Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования

Представлены итоги реализации исследовательского проекта по созданию сетевых образовательных программ, разработанных во взаимодействии школа - вуз. Обоснована необходимость создания таких программ для решения задач формирования общих и профессиональных компетенций, представлена структура и содержание образовательной деятельности. Приведена типология сетевых образовательных программ, создание которых существенно усилит потенциал региональной системы образования. Однако проблема массового перехода к сетевой организации образования связана с организационной инертностью системы. Автором актуализирована проблема организационных изменений в образовательной системе, без решения которой качественный переход к «новой школе» невозможен.

Creation and realization of network educational programs as problem of organizational changes in educational system.pdf Анализ современной ситуации показывает, что про-блемы системы образования носят комплексный харак-тер. Продуктивность их решения во многом зависит отучета интересов и запросов всех заинтересованныхсубъектов, соорганизации их ресурсов для обеспечениясистемного прорыва к «образованию XXI века». Ре-зультаты международных исследований качества обра-зования подтвердили, что в российской образователь-ной системе существует ряд проблемных зон. В част-ности, компетентностные результаты образования дос-тигаются локально, уровень сформированности ключе-вых компетенций гораздо ниже, чем в лидирующихстранах ОЭСР [1]. Только треть российских школьни-ков обладают умениями, которые отвечают требовани-ям 21-го века (70-73% в лидирующих странах). Речьидет о компетенциях работы с информацией, а также опроектно-исследовательских компетенциях и компе-тенциях образовательного стратегирования, т.е. спо-собности и готовности к построению и реализации соб-ственной образовательной программы. При этом в по-следнее десятилетие развитие инновационной эконо-мики, экономики знаний требует совершенно иногокадрового ресурса, а значит, другого подхода к содер-жанию и организации образования.Для Томской области, признанной на федеральномуровне «территорией инновационного развития», про-блема обеспечения нового качества образования вкомпетентностном залоге является крайней актуаль-ной. Стратегический проект развития региона «ИНОТомск 2020» поддержан федеральными и региональ-ными властями и предполагает существенное измене-ние социально-экономической среды области, в томчисле за счет развития Открытого образовательногопространства для обеспечения условий формированиясовременных компетенций. Механизмом для решенияпоставленной задачи в нашем регионе является сете-вое взаимодействие разных субъектов среды для по-строения образовательных проектов и программ ново-го типа.Сетевое взаимодействие в образовании как меха-низм повышения потенциала образовательной системыобсуждается с 2001 г. Оно рассматривается в качествесредства решения актуальных проблем образования, втом числе профильного обучения, индивидуализацииобразовательной деятельности, реализации компетент-ностного подхода в образовании. Однако осуществле-ние практики сетевого взаимодействия столкнулось сотсутствием механизмов управления. Несмотря на точто «все субъекты понимали необходимость сооргани-зации ресурсов, затруднения возникали на этапе рас-пределения и закрепления прав и ответственности сто-рон, юридическом оформлении совместного использо-вания финансовых средств, материально-техническойбазы, планировании и организации совместной дея-тельности. И это понятно, ведь все организационно-управленческие схемы деятельности в образованиипостроены на основе учрежденческого принципа, по-этому приходят в противоречие с механизмами сетево-го взаимодействия» [2. С. 128]. В проекте нового Феде-рального закона «Об образовании» легитимизированыпонятие «сетевые образовательные программы» и сете-вой способ организации образования. Однако разра-ботка и реализация сетевых образовательных программтребуют существенной организационной перестройкисистемы образования, изменения структуры организа-ции образования.Можно констатировать, что в настоящее время вТомской области уже накоплен и частично оформленопыт разработки и реализации сетевых образова-тельных программ как особой формы организацииобразовательного процесса, различных видов со-трудничества представителей образовательного со-общества (педагогов, коллективов, учреждений).