Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов

На материале реконструкции опыта показаны затруднения, возникающие в управлении инновациями и обусловливающие ситуации функционально-смысловой неопределенности, а также возможности взаимодействия вузов и школ для преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности и повышения эффективности управления инновациями. Актуализирована проблема использования синергетического потенциала взаимодействия школ и вузов в практике управления инновационным развитием образования.

Management of education in situations of uncertainty: school and university interaction potential use.pdf Образование сегодня - это не просто одна из под-систем социальной сферы, удовлетворяющая ряд по-требностей личности, но и специфическая область об-щественной жизнедеятельности, в которой моделиру-ется будущее, формируются ресурсы развития и ком-пенсируются многие негативные последствия функ-ционирования других социальных институтов. Качест-венное изменение системы образования обусловлива-ется появлением новых субъектов влияния (родители,бизнес-сообщество, институты гражданского обществаи т.п.) и механизмов влияния на качество образования(федеральный государственный образовательный стан-дарт, социально-образовательный заказ и др.). Поэтомурешать вопросы повышения качества образования не-обходимо используя потенциал взаимодействия разныхучастников социальной деятельности.Инновационные процессы, процессы модернизации,происходящие в современном российском образованиипри участии разных субъектов, приводят к возникнове-нию ситуаций функционально-смысловой неопреде-ленности как ситуаций кардинального сдвига в самомобразовании и перехода к его новым формам, моделями качеству [1, 2]. Управление, ориентируясь на выпол-нение государственного и социального образователь-ного заказа, вынуждено допускать и даже создаватьтакие ситуации, одновременно сталкиваясь с необхо-димостью их преодоления. Поэтому следует понять,какие трудности возникают в управлении ситуациямифункционально-смысловой неопределенности и каковпотенциал взаимодействия вузов и школ для их пре-одоления.Анализ затруднений, возникающих в ситуацияхфункционально-смысловой неопределенности, прово-дился нами на материале реконструкции опыта управ-ления инновациями [3]: личного опыта исследователя иопыта трех стейкхолдеров - руководителей системыобразования.В ходе рефлексивной реконструкции инновацион-ного опыта, где в качестве исследовательского мате-риала использовалось феноменологическое описаниетрех ситуаций управления инновациями, были выявле-ны и обобщены:а) эмпирические признаки ситуации функциональ-но-смысловой неопределенности: приятие / неприятиеситуации неопределенности, эмоциональное напряже-ние, попытки понимания ситуации, поиск выхода изситуации, выход из ситуации;б) характерные признаки управления в этой ситуа-ции: становление субъекта управления, затруднения вуправлении, связанные с неопределенностью, измене-ние практики управления, появление новых показате-лей качества образования.Выявленные характеристики стали критериями дляконтент-анализа интервью со стейкхолдерами (началь-ником управления муниципальной системой образова-ния и двумя директорами образовательных учрежденийТомской области). Контент-анализ позволил уточнитькак сами характеристики ситуации функционально-смысловой неопределенности, так и особенностиуправления в этих ситуациях: затруднения, цели и за-дачи, характерные управленческие механизмы.В результате исследования было установлено, во-первых, что возникновение ситуаций неопределенно-сти смысла и содержания деятельности обусловливает-ся решением задач инновационного развития образова-ния. При этом речь идет как о задачах, возникающихпо инициативе самих управленцев, так и о задачах, по-ставленных перед ними вышестоящими органамиуправления образованием.Во-вторых, нами были зафиксированы следующиехарактерные затруднения в ситуациях функционально-смысловой неопределенности:а) восприятие неопределенности как фактора деста-билизации работы системы, источник которого нахо-дится во внешней среде;б) функциональная редукция деятельности управ-ленцев: отсутствие уверенности в завтрашнем дне, не-верие в собственные силы;в) осознанное или неосознанное сопротивление из-менениям;г) неясность по поводу объектов управления вслед-ствие постоянно возникающих новых незапланирован-ных задач, экспериментов;д) нарушение сложившейся схемы распределенияполномочий между уровнями управления;е) отсутствие механизма финансирования;ж) вариативность выбора необходимых подходов испособов управленческой деятельности для повышенияэффективности управления.