Управленческая поддержка разработки и реализации инновационных образовательных программ в школе: взаимодействие вуза и школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Управленческая поддержка разработки и реализации инновационных образовательных программ в школе: взаимодействие вуза и школы

Рассматриваются управленческие средства, обеспечивающие разработку и реализацию инновационных образовательных программ в школе, а также использование взаимодействия вузов и школ в процессе разработки и реализации таких программ. Особое внимание уделяется определению особенностей инновационных образовательных программ, способов их разработки и реализации в Школе совместной деятельности.

Management support for development and implementation of innovative educational programs at school: interactionbetween university and school.pdf Контекст исследования. Длительное время поня-тие «образовательная программа» в школах использо-валось в значении документа, систематизирующегосодержание учебного предмета, курса.Программы разрабатывались и были рекомендова-ны к использованию Министерством образования инауки РФ, а образовательные учреждения могли выби-рать рекомендованные программы для реализации. Приэтом в создании программ, используемых в школе се-годня, основным принципом является учебно-тематический, когда содержание программы определя-ет последовательность изучаемых тем, логику усвоенияучебного материала.Результатом реализации такой программы стано-вится усвоение учащимися определенных знаний, ов-ладение стандартом умений и навыков.Будучи учителем русского языка и литературы, яхорошо представляю, что такое учебная программа попредмету. Она включает пояснительную записку, вкоторой определены цели программы и результаты ееосвоения, выраженные перечислением знаний, уменийи навыков по предмету соответственно возрасту, и те-матическое планирование.Таким образом, учебные программы не ориентиро-ваны на формирование компетенций. И хотя некоторыекомпетенции формируются попутно, они не являютсяпредметом специального образования.Будучи директором школы, я знаю, что образова-тельная программа школы представляет собой номенк-латуру учебных программ по возрастным ступеням,имеющих принцип построения, который аналогиченописанному выше. Многообразие учебных программне означает использования разных подходов, техноло-гий, не определяет формирование компетенций в каче-стве результата реализации программы.Современное образование не может не реагироватьна социальные «вызовы», заключающиеся в востребо-ванности компетентностного образования человека всовременном мире. Речь идет о необходимости форми-рования компетенций, обеспечивающих возможностьвыбора и самоопределения в ситуациях неопределен-ного будущего, компетенций эффективного взаимодей-ствия и коммуникации, компетенций профессионали-зации, социализации.Эти «вызовы» и диктуют необходимость переходашколы от выполнения задач передачи подрастающемупоколению прошлого опыта, знаний, формированияспособов социальной адаптации детей к выполнениюзадач компетентностного образования. Что, конечноже, предполагает разработку и реализацию других про-грамм, которые обеспечивали бы высокую социальнуюмобильность, личностную зрелость школьников.Направления модернизации современного образо-вания требуют разработки компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит,разработки специальных программ, методик компе-тентностного обучения, реально обеспечивающихформирование деятельностных и коммуникативныхкомпетенций; компетенций проектирования, умениярешать задачи, работать с текстом, проектировать со-вместную деятельность, проблематизировать, работатьв группах.В Законе «Об образовании» используется понятие«образовательная программа», но не представлено еготолкование. При этом переход на новые Федеральныегосударственные образовательные стандарты (ФГОС)предполагает разработку каждым образовательнымучреждением своей образовательной программы, реа-лизация которой обеспечивает формирование деятель-ностных и коммуникативных компетенций. Так чтообразовательная программа в рамках перехода на но-вые ФГОС представляет собой нормативный документ,определяющий цели, особенности содержания, органи-зации учебно-методического обеспечения образова-тельного процесса. И одновременно образовательнаяпрограмма - средство реализации компетентностногоподхода в образовании.Таким образом, контекст современной действитель-ности обусловливает необходимость разработки в уч-реждениях образовательных программ, ориентирован-ных на формирование компетенций, т.е. инновацион-ных образовательных программ. Разработка образова-тельных программ в нашей школе началась в 2002 г.,когда эта задача не была еще такой масштабной длявсей системы образования.Постановка и поиск способов решения этой задачив нашей школе объясняется тем, что в ней длительноевремя (с 1990 г. до настоящего времени) осуществляет-ся реализация инновационного проекта «Школа совме-стной деятельности - модель современной общеобра-зовательной школы» (руководитель проекта -Г.