Большая часть сетевых образовательных программобеспечивает преодоление дефицитов общего обра-зования. Учреждения общего образования испыты-вают острый дефицит в насущных ресурсах для ор-ганизации образовательного процесса в соответствиис новыми требованиями и социальными ожидания-ми: кадры, материально-техническая база, информа-ционно-методические ресурсы. Это побуждает шко-лы взаимодействовать как с учреждениями высшегопрофессионального образования, так и с учрежде-ниями и организациями других уровней образованияи ведомств для разработки и реализации сетевыхобразовательных программ. Как правило, речь идет одефицитах общего образования, хотя можно выде-лить прецеденты взаимодействия, инициатором ко-торых был вуз для привлечения «своего» абитуриен-та. Однако это взаимодействие зачастую носит ло-кальный характер, персонифицированно и не всегдалегитимно с точки зрения нормативно-правовой базыорганизации общего образования. Программы, соз-данные в результате такого взаимодействия, потен-циально влияют на усиление ресурсов общего обра-зования для углубления и расширения предметныхзнаний и навыков, обеспечения задачи непрерывно-сти, вариативности и доступности образования. Вме-сте с тем в регионе локально представлены преце-денты программ, созданные для совместного реше-ния задач, с которыми не справляется один уровеньобразования. Программы, построенные в этом на-правлении, обеспечивают формирование компетен-ций и иных результатов образования в современномпонимании, которые позволяют овладевать новымисоциально значимыми видами деятельности, строитьиндивидуальные маршруты и программы. Эти ре-зультаты не могут быть достигнуты усилиями одногоуровня, так как требуют комплексного подхода, рас-ширения образовательной среды за счет разных ре-сурсов и субъектов. Однако такое взаимодействиевозможно лишь при создании специальных органи-зационно-управленческих и нормативно-правовыхусловий в части разработки и реализации сетевыхобразовательных программ.В процессе реализации исследовательского проекта«Использование потенциала взаимодействия вузов ишкол для повышения качества образования и развитияОткрытого образовательного пространства региона»было разработано и апробировано пять сетевых обра-зовательных программ по разным направлениям разви-тия образования и повышения его качества:- Образовательная программа внеурочной деятель-ности школьников начальной и основной ступеней обра-зования (на материале совместной деятельности ДДТ «УБелого озера», гимназии № 13, СОШ № 67, СОШ № 58г. Томска и НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ);- Программа профориентации и первичной профес-сионализации учащихся сельских школ (на материалесовместной деятельности СОШ Кожевниковского рай-она, Профессионального училища № 31, Центра под-держки предпринимательства Кожевниковского районаи НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ);- Программа углубленного изучения предметов фи-зико-математической области (на материале совмест-ной деятельности Института дистанционного образо-вания ТГУ и сети экспериментальных площадок обще-го образования Первомайского и Чаинского районовТомской области);- Программа формирования предпринимательскихкомпетенций (на материале деятельности школ город-ского округа Стрежевой, Гильдии молодых предпри-нимателей Стрежевого, ОКГУ РЦРО, НИ ТГУ);- Программа развития проектно-исследовательскихкомпетенций учащихся общеобразовательной школы(на материале взаимодействия СОШ № 49 и НИ ТГУ).Специфичными характеристиками содержания иорганизации образования в этих программах стали сле-дующие:1) организация образовательной деятельности в со-ответствии с этапами формирования компетенций (см.таблицу);2) возможность выбора образовательного маршрутав соответствии с собственным запросом и целевымиустановками;3) многообразие и вариативность образовательныхресурсов (информации, способов, форм и средств дея-тельности).Результат участия школьников в сетевой программе:- освоение нового способа деятельности через фор-мирование образовательных и профессиональных ком-петенций;- формирование компетенции образовательногопроектирования и стратегирования (целеполагание,проектирование, планирование действий по своемуобразованию, самооценка и рефлексия образователь-ных результатов).Содержание и этапы формирования компетенций в сетевой образовательной программеЭтапы Образовательные / профессиональные компетенции Компетенции проектирования и реализациииндивидуальной образовательной программыПроявление ценностных оснований и личных смыслов дея-тельности, анализ ее роли в обществе и своей возможнойпозиции по отношению к нейПроявление ценностных оснований и личных смыслов, связанныхсо своим образованием, субъектной позицией по отношению кокружающей реальности, своему развитиюПолучение знаний о характере деятельности, ее особенностях,содержании, результатах, внешних требованиях, внутреннейструктуреПолучение знаний о себе - своем интересе, возможностях, дефи-цитах; знаний об образовательных ресурсах для реализации своегозапроса (заказа)1-йПолучение опыта деятельности - пробное действие в новойпозиции (роли), реконструкция, анализ, оценка и рефлексияПолучение опыта выбора из имеющихся образовательных ресур-сов и построения траектории для реализации образовательногозапроса. Оценка и рефлексия продуктивности2-й Освоение норм деятельности - изучение и освоение методик,алгоритмов деятельности и ее