Проявленные затруднения были сгруппированы на-ми следующим образом: функциональные - по органи-зации деятельности с участниками образовательногопроцесса; смысловые - по пониманию смысла измене-ний, определению целей, задач и способов деятельно-сти; эмоционально-психологические - напряжение ирастерянность.В-третьих, были проявлены изменения управленче-ской практики, позволяющие преодолевать ситуациифункционально-смысловой неопределенности: вовле-чение людей в совместную деятельность по проблема-тизации, исследованию, целеполаганию и рефлексии;организация коммуникации, управленческой поддерж-ки инноваций, организация событий, мест для совмест-ной деятельности, гуманитарной экспертизы деятель-ности, децентрализация и диалогизация управления [3].В-четвертых, анализ позволил проявить, что усло-вием преодоления ситуаций функционально-смыс-ловой неопределенности для управления являются нетолько активизация и консолидация внутренних ресур-сов организации, но и привлечение внешних ресурсовпосредством взаимодействия разных структур и субъ-ектов системы образования.Учитывая, что взаимодействие рассматривается ву-зами и школами в качестве внешнего ресурса и являет-ся одним из приоритетных направлений деятельности,нами были изучены основные направления и результа-ты взаимодействия вузов и школ Томской области какусловия преодоления ситуаций функционально-смысловой неопределенности.В исследовании приняло участие 331 общеобразо-вательное учреждение (далее - ОУ) (в том числе госу-дарственные и муниципальные средние общеобразова-тельные, основные общеобразовательные, начальныеобщеобразовательные, коррекционные общеобразова-тельные учреждения и кадетские корпуса Томской об-ласти), что составляет 94% от общего количества ОУиз 18 муниципалитетов (90% от общего количества).Оказалось, что 172 (52% от общего количества ОУ,принявших участие в исследовании) общеобразова-тельных учреждения Томской области взаимодейству-ют с вузами по различным направлениям.По результатам исследования были выделены ос-новные направления взаимодействия школ и вузов:участие школьников и / или педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах,организованных вузами - 55%; повышение квалифика-ции (переподготовка) педагогов и / или руководителейОУ на базе вузов - 44%; профориентация - 34%; ста-жировка (практика) студентов - 26%; довузовская под-готовка старшеклассников - 22%; научно-методи-ческое сопровождение экспериментальной деятельно-сти в ОУ - 16%; реализация совместных образователь-ных проектов и программ - 14%; реализация дополни-тельных дистанционных образовательных программ набазе школы - 13%; профильное обучение; обучение вдистанционных заочных школах на базе вузов - 11%;научное руководство инновационной деятельностью вОУ - 4%; репетиторство - 1%; использование лабора-торного оборудования - 1%; организация летнего от-дыха обучающихся в профильной смене летней физи-ко-математической школы - 1%.Составленный нами рейтинг направлений свиде-тельствует о том, что в большинстве случаев взаимо-действие школ и вузов происходит ситуативно, эпизо-дически: на образовательных событиях, курсах повы-шения квалификации, профориентации обучающихся,поэтому едва ли может существенно влиять на измене-ние содержания и эффективность управления образо-вательным учреждением в условиях инновационногоразвития. Например, МБОУ СОШ № 12 г. Томскавзаимодействует с Томским государственным педаго-гическим университетом по следующим направлениям:участие школьников и педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах,организованных вузом; повышение квалификации (пе-реподготовка) педагогов и руководителей ОУ на базевуза. Результатами взаимодействия школа считает:презентацию передового педагогического опыта (нали-чие сертификатов и дипломов); презентацию методиче-ских разработок педагогов и руководителей (наличиесертификатов и дипломов).Вместе с тем в 20% случаев взаимодействие школ ивузов носит устойчивый системный характер (модель«сотрудничество»). Школы взаимодействуют с вузамипо вопросам научно-методического сопровожденияинновационной и экспериментальной деятельности вОУ, в 4% ОУ представителями вузов осуществляетсянаучное руководство инновационной деятельностью.Наиболее активно осуществляют деятельность по дан-ным направлениям Томский государственный педаго-гический университет (ТГПУ) - 13% ОУ и Томскийгосударственный университет (ТГУ) - 9% ОУ. Длясравнения: Томский политехнический университет(ТПУ) - 1% ОУ, Томский университет систем управле-ния и радиоэлектроники (ТУСУР) - 1% ОУ.В этих вузах созданы структурные подразделения,которые являются координационными центрами ре-гиональных образовательных сетей, реализующих фе-деральные и региональные инновационные образова-тельные проекты и программы, что также свидетельст-вует об устойчивом характере взаимодействия. Напри-мер, НОЦ «Институт инноваций в образовании» осу-ществляет научно-методическое сопровождение иссле-довательской деятельности сети лабораторий иннова-ционного образования ТГУ, в которую входят 20 обра-зовательных учреждений. В ТГПУ создан отдел по ра-боте с образовательными учреждениями, одной из за-дач которого является оказание консультативной по-мощи учителям и администрации образовательных уч-реждений.