Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования

Анализируется потенциал взаимодействия вуза и начальной школы в разработке и реализации инновационных образовательных программ и нового стандарта начального общего образования. Рассматриваются факторы, усиливающие это взаимодействие, а также открытость и инновационность современного образования, которые делают это взаимодействие необходимым.

Potential interaction of school and university in implementation of the new Federal State Educational Standard of elementarygeneral education.pdf Одной из характеристик современного образованияна всех его уровнях является открытость. По отноше-нию к общеобразовательной школе это означает, чтоона активно взаимодействует с социальными партне-рами, учреждениями дополнительного образования,усиливает кадровый состав за счет привлечения вузов-ских преподавателей. Вузы тоже становятся достаточ-но открытыми, активно взаимодействуя между собой,со школами, структурами, занимающимися повышени-ем квалификации, и другими учреждениями. На нашвзгляд, можно выделить несколько факторов, усили-вающих взаимодействие между школой и вузом в со-временных условиях.1. Изменение характера педагогических исследо-ваний. Современные диссертационные исследованияпо педагогике носят преимущественно практико-ориентированный и прикладной характер: они дела-ются практиками (учителями, директорами школ,специалистами органов управления образования,службы занятости, сферы дополнительного образова-ния) и направлены на решение задач, возникающих вобразовательной практике. Происходит разрушениекорпоративности научной среды: если раньше диссер-тации писали люди из научной сферы, преподавателивузов, то сейчас это активно делают практикующиепедагоги и управленцы. Это означает, что наука «про-рывается» в школу, предлагая обоснованные пути ре-шения многих задач (проблем). Другими словами,педагогическая наука начинает обслуживать образо-вательную практику.2. Меняется соотношение преподавания и исследо-вания в работе вузовских преподавателей. До недавне-го времени ведущими моделями профессиональнойдеятельности в вузе были: а) учебно-методическая, прикоторой преподаватель находился в позиции трансля-тора чужих знаний и изучал только учебную и научно-популярную литературу; б) научно-описательная, прикоторой преподаватель не ведет собственных исследо-ваний, но хорошо ориентируется в современном со-стоянии своей науки, обладает широкой эрудицией.Сейчас в вузе больше становится преподавателей, реа-лизующих научно-педагогическую модель профессио-нальной деятельности: они проводят собственные ис-следования (в том числе на базе школ) и используют ихрезультаты в учебном процессе, приобщают студентовк этим исследованиям, активно разрабатывают новыеформы обучения. Другими словами, исследования ста-новятся необходимой составляющей профессиональ-ной компетентности преподавателя: проводя ОЭР вшколах (или других ОУ), вузовский преподаватель рас-тет как профессионал, а школы получают хорошуюнаучную поддержку и могут использовать эти наработ-ки как инновационный ресурс.3. В школу пришли магистранты (это, как правило,выпускники специалитета, уже имеющие диплом учи-теля и поступившие в магистратуру). В этом смыслемагистрант - это одновременно учитель, студент, бу-дущий аспирант, активно овладевающий методикойнаучной работы, профессионал, получающий либо уг-лубленную подготовку по уже имеющейся педагогиче-ской специальности, либо подготовку в смежных об-ластях, педагог, готовящийся к преподавательской дея-тельности в вузе. Магистрант «поневоле» становитсяпедагогом-исследователем, т.к. за два года обучениядолжен написать магистерскую диссертацию, проде-монстрировав достаточно высокий уровень исследова-тельской компетентности. С другой стороны, будучисубъектом профессиональной деятельности и находясьвсе время «внутри» практики, он по-новому, в частно-сти более рефлексивно, воспринимает вузовскую наукуи преподаваемые учебные дисциплины.4. Активное включение вузов и школ в рынок, которыйпредоставляет образовательные услуги, связанные с по-вышением квалификации (ПК) педагогов. К счастью, мо-нополия «институтов учителя» в деле ПК закончилась:педагог может выбирать из нескольких образовательныхплощадок, дающих возможность повысить свой профес-сиональный статус, а не только получить «корочки». Ву-зовские кафедры начинают разрабатывать и реализовы-вать образовательные программы ПК для школьных пе-дагогов, используя, во-первых, собственный кадровыйресурс (заметим, что в таких программах участвуют пре-подаватели, реализующие научно-педагогическую модельпрофессиональной деятельности); во-вторых, ресурс ин-новационных школ, с которыми кафедра (факультет) тес-но сотрудничает. Например, кафедра педагогики и мето-дики начального образования (ПиМНО) педагогическогофакультета ТГПУ (зав. кафедрой С.