Нелегальная китайская миграция в современном мире
Исследуются нелегальная китайская миграция, ее структура, каналы и география выезда и въезда, различные подходы к определению численности нелегальной миграции из Китая в различных странах. Рассматривается роль криминальных группировок в организации процесса нелегальной миграции из страны. Анализируются позиция властей КНР в отношении нелегальной китайской миграции, а также меры, принимаемые для ее пресечения, и опыт сотрудничества с другими странами по профилактике и сокращению нелегальной миграции.
Chinese illegal migration in contemporary world.pdf Нелегальная миграция является острым политиче-ским и социальным вопросом в современном мире. Онасуществовала на протяжении всей истории выезда граж-дан Китая за рубеж. Даже в период полной изоляции в1949-1977 гг. имели место случаи нелегальной мигра-ции, хотя их количество было крайне незначительным иофициальных данных об этих фактах нет. Однако с на-чалом эпохи реформ открытости по мере либерализациизаконодательства о выезде нелегальная миграция изстраны начала набирать все большие обороты.На период с 1989 по 1996 г. приходится время наи-более активной и широкомасштабной нелегальной ми-грации из Китая. По оценкам китайских специалистов,в 1978-1995 гг. порядка 200-400 тысяч незаконныхмигрантов выехало из Китая [1. С. 3]. По другим оцен-кам, в этот же период ежегодно из Китая нелегальновыезжало 50 тысяч человек [2. С. 13]. По данным аме-риканских специалистов, в период с 1991 по 1993 г.количество нелегальных мигрантов, прибывавших вСША только из провинции Фуцзянь, составляло около100 тысяч человек в год [3. С. 125]. Очевидно, что оце-нить реальные размеры нелегальной миграции из Китаядостаточно сложно. Точной статистики на этот счет нети не может быть в силу самого характера данного яв-ления. Единственными источниками являются обры-вочные данные, приводимые властями в рамках пресс-конференций, а также экспертные оценки специалистови исследователей, которые носят весьма приблизитель-ный характер. Более того, данные, которые приводятофициальные власти Китая и официальные органыдругих стран, очень часто существенно разнятся.По словам консульского отдела МИД КНР, в 2005 г.в мире насчитывалось несколько сот тысяч нелегаль-ных мигрантов из Китая [4]. Властями других стран в2005 г. в США было зафиксировано 230 тысяч неле-гальных иммигрантов из Китая, в Японии - 17 тысяч, вИспании - 22 тысячи, в Аргентине - 10 тысяч [4]. При-мечательно, что представители консульского отделаподчеркивают, что они не могут понять, откуда взяласьцифра 230 тысяч нелегальных китайских мигрантов вСША [4].Согласно данным Министерства общественнойбезопасности (МОБ) Китая в настоящее время неле-гально из Китая выезжают порядка 80-100 тысяч чело-век в год, только 40-60% из них успешно [5. С. 12]. Поданным Международной организации по миграции,ежегодно из Китая на нелегальной основе выезжают100 тысяч человек [6. С. 31]. Ряд китайских специали-стов приводят следующие данные: ежегодно из Китаянелегально выезжает 500 тысяч человек, из них100 тысяч - в США, 50 тысяч - в Россию, 100 тысяч - вЕвропу, по 15 тысяч - в Таиланд и Вьетнам, 10 тысяч -в Японию [7. С. 121].По информации консульского отдела МИД КНР,основными направлениями нелегальной миграции яв-ляются США, Канада, Европа (особенно Франция, Ита-лия и Испания), пограничные с Китаем страны - Япо-ния, Таиланд, Филиппины, Корея [4]. По данным евро-пейских исследователей, Китай является основнымисточником незаконных мигрантов, въезжающих в Ев-ропу из Восточной Азии [8. С. 50]. В качестве транс-ферных пунктов выделяют Латинскую Америку истраны Азии. Мигранты с поддельными документамивыезжают в Гонконг или Таиланд, а оттуда направля-ются в страны назначения. Основными источникаминелегальной миграции традиционно являются провин-ции Фуцзянь, Гуандун и Чжэцзян. Необходимо учиты-вать, что в этих регионах Китая сложились давние тра-диции нелегальной миграции, многие поколения жите-лей, особенно из округов Чанлэ, Ляньцзян и Фуцин,нелегально выезжали из страны [9. С. 21]. В период с1978 по 1998 г., по самым скромным подсчетам, толькопровинцию Фуцзянь по нелегальным каналам покину-ло 220 тысяч мигрантов [10. С. 65]. Однако в последниегоды немало нелегальных мигрантов выезжает из про-винций Ляонин, Шаньдун, Сычуань, Цзянсу, Аньхуэй,Гуанси, Хунань и из Шанхая [11].