Представлены материалы эмпирического исследования процесса перехода образовательных учреждений в статус автономных, дается анализ законодательно обусловленных преимуществ автономных образовательных учреждений, в том числе и с точки зрения создания потенциала взаимодействия образовательных учреждений с разными партнерами для изменения качества образовательных услуг. Проявлена и обоснована эмпирическая зависимость изменения деятельности и норм ее организации при изменении статуса образовательного учреждения от содержания управленческой деятельности на этапе перехода, что влияет на повышение качества образовательных услуг за счет возрастания ориентации в деятельности образовательного учрежденияна заказчика, клиента и потребителя за счет повышения открытости образовательного учреждения.
Educational institutions transition to autonomous status: potential interaction of universities and schoolsto improve educational services quality.pdf Контекст исследования. В социологической лите-ратуре высказывается мысль о важности норм для ор-ганизации человеческой деятельности в силу выполне-ния ими регулятивной функции (А.И. Пригожин,Б.А. Урванцев и др.). В литературе по теории деятель-ности обосновывается мысль о том, что при изменениичеловеческой деятельности происходит и изменениеформ и норм ее организации, а сама эффективностьдеятельности связывается с соответствием нормам,используемым для организации деятельности (Ю.В.Громыко, Г.П. Щедровицкий).Эти мысли важны в контексте данной статьи пото-му, что разработка и реализация образовательных ин-новаций всегда сопровождается поиском адекватныхформ их выражения и разработкой новых норм органи-зации деятельности [1. С. 346].Подтверждение этому тезису мы находим и в лите-ратуре по менеджменту, где он трактуется примени-тельно к деятельности организаций и их инновацион-ному развитию. Так, Питер Друкер считает, что сего-дня именно перемены становятся нормой нашей жизни,а поэтому организации не только должны быть готовык изменениям, но если они хотят быть успешными нарынке, отыскивать и создавать инновационные воз-можности, а вся организация «должна быть пропитанадухом новизны» [2. С. 59]. Иными словами, организа-ции должны быть готовы менять собственную деятель-ность и нормы ее организации в соответствии с требо-ваниями рынка.Также Г. Минцберг связывает успех организации нарынке с постоянным использованием инноваций и пе-реоформлением прежних норм организации деятельно-сти. Он пишет: «Успех организации на рынке обуслов-лен постоянными инновациями… и если она являетсяисточником инноваций, то это достигается за счет до-вольно серьезных разрушений, порой даже хаоса в ор-ганизации и затраты впустую немалых ресурсов» [3.С. 227].Также П. Друкер и Г. Минцберг обращают внима-ние на то, что инновации необходимо поддерживать,поскольку они создают потенциал для развития орга-низаций, и что именно инновации требуют совершеннодругих структур и форм взаимодействия в организа-ции, они должны отличаться гибкостью, подвижно-стью, развитостью горизонтальных связей в организа-ции, возможностью их быстрой «перенастройки».Все вышесказанное позволяет говорить о том, чтоизменение норм есть одновременно и условие для соз-дания потенциала развития организации и повышенияее активности на рынке, и следствие этих процессов.Процессы регулирования норм всегда входили вчисло приоритетных задач управления, и, если посмот-реть с этой точки зрения на развитие образования,можно отметить, что присвоение новых и разных ста-тусов образовательным учреждениям следует рассмат-ривать в качестве одного из механизмов изменения ихдеятельности и норм ее организации, а значит, под-держки инноваций и управления ими.Так, в 2001 г. Постановлением правительства былоутверждено «Типовое положение об общеобразова-тельном учреждении», в котором выделены основныетипы общеобразовательных учреждений. В положе-нии сказано, что статус гимназии присваивается уч-реждению, которое осуществляет углубленную подго-товку обучающихся по предметам гуманитарного про-филя, а лицея - естественно-математического, т.е. этиобразовательные учреждения осуществляли иннова-ции в области содержания образования. Такие инно-вации обеспечивались, как правило, преподаваниемпрофильных предметов работниками вузов и поддер-живались путем увеличения фонда оплаты труда ли-цеев и гимназий на 15%.Если анализировать эту деятельность с точки зре-ния заданного культурного контекста, то можно отме-тить, что определенные нововведения в этом направле-нии деятельности были (например, выделение профи-лей, изменение учебного плана и расписания занятийдля их обеспечения), но существенного измененияформ и норм организации деятельности они не требо-вали, поэтому были достаточно успешно «вписаны» всуществующую систему.