отдельных элементовРеконструкция опыта и вычленение алгоритма работы с ресурсамии построения следующего шага своего образования, способа орга-низации собственной рефлексииПрименение комплекса: ценности - представления - знания -опыт - умения для решения реальной (или приближенной креальной) задачи / проблемы деятельностиПроектирование и реализация индивидуальной образовательнойпрограммы (шага программы)3-йАнализ, оценка и рефлексия сформированности компетенциии вариантов ее использования и развитияАнализ, оценка и рефлексия результативности индивидуальнойобразовательной программы и способа ее проектированияТаким образом, в сетевой образовательной про-грамме должны быть организационные, педагогиче-ские и методические условия для прохождения участ-никами всех этапов формирования компетенций. При-чем формирование компетенций, связанных с освоени-ем профессиональной или новой образовательной дея-тельности, должно быть синхронизировано с содержа-нием и формами компетенций проектирования и реали-зации индивидуальной образовательной программы.Экспериментальная деятельность в процессе разработ-ки и апробации сетевых образовательных программ(участники группы разработчиков: Л.Н. Антропянская,Н.В. Борисанова, И.В. Бабкина, Ж.В. Волкова,О.И. Ковалева, В.Ю. Соколов, Е.А. Суханова (коорди-натор группы)) позволила выделить инвариант струк-турных компонентов программы.Вводный модуль обеспечивает проявление первичныхпредставлений и ценностей участников, получение пер-вичных знаний о деятельности и пробу, на основаниикоторой строится маршрут дальнейшего освоения дея-тельности (см. 1-й этап в таблице). Образовательныеформы, которые можно использовать для реализации за-дач вводного модуля: семинар-погружение, построениекарт деятельности и ресурсов для деятельности, построе-ние «портретов» деятеля, деловые игры, мастер-классы,экскурсии, консультации тьютора. Продуктом вводногомодуля является план освоения участником программы еересурсов. В модуле сетевой характер проявляется в«удержании» интересов всех субъектов построения про-граммы, аккумулировании информации о всех типах ре-сурсов в процессе их презентации участникам. Однаковажной является позиция организатора - ведущего моду-ля, который представляет и удерживает цели программы,ее ресурсы, возможную логику движения участников ивладеет методиками тьюторского сопровождения прояв-ления и оформления индивидуального запроса и построе-ния индивидуального маршрута.Обучающий модуль. Дифференциация учебных кур-сов в рамках модуля может строиться по тематическомупринципу, по типу продукта, по месту и субъекту орга-низации, по степени вовлеченности в образовательныйпроцесс (например, получение информации, наблюдениеза деятельностью, овладение конкретным умением,пробное действие под руководством мастера и т.п.).Этот модуль рассматривается нами как особый ресурсдля разработки итогового продукта (проекта, исследова-ния и др.). Требования к модулю: деятельностный ха-рактер организации образования, использование совре-менных образовательных технологий, в том числе дис-танционных технологий обучения. Часовой объем от-дельных курсов определяется содержанием, характеромдеятельности, формой организации учебного процесса.Практический модуль предполагает практическоеиспользование приобретенных знаний и умений длярешения конкретной профессиональной или образова-тельной задачи. Модуль может быть организован вформе модельной практики (например, с использова-нием образовательной технологии «Учебная фирма»или метода проекта) или приближенной к реальнойпроизводственной (например, в форме выполненияпроектного задания в условиях реального производст-ва). Основное требование к содержанию и формам ра-боты в модуле - практикоориентированный характер ивозможность реализации проектного замысла, разрабо-танного на предыдущих этапах программы.Рефлексивно-аналитический модуль. Организация пре-зентации, анализа и оценки продукта образовательной дея-тельности. В модуле рекомендуется использовать формыорганизации открытого мониторинга с вовлечением субъ-ектов программы в обсуждение, анализ и оценку результа-тов ее реализации. Возможно использование технологии«Портфолио», методики «Бортовой журнал», а также такихметодов социологического исследования, как фокус-группа, экспертное интервью, контент-анализ. Практиче-скиий и рефлексивно-аналитический модули составляюттретий этап полного цикла формирования компетенций.Тьюторское сопровождение разработки итоговогопродукта в сетевой образовательной программе. Дан-ный модуль рассматривается нами как «сквозной». Со-провождение разработки и реализации индивидуально-го образовательного маршрута (программы) можетбыть организовано в процессе всей образовательнойпрограммы в специальных опосредованных формах(для этого могут быть использованы рефлексивные ипроектные задания портфолио или бортового журнала)или в ходе специально организованных индивидуаль-ных консультаций и групповых рефлексивных семина-ров, которые ведут преподаватели программы, имею-щие тьюторские компетенции. Также в ряде случаевмогут быть введены отдельные позиции тьюторов про-граммы, которые организуют систему тьюториалов попроявлению образовательного заказа, анализу и оценкеобразовательных ресурсов, проектированию этаповобразовательной программы, организации доступа кразным ресурсам программы, анализу и оценке резуль-тативности образовательного движения, проектирова-ния следующего шага [3].