Автор статьи обращается к одному из неисследованных фактов творческой биографии В.М. Шукшина, нашедшему отражение в эпистолярном наследии писателя, - сотрудничеству с литературным журналом «Знамя». Основываясь на материалах эпистолярия Шукшина, а также на документах из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, автор восстанавливает историю переписки В.М. Шукшина с редакцией «Знамени», ее тематику и проблематику, указывает следы влияния на последующее литературное творчество известного русского писателя.
On history of V.M. Shukshin's correspondence with editors of Znamya magazine.pdf В 2009 г. к 80-летнему юбилею В.М. Шукшинагруппой ученых филологического факультета Алтай-ского государственного университета было подготов-лено к печати восьмитомное, самое полное на сего-дняшний день, собрание сочинений писателя. В вось-мом томе этого издания [1], редактором-составителемкоторого является автор данной статьи, представленыпублицистика, эпистолярий (всего 136 писем), авто-биографии и личные документы Шукшина, а также егорабочие записи и автографы, что впервые позволилопрактически в полном объеме познакомить читателей свнелитературным творчеством писателя.«Без восьмитомника теперь уже невозможнопредставить работу хоть сколько-нибудь серьезногоисследователя жизни и творчества Шукшина...» -подобная оценка известного литературного критикаС.С. Белякова не выглядит преувеличением [2.С. 438]. Материалы, содержащиеся в восьмом томеСобрания сочинений (многие из них опубликованывпервые), позволили провести комплексный филоло-гический анализ эпистолярия Шукшина, его первыхопытов в публицистике, приступить к исследованиюавтобиографий и автографов алтайского писателя(см., например, [3, 4]).Изучение эпистолярия В.М. Шукшина предполагаетисследование истории создания писем, решение про-блем текстологии (датировка писем, лакуны в тексте ит.п.), установление особенностей языка и стиля, выяв-ление специфики авторского поведения в письмах ит.д. Зачастую именно знание истории создания письмаявляется отправной точкой в процессе интерпретацииего содержания, установления даты написания и ос-новного текста документа. Однако реконструкция об-стоятельств написания письма далеко не всегда воз-можна.К числу эпистолярных загадок до недавнего време-ни относилось и письмо Шукшина в редакцию журнала«Знамя» от 28 апреля 1960 г. Ввиду незначительногообъема приводим текст письма почти полностью:«…Дорогие товарищи! Два месяца назад послал вам3 своих рассказа ("О матери", "Мужч.[ина] и женщина"и "Опоздали"). Я догадываюсь, сколько у вас такихрассказов. Много. Но, пожалуйста, скажите что-нибудьо них. Хоть немного…» [1. С. 219]. Письмо вызываетзакономерный интерес в двух аспектах.Во-первых, указанные автором рассказы в «Знаме-ни» опубликованы не были и в настоящее время неизвестны шукшиноведам, но, безусловно, в случае об-наружения, могли бы дать новый материал для адек-ватного представления вектора эволюции художест-венной прозы В.М. Шукшина.Во-вторых, новая загадка возникает при сопостав-лении текста письма с фразой из шукшинской автобио-графии 1963 г.: «С 1960 года печатаюсь в журналах игазетах как прозаик» [1. С. 306]. Но ведь известно, чтопервый рассказ В.М. Шукшина («Двое на телеге») былопубликован еще в 1958 г. в журнале «Смена» (№ 15)1.Второй рассказ - «Правда» - будет опубликован лишьспустя три года, т.е. в 1961 г., в газете «Труд» (от26 марта). Итак, почему же Шукшин упоминает имен-но 1960-й? Есть ли это одна из тех самых lapsusmemoriae, которые свойственны шукшинским автобио-графиям? Или указание на 1960 г. как год начала своейлитературной карьеры каким-то образом связано с со-трудничеством молодого автора с журналом «Знамя»?Последнее предположение более вероятно. Изучениематериалов из фондов Российского государственногоархива литературы и искусства (РГАЛИ) показало, чтоименно на 1960 г. падает пик контактов Шукшина средакцией журнала «Знамя», в котором начинающийписатель предполагал напечатать подборку своих рас-сказов.Может показаться, что выбор журнала «Знамя»Шукшиным был сугубо случайным. «Знамя» было ос-новано в 1931 г. как издание для военных читателей.По словам нынешнего главного редактора журналаС.И. Чупринина, «в послевоенные годы мы преврати-лись в ежемесячник официальной культуры. "Знамя"тогда было самым официальным журналом из всех су-ществовавших. В нем печаталось военное, КГБшное,писательское начальство. Журнал был респектабелен,солиден и, на мой взгляд, неимоверно скучен» [5].Шансы на публикацию у начинающего автора здесьбыли невелики, и стремление Шукшина напечататьсвои рассказы в «Знамени» можно расценивать исклю-чительно как дерзкую попытку молодого писателя вой-ти в круг советского литературного истеблишмента.