Одновременно на этой волне поддержки инновацийво многих городах, и Томск здесь не исключение, поя-вились школы, «помеченные» как инновационные. Из-менения образования, которые в них происходили, не-возможно было так четко идентифицировать, но тем неменее речь шла о существенных изменениях в содер-жании и организации образовательной деятельности,что и «отличало» инновационные школы (например,гимназия «Универсум» в Красноярске (И.Д. Фрумин),школа самоопределения в Москве (А.Н. Тубельский),школа «Эврика-развитие» (Л.М. Долгова) и Школа со-вместной деятельности в Томске (Г.Н. Прозументова,Л.А. Сорокова)). Можно сказать, что в этих школахшла разработка новых моделей, форм и технологий,т.е. шло активное изменение форм и норм организацииобразовательной деятельности. Их поддержка в г. Том-ске также выразилась в 15%-ной прибавке к фонду за-работной платы.Серьезным шагом по поддержке инноваций сталоприсвоение образовательным учреждениям статусаФедеральной экспериментальной площадки Министер-ства образования и науки РФ (ФЭП). Для этого прово-дилась экспертиза инноваций, которую организовывалИнститут образовательной политики «Эврика». По еерезультатам образовательным учреждениям присваи-вался статус ФЭП, и они получали гранты на разработ-ку, апробацию и издание инновационных проектов.Тем самым новые и эффективные модели, формы итехнологии образовательной деятельности получалипризнание и распространение в образовательном сооб-ществе.Подобный ход был использован и в рамках реали-зации Приоритетного национального проекта «Образо-вание» (ПНПО). Школы представляли для обществен-ной экспертизы содержание и результаты инновацион-ной деятельности, а выигравшие получали статус побе-дителя ПНПО и 1 млн рублей на поддержку инноваци-онной деятельности. Этот шаг способствовал тому, чтоэффективные модели, формы и технологии образова-ния стали проявлены не только в образовательном со-обществе, но на них было обращено внимание и вла-стями разного уровня.Следовательно, контекст управления инновациямив образовании позволяет увидеть, что инновационныешколы всегда проходят путь изменения деятельности инорм ее организации, более того, даже разрабатываютмеханизмы управления инновациями, основанные нарегулировании норм деятельности. Также он позволяетконстатировать, что присвоение образовательному уч-реждению какого-либо статуса - это решение задачуправления инновациями, поддержка и признание ужеполученных результатов, а также создание условий дляпроявления и оформления новых норм организацииобразовательной деятельности, а значит, и для совер-шенствования образования.Нам представляется, что во временном контекстеможно говорить о том, что двадцатилетняя практикаинновационного развития образования сыграла своюроль в процессах реформирования образования, свя-занных в последние годы с активизацией практикизаконотворчества. Это свидетельствует о том, чтоусилились процессы поиска управленческих инстру-ментов управления нормами для изменения системыобразования и повышения его качества. Достаточнообратить внимание на то, как существенно измени-лись стандарты образования. Если в основе прежнихстандартов лежало освоение предметных знаний,умений, навыков обучения, то новые стандарты по-строены на овладении учащимися разными типамидеятельности и их выборе, т.е. тех моделях, которыеразрабатывались в недрах инновационной практики.Поэтому и введение новых стандартов и статусов (ав-тономных, бюджетных и казенных учреждений) ре-шает также задачу поддержки инноваций и апробацииновых форм и норм организации деятельности и жиз-ни образовательного учреждения.Определение области исследования. В представлен-ном контексте определяется необходимость проведе-ния эмпирических исследований, позволяющих оха-рактеризовать содержание управления изменениями вобразовании через использование механизмов регули-рования норм и, в частности, механизма присвоенияновых статусов образовательным учреждениям; про-явить область влияния механизма присвоения новогостатуса как одного из механизмов нормообразования;рассмотреть на примере использования Федеральногозакона «Об автономных учреждениях» эффективностьиспользования этого механизма для повышения каче-ства образовательных услуг.В связи с этим нами была определена цель исследо-вания: проявить, может ли изменение статуса образо-вательного учреждения влиять и за счет чего на повы-шение качества образовательных услуг. Поэтому ос-новной задачей данного исследования является изуче-ние процесса перехода образовательных учреждений встатус автономных и его влияние на изменение качест-ва образовательных услуг.