Апробация показала, что сетевые образовательныепрограммы имеют серьезный потенциал для достиже-ния результатов образования в соответствии с новымиФедеральными государственными образовательнымистандартами: предметные результаты, метапредметные(компетенции), личностное развитие, и, более того,усиливают эти результаты формированием компетен-ции образовательного проектирования, программиро-вания и стратегирования. Образовательные результаты,формируемые с помощью таких программ, значимы нетолько для системы образования и понимания ее ре-зультативности, они имеют явно выраженный социаль-ный характер (связь с социальными проблемами, типомдеятельности, с задачами территории) и личностныйхарактер.Исследование показало, что сетевые образователь-ные программы особенно продуктивны в условиях пе-рехода к компетентностной модели образования, таккак разнообразие образовательных форматов и ресур-сов, нелинейный характер организации процесса, учетинтересов разных субъектов позволяют в программепредусмотреть «места» для получения нового опытадеятельности и собственных представлений о ней, ос-воения технологий и способов деятельности, а также«места» для применения нового опыта, знаний, уменийдля решения образовательных, жизненных и социаль-но-значимых задач.Реализация исследовательского проекта по взаимо-действию школы и вуза для разработки совместныхпрограмм позволила нам доказать, что в Томской об-ласти необходимы создание и реализация следующихтипов сетевых образовательных программ:- программы, направленные на обеспечение качест-венного перехода школа - вуз за счет углубленного изу-чения отдельных предметов, профилизации и профессио-нализации обучения (подобные программы необходимосоздавать и в ориентации на взаимодействие общего, на-чального и среднего профессионального образования);- программы, направленные на формирование ме-такомпетенций, в частности компетенций проектно-исследовательской, предпринимательской, управленческой деятельности (продуктивность подобных про-грамм существенно увеличивается с привлечением вкачестве соразработчиков и исполнителей учрежденийдополнительного образования, организаций культуры исоциальной сферы);- программы, направленные на формирование кад-рового ресурса, обладающего компетенциями для ре-шения задач социально-экономического развития тер-ритории (данные программы требуют привлечения кразработке и реализации органов муниципальной ирегиональной власти, субъектов социально-экономической среды, так как в первую очередь имеютпотенциал для территориального развития);- программы, направленные на формирование ком-петенций образовательного проектирования, програм-мирования и стратегирования, как базовых компетен-ций в условиях подготовки к новым или становящимсяеще типам деятельности, повышенной неопределенно-сти внешней среды.Учитывая то, что программы первого (и частичновторого) типа в настоящее время уже прецедентнопредставлены в региональной системе образования, дляиспользования их потенциала требуются управленче-ские действия по поддержке, развитию и легитимации.Программы же второго, третьего и четвертого типовнеобходимо создавать, параллельно апробируя как со-держание, так и способ формирования. При этом про-дуктивность программ и их системное влияние на ре-гиональное образование и его качество возможно толь-ко при институциональном оформлении и закреплениисамого сетевого способа организации образования.Решение этой задачи затруднено организационнойинертностью как образовательных учреждений, так ивсей системы образования в целом. Проблема органи-зационных изменений в качестве поддерживающегомеханизма для развития инноваций рассматривается втеоретических исследованиях, посвященных развитиюорганизаций [4], в том числе образовательных. Подорганизационными изменениями понимаются измене-ния в структуре, процессах, технологиях, кадрах. Свое-временные и адекватные задачам инновационного раз-вития организационные изменения обеспечивают ус-тойчивость и воспроизводимость образовательных ин-новаций [5].