По словам руководителя Бюро по контролю за выез-дом и въездом МОБ КНР Цуй Чжикуня, «основнымипричинами нелегальной миграции являются экономиче-ские причины» [12], т.е. низкие зарплаты и уровень жизнив Китае. Закрепившиеся в принимающих государствахзарубежные китайские диаспоры способны приниматьнелегальных мигрантов, и зачастую они испытывают вних потребность как в источнике дешевого труда, кото-рый и обеспечивают им преступные группировки по не-легальным каналам. Например, из 7 тысяч рабочих, тру-дившихся в Камбодже на предприятиях с китайскимиинвестициями, только 2 тысячи имели разрешение наработу, остальные работали нелегально [13. С. 78].Существует несколько каналов нелегальной мигра-ции из Китая: 1) нелегальный выезд из страны; 2) ле-гальный выезд и нелегальный въезд в страну пребыва-ния; 3) нелегальный выезд, въезд и легализация в стра-не пребывания; 4) легальный выезд и въезд (туристиче-ская, учебная, рабочая виза) и нелегальное пребываниеи работа за рубежом. На конец 1980-х - начало1990-х гг. пришелся всплеск нелегальной миграции поканалам нелегального группового пересечения грани-цы, организуемого преступными группировками. Ор-ганизаторами данного процесса являются китайскиекриминальные группировки (так называемые змеиныеголовы), имеющие своих людей не только за рубежом,но и во властных структурах на региональном уровне.По приблизительным оценкам, их ежегодный доходсоставляет 1,2 миллиарда долл. США [6. С. 31]. Не-смотря на то что цены на нелегальную эмиграцию дос-таточно высокие (эмиграция в Британию стоит порядка25 тысяч долл. США за человека [14]), желающихэмигрировать находится немало. Так, в 1992 г. только вИспанию пытались нелегально въехать 100 тысяч ки-тайских иммигрантов [4].Такой способ нелегальной миграции достаточноопасен и нередко приводит к трагедиям. Одним из та-ких примеров является всколыхнувшая всю Европутрагедия в Дувре, когда во время транспортировки вконтейнере погибло 58 нелегальных мигрантов [14]. Помере либерализации Китаем режима выезда и ужесто-чения деятельности по пресечению нелегальной ми-грации формы нелегальной миграции начали значи-тельно модифицироваться, и основная масса нелегаль-ных мигрантов начала выезжать по вполне легальнымканалам и документам, а в дальнейшем на нелегальнойоснове оставаться в странах пребывания.Граждане КНР легально выезжали из страны научебу, работу, для посещения родственников, послечего незаконно оставались в стране пребывания. Воз-можность возвращения групп туристов на родину раз-дельно по правилам, принятым в 2002 г., создала оче-редной канал для нелегальной миграции. Такого родамиграция стала носить массовый характер. Например,количество китайских мигрантов, легально въехавшихв Таиланд (в основном по туристическим визам) и за-тем не покинувших страну, в 2003 г. составило 120 ты-сяч человек [15]. Учитывая, что, по прогнозам Между-народной организации по туризму, Китай к 2020 г. пре-вратится в четвертое по величине государство по от-правке туристов за рубеж [16. С. 42], КНР необходимосоздать эффективную систему управления въезжаю-щими и выезжающими потоками.