Объектом исследования стали образовательные уч-реждения Томской области, в управлении которымииспользовался механизм присвоения нового статусаавтономного образовательного учреждения, предметомисследования - последствия и эффекты изменений вдеятельности образовательных учреждений, обуслов-ленные изменением статуса.В качестве основных методов исследования намииспользовались анализ литературы, анализ прецеден-тов перехода образовательных учреждений в статусавтономных, анализ нормативных документов и со-ставление аналитического обзора. С участниками ис-следования была организована и проведена фокус-группа. Исследование строилось в логике гуманитар-ного управления и исследования образовательных ин-новаций [1. С. 44].В исследовании принимали участие образователь-ные учреждения: Сибирский лицей (директор З.Т. По-ликарпова), гимназия № 1 имени А.С. Пушкина (ди-ректор Н.А. Селиванова), гимназия № 29 (директорС.В. Шаболина), гимназия № 56 (директор Л.П. Гунби-на), Академический лицей (директор И.Н. Тоболкина),«Томский Хобби-центр» (директор М.Г. Савенков),Центр дополнительного образования детей «Планиро-вание карьеры» (директор Н.Р. Огнева).Анализ нормативной документации. В Федераль-ном законе от 8.05. 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с совершенствованием правовогоположения государственных (муниципальных) учреж-дений» определены 3 типа учреждений: автономное,бюджетное, казенное. При этом сказано, что статусавтономного присваивается учреждению, которое яв-ляется «некоммерческой организацией, созданной Рос-сийской Федерацией, субъектом Российской Федера-ции или муниципальным образованием для выполне-ния работ, оказания услуг… в сферах науки, образова-ния, здравоохранения, культуры, социальной защиты,занятости населения, физической культуры и спор-та…» [4. С. 1]. Следовательно, одной из существенныхособенностей автономного учреждения является оказа-ние услуг в разных сферах деятельности.С целью выявления законодательных преимуществавтономных образовательных учреждений нами былпроработан ряд нормативных документов разногоуровня: федерального (Федеральные законы № 83-ФЗ,№ 174-ФЗ и № 291-ФЗ); регионального (ПостановлениеГубернатора Томской области № 172а (2008 г.)), муни-ципального (Распоряжение Мэра г. Томска № 878-Р(2006 г.)). Их анализ позволил выделить ряд преиму-ществ автономных образовательных учреждений посравнению с другими типами, таких как:- самостоятельность ведения финансово-хозяйст-венной деятельности и возможность иметь собствен-ную бухгалтерию;- возможность повышения заработной платы засчет экономии средств бюджета, экономии энергетиче-ских ресурсов, перераспределения средств бюджетаобразовательного учреждения, расширения спектраплатных услуг. Все сэкономленные и заработанныеобразовательным учреждением деньги остаются в егораспоряжении и используются для достижения целей,ради которых оно создано, поскольку эти средства неотносятся к доходам бюджета;- возможность самостоятельно распоряжаться зара-ботанными денежными средствами и приобретеннымза счет них имуществом;- право открывать расчетные счета в кредитных ор-ганизациях, включая валютные;- право получать кредиты и займы у кредитных ор-ганизаций и частных лиц;- право (с согласия учредителя) вносить денежныесредства и иное имущество в уставный (складочный)капитал коммерческих организаций;- право сдавать помещения в аренду с согласия на-блюдательного совета;- самостоятельная ответственность по своим обяза-тельствам.Таким образом, можно констатировать, что у авто-номного образовательного учреждения существеннорасширены самостоятельность и права.Расширение прав и самостоятельности автономногообразовательного учреждения существенно меняет еговзаимоотношения и с учредителем, и с другими субъ-ектами. У учредителя сужаются зона контроля за дея-тельностью автономного образовательного учреждения(она ограничивается контролем за выполнением зада-ния учредителя и за деятельностью руководителя уч-реждения); зона ответственности (учредитель не отве-чает по обязательствам автономного учреждения); пра-ва (учредитель не имеет права на доходы автономногоучреждения и имущество, самостоятельно приобретен-ное им).Возможности взаимодействия автономного обра-зовательного учреждения с другими субъектами су-щественно расширяются. Это выражается в том, чтоавтономное образовательное учреждение может вхо-дить в структуру других юридических лиц, выступатьучредителем новых юридических лиц, совершать спартнерами крупные сделки, заниматься другими иразными (не запрещенными законом) видами деятель-ности для обеспечения основного вида деятельности.