Представлены результаты ежегодно проводимого в Томском государственном университете социально-психологического исследования среди студентов первого курса. Рассмотрены показатели адаптации первокурсников: отношение к выбранной специальности, удовлетворенность результатами первой сессии; субъективный уровень учебной нагрузки; проблемы, которые испытывают студенты-первокурсники; использование студентами дополнительных возможностей для личностного развития и проявления активности.
Social-psychological research of academic and social adaptation of first-year students.pdf Проблема адаптации студентов первого курса кучебе в вузе является сложной и многогранной: во-первых, окончание школы не всегда совпадает с перио-дом личностной готовности к профессиональному са-моопределению, в связи с чем в вузы приходят слабомотивированные (имеющие слабое представление оспециальности, по которой планируют обучение) аби-туриенты [1]; во-вторых, требования к новоиспечен-ным студентам в большинстве случаев остаются напрежнем высоком уровне; в-третьих, молодые людиоказываются в новой для них социальной среде, в ко-торой необходимо выстроить взамоотношения с одно-группниками, соседями по комнате (для проживающихв общежитии), преподавателями; в-четвертых, в вузевозрастают требования к ответственности и самостоя-тельности студентов.Речь, следовательно, идет о том, что учеба в вузевключает в себя не только получение профессии, но иотношение к целому ряду элементов учебной ситуации:качество обучения, интерес к учебе как одному из ви-дов деятельности, организация учебного процесса, на-выки самостоятельной работы и т.п. [2]. Другими сло-вами, на протяжении начальных курсов складываетсястуденческий коллектив, формируются навыки и уме-ния рациональной организации умственной деятельно-сти, осознается призвание к избранной профессии, вы-рабатывается оптимальный режим труда, досуга и бы-та, устанавливается система работы по самообразова-нию и формированию профессионально значимых ка-честв личности. При зачислении абитуриента в вуз восновном учитываются лишь сведения о результатахобучения его на предыдущих этапах - уровень знаний,умений и навыков. Вне поля зрения остается информа-ция об особенностях личности абитуриентов, их инте-ресах, мотивах выбора факультета, специальности.Именно отсутствие, игнорирование этой информацииприводит к тому, что процесс приобщения студента квузовской жизни затягивается.В Томском государственном университете в течениепоследних трех лет проводится социально-психологи-ческое исследование, направленное на выявление про-блем учебной и социальной адаптации студентов-первокурсников [3]. На основе полученной информацииразрабатываются рекомендации для оптимизации дея-тельности структур университета, направленные на по-вышение эффективности их работы: руководства фа-культетов (институтов), приемной комиссии, психоло-гической службы, отдела платных образовательных ус-луг. В исследовании ежегодно принимают участие более1 000 студентов первого курса (в 2011 г. - 1 066 человек)всех факультетов и учебных институтов ТГУ.Информация, полученная в результате анкетирова-ния, позволяет изучить:1) мотивы выбора университета, факультета, специ-альности;2) отношение первокурсников к выбранной специ-альности,3) результаты первой сессии;4) удовлетворенность результатами первой сессии;5) субъективный уровень учебной нагрузки;6) дефициты, испытываемые студентами-первокурс-никами;7) какие дополнительные возможности, предостав-ляемые университетом, студенты используют для лич-ностного развития и проявления активности.Для изучения мотивов выбора вуза, факультета,специальности первокурсникам было предложено про-ранжировать по степени значимости список из 15 фак-торов, возможно оказавших определенное влияние навыбор ими факультета, специальности.Полученные результаты свидетельствуют о том, чтоежегодно ведущими факторами, влияющими на выборабитуриентами ТГУ факультета, являются интерес квыбранной специальности, уровень качества образова-ния, а также престиж и известность ТГУ (таблица).Необходимо отметить, что фактор «отсрочка от ар-мии» не следует рассматривать включенным в общийрейтинг, поскольку он значим лишь для юношей. В дан-ном исследовании не учитывались гендерные различия,что не позволило оценить влияние данного фактора навыбор юношами вуза, факультета, специальности.Чтобы определить степень осознанности выбораабитуриентами будущей специальности, первокурсни-кам было предложено ответить на вопрос: «Если быбыла возможность заново поступать, Вы выбралиэтот же факультет?». Как распределились ответыреспондентов на данный вопрос, графически отражаетдиаграмма (рис. 1).