По оценкам китайских специалистов, число неле-гально остающихся за рубежом мигрантов далеко пре-взошло количество нелегально въехавших и продолжа-ет ежегодно увеличиваться на 20% [17. С. 12]. По при-мерным подсчетам, количество подобных нелегальнооставшихся за рубежом мигрантов составляет от 5 до20% зарубежной китайской диаспоры [Там же]. Нарядус этим факты нелегального выезда из страны такжепродолжают иметь место: в 2004 г. в Китае было за-держано 5 975 нелегальных мигрантов, из которых3 403 человека пытались выехать из страны по под-дельным документам [12].Параллельно фиксируются тенденции к увеличениюпопыток легализации незаконно въехавших мигрантовв странах пребывания. Многие китайские нелегальныемигранты по прибытии в страну назначения обращают-ся за политическим убежищем. Соответственно, какминимум на период рассмотрения вопроса они вполнелегально остаются в стране. Причем количество по-добного рода беженцев, пытающихся таким образомостаться в стране, ежегодно возрастает. Если в 1992 г. вВеликобритании за политическим убежищем обрати-лись 65 китайских мигрантов (40 из которых получилиотказ), то в 1998 г. их количество составило уже 1 520(1 500 из них получили отказ) [18. С. 25]. Характерно,что после трагедии в Дувре в июле 2000 г. повсеместнов европейских странах резко снизилось количество за-явлений от граждан Китая на предоставление убежища[18. С. 26]. Надо полагать, что данная трагедия привелак временному снижению численности нелегальныхмигрантов, а следовательно и к уменьшению количест-ва заявлений на предоставление убежища. Еще однойформой нелегальной миграции являются фиктивныебраки. По словам западных исследователей, данныйспособ применяется для миграции на Тайвань, в страныЕвропы и США [8. С. 50].Отмечая характерные черты нелегальной миграциииз Китая, китайские специалисты особо обращаютвнимание на высокую степень организованности, на-личие международной сети и масштабность данногоявления [19. С. 250]. Все это наводит на мысль об от-сутствии противодействия данному процессу. Учиты-вая демографическую ситуацию и безработицу в стра-не, миграция в любом ее выражении (за исключениемтой, что ведет к значительной утечке высококвалифи-цированных специалистов) должна быть выгодна Ки-таю. Следовательно, возникает вопрос, какова позицияправительства Китая в отношении процесса нелегаль-ной миграции: игнорирование или противодействие?При рассмотрении данного вопроса необходимо учи-тывать фактор принимающих государств. Мигранты,въезжая незаконно в страну пребывания, становятсяэлементом дестабилизации общественного порядка,вызывая волнения в принимающем обществе и у при-нимающих государств. Высылка нелегальных мигран-тов в Китай заставляет принимающие государства за-трачивать денежные средства и силы, что вызываетнемало неудовольствия. При решении вопросов репат-риации возникают сложные вопросы, которые влияютна отношения Китая с партнерами и на его имидж вмеждународном сообществе [20. С. 210]. Таким обра-зом, правительство Китая вынуждено бороться с неле-гальной миграцией, в том числе с целью сохраненияблагоприятного международного имиджа и дружест-венных отношений с другими государствами.Освещаемые в прессе массовые случаи китайскоймиграции поднимают волны общественной ксенофо-бии. Выплывающие на поверхность многочисленныефакторы нелегальной миграции наряду со значитель-ным демографическим давлением Китая провоцируютв принимающих сообществах страхи перед «китайскойугрозой». Такие случаи известны и в России [21.С. 271]. Именно этого пытается избежать правительст-во, ведя борьбу с нелегальной миграцией. Наконец, помнению многих специалистов, игнорирование неле-гальной миграции влечет утрату части государственно-го суверенитета. Как заметил А.Г. Ларин, «если госу-дарство согласно терпеть систематическое нарушениеего границ и существование каналов для передвиженияпреступных элементов - оно теряет часть своего суве-ренитета» [22. С. 60].