Кроме того, у автономного образовательного учре-ждения по сравнению с другими типами учрежденийменяется, как было показано ранее, основной вид дея-тельности. Им становится оказание услуг в сфере обра-зования, деятельность начинает во многом носить ры-ночный характер и становится достаточно жестко завя-занной на потребности заказчиков, клиентов и потре-бителей. Это обусловливает ориентацию автономногоучреждения на заказчиков и получателей услуг, чтообеспечивает возможность их влияния на качество об-разовательных услуг, т.е., по сути дела, заложены зако-нодательные механизмы влияния заказчиков и получа-телей образовательных услуг на их качество.Анализ прецедентов перехода образовательных уч-реждений в статус автономных. Нами было проана-лизировано семь прецедентов перехода образователь-ных учреждений в статус автономных, из них пять свя-заны с общеобразовательными школами, причемодин - с обоснованным отказом от смены статуса идва - с учреждениями дополнительного образования.Для анализа важно, что два учреждения дополнитель-ного образования поменяли статус намного раньшеостальных. Это произошло в рамках пилотного проектав 2008 г., остальные поменяли статус только в 2011 г.Процесс анализа включал в себя знакомство с ана-литическим докладом образовательных учреждений,изучение нормативных документов (договор междуучредителем и директором школы на выполнение му-ниципального задания, заказ учредителя на выполне-ние муниципального задания), а также результаты об-работки данных фокус-группы с руководителями обра-зовательных учреждений.В процессе анализа нас интересовало, какие изме-нения произошли в реальной деятельности автономныхучреждений в сравнении с теми, которые оговоренызаконодательно, и как это сказывается на качестве об-разовательных услуг.Более подробно мы остановимся на двух прецеден-тах, связанных с учреждениями дополнительного обра-зования. Их выбор для анализа обусловлен более ран-ним переходом в новый статус, а значит, и большейвыраженностью возможных эффектов.Краткая характеристика образовательных учреждений.1. Муниципальное автономное образовательное уч-реждение дополнительного образования детей Центратворческого развития и гуманитарного образования«Томский Хобби-центр» (директор Савенков МаксимГеоргиевич): численность детей 756 человек, педаго-гов - 63 человека, привлекаемые ежегодно средства в/б1250 тыс. рублей, годовой бюджет 9 100 тыс. рублей.2. Муниципальное автономное образовательное уч-реждение Центр дополнительного образования детей«Планирование карьеры» (директор Огнева НатальяРобертовна): численность детей 754 человека, педаго-гов - 65 человек, привлекаемые ежегодно средства в/б840 тыс. рублей, годовой бюджет 8816 тыс. рублей.Поскольку самые серьезные изменения связанысо сменой основного вида деятельности, то именнона этот аспект мы и обратили внимание при анализе.Из аналитических докладов руководителей «Хобби-центра» и центра «Планирование карьеры» следует,что за два года работы в новом статусе они сущест-венно расширили объем и спектр платных дополни-тельных образовательных услуг. Объем услуг выроспримерно на 30-35% и составляет сегодня 56 и 45платных групп соответственно. В отношении спектрауслуг можно отметить, что он достаточно широк ирассчитан на разные возрастные группы: дети от 1,5до 3 лет, дошкольники, младшие школьники, млад-шие и старшие подростки, старшеклассники и взрос-лые. Также существенно возросло и разнообразиеуслуг: это услуги по сопровождению разных группклиентов по обучению проектированию, осуществ-лению профессиональных проб и стажировок, подго-товке к школе, реабилитации детей-инвалидов, раз-витию малышей и дошкольников, обучению детей ивзрослых иностранному языку и компьютерным тех-нологиям и др.Кроме того, из аналитических докладов следует, чтооба образовательных учреждения значительно расши-рили свои партнерские связи и стали серьезно забо-титься о качестве оказываемых услуг. Так, центр «Пла-нирование карьеры» сотрудничает с 15 школами Том-ской области, с городским департаментом по деламмолодежи, со всеми вузами города, в том числе и поорганизации работы бизнес-инкубаторов (Томский по-литехнический университет, ТУСУР и др.). В аналити-ческом докладе руководителя центра «Планированиекарьеры» за 2011 г. отмечено, что особенно продуктив-ным сотрудничество стало в последние два года, и вы-делено, что уже второй год реализация совместныхпроектов в рамках бизнес-инкубаторов позволяет обра-зовательному учреждению не только успешно обучатьдетей, но и зарабатывать деньги.