Категория «природные качества» человека в современном Китае: ее содержание и идейные истоки
На основе перевода и анализа работы идеологического характера «Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая» (2001 г.), вышедшей в издательстве центральной партшколы КПК, рассматриваются содержание категории «природные качества» (сучжи) человека в трактовке идеологов современного Китая, анализируются её идейные истоки, проводятся параллели с традиционной для древней и средневековой китайской философии категорией «природа человека» (син), демонстрируется устойчивость данной категории в китайской культуре и менталитете китайского народа.
Category of human «natural qualities» in modern China: its content and ideological sources.pdf В идеологии современного Китая немало вниманияуделено вопросу о природных качествах человека(сучжи) и способах их развития, что делает актуальныманализ содержания этой категории и идейных истоковеё формирования.В работе «Руководство по воспитанию природныхкачеств молодых ганьбу Китая» [1] данный вопрос по-лучает достаточно широкое освещение. Давая опреде-ление категории «природные качества», авторы работыотмечают, что уже в самом этом понятии заложеноуказание на природно-физиологическое [начало] в че-ловеке. «Природные качества, хотя и не в полной мере,являются врожденными, однако в их основе ле-жит то, что дается человеку от природы», - пишутидеологи современного Китая [1. С. 85].Раскрывая данный тезис, авторы работы ссылаютсяна то, что человек как природное существо являетсяодним из видов живой материи, обладающей телом иобъективным существованием, и это составляет мате-риальную основу человеческих природных качеств.Обозначая материальную основу как «физиологиче-ские качества», они включают в нее физическое разви-тие человеческого тела, состояние здоровья, отправле-ния функций организма и т.п. [Там же].Однако подчеркивая, что физиологические качествасоставляют фундамент природных качеств человека иформирование последних происходит именно на ихоснове, авторы тем не менее отмечают, что содержаниеприродных качеств человека не сводится к тому, чтодано только от природы, а формируется и развивается впроцессе благоприобретаемой практики и воспитания[Там же].Изложенная выше трактовка категории «природныекачества» человека, разработанная в идеологии совре-менного Китая, не выходит за рамки общепринятыхестественнонаучных представлений о конституции ор-ганизма человека, о формировании его психики и соот-носится с такими понятиями, как генотип и фенотип,которые также отражают большое значение в индиви-дуальном развитии человека как его наследственнойосновы (генов), так и условий среды обитания.Оставляя в стороне собственно физиологическиекачества человека, авторы рассматриваемой работыделают упор на ту часть природных качеств, которуюможно сформировать под влиянием тех или иныхвнешних факторов. Так, содержание природных ка-честв в «Руководстве…» сводится к совокупности семивидов качеств: 1) политические качества; 2) идеологи-ческие качества; 3) способности; 4) коммуникационныекачества; 5) моральные качества; 6) психические каче-ства; 7) мыслительные качества [1. С. 87-92].Под политическими качествами понимается поли-тическая подготовка человека, включающая его поли-тическую позицию, политическое поведение, полити-ческие предпочтения, политические взгляды, полити-ческий характер, политическую проницательность, по-литическое чутье и т.п. [1. С. 87]. Формирование поли-тических качеств происходит под влиянием того поло-жения в обществе, которое человек занимает, однако вто же время политические качества определяют пове-дение человека, обусловливают его действия [1. С. 87].В структуре природных качеств человека политическиекачества занимают центральное место, выступают сво-его рода ориентиром для других природных качеств:если они правильные, то ум и талант человека получа-ют правильное развитие, приносят пользу обществу,если же нет, то умственные способности человека мо-гут быть использованы во вред обществу [Там же].Идеологические качества - это воззрения человекана мир, на общество, его идейная позиция, теоретиче-ская подготовка и др. [Там же]. Идеологические каче-ства - это также достаточно важная составляющая вструктуре природных качеств человека, играющаяважнейшую роль в процессе формирования и развитиядругих его качеств. Они даже являются своего родафундаментом политических качеств: нет хорошихидеологических качеств, нет глубоких знаний маркси-стской теории, невозможно иметь твердую политиче-скую позицию и правильную политическую ориента-цию [1. С. 88]. Идеологические качества являются так-же основой для познавательных способностей человекаи других качеств [Там же].Способности идеологи современного Китая опреде-ляют как знания и практические навыки, которыминеобходимо обладать для занятия определенным видомдеятельности. Основу способностей составляют зна-ния, однако способности - это не просто знания, а ихприменение и проявление [1. С. 88].