Для центрального правительства КНР наличие не-легальной миграции является свидетельством утерилибо ослабления контроля за провинциями и провин-циальными правительствами. Это, естественно, вызы-вает значительную обеспокоенность в центре, вынуж-дая оказывать давление на министерства и региональ-ные правительства с целью усиления борьбы с неле-гальной миграцией. Одной из групп, выступающих заусиление борьбы с нелегальной миграцией, являетсякитайская бизнес-элита. Она опасается урона имиджукитайских компаний и китайцев, наносимого незакон-ной миграцией. Беспринципность отдельных китайскихпредставителей, страхи перед китайской угрозой зна-чительно затрудняют продвижение китайских компа-ний на зарубежные рынки. Объективно решение во-просов нелегальной миграции является одной из долго-срочных задач, которые ставит перед собой правитель-ство Китая. В этой связи Китай активно борется с неле-гальной миграцией, принимая меры как на законода-тельном уровне, так и пресекая незаконную деятель-ность преступных организаций, занимающихся неле-гальной миграцией.В 1993 г. Верховный народный суд КНР принял«Уведомление о строгих мерах в отношении деятель-ности по незаконному пересечению границы». В1994 г. Постоянный комитет Всекитайского собраниянародных представителей (ВСНП) принял «Дополни-тельное постановление о строгих наказаниях за пре-ступления, связанные с организацией и осуществле-нием незаконной переправки людей через государст-венную границу», которое в 1997 г. было включено всостав Уголовного кодекса КНР. Постановление ввелострогие наказания в отношении организованных пре-ступных групп, занимающихся незаконной миграци-ей. В 1995 г. Госсовет принял «Правила осуществле-ния пограничного досмотра при въезде и выезде изстраны».Укреплен паспортный контроль, стали использо-ваться новые методы проверки документов, которыедали результат. Благодаря этим мерам в октябре 2003 -марте 2004 г. было предотвращено 5,5 тысяч попытоквыезда из Китая по поддельным документам [23.С. 368]. Кроме того, Китай обращает особое вниманиена усиление пограничного контроля и на расследова-ние дел по торговле «живым товаром» [24. С. 65]. Вла-сти прибрежных провинций регулярно проводят меро-приятия по «прочесыванию» портов и поиску неле-гальных мигрантов. Власти Китая увеличили наказа-ние за попытку нелегального выезда из страны, теперьоно карается крупным штрафом или тюремным за-ключением на срок до десяти лет [22. С. 62]. Однакоцелостного миграционного законодательства в Китаедо сих пор не сформировано. В этом отношении мно-гие китайские специалисты считают, что Китаю необ-ходимо перенимать опыт других стран с развитым ми-грационным законодательством (например, Филип-пин) [25. С. 36].Китайское правительство значительные усилияприлагает не только для пресечения фактов нелегаль-ного выезда, но и для борьбы с организованными кри-минальными группировками, занимающимися неле-гальной миграцией. По данным, озвученным в 1996 г. вСША, 50 криминальных группировок, базировавшихсяв Гонконге, контролировали ежегодный поток неле-гальных мигрантов в США в размере 100 тысяч чело-век [2. С. 20]. В 1999 г. только в Фучжоу было выявле-но 14 организаций, занимающихся нелегальной мигра-цией [14]. За период с 1991 по 2003 г. было задержано6 149 «змеиных голов» [23. С. 369].В целях пресечения преступной деятельности наместном уровне китайское правительство приняло рядадминистративных мер. Правительство ввело ответст-венность местных глав за факты незаконной миграции,штрафы для возвратившихся нелегальных мигрантов(чаще всего выдворенных из страны пребывания), кру-говую поруку в деревнях (если более 20 человек неза-конно выезжают из деревни, местные власти смещают-ся и на деревню налагается штраф) [2. С. 30]. Для уси-ления межведомственного взаимодействия в этом во-просе был создан Комитет по делам незаконной мигра-ции при участии Министерства общественной безопас-ности и Министерства иностранных дел.