Вряд ли В.М. Шукшин в это время уже четко осозна-вал, что быть автором определенного «толстого» жур-нала - значит придерживаться определенной идеологи-ческой и художественно-эстетической концепции.«Для раннего Шукшина выработка четкой идейно-политической платформы не является приоритетом,главное - полноправное вхождение в мир культуры»[6. С. 122].Литературный процесс 1960-х гг. в СССР отмечензнаком противостояния двух «толстых» журналов: кон-сервативно-охранительного «Октября», возглавляемогоВ.А. Кочетовым, и более либерального «Нового мира»под руководством А.Т. Твардовского. Эти журналыстали своеобразными полюсами советской литературыэпохи «оттепели», каждый из которых сформировалсобственные идеологические и эстетические ценности,свой круг литераторов и журналов-сателлитов. Журнал«Знамя», безусловно, принадлежал к лагерю «Октября»и, как следствие, являлся апологетом ортодоксальногосоцреализма. Но дело в том, что ранние рассказыВ.М. Шукшина полностью соответствовали идейно-эстетическим принципам «Октября» и «Знамени»,«вполне укладывались в нормативы социалистическогореализма» [6. С. 120]. Поэтому неудивительно, что по-сле неудачной попытки опубликовать свои произведе-ния в «Знамени» Шукшин уже в 1961 г. печатает под-борку рассказов в «Октябре» [7] и на два года входит вчисло постоянных авторов данного журнала.Попытаемся поэтапно восстановить историю кон-тактов В.М. Шукшина с редакцией журнала «Знамя».Итак, согласно письму Шукшина в редакцию «Знаме-ни» от 28 апреля 1960 г. [1. С. 219] в конце февраля1960 г. писателем были высланы в редакцию три рас-сказа: «О матери», «Мужчина и женщина» и «Опозда-ли». В краткой рецензии от 6 апреля 1960 г. критикВ. Уваров охарактеризовал эти шукшинские рассказыкак «тонкожурнальные» [8. Л. 70]2. Тем не менее Ува-ров обратил внимание на талант автора и рекомендовалредакции связаться с ним по поводу присылки новыхпроизведений.В мае того же года Шукшин выслал еще 4 рассказа:«Страдалец», «Сила жизни», «Коса на камень» и «Де-магоги»3. Развернутая рецензия на данные рассказы,датированная 26 мая 1960 г., была подготовлена крити-ком Н. Калитиным [11. Л. 18-19].К сожалению, текст рецензии позволяет сделатьлишь общие предположения относительно содержанияэтих трех неизвестных в настоящее время рассказовШукшина.Так, в «Силе жизни» «рассказывается о попытке са-моубийства, предпринятой героем», в центре рассказа«Коса на камень» - «драматическая сцена разрывакомсомольца-тракториста со своим отцом». В основесюжета рассказа «Страдалец» лежал характерный дляШукшина конфликт молодого интеллигента, «умницы-доктора» с деревенским «пьяницей и драчуном Вань-кой Дегтяревым».Рецензент в качестве положительных моментов от-мечает жизненную и психологическую достоверностьрассказов, оптимизм и веру в человека, требователь-ность, которую обнаруживают шукшинские герои «воценках собственного поведения и поведения окру-жающих, внутренний такт и чуткость во взаимоотно-шениях простых, ничем особенно не примечательныхлюдей» [Там же].Особая заслуга Шукшина, по мнению критика, -язык его произведений: лаконичный, выразительный, сточным воссозданием диалога. Данные черты «делаютэти рассказы близкими советскому читателю, позволя-ют нам увидеть в их героях людей нашего сегодняшне-го дня» [Там же]. Негативная критика Н. Калитина от-носится, главным образом, к рассказу «Страдалец».Рецензент упрекает молодого автора в надуманности,искусственности конфликта, лежащего в основе сюже-та, банальности главного героя - молодого сельскогоинтеллигента. «Слишком уж много от высмеянных ещеЧеховым и Горьким интеллигентских хлюпиков в героеэтого рассказа» [Там же]. Критика, как видим, носитявную «октябрьскую» направленность в духе бо́льшегосоответствия канонам соцреализма. Все рассказы, кро-ме «Страдальца», при условии обязательной их дора-ботки, рекомендованы Калитиным к печати, однакоопубликованы не были.Наконец, в марте 1961 г. редакцией «Знамени» рас-сматривался еще один рассказ В.М. Шукшина - «Вань-кина мама»4. Критик В. Уваров в краткой рецензии от15 марта 1961 г. дал положительную оценку рассказу ирекомендовал его «вниманию редакции» [12. С. 101].Но по неизвестным причинам и этот рассказ Шукшинане был опубликован в «Знамени». Возможно, решаю-щую роль сыграло то обстоятельство, что рассказыписателя в это время уже лежали в редакции «Октября»и как раз в марте 1961 г. в № 3 журнала вышла подбор-ка его произведений [7].На этом контакты В.