Способности представляют важную часть человече-ских природных качеств, играют весьма важную роль вделе познания и преобразования мира. Какие у челове-ка природные качества - высокие или низкие, в оченьбольшой степени определяется тем, высокие или низ-кие у него способности [1. С. 89].Способности и знания, как подчеркивают авторыработы, также являются своего рода фундаментом длядругих природных качеств: если у человека нет доста-точных знаний и способностей, не смогут в полноймере проявиться его политические идеалы и политиче-ские стремления [Там же].Что касается коммуникационных качеств, то это ба-за, необходимая человеку для осуществления взаимо-действия с другими людьми. Коммуникационные каче-ства охватывают способность изъясняться устно, спо-собность изъясняться письменно, способность воспри-нимать информацию, способность идти на контакт,организаторскую способность, способность поддержи-вать знакомство, способность соблюдать правила об-щения, а также притягательность, заразительность,влиятельность и др. [Там же].Как указывается в «Руководстве…», для руководя-щих работников коммуникационные качества пред-ставляют особую важность: нет определенных органи-заторских способностей и силы убеждения - невоз-можно организовать массы и руководить ими, нет спо-собности идти на контакт, поддерживать знакомство -невозможно объединить людей и поддерживать связь сними, нет способности воспринимать информацию -невозможно овладеть большим объемом знаний и ма-териалов и принять научно обоснованные меры [1.С. 89-90].Моральные качества рассматриваются как сово-купность поведенческих норм, на которых строятсяотношения между людьми, а также между отдельнымчеловеком и обществом. Моральные качества вклю-чают в себя этические взгляды, моральный дух, мо-ральные нормы, формируя служебную и профессио-нальную этику, семейную этику, общественную мо-раль и др. [1. С. 90]. Среди природных качеств чело-века моральным качествам также отводится важноеместо, поскольку они считаются некой сдерживающейсилой, способной изнутри регулировать поведениечеловека, а также в определенной степени обеспечи-вать правильное направление развития других при-родных качеств [Там же].Важным видом природных качеств, как подчерки-вают идеологи современного Китая, являются и психи-ческие качества. Понятие психики здесь употребляетсяв узком значении и главным образом включает в себячувства, волю и другие нерациональные элементы [Тамже]. Чувства охватывают настроение (например, ра-дость, печаль, воодушевление, энтузиазм) и отношение(например, симпатия и антипатия, честь, покорность ит.д.). Воля объединяет в себе твердость, упорство, ре-шимость, самообладание, непоколебимость и др. [Тамже]. Психическим качествам отводится важное значе-ние как в контексте других природных качеств, так и вконтексте индивидуального развития человека. Особоподчеркивается, что такие психические качества, какпыл, энтузиазм, твердость, решимость, самообладаниеи некоторые другие, просто необходимы для осуществ-ления успешной руководящей деятельности [1. С. 91].Мыслительные качества - это способность человекарационально мыслить, включающая в себя собственномыслительные способности и методы мышления. Мыс-лительные способности подразделяются на способ-ность к анализу, способность к суждению, способностьк умозаключению, способность к абстрагированию,способность к обобщению и др. Методы мышления -это способы, посредством которых человек рациональ-но мыслит, они представлены, например, статическими динамическим мышлением, стратегическим и такти-ческим методом и др. Мыслительные качества счита-ются важными природными качествами человека какбиологического вида, необходимыми для его познава-тельной и практической деятельности [1. С. 91].Таким образом, категория «природные качества»,как видно из её содержания, представленного выше,подвергается в идеологии современного Китая доста-точно глубокому анализу.Говоря об идейных истоках формирования даннойкатегории, необходимо иметь в виду два обстоятель-ства:- во-первых, связь современного китайского обще-ства с социалистическими и коммунистическими прин-ципами;- во-вторых, влияние на современную идеологиюКитая традиционной китайской философии, в которойвопрос о природной основе человека рассматривалсядостаточно широко.Что касается влияния социалистических и комму-нистических идей на формирование категории «при-родные качества» человека, то интересно отметить тотфакт, что сами идеологи современного Китая называютсвоим идейно-политическим кредо марксизм. В ихтрактовке категории «природных качеств» человекадействительно можно видеть влияние раннемарксист-ских представлений о сущности человека как «сово-купности всех общественных отношений».