Рассматриваются модели организации профильного обучения. Определены задачи профилизации во взаимодействии общеобразовательная школа - вуз. Создание образовательного кластера является необходимым условием развития качества профильного обучения. Определено направление деятельности вуза как создание условий для дистанционного обучения сельских школьников. Реализацию данного направления планируется осуществить с использованием системы дистанционного обучения Moodle. Акцент направлен на преемственность между системами общего и профессионального образования. Представлена модель сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьников, и рассмотрены некоторые аспекты реали-зации данной модели. Дано авторское видение понятия «сетевая образовательная программа профильной подготовки обучающихся школы» и алгоритм разработки модулей этой программы. Говорится о смысловом содержании модуля. Содержание для дистанционного обучения требует определенной интерпретации. Предполагается, что развитие сети ресурсных образовательных центров университета, а также наличие квалифицированного кадрового потенциала станет основным условием организации дистанционной довузовской подготовки школьников.
Interaction of Altai State University and regional schools for school profileeducation development within education cluster.pdf Необходимость перехода старшей ступени россий-ской школы на профильное обучение определена Пра-вительством РФ в «Концепции модернизации россий-ского образования на период до 2010 г.». В документеотмечается, что профильное обучение как средстводифференциации и индивидуализации обучения на-правлено на реализацию личностно-ориентированногоучебного процесса и позволяет наиболее полно учиты-вать интересы и склонности учащихся, создавать усло-вия для обучения старшеклассников в соответствии сих профессиональными намерениями.Задача профилизации - создание таких условий вшколах, при которых каждый ученик мог бы найти се-бя, понять, к какой сфере деятельности он наиболееприспособлен. Совершенно ясно, что, сделав опреде-ленный выбор, ученик рассчитывает на то, что получитв школе такой уровень подготовки, который даст емувозможность поступить в соответствующее учебноезаведение. Отсюда еще одна задача профилизации -обеспечение преемственности старшей ступени школыс учреждениями профессионального образования, под-готовка выпускников к поступлению в эти учебныезаведения.Выделяются следующие варианты (модели) органи-зации профильного обучения.1) Модель внутришкольной профилизации. Об-щеобразовательное учреждение может быть однопро-фильным (реализовывать только один избранный про-филь) и многопрофильным (организовывать несколькопрофилей обучения). Общеобразовательное учрежде-ние может быть в целом не ориентировано на конкрет-ные профили, но за счет значительного увеличениячисла элективных курсов предоставлять школьникам вполной мере осуществлять свои индивидуальные обра-зовательные программы.2) Модель сетевой организации. В подобной мо-дели профильное обучение учащихся конкретной шко-лы осуществляется за счет целенаправленного и орга-низованного привлечения образовательных ресурсовиных образовательных учреждений. Оно может стро-иться в двух основных вариантах. Первый вариантсвязан с объединением нескольких общеобразователь-ных учреждений вокруг наиболее сильного, котороеобладающего достаточным материальным и кадровымпотенциалом и выполняет роль «ресурсного центра».Второй вариант основан на кооперации общеобразо-вательного учреждения с учреждениями дополнитель-ного, высшего, среднего и начального профессиональ-ного образования и привлечении дополнительных об-разовательных ресурсов [1, 2].Реализация модели сетевой организации профиль-ного обучения учащихся возможна с помощью созда-ния образовательного кластера. Сегодня первый обра-зовательный кластер формируется в столице Алтайско-го края. Он создается по инициативе губернатора краяАлександра Карлина. Образовательный кластер опре-деляется как среда, в которой каждое образовательноеучреждение или педагог могут взаимодействовать сдругим образовательным учреждением или педагогомпо вопросам совместной работы: обмениваться идеями,консолидировать ресурсы, создавать инновационныйинтеллектуальный продукт и т.д.Участники кластера взаимодействуют по целомуряду направлений. Это создание информационной сетии объединение ресурсов, системное использование со-временных образовательных технологий, выявление,поддержка и обучение одаренных детей, профильноеобучение и предпрофессиональная подготовка, разви-тие профессиональных компетенций педагогов.Включение общеобразовательных учреждений вобразовательный кластер строится на принципах тер-риториальной близости, взаимовыгодного сотрудниче-ства, совместного использования имеющейся базы иресурсов.Объединение ресурсов и усилий коллективов от-дельных общеобразовательных учреждений в рамкахкластера позволит расширить возможности получениядетьми качественных образовательных услуг. А совме-стная деятельность коллективов общеобразовательныхучреждений, имеющих уникальный опыт по отдельнымнаправлениям работы, обеспечит повышение профес-сионального мастерства педагогов.В связи с происходящими изменениями в обществе(демографический кризис, введение Единого государ-ственного экзамена и др.) изменились и приоритеты вовзаимодействии общеобразовательных школ с универ-ситетом. В частности, остро назрела необходимостьсоздания условий для дистанционного обучения сель-ских школьников. Организующим началом во взаимо-действии общеобразовательных школ и университета,на наш взгляд, является создание образовательногокластера.