Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.)

Анализируются боевые действия советской авиации по отражению превосходящих воздушных сил Германии. Рассматривается процесс завоевания Военно-воздушными силами Красной армии господства в воздухе и дается оценкаих боевых действий в период коренного перелома в ходе войны и на завершающем ее этапе.

Achieving air superiority by Soviet air fleet during World War II (1941-1945).pdf Война застала Военно-воздушные силы Красной ар-мии в стадии организационной перестройки. Итогом мо-дернизации стала децентрализация управления и подчи-нение различным инстанциям общевойскового командо-вания. Это в значительной мере затрудняло маневр и мас-сированное применение авиации на важнейших направ-лениях боевых действий [1. C. 65]. Авиационный паркзападных пограничных округов располагал только1 540 современными самолетами, в то время как против-ник имел почти 5 000 самолетов новых конструкций. Ис-пользуя внезапность и численное преимущество, немец-кое командование в первый же день войны, утром22 июня 1941 г., воздушным налетам подвергло 26 аэро-дромов Западного, 23 - Киевского, 11 - Прибалтийскоговоенных округов. Военно-воздушные силы Красной ар-мии потеряли за этот день 1 200 самолетов, из которых738 было уничтожено на аэродромах Западного особоговоенного округа. Советским летчикам удалось совершитьв это день только 6 тыс. самолето-вылетов и сбить свыше200 самолетов противника.Отражая превосходящие воздушнее силы противни-ка, советская авиация несла большие потери. Только вБелорусской оборонительной операции, в период с 22.06по 9.07.1941 г., среднесуточные потери боевых самоле-тов составили 99 машин. Всего же за 18 дней боев былопотеряно 1 777 самолетов [2. C. 368]. Советские летчикине дрогнули в боях. Уже 22 июня 1941 г. они шестна-дцать раз таранили фашистские самолеты [3. C. 25]. Ре-шительность и самоотверженность личного составаКрасной армии, в том числе и Военно-воздушных сил,были вынуждены признать даже бывшие фашистскиегенералы и офицеры - авторы книги «Мировая война1939-1945 гг.». Они писали: «...потери немецкой авиа-ции не были такими незначительными, как думали неко-торые… За период с 22 июня по 15 июля 1941 г. немец-кие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за периодс 6 по 19 июля - 477» (Цит. по: [4. C. 11]).Командованию Красной армии в первые 18 днейвойны удалось привлечь к боевым действиям всю совет-скую авиацию, которая совершила более 47 тыс. са-молето-вылетов. За три месяца оборонительных боевсоветскими летчиками было уничтожено около1 600 самолетов противника [5. C. 74]. Готовясь к за-хвату Москвы, вермахт в начале октября 1941 г. сосре-доточил на московском направлении мощную группи-ровку войск. На этот раз противник превосходил в си-лах три советских фронта (Западный, Резервный иБрянский), державших здесь оборону: у него было в1,4 раза больше людей, в 1,7 раза - танков, в 1,8 раза -орудий и минометов, в 2 раза - самолетов. Оценивсложившуюся обстановку на подступах к Москве,Ставка ВГК приказала командующему ВВС Краснойармии организовать 11-12 октября массированные уда-ры по вражеским аэродромам. Выполняя эту задачу,авиация Северо-Западного, Западного, Брянского иЮго-Западного фронтов уничтожила большое количе-ство немецких самолетов.С 5 по 8 ноября операция по уничтожению немецкихсамолетов на аэродромах повторилась. На этот раз со-ветское командование, сосредоточив под Москвой около1 000 самолетов, создало количественное превосходствонад противником в воздухе. К участию в операции былипривлечены военно-воздушные силы Калининского,Западного, Брянского фронтов, 81-я дивизия дальнейбомбардировочной авиации и авиация Московской зоныобороны. Мощным ударам были подвержены 28 враже-ских аэродромов, а 12 и 15 ноября - еще 19 аэродромовнемецко-фашистской группировки, на которых былоуничтожено 88 самолетов [6. Т. 4. C. 104].Начатое в ноябре наступление немецко-фашистскихвойск закончилось провалом. Военно-воздушные силыфронтов за два месяца совершили более 51 тыс. самоле-то-вылетов, из них 14% - на воздушное прикрытие сто-лицы. К началу декабря впервые завоевали оперативноегосподство на московском направлении, потеряв в пери-од с 30.09 по 5.12.1941 г. 293 боевых самолета, имея вналичии после этого 860, а противник - немного более600 самолетов. Летом и осенью 1942 г. центр борьбы загосподство в воздухе переместился на южное крылосоветско-германского фронта. Между Волгой и Дономразвернулись ожесточенные воздушные бои. В отдель-ные дни проходило по 60-70 воздушных схваток, в ко-торых участвовало до 100-120 самолетов. Фашистскаяавиация имела на 1 мая численное превосходство надсоветской в 1,5 раза [7. C. 197, 368].