В рассматриваемой работе даже имеется ссылка намарксизм, который, как отмечают авторы, «считает,что человеческие природные качества - это продуктобщественной истории». Для раскрытия и подтвержде-ния данного тезиса в работе даются следующие пояс-нения: изначально природные качества «ребенка-волчонка» мало чем отличаются от природных качествобычного ребенка, однако из-за того, что он оказывает-ся оторванным от общества и общения, его природныекачества лишаются возможности для развития [1.С. 85-110].Влияние марксистско-ленинской теории подтвер-ждается не только прямым указанием на это автороврассматриваемой работы, но и самим содержаниемкатегории «природные качества». В достаточно силь-ной степени оно перекликается с характеристикамиличности социалистического типа, коммунистическивоспитанного человека, представленными в советскойлитературе: «Социалистический тип личности харак-теризуют такие черты, как коммунистическая идей-ность, проявляющаяся в коллективизме, интернацио-нализме, высокой социальной ответственности, твор-ческое отношение к труду, стремление к самосовер-шенствованию, гуманизм в отношениях с другимилюдьми, высокая культура поведения, непримири-мость к недостаткам» [2. С. 131]; человек, воспитан-ный на коммунистических идеалах (цель воспитанияпри социализме), - это «целостная личность, актив-ный, общественный деятель, всесторонне образован-ный, обладающий научным марксистско-ленинскиммировоззрением, высокой внутренней и внешнейкультурой, безупречными нравственными качествами;ему присуще чувство глубокой ответственности передобществом и коллективом; он физически закален,эмоционально восприимчив, эстетически развит; спо-собен управлять делами общества и своим собствен-ным поведением, умеет строить жизнь по законамнауки и красоты; к труду относится как к первой по-требности жизни, способу наиболее полного творче-ского самоутверждения и развертывания способно-стей» [2. С. 110].Марксистско-ленинское мировоззрение, лежащее воснове учения о личности социалистического типа,таким образом, действительно можно считать одним изидейных истоков формирования категории «природныекачества» человека.Однако идеологи современного Китая не ограничи-ваются простым перечислением тех качеств, которымидолжна обладать личность в современную эпоху, а ста-вят вопрос глубже: что такое «природные качества»вообще и каково их содержание, т.е. пытаются понятьприродную основу человека, переводя вопрос уже науровень философии.Такая постановка вопроса сближает категорию«природные качества» человека с традиционной длядревней и средневековой китайской философии кате-горией «природа человека» (син).Анализ категории «природа человека» присутствуетв работах практически всех теоретиков конфуцианства:Конфуция (551-479), Мэн-цзы (372-289), Сюнь-цзы(313-238), Дун Чжуншу (190(179) - 120(104)), Ян Сюна(53 г. до н.э. - 18 г. н.э.), Хань Юя (768-824), Чжу Си(1130-1200) и др. Под природой человека все они по-нимали природные качества человека, связанные с егопсихосоматической структурой [3. С. 273], т.е. его при-родную основу. Данное обстоятельство позволяет сде-лать вывод о том, что сама постановка вопроса о при-родных качествах человека не нова для Китая, а, ско-рее, традиционна.Вопрос о природе человека проходит через всю ис-торию китайской философии как проблема соотноше-ния природного начала человека с такими качествами,как добро (шань) и зло (э). На протяжении всей древ-ней и средневековой истории Китая предлагались раз-личные, зачастую противоположные, варианты реше-ния данной проблемы.Так, сам Конфуций, как считают исследователи, ут-верждал, что природа человека (син) нейтральна к доб-ру и злу. Но он не отказывался от идеи преобразованиячеловека. Согласно его концепции обычный человек,если он строго следует установленному дао, можетстать цзюньцзы (благородным мужем), которому вучении Конфуция «отведена роль идеального человека,наглядного примера для подражания» [4. С. 188]. И,напротив, добровольно отказавшись от этого пути, че-ловек превратится в сяо жэня, чей образ воплощает всебе все негативное в человеке [4. С. 207].Последователь Конфуция Мэн-цзы был более опре-деленен в оценке человеческой природы с этическойточки зрения: по его мнению, природа, дарованная че-ловеку небом, добра, а её злой характер приобретаетсялишь с обнаружением страстей. Природа человека по-добна природе воды, и доброта также присуща ей, какпоследней - свойство течь вниз: «Среди людей нет та-ких, которые бы не стремились к добру, [так же как]нет такой воды, которая не стремилась бы [течь] вниз»[5. С. 124]. Но так как даже воду можно заставить течьвверх с помощью «преграды», то и человек под воздей-ствием грубой силы внешнего вмешательства способенсовершать плохие поступки [Там же]. Поэтому Мэн-цзы выступал против «насильственных методов воспи-тания, могущих, по его мнению, принести человечест-ву больше вреда, чем пользы» [Там же].