Кризис труда и оценка его интенсивности в операционной банковской деятельности (методические рекомендации) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Кризис труда и оценка его интенсивности в операционной банковской деятельности (методические рекомендации)

Кризис труда, имеющий место в современном обществе, требует уяснения причин и разработки мер по его преодолению. В этой связи методика оценки интенсивности труда работников коммерческого банка приобретает универсальный характер и может быть взята за основу в других видах деятельности по оказанию услуг.

Crisis of labour and estimation of its intensity in bank operations (methodological recommendations).pdf В настоящее время интенсификация труда харак-терна для многих областей производства и сферы ус-луг. Это связано, с одной стороны, с бурным развитиемтехники и технологий, а с другой - с высокой конку-ренцией, заставляющей предприятия изыскивать наи-более действенные методы обеспечения конкурентныхпреимуществ и снижения уровня издержек. Сегоднявысокое качество услуг, предоставляемых коммерче-ским банком, является основным фактором доверия егоклиентов. Однако все чаще проявляются признаки кри-зиса труда, которые обусловлены снижением вниманияк вопросам мотивации в условиях возрастающей ин-тенсивности труда данной категории персонала. Сле-довательно, задачей современного экономического со-общества является определение механизмов, позво-ляющих наиболее эффективно использовать трудовойпотенциал преимущественно за счет эффективныхуправленческих решений.Отчетливо явления интенсификации труда прояв-ляются в операционной деятельности персонала, заня-того обслуживанием клиентов в коммерческом банке(рис. 1).Рис. 1. Характерные черты операционной банковской деятельностиТ а б л и ц а 1Изменения в сфере организации и управления трудом в современном коммерческом банкеЭлемент трудовогопроцессаИзменения в практике организации и управления трудомпо элементам трудового процессаПредмет трудаРост количества банковских услуг и операций, расширение разнообразия их видов.Повышение требований к качеству и скорости осуществления банковских операций.Усложнение банковских операций и технологий их осуществленияСредства трудаВнедрение новой технологии и оборудования, расширение возможностей программных средств.Замещение ручных процессов машинными (автоматизация операций и процессов).Расширение спектра «онлайновых» операцийТехнология труда Актуализация технологичности осуществления повторяющихся операций.Необходимость регламентации банковских операций и процессовСубъект трудаПовышение требований к уровню образования и квалификации банковских служащих в связи:- с ужесточением банковского законодательства и расширением функций мониторинга и контроля разных видовбанковских операций;- использованием в работе сложной оргтехники и автоматизированных программных систем;- постоянным совершенствованием имеющихся услуг и введением их новых видов (инновационность продукта труда).Предпочтительно овладение разными банковскими профессиями для обеспечения взаимозаменяемости в процессе труда.Высокий уровень базовой, профессиональной подготовки, высокие деловые и личностные качества, способность кусвоению новой информации и быстрой перестройке на иные виды деятельности, гибкость, мобильность персоналаУсловия трудаНапряженные условия труда в связи с расширением содержания труда и усложнением операций.Частое возникновение негативных факторов: высокая степень операционных рисков, длительная работа с персо-нальным компьютером, большая вероятность возникновения конфликтных ситуаций, переработка большого объе-ма информации в символах (цифрах), повышенная концентрация вниманияВ силу того что операционное обслуживание клиен-тов в банке носит массовый характер и необходимо каж-дому хозяйствующему субъекту без исключения (июридическим, и физическим лицам), в данном виде дея-тельности занято огромное количество людей. При этомнепрерывный процесс улучшения параметров произво-димых услуг способствует повышению потребительскихтребований к их качеству. Принципиально меняютсяпредметы труда. К примеру, наличные