Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей.
Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works.pdf А.И. Долгова выделяет несколько подходов к оп-ределению социальных ролей. Первый подход рас-крывает нормативное понимание социальной роли, аименно: социальная роль раскрывается через поведе-ние человека, которое зависит от позиций, занимае-мых им в обществе. В действительности с этим следу-ет согласиться, так как человек занимает ряд позицийи исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своесодержание. Сама социальная позиция - это совокуп-ность связей в социальных отношениях, а роль - этосодержание требований, предъявляемых к лицу, зани-мающему данную позицию. Роль определяется каксвободное поведение человека, обусловленное егоиндивидуальными особенностями. Человек проживаетроль как свободный художник. Следующий подходхарактеризует роль как содержание ожидания другихлюдей и социальных групп в отношении поведениячеловека. В научной литературе роль определяетсякак продукт взаимодействия социальных факторов ивнутреннего мира человека [1. С. 433-434]. В нашемисследовании мы будем исходить из нормативногопонимания роли, в соответствии с которым социаль-ная позиция предполагает совокупность отношений всоциальной системе.Итак, социально-ролевая характеристика позволяетувидеть личность преступника в реальной действи-тельности.Анализ поведения несовершеннолетнего, осужден-ного к исправительным работам, до момента соверше-ния преступления необходим как механизм, позво-ляющий охарактеризовать личность самого осужденно-го. Несовершеннолетний, осужденный к исправитель-ным работам, занимает одновременно множество соци-альных позиций: в семье он сын (дочь), в трудовомколлективе - работник, в образовательном учрежде-нии - учащийся.Только 53,6% несовершеннолетних, осужденных кисправительным работам в Томской, Кемеровской иНовосибирской областях за период с 2005 по 2010 г.,на момент совершения преступления учились в раз-личных образовательных учреждениях. В отношенииэтой группы несовершеннолетних имеются характери-стики с места учебы, в соответствии с которыми около70% из них характеризуются отрицательно, остальнаячасть (30%) - положительно.При опросе несовершеннолетних, осужденных кизучаемому виду наказания, практически все они (око-ло 90%) указали на то, что у них отсутствует желаниеучиться, вследствие чего они часто пропускают учеб-ные занятия без уважительных причин, учатся удовле-творительно, имеют задолженности по учебе. Препода-ватели отмечают, что несовершеннолетние имеют кон-фликтные отношения со сверстниками и учителями.Отсутствие интереса к учебе у несовершеннолетнихотмечает и М.А. Сутурин, исследующий применениеуголовного наказания в виде обязательных работ в от-ношении несовершеннолетних: «Несовершеннолетние,осужденные к обязательным работам, которые на мо-мент совершения преступления учились в образова-тельных учреждениях среднего и учреждениях началь-ного профессионального образования, характеризуются(в основной своей массе) отсутствием интереса к учебе,что формально выражено в низкой успеваемости, вбольшом количестве пропусков занятий, нарушенияхдисциплины и т.д.». [2. C. 125].Что касается условно осужденных несовершенно-летних, то по месту учебы положительную характери-стику имели 36,8%, нейтральную - 26,5%, а отрица-тельную - 30,6%. «В большинстве характеристик ука-зывалось на оказание осужденным помощи членам се-мьи и соседям, отсутствие нарушений общественногопорядка, неупотребление алкоголя, его вежливость иприветливость» [3. C. 99].Рассмотрим социальную роль, которую выполня-ет несовершеннолетний осужденный на работе. Подработой в данном случае мы понимаем отбываниеисследуемого нами наказания в организации, напредприятии. Социальная роль рассматривалась по-средством изучения характеристик с места работыосужденного.