Учитывая, что в Алтайском крае более 50% уча-щихся проживает в сельской местности, это становитсяособо актуальным. Средством реализации дистанцион-ного обучения в Алтайском государственном универ-ситете (АлтГУ) является использование системыMoodle и электронных обучающих ресурсов, разрабо-танных преподавателями АлтГУ; развитие на этой ос-нове сетевого дистанционного обучения. В целом дея-тельность направлена на удовлетворение спроса насе-ления в подготовке по довузовским программам длябудущих абитуриентов и создание условий для опера-тивного реагирования на запросы о повышении квали-фикации педагогов края по конкретным заказам обра-зовательных учреждений.Университет (АлтГУ) имеет высокий уровень ин-форматизации и все необходимые условия для взаимо-действия между образовательными учреждениями ре-гиона на различных уровнях. Несмотря на значитель-ный уровень компьютеризации общеобразовательныхучебных заведений, существует проблема интерактив-ного взаимодействия между школами края и универси-тетом, поэтому изучение возможностей организациисетевых образовательных отношений является акту-альным направлением работы. Практическим решени-ем обозначенной проблемы является методологическаяпроработка вопроса, предполагающая разработку мо-дели сетевых образовательных отношений в довузов-ской подготовке школьников и тиражирование полу-ченного опыта на другие направления деятельности(рис. 1).Рис. 1. Модель сетевых образовательных отношений в довузовской подготовке школьниковМодель была разработана в процессе эксперимен-тального исследования, организованного факультетомпедагогического образования, с целью изучения воз-можностей организации сетевого обучения сельскихшкольников с использованием системы дистанционногообучения Мoodle. Средством реализации дистанцион-ных образовательных технологий является модульнаяобъектно-ориентированная динамическая учебная средаMoodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic LearningEnvironment). «Система реализует философию "педаго-гики социального конструкционизма" и ориентированапрежде всего на организацию взаимодействия междупреподавателем и учениками, хотя подходит и для орга-низации традиционных дистанционных курсов, а такжеподдержки очного обучения» [3].В модели отражены (см. рис. 1) основные теоретиче-ские положения функционирования единой информаци-онной образовательной среды [4]. Как правило, реализа-ция сетевых образовательных отношений предполагаетналичие единой информационной образовательной сре-ды (ЕИОС). Под информационной образовательной сре-дой мы понимаем совокупность средств передачи дан-ных, информационных образовательных ресурсов, про-граммного и методического обеспечения, реализован-ных едиными технологическими средствами ведениясетевого учебного процесса, его информационной под-держки и документирования [5].Сетевая образовательная программа рассматривает-ся нами в двух позициях: либо это сетевая образова-тельная программа по направлению подготовки, либопо профильной подготовке обучающихся школы. Еслимы рассматриваем второй вариант, то сетевая образо-вательная программа состоит из модулей, позволяю-щих углубить, расширить основные профили, реали-зуемые общеобразовательной школой. Если же речьидет о сетевой образовательной программе по направ-лению подготовки, то это прежде всего реализацияпринципа непрерывности образования (школа - кол-ледж - вуз), и здесь вуз играет важную роль в реализа-ции принципа преемственности образовательных про-грамм различных ступеней получения профессиональ-ного образования. Сетевая программа в зависимости отпрофиля обучения может содержать научные, техниче-ские, инженерное, гуманитарные знания [6].В любом варианте сетевой образовательной про-граммы организация сетевых образовательных отно-шений строится при существенных изменениях вовзаимодействии между участниками учебного про-цесса [7]. Объектом учебной деятельности обучаю-щихся все так же выступают различные элементы со-держания образования, как и для любой системы обу-чения, а вот отношение «преподавание - учение» бу-дет носить субъект-субъектный характер при условиидетальной содержательной проработки учебного ма-териала, который «и по существу, а все чаще и поформе выражения должен являться организацией диа-лога» [8. С. 173].В связи с пониманием этого меняется логика по-строения содержания сетевых образовательных про-грамм для профильной школы (речь ведется о дистан-ционном обучении сельских старшеклассников). Со-держание программ претерпевает существенные изме-нения, поскольку в них представлено не только и нестолько количество новой информации, сколько спосо-бы оперирования ею в условиях самостоятельной рабо-ты. Педагог управляет учебной деятельностью опосре-дованно, его деятельность носит проектный характер,что, по нашему мнению, включает [7]:- анализ систем дистанционного обучения, даю-щих возможность различных вариантов взаимосвязипедагога и обучающихся в процессе самостоятельногообучения;- построение дерева целей как эталона достиженияусвоения содержания сетевых программ (какие цели(компетенции) должны быть достигнуты по заверше-нии обучения);- разработку критериев оценки качества достигну-тых целей (компетенций) обучения;- разработку пакета диагностических заданий,включающих не только тестовые задания, но и методи-ку индивидуальной работы обучающихся по междис-циплинарным, комплексным заданиям разного содер-жания и уровня сложности;- окончательную коррекцию содержания модулясетевой учебной программы.