«Хобби-центр» также успешно сотрудничает с ря-дом городских образовательных учреждений (школамии детскими садами), городским департаментом образо-вания, городской организацией инвалидов, Томскиммедицинским университетом, Томским государствен-ным университетом. Совместно с медицинским уни-верситетом «Хобби-центр» разрабатывает и ведет про-грамму реабилитации детей-инвалидов, постоянно вы-игрывает гранты разного уровня на ее реализацию.Также необходимо отметить, что и в «Хобби-центре», и в центре «Планирование карьеры» вырабо-таны собственные основания и критерии оценки каче-ства дополнительных образовательных услуг, которыевключают в себя как традиционно используемые(удовлетворенность родителей качеством услуг), так исамостоятельно разработанные показатели оценки ка-чества. Оценка качества услуг в Хобби-центре строитсяна соотнесении динамики развития сети услуг, расши-рении их разнообразия; их рентабельности. В Центре«Планирование карьеры» - на оценке уровня сформи-рованности у обучающихся деятельностных компетен-ций. Кроме того, сама процедура оценки качествавключает в себя всех участников этого процесса: детей,родителей, педагогов.Аналитический комментарий. Таким образом, ре-зультаты анализа позволяют говорить о том, что пере-ход образовательного учреждения в статус автономно-го может влиять на повышение качества образователь-ных услуг за счет того, что меняется основное содер-жание деятельности образовательного учреждения, имстановится оказание образовательных услуг, а отсюдавозрастает ориентация на клиента, заказчика, потреби-теля. Это выражается в расширении спектра и разнооб-разия образовательных услуг, разработке системыоценки качества услуг, ориентированной на их разно-стороннюю оценку клиентами, заказчиками, потреби-телями, в необходимости партнерства по их реализа-ции, в создании совместных проектов и программ пооказанию разных видов услуг и в целом в возрастанииоткрытости и «чувствительности» образовательногоучреждения к потребностям образовательного рынка,что позволяет автономному образовательному учреж-дению быть достаточно успешным на образовательномрынке. Следовательно, результаты анализа позволяютобнаружить и сформулировать эмпирическую зависи-мость, выражающуюся в том, что при переходе образо-вательного учреждения в статус автономного проис-ходит изменение деятельности и норм ее организации,что влияет на повышение качества образовательныхуслуг за счет возрастания ориентации в деятельностиобразовательного учреждения на заказчика, клиента ипотребителя, за счет повышения открытости обра-зовательного учреждения. Однако данная эмпириче-ская зависимость установлена нами для учрежденийдополнительного образования, будет ли она справед-лива для общеобразовательных школ? Кроме того, этачасть исследования делалась исходя из результатованализа аналитических докладов руководителей обра-зовательных учреждений, поэтому содержание управ-ленческой деятельности на этапе перехода оказалось непроявлено, а следовательно, не ясно, влияет ли оно икак на изменение качества образовательных услуг наэтапе перехода. С целью прояснения данных вопросовнами было сделано еще несколько исследовательскихшагов: проведена фокус-группа с руководителями об-разовательных учреждений, а также сделан анализ час-ти нормативных документов.На вопрос по поводу критериев, на которых осно-вывалось принятие решения о переходе образователь-ного учреждения в статус автономного, директора от-метили, что в Федеральном законе №174-ФЗ не опре-делены критерии перехода образовательных учрежде-ний в новый статус. Однако в ряде подзаконных актови нормативных актов субъектов Российской Федерациимы нашли такие критерии (нормативные акты Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края,правовые акты Тюменской и Липецкой областей). Срединих:- высокая доля внебюджетных поступлений от ока-зываемых услуг (более 40%);- возможность расширения спектра услуг, оказы-ваемых за плату, не относящихся к государственнымгарантиям;- возможность привлечения грантовых и спонсор-ских средств на осуществление деятельности;- возможность привлечения кадров более высокойквалификации для улучшения качества услуг.У нас же, по свидетельству директоров образова-тельных учреждений, учредитель при решении вопросао смене статуса ориентировался в основном на долювнебюджетных поступлений, и то не всегда (например,Сибирский лицей не оказывал платных услуг, однакоучредитель предложил ему сменить статус).