Люди, которые под влиянием страстей потемнили иизвратили первоначально добрую природу, должнынеуклонно наблюдать за своим внутренним миром ипостоянно самосовершенствоваться [6. С. 79]. Приэтом Мэн-цзы подчеркивал, что каждый человек лишьсам может возвратить свою природу к её изначальнойдоброте и «ни для кого не закрыты двери сделатьсятаким же мудрым и святым, каким был императорШунь», сохранивший дарованную ему небом добруюприроду в неприкосновенной целости и потому безучения обладающий всеми нравственными и умствен-ными совершенствами [Там же. С. 79-80].Тезис Мэн-цзы о доброте человеческой природы былподвергнут критике в трудах Сюнь-цзы. Свой трактат«О злой природе человека» Сюнь-цзы начинает утвер-ждением, что «человек по природе зол», поскольку он«рождается с инстинктивным желанием наживы», «рож-дается завистливым и злобным», «рождается с ушами иглазами» и поэтому «его влекут звуки и красота» [7.С. 256].Из природы человека и его стремления удовлетво-рить свои чувства происходит, по его мнению, «желаниеоспаривать и грабить, совершать то, что идет вразрез сего долгом, нарушаются все принципы, что ведет к бес-порядку» [7. С. 256-257].И если Мэн-цзы, как уже указывалось выше, протес-товал против каких-либо насильственных методов вос-питания, то Сюнь-цзы, напротив, именно с помощьювоспитания и закона пытался воздействовать на челове-ка, считал, что только соблюдение норм ритуала и вы-полнение долга способствует проявлению у человекауступчивости и делает его культурным, т.е. приводит кпорядку [7. С. 257].Таким образом, уже в древнем конфуцианстве былипредставлены различные решения вопроса о соотно-шении природы человека с добром и злом, и подобноеотсутствие единого мнения по этому вопросу харак-терно для всего периода традиционного Китая.Данное обстоятельство подтверждает тот факт, чтоприрода человека была интересна китайским мыслите-лям не сама по себе, а как «рабочий материал», кото-рый необходимо понять, чтобы потом более результа-тивно воздействовать на него в нужном направлении.Поэтому несмотря на отсутствие единства во мненияхотносительно характера человеческой природы, всеконфуцианцы в конечном счете признавали возмож-ность искусственного воспитания в человеке добра инейтрализации зла путем воздействия на него окру-жающей его социальной среды.Подобная мотивация в постановке вопроса о при-родных качествах человека прослеживается и у идео-логов современного Китая, о чем, в частности, свиде-тельствует тот факт, что анализ этой категории пред-ставлен не в психологической или философской лите-ратуре, а в литературе идеологической.Задача, которую ставят современные теоретики-идеологи, - воспитание достойных руководящих кад-ров. Изучение же вопроса о природных качествах че-ловека носит при этом, как и в конфуцианстве, при-кладной характер.Единая цель - построение идеального общества,преследуемая и конфуцианцами и современными ки-тайскими идеологами, побуждает и тех и других обра-щаться к человеку, и глубже - к его природной основе.Сам факт постановки этого вопроса, сам подход кчеловеку, мотивация интереса к нему, - все это позво-ляет сделать вывод о наличии неких традиционныхконстант, свойственных менталитету китайского наро-да в целом, и определить эти константы как ещё одинидейный источник формирования категории «природ-ные качества» в современном Китае.Представленный анализ содержания категории«природные качества» (сучжи) человека подтверждаетзначимость данной категории в идеологии современно-го Китая, позволяет сделать вывод о том, что в целомэта категория укладывается в рамки общепринятыхестественнонаучных представлений о ней, а также оп-ределить в качестве её идейных истоков марксистско-ленинское учение и традиционные константы, свойст-венные менталитету китайского народа, более раннеепроявление которых обнаруживается, например, видеологии конфуцианства.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 373
Ключевые слова
Китай, идеология, природные качества человека, природа человека, личность социалистического типа, China, ideology, human "natural qualities", human nature, Confucianism, socialist personalityАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Мазур Татьяна Геннадьевна | Бурятский филиал Томского государственного университета (г. Улан-Удэ) | кандидат философских наук, зав. кафедрой управления | mtbi@yandex.ru |
Ссылки
Чжун циннянь линдао ганьбу сучжи цзяоюй дубэнь (Руководство по воспитанию природных качеств молодых ганьбу Китая) / под ред. Ли Цзюньжу. Бэйцзинь, 2001.
Научный коммунизм : словарь. М., 1983.
Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. М., 1993.
Зайцев В.В. Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР // Философия и религия на зарубежном Востоке: ХХ в. М., 1985.
Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб., 1904.
Сюнь-цзы. О злой природе человека // Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