На момент изучения материалов личных дел в уголов-но-исполнительных инспекциях в отношении несовер-шеннолетних, осужденных к исследуемому виду наказа-ния, характеристики с места работы отсутствовали в от-ношении 21% несовершеннолетних. Как пояснили со-трудники уголовно-исполнительной системы, после по-становки на учет в уголовно-исполнительной инспекциине все несовершеннолетние после 30-дневного срока содня поступления соответствующего распоряжения суда скопией приговора (определения, постановления) направ-ляются инспекторами уголовно-исполнительной системыдля отбывания назначенного вида наказания. Это объяс-няется тем, что либо отсутствуют предприятия, организа-ции, включенные в перечень мест для отбывания испра-вительных работ, либо при наличии указанных предпри-ятий, организаций, включенных в перечень, отсутствуютвакантные места для несовершеннолетнего осужденного,т.е. условия труда не относятся к категории «вредные». Вэтой связи в отношении указанной группы несовершен-нолетних отсутствуют и характеристики с места работы.В характеристиках с места работы несовершенно-летнего, осужденного к исправительным работам, от-мечалось: «характеризуется с удовлетворительной сто-роны», «не курит», «имеет некоторые знания в областивыполнения труда, старается справляться с возложен-ными трудовыми функциями», «добросовестно отно-сится к выполнению своих трудовых обязанностей». Вто же время даже в таких характеристиках (положи-тельных по форме) ничего не говорилось об отношенииэтих людей к выполняемой работе, о взаимоотношени-ях несовершеннолетнего с трудовым коллективом.Отрицательные характеристики с места работы вотношении несовершеннолетних, осужденных к рас-сматриваемому виду наказания, отмечались в 75,5%случаев.Сравнивая с условно осужденными изучаемую на-ми категорию несовершеннолетних, следует обратитьвнимание на расхождение некоторых характеристик.Так, К.Н. Тараленко, проводя изучение материаловуголовных дел в отношении условно осужденных не-совершеннолетних, пришел к выводу о том, что прак-тически все из рассматриваемой категории (93,0%)характеризовались положительно («в большинствехарактеристик отмечаются качества трудолюбия, ува-жения со стороны трудового коллектива, а также ука-зывается на отсутствие взысканий дисциплинарногохарактера» [3. C. 99-100]); отрицательные характери-стики были отмечены у 3,5% несовершеннолетних;такой же процент присутствовал и в отношении лиц,имевших нейтральные характеристики.Аналогичное обстоятельство отмечает и М.А. Суту-рин при исследовании уголовного наказания в видеобязательных работ в отношении рассматриваемой воз-растной категории осужденных. Так, «…из числа рабо-тающих осужденных чуть большая часть несовершен-нолетних характеризовалась по основному месту рабо-ты как не очень дисциплинированные сотрудники, непроявляющие уважения к труду. Наблюдается отсутст-вие заинтересованности в результате этого труда, сугу-бо прагматичное и утилитарное отношение к своейпрофессии и деятельности (желание максимально из-влечь материальную или иную потребительскую выго-ду). Присутствуют определенные сложности с установ-лением и поддержанием позитивных контактов с тру-довым коллективом» [2. C. 125]. Что касается отрица-тельных характеристик в отношении несовершенно-летних, осужденных к исправительным работам, то вомногом они обусловлены наличием нарушений трудо-вой дисциплины, в том числе прогулами, опозданиямина работу, а также небрежным отношением к выполне-нию возложенных на них трудовых функций, обязан-ностей. Cреди нарушений трудовой дисциплины, со-вершенных несовершеннолетними, осужденными кисправительным работам, преобладает небрежное от-ношение к выполнению трудовых функций, в частно-сти, некачественное выполнение своих обязанностей, атакже систематические опоздания на работу.Данные нашего исследования в определенной сте-пени совпали с данными, полученными М.А. Сутури-ным при исследовании другого вида наказания, такжесоединенного с выполнением трудовых функций не-совершеннолетним осужденным, - обязательнымиработами.Что же касается положительно характеризующихсянесовершеннолетних в организации, на предприятии(их 24,5%), то в отношении них администрация органи-зации, где они отбывают назначенный вид наказания,применяла меры поощрения в соответствии с трудовымзаконодательством. Среди указанных в ст. 191 Трудо-вого кодекса Российской Федерации мер поощренийработодатели в основном используют в отношении не-совершеннолетних, добросовестно исполняющих своитрудовые обязанности, объявления благодарности. Так,при опросе работодателей о мерах поощрения несо-вершеннолетних, осужденных к исправительным рабо-там, 98% работодателей указали на объявление благо-дарности как форму поощрения работника; один рабо-тодатель указал на «направление благодарственногописьма семье несовершеннолетнего» как на меру по-ощрения. Поощрение объявляется в приказе (распоря-жении) работодателя. При опросе работодателей ниодин из них не указал на одновременное применениенескольких видов поощрений в отношении несовер-шеннолетнего работника.