На вопрос о том, каким было содержание управлен-ческой деятельности на этапе перехода, директора по-яснили, что оно было связано с организацией повыше-ния квалификации (ПК), в рамках которого их знако-мили с нормативными документами, обеспечивающи-ми процесс перехода: изменениями Устава, формоймуниципального задания, формой договора между уч-редителем и директором автономного учреждения навыполнение муниципального задания, с формами фи-нансовой отчетности, с организацией деятельности пособлюдению прав учредителя: выделение ценного иособо ценного имущества и его оформление, необхо-димость соблюдения алгоритма формирования наблю-дательного совета. Интересно то, что руководителиучреждений дополнительного образования, которыепоменяли статус в 2008 г., отметили, что в рамках пи-лотного проекта управленческая деятельность на этапеперехода была организована по-другому. Была созданарабочая группа, в рамках которой обсуждалось то, какорганизовывать сам процесс перехода, содержаниедеятельности на переходе, этапы его организации исодержание деятельности на каждом из них, разраба-тывалось нормативное обеспечение процесса перехода.Муниципальное задание определялось исходя из того,какие виды услуг оказывались учреждением и какиеуслуги учреждение предполагало оказывать. Членырабочей группы выезжали в командировки для изуче-ния имеющегося опыта и разрабатывали и обсуждалипроекты по разворачиванию дополнительных образо-вательных услуг и проекты бюджета учреждения.На вопрос о том, как в процессе перехода была по-строена работа по повышению качества образователь-ных услуг, директора общеобразовательных школ от-метили, что при организации ПК, связанного со сменойстатуса образовательного учреждения, в содержаниеПК попадали только вопросы переоформления доку-ментов, изменения финансовой отчетности, но ничегоне говорилось ни о смене содержания деятельностиавтономного образовательного учреждения, ни о том,что им становится производство и оказание услуг, ни онеобходимости измерения их качества. Между тем во-прос качества оказываемых услуг для автономного уч-реждения носит принципиальный характер, посколькуименно оно обеспечивает автономному образователь-ному учреждению и возможность получения заказаучредителя, и привлечение клиента и потребителя, аследовательно, и приток финансовых средств и еговыживание на образовательном рынке.Если рассматривать этот эмпирический материал вконтексте работ по современному менеджменту, тоследует обратить внимание на высказывание ПитераДрукера, который считает, что автономная организа-ция - самый эффективный и единственный вид органи-зации, который может продуктивно работать в сфереуслуг. Эти организации призваны удовлетворять по-требности клиентов и потребителей. Для того чтобыобеспечить качество услуг и выбор потребителю, вэтой среде должна быть сильная конкуренция, поэтому,полагает он, единственный способ выживания этихорганизаций на рынке - постоянные инновации в сферепроизводства услуг и оценки их качества. Говоря одеятельности автономных организаций, он пишет: «…для этих организаций необходимость инноваций каксредства выживания на рынке налицо, осталось их вне-дрить, иначе придут другие и сделают это» [2. С. 452].В реальной практике, согласно результатам анализа,учредитель оценивает качество услуг по семи показа-телям. Среди них пять связаны с оценкой учредителемвыполнения норм, предписанных образовательномуучреждению: наличие лицензии на образовательнуюдеятельность, соблюдение требований техники безо-пасности, уровень материальной оснащенности, нали-чие программ и соблюдение учебного плана. И всегоодин - с влиянием потребителя на качество образова-тельной услуги: оценка потребителем степени удовле-творенности качеством услуги. Поэтому и в школахоценка качества услуг зависит в основном не от клиен-та и потребителя, а нацелена на выполнение показате-лей, требуемых учредителем. Ориентация на потреби-теля связана в лучшем случае с учетом мнения родите-лей в отношении удовлетворенности качеством услуги.При этом не учитывается мнение других заказчиков, адети вообще не рассматриваются ни как клиенты, никак заказчики, не учитываются ни разнообразие услуг,ни их ориентация и уникальность, ни количество услуги их динамика, ни финансовая эффективность услуг.Кроме того, как показывают результаты анализа, пере-ход в новый статус пока существенно не сказался наизменении системы платных дополнительных образо-вательных услуг в автономных образовательных учре-ждениях (кроме «Хобби-центра» и Центра «Планиро-вание карьеры»). Никак не изменилась ситуация с ус-лугами в гимназиях № 1 и № 56, незначительно воз-росло количество платных групп в гимназии № 29, на-чали оказывать платные услуги в Сибирском лицее.