Анализируется потенциал взаимодействия профильных школ и университетов г. Томска для повышения качества преподавания физики. На основе результатов научной и учебно-методической работы предлагаются новые по форме и содержанию варианты взаимодействия университетов и профильных школ, актуальные для регионов, реализующих инновационные технологические процессы.
Using potential of interaction between Tomsk universities and profile schools to improvequality of teaching Physics.pdf Последние данные о качестве школьного и вузов-ского образования свидетельствуют о снижении егоуровня прежде всего по физико-математическим и ес-тественным дисциплинам. На это указывали и резуль-таты единого государственного экзамена по математи-ке и физике выпускников школ, поступивших в уни-верситеты на технические специальности. На системуподготовки школьников обратитли внимание не толькоорганы управления образованием, но и общественностьгорода и области, представители областной и город-ской администраций. Проанализировать ситуацию по-требовало и то, что результативность школьного обра-зования будут определять и другие параметры новогоФедерального государственного образовательногостандарта (ФГОС) [1]. Стандарт среднего полного об-щего образования (пока проект) ориентирован на ста-новление личностных характеристик выпускника(«портрет выпускника школы»).Наиболее актуальными личностными характеристи-ками выпускника, востребованного томскими универ-ситетами, являются следующие:- креативный и критически мыслящий, активно ицеленаправленно познающий мир, осознающий цен-ность науки, труда и творчества для человека и обще-ства, мотивированный на образование и самообразова-ние в течение всей жизни;- владеющий основами научных методов познанияокружающего мира, мотивированный на творчество исовременную инновационную деятельность;- готовый к учебному сотрудничеству, способныйосуществлять исследовательскую проектную и инфор-мационную деятельность; уважающий мнение другихлюдей, умеющий вести конструктивный диалог, дости-гать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;- подготовленный к осознанному выбору профес-сии, понимающий значение профессиональной дея-тельности для человека и общества, ее нравственныеосновы.Таким образом, перед педагогическим сообществомвстала проблема повышения качества общего образо-вания школьников, выпускников профильных классови школ региона. Для решения этой проблемы на базеТГУ реализуется проект «Использование потенциалавзаимодействия вузов и школ для повышения качестваобразования и развития открытого образовательногопространства региона», участниками которого являют-ся авторы статьи.Предположение (гипотеза) о возможности решениявыявленной проблемы на основе использования потен-циала взаимодействия профильных школ с вузамиобосновано особенностями нашего региона. В Томскойобласти по сравнению с другими регионами великудельный вес вузов, научно-исследовательских инсти-тутов по отношению к населению города; будущее ре-гиона видится не только в развитии сырьевой базы, апрежде всего в реализации комплексных проектов поприоритетным направлениям науки и технологий [2].Обоснование гипотезы потребовало проведения врамках проекта серии семинаров, на которых предста-вители учебных учреждений разного уровня последо-вательно разрешали поставленную проблему.На семинарах с учителями, заместителями директо-ров по учебной и воспитательной работе директорамибыли организованы дискуссии о том, как происходит внастоящее время подготовка учащихся к школе, какиерезультаты достигаются и как при этом используетсяпотенциал Томских вузов. В результате различных вы-сказываний по предложенной к обсуждению теме вы-яснилось следующее.В профильных классах приоритет в обучении отда-ется углублению и расширению предметных знаний,поскольку их наличие позволяет успешно сдать ЕГЭ.Большое внимание уделяется организации проектно-исследовательской деятельности, практически обяза-тельной для учащихся профильных классов, что такжепредваряет требования нового стандарта. В процессеорганизации проектно-исследовательской деятельностиформируются умения, необходимые современномушкольнику, - проектные, исследовательские, коммуни-кативные. При этом развиваются способности учащих-ся к самоопределению, самооценке. Хорошие результа-ты, которые «выдает» профильная школа, недостаточ-ны для нашего региона.