Н. Прозументова, доктор педагогических наук, про-фессор ТГУ), ведутся исследования преподавателейвузов и педагогов школы. И эта работа к тому времени,о котором идет речь (2002 г.), требовала обобщения,систематизации.К этому времени мы уже понимали, что совместнаядеятельность взрослых и детей является значительнымресурсом для формирования компетенций. Более того,мы уже располагали разработками, которые даваливозможность использования ресурса «совместности»для формирования компетенций, развития личностикак детей, так и взрослых. Поэтому важно было сделатьвлияние наших разработок систематическим, последо-вательным, устойчивым, что и обусловило постановкузадачи по разработке и реализации в школе инноваци-онных образовательных программ по обучению совме-стной деятельности.Задача нашего исследования состоит в том, чтобыпроявить в опыте управления такие средства, которыеобеспечивают разработку и реализацию инновацион-ных образовательных программ в школе. При этом рас-сматривается использование взаимодействия вузов ишкол в процессе разработки и реализации таких про-грамм.Реконструкция опыта управления разработкой иреализацией инновационных образовательных про-грамм. Наша школа является, с одной стороны, муни-ципальным общеобразовательным учреждением, с дру-гой - экспериментальной площадкой Департаментаобразования г. Томска, лабораторией инновационногообразования Томского государственного университета.В школе обучаются 667 учащихся (26 классов), изних в 1-4-х классах - 294 учащихся (11 классов), в 5-9-х классах - 315 учащихся (13 классов); в 10-11-х классах- 58 учащихся (2 класса). Количество педагогов, рабо-тающих в школе, - 55, из них 35% имеют высшуюквалификационную категорию, 30% - первую, 25% -вторую.В течение 20 лет в школе разрабатывается и реали-зуется проект обучения взрослых и детей совместнойдеятельности. В рамках основного направления инно-вационной деятельности в школе разрабатываются иреализуются три инновационных образовательныхпроекта по организации совместной деятельности наразных возрастных ступенях и пять инновационныхобразовательных программ:- «Построение открытого совместного действия пе-дагога и ребенка в начальной школе», руководительпрограммы С.И. Поздеева, д.п.н., ТГПУ;- «Проектирование совместной деятельности припостроении учебной темы», руководитель программыВ.Ю. Соколов, к.и.н., ТГУ;- «Обучение проектированию совместной дея-тельности», руководитель программы И.Ю. Малкова,д.п.н., ТГУ;- «Обучение школьников решению учебных иобразовательных проблем в совместной деятельно-сти», руководитель программы Е.А. Румбешта,д.п.н., ТГПУ;- «Текстопорождение в совместной деятельности»,руководитель программы А.В. Петров, к.фил.н., ТГУ.Как видно, все программы ориентированы на изме-нение качества совместной деятельности, а руководи-телями программ выступают ученые, преподавателиразных вузов, в основном это Томский государствен-ный университет и Томский педагогический универси-тет. В целом в разработке и реализации инновацион-ных образовательных программ участвуют 5 препода-вателей ТГУ (2 доктора наук, 3 кандидата наук), 2 пре-подавателя ТГПУ (2 д.п.н), 35 педагогов школы (чтосоставляет 64% от общего количества, из них 2 к.п.н.наук и 2 аспиранта ТГУ), а также участвует управлен-ческая команда школы в полном составе.Особенностью разрабатываемых программ являетсято, что предметом образования выступает совместнаядеятельность и ее организация самими участникамиэтой деятельности. «Разработка образовательной про-граммы означает выход на новое, деятельностное со-держание образования, которое не отменяет традици-онное ЗУНовское содержание, отводя ЗУНам средст-виальную роль в формировании деятельностных ком-петенций у учащихся. Значит, образовательные про-граммы не противостоят учебным, а дополняют, дора-щивают их до нового содержания образования; ониобеспечивают переход от организации учебной работык образовательной деятельности в школе, от учебногодействия к образовательному, от учебных результатовк образовательным эффектам» [1. С. 217-218].Существенно при этом, что педагог является участ-ником и организатором совместной деятельности.Структура программы представляет собой не последо-вательный набор тематических блоков, а систему мо-дулей по формированию разных качественных уровнейкомпетенций. Любой модуль программы может бытьреализован практически на разных предметах, в разныхклассах и параллелях. Выбор модуля педагогом зави-сит от имеющегося у него опыта инновационной дея-тельности, исследовательского интереса, позиции, уча-стия в разработке и реализации инновационной образо-вательной программыНаши инновационные образовательные программыориентированы на формирование метапредметныхкомпетенций: компетенции коммуникативной откры-тости (умение обсуждать, договариваться, аргументи-ровать свою позицию); компетенции выбора (умениевыбирать и обосновывать свой выбор, свою позицию всовместной деятельности); компетенции решения про-блем (умение формулировать и решать проблемы вучебной и образовательной деятельности); компетен-ции исследователя (умение выдвигать, проверять,обосновывать гипотезу); компетенции групповоговзаимодействия (умение распределять роли в группе,организовать работу в группе, презентировать работугруппы).