Чтобы установить, как меняется качество взаимо-действия с вузами, когда школы ставят и целенаправ-ленно решают задачи инновационного развития, темсамым обусловливая возникновение ситуаций функ-ционально-смысловой неопределенности, мы отобралишколы, имеющие высокие показатели качества образо-вания.Анализ прецедентов 10 общеобразовательных уч-реждений, неоднократных победителей конкурсногоотбора школ, внедряющих инновационные образова-тельные программы (среди них: 2 лицея, 3 гимназии,5 общеобразовательных школ), показал, что в этихучреждениях приоритетными являются следующиенаправления взаимодействия с вузами: научное руко-водство инновационной деятельностью, реализациясовместных образовательных проектов и программ,научно-методическое сопровождение эксперимен-тальной деятельности в ОУ, повышение квалифика-ции (переподготовка) педагогов и / или руководите-лей ОУ на базе вузов.Например, МАОУ гимназия № 1 им. А.С. Пушкинаг. Томска взаимодействует с Томским государствен-ным университетом, Томским политехническим уни-верситетом и Томским университетом систем управле-ния и радиоэлектроники по следующим направлениям:осуществление совместных организационно-педагоги-ческих мероприятий по решению задач целевой дову-зовской подготовки учащихся профильных классов,ориентированных на направления и специальности об-разовательных программ, реализуемых ТГУ (реализа-ция программ предпрофильной подготовки и профиль-ного обучения; оказание научно-методической помощиучителям, работающим в профильных классах; привле-чение их для участия в семинарах, конференциях; по-вышение квалификации; профориентационные меро-приятия; участие школьников в научно-практическихконференциях, олимпиадах, конкурсах, организован-ных вузом).Результатами сотрудничества с вузом школасчитает: наличие учебных планов; высокие результа-ты отраслевых олимпиад (Росатом), наличие призерови победителей всероссийской конференции «Юныедарования - российской науке и технике»; высокийпроцент поступления в вузы (более 80% в течение4 лет); высокий процент поступления в соответствии спрофилем обучения (более 70% в течение 4 лет); вы-сокий процент поступления на бюджетные места (бо-лее 80% в течение 2 лет); стабильно высокие резуль-таты Единого государственного экзамена; стабильновысокий процент выпускников, продолжающих обу-чение в ТГУ.МБОУ СОШ № 49 г. Томска взаимодействует сТГУ и ТГПУ по следующим направлениям: научноеруководство инновационной деятельностью, руково-дство, разработка и реализация инновационных обра-зовательных проектов и программ; участие педагогов впрограммах ПК, грантах, проектах; организация прак-тики студентов; участие педагогов в профессиональ-ных конкурсах; участие детей в олимпиадах, конкур-сах, организованных вузами; организация стажировокстаршеклассников.Результатами взаимодействия школа считает: во-влеченность в инновационную деятельность педагогов,управленческой команды школы; инновационные обра-зовательные программы и проекты; разработки, соз-данные совместно педагогами и учеными; разработкипо управлению инновациями; положительная динамикакомпетенций совместной деятельности у обучающих-ся; профессиональные достижения педагогов; статусыи награды школы; публикации.Необходимо отметить, что в Томской области естьи другие примеры успешного использования потенциа-ла взаимодействия вузов и школ по разработке и реали-зации авторских инновационных проектов для повы-шения качества образования. Это школы с устойчивойинновационной ориентацией, школы-лаборатории:МБОУ СОШ «Эврика-развитие» (директор Т.М. Дол-гова), МБОУ СОШ № 49 (директор О.И. Назарова),МБОУ «Академический лицей» г. Томска (директорТоболкина И.Н.), МАОУ Прогимназия «Кристина»г. Томска (директор И.Е. Сахарова), МБОУ «Северскаягимназия» и др.Специфика данных школ в том, что они имеют соб-ственное имя, в них в течение многих лет в тесном со-трудничестве с представителями учреждений системывысшего образования разрабатывается и реализуетсяновое содержание образования, создается инновацион-ный образовательный потенциал. Эти школы, пред-ставляя инновационные проектные разработки и обра-зовательные результаты, полученные за счет измененияобразовательной практики, становятся победителямипрестижных образовательных конкурсов всероссийско-го уровня, имеют не только региональные, но и феде-ральные статусы. Вокруг этих школ сформированысобственные инновационные сети, участниками кото-рых становятся образовательные учреждения не толькоТомской области, но и разных регионов РФ.