что интен-ции носят инструментальный характер по отношению квысшему образованию, однако наиболее важными ха-рактеристиками при этом являются качество образова-ния и интерес к специальности.Итак, в результате проведенного исследования бы-ли получены следующие выводы:1. Путем соотнесения моделей реального и идеаль-ного имиджей и интенционального контекста былоустановлено, что, по представлению старшеклассни-ков, успешные позиции на рынке труда обеспечиваюткультурный и социальный виды капитала, которые за-ложены в имидже вуза. Было выявлено, что большаячасть респондентов обладает смешенным типом моти-вации при поступлении в вуз и выборе специальности.2. Вузы г. Томска стремятся позиционировать себя всоответствии с представлениями выпускников общеоб-разовательных учреждений об идеальном вузе. Приэтом в каждом конкретном случае присутствует откло-нение от идеального имиджа, что позволяет отметитьспецифику высшего учебного заведения.Важность проделанной работы заключается в том,что в контексте развития современного высшего образо-вания появилась тенденция к позиционированию выс-шего образования как услуги и это обусловлено транс-формациями института образования, которые отрази-лись в интенциях потенциальных абитуриентов, аимидж в данном случае выступает средством для нала-живания интеракции между субъектами данной сферы.

Ключевые слова

имидж вуза, образовательные интенции старшеклассников, томские вузы, real image of university, intentions of school graduates

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Музалевский Николай ВалерьевичНациональный исследовательский Томский государственный университетстудент философского факультетаmuznw@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Внешний имидж вуза в контексте образовательных интенций выпускников школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Внешний имидж вуза в контексте образовательных интенций выпускников школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.