Реализация программ обусловила высокие дости-жения школы, учащихся, педагогов, ученых, что про-явилось в следующем:1) вовлеченность педагогов в проектно-исследовательскую деятельность, при этом педагоги-исследователи имеют показатели успеваемости попредмету выше, чем другие педагоги; классы, в кото-рых работают несколько педагогов-исследователей,имеют показатели успеваемости выше, чем другиеклассы; педагоги-исследователи имеют позитивнуюдинамику участия детей в образовательных событиях(увеличение количества участников и количества при-зеров), своих профессиональных достижений (увели-чение количества конкурсов, в которых приняли уча-стие, увеличение количества призовых мест);2) позитивная динамика учебных результатов (порезультатам сдачи ЕГЭ в 2011 г. школа занимает5-е место среди всех образовательных учрежденийг. Томска, 1-е место - среди общеобразовательныхшкол) и образовательных достижений детей (сформи-рованность компетенций совместной деятельности,увеличение количества участников и призеров конкур-сов различных уровней);3) формирование банка разработок, созданных со-вместно учеными и педагогами (модели организациисовместной деятельности: урок-задание, урок-пробле-матизация, урок-диалог; формы уроков: урок-кон-сультация, урок-игра, урок-презентация, урок-иссле-дование, урок-проект и др.; методика разработки соци-альных, учебных, образовательных проектов; методикаорганизации профильного обучения в старшей школе;диагностические материалы);4) диссертации и публикации (по материалам ра-боты Школы защищены три докторские и 9 кандидат-ских диссертаций, написано восемь книг и десяткистатей);5) статусы и награды Школы (по результатам экс-пертизы инновационной деятельности за последниепять лет школе присвоены статусы: победитель ПНПО(2007 г.), школа-лаборатория НОЦ ТГУ (2007 г.), Му-ниципальная инновационная площадка (2008-2010 гг),победитель областного конкурса школ, реализующихинновационные образовательное программы (2010 г.,2011 г.), Муниципальная экспериментальная площадка(2011 г.)).Эти достижения обусловливаются не только самимфактом реализации инновационных образовательныхпрограмм, но и тем, как они разрабатываются, содер-жанием и особенностями управления разработкой иреализацией программ, тем, как осуществляется взаи-модействие представителей вузов и школы. В этойсвязи следует указать на некоторые особенностиуправления.Во-первых, образовательные программы в нашейшколе создаются и реализуются участниками проект-но-исследовательских групп. В состав групп входятпредставители вузов и школ. Важно, что участникивыступают в разных позициях: разработчик, пользо-ватель, стажер, могут менять и выбирать позиции.При этом состав групп меняется, формируется посто-янно, а это значит, в постоянном движении, становле-нии находится разработка и реализация образователь-ных программ.Во-вторых, управление разработкой и реализациейинновационных образовательных программ организо-вано по этапам. В нашей школе принято, что учебныйгод организуется как этапы образования совместнойдеятельности взрослых и детей: погружение в совмест-ную деятельность и образование ее смысловых полей,представлений о ее развитии (сентябрь - октябрь); раз-вертывание деятельности: проектирование, апробацияи создание новых форм организации совместной дея-тельности (октябрь - апрель); анализ и рефлексия ре-зультатов образования в совместной деятельности,обоснование норм ее организации и образования. По-этому и управление разработкой программ, а значит, исодержание взаимодействия осуществляются поэтапно.Этап погружения начинается с общешкольного се-минара, на котором восстанавливаются пространствопроектно-исследовательской деятельности, направле-ния и задачи работы на учебный год, состав участни-ков, результаты работы. Далее следуют консультации,в рамках которых у педагогов с помощью научных ру-ководителей есть возможность определиться, в какойпрограмме они будут работать в этом учебном году,каково будет качество их участия в программе, с чем ив каких классах они будут работать. Самоопределениепедагогов завершается формированием проектно-исследовательских групп по разработке и реализацииобразовательных программ. Состав групп открытый, упедагогов всегда есть возможность выбора своего уча-стия в той или иной группе и даже неучастия, хотя про-странство проектно-исследовательской деятельности вшколе организовано таким образом, что «неучастие» невходит в ценностную шкалу коллектива.Сформировавшиеся группы на внутренних семина-рах определяют направления, задачи работы по про-грамме на текущий год, разрабатывают материалывходной диагностики, проводят ее и анализируют ре-зультаты, планируют организацию и участие в разныхсобытиях. Организует и координирует эту работу ру-ководитель группы - преподаватель вуза. Этап погру-жения для проектно-исследовательских групп заканчи-вается оформлением технических заданий по разработ-ке и реализации инновационной образовательной про-граммы, модифицированной программы учебного кур-са (или авторской программы элективного курса) исозданием деятельностно-тематических планов.