Аналитический комментарий. Результаты прове-денных исследований дают основание сделать сущест-венные для дальнейшего обобщения фиксации. Во-первых, в условиях инновационного развития, повы-шения степени открытости системы образования, обу-словленной усиливающимся влиянием на образованиемногих социальных акторов, руководители системыобразования сталкиваются с трудностями, связаннымис необходимостью преодоления постоянно возникаю-щих в управленческой практике ситуаций функцио-нально-смысловой неопределенности.Во-вторых, взаимодействие школ и вузов - это одиниз значимых процессов, происходящих в сфере образо-вания и влияющих на изменение качества образования.В-третьих, образовательные учреждения с иннова-ционной ориентацией, которые широко используютвзаимодействие с вузами для создания совместных ин-новационных образовательных и научно-исследова-тельских разработок и достижения новых образова-тельных результатов, имеют высокие показатели каче-ства образования, признание профессионального со-общества, поддержку государства и общества. Этотфакт позволяет предположить, что взаимодействие свузами имеет потенциал для повышения эффективно-сти управления школой в условиях инновационногоразвития.Аналитическое обобщение. Образовательные учре-ждения, работая в режиме инновационного развития,находятся в процессе постоянных изменений и эволю-ционируют за счет «интенсивного динамическоговзаимодействия и обмена энергией, веществом и ин-формацией между компонентами внутренней и внеш-ней среды» [4]. Неопределенность в этом случае, дес-табилизируя работу системы, усиливая ее неустойчи-вость, хаотичность, становится катализатором переходасложной динамической системы к другому равновес-ному состоянию на более высоком организационномуровне [4].Самоорганизацию локальных систем и механизмыих эволюции наиболее полно теоретически обосновы-вает синергетика. Синергетический подход основыва-ется на результатах исследований Г. Хакена и И. При-гожина [5, 6].Согласно синергетике, эволюция открытых сис-тем творится постоянно на уровне элементарныхпроцессов в результате влияния на закономерное ихпротекание неустойчивостей, неравновесности, не-линейности и флуктуаций. При этом с ростом числаэлементов в системе повышается вероятность нели-нейных микрофлуктуаций, связанных с индивиду-альной свободой выбора каждого элемента. Покасистема находится в состоянии равновесия, поведе-ние ее элементов независимо. В силу этого процессыупорядочивания маловероятны. В результате внеш-него воздействия возникают процессы стихийнойсамоорганизации, т.е. процессы рождения из физи-ческого хаоса некоторых устойчивых упорядоченныхструктур с новыми свойствами [4].Иными словами, синергетика, в отличие от класси-ческой и даже неоклассической науки, теоретическиобосновывает не разрушительную, а наоборот, созида-тельную роль неустойчивости, неравновесности, неоп-ределенности и возникновения хаоса как реальногоусловия активизации жизненных сил и сил развития,условия образования самим человеком нового порядка,новой организации жизни (Э. Тоффлер) [3].Таким образом, переводя основные идеи синергети-ческого подхода в контекст нашего исследования, свя-занного с управлением образованием в ситуациях не-определенности, можно сделать вывод о том, что взаи-модействие с вузами как с субъектами внешней по от-ношению к образовательным учреждениям среды уси-ливает влияние на образование фактора неопределен-ности и в то же время является, как мы показали, усло-вием повышения качества образования.

Ключевые слова

управление инновациями в образовании, управление в ситуациях функционально-смысловой неопределенности, рефлексивная реконструкция опыта, синергетический потенциал взаимодействия, management of innovations in education, management in situations of functional semantic uncertainty, method of humanitarian research, reconstruction of experience, synergistic potential of cooperation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Танцева Светлана ГеннадьевнаГосударственно-общественное управление образованием Региональный центр развития образования (г. Томскнаучный сотрудник отдела развитияtanzeva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Прозументова Г.Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск : Изд-во ТГУ, 2002. С. 244-259.
Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : UFOpress, 2003. 224 с.
Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005
Вагурин В.А. Синергетика эволюции современного общества. М. : КомКнига, 2007. С. 6-31.
Хакен Г. Синергетика. М. : Мир, 1980. 403 с.
Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. : Прогресс, 1986. 390 с.
 Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.

Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358.