денежные сред-ства повсеместно заменяют записями на счетах, а пере-дача информации осуществляется по каналам связи. По-требители банковских услуг становятся более образо-ванными, «продвинутыми», что обязывает кредитныеорганизации соответствовать новым требованиям. Про-исходят существенные изменения в организационныхструктурах и практике управления современными рос-сийскими кредитными организациями, а также в содер-жании процесса труда их работников (табл. 1). Услож-няются условия функционирования банковской деятель-ности (усиление конкуренции, информатизация банков-ского бизнеса, ужесточение требований к банкам со сто-роны государства) [2. С. 12].Все вышеперечисленные обстоятельства способст-вуют интенсификации труда операционных работни-ков, которая проявляется:- в повышении требований к уровню квалификациии образования в силу расширения сферы труда, необ-ходимости освоения смежных профессий для обеспе-чения взаимозаменяемости сотрудников;- усложнении банковских операций и технологий ихосуществления, внедрении новой техники и оборудования;- более высоких нагрузках, вызванных увеличениемпродолжительности рабочего дня при внезапном уве-личении объема запрашиваемых клиентами услуг и всилу неравномерности их возникновения;- напряженном ритме работы в связи с возникнове-нием необходимости осуществления операций в неот-ложном порядке;- постоянном контроле рабочего процесса, большихоперационных рисках, вызванных повышением скоро-сти обслуживания и объема операций в единицу рабо-чего времени.Труд операционных работников связан с регла-ментированными бизнес-процессами, позволяющимимаксимально верно и оперативно выполнять много-численные операции. Задачи операционных подразде-лений - выполнение ограниченного круга операцийоднотипных, повторяющихся неоднократно в течениедня, регламентированных по технологии и времени,массовых по своему характеру и коротких по продол-жительности в условиях высокой интенсивности тру-да (рис. 2).Рис. 2. Признаки операционного обслуживания клиентовСпецифика подразделений, осуществляющих опе-рационное обслуживание клиентов, заключается в ре-шении двуединой задачи: взаимодействие с клиентамив режиме «online» (эффективное обслуживание) и опе-ративное и качественное выполнение операций, свя-занных с обработкой документов. Характер операци-онной деятельности обусловлен потребностями клиен-та в оперативном и качественном осуществлении опе-раций предпочтительно в режиме «единого окна» (уодного банковского специалиста). Исходя из этогоформируются содержание операций и их параметры.Анализ специфики труда операционного персоналапоказывает, что в его деятельности преобладают опе-рации, не требующие творческого подхода и аналити-ческого осмысления. Это может неблагоприятно от-ражаться на уровне развития трудового и человече-ского потенциала исполнителей. Кроме того, трудданной категории работников в большой степени под-вержен операционным рискам, связанным с наличиемнерегламентированных бизнес-процессов, явлениямиинтенсификации труда в условиях неравномерногораспределения операций в течение дня в силу непред-сказуемости активизации клиентов, сбоями в работеавтоматизированных учетных систем. Социологиче-ское исследование качества жизни операционных ра-ботников позволило выявить причины их неудовле-творенности трудом: невозможность обеспечить со-циально достаточный уровень жизни в связи с низкимуровнем оплаты труда; невысокий статус операцион-ного подразделения; сложность при организации за-мещения рабочего участка в случаях болезни сотруд-ника и по неотложным обстоятельствам; высокая ин-тенсивность труда; отсутствие возможностей дляпрофессионально-квалификационного роста. Сово-купность данных факторов формирует предпосылкикризиса труда (рис. 3).