Создание в мае - июне воздушных армий (ВА) обес-печило гибкость и оперативность управления. В резервеСтавки ВГК в летнее-осенний период сформировалисьтри армии. В сентябре - октябре они были переформи-рованы в 11 смешанных и однородных корпусов, пять изкоторых убыли в октябре - ноябре на фронт. Количест-венный и качественный рост фронтовой авиации позво-лил повысить напряженность ее действий в 1,5 раза посравнению с зимней наступательной кампанией 1941-1942 гг. На сталинградском направлении немецкая авиа-ция имела превосходство над советской более чем в двараза. 8-я ВА, противостоящая ей, имела 454 самолета, втом числе 74 ночных бомбардировщика. В боевых дей-ствиях вместе с частями армии участвовали до 150-200 дальних бомбардировщиков и 60 самолетов-истребителей авиационной дивизии ПВО страны [6. Т. 5.С. 158]. В Сталинградской наступательной операции, впериод с 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 г., советскаяавиация потеряла 706 боевых самолетов (среднесуточ-ные потери составляли 9 машин), а противник - около3 000 самолетов [8. С. 704].Этот перелом под Сталинградом в борьбе за господ-ство в воздухе получил дальнейшее развитие на Кубани изавершился летом 1943 г. под Курском. В день началанаступления войск Северо-Кавказского фронта с цельюразгромить таманскую группировку противника (29 апре-ля) советские летчики произвели 1 308 самолето-вылетов.В этот же день враг потерял 74 самолета в воздушныхбоях. И еще 7 самолетов - от огня зенитной артиллерии.В последующие дни напряжение борьбы в воздухе воз-росло на порядок. Над участком фронта (25-30 км) в деньпроисходило до 40 воздушных боев, в каждом из которыхс обеих сторон участвовало 50-80 самолетов. За 12 дней(29 апреля - 10 мая) только в результате воздушных боевпротивник потерял 368 самолетов. Советская авиацияполностью захватила инициативу. Однако удержать ее неудалось. Противник сумел сосредоточить в короткийпромежуток времени (с 26 мая по 7 июня) около1 400 самолетов. Добившись тем самым численного пре-восходства (в 1,5 раза) в авиации, противник вновь захва-тил инициативу в воздухе.Воздушные сражения на Кубани, длившиеся с пере-рывом около двух месяцев, по числу воздушных боев иколичеству участвовавших в них самолетов были са-мыми крупными из всех предшествующих операций. С17 апреля по 7 июня 1943 г. советская авиация уничто-жила 1 100 самолетов противника [6. Т. 6. С. 108].Этим самым она еще больше укрепила свое положениев воздухе. Немецко-фашистское командование не сми-рилось с этим. Готовясь к наступлению в районе Кур-ской дуги, оно постепенно стягивало туда наиболеебоеспособные авиационные соединения.Ставка ВГК, готовя Вооруженные силы к летне-осенним сражениям 1943 г., придавала очень большоезначение завершению борьбы за стратегическое господ-ство в воздухе и дезорганизации сосредоточения немец-ко-фашистских войск на курском направлении. К началуКурской битвы в войсках советских фронтов было2 172 самолета. Фронтовая авиация на курском направ-лении усиливалась дивизиями и корпусами резерва Вер-ховного Главнокомандования. Из 18 авиационных кор-пусов, находившихся на фронтах, и 4 корпусов резерваСтавки к июню 1943 г. здесь находилось 13. Истреби-тельные части получали в большом количестве новыесамолеты, которые по сравнению с основным типомнемецкого истребителя Ме-109ф имели лучшую манев-ренность и более высокую горизонтальную скорость.В воздушной операции приняли участие шесть воз-душных армий - 1-я Западного, 15-я Брянского, 16-яЦентрального, 2-я Воронежского, 17-я Юго-Западногои 8-я Южного фронтов. 1-я воздушная армия нанесламассированный удар по пяти крупным аэродромам, втом числе в районе Сещи и Брянска. Из-за удаленностиместа базирования из состава 15-й ВА в нанесенииудара по аэродромам в районе Орла участвовали дваавиационных полка. Авиационные соединения 16-й ВАуничтожали самолеты на пяти аэродромах в районахОрла, Навли. 254 самолето-вылета по шести аэродро-мам, главным образом харьковского аэродромного уз-ла, совершили летчики 2-й ВА. Два аэродрома бомбилиавиаполки 17-й, и три - части 8-й ВА. Всего советскиеВВС в первом массированном ударе подвергли воздей-ствию 17 вражеских аэродромов. Противник, застигну-тый врасплох, не смог оказать организованного проти-водействия и потерял 194 самолета на аэродромах и21 боевую машину в воздушных боях. Урон, причи-ненный советской авиации, составлял 21 самолет. По-вторные удары по неприятельским аэродромам нано-сились днем 6, утром 7 и 8 мая [9. С. 176]. Достигнутыерезультаты обеспечили улучшение воздушной обста-новки в советских войсках на центральном и южномучастках фронта. Однако силы немецко-фашистскойавиации не были сломлены.