Статья посвящена феномену новых религий и Новых религиозных движений (НРД) как наиболее яркому в религиозной сфере и вызывающему множество противоречивых интерпретаций. Рассматривается история формирования новых религий XIX в. и НРД, возникших во второй половине XX в. Проводятся параллели между данными религиозными течениями. Анализируя условия современной социокультурной реальности, автор определяет характер новых форм религиозности.
Historical conditions of new religion movements formation in Russia.pdf Исторические процессы последних двух столетий, иособенно второй половины XX в., связанные с соци-ально-культурными изменениями, безусловно, проде-монстрировали ошибочность прогнозов и ожиданиймногих мыслителей, предрекавших уход религии надальний план в обществе и ее закономерное отмирание.Концепция секуляризации как постепенного процессаугасания религии оказалась не в состоянии объяснитьвсплеск интереса к религиозным исканиям, особенносреди молодого поколения, что нашло свое отражениев распространении новых религиозных движений иисследований «десекуляризации». Возникновение иразвитие новых религий в большей части мира обычноотносят к XIX в., а 60-70 гг. XX в. часто характеризуюткак время религиозного ажиотажа.В данной статье рассмотрим историю формирова-ния новых религиозных движений и попытаемся про-анализировать взаимозависимость между социокуль-турными изменениями и тенденциями в религиознойсфере.Как отмечают западные и отечественные исследо-ватели, «возникновение и распространение новых ре-лигий до сих пор остается незавершенным процессом вистории религии. Многие конфессии, которые нынеимеют за своими плечами уже длительную историю,тоже когда-то были новыми религиями, и проходилопорою немало времени от момента их возникновениядо стадии консолидации и признания, позволявшего имсамим представить уже как нечто завершившее своюсобственную историю» [1. С. 250]. Возникновение лю-бого нового течения не происходит без связи с тем, чтосуществовало ранее (философские и религиозные сис-темы). Даже если учитель, мессия, гуру или пророкговорит о новом откровении, так или иначе он долженрефлексировать относительно бывших верований егопоследователей и того, как соотносятся новые и старыесистемы мировосприятия и объяснения реальности.Возникновение религии тесно связано с условия-ми, которые существуют в это время в социуме, по-скольку религия хоть и достаточно закрытая система,в то же время она существует в обществе, «обязана»соответствовать онтологии социокультурного про-странства. С другой стороны, новые религиозныесмыслы и символы, в свою очередь, оказывают влия-ние на социальные тенденции. Протестантская этика,как известно, способствовала формированию новогомышления, которое провоцировало поиск успеха вобычном, повседневном мире (М. Вебер). Как жеформировались НРД, каковы были социокультурныеусловия для этого?Новые религии XIX в., предшественники НРД, воз-никали как реакция на изменения в обществе, развитиенауки, их духовных лидеров не удовлетворяли объяс-нения традиционных религий и уже достаточно инсти-туционализированных протестантских деноминаций.Прагматизму, позитивизму, материализму, которыеначинали усиливаться уже в то время, необходимо бы-ло найти достойный ответ.Распространение христианства по всему миру при-водило также к тому, что различные религии, соприка-савшиеся с «библейским» посланием, должны былименять закостеневшие к XIX в. формы, реагировать наиное понимание сакрального, поскольку старые объяс-нительные системы уже не удовлетворяли «потребите-лей» духовных смыслов. Анабаптисты, АдвентистыСедьмого Дня, Свидетели Иеговы, Церковь ИисусаХриста Святых последних дней, религия Бахай, Сэкайкюсэй, Омото, Тэнри, Каодай и др. относятся к числуновых религии, формировавшихся в данном ключе.Происходило также обращение к традициям своейстраны, осуществлялись попытки восстановить утра-ченное и забытое, например, гапу-религия, возникшая в1825 г. на Гавайях, тука-религия, известная на островахФиджи с 1873 г., религия пай-марир, называемая такжегау-гау в Новой Зеландии.В русле Ислама в 1844 г. сформировалась религия ба-бистов, которые затем частично перешли в религию Ба-хай, ведущую свою историю с 1863 г., когда состоялосьоткровение ее основателя Баха-у-ллаха. Движение «Мис-сия Ахмадии» также сформировалось в русле Ислама.Можно назвать и новые религии, возникшие в Японии ипроисходящие из Нишеренской школы [1. С. 255].В России новые религии к концу XIX - началу XX в.набирали силы, приживались западные течения, по-прежнему функционировали отечественные религиоз-ные группы: молокане, хлысты, иконоборцы. Интелли-генция увлекалась различными оккультными практика-ми, гаданием, спиритизмом, «восточными» техниками,некой квазирелигией, по сути всем тем, что сейчас при-сутствует в СМИ. В любом книжном магазине можнокупить пособия по астрологии, магии, фен шуй, духов-но-оздоровительным практикам и пр. Новые религиоз-ные движения второй половины XX в. формировались вновых исторических условиях. Формирование НРД вРоссии происходило по той же схеме, что и в США иЕвропе в 1960-1970-е гг. После Второй Мировой войныв обществе произошло разочарование в великих идеях,так называемых метанарративах.