Рис. 3. Признаки кризиса труда в деятельности операционных работниковКризис труда у операционных работников связан сутратой положительного восприятия трудовой дея-тельности и смыслообразующей функции труда. Фак-торы интенсификации способствуют возникновениюпризнаков кризиса труда, таких как трудовая пассив-ность персонала и превращение труда из основы образажизни и развития в средство выживания. Выявленныепризнаки кризиса труда говорят о деградации роли че-ловека в организации, снижении внимания к вопросаммотивации персонала и его эффективности. Это явля-ется недопустимым в условиях наукоемкого и высоко-конкурентного рынка, когда повышаются требования ккачеству и скорости всех операций, а производство восновном ориентировано на индивидуальные предпоч-тения. Данные признаки кризиса труда свидетельству-ют о необходимости формирования организационногомеханизма компенсации высокого уровня интенсивно-сти, действие которого направлено на обогащение тру-да путем изменения его условий.Главными причинами кризиса труда, на наш взгляд,являются преобладание признаков α-труда [1. С. 12-13]в деятельности операционных работников, а также по-вышенная интенсивность и немотивированная интен-сификация труда. Решение проблемы видится в под-держании нормального уровня трудовой нагрузки иинтенсивности труда, адекватного уровню развитияпроизводительных сил в банке, а также целенаправ-ленного стимулирования роста трудовой нагрузки на-ряду с повышением уровня профессионального мастер-ства работников. Повышение интенсивности труда донормального уровня имеет важное экономическое зна-чение: позволяет получить больше результатов в еди-ницу времени или выполнить больший объем опера-ций. Это приводит к снижению издержек производстваи росту его рентабельности, улучшению конечных ре-зультатов, а следовательно, повышению конкуренто-способности предпринимательской структуры [3]. Ин-тенсивность труда имеет большое социальное значение- величина затрат персонала в процессе труда в значи-тельной степени определяет состояние здоровья, рабо-тоспособность, продолжительность и качество жизни.Важно установить и постоянно поддерживать балансмежду количеством труда, которое персонал можетрасходовать без вреда для своего здоровья, и высокойпроизводительностью труда.В практической деятельности для оценки трудовойнагрузки персонала может применяться показательинтенсивности труда. Под интенсивностью труда мыпонимаем степень напряженности использования чело-веческих ресурсов, выраженную затратами физиче-ской, умственной и нервной энергии работников в еди-ницу рабочего времени. Вместе с тем это комплексныйпоказатель, характеризующий влияние внутреннихфакторов условий труда на уровень производительныхзатрат персонала в трудовом процессе. Другими слова-ми, интенсивность труда - это степень занятости ра-ботника активной работой в течение рабочего времени.Как правило, система оценки интенсивности труда ос-новывается на обосновании критериев нормальноготемпа работы и установлении норм времени выполне-ния операций.Работа по установлению нормативов темпа трудаи оценке его интенсивности для персонала, занятогооперационным обслуживанием клиентов, была про-ведена нами в Филиале «Газпромбанк» (Открытоеакционерное общество) в г.Томске. Для проведенияисследований была сформирована группа специали-стов, выполняющих стандартный набор операций попредоставлению клиентам расчетно-кассового об-служивания, численностью 60 человек (90% работ-ников, занятых операционным обслуживанием кли-ентов; численность данной категории персонала со-ставляет около 40% от общей численности персоналакоммерческого банка, что подтверждает массовыйхарактер операционной деятельности. Признаки жеоперационной деятельности присутствуют у 60%работников банка). В процессе исследования исполь-зовался хронометраж как метод измерения затратрабочего времени. Нормы трудоемкости устанавли-вались путем хронометражных наблюдений за вы-полнением операций. В нормах были учтены органи-зационно-технические и санитарно-гигиеническиеусловия анализируемого вида работ с учетом норма-тивного темпа труда (табл. 2). Всего в исследованииприняли участие около 90% операционного персона-ла коммерческого банка. Нормы времени на выпол-нение операций устанавливались на основе анализазатрат труда высококвалифицированных специали-стов в количестве 10 человек, для каждого из кото-рых объем наблюдений составил не менее 16 по ка-ждому виду операций. В результате были полученыхроноряды, содержащие более 400 значений по всейсовокупности операций данной категории персонала(около 20 основных видов операций), на основаниикоторых выведены прогрессивные нормы времени наих выполнение.