Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования

Статья является частью исследования проблемы повышения квалификации руководителей школ в свете требований национальной образовательной политики. Рассматриваются подходы к комплексной организации этого процесса с позиций формирования современных управленческих компетенций.

Organization of qualification improvement courses for school heads as education modernization projectsrealization.pdf Содержательные основы, сформулированные в рядефедеральных проектов модернизации российского об-разования, определяют комплексный подход изменениясути и структуры школьного образования. Начиная с2005 г. в системе общего образования реализуется Пре-зидентский национальный проект «Образование», при-званный на конкурсной основе поддержать лучшихучителей и школы, внедряющие инновационные про-граммы, выявить «точки роста» нового качества обра-зования и внедрить в массовую практику элементыновых управленческих механизмов и подходов. В2007-2009 гг. в 31 регионе России разворачиваютсякомплексные проекты модернизации образования(КПМО), основанная цель которых - предоставитьвсем школьникам независимо от места жительствавозможность получить качественное общее образова-ние. Проект предусматривал введение новой системыоплаты труда работников общего образования, переходна нормативное подушевое финансирование общеобра-зовательных учреждений, развитие региональной сис-темы оценки качества образования, развитие сети об-щеобразовательных учреждений региона (обеспечениеусловий для получения качественного образования не-зависимо от места жительства), расширение общест-венного участия в управлении образованием, а также,начиная с 2008 г., повышение квалификации педагоги-ческих кадров.В 2010 г. сформулирована Национальная образова-тельная инициатива «Наша новая школа», составляю-щие которой: обновление образовательных стандартов,поддержка талантливых детей, развитие учительскогопотенциала, развитие школьной инфраструктуры, здо-ровье школьников. Целью Федеральной целевой про-граммы развития образования на 2011-2015 гг. являет-ся обеспечение доступности качественного образова-ния, соответствующего требованиям инновационногосоциально ориентированного развития Российской Фе-дерации. Проект «Модернизация региональных системшкольного образования на 2011-2013 гг.» направлен наповышение среднего уровня заработной платы учите-лям, средства федерального бюджета предоставляютсяна приобретение школьного оборудования, транспорт-ных средств, пополнение библиотечных фондов, по-вышение квалификации и переподготовку, модерниза-цию базовых общеобразовательных учреждений путеморганизации в них дистанционного обучения школьни-ков, осуществление мер, направленных на энергосбе-режение в системе общего образования [1].Уровень задач каждого из перечисленных проектовчетко определяет современные приоритеты в школь-ном образовании, предлагая механизмы и инструментыего обновления. Очевидно, что такие инвестиции в раз-витие системы общего образования направлены на ре-шение стратегических задач страны в целом в социаль-но-экономической сфере.Переходя к теме, обозначенной в данной статье ипреломляя обсуждаемую проблематику через призмупроектов модернизации образования, следует выделитьособые миссию и роль директора школы как одного изглавных проводников поставленных задач. При этом ввышеперечисленных проектах мы не находим прямыхпосылов, определяющих требования к современномуруководителю. Однако совершенно очевидно, что шко-ла может меняться, быть современной и востребован-ной только при грамотном, инновационно работающемруководителе. Более того, согласно тарифно-квалифи-кационным требованиям основой оценки деятельностируководителя сегодня выступает комплексный компе-тентностный подход, при котором директор долженвладеть профессиональными, информационными, ком-муникационными и правовыми компетенциями. По-этому актуален вопрос о целенаправленной специали-зированной качественной подготовке и повышенииквалификации руководителей образовательных учреж-дений.Проекты модернизации образования несут в себеогромный потенциал для деятельности системы повы-шения квалификации. Во-первых, содержание и зало-женный комплекс результатов диктуют системе повы-шения квалификации образовательный заказ (сверху), аво-вторых, внутри проектов заложен механизм обяза-тельного роста как кадрового потенциала самой систе-мы повышения квалификации, так и в целом всей сис-темы образования.Руководители образовательных учреждений четко иосмысленно говорят о том, каких знаний им сегодня нехватает, какое повышение квалификации необходимодля успешного решения задач модернизации их педа-гогическим коллективам, тем самым формируя образо-вательный заказ системе повышения квалификации(снизу).Итак, заказ системе повышения квалификации сего-дня формируется задачами проектов по модернизацииобразования и образовательными потребностями руко-водителей школ с целью их эффективного решения.