Рассматривается вопрос о роли региональных кланов Таджикистана в политической жизни страны. Клановая структура характерна для всех центрально-азиатских республик, однако только в Таджикистане противоречия между ними привели к затяжному внутреннему конфликту. В результате войны произошло перераспределение властных ресурсов, сменился правящий клан. Однако до сих пор основной проблемой современного Таджикистана является соотношение общереспубликанской и местной власти, причем не в пользу первой.
Role of regional clans in Tajikistan internal policy.pdf В современной политике и научных исследованияхчасто используется понятие «нация» и связанные с нимпонятия «национализм», «национальное государство».Однако следует отметить, что, несмотря на частотуупотребления, они не всегда корректно применяются.Вот одно из определений национализма: «Доктрина иполитическая практика, основанная на представлении,что основу государственности, хозяйственных и куль-турных систем составляют целостные общности подназванием нации. Выделяют две формы национализма:гражданский и этнический. Этнический - идеологиче-ская и политическая практика, основанная на понима-нии нации как высшей формы этнической общности,обладающей членством на базе глубокой историческойи других объективных характеристик и проистекаю-щем из этого коллективного членства исключительномправе обладания государственностью. Гражданскийнационализм основан на представлении о нации и на-роде как согражданстве, которое обладает общим са-мосознанием и элементами культуры при сохраненииэтнического, религиозного и расового разнообразия»[1. C. 27]. В данном определении отражена двойствен-ность этого явления, две точки зрения на происхожде-ние национального государства. В свою очередь, на-циональное государство - «доминирующий в Европетип государства, отличительной особенностью которо-го является наличие жизнеспособных структур граж-данского общества, а также историческое, политиче-ское и культурное единство его граждан и относитель-ная этническая гомогенность населения» [2. C. 328].Таким образом, подчеркивается, что для Европыпонятие «национальное государство» является естест-венным, обусловленным ходом ее истории, при том чтомногие исследователи в настоящее время отмечаюткризис национализма и, как следствие, размываниеграниц этого явления. Уже из определения можно сде-лать вывод, что за пределами Европы национальныегосударства не сложились, как не сложились предпо-сылки для образования полноценных наций.Не исключением стала и Центральная Азия, где нетолько не произошло объединения, но наблюдаютсяпротивоположные явления распада существующих го-сударств. Дезинтеграция Советского Союза спровоциро-вала усиление тенденций, наметившихся еще в преды-дущий период и ставших явными после исчезновениясдерживающих факторов. Для Центральной Азии всегдабыли характерны местничество, регионализм, основны-ми действующими политическими силами внутри стра-ны до сих пор являются кланы. Регионализм - совокуп-ность социокультурных и политических движений, вы-ступающих против унификации и не обоснованных объ-ективной необходимостью централистских тенденций вомногих сферах жизни народов и государств, а также со-ответствующая система взглядов [2. C. 418]. Региона-лизм характерен для многих государств, и далеко невсегда он приводит к трагическим последствиям, как этослучилось в Таджикистане, где клановое самосознаниенапрямую угрожает существованию государства какединого целого. Проблема национальных границ Тад-жикистана имеет как внешний, так и внутренний аспек-ты. Во-первых, исторически сложившиеся границы рес-публики не соответствуют территории расселения этни-ческих таджиков. Фактически этот народ оказался раз-деленным между Таджикистаном, Узбекистаном и Аф-ганистаном. В Афганистане таджики составляют значи-тельную этническую группу и имеют большое влияниена внутреннюю политику. На территории Узбекистананаходятся два крупнейших исторических таджикскихцентра - Самарканд и Бухара.Споры по вопросу несправедливого территориально-го размежевания не утихают и вряд ли прекратятся вближайшее время, поскольку постоянно подогреваютсяполитиками разного уровня. Во многом эти претензииобоснованы, так как национальное деление в 1920-е гг.