И. Поздеева) началаактивно заниматься повышением квалификации с 2006 г.,реализуя образовательные программы для педагогов на-чальной школы. Поэтому, когда начальная школа сталапереходить на новый ФГОС НОО, опыт реализации пре-дыдущих программ («Изменение содержания начальногообразования и его управленческое сопровождение», «Со-временные технологии начального образования и их пси-холого-педагогическое сопровождение») подготовил поч-ву для разработки новой образовательной программы«Реализация нового ФГОС в начальной школе».Открытость современного образования на всех егоуровнях тесно связана с инновационностью, что озна-чает переход от отдельных (локальных) инноваций вобразовательной практике к инновационной деятельно-сти. Если раньше инновации в образовании заключа-лись в отдельных пробах конкретных нововведений(т.е. чего-то необычного, не такого, как у всех), не всеиз которых «приживались» и проходили проверку вре-менем, то сейчас говорят об инновационном процессе,инновационной образовательной деятельности, образо-вательных инновациях, инновационном образовании.Инновационный процесс в образовании - это разра-ботка и внедрение нового в содержание образования,формы и технологии его организации при активномучастии всех субъектов, в результате чего меняется всяобразовательная практика, а не отдельные ее элементы.Эффективность инновационного процесса определяет-ся тем, насколько продуктивно взаимодействуют егоосновные действующие лица (субъекты), от их инициа-тивы, а также от того, насколько современны исполь-зуемые ими технологии, поскольку инновация - это нетолько новая идея, но и ее внедрение.Инновационная деятельность состоит в количест-венном и качественном расширении образовательногопотенциала инновации с целью максимального его ис-пользования, что возможно только при условии приня-тия всеми субъектами смысла инновации и участии вее развертывании и реализации.Если в реализации отдельных инноваций поддержкавуза школе была не нужна, то в организации инноваци-онной образовательной деятельности становится оченьвостребованной. Преподаватель вуза, погруженный вобразовательную практику конкретной школы и посто-янно работающий с педагогами (руководителем инно-вационной программы, проекта, научным консультан-том и т.п.), становится одновременно организатором,координатором и участником инновационного процес-са. Как организатор он удерживает пространство инно-вационной образовательной деятельности (подготовкаи корректировка образовательных программ, отдель-ных ее модулей), как координатор - направляет дея-тельность отдельных педагогов с учетом их позиции впрограмме (разработчик, участник, пользователь, ста-жер), как участник - разрабатывает содержательное,технологическое и диагностическое обеспечение про-граммы.Почему руководителем инновационной образователь-ной программы в школе должен быть вузовский препода-ватель? Такой преподаватель не только ведет учебные дис-циплины, ориентированные на школьную практику (педа-гогику, психологию, частные методики), но и лучше ори-ентируется в пространстве современных инноваций в обра-зовании, так как в силу своих функциональных обязанно-стей пишет учебные программы, статьи, учебно-методические пособия, изучает инновационный опыт (на-пример, в сфере начального общего образования), с кото-рым он должен знакомить студентов, разрабатывает новыеучебные курсы, содержание которых отражает инноваци-онные тенденции. С другой стороны, руководство иннова-ционными образовательными программами способствуеттому, что преподаватель «вынужден» постоянно занимать-ся исследованием, которое не заканчивается с защитойкандидатской или докторской диссертации; кроме того, онполучает постоянную содержательную подпитку (посещаяуроки, общаясь с педагогами) для совершенствования ба-зовых учебных курсов, которые преподает в вузе.