В процессе дальнейшего обсуждения проблемы вы-ясняется, какие результаты еще не достигнуты. Так,представители школы считают, что выстроенная систе-ма профильного образования школьников пока не в пол-ной мере позволяет формировать умения и способностиучащихся к самоорганизации, выстраиванию самостоя-тельной работы, не учит нестандартно мыслить, не все-гда развивает мотивацию к творчеству и современнуюинновационную деятельность, не обеспечивает подго-товку к осознанному выбору профессий, востребован-ных в регионе. В итоге исследование вопроса разверну-лось через анализ прецедентов использования школамине только внутренних ресурсов, но и внешних, в частно-сти ресурсов взаимодействия с вузами.Анализ практики позволяет сделать вывод, что дляосуществления образовательной подготовки выпускниковна высоком качественном уровне школы, реализующиепрофильное образование, уже используют потенциалвзаимодействия с вузами города. Кроме того, независимоот школы отдельные учащиеся повышают уровень своейобразованности и развития в учреждениях дополнитель-ного образования.Вклад этих учреждений в образование старшекласс-ников, включая интеллектуально одаренных детей, недос-таточно обобщен и представлен. Однако мнения отдель-ных исследователей, включая авторов этой статьи, схо-дятся в том, что деятельность учреждений дополнитель-ного образования, реализующих профильное обучение,может быть существенно расширена и дополнена, в томчисле предложениями со стороны высших учебных заве-дений (таблица).Варианты взаимодействия вузов и школВариант взаимо-действияХарактеристика взаи-модействия Достоинства и недостаткиПервыйПредставители вузов -преподаватели - ведут вшколе элективныекурсы для учащихсяДостоинства: в процессе общения с преподавателем ученики имеют возможностьуглубить знания по определенному предмету, познакомиться с новыми открытиями,получить информацию об исследованиях вуза, заинтересоваться ими.Такое общение может повлиять на выбор вуза учениками, дальнейшее профессиональ-ное самоопределениеВторойШкольники пользуютсялабораторной базойвуза для выполненияпрактических работ,небольшихисследованийДостоинства: происходит развитие практических, экспериментальных, исследователь-ских умений учащихся, знакомство с новым оборудованием, усиливается интерес кестественным наукам, у ряда учащихся возникает мотивация к творческой эксперимен-тальной деятельности.(Опыт был представлен на семинаре ТПУ и ТГПУ)Недостатки: если эта работы с учащимися происходит без педагогического сопровож-дения, практическая деятельность школьников носит формальный характер, многие изперечисленных умений и качеств не формируются [3]ТретийПреподавателями вузовосуществляетсяруководство исследова-тельской деятельностьюотдельных учащихсяДостоинства: это очень востребованный способ взаимодействия, так как часто у учи-теля ощущается недостаток квалификации или времени, чтобы руководить исследова-нием ученика. Для современного исследования необходимо современное оборудование,которого не может быть в школе. В случае такого взаимодействия происходит действи-тельно качественное образование и развитие ученика или группы учеников.Недостатки: наименее разработанный по ряду причин способ взаимодействия, как вправовом, так и в организационном и методическом планах. Число учащихся, вовле-ченных в исследовательскую деятельность, невеликоЧетвертыйСуть его - в повышениисилами вуза квалифика-ции школьного учителяДостоинства: повышение значимости профильной школы. В последнее время этотспособ становится все более востребованным. Достаточно подготовленные теоретиче-ски и практически преподаватели вузов знакомят учителей с новыми технологиями,методиками, в частности с компьютерными, с достижениями науки, демонстрируютвозможности современного эксперимента в обучении школьников.Такой вид взаимодействия со школами осуществляется в ТПУ, ТГУ, ТГПУПятыйВ ряде случаев вузов-ские специалисты при-влекаются для научногоруководства деятельно-стью школыДостоинства: позволяет школам грамотно осуществлять инновационную образова-тельную деятельностьПрофильная школа старается использовать потен-циал вузов для достижения более высоких результатовв подготовке выпускника, будущего абитуриента.Однако такое взаимодействие уже не решаетпредъявленной выше проблемы (снижение уровняфизико-математического образования, падение инте-реса к естественным наукам).В данной ситуации нужно проанализировать, чтоможно изменить в рамках реальности и какие дополни-тельные ресурсы взаимодействия использовать. Понят-но, что во всех видах взаимодействия школа и вуздолжны составить открытое образовательное про-странство и обогатить друг друга.