В процессе общения на фокус-группе на вопрос отом, какие преимущества работы в новом статусе ощу-тили руководители, практически все отметили, что этоизменение содержания деятельности руководителя уч-реждения, особенно в сфере управления финансами итех потенциальных возможностях, которые предостав-ляются в сфере организации платных образовательныхуслуг. Руководитель становится не исполнителем сме-ты образовательного учреждения, а менеджером-распорядителем финансовыми средствами, что выра-жается в его работе:- с формированием бюджета образовательного уч-реждения;- с обеспечением режима экономии бюджетныхсредств;- с поиском источников увеличения доходов обра-зовательного учреждения;- с открытием банковских счетов и организациейработы с собственной бухгалтерией;- с обеспечением возможностей для повышения за-работной платы работников образования.В целом руководители отметили, что переход в но-вый статус вынуждает их работать в режиме экономии:пересматривать штатное расписание и изыскиватьвнутренние резервы для повышения заработной платыработникам. Они начинают считать коммунальные рас-ходы и думать, за счет чего их можно минимизировать.Особенно остро эти преимущества ощутили те, ктопоменял статус в рамках пилотного проекта в 2008 г.,поскольку именно они получили опыт работы с бюд-жетом учреждения, банками и электронным докумен-тооборотом, который очень удобен, поскольку эконо-мит время руководителя и значительно повышает ско-рость оплаты счетов. Кроме того, руководители сталивынуждены думать о том, как, где и на чем можно за-рабатывать деньги. В сфере платных дополнительныхобразовательных услуг руководитель должен направ-лять свои усилия на расширение их спектра и увеличе-ние разнообразия, что будет вынуждать его искатьпартнеров и организовывать взаимодействие для обес-печения платных дополнительных образовательныхуслуг. Несмотря на то что сама смена статуса школпроизошла недавно, кое-какие изменения в сфере плат-ных дополнительных образовательных услуг уже мож-но отметить. Так, директор Сибирского лицея сказала,что они стали оказывать платные услуги (2 группы), адо смены статуса они их не оказывали; директор гим-назии № 29 отметила, что у них количество платныхгрупп увеличилось на 2%, а директора «Хобби-центра»и Центра «Планирование карьеры» отметили, что задва года работы в новом статусе они существенно рас-ширили спектр платных дополнительных образова-тельных услуг, стали уделять серьезное внимание ихкачеству и привлекли новых партнеров для их органи-зации. Кроме того, все директора отметили, что вырос-ла заработная плата сотрудников примерно на 12-16%и не только за счет ее повышения муниципалитетом, нои за счет экономии бюджетных средств образователь-ным учреждением она возросла примерно на треть.На вопрос о том, какие проблемы возникли у руко-водителей образовательных учреждений при переходев статус автономных, руководители отметили, что мас-совый переход школ в новый статус, организованный всентябре - ноябре 2011 г., породил целый ряд трудно-стей и проблем.Анализ результатов фокус-группы показал, чтонаиболее остро их ощущают и формулируют руково-дители образовательных учреждений, перешедших встатус автономных раньше всех.В первую очередь они выделяют то, что их побуди-ли закрыть собственные счета в банках и вновь верну-ли в централизованную бухгалтерию и казначейство.Этот шаг департамент образования администрацииг. Томска мотивировал тем, что централизованная бух-галтерия не может работать с разными компьютернымипрограммами и формами отчетности, предусмотрен-ными в разных банках. Также он прибавил хлопот ру-ководителям образовательных учреждений с оплатойсчетов, поскольку на смену электронному документо-обороту, принятому в банках, вновь пришел бумаж-ный, что существенно увеличило сроки оплаты, по-скольку теперь, чтобы оплатить счета, руководительдолжен подать заявку и привезти счета на оплату. Всеэто осложнило руководителю маневрирование финан-совыми средствами. Эти управленческие шаги во мно-гом объясняются позицией департамента образованияадминистрации г. Томска, озвученной на заседанииколлегии в марте 2011 г. и связанной с тем, чтобы недопустить выхода образовательных учреждений изцентрализованной бухгалтерии с целью минимизациирисков финансовых ошибок и потерь.Также руководители образовательных учреждений(гимназия № 1 (директор Н.А. Селиванова), Центр«Планирование карьеры» (директор Н.Р. Огнева)) фик-сируют, что до массового перевода учреждений в ста-тус автономных они получали деньги на выполнениемуниципального задания одной строкой, а сейчас ихвновь фактически перевели на смету, в которой распи-сано по строкам наименование расходов, а ее измене-ние требует определенных усилий и времени по пере-мещению средств с одной позиции на другую, при этомтеряется гибкость маневра финансовыми средствами.