Т а б л и ц а 2Нормирование затрат труда на выполнение типовых банковских операций в области операционного обслуживания клиентовНаименование операцииНормативный темп выполненияопераций (Т), ед. / мин.Норма времени на 1 операцию(60 с / Т), сПлатежные поручения к оплате по системеБанк - Клиент 2,86 21Платежные поручения к оплате на бумажных носителях 1,62 37Денежные чеки на получение наличных в кассе банка 0,43 140Помещение расчетных документов в картотеку № 90902 0,46 131Списание расчетных документов из картотеки № 90902 0,51 117… … …Для сопоставления различных видов операций вбанковской сфере рационально применять условно-натуральный метод измерения, когда различные видыопераций в рамках их определенной совокупностиприравниваются к условно-натуральному измерителюпо определенному параметру, в частности по норма-тивной трудоемкости. В качестве условно-натураль-ного показателя выбирается преобладающий вид опе-рации, который принимается за единицу; к нему при-равниваются другие виды операций. При этом оче-видны преимущества использования условно-натуральных показателей. С одной стороны, данныйметод оценки в максимальной степени исключаетвлияние факторов, связанных с ценообразованием, идает возможность достаточно точно оценивать факти-ческий уровень производительности труда. С другойстороны, мы получаем универсальный измерительколичества операций в условиях широкой их номенк-латуры, осуществляемых в рамках рабочего места.Пересчет всех операций в условные единицы произ-водился путем умножения фактического объема каж-дого их вида на соответствующий коэффициент последующей формуле [4, 5]:ТаТnNТаТсСТаТвК усл.  А  В     ... ,гдеК усл. - количество операций в у.е., шт.;А, В, С, N - виды операций, шт.;Та - трудоемкость преобладающего по количествувида операции (установлена с учетом нормы временина операцию), с;Tв,c,n- трудоемкость соответствующих операций(установлена с учетом нормы времени на операцию), с.Уровень относительной интенсивности труда опре-деляется отношением фактического уровня интенсив-ности труда к его нормативной величине:100%. . . . К усл нормК усл фактКи ,гдеКи - коэффициент интенсивности труда;К усл.факт. - фактический уровень интенсивности, т.е.фактически проведенное количество операций в услов-ных единицах за период времени, шт.;К усл.норм. - нормативный уровень интенсивности -нормативно установленное количество операций в ус-ловных единицах за рассматриваемый период времени,определяемое на основе нормативной трудоемкости сучетом нормативного темпа труда, шт.Далее для измерения эффективности труда работни-ков фактическая величина трудовой нагрузки сравнивает-ся с нормативно установленной в рамках рассматривае-мой категории персонала (табл. 3). Последняя графа таб-лицы отражает достаточно высокий уровень трудовойнагрузки на разных рабочих местах при выполнении од-ного типа работ, что говорит о равнонапряженности норми умеренном уровне трудовой нагрузки работников, вы-полняющих одинаковый набор операций.На практике важно определять относительныйпоказатель интенсивности труда путем установлениякоэффициента производительного использованиявну-трисменного фонда рабочего времени или про-цента выполнения норм выработки путем соотноше-ния фактического уровня выработки и его норматив-ного значения. При этом нормативный уровень ин-тенсивности устанавливается с помощью норм тру-довых затрат, в которые необходимо закладыватьнормативный уровень темпа труда, определяемыйэкспертным путем в результате проведения хроно-метражных наблюдений. Норма времени необходимадля определения нормативного объема операций втечение рабочего дня, чтобы установить фактиче-ский уровень трудовой нагрузки и его отклонение отнормы. На основании мониторинга трудовой нагруз-ки авторы просчитали и предлагают вариантыуправленческих решений (рис. 4).Т а б л и ц а 3Расчет коэффициента интенсивности труда персонала, занятого в операционном обслуживании клиентов в коммерческом банкеУсловный №операционногоработникаОбъем фактической трудовой нагруз-ки в день в у.