Инновационная деятельность всегда пронизана ис-следованием: становясь активным участником измене-ний в образовании, человек должен видеть то, что имделается, понимать, зачем он осуществляет эти измене-ния и чем они могут быть интересны другим членампедагогического сообщества. Именно исследование по-могает педагогу определить собственную позицию впрофессиональной деятельности (чего я хочу, что дляменя важно), аналитически отнестись к накопленномуопыту (культурному, других коллег, собственному), вы-бирать, конструировать эффективные методы и приемыпедагогической деятельности, создавать продукты инно-вационной деятельности (разработки, проекты, про-граммы, конкурсные материалы) [1] . Усиление иссле-довательской составляющей в инновационном образо-вании и профессиональной педагогической деятельно-сти связано с тем, что от современного учителя требует-ся оперативность, гибкость, мобильность, рефлексив-ность, проблематизированность, технологичность, а это,по сути, качества исследователя. Такие качества можноприобрести только одним путем: через участие в инно-вационной деятельности, т.е. в деятельности по разра-ботке и реализации инновационных образовательныхпрограмм и проектов. Заметим, что преподаватель вузастановится тем, кто сопровождает педагога в таком уча-стии и помогает сделать исследование способом реше-ния профессиональных задач педагога, в том числе свя-занных с реализацией инноваций. Можно сказать, чтоодин исследователь, уже официально состоявшийся,помогает другому, начинающему, исследователю. Заме-тим, что преподаватель и школьный учитель заинтере-сованы друг в друге: для учителя вузовский преподава-тель является ресурсом (информационным, методиче-ским, управленческим), для преподавателя вуза учи-тель - это тот человек, с которым можно попробоватьчто-то новое, что будет интересно в работе не только сдетьми, но и со студентами.В советской системе отсутствовали горизонтальныемеханизмы распространения лучших педагогическихидей (сети, ассоциации, собственные журналы, Интер-нет). Передовой педагогический опыт сразу становилсяофициальным (огосударствлялся). Кроме того, он распро-странялся натурально: через копирование, а не анализ(т.е. не исследовался), поэтому не доходил до уровня ос-мысления его педагогами, а тем более до уровня техноло-гизации. Сейчас ситуация другая: новое возникает нестолько в академических лабораториях, сколько в поис-ковой практике самих педагогов, объединенных в образо-вательные сети и сообщества, в том числе сообществашкольных и вузовских педагогов. Главное - вовремя об-наружить, «поймать», назвать это новое, понять, какиепрофессиональные проблемы и дефициты оно поможетрешить, что даст преподавателю, учителю, учащемуся,студенту.Инновации - это то, что отличает одно образова-тельное учреждение от другого, потенциал для рефор-мирования образования, то, что позитивно влияет наобразовательную практику. Интерес к инновационнойдеятельности одновременно актуализируется и про-блематизируется в связи с принятием новых образова-тельных стандартов. Рассмотрим это на примере на-чальной школы.В 2011 г. начальная школа приступила к работе по но-вому ФГОС начального общего образования [2]. Означаетли это, что вся российская начальная школа «автоматиче-ски» из массовой превратилась в инновационную? Ко-нечно, нет. ФГОС задает общую содержательную, дея-тельностную и результативную рамку, которая будет по-степенно реализовывать новое направление в развитииначального образования, а инновации, инновационныйопыт помогут сделать это движение не только заданным ивозможным, но и реальным.Не надо забывать, что именно инновационный опытконкретных педагогов и школ подготовил появлениенового ФГОС: учителя уже давно понимали, что млад-ших школьников надо учить не только предметнымЗУНам, а чему-то еще, потому что изменилась жизнь,другими стали дети. Это «другое» педагоги называлипо-разному: компетенции, общеучебные, метапредмет-ные умения, способность учиться, учебная самостоя-тельность, теоретическое мышление и т.д. Стандартобобщил и «окультурил» эти наработки, выделивпредметные, метапредметнные и личностные образова-тельные результаты. С другой стороны, инновации,инновационный опыт - это то, что помогает школе без-болезненно «пережить» переход на новый ФГОС, при-менив собственные наработки, инвентаризацию кото-рых каждой школе очень важно при этом провести.