Факторы, способствующие выбору факультета, специальностиПриоритет Фактор Средний рангИнтерес к выбранной специальности 3,631 Уровень качества образования 3,92Престиж и известность ТГУ 4,20Возможность трудоустройства 5,77Высокопрофессиональный преподавательский состав 6,05Интересная студенческая жизнь 6,83Хорошо знал предмет 7,06Возможность карьерного, статусного роста 7,152Выбор родителей 7,74Желание вести научно-исследовательскую деятельность 8,42Желание принести пользу обществу 8,74Низкий конкурс 9,28Родители учились в ТГУ 11,75Семейная династия 12,073Отсрочка от армии 12,35Примечание. Чем меньше средний ранг, тем сильнее влияние данного фактора на выбор абитуриентами вуза, факультета, специальности.Рис. 1. Выбор факультетаПолученные ответы (данные 2011 г.) указывают наосознанный выбор факультета и сформированную го-товность к обучению по выбранной специальности учуть более половины (54%) (см. рис. 1) из всех опро-шенных студентов первого курса. Достаточно многостудентов (17%) желали бы сменить выбранную специ-альность и факультет. И более четверти (28%) от обще-го числа студентов испытывают затруднения в профес-сиональном самоопределении (затрудняются ответитьна этот вопрос). Этот показатель может свидетельство-вать о несформированности у значительной части сту-дентов сознательного отношения к собственной обра-зовательной деятельности.Респондентам также был задан вопрос: «Изменилосьли Ваше отношение к выбранной специальности послепервой сессии?». Распределение ответов студентовпредставлено на рис. 2.Отношение к специальности более чем у 35% пер-вокурсников изменилось в лучшую сторону, почтистолько же студентов остались при своем мнении, а23% студентов первого курса разочаровались в вы-бранной специальности после первой сессии.При этом необходимо отметить, что на вопрос анке-ты «Совпадают ли Ваши интересы с тем, что прихо-дится изучать в вузе?» 70% первокурсников ответилиутвердительно.Рис. 2. Отношение студентов к выбранной специальности после первогоПолученные данные могут стать предметом для об-суждения на кафедрах, методическом совете, совеща-нии деканов. Кроме того, возможно углубленное изу-чение проблемы формирования и развития учебноймотивации и готовности студентов к профессиональ-ному обучению и саморазвитию.Тем не менее следует отметить, что ежегодно пер-вую в своей жизни сессию студенты сдают достаточноуспешно.Диаграмма, представленная на рис. 3, отражает вцелом по университету картину успеваемости по ито-гам сессии 2011 г.Рис. 3. Результаты первой сессииРезультаты анкетирования указывают на то, чтолишь 7% первокурсников не закрыли зимнюю сессиювовремя, ещё 39% студентов получили «3» за экзаме-ны. Более половины (54%) первокурсников сдали пер-вую свою сессию на «хорошо» и «отлично». Поэтомунеудивительно, что значительная часть опрошенныхудовлетворена итогами сессии (такой вопрос такжезвучал в анкете). Показателен тот факт, что успевае-мость студентов и их удовлетворенность результатамисессии не всегда совпадают.Соотношение результатов сдачи первой сессии сотношением к ним студентов отражает гистограмма,представленная на рис. 4.Полученные результаты свидетельствуют о тенден-ции студентов к достижению более высоких результа-тов. Это подтверждает достаточно высокий процентстудентов (как не очень успешно сдавших сессию, таки «хорошистов»), недовольных результатами сданнойсессии, а также тех, кто волнуется в преддверии экза-менов. При проведении статистического анализа ре-зультатов анкетирования была выявлена статистическизначимая зависимость между высоким уровнем тре-вожности первокурсников и успешной сдачей ими эк-заменов.Проведенное исследование показало, что значи-тельная часть студентов (более 70%) испытывает со-стояние эмоционального напряжения, тревоги, беспо-койства как в период первой сессии, так и в преддверииследующей сессии (количество студентов, испыты-вающих волнение перед экзаменами, практически неснижается) (рис. 5).Незначительное снижение числа первокурсников,тревожащихся по поводу предстоящих экзаменов, воз-можно, связано с тем, что студенты теперь имеют пред-ставление об уровне требований, предъявляемых наэкзаменах, и о желании успешно пройти экзаменаци-онные испытания.Распределение ответов первокурсников на вопрос«Легко ли справляетесь с учебной нагрузкой?» см. нарис. 6.Рис. 4. Отношение студентов с различной успеваемостью к результатам первой сессииРис. 5. Эмоциональное состояние студентов в сессионный и предсессионный периодыРис. 