е., шт., К усл. факт.Объем нормативной трудовой нагрузкив день в у.е., шт., К усл. норм.Коэффициент интенсивноститруда, Ки = (К усл. факт./К усл. норм.) х 100%1 2 3 4№ 001 1258,2 1251,8 100,5№ 002 1234,3 1251,8 98,6№ 003 1332,1 1251,8 106,4№ 041 1117,4 1251,8 89,3№ 051 1269,5 1251,8 101,4№ 052 1136,8 1251,8 90,8№ 061 1299,4 1251,8 103,8№ 063 1352,7 1251,8 108,1Рис. 4. Варианты управленческих решений при определенном уровне интенсивности трудаИтак, разработанные основы оценки интенсивноститруда операционных работников позволяют решитьдвуединую задачу. С одной стороны, с помощью мето-дов научной организации труда будут обеспечиватьсяпостоянный мониторинг трудовой нагрузки и адекват-ное реагирование управленческого звена на ее уровень.Благодаря этому трудовые способности персонала смо-гут использоваться в полном объеме для выполнениязаданных трудовых функций. С другой стороны, появ-ляется еще один метод стимулирования трудовых уси-лий работников, позволяющий повышать трудовуюнагрузку сверх установленных норм. Перевыполняянормы труда в течение месяца, операционные работни-ки, достигшие максимального уровня производитель-ности труда и профессионального мастерства, получа-ют шанс повысить уровень оплаты своего труда не ме-нее чем на 20-50%. В результате персонал с высокойквалификацией мотивирован на повышение результа-тов трудовой деятельности и максимальную эффектив-ность трудовых процессов.Подводя итог вышеизложенному, можно сделатьследующие выводы:- интенсификация труда в современных условияхпровоцирует кризис труда. Он выражается в утратеположительного восприятия трудовой деятельности,смыслообразующей функции труда;- повышение качества жизни персонала являетсякомпенсационным способом разрешения противоречийотчуждения труда, повышения его эффективности;- расчет фактического коэффициента интенсивно-сти труда и сопоставление его с нормативным значе-нием по предложенной методике позволит внедрятьэффективные системы мотивации персонала органи-заций.

Ключевые слова

интенсивность труда, интенсификация труда, кризис труда, коэффициент интенсивности труда, темп труда, норма труда, операционная деятельность персонала, labour intensity, labour intensification, labour crisis, coefficient of labour intensity, rate of labour, rate time, personnel operational activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фукалова Людмила ЛеонидовнаФилиал ОАО «Газпромбанк» в г. Томскеведущий специалист операционного отделаmvf@sibmail.com
Добрусина Маргарита ЕфимовнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательстваmvf@sibmail.com
Новоселова Елена ГеоргиевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет; Филиал ОАО «Газпромбанк» в г. Томскедоцент, доктор экономических наук, профессор кафедры денежного обращения, финансов и банковского дела Высшей школы бизнеса; управляющийmvf@sibmail.com
Всего: 3

Ссылки

Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях : учеб. для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2007. 464 с.
Миллер Е.В. Элементы организации труда в системе минимизации банковских рисков : дис. … канд. экон. наук. Томск, 2005. 225 с.
Найда А.М. Интенсивность труда и эффективность использования трудовых ресурсов. Академия управления ТИСБИ. 2004. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue3/Econom7.html#_ftnref4 (дата обращения: 25.02.2011).
Практикум по экономике, организации и нормированию труда : учеб. пособие / под ред. П.Э. Шлендера. М., 2008. 319 с.
Об утверждении Рекомендаций по усилению взаимосвязи заработной платы и производительности (эффективности) труда в коммерческих организациях : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 163 // Левоневск
 Кризис труда и оценка его интенсивности в операционной банковской деятельности (методические рекомендации) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Кризис труда и оценка его интенсивности в операционной банковской деятельности (методические рекомендации) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359.

Полнотекстовая версия