В прибрежных районах местные власти (часто со-вместно с зарубежными миграционными службами,например канадской и австралийской) организуют ин-формационно-пропагандистские кампании, разъяс-няющие опасность, ответственность и меры пресеченияза участие в нелегальной миграции [26. С. 64].Китай готов к возврату нелегальных мигрантов,однако он не принимает тех, кто подавал заявление наполитическое убежище за рубежом [2. С. 30]. Китайнастаивает на том, что все нелегальные мигрантыдолжны быть репатриированы на родину и протестуетпротив практики частичной высылки и предоставле-ния убежища другой части. Это, по мнению Пекина,ведет к расширению практики нелегальной миграциис дальнейшей подачей заявлений на получение убе-жища [27. С. 36]. Однако необходимо отметить, чтоколичество репатриированных в десятки раз меньшеколичества нелегально покинувших страну. Так, в1999 г. в Китай было репатриировано 4 200 человек[27. С. 36], в то время как среднее количество неза-конно выезжающих составляет 30-50 тысяч. Китайактивно взаимодействует с более чем сорока странамии межгосударственными объединениями в борьбе снелегальной миграцией: США, Канадой, Австралией,Камбоджей, Румынией, Узбекистаном, Англией, ЕС,АСЕАН и др. [25. С. 37].Китай принял активное участие в саммите по про-блемам борьбы с незаконной миграцией, торговлей«живым товаром» и транснациональной преступно-стью в АТР, в консультациях между правительствамипо проблемам беженцев и переселенцев в АТР, а такжедругих региональных механизмах сотрудничества. КНРведет переговоры о незаконной миграции с комитетомЕвропейского Союза, а также разворачивает другиепроекты сотрудничества [24. С. 65]. Специалисты счи-тают, что послужить сокращению случаев нелегально-го выезда из страны и нелегального въезда в другиестраны китайских мигрантов может упрощение оформ-ления процедур выезда и въезда [23. С. 369]. Положи-тельные результаты подобной политики демонстрируетопыт сотрудничества между Китаем и Австралией.Благодаря облегчению процедуры выдачи виз в соче-тании со строгим контролем за выездом под ответст-венность агентств-организаторов, значительно снизи-лось количество мигрантов, не возвращающихся послепоездок в Австралию.В целом, безусловно, нелегальная миграция являет-ся негативным фактором развития страны, вызываякомплекс внутренних административных проблем, не-гативно влияя на отношения Китая с другими государ-ствами и препятствуя продвижению его компаний намеждународных рынках. Масштабы нелегальной ми-грации из Китая по различным каналам весьма значи-тельны, и, несмотря на все меры, искоренить нелегаль-ную миграцию у правительства пока не получается.Значительная разница в доходах между Китаем и раз-витыми странами заставляет людей идти на риск, не-смотря на все предостережения и меры пресечения.Рост уровня жизни в стране, а также облегчениепроцедуры выезда из страны и получения визы могутстать эффективными факторами сокращения числа не-легальных мигрантов. Однако, учитывая демографиче-ское давление и значительную численность сельскогонаселения, следует ожидать, что в скором времениданная проблема решена не будет.
Ключевые слова
нелегальная китайская миграция,
политика КитаяАвторы
Анохина Елена Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры востоковедения исторического факультета | anokhina.es@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Zhuang Guotu. Dui jin 20 nian huaren guoji yimin huodong de ji dian kaolu (Размышления о нескольких особенностях китайской миграции в последние 20 лет) // Huaqiao huaren lishi yanjiu. 1997. № 2.
Skeldon R. Myths and realities of Chinese irregular migration. Geneva, 2000.
Human smuggling: Chinese migrant trafficking and the challenge to America's immigration tradition / ed. by P. Smith. Washington, D.C., 1997.
Haiwai Zhongguo feifa yimin diaocha (Изучение нелегальной миграции из Китая) // Dongfang xinwen wang. 20.09.2006. URL: http://news.eastday.com/eastday/node81741/node81762/node162108/u1a2334692.html (дата обращения: 12.10.2009).