Руководители групп оформляют проект плана поразработке и реализации программы на текущий год.На заседании научно-методического совета (НМС) порезультатам погружения определяются направления изадачи организации инновационной деятельности вшколе, после чего исполнительный директор по инно-вационным проектам и программам формирует план поорганизации инновационной деятельности в школе.Проект обсуждается и корректируется на заседанияхНМС, после чего принимается на заседании педагоги-ческого совета и утверждается директором школы.Этап развертывания проектно-исследовательскойдеятельности длится две учебных четверти, в течениекоторых проектно-исследовательские группы выпол-няют свои технические задания (ТЗ) на инновационныеразработки. Выполнение педагогами ТЗ сопровождает-ся консультациями с научными руководителями, семи-нарами в группах, посвященными проектированиюновых форм и технологий, обсуждению результатовапробации новых форм и технологий, разработке ипроведению открытых занятий, обсуждению результа-тов проведения открытых занятий, разработке и прове-дению промежуточных диагностических материалов.На заседаниях НМС в этот период в ходе обсужденийвыделяются общие «проблемные точки», разрабатыва-ются проекты общешкольных семинаров и общешко-льного методического дня. Общешкольные семинары иметодические дни представляют собой презентацию,обсуждение, экспертизу инновационных разработок,что способствует их оформлению, анализу и оценке.Этап анализа и оценки результатов инновацион-ной деятельности начинается с обсуждения в про-ектно-исследовательских группах оснований дляанализа и оценки результатов работы за год, проце-дур проведения итоговой диагностики. Затем на заседании НМС согласовываются и принимаются ос-нования для анализа и оценки результатов иннова-ционной деятельности. Проектно-исследовательскиегруппы готовят аналитические материалы, которыеобобщаются и представляются на семинарах, заседа-ниях НМС, после чего аналитические материалы до-рабатываются и представляются на заседании педа-гогического совета школы по итогам работы за год.На этом этапе оформляются методические, экспери-ментальные или инновационные разработки, отчетпо итогам выполнения ТЗ, аналитический отчет поитогам работы проектно-исследовательской группыза год.Аналитический комментарий. Как видно из тек-ста, участие представителей вузов в управлении шко-лой оказывается эффективным, но это требует сущест-венных изменений структуры, содержания управленияв школе. Так происходит выделение в деятельностипедагогов особой миссии - участие в создании иннова-ционных разработок. Именно это обеспечивает эффек-тивный процесс деятельности. Появляются такие еди-ницы управления, как проектно-исследовательскиегруппы.В структуре управления школы значительное местозанимает НМС, который определяет направления, за-дачи, пути развития школы, координирует организа-цию инновационной деятельности. В составе НМСпредставлены особые позиции, осуществляющие науч-ное сопровождение инновационной деятельности: на-учный руководитель школы, исполнительный директорпо инновационным проектам и программам, руководи-тели проектно-исследовательских групп (в том числеинновационных образовательных программ). Перечис-ленные позиции занимают преподаватели вузов -7 человек из 18 членов НМС. Таким образом, вузы че-рез взаимодействие в рамках разработки и реализацииобразовательных программ могут влиять на развитиешколы и определять его основные направления и ре-зультаты.Аналитическое обобщение. Обобщая особенностиразрабатываемых нами программ, стоит обратить вни-мание на способ их создания. Наши образовательныепрограммы разрабатывают и реализуют преподавателивузов и педагоги школы совместно, состав разработчи-ков открыт для участия, место разработки - школа.Традиционно по-другому: один коллектив авторов раз-работал программу, состав авторов ограничен, реали-зуют же программу педагоги во многих школах, по-этому последние не могут влиять на процесс разработ-ки программы.Способ реализации наших программ - организацияпоэтапной деятельности (погружение, развертываниедеятельности, анализ и оценка результатов), при кото-рой результаты одного этапа определяют характер со-держания и формы деятельности следующего этапа.Традиционно: способ разработки программ определитьтрудно, так как состав участников«закрытый», способреализации программ - последовательное воспроиз-водство тематических блоков, соответствующих воз-расту детей.В связи с необходимостью разработки образова-тельных программ управление школой, не имеющейтакого опыта, сталкивается с серьезной проблемой: каксделать образовательную программу учреждения.Не случайно при переходе на новые ФГОС образо-вательные программы многих учреждений представ-ляют собой братьев-близнецов. Наш опыт показывает,что образовательные программы не появляются по ука-занию, а «взращиваются», создаются участниками про-ектно-исследовательской деятельности, становятся ре-зультатом взаимодействия школы с вузами. Однако этотребует изменения не только содержания управления(что уже было показано выше), но и способов органи-зации деятельности учреждения.