Также интерес представляет рассмотрение выпол-нения социальной роли несовершеннолетнего, осуж-денного к исправительным работам, в семье.Проведенный опрос несовершеннолетних показал,что для большинства из них (почти 75,47%) свойствен-но негативное отношение к своим обязанностям в се-мье, они считают, что у них отсутствует такая обязан-ность. В большинстве характеристик по месту житель-ства в отношении несовершеннолетних отмечалосьтакже наличие конфликтных отношений с соседями,что, безусловно, формирует «потрет» несовершенно-летнего по месту его жительства.В характеристиках, данных несовершеннолетнимосужденным, отмечалось: «за время проживания заре-комендовал себя с положительной стороны», «с сосе-дями никогда не конфликтовал и не конфликтует»,«всегда доброжелателен, отзывчив, всем помогает, ктоо чем ни попросит, в случае необходимости». Это по-ложительные данные, характеризующие несовершен-нолетних. Также имеются и отрицательные характери-стики: «постоянно выпивает в подъезде», «курит», «по-стоянно конфликтует соседями» и т.д.В большинстве изученных нами материалов уго-ловных дел несовершеннолетние, осужденные к испра-вительным работам, характеризовались по месту жи-тельства отрицательно (80%).Анализ характеристик с места жительства пока-зал, что большинство несовершеннолетних лиц име-ли сложные, конфликтные отношения, «холодныеотношения» с членами семьи, родители не интересо-вались ни несовершеннолетним, ни его окружением.При этом в основе конфликтных отношений в семьележит образ жизни либо родителей (как правило,аморальное поведение, распитие спиртных напитков,драки между отчимом и матерью), либо самого несо-вершеннолетнего (непосещение образовательногоучреждения, систематические пропуски учебныхзанятий, курение). Здесь речь идет о формально пол-ных семьях, т.е. таких, где присутствует один роди-тель и, как правило, отчим, а также о неполных семь-ях, где воспитанием несовершеннолетнего занимает-ся только один родитель, как правило, мать.В подтверждение вышеизложенного можно привестиответы опрошенных несовершеннолетних, осужденныхк исправительным работам, на следующие вопросы. Так,на первый вопрос «Интересуются ли Ваши родителивашими делами?» из опрошенных несовершеннолетнихбольшая часть (64,15%) дала отрицательный ответ, ос-тальные (35,85%) ответили положительно.На второй вопрос «Интересуются ли Ваши родите-ли Вашим окружением?» ответы распределились сле-дующим образом:- да, полностью контролируют его (11,32%);- да, но постоянный контроль отсутствует (28,3%);- нет, вообще не интересуются (49,06%);- родители вообще не знакомы с моим окружени-ем (11,32%).Некоторые из осужденных к исправительным рабо-там несовершеннолетние прошли обучение и успешнозавершили специальные курсы (например, курсы про-давцов, компьютерные курсы, курсы алгебры, инфор-матики).Так, несовершеннолетний Б., обучаясь в школе№ 25 г. Томска, помимо учебных занятий, посещалспецкурсы по алгебре и информатике [3].Отметим, что 62,3% условно осужденных несовер-шеннолетних по месту жительства характеризовалисьположительно, 12,3% имели нейтральные характери-стики, 12,3% получили отрицательную характеристикуот своих родителей.Таким образом, при проведении сравнительного ана-лиза социально-ролевых характеристик несовершенно-летних, осужденных к исправительным работам, условно-осужденных и осужденных к обязательным работам, на-блюдаются несущественные различия.
Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.
Сутурин М.А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних : дис. … канд. юрид. наук.Томск, 2011. 203 с.
Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2003. 204 с.
Архив Октябрьского районного суда г. Томска. Д. 1-485/10.