6. Субъективное восприятие студентами учебной нагрузкиПриведенные на рис. 6 данные показывают, что чутьболее половины студентов (54%) испытывают трудностив обучении только в период сессии, постоянно испыты-вают трудности или совсем не справляются с учебнойнагрузкой почти третья часть всех первокурсников (28%),ещё 17% считают, что им легко учиться. Необходимообратить особое внимание на последний показатель.Именно студенты субъективно определяют уровеньсложности учебных задач. Если нагрузка воспринимаетсяими как слишком легкая либо непреодолимая задача, тоэто становится демотивирующим фактором обучения.Для выявления основных проблем, препятствую-щих усвоению знаний, первокурсникам было предло-жено выбрать из списка те, которые являются для нихнаиболее значимыми. Полученные результаты пред-ставлены на рис. 7. На гистограмме проблемы пере-числены в порядке убывания их значимости для сту-дентов.Рис. 7. Проблемы, значимые для студентов 1-го курсаПочти половина первокурсников (43%) считают,что им не хватает усидчивости. 34% опрошенных пола-гают, что не получили необходимого для дальнейшегообучения в вузе объема знаний в процессе обучения вшколе, такое же количество студентов считают, что имне хватает силы воли. Далее по степени значимости -не хватает навыков самоорганизации и управлениявременем. Указанные проблемы практически в той жестепени были обозначены первокурсниками и в про-шлых исследованиях.Целью вуза является не только формирование специа-листа в той или иной области, но и формирование лично-сти, развитие творческих способностей студентов. Следо-вательно, при оценке успешности адаптации необходимоучитывать участие первокурсников в общественной жизниуниверситета, спорте, в творческих студиях и коллективах.Ответы студентов на вопрос анкеты «Какие из воз-можностей, предоставляемых ТГУ, Вы используете дляличностного развития?» распределились следующимобразом (см. рис. 8).Рис. 8. Использование студентами для личностного развития возможностей университетаРезультаты анкетирования показывают, что болеевсего востребованы среди студентов различные спор-тивные секции (39%), а достаточно большое количест-во первокурсников (31%) задействовано в работе сту-денческого профкома. Заслуживает особого вниманиятот факт, что более трети (36%) всех первокурсниковне посещают никакие секции, клубы, творческие кол-лективы.По итогам проведенного исследования проблемучебной и социальной адаптации первокурсников раз-рабатываются рекомендации для различных структуруниверситета, информация обсуждается с проректоромпо учебной работе. Полученные результаты позволяютпринимать управленческие решения на основе инфор-мации, учитывающей мнение потребителей образова-тельных услуг. Кроме общих результатов по универси-тету, обрабатываются и оформляются в методички ре-зультаты по каждому факультету (учебному институту)в отдельности, которые передаются деканам. Данноеисследование может стать основой мониторинга, по-зволяющего отслеживать особенности перехода отсреднего образования к высшему, и трудности, возни-кающие у студентов-первокурсников при получениикачественного профессионального образования.
Глухова Евгения Сергеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат психологических наук, начальник психологической службы, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии | ps@mail.tsu.ru |
Краковецкая Инна Валентиновна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета, ведущий специалист по маркетингу | inna_krakov@mail.ru |
Глухова Е.С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи // Психология обучения. 2010. № 12, декабрь. С. 64-67.
Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2002. 544 с.
Глухова Е.С., Щелин И.В. Опыт работы психологической службы ТГУ в обеспечении психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса студентов младших курсов // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : Мате
Извольская А.А. Инструментарий исследования динамики адаптации студентов первого курса к обучению в педагогическом вузе // «Письма в Эммисия. Оффлайн» : Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал) июнь 2011. URL: http://www. emi
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М. : Из- дат. центр «Академия», 2005. 304 с.
Конюхова Л.А., Тер-Данилов Р.А. Адаптация студентов первого курса к вузовскому обучению. URL: http://conf.sfukras. ru/sites/mn2011/thesis/s10/s10_22.pdf
Реан А.А. Психология и педагогика: Общая психология и педагогика. Педагогика и психология личности. Личность учащегося в педагогическом процессе. Методы психолого-педагогической диагностики: учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2003. 432 с.