Представленный выше материал позволяет увидеть,что представители вузов не просто участвуют в разра-ботке и реализации инновационных программ, но осу-ществляют руководство ими. Это означает, что препо-даватели вузов выступают в качестве представителейуправленческой команды школы, в содержании ихуправленческой деятельности невелико количествоадминистративных функций.Тем не менее, будучи руководителями проектно-исследовательских групп, представители вузов выпол-няют такие управленческие функции, как анализ обра-зовательных результатов и затруднений учащихся, ана-лиз формируемых компетенций совместной деятельно-сти, постановка проблем изменения качества образова-тельного содержания совместной деятельности, поста-новка задач по организации совместной деятельностина уроке, планирование и проведение с педагогами от-крытых уроков, анализ и оценка достижений педагогов.То есть руководители проектно-исследовательскихгрупп в школе осуществляют управленческие функции,что оказывает существенное влияние (как было показа-но выше) на результаты деятельности школы, педаго-гов, детей.Однако следует отметить трудности, с которымисталкивается управление при организации разработки иреализации инновационных образовательных программв школе. Традиционное содержание педагогическойдеятельности не предусматривает работу в проектно-исследовательском режиме, который требует от педа-гога значительных временных и интеллектуальныхвложений, поэтому оплата труда педагога в основномзависит от тарификации, т.е. от количества часов. Намудалось решить вопросы оплаты проектно-исследовательской деятельности за счет стимулирую-щего фонда учреждения.В школе разработано Положение о распределениистимулирующей части ФОТ, согласно которому опре-делено пять общих оснований для всех педагогическихпозиций: показатели успеваемости, образовательныедостижения детей, образовательные достижения педа-гога, достижения по повышению качества совместнойдеятельности, разработки и достижения в инновацион-ной деятельности.Для каждой педагогической позиции эти основанияпредставлены разными показателями в зависимости отсодержания деятельности, поэтому для каждой пози-ции разработана своя экспертная карта. Основание ипоказатели по инновационной деятельности являютсясамыми «дорогостоящими» для каждой позиции, по-этому активные участники проектно-исследователь-ской деятельности в школе получают больше, чем дру-гие педагоги.Серьезным препятствием в работе является и то, чтореальное участие представителей вузов в разработке иреализации инновационных программ в школе стано-вится «подпольной» работой. В штатном расписанииобразовательного учреждения не предусмотрены такиедолжности, как научный руководитель школы, руково-дитель образовательной программы.В связи с этим мы вынуждены тарифицировать на-учного руководителя как заведующего кафедрой, аруководителей образовательных программ - как учи-телей.Таким образом, рамки образовательного учрежденияне позволяют легализовать реальное управленческоесодержание деятельности преподавателей вузов.Более того, управленческое содержание деятельно-сти заместителей директора школы, которые занима-ются организацией разработки и реализации инноваци-онных образовательных проектов на разных возрас-тных ступенях, организацией инновационной деятель-ности в школе, является дополнительным, избыточ-ным, не предусмотренным штатным расписанием уч-реждения, в котором отсутствуют такие важные дляшколы позиции, как организатор совместной деятель-ности, исполнительный директор по инновационнымпроектам и программам. Приходится называть их тра-диционно: заместитель по учебной работе, заместительпо научно-методической работе, хотя реально спектрвопросов, которыми они занимаются в нашей школе,гораздо шире.Следует отметить, что это не просто проблема на-именований. Педагоги и преподаватели вузов выпол-няют определенную работу, название должности неотражает содержания их деятельности, оплата осуще-ствляется по имеющейся тарификации и не соответст-вует реальному вкладу работника, что влияет на егомотивацию. Школа не вольна формулировать управ-ленческие позиции, связанные с организацией иннова-ционной деятельности.

Ключевые слова

инновационные образовательные программы, управление разработкой и реализацией образовательных программ, innovative educational programs, management development and implementation of educational programs

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Назарова Ольга ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 49" г. Томскадиректорskool49@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Управленческая поддержка разработки и реализации инновационных образовательных программ в школе: взаимодействие вуза и школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Управленческая поддержка разработки и реализации инновационных образовательных программ в школе: взаимодействие вуза и школы | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.