На этапе реализации нового ФГОС начального общегообразования вновь актуализируется взаимодействие шко-лы и вуза. Для школ с оформленным и осознанным инно-вационным опытом (например, Школа совместной дея-тельности г. Томска) это содружество помогает осущест-вить рефлексию собственных инновационных результа-тов, чтобы понять, что еще задолго до принятия новогоФГОС мы уже формировали у детей универсальные учеб-ные действия и личностные результаты, только говорилио них на своем языке, например на языке компетенцийсовместной деятельности и построения открытого совме-стного действия педагога и ребенка. Стандарт с выделен-ными в нем тремя группами образовательных результатовпомог систематизировать уже накопленное в школе ин-новационное содержание и выделить три линии (направ-ления) в организации совместной деятельности педагога иучащихся в начальной школе: развитие совместной учеб-ной деятельности по достижению предметных результа-тов в урочном пространстве как деятельности по приоб-ретению предметных знаний и умений с использованиемресурса взросло-детской и детской совместности; разви-тие совместной учебно-познавательной деятельности поформированию метапредметных результатов на уроках изанятиях, где совместность выступает ресурсом для об-щего развития ребенка; развитие совместной образова-тельной деятельности через уроки, занятия и события поформированию личностных результатов, где дети учатсяучастию в открытом совместном действии со взрослымии другими детьми, проектированию, эффективному груп-повому взаимодействию; постановке своих образователь-ных целей, их достижению.Подобная деятельность организуется руководителеминновационной программы «Построение открытого со-вместного действия педагога и ребенка в начальнойшколе», являющимся преподавателем вуза, которыйлучше ориентируется в самом тексте ФГОС и текстах,его сопровождающих, так как излагает этот материал врежиме курсов повышения квалификации педагогов изнакомит с ним педагогов школы. Деятельность по но-вому ФГОС обостряет ситуацию выбора педагогамиучебно-методического комплекса (сегодня уже 11 УМКпрошли экспертизу на соответствие новому стандарту),и здесь опять нужна поддержка вузовского преподавате-ля, который в силу своей профессиональной специфики,лучше ориентируется в разных УМК и понимает их ре-сурсность, в том числе в реализации инновационнойобразовательной программы. Другими словами, препо-даватель вуза становится тем, кто «приближает» новыйстандарт к педагогам-практикам и убеждает, что многоеиз этого нового учителям уже знакомо и делалось ими.Внедрение нового ФГОС обострило проблему ис-пользования современных образовательных техноло-гий, которые становятся основным механизмом дости-жения метапредметных результатов (универсальныхучебных действий). Заметим, что школа и вуз, по сути,реализуют одни и те же образовательные технологии:школе они нужны для достижения метапредметных иличностных результатов, а вузу - для формированияобщих и профессиональных компетенций. Это такиетехнологии, как развитие критического мышления че-рез чтение и письмо, проектная и исследовательскаядеятельность, учебная дискуссия, групповое взаимо-действие, ИКТ, портфолио. Другими словами, в шко-лах и вузах оформляется общее технологическое про-странство, поэтому их технологические разработкимогут быть взаимовыгодны и взаимополезны. В дан-ном случае преподаватель вуза одновременно реализу-ет функцию продвижения новой технологии из школыв вуз или наоборот, а также функцию анализа образо-вательных результатов и эффектов применения однойтехнологии в школе и вузе. Современный педагог ста-новится технологом, который должен уметь технологи-зировать инновационную идею: для этого он выбираетуже имеющуюся в педагогической культуре техноло-гию, беря ее целиком или трансформируя, или изобре-тает собственную авторскую технологию.Таким образом, инновации - это ресурс, не толькопомогающий в реализации нового ФГОС, но и опреде-ляющий стратегию развития школы, которая учит но-вому и делает это по-новому, а чтобы этот ресурс былосознаваемым, востребованным и технологизирован-ным, необходимо постоянное и взаимовыгодное взаи-модействие школ и вузов. Именно это сделает нашеобразование развивающим и развивающимся.

Ключевые слова

открытое образование, инновационное образование, инновационная образовательная программа, ФГОС, образовательные результаты, open innovative education, innovative educational program, Federal State Educational Standard of elementary education, education results

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поздеева Светлана ИвановнаТомский государственный педагогический университетдоктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образованияsvetapozd@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск : Дельтаплан, 2004. 311 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 31 с.
 Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.