Экспертные высказывания представителей школ ивузов выявили неиспользуемые пока ресурсы их взаи-модействия.1. В настоящее время не налажена система монито-ринга достижений учащихся, которая бы позволиладать ученикам, родителям, администрации школы,представителям вуза, в который поступает выпускник,представление, какие умения, способности развиты ушкольника и на каком уровне. Это важно не только дляшколы, но и для вуза. В соответствии со стандартомвысшего образования вузы должны показать результа-ты своей образовательной деятельности не только поналичию знаний студентов, но и по наличию компе-тенций, которые у них сформированы. Поскольку нетшкольного централизованного мониторинга, есть лишьпопытки отдельных школ оценить свои результаты нетолько через ЕГЭ, преподаватели вуза начинают работус абитуриентом, учитывая его базовую предметнуюподготовку и не учитывая наработки школы по форми-рованию универсальных учебных действий.Отсутствие преемственности в мониторинге уме-ний и способностей школьника и студента затрудня-ет построение эффективного образовательного про-цесса, формирование компетенций бакалавра, маги-стра, которые заложены в образовательном стандар-те вуза. Например, как отмечалось экспертами насеминаре, школа и вуз не формируют умений по-строения карьеры.Организация мониторинга даст свои плоды, еслиего результаты будут реально учитываться. В настоя-щее время показатели развития учеников в виде сфор-мированности универсальных учебных действий, уча-стия в образовательных, общественных и других собы-тиях помещаются в их портфолио. Однако нет узако-ненного положения о портфолио, которое бы позволя-ло учитывать эти результаты при выходе ученика изшколы, поступлении его в вуз.Таким образом, необходимо создание группы иссле-дователей, состоящей из представителей школы, вуза иорганов управления образованием для осуществлениянепрерывного мониторинга системы профильногошкольного и вузовского образования - знаний, умений,способностей учащихся школ и вузов. Основными на-правлениями работы группы должны стать разработкакритериев сформированности учебных действий и ком-петенций, показателей их сформированности, созданиепроверочных материалов, разработка методики провер-ки. Опыт работы в данной сфере деятельности имеется упредставителей Томского политехнического универси-тета и Томского государственного педагогического уни-верситета (кафедра общей физики).2. В настоящее время недостаточно используетсяпотенциал взаимодействия школы и вуза в форме реа-лизации совместных (школы и вуза) исследовательскихпроектов, организованных при кафедрах. В процессевыполнения совместных проектов ученики пробуютсебя в практическом применении знаний, имеют воз-можность осуществить исследовательскую пробу,осознают необходимость глубоких разностороннихзнаний для профессиональной деятельности. Напри-мер, современному инженеру нужны не только глубо-кие профессиональные знания, но и знание иностран-ного языка для изучения чужого опыта, участия в со-вместных исследованиях. При активной работе в со-вместных проектах у учеников могут формироватьсяинформационные, исследовательские, коммуникатив-ные умения, о чем свидетельствует опыт организациитаких проектов на кафедре общей физики ТГПУ.3. Предметная подготовка учащихся профильнойшколы предполагает введение дополнительных курсов.Такие курсы ученик может выбирать как в своей шко-ле, так и в вузе. В рамках взаимодействия школы и вузавозможна организация посещения школьниками заня-тий (лекций) совместно со студентами. Это даст воз-можность школьнику приобрести дополнительные зна-ния по тому предмету, изучение которого необходимодля поступления в вуз, воспринять специфику органи-зации образования в вузе, почувствовать необходи-мость глубоких предметных знаний для освоения про-фессии, способностей, к самоорганизации, планирова-нию, осуществлению самостоятельной работы и т.д.Вопрос состоит в способе определения объема осво-енного учеником курса, который может быть измеренчислом набранных кредитов и его учета в рамках школь-ной системы образования, т.е. в создании правовой базывзаимного учета школами и вузами кредитов, полученныхшкольниками в разных образовательных точках.Решение данного вопроса требует создания группыразработчиков из числа сотрудников вуза, работниковшколы, представителей органов образования. Возмож-но использование опыта взаимного учета кредитов ввузах и школьных учреждениях Финляндии, которыйбыл изучен одним из авторов при посещении этойстраны [4].4. На базе школы возможна и другая организациявзаимодействия студентов и школьников - через во-лонтерство, когда бывшие выпускники школ - студен-ты, аспиранты - ведут кружковые занятия в школе,консультации, спецкурсы, руководят исследованиямишкольников на добровольных началах. Такие преце-денты имеются в лицее при ТПУ, специализированныхучебно-научных центрах (СУНЦ), действующих в Но-восибирске, Москве, Долгопрудном при «брендовых»университетах. В процессе такого взаимодействия мо-жет развиваться активность учеников, не проявлявшихее во взаимодействии с учителем или преподавателемвуза, возникнуть мотивация к исследовательской дея-тельности, формироваться умение работать в команде.Этот вид взаимодействия также нуждается в правовойразработке. Договоры о деятельности волонтеров вшколе пока не разработаны.5. Кардинальное решение проблемы повышения ка-чества образования школьников на основе использова-ния потенциала взаимодействия школ и вузов Томско-го региона видится в организации единого образова-тельного Центра инновационного характера (далееЦентр),который должен быть хорошо оборудован дляразличного рода занятий с учениками и учителями.В Центре необходимо развернуть работу по пропа-ганде научных знаний ведущими профессорами вузов.Это могут быть знания, например, о современной на-учной картине мира для гуманитариев или знания оместе России в мировом экономическом пространстведля учащихся физико-технического профиля. Возмож-но создание разновозрастных научных объединенийдля выполнения исследований, чтобы аспирантами илистудентами руководили преподаватели вузов, студен-тами - аспиранты, школьниками - студенты.Занятия со школьниками в рамках программы Цен-тра могут проходить не только на его базе, но и на базевсех Томских вузов. Отдельные лекции по современ-ным вопросам науки для учащихся, практические рабо-ты и проектные исследования могут быть организова-ны в разных вузах. Ученики могут выбрать разные кур-сы, поэтому должна быть разработана нормативнаябаза для учета кредитов, если школьник получает до-полнительное образование в разных вузах.На базе Центра может быть организовано совмест-ное образовательное событие, такое же по масштабу изначению, как проходящие в настоящее время («Деньнауки», «Карьера молодежи»). В процессе совместнойразработки происходит взаимное обогащение опытомкак школьников, так и студентов.Для построения карьеры учащимся необходима ор-ганизация профессиональных проб. Это может сделатьЦентр через организацию встреч с представителямиразных профессий, экскурсии в вузы, научные лабора-тории, передовые предприятия. При наличии дистан-ционной системы обучения такой центр может органи-зовать обучение учащихся Томска и области. Образо-вательные центры меньшего масштаба могут быть ор-ганизованы в районах области.Прообразом смоделированных по инновационнымфункциям центров можно назвать открытый в 2011 г.на базе ТГПУ Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования[5]. В настоящее время он выполняет ряд интегриро-ванных функций, таких как дополнительная подготовкаучащихся к олимпиадам, повышение квалификацииучителей физики и математики по заказу администра-ции Томской области и многие другие.Научно-образовательный центр педагогических ис-следований в физико-математическом образовании иМежвузовский центр по интеллектуальным проблемамразвития личности [6] интегрируют функции научнойработы профессорско-преподавательского составаТГПУ, ТГУ и ТПУ совместно с учителями-исследова-телями г. Томска и Томской области.Потенциал этих центров при соответствующих ин-фраструктурных и финансовых дополнениях сущест-венным образом позволил бы содействовать повыше-нию качества физико-математического образования врегионе, внедрению в практику учебного процесса ре-зультатов научных исследований и практических раз-работок. Убедительным примером реализации такогопотенциала в настоящее время является включение вфедеральный перечень учебно-методических комплек-сов (УМК), рекомендованных для школы, комплектаучебников и пособий, разработанного коллективомматематиков под руководством Э.Г. Гельфман.6. Решение проблемы качественного профильногообразования учеников невозможно без изменения тре-бований к педагогам. Каким должен быть педагог про-фильного образования, какие профессиональные уме-ния и личностные качества он должен сочетать?