происходило без учета множества факторов. На протя-жении последних столетий не существовало целостноготаджикского государства, территория нынешнего Тад-жикистана входила в другие страны: северная часть - вТуркестанское генерал-губернаторство Российской им-перии, остальная территория - в Бухарский эмират, го-сударство, находящееся в вассальной зависимости отРоссии. В начале 1920-х гг. впервые заговорили о Тад-жикистане как о самостоятельной единице: в 1924 г. онпланировался лишь в качестве автономной области, а врезультате была создана автономная республика в со-ставе Узбекской ССР (автономной областью в составеэтой таджикской республики стал Памир), которая со-стояла из земель так называемой «Восточной Бухары», атакже из отдельных земель Туркестанского генерал-губернаторства, входивших прежде в Кокандское ханст-во (Ходжент, районы, прилегающие к Самарканду, -Пенджикент, верховья Зеравшана) [3]. Уже через 5 лет в1929 г. Таджикская АССР получила статус союзной рес-публики, именно эти установившиеся административ-ные границы стали впоследствии границами нового не-зависимого государства. Как видно, территории нынеш-них центрально-азиатских государств создавались ис-кусственно, что и определяет фрагментарность каждогоиз них и проблемы регионализма.Во-вторых, основной проблемой современногоТаджикистана является внутренняя неоднородность ираздробленность. По мнению многих исследователей,обособленность регионов Таджикистана во многомобусловливается географически, существуют такжеопределенные культурные, языковые различия, и осо-бенно важным является уровень экономического раз-вития региона. Клановая структура, характерная дляЦентральной Азии в целом, в Таджикистане стала ре-шающим фактором в распределении политической вла-сти. Основой таджикского общества является авлод -«родовая группа, представляющая собой совокупностьживущих и уже умерших родственников по мужскойлинии и их жен, восходящую к единому предку, т.е.кровнородственная патрилинейная родовая группа -община. Она обладает всем комплексом систем жизне-обеспечения, внутриэкономическими, правовыми, тер-риториальными, духовно-культурными и идеологиче-скими механизмами, делающими ее своего рода микро-государством и обеспечивающими самостоятельностьи приспособляемость» [4]. Исходя из традиции авлодовв республике выделяются несколько региональныхгруппировок:1. Ленинабадская (ходжентская, согдийская) груп-пировка расположена на севере Таджикистана, отделе-на от остальных горным хребтом. Эта территория былапервой, вошедшей в состав Российской империи, чтоопределило в дальнейшем бoльшую промышленную иэкономическую развитость по сравнению с другимирегионами. В Ленинабадской области находилась поч-ти половина всех городов и поселков городского типа.В советский период представители Ленинабадской об-ласти заняли лидирующее положение в управленииреспубликой, из ленинабадцев состояла вся партийнаяэлита Таджикской ССР, одновременно они составиликостяк директорского корпуса республики. В регионетрадиционно сильна узбекская диаспора, территори-альная близость также определяет естественную ори-ентацию на Узбекистан. Однако именно это обстоя-тельство, равно как и обособленность от остальныхрегионов, подрывали легитимность доминированияЛенинабадского клана, его способность управлять отимени всей республики.2. Кулябская группировка занимает территориицентральной и восточной части современной Хат-лонской области. В отличие от Ходжентской облас-ти, эти территории даже в советский период остава-лись экономически неразвитыми. В регионе былоотносительно хорошо развито земледелие, однакопрактически отсутствовала перерабатывающая про-мышленность, что неизбежно снижало его экономи-ческое значение. Патриархальный уклад, значитель-но нарушенный на севере республики благодаряпромышленному развитию, на юге сохранился прак-тически неизменным. Поэтому именно кулябскийклан стал естественным сторонником сохранениясоветских порядков, в силу того что советский ре-жим способствовал закреплению традиционно силь-ной кулябской общины в виде колхозной системыпри неограниченной власти ее лидера [3]. В совет-ский период представители этого клана традиционносоставляли