Кроме того, муниципальное задание для руководителейавтономных образовательных учреждений расписыва-ется поквартально, а в начале каждого месяца уточня-ется, и финансирование на его реализацию может бытькак увеличено, так и уменьшено, что вносит неопреде-ленность и в сам процесс его реализации, и в планиро-вание руководителем финансовых расходов (гимназия№ 1 (директор Н.А. Селиванова), гимназия № 29 (ди-ректор С.В. Шаболина)).Кроме того, руководители образовательных учреж-дений указывают на еще одну серьезную проблему,связанную с непрозрачностью для них определенныхмеханизмов бюджетирования («Хобби-центр» (дирек-тор М.Г. Савенков), гимназия № 1 (директор Н.А. Се-ливанова), гимназия № 29 (директор С.В. Шаболина),Центр «Планирование карьеры» (директор Н.Р. Огне-ва)). Это выражается в произвольном изменении депар-таментом образования администрации г. Томска фи-нансирования на содержание зданий и сооружений,норматива на содержание одного ребенка в образова-тельном учреждении, в удержании учредителем опре-деленной части дохода автономных образовательныхучреждений.В отношении сокращения средств на содержаниезданий и сооружений картина выглядит следующим об-разом. С одной стороны, есть постановление мэра горо-да Томска об утверждении нормативов на содержаниезданий и сооружений и утверждены лимиты потребле-ния энергоресурсов, с другой - директора не понимают,почему при одной и той же площади зданий и сооруже-ний и неизменной численности детей этот нормативежегодно уменьшается. Так, директора гимназий № 1 и№ 29 говорили о том, что при сохранении вышеозначен-ных параметров в течение трех лет сумма по даннойпозиции уменьшилась примерно в два раза, а все попыт-ки директоров выяснить и разобраться, почему это про-изошло, ни к чему не привели. Директора «Хобби-центра» и центра «Планирование карьеры» привелифакт, связанный с существенным уменьшением норма-тива на одного обучающегося за два года (примерно на35-40%), и это при сохранении контингента детей. По-чему это произошло, им не удалось разобраться.Кроме того, директора совершенно случайно узна-ют, где в их бюджетах «зашиты» суммы на определен-ные виды расходов, например на ремонт образователь-ного учреждения в 2010/11 учебном году. Со словглавного экономиста департамента образования адми-нистрации города Томска Н.Ф. Сапожниковой, этисуммы «спрятаны» в экономии тарифных платежей, нопоскольку директорам об этом ничего не известно, онимогут потратить «экономию» на другие нужды и им нена что будет делать ремонт. Кроме того, как сказаладиректор гимназии № 29, у нее стоят нулевые суммына оплату коммунальных услуг в ноябре и декабре, аесли экономия за оплату коммунальных услуг будетпущена на ремонт, то чем рассчитываться за них в кон-це года?Также в ст. 2 ч. 9 174-ФЗ содержится норма прямогодействия о запрете на использование учредителем фи-нансов, заработанных автономным образовательнымучреждением. Однако, несмотря на это, департаментобразования администрации г. Томска предлагает ру-ководителям автономных образовательных учрежде-ний подписать договоры на отчисление в департамент4% от дохода за платные дополнительные образова-тельные услуги.И, наконец, последнее. Директора автономных об-разовательных учреждений говорят о том, что у нихвозникает много вопросов, на которые они не могутполучить ответов, они не знают, к кому обращаться заразъяснениями и консультациями (гимназии № 1 и№ 29, «Хобби-центр» и Центр «Планирование карье-ры»). В то же время в договоре на выполнение муни-ципального задания между учредителем и директоромавтономного образовательного учреждения есть пунк-ты, связанные с осуществлением учредителем методи-ческого руководства деятельности исполнителя (авто-номного учреждения) и необходимостью рассмотренияв разумные сроки вопросов и предложений исполните-ля (директора) автономного учреждения. Однако дажепри наличии закрепленной в договоре нормы о том, чтовсе предложения исполнителя будут рассматриватьсяучредителем, директора далеко не всегда могут полу-чить ответы на свои вопросы и предложения.Кроме того, часть образовательных учреждений,причем даже тех, которые имеют приличный внебюд-жет и умеют самостоятельно зарабатывать
Прозументова Г.Н. Типология образовательной реальности инноваций: стратегия и методы гуманитарного исследования // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2 : Типология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский
Друкер П.Ф. Практика менеджмента : учеб. пособие / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2008. 400 с.
Минцберг Г. Менеджмент: природа структура организаций глазами гуру : пер. с англ. М. : Эксмо, 2009. 464 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета.