Интегрирующие процессы в музыкальной форме
Изучаются тематические процессы в музыке второй половины XX - начала XXI в. Автор предлагает систематику видов тематической организации и специально рассматривает один них. В центре внимания - интегрирующее развитие и форма «вариации и тема», которая используется в произведениях Р. Щедрина, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Д. Кривицкого и др. Приводятся высказывания композиторов о семантической и структурной функциях темы в данной форме. Обосновываются причины распространения интегрирующего вида тематической организации в современной музыке.
Integrative processes in musical composition.pdf В настоящей статье рассматриваются вопросы,связанные с процессами образования и функциониро-вания в музыке целостных структур. В отечественноммузыкознании они группируются вокруг взаимосвя-занных понятий, кардинальных для теории музыки,таких как тематизм - драматургия - композиция. Впервую очередь речь идет о феномене, характерномдля профессиональной европейской музыки, - музы-кальном произведении. Созданное композитором, онопредставляет собой развертывающуюся во временидинамическую целостность, обладает художествен-ным совершенством.Катаклизмы реальности вовлекают человека вдеструктивные процессы, оказывают разрушающеедействие на живой организм, психику личности. Музы-ка способна восстановить контакт с созидательнымисилами природы и окружающего мира, уравновеситьмногообразные внешние импульсы, гармонизироватьвнутренние психологические противоречия. «Феноменмузыки дан нам единственно для того, чтобы внестипорядок во все существующее» [1. С. 99]. Подобно ри-туальному заклинанию звучит для музыканта и мело-мана это высказывание, которое принадлежит выдаю-щемуся композитору - классику музыки XX в. ИгорюСтравинскому.Центральным элементом в произведениях - шедев-рах европейской музыки Нового времени является му-зыкальная тема. Воплощая сущностные черты худо-жественного образа, тема - музыкальная мысль, во-площенная в законченной форме, принадлежит областидраматургии как содержательной стороны произведе-ния. В то же время она есть воспринимаемое слухомконкретное построение, обладающее завершенностьюи целостностью, т.е. является категорией композиции,занимает ее важнейшую часть. Через экспонирование иразвитие музыкальных образов-тем осуществляетсямеханизм взаимосвязи и координации драматургиче-ских и композиционных процессов. Поэтому в изуче-нии интегративных свойств музыкальной формы осо-бую важность приобретает понятие тематической ор-ганизации.В. Медушевский, который предложил и обосновалданное понятие, определяет его как систему, «элемен-тами которой оказываются выделяемые слухом по кон-структивно-материальным признакам осмысленныекомплексы выразительных средств, функционально про-тивопоставленных друг другу» [2. С. 192]. Следова-тельно, под тематической организацией подразумевает-ся система оппозиций в музыкальном произведениивидов тематизма и способов тематического развития. Вкачестве основного элемента тематической организа-ции выступает тема, сопоставляемая с нетематически-ми участками, например, с общими формами движе-ния. Систему оппозиций определяет также степеньрельефности тематизма. Слух выделяет тему, котораяблагодаря ее яркости и впечатляющей силе воспринима-ется как главная. Важно и местоположение этой глав-ной темы (ее топология) в общем композиционном пла-не произведения.Характер тематической организации в музыкальномпроизведении в большой степени зависит от распределе-ния в нем зон структурной устойчивости и неустойчиво-сти. Используя понятия, принятые в практике компози-торов Второй венской школы, обозначим их как «твер-дые» (fest) и «рыхлые» (locker) участки. Первые - участ-ки тематической концентрации, где музыкальные темыпредставлены в их целостности, структурной завершен-ности, устойчивости. Вторые - зоны, где тематическийматериал показан фрагментарно, подвергается разработ-ке, связанной с дроблением, вычленением из темы от-дельных фраз и мотивов, их секвенцированием. Это так-же построения, где используются так называемые «об-щие формы движения», разного рода фигурации и пр.Развивая мысль В.В. Медушевского о тематическойорганизации как одной из музыкальных универсалий,определим в общем плане ее возможные виды. Рассмот-рим четыре вида тематической организации (далее ТО).Первый - основной вид ТО, сложившийся в творчест-ве композиторов Первой венской школы (Й. Гайдна,В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена), образуется логикойтрехчастной зеркальной симметрии. Он определяетсятонально-гармоническим планом, который выражаетсятриадой: устой - неустой - устой. В соответствии с нимраспределяются и композиционные функции. В боль-шинстве типовых форм венского классицизма присутст-вует оппозиция: fest - locker - fest. Этот классический,эталонный вид тематической организации обозначимT ~ T. В его основе - логика риторического высказыва-ния. Первая часть представляет собой экспонированиетемы, структурный и тональный устой; середина, разви-вающая часть - структурный и тональный неустой. Тре-тья часть - реприза основной темы, восстанавливаетструктурный устой, что способствует завершенности,законченности целого. Она выполняет объединяющую -интегративную функцию (лат. integer - целый, цельный,полный, восстановленный). Разумеется, конкретные ти-повые музыкальные формы воплощают этот вид ТО по-разному. Так, классическая сонатная форма, которая яркопредставляет его, отличается интенсивностью и сложно-стью внутритематических процессов. Ее экспозиция,построенная на динамическом сопряжении главной ипобочной партий, рассматривается как целостность болеевысокого уровня, как тема высшего порядка. Она и вос-станавливается после зоны разработки.Второй вид ТО является композиционно-драматур-гической инверсией первого вида. Его условная схема~ T ~. Крайние разделы неустойчивы в структурном итональном отношении (locker). Главная тема экспониру-ется в центре. В сравнении с первым, классическим ви-дом ТО, целесообразно определить второй вид как аклас-сический. Начало произведения со структурного неустояможет быть объяснено его вступительной функцией, чтовстречается довольно часто. Структурный неустой вконце произведения в классической музыке - большаяредкость. Размыкая целое, он придает форме открытость,создает эффект незавершенности, что для эстетики клас-сицизма нехарактерно. Распространение второго вида ТОсвязано с внедрением в музыку нериторических функ-ций. Оно происходит в музыке конца XIX - первой третиXX в. Так, в творчестве К. Дебюсси складывается специ-фический драматургический комплекс: «рождение - су-ществование - угасание», который воспроизводит сти-хийные природные процессы и воплощает аклассическоемиросозерцание. Движение к теме в первом разделе сме-няет ее изложение в центральном разделе. В последнем,третьем разделе происходит угасание, растворение тема-тической энергии. Функция завершения ослаблена.Следующие виды ТО являются двукомпонентными.Будучи производными от основного классического вида,они являются его усеченными вариантами. Третий вид«извлекает» из основного два первых компонента: T ~.Музыкальное произведение открывается экспонировани-ем яркого рельефного образа, показанного в теме, обла-дающей структурной завершенностью. Форму размыкаетструктурный неустой. Четвертый вид противоположентретьему. Драматургическая логика определяет движе-ние от неустоя к устою. От отдельных тематических эле-ментов, их разработки развитие ведет к итоговой теме-результату: ~ T.Обратим внимание на то, что в первом виде ТО цен-тральный структурно неустойчивый раздел может приоб-ретать функции как разрушения целостности, так и функ-ции подготовки репризы темы, т.е. «собирает» ее из от-дельных элементов. Впервые данная оппозиция охаракте-ризована в учебном пособии М.Ф. Гнесина «Начальныйкурс практической композиции» (оно было написано в30-е - начале 40-х гг. XX в. и переиздано в 1961 г. [3]).Будучи воспитанником петербургской композитор-ской школы, непосредственным учеником Н. Рим-ского-Корсакова, А. Глазунова, А. Лядова, М.Ф. Гне-син передает традиции новым поколениям музыкантов,обобщая и собственный многолетний педагогическиопыт. Он предлагает тренировать технику написаниясерединных, развивающих участков (т.е. участковструктурного неустоя, locker):«а) путем дифференцирования (секвентное и ими-тационное продвижение темы, расчленение на отдель-ные попевки, использование элементов темы в увели-чении, применение различного гармонического осве-щения и т.п.)
Ключевые слова
музыкальная тема,
тематическая организация,
вариация,
интегрирующее развитие,
musical theme,
theme organization,
variation,
integrative developmentАвторы
Гончаренко Светлана Сергеевна | Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки | профессор, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки | lalumiere@ngs.ru |
Всего: 1
Ссылки
Стравинский И. Хроника моей жизни. М. : Музгиз, 1963. 275 с.
Медушевский В.В. О музыкальных универсалиях // С.С. Скребков. Статьи и воспоминания. М., 1979. С. 176-212.
Гнесин М.Ф. Начальный курс практической композиции. М. : Музгиз, 1962. 216 с.
Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М. : Музыка, 1987. С. 197-199.
Валькова В.Б. Музыкальный тематизм. Мышление. Культура. Н. Новгород, 1992. С. 106-107.
Рыжкова Н.А. Проблемы индивидуализации тематизма и формы современной советской инструментальной музыке : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982.
Дьячкова Л. О некоторых чертах эволюции стиля Р. Щедрина (Третий фортепианный концерт) // Советская музыкальная культура. История, традиция, современность. М., 1980. С. 61-82.
Зив Н. Композитор в пути // Советская музыка. 1977. № 2. С. 15-20.
Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М. : Сов. композитор, 1980. 328 с.
Тараканов М. Обсуждаем Третий фортепианный концерт Р. Щедрина // Советская музыка. 1975. № 2. С. 22-31
Холопова В.Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М. : Композитор, 2000. 319 с.
Хлопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. М. : Сов. композитор, 1990 350 с.
Шуман Р. О музыке и музыкантах : собр. ст. М., 1975. Т. 1.
Серов А.Н. Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл // Избранные статьи. М. ; Л., 1950. Т. 1. С. 425-434.
Серов А.Н. Опыт технической критики над музыкою М.И. Глинки. Роль одного мотива в целой опере «Иван Сусанин» : избр. ст. М. ; Л., 1957. С. 35-43.
AMG AllMusic Guide to Classical Music. URL: http://www.answers.com/topic/istar-symphonic-variations-op-42 (дата обращения: 12.02.2012).
Гончаренко С.С. Инверсионные вариации в камерной музыке Д. Кривицкого (в печати).
Кривицкий Д. О шести сонатах для виолончели соло. Заметки композитора // Сонаты для виолончели соло. М., 1992. С. 76-81.
Кривицкий Д. О шести сонатах для гобоя соло. Заметки композитора // Сонаты для гобоя соло. М., 2000. С. 34-44.
Сидорова Е.В. Принципы художественного претворения хорала в духовных кантатах И.С. Баха : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2006.
Стребкова Е.Г. О тематической организации в хоральных кантатах И.С. Баха : дипломная работа. Новосибирск, 2003.
Стравинский И. Мысли из «Музыкальной поэтики» // Статьи и материалы. М. : Сов. композитор. С. 23-47.
Jacques Maritain (Stanford Encyclopedia of Philosophy). URL: http://agora.qc.ca/Documents/Homme-Lhmme-machine_ou_lhomme_ integgral_ par_Jacoques_Dufresne (дата обращения: 30.03.2012).