Lin Sheng. Feifa yimin chansheng jizhi de yanjiu - yi Fujian ge an taicha weilie (Исследование системы нелегальной миграции - на примере провинции Фуцзянь) // Qingnian yanjiu. 2002. № 10.
Labour Migration in Asia. Geneva, 2003.
Huang Jie. Zhongguo ren she heimu - tou si du da zhuizong (За черным занавесом китайских «змей» - по следам контрабандистов). Fuzhou, 2002.
Chin J. Reducing Irregular Migration from China // International migration. 2003. Vol. 41, № 3.
The Chinese Diaspora: Space, Place, Mobility, and Identity / ed. by L. Mа, C. Cartier. Lanham, 2003.
Zhu Meirong. Fujian sheng xin yimin wenti poxi ji ziangguan zhengce chu tan (Изучение вопросов новой миграции из провинции Фуцзянь и соответствующей политики в ее отношении) // Renkou yanjiu. 2001. № 5.
Zhongguo gongmin jingwai jiuye fazhan zhanlu yanjiu (Исследование стратегии развития трудоустройства китайских граждан за рубежом) [Электронный ресурс] // Zhongguo laodong baozhang keyanjiuyuan (Институт исследований в области охраны труда). 03.06.2008. U
Gonganbu: Zhongguo feifa yimin huodong cheng san da xin tedian (Министерство общественной безопасности: три новых особенности нелегальной миграции из Китая) // Xinhua wang. 21.11.2005. URL: http://news.xinhuanet.com/legal/2005-11/21/content_3811460.htm (д
Zhuang Guotu. Lun Zhongguo ren yimin dongnanya de si ci dachao (Размышления о четырех волнах китайской эмиграции в Юго-Восточную Азию) // Nanyang wenti yanjiu. 2008. № 1.
China Cracks Down on Illegal Immigration // People daily. 04.08.2000. URL: http://english1.peopledaily.com.cn/english/200008/04/eng 20000804_47360.html (access date: 21.09.2006).
Fullbrook D. Chinese migrants and the power of guanxi // Asia Times Online. 2004. Julу 30. URL: http://www.atimes.com/atimes/ Southeast_ Asia/FG30Ae04.html (access date: 23.06.2007).
Cheng Chuansi. Zhongwai churujing tongxingquan zhidu bijiao yanjiu (Сравнительный анализ права на выезд и въезд в Китае и других странах) // Huadong zhegfa taxue. 2007. 30 Oct.
Huang Runlong. Zhongguo de feifa yimin wenti (Вопросы нелегальной миграции из Китая) // Renkou yu jingni. 2001. № 1.
Pieke F. Recent Trends in Chinese Migration to Europe: Fujianese Migration in Perspective. Geneva, 2002.
Zhao Quanhe, Zhao Guimin. Zhongguo feifa yimin wenti xingshi falu duice yanjiu (Исследование законодательных методов борьбы с нелегальной миграцией в Китае) // Jingji yanjiu daokan. 2009. № 18.
Guoji xingshi huang pi shu. 2007 nian: quanqiu zhengzhi yu anquan baogao (Желтая книга по международной политике. Доклад о глобальной политической и экономической безопасности). Beijing, 2007.
Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ - начало ХХI в.). М., 2005.
Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. М., 2008.
Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009.
Ян Чэн. Проблема миграции в китайско-российских отношениях // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы. Материалы круглого стола. М., 2005.
Wu Hua. Quanqiuhua yu Zhongghuo feifa yimin wenti de zhili (Глобализация и регулирование вопросов нелегальной миграции из Китая) // Taipingyang xuebao. 2007. № 27.
Sun Qingru, Hou Zhiyang. Zhongguo feifa yimin wenti yanjiu zongshu (Обзор исследований вопросов нелегальной миграции из Китая) // Renkou yu jingji. 2006. № 4.
Xiang Biao. Emigration from China: A Sending Country Perspective // International Migration. 2003. Vol. 41, № 3.