Анализ моделей организационных изменений иподходов к управлению изменениями показывает, чтодля решения задач развития организации (в отличие отсовершенствования отдельных организационных эле-ментов) необходимо учитывать системную и синерге-тическую зависимость семи объектов управления ворганизации: стратегия, структура, процессы, состав,персонал, компетенции персонала, стиль коммуника-ции и управления, а также базовые ценности организа-ции. Эта зависимость, представленная в модели «7-S»компании McKinsey, отражает целостное видение ор-ганизации и взаимозависимость «твердых» организа-ционных элементов (стратегия, структура, процессы) и«мягких», связанных с компетенциями людей, органи-зационной культурой, ценностным и коммуникатив-ным полем [6]. Соответственно изменения, которыедолжны повлиять на переход организации к качествен-но новой деятельности, новой модели поведения, но-вым результатам должны отразиться на всех семи бло-ках управления. Причем в иерархии инерционных силсамыми глубинными сдерживающими силами являют-ся цели организации, институциональные структуры,обеспечивающие выполнение правил. Далее по степениуменьшения сил: процедуры и правила принятия реше-ний и привычка выполнения конкретных действий ворганизации [7].В контексте обсуждаемой темы - создание и реали-зация совместных образовательных программ школы ивуза - поддерживающие организационные изменениядолжны затронуть несколько объектов: учреждения об-щего образования и систему общего образования, учре-ждения и систему профессионального образования. Атак как речь идет о новой реальности - сетевой структу-ре организации образования, то отдельным объектом,который необходимо рассмотреть, является содержаниеи структурное оформление самого взаимодействия.В ходе выполнения исследовательского проектабыли выработаны три типа проектных предложений вцелевую программу развития общего образования Том-ской области по организационно-управленческим ус-ловиям создания и реализации сетевых образователь-ных программ.В частности, создание системы поддержки уже су-ществующих сетевых образовательных программ (на-правленных на углубленное изучение, профилизацию ипрофессионализацию) предполагает изменение процес-сов и процедур сбора информации (создание баз дан-ных по субъектам и банков программ), развитие про-фессиональных компетенций разработчиков и пользо-вателей таких программ, формирование коммуника-тивных сетей между разными субъектами образования.Таким образом, для поддержки и совершенствованиясуществующих разработок достаточно изменений науровне компетенций, действий и процедур.Второй тип проектных задач касается организаци-онно-управленческих условий для разработки и запус-ка новых сетевых образовательных программ по акту-альным для области направлениям формирования об-щеобразовательных и профессиональных компетенций.Здесь уже необходимы организационные изменения впроцессах и системе принятия решений. В частности,нами предложены действия по запуску процесса разра-ботки программ (система специальных мероприятийпроектно-аналитического характера: круглых столов,проектных семинаров, фокус-групп с субъектами сре-ды, субъектами образования, управления образовани-ем, органами власти), а также комплекс мер по измене-нию финансирования и нормативной базы.Мы утверждаем, что для решения задач институ-ционализации механизмов разработки и реализациисетевых образовательных программ в региональнойсистеме образования необходимо создание новых орга-низационных структур с принципиально иными функ-циями и компетенциями. Необходимым кажется фор-мирование и нормативное оформление при вузах экс-периментальных площадок (исследовательских лабора-торий) регионального уровня по разработке и экспери-ментальной апробации сетевых образовательных про-грамм, обеспечение финансовой поддержки их дея-тельности. Наше исследование показало, что одним избазовых организационных условий продуктивностидеятельности по формированию сетевых образователь-ных программ стало наличие в структуре вузов специ-альных подразделений (групп), берущих на себя нетолько позицию экспертно-консультационного сопро-вождения разработки, но и функции оператора, органи-зующего проектирование самих программ, формирова-ние субъектов их разработки и реализации (например,структурное подразделение НОЦ «Институт инновацийв образовании» ТГУ, Институт дистанционного обра-зования ТГУ).Новые структуры необходимы не только при вузах.Сетевые образовательные программы предполагаютформирование и реализацию школьником индивиду-ального образовательного маршрута (программы). Внастоящее время в школах нет позиционеров и струк-тур (за редким исключением школ, практикующихтьюторскую модель образования), которые несут насебе такую функцию. В связи с этим в целевую про-грамму внесены мероприятия по организации деятель-ности структур-операторов при ресурсно-внедрен-ческих центрах инноваций, муниципальных методиче-ских центрах и др. Уже было отмечено, что организа-ционные изменения должны коснуться не только обра-зовательных организаций и систем, но и самого про-цесса взаимодействия. Регламенты взаимодействиявузов и школ в процессе разработки и реализации со-вместных программ стали камнем преткновения припроектировании. Различия в соподчинении, норматив-но-правовая база, схемы финансирования, критерииоценки качества деятельности учреждений и т.