основу состава органов внутренних дел[5. C. 22], именно эти навыки позволили кулябцам впериод конфликта довольно быстро создать военнуюорганизацию для защиты собственных интересов.3. Гиссарская группировка - старинный центр Цен-трального Таджикистана. Гиссарцы в сравнении с дру-гими - немногочисленная группа, по основным пара-метрам сходная с северными таджиками. Они эконо-мически и политически активны, в их хозяйственнойдеятельности сильны рыночные ориентации. Именноэто и стало решающим фактором союза гиссарцев сходжентцами и кулябцами в период гражданской вой-ны. Однако, по мнению М. Олимова, клан не смог сыг-рать заметную роль в политической жизни страны всилу двух обстоятельств: во-первых, это очень немно-гочисленная группировка; во-вторых, большая частьнаселения Гиссарской зоны - узбеки, а они, соответст-венно, не могли претендовать на первые роли в мас-штабе республики [6. C. 138].Представители двух кланов (гармский и бадахшан-ский) в советский период практически не были пред-ставлены во власти в силу экономической неразвитостирегионов. В 1920-е гг. исторические области Гарм и Ка-ратегин были оплотом басмаческого движения, затемуже Сталиным было проведено насильственное пересе-ление каратегинских горцев на равнину - в долину рекиВахш [7. C. 45]. Из этого происходит традиционная оп-позиционность гармцев, которая в результате приняларелигиозный оттенок. Каратегинцы, наименее интегри-рованные во властные структуры, с 1970-х гг. обрати-лись к исламу. На протяжении 1980-х гг. ими были ус-тановлены контакты с международными исламскимицентрами [4].4. Памирский клан (горно-бадахшанский) сущест-венно отличается от всех прочих. Горный Бадахшанеще в составе Таджикской Автономной ССР, входя-щей в Узбекскую ССР, а затем и в Таджикской ССРвсегда являлся автономной областью (ГБАО). В Кон-ституции Республики Таджикистан ГБАО посвященаотдельная глава [8]. Хотя она и состоит всего лишь изтрех статей и в ней не указаны какие-либо особыеполномочия автономной области, сам факт выделениясвидетельствует об ее особом положении среди про-чих регионов. Такая обособленность Горного Бадах-шана исторически обусловлена. Горно-Бадахшанскаяавтономная область занимает обширную территорию -около 45% территории Таджикистана, при этом насе-ление составляет лишь 10%. Жители Горного Бадах-шана отличаются от «равнинных» таджиков по мно-гим параметрам. В бытовой речи население используетразличные языки памирской группы, которые являют-ся восточно-иранскими диалектами, в отличие от тад-жикского, входящего в западно-иранскую группу язы-ков. В религиозном отношении памирские народы ис-поведуют исмаилизм - одно из ответвлений шиизма (вотличие от подавляющего большинства таджиков, ко-торые придерживаются суннитской версии ислама).Для бадахшанцев характерна также самоидентифика-ция именно как памирцев, а не таджиков. Подобнымже образом их воспринимают жители остальных ре-гионов Таджикистана.Советский период для Горного Бадахшана был эф-фективным в плане развития экономики, культуры,социальной сферы, строительства инфраструктуры:шоссейных дорог, гидроэлектростанций, заводов. Осо-бое значение приобрело возникновение светской шко-лы и связанное с ней формирование демократическойинтеллигенции. Число грамотных, образованных лю-дей на Памире неизмеримо возросло, а количество сту-дентов на тысячу жителей в Таджикистане выше, чем вИране и Турции [9. C. 149]. Такое положение во мно-гом определило статус горно-бадахшанского клана нареспубликанском уровне. По мнению исследователяЛ.Н. Харюкова, за годы советской власти среди мест-ного населения образовался непропорционально боль-шой отряд интеллигенции и ученых, вносивших свойвесомый вклад в развитие науки и культуры республи-ки [9. C. 134]. Однако в среде управленцев представи-телей клана практически не было, что во многом опре-делило возрастание недовольства на Памире в послед-ние годы советского режима.