Прогресс, связанный с научно-техническими дос-тижениями, имел не только положительные последст-вия. Отчуждение труда усилилось и трансформирова-лось в самоотчуждение личности, «бегство от свобо-ды». Одиночество в толпе, индивидуализации, унифи-кация и прочие феномены современности опровергали«золотые» идеи прошлых эпох [2]. Вытесненные свет-ской идеологией религиозные институты в самых раз-ных странах создали вакуумы, поскольку ни однаидеология полностью не решала вопросы предельныхсмыслов о назначении жизни и смерти, Абсолюте и пр.Плюрализм идей, конвергенция разных культур иглобализация привели к их взаимному обмену и обо-гащению, в связи с этим сформировалось огромноеколичество синкретичных движений, объединяющихсамые разные сферы: Церковь Объединения, ЦерковьСаентологии, различные практики нового века, парана-учные течения, стремящиеся к синтезу с наукой и пр.Духовная недостаточность ощущалась довольноостро, например, в США возникло мощное движениеконтр- или субкультур, в которых молодежь выражаланедовольство политикой властей, призывала к миру,использовала девиантные формы самореализации -ЛСД и прочие наркотики. Приехавшие на Запад гуру изразных стран мира тогда выглядели как спасители.Возник новый феномен - мода на религию. Это бы-ло достаточно сильно проявлено в России, когда быв-шие партийные деятели крестились или стали увле-каться идеями различных околорелигиозных направле-ниями. Такие слова, как «карма», «йога», «фен шуй»,«чакра», «астральное тело», «реинкарнация» стали из-вестны всем, и незнание их в некоторых ситуацияхмогло вызвать недоумение, об этом свидетельствуютнаши эмпирические исследования НРД в Сибирскомрегионе.Релятивизм современности привел к формированиюновых течений, различных сатанистских групп, кото-рых, например, в сравнительно небольшом городеТомске в конце 1990-х гг. насчитывалось четыре, об-щей численностью около 400 человек. Появились орга-низации, предлагающие дипломы по самым разнымпаранаучным направлениям: парапсихологии, кармап-сихологии, экстрасенсорике, медицине биополей.В России, как мы уже отмечали, во многом отечест-венные движения копировали опыт западных НРД1960-1970-х гг. После ослабления государственногоконтроля новых организаций и религий в СССР с сере-дины 1980-х гг., и даже ранее, начали проникать мис-сионеры уже оформившихся на западе НРД.Различные протестантские движения и течения, воз-никшие в их русле, неориенталистские движения и ре-лигиозные группы «отечественного производства» бы-ли свежим предложением для нашего общества, устав-шего от контроля и морали, которой большинство неследовало на практике. Общество Сознания Кришнывело передачи на радио, руководители встречались спредставителями органов власти (например, Сан МенМун, учителя РОСК), на улицах звучали мантровыепения людей в шафрановых одеждах, культурные ивежливые иностранцы в черных костюмах предлагалиизучать английский, в дома стучались люди с Библией,в магазинах стали появляться книги о всех культах ми-ра, о магии в бизнесе и менеджменте и т.д.Многие НРД имели проблемы с регистрацией, но снаступлением 1990-х гг. началось постепенное вхожде-ние новых движений в юридическое и социокультурноепространство России. Участники НРД в самом началевоспринимались как чудаки. С появлением антикульто-вых (антисектантских) движений (АКД), которые рас-пространяли только негативную информацию о НРД вСМИ, все нетрадиционные для России объединения ста-ли воспринимать в обществе как «страшные секты».Подобное было и на Западе и, вероятно, будет происхо-дить везде, где появляется непонятный новый феноменрелигиозного толка (например, христиане в I в.).Антисектанты обвиняли НРД во всех грехах, осо-бенно после событий вокруг «Аум Сенрике» 1995 г.Представители НРД обращались в суд, иногда побеж-дая, иногда не опровергая данные о себе. В XXI в. ростколичества НРД остановился или происходит оченьмедленно, поэтому гипотеза о том, что новые религиизаполонят Россию, не подтверждается. К концу первогодесятилетия XXI в. накоплено немало исследований,которые рисуют достаточно объективную картину фе-номена НРД, но и теперь научная информация сталки-вается с политическими интересами в СМИ и на кон-ференциях разного толка.Рассмотрим, как развивалась история некоторыхНРД в России. Чтобы закрепиться на новом простран-стве, многие НРД вели активную проповедь, чем ипривлекали внимание общественности, используя приэтом всевозможные каналы.Например, представители «Сахаджа-йоги», буддий-ского нетрадиционного для многих областей России те-чения «Карма-кагью», РОСК, центра Шри Чинмоя и дру-гие акцент делали на проведении публичных, образова-тельных или культурных мероприятий с приглашениемучителей, параллельно распространялись книги и мате-риалы учения, открывались центры, проводились пуб-личные лекции. Активно стали использовать Интернет,где сейчас можно найти любую информацию о религиях.