Следовательно, необходима система оперативного сбо-ра, учета и анализа образовательных потребностей ру-ководителей, после чего должна быть осуществленадифференциация содержания и организационных формпрофессионально-управленческой подготовки для раз-ных категорий руководителей школ в процессе повы-шения их квалификации: необходимо учитывать воз-растной ценз руководителей, стаж работы в должности,специфику деятельности образовательного учрежденияи особенности программы развития учреждения. По-этому составной частью предлагаемого подхода явля-ется согласование образовательного заказа.Для изучения отношения к сложившейся в областимодели повышения квалификации и выявления образо-вательных запросов нами было проведено анкетирова-ние среди руководителей школ в рамках программы«Использование потенциала взаимодействия вузов ишкол для повышения качества образования и развитияОткрытого образовательного пространства региона».Предлагаемая анкета включала следующие вопросы:1. Как в Вашем образовательном учреждении осу-ществляется работа по организации повышения квали-фикации управленцев школы (периодичность, направ-ления ПК, кто является инициатором ПК)?2. Где повышают квалификацию управленцы шко-лы (на каких курсах, в каких структурах)?3. Сегодня в рамках модернизации образования реа-лизовывалось и реализуется много проектов: ПНПО,Комплексные проекты модернизации образования,«Наша новая школа», проект модернизации региональ-ных систем образования и др. Участие в реализациитаких проектов предъявляет иные требования к квали-фикации руководителей ОУ. Какие управленческиекомпетенции Вы считаете необходимо развивать (илиформировать) у представителей руководства Вашейшколы в контексте этой деятельности?4. Если в практике Вашей школы были ситуации,когда Вы взаимодействовали с вузами по вопросамповышения квалификации, пожалуйста, расскажите оних (о ней) подробнее.5. В чём вы видите ресурс взаимодействия с вуза-ми для повышения квалификации управленцев вашейшколы.6. Ваше отношение к сложившейся в Томске систе-ме повышения квалификации управленческих кадровна основе её демонополизации.В целом результаты анкетирования явились доста-точно содержательным материалом, дающим возмож-ность размышлять о современном состоянии повыше-ния квалификации управленческих кадров. Из вышепе-речисленных вопросов анкеты наибольший интересвызывают вопросы, связанные с образовательнымизапросами руководителей и содержанием программповышения квалификации.Например, ответы руководителей на второй во-прос анкеты позволяют сделать вывод о том, что привведении в Томской области распределенной моделиповышения квалификации произошло сегментирова-ние рынка этих услуг, что позволило по определен-ным проблемам потенциальным слушателям для по-вышения квалификации обращаться в различныеструктуры, предоставляющие образовательные услу-ги:- по вопросам гражданско-общественного управле-ния образованием - в Региональный центр развитияобразования Томской области;- по вопросам повышения квалификации, связан-ным с менеджментом, - в ТГПУ, ТОИПКРО, ТГУ;- по вопросам, связанным с финансово-экономической, административно-хозяйственной дея-тельностью, - в ТОИПКРО и т.д.Следует отметить, что выбор повышения квалифи-кации имеет место и за пределами региона: Москва,Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Челябинск. Вряде интервью отмечают процесс повышения квалифи-кации в дистанционном режиме, например на базе об-разовательных структур г. Москвы.Нельзя не обратить внимание на то, что сегодня ру-ководители ОУ в своих образовательных запросах особовыделяют проблему психологической составляющейуправленческой культуры, что подтверждается ответамина третий вопрос анкеты. Так, директор одной из школ,говоря о вышеуказанной проблеме, подчеркивает: «Нам,управленцам, часто не хватает знаний психологииуправления, поэтому "карабкаемся" и допускаем ошиб-ки. А это направление должно разрабатываться вузамиг. Томска, в частности, преподавателями факультетовпсихологии». Другой руководитель отмечает, что «надиректоров школ ложится вся работа, поэтому нужноразвивать разные компетенции: это и финансово-экономические, и правовые в том числе, и умение соз-дать условия для эффективной работы коллектива с уче-том межличностных отношений». В связи с этим выде-ляют и проблему, связанную с мотивацией педагогиче-ских коллективов на реализацию задач, поставленныхпроектами модернизации образования. Многие руково-дители размышляют об этом так: «Современный руко-водитель должен уметь донести до каждого члена кол-лектива необходимость изменений, создать условия длямотивации сотрудников. То новое, что сегодня внедря-ется в школе, требует иных механизмов действия руко-водителя. Сегодня просто взять и заставить невозможно!Легко работать с молодыми, они встраиваются, подхва-тывают, живо реагируют, они не отягощены прошлымопытом. Со стажистами работать сложнее. Поэтому се-годня руководителю необходимы знания по психологииуправления, управления сопротивлениями коллектива,управления введением инноваций».Говоря о своих содержательных проблемах в про-фессиональной деятельности, руководители школ вцелом позитивно относятся к возможности выбора по-вышения квалификации в разных структурах, не отда-вая явного предпочтения той или иной организации.