М. Шукшина с редакцией жур-нала «Знамя» закончились. Ни одно из произведенийписателя в данном журнале никогда опубликовано небыло. Тем не менее период общения Шукшина с ре-дакцией «Знамени» можно с полным правом назватьзначимым этапом в литературной карьере писателя, ивот почему:1) эпопея со «Знаменем» - это начало нового, «ран-него» периода (1960-1965 гг.) в творчестве В.М. Шук-шина, ознаменовавшегося активным сотрудничествомначинающего писателя с периодическими изданиями:большинство литературных произведений В.М. Шук-шина было опубликовано в журналах (причем не толь-ко «толстых»), а также в газетах, как центральных(«Труд», «Советская Россия», «Литературная Россия» идр.), так и региональных («Туркменская искра», «Со-ветская Эстония», «Алтайская правда» и т.п.);2) опыт общения с журнальными редакторами икритиками был крайне важен для писателя, сделавшегодля себя приоритетом публикацию произведений в пе-риодике. Шукшин достаточно быстро постиг особен-ности журнального противостояния в современном емулитературном процессе. В 1963 г. он переходит в ла-герь «Нового мира», став на некоторое время постоян-ным автором журнала. О том, что писатель в своемзрелом творчестве четко осознавал необходимость сле-дования идеологической и художественно-эстети-ческой программе того или иного «толстого» журнала,свидетельствует следующий отрывок из письмаВ.М. Шукшина к Г.А. Горышину, назначенному в1972 г. редактором прозы ленинградского журнала«Аврора»: «Рассказы-то? Они есть, но ты мне объяснисперва: а преследует журнал какую-то свою тему (ну,«невскую», что ли)? Или - не обязательно? Я его (жур-нал) как-то не очень хорошо знаю. Если он все же ле-нинградский преимущественно, то будет сложно по-мочь» [1. С. 256];3) критические замечания рецензентов «Знамени»Шукшиным, по всей видимости, были все же учтены.Ведь все упомянутые нами рассказы (кроме «Демаго-гов»), очевидно, были либо отвергнуты самим писате-лем как слабые, либо существенно переработаны ипозже увидели свет в других изданиях.ПРИМЕЧАНИЯ1 О своих первых опубликованных статьях в сростинской районной газете «Боевой клич» за 1953 г. Шукшин по вполне понятным причинаммог сознательно не упоминать.2 Интересно, что почти в это же время (рецензия от 23 февраля 1960 г.) В. Уваровым был отвергнут рассказ В.П. Астафьева «Кровь человече-ская». В качестве главного недостатка рассказа указан «излишне натуралистичный язык героев» [8. Л. 98].3 Ныне известен только последний рассказ. Впервые опубликован в составе подборки [9]. Документы РГАЛИ позволяют скорректировать датунаписания этого рассказа Шукшиным: апрель-май 1960 г. Ранее время создания рассказа «Демагоги» традиционно определялось 1961 г. [10.Т. 3. С. 80].4 Впоследствии переработанный, он получил название «Далекие зимние вечера». Известно, что в конце 1961 - начале 1962 г. В.М. Шукшинпредлагал рассказ «Ванькина мама» режиссерам Ю.В. и Р.А. Григорьевым в качестве сценарной основы для одноименного художественногофильма (см. письмо Шукшина к Р. Григорьевой [1. С. 225]). Картина, к сожалению, так и не была снята. Однако концепция сценария, заложен-ная Шукшиным, была отчасти использована Григорьевыми при работе над х/ф «Праздники детства» (1982).
Марьин Дмитрий Владимирович | Алтайский государственный университет (Барнаул) | кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и исторического языкознания | dvmaryin@mail.ru |
Шукшин В.М. Собрание сочинений : в 8 т. / под общ. ред. О.Г. Левашовой. Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения / под ред. Д.В. Марьина. Барнаул : Издательский Дом «Барнаул», 2
Беляков С.С. Барнаульский Шукшин: многое впервые // Вопросы литературы. 2011. № 5. С. 428-438.
Марьин Д.В. Эпистолярное творчество В.М. Шукшина // Сибирский филологический журнал. 2010. № 4. С. 109-118.
Марьин Д.В. Автографы писателя как объект филологического исследования (на материале автографов В.М. Шукшина) // Язык. Словесность. Культура. 2011. № 3. С. 49-61.
Ребель А. «Читающая публика - это инвалиды» (интервью с Сергеем Чуприниным от 25.07.2006). URL: http://www.advertology.ru/article 32963.htm (дата обращения: 27.12.2011).
Куляпин А.И. Творчество В.М. Шукшина: от мимезиса к семиозису. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005.
Шукшин В. Три рассказа // Октябрь. 1961. № 3. С. 91-103.
РГАЛИ. Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 243.
Шукшин В. Ленька. Демагоги : рассказы // Молодая гвардия. 1962. № 3. С. 110-124.
Творчество В.М. Шукшина : энцикл. словарь-справочник / науч. ред. А.А. Чувакин. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004-2007. Т. 1-3.
РГАЛИ Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 250.
РГАЛИ Ф. 618 «Знамя». Оп. 17. Ед. хр. 284.