Следует понимать, что дополнительное профильноеобучение углубляет, расширяет подготовку сельскихшкольников, а значит, содержание должно быть упако-вано как модуль сетевой учебной программы с учетомвышепредставленного алгоритма разработки модуля.При разработке модулей сетевой учебной программыпедагогу необходимо учитывать, что содержание модулятребует своего понимания и интерпретации. В данномслучае термин «понимание» проявляется «как созданиесоответствующего чувственного образа, как привыканиек новой идее, как объяснение, как умение выразить зна-ния на естественном языке, как нахождение общей идеи,как обнаружение и преодоление парадокса, как ответа навопрос, как анализа ситуации "что было бы, если...", какстепени овладения знанием, как толкования, интерпре-тации, перевода и просто понимания другого человека»[8. С. 125]. И в этом смысле «рассказ или, иначе, нарра-тив, как важный способ мышления и создания знаний омире» [9] вполне применим в методике дистанционногообучения, как методический прием.Приобретение компетентности в области сетевого ин-формационного взаимодействия педагогами края проис-ходит в процессе получения магистерской степени нафакультете педагогического образования АлтГУ. Факуль-тет педагогического образования осуществляет обучениев магистратуре учителей общеобразовательных школ попрограмме «Информационные технологии в образова-нии» по направлениям подготовки: 010200.68 - Матема-тика и компьютерные науки, 030600.68 - История,020400.68 - Биология, 021000.68 - География.Предполагается, что основой организационного обес-печения реализации модели станет не только создание натерритории края сети ресурсных образовательных цен-тров университета (в настоящее время таких центров че-тыре: два на территории Алтайского края и два на терри-тории Казахстана, в дальнейшем планируется увеличитьих число до 12), но и наличие квалифицированного кад-рового потенциала, способного разрабатывать и реализо-вывать сетевые образовательные модули.Ресурсные образовательные центры университета на-ми определяются как центры внутри кластера, распро-страняющие классическое высшее образование в регионечерез расширение образовательного пространства АлтГУ.Задачи, решаемые ресурсными образовательнымицентрами в рамках довузовской подготовки школьни-ков, следующие [10]:1. Формирование эффективной системы предостав-ления консультационных услуг высококвалифициро-ванными преподавателями университета по ЕГЭ с це-лью содействия повышению качества образованияучащихся в образовательных учреждениях края.2. Выявление и поддержка одаренных детей.3. Формирование системы раннего профориентиро-вания учащихся.4. Расширение доступа к качественному образованиюу детей, проживающих в отдаленных районах региона.Таким образом, ресурсные образовательные центры натерритории края и за его пределами (проект, направлен-ный на создание базовых ресурсных образовательныхцентров, рассчитан на период до 2015 г.) станут узламисети, которые будут выполнять координирующую и ин-тегрирующую функции в системе взаимодействия обще-образовательная школа - вуз. Создание образовательногокластера позволит эффективно решать задачи по модер-низации системы непрерывного образования в крае.
Яковлева Нина Андреевна | Алтайский государственный университет (г. Барнаул) | кандидат исторических наук, проректор по учебной работе | yakovleva@mc.asu.ru |
Волженина Надежда Владимировна | Алтайский государственный университет (г. Барнаул) | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы и образовательных технологий | volzhenina@asu.ru |
Кравченко Галина Владимировна | Алтайский государственный университет (г. Барнаул) | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы и образовательных технологий | kravchenko@math.asu.ru |
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02г. № 2783.) URL: http://www.ug.ru/02.42/t9.htm
Байбородова Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Школьные технологии. 2003. № 5.
Белозубов А.В. Система дистанционного обучения Moodle / А.В. Белозубов, Д.Г. Николаев. СПб., 2007. 108 с.
Лаврентьев Г.В. Перспективы внедрения технологий дистанционного обучения высшего и среднего профессионального образования в Алтайском крае / Г.В. Лаврентьев, Д.В. Папин, Н.В. Волженина // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2011. №
Волженина Н.В. Образовательная информационная среда сетевого обучения в АлтГУ / Н.В. Волженина, О.Ф. Кунгурова, Д.В. Папин // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: материалы VIII Международной научно-практической конференц
Сааков В. Тема визуализации в контексте интеллектуальной традиции ММК. URL: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/smdscheme_ MMC-vizualization_2011_1.htm
Волженина Н.В. Гуманитаризация дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные основы непрерывного образования». Барнаул : Графикс, 2007. 397 с.
Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
Klus-Stanska D. Narracje w szkole / D. Klus-Stanska // Narracje jako spocob rozumienia swiata. Pod redakcja Jerzego Trzebinskiego. Gdansk, 2002. S. 189-220.
Яковлева Н.А. Система непрерывного образования АлтГУ в звене школа - колледж - вуз // Довузовская подготовка в структуре непрерывного образования в условиях модернизации системы образования России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 2005. C. 1