Один из руководителей подчеркивает: «В каждой орга-низации своя специфика. Я иду туда, где мне дадутбольше знаний в том или ином вопросе». Более того,отмечается: «сегодня неважно, кто занимается повы-шением квалификации, важно, чтобы научили тому,что помогает разрешить проблемы». Но при этом отве-ты на шестой вопрос анкеты многих руководителейвыражают неудовлетворенность тем, что выбор орга-низаций есть, а вот необходимых курсов нет. Наиболееостро проявилась потребность в изучении профессио-нальных управленческих дефицитов: «Необходимопроводить исследования по изучению запросов руко-водителей и педагогов и оперативно реагировать по-вышением квалификации».Анализируя ответы на вопросы, мы еще раз убеж-даемся в том, что повышение квалификации руководи-телей школ должно соответствовать ожиданиям потре-бителя как по содержанию, так и по форме. Информа-ция, полученная в результате проведения систематиче-ских оперативных опросов (анкетирование), позволитформировать образовательные программы с учетомконкретных проблем руководителей. Более того, явля-ясь составной частью подхода, анкетирование позволя-ет актуализировать уровень и специфику образова-тельных потребностей.Вот почему сегодня понятие «профессиональнаякомпетентность руководителя» в контексте модерниза-ции образования необходимо рассматривать как катего-рию динамичную, развивающуюся, определяемую тойконкретно-исторической ситуацией, в условиях которойосуществляется профессиональная деятельность. Ме-няющаяся в обществе социально-экономическая, куль-турная, образовательная ситуация, связанная с процес-сами глобализации современного рынка труда, вступле-нием России в Болонский процесс, неминуемо должнаизменить профессиональные компетенции специали-стов. Директор школы не является исключением [2-4].Следовательно, и система формирования современныхуправленческих компетенций должна этому соответст-вовать. Ориентиры доминирующей образовательнойпарадигмы с преимущественной трансляцией знанийсмещаются на создание условий для овладения руково-дителями комплексом профессиональных компетенций,определяющих его готовность и способность проекти-ровать новое качество образования. Поэтому одной изглавных задач в обучении директоров школ сегодня яв-ляется построение такой системы, в основе которой бы-ло бы заложено:- определение профессиональной управленческойкомпетентности;- комплексное изучение образовательных потреб-ностей;- определение содержания профессиональной под-готовки по проблемам управления;- учет специфики типовых управленческих ситуа-ций разных категорий руководителей школ и их моде-лирование в процессе профессиональной подготовки;- дифференциация содержания и организационныхформ обучения для разных категорий школ;- организация активного управленческого взаимо-действия для формирования основных компонентовпрофессиональной компетентности.По ряду обозначенных позиций выстраивания систе-мы повышения квалификации руководителей школ пла-нируется провести ряд дополнительных исследований. Вчастности, по проблеме определения профессиональнойуправленческой компетентности и разработке механиз-ма изучения образовательных потребностей.Для организации адресной и эффективной работынеобходимо разрабатывать механизм координациидеятельности учреждений системы дополнительногопрофессионального образования в повышении ква-лификации руководителей школ; создавать системумониторинга качества деятельности этих учрежде-ний в формировании профессиональной компетент-ности руководителей; совершенствовать образова-тельные программы повышения квалификацииуправленческих кадров, в основе которых долженбыть заложен личностно-деятельностный подход.Эти условия влияют на формирование ключевыхпрофессиональных компетенций директоров школ,что в конечном итоге позволит обеспечить организа-ционное и содержательное обновление системы обу-чения руководителей и как результат отразится накачественном обновление профессиональной пози-ции директора, направляя ее, в том числе, и на ус-пешную реализацию проектов модернизации образо-вания.

Ключевые слова

повышение квалификации, образовательный запрос, профессиональная управленческая компетентность, qualification improvement, educational challenge, professional competence of a school manager

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Расташанская Татьяна ВладимировнаТомский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образованиякандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работеrastik@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/pro/
Димухаметов Р.С. Настольная книга фасилитатора : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 384 с.
Нелюбов С.А. «Наша новая школа» с позиций директора // Идеи и идеалы. 2010. № 1(3). Т. 2.
Солодкова М.И., Ильясов Д.Ф. и др. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально- педагогического образования / науч. ред. В.Н. Кеспиков. М. : Гуманит. изд-й центр «ВЛАДОС», 2009. 320 с.
 Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.