В результате исследования в форме анкетированиябыли получены ответы от самих учителей (физики) ипредставителей администрации школ. Что касаетсяучителей, то, по их мнению, современному педагогунеобходимо иметь: глубокие знания по предмету, сис-темное представление о новейших открытиях и дости-жениях науки, основах педагогики и психологии, со-держании современных педагогических технологий, втом числе информационных. Необходимо применятьтрадиционные методики и инновационные технологии,уметь решать задачи разного уровня и обучать их ре-шению учеников, уметь эффективно применять экспе-римент в обучении, обладать коммуникативными уме-ниями и использовать их в разных сферах, создаватьмодифицированные программы, уметь предъявить свойопыт в виде сообщения или статьи [7].Представители администрации школ указывают,что хотелось бы, чтобы учителя обладали стремлениемк самосовершенствованию, сомообучению; умениямирефлексии, самоконтроля; организационными умения-ми - поиска дополнительных сотрудников для органи-зации профильного обучения; владели ИКТ при орга-низации урока, организации дистанционного обучения;осуществляли поиск недостающей информации и пр.Учителя профильных классов должны иметь исследо-вательскую компетентность для самостоятельной орга-низации исследования в области образования.Если названные учителями профессиональные зна-ния и умения можно совершенствовать в рамках сло-жившейся системы повышения квалификации, привле-кая для выполнения этой деятельности томские вузы,то для разностороннего совершенствования учителянужна новая сетевая организация повышения квали-фикации. Такая идея была высказана на разработниче-ском семинаре в рамках проекта. В данном случаевзаимодействие вузов и учителей, повышающих ква-лификацию, может происходить на основе накопитель-ной системы.Так, новые научные приборы учителя могут осво-ить в ТПУ, новое учебное оборудование - в ТГПУ,информацию о новых научных идеях почерпнуть вТГУ или институтах ТВЗ, обучиться новым педаго-гическим технологиям на кафедрах ТГУ, ТГПУ. Приэтом какой-то вуз становится головным в плане ор-ганизации повышения квалификации. В наибольшейстепени для этой роли подходит ТГПУ, где уже раз-вернута активная работа по повышению квалифика-ции учителей математики, физики, биологии и хи-мии. Есть опыт организации накопительной системыобучения, разработки и реализации индивидуальныхпланов повышения квалификации с учетом потреб-ностей конкретного учителя. С переходом на исполь-зование такой системы необходим учет разных видовучебной деятельности в кредитах, которые учителяполучают в разных учебных заведениях, и выдачаудостоверения на основе накопления определеннойсуммы кредитов.Проведенное исследование дает возможность оце-нить разные подходы к решению проблемы повышениякачества физико-математического образования школь-ников и студентов в регионе и выбрать наиболее эф-фективные способы использования потенциала взаи-модействия вузов и школ, осуществляющих профиль-ное обучение школьников. В конечном итоге это будетспособствовать дальнейшему инновационному разви-тию нашего региона.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: среднее (полное) общее образование (проект от 15 апреля 2011 г.). М., 2011. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7956/11.04.19-proekt.10-11.pdf
Веснина Л.В., Чучалин А.И. Формирование системы подготовки кадров для развития наукоемких отраслей экономики на основе консорциума университетов и научных организаций // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10. С. 180
Пищулова А.С., Румбешта Е.А. Формирование информационной, коммуникативной, исследовательской компетенции в процессе обучения школьников исследовательской деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7. С. 15-1
Поздеева С.И., Румбешта Е.А. Опыт Финляндии в сфере образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10. С. 128-132.
Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ. Томск, 2011. URL: http://fmcenter.tspu.edu.ru/
Межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности Томск, 2011. URL: http://www.websib.ru/~association/Tomsk/ proekt.htm
Румбешта Е.А., Червонный М.А. Профессиональная компетенция учителя физики // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: IV Всероссийская научно-практическая конференция (1-2 ноября 2011г.) с международным участием. Томск : Из