После распада Советского Союза в разных респуб-ликах был нарушен баланс сил между номенклатурой иоппозиционными группами. В тех республиках, гдестарая власть была недостаточно сильна, чтобы пода-вить своих оппонентов, и недостаточно слаба, чтобыпросто уступить позиции, разгоралась жесткая полити-ческая борьба, иногда переходившая в вооруженноепротивостояние. В Таджикистане ленинабадская но-менклатурная группировка не пользовалась поддерж-кой и популярностью на юге республики, где прожива-ло две трети всего населения. Поэтому после распадаСоветского Союза правящий клан уже был не в состоя-нии контролировать республику [10], но и отдаватьвласть не желал. Таким образом, столкновение сталонеизбежно, участники и их роли в конфликте опреде-лились задолго до его начала.Первоначально региональная составляющая кон-фликта проявлялась не очень активно. Стоит отметить,что основными действующими силами в гражданскойвойне стали политические партии, а не кланы, хотя онии представляли интересы определенных региональныхгрупп. Однако довольно скоро стало ясно, особеннопосле того, как война перешла в позиционную стадию,что конфликт не идеологический, а является борьбойрегиональных группировок за перераспределение вла-стных ресурсов. Результаты гражданской войны оце-ниваются неоднозначно. С одной стороны, войну уда-лось завершить путем длительных переговоров междусторонами конфликта и путем определенных компро-миссов, с другой - произошла не более чем смена пра-вящего клана. Угроза распада Таджикистане по-прежнему существует, если не появится какая-то общаяобъединяющая сила.Основной проблемой современного Таджикистанаявляется соотношение общереспубликанской и мест-ной власти, причем не в пользу первой. ФормальноТаджикистан является унитарным государством, каж-дая область подчиняется непосредственно центральнойвласти. Полномочия властей Горно-Бадахшанской ав-тономной области ограничены в основном социальной,экономической и культурной сферами [8]. Современ-ную ситуацию в Таджикистане невозможно охаракте-ризовать исключительно как межклановое противо-стояние. Пребывание в составе Российской империи, азатем Советского Союза во многом подорвало клано-вую иерархию, однако не уничтожило ее. В настоящеевремя у власти находится Кулябский клан во главе спрезидентом Э. Рахмоном и его Народно-демокра-тическая партия. Легально действуют оппозиционныепартии: Исламская партия возрождения Таджикистана,Демократическая, Социал-демократическая партии.Формально они участвуют в выборах, но в парламентезанимают небольшое количество мест, что не позволя-ет им полноправно участвовать в распределении власт-ных полномочий. Все более обособляются регионыГорный Бадахшан и Ходжент. В настоящее время вреспублике сохраняется определенная стабильность,поскольку ни одна из сторон не желает повторениявооруженного сценария 1990-х гг. Общее соглашениепозволило создать определенные механизмы регулиро-вания, которые помогают сторонам взаимодействовать,хотя и в ограниченной степени. Однако в долгосрочнойперспективе победившему клану для того, чтобы удер-жаться у власти, необходимо учитывать интересы оп-позиции. Как ни парадоксально, но именно граждан-ская война и длительный процесс ее урегулированияпозволили установить в Таджикистане, в отличие отсоседних Узбекистана и Туркменистана, относительносвободный режим.
Политическая энциклопедия : в 2 т. М. : Мысль, 1999. Т. 2.
Федерализм : энциклопедия. М. : Изд-во МГУ, 2000.
Олимов М.А. Об этнополитической и конфессиональной ситуации в Таджикистане и вероятности межэтнических конфликтов. URL: http://www.ca-c.org/datarus/st_12_olimov.shtml (дата обращения: 29.01.2008)
Дубовицкий В. Особенности этнической и конфессиональной ситуации в Республике Таджикистан. URL: http://www.analitika.org/ article.php?story=20060307230526550 (дата обращения: 19.04.2008)
Трофимов Д. Центральная Азия: проблемы этно-конфессионального развития. Исследование ЦМИ МГИМО № 3. М., 1994.
Олимова С.К., Олимов М.А. Независимый Таджикистан: трудный путь перемен // Восток. 1995. № 1.
Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Таджикистан). М. : ГНОМ и Д, 2002.
Конституция Республики Таджикистан. URL: http://www.majmilli.tj/index.php?lng=ru&id=7&PHPSESSID=fe40ab34e033f01a8929b356edaa 672c (дата обращения: 09.07.2009).
Харюков Л.Н. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995.
Мулладжанов П. Элиты у власти: Таджикистанский опыт. URL: http://www.analitika.org/article.php?story=20071219090317804 (дата обращения: 29.06.2008).