д. стали«узкими местами» при построении структуры сетевойорганизации образования.М.Т. Ханнан и Дж. Фриман утверждают, что «струк-тура организации обладает значительной инерцией вслучаях, когда скорость реорганизации ниже скоростиизменения внешних условий» [7. С. 8]. Глубинной си-лой, поддерживающей или противостоящей структур-ным изменениям, являются цели организации / системы.Если считать, что целевые установки развития системыобщего и профессионального образования связаны сизменением представления о качестве образования внаправлении компетентностного и антропологическогоподходов, развитием таких характеристик системы обра-зования, как открытость, доступность, вариативность, томожно сказать, что проблема организационной инертно-сти в системе образования связана со слишком быстройсменой целевых ориентиров. Однако наличие в иннова-ционном образовании прецедентов построения органи-зационных структур нового типа еще в начале 1990-х гг.(как правило, это были новые авторские школы) отража-ет положения теории популяционной экологии, утвер-ждающие, что разнообразие организационных структурвызвано не изменением существующих, а созданиемновых. В рамках этой теории появление в системе новойорганизации, непохожей на другие, меняет качество сис-темы. Новичок сначала является «раздражающим фак-тором» для целостности и устойчивости всей системы,но через какое-то время новая структура начинает вос-производиться другими организациями. Учитывая этиположения теории организационных изменений, длярешения задачи создания в региональной системе обра-зования сетевых образовательных программ как меха-низма повышения качества общего образования и фор-мирования Открытого образовательного пространства,мы видим три направления приложения проектных, ис-следовательских и управленческих усилий:1. Необходимо продолжить создание прецедентовсетевых образовательных программ, а значит, и фор-мирование субъектов их разработки, реализации и по-требления, а также проектирование структурногооформления этой деятельности.2. Возвращаясь к проблеме организационнойинертности в условиях быстрых изменений внешнейсреды, необходимо в региональной системе управле-ния образованием создать условия для перехода отдекларации целей нового образования к проявлениюновой реальности образования через исследованиепрецедентов такого образования, анализа причин исубъектов их появления, оценки результативности ивостребованности.3. Управленческие усилия стоит сконцентрироватьна организационных изменениях системы и отдельныхучреждений. Вложения последних 20 лет в изменениесодержания образования и формирование нового педа-гогического мышления и педагогической культуры ужеотражаются в практике российского образования.Можно сказать, что уже накоплен содержательный по-тенциал системы для ее развития. Однако если ее орга-низационный потенциал будет неадекватен, то переходк развитию и использованию ресурсов развития обра-зования может не состояться.

Ключевые слова

сетевая образовательная программа, компетентностный подход, теория организационных изменений, управление организационными изменениями, network educational programs, competence approach, theory of organizational changes, organizational changes management

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суханова Елена АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием факультета психологии, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»esukhanova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ковалева Г.С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Материалы к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования». URL: http://center
Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Становление образовательной сети: классический университет - инновационные школы // Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. С. 1
Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора : материалы Всерос. науч.-метод. семинара / под ред. Т.М. Ковалевой. М. : АПКиППРО, 2009. 208 с.
Управление изменениями : хрестоматия. 2-е изд. / пер. с англ. ; под ред. Г.В. Широковой. СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. 496 с.
Суханова Е.А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2 : Типологизация образовательных инноваций / под. ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Томский государственный
Питерс Т. Дж., Уотерман Р.Х., мл. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. М. : Вильямс, 2005. 560 с.
Ханнан М.Т., Фриман Дж. Структурная инерция и организационные изменения // Управление изменениями : хрестоматия. 2-е изд. / пер. с англ. ; под ред. Г.В. Широковой. СПб. : Высшая школа менеджмента, 2010. С. 2-38.
 Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Разработка и реализация сетевых образовательных программ как проблема организационных изменений в системе образования | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.