В НРД люди приходят и уходят. Возникает ситуа-ция, когда человек попал на курсы, получил необходи-мое и ушел, не став религиозным человеком или чле-ном какой-либо группы (70% участников НРД выходятиз движений в течение месяца). Это опровергает мно-жество стереотипов относительно НРД, освобождаяобщество от мифов и предрассудков.Например, Церковь Последнего Завета (Виссарио-на) - специфичное российское НРД - развивалась каклюбая религиозная группа, имеющая своей целью бы-тие в общине. После первой проповеди в 1991 г.С.А. Тороп объявил о создании единой религии мира.Администрация Курагинского района в ответ на пред-ложение от инициативной группы о создании экологи-ческого поселения выделила 250 гектаров земли в рай-оне горы Сухая и озера Тиберкуль. Медики, работникиискусства, агрономы и представители самых разныхсоциальных групп отправились на строительство об-щины «Город Солнца». В последнее время во многихгородах России и не только появились последователиданного движения, организовываются общины, откры-ваются центры. В определенные периоды для движенияхарактерны эсхатологические настроения, последний«конец света» должен был быть в 2007 г. [3].Движение «Звенящие кедры России» не имеет четкойструктуры, объединяет небольшое количество людей,следующих учению В.Н. Мегре, представленному в кни-гах «Анастасия». Гармония с природой как одна из цен-тральных идей, которая возможна в родовых поселени-ях, где на каждого человека выделяется около 1 га, объ-единяет самых разных людей с конца 1990-х гг.С одной стороны, это люди, обеспокоенные эколо-гией, с другой - стремящиеся к саморазвитию, гармо-низации души с Космосом, единым полем земли и т.д.На протяжении последнего десятилетия на территорииРоссии появляются различные поселения, например, вКалужской, Новосибирской, Владимирской, Тульской,Курганской областях, в Краснодарском крае, Хакасии.На наш взгляд, число подобных поселений в дальней-шем будет расти, но скорее всего для большинства при-влекательными станут не околорелигиозные, а соци-альные и экологические идеи.Различные относительно новые для России христи-анские движения: Церковь Евангельских христиан-баптистов, Адвентисты Седьмого Дня, Церковь ИисусаХриста Святых последних дней, Свидетели Иеговы,Евангельские христиане (пятидесятники), ЦерковьПрославления, различные христианские общины с дру-гими названиями - все они достаточно закрепились внашей стране на данный момент. Поскольку населениеРоссии как привычные воспринимает идеи Библии иХриста, в отличие от, например, неизвестной для мно-гих Бхагават-гиты, их распространение не вызвало со-циальной напряженности, так как в массовом сознаниинет ясного видения отличий одного христианского те-чения от другого. Многие пожилые люди ходят в са-мые разные НРД, не понимая, что это нечто другое,чем то, во что верили их родители.Таким образом, можно увидеть, что в современномроссийском обществе к концу XXI в. сформировалосьбольшое количество НРД. Многие из них развивались,как и любые традиционные религии в начале своегосуществования. Особенности формирования НРД свя-заны со спецификой среды современного изменчивогосоциума, которая заключается в том, что под религиейчеловек за последние два столетия стал понимать нечтоиное. Исторические условия меняются, и вместе с нимитрансформируются формы современной религиозно-сти, которые стремятся к синтезу с другими сферами -наукой, медициной, становятся мироориентированны-ми. НРД формируются как экономические сетевыеструктуры, некоторые напоминают социальные движе-ния, партии, клубы любителей духовного. Возникаеттакой феномен, как «внехрамовая религиозность», ккоторой можно отнести астрологию, магию, паранаукуи пр. Возможно, процесс секуляризации в современно-сти будет означать переход от храмовой и структури-рованной религиозности к свободной и индивидуали-зированной, синкретичной, что в целом соответствуетэпохе поиска свободы, отстаивания прав и при этомрастущего плюрализма и релятивизма.
Флаше Р. Новые религии // Петер Антес. Религии современности. История и вера / пер. с нем. С. Червонной. М. : Прогресс-Традиция, 2001. С. 250-278.
Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2007. 304 с.
Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России: религиоведческий анализ. М. : МГУ, 2006. 467 с.
Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. проф. К. Каариайнена, проф. Д.Е. Фурмана. М. : Летний сад, 2000. С. 116-
Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ / Российская академия наук. Институт философии. М. : Институт философии РАН, 2010. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/ library/bal/index (дата обращения: 10.09.2010).
Баркер А. Новые религиозные движения. СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2005. 282 с.
Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М. : Философская книга, 1998. 296 с.