По решению Ставки ВГК в первой половине июнябыла проведена вторая воздушная операция ВВС. Кней привлекались силы трех воздушных армий фрон-товой авиации (1-й, 15-й и 2-й) и бомбардировочныесоединения авиации дальнего действия. Боевые дейст-вия начались 8 июня, вечером. Достигнуть полной вне-запности удара по аэродромам немецкой авиации неудалось. Противник учел опыт майских действий со-ветских ВВС и держал противовоздушную оборону вполной боевой готовности. Успеха добились те воз-душные армии, которые наносили удары большимигруппами и выделяли значительные авиационные силыдля подавления средств ПВО врага. Так, 1-я ВА нанес-ла удар по аэродрому Сещи 111 самолетами, более по-ловины которых были выделены для подавления зе-нитной артиллерии и борьбы с истребителями против-ника. Гитлеровцы потеряли на аэродроме и в воздуш-ных боях 35 самолетов.В последующие дни по аэродрому Сещи нанеслиудар 160, а по аэродрому Брянска 113 самолетов этой жевоздушной армии. Ими было сожжено и повреждено наземле 76 и сбито в воздухе 14 немецких самолетов.Авиация дальнего действия в течение трех ночей бом-била аэродромы в Сеще, Брянске, Орле, Олсуфьеве, Ка-рачеве, Запорожье, Сталино, Боровском, Клинцах(3 360 самолето-вылетов). Всего за три дня воздушнойоперации, с 8 по 10 июня, было подвергнуто воздейст-вию 28 вражеских аэродромов. Общими усилиямифронтовой авиации дальнего действия было уничтоженои выведено из строя свыше 245 самолетов противника.2 июня немецко-фашистская авиация совершилаповторный, более крупный дневной налет на железно-дорожный узел Курск. В нем участвовало 543 самоле-та, в том числе 424 бомбардировщика. Для их перехва-та были подняты в воздух 280 истребителей 16-й и2-й ВА фронтовой авиации и 106 истребителей101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Кпротиводействию была привлечена и зенитная артил-лерия Курской группы противовоздушной обороны.Первый вражеский эшелон в составе более 130 бом-бардировщиков и 30 истребителей сопровождения былвстречен истребителями 16-й ВА с орловского направ-ления. В результате атак истребителей было сбито58 немецких самолетов. К железнодорожному узлу про-рвались лишь отдельные бомбардировщики. Во второми третьем эшелонах противника шли 120 бомбардиров-щиков и 55 истребителей сопровождения. Против нихбыло поднято 86 советских истребителей, которые сби-ли 34 неприятельские машины. В четвертом и пятомэшелонах летели 167 бомбардировщиков и 14 истреби-телей. Эти два эшелона шли к Курску с обоянского на-правления на больших высотах (6-7 тыс. м). Для отра-жения налета советское командование привлекло205 истребителей. Однако им не удалось перехватитьвсе группы вражеских бомбардировщиков. Около стамашин прорвались к Курску, нанесли удар по железно-дорожному узлу и вывели его из строя на 12 часов. Заэтот сравнительно небольшой успех враг заплатил высо-кую цену. За день боев на подступах к Курску и непо-средственно над городом он потерял 145 самолетов. По-тери советской авиации составили 27 истребителей.В результате ожесточенной борьбы за стратегиче-ское господство в воздухе весной и в начале лета1943 г. мощь немецко-фашистской авиации была по-дорвана. Ее потери на советско-германском фронте сапреля по июнь составляли около 3,7 тыс. самолетов.Она уже утрачивала стратегическую инициативу в воз-духе, но всеми силами старалась удержать ее. Борьба сновой силой развернулась в начале июля 1943 г., когданемецко-фашистские войска перешли в наступление накурском направлении. За трехмесячный период подго-товки к Курской битве авиация фронтов и резерваСтавки совершила на центральном участке фронта бо-лее 42 тыс. боевых самолето-вылетов, а авиация даль-него действия - 6 506. Силы 6-гo и 4-го немецких воз-душных флотов, действовавших на курском направле-нии, к началу июля 1943 г. были значительно ослабле-ны. Битва под Курском, в которой противник потерял3 700 самолетов, явилась завершающим этапом в борь-бе за господство советской авиации в воздухе в страте-гическом масштабе [6. Т. 7. С. 131-133].После поражения в летних операциях 1943 г. про-тивник оказался неспособным восполнить урон в само-летном парке, и особенно в летном составе на советско-германском фронте. К концу 1943 г. авиационная груп-пировка противника насчитывала 3 073 боевых самоле-та. В результате побед, одержанных советской авиациейи зенитной артиллерией зимой и весной 1944 г., вермахтпотерял около 5 тыс. самолетов. К началу Белорусскойоперации в войсках 4 фронтов, которым предстояло еевыполнить, насчитывалось 5 300 боевых самолетов, упротивника - 1 350. Советская авиация на 23.06.1944 г.превосходила по численности самолетов немецкуюавиацию почти в 4 раза. Чтобы ослабить авиагруппиров-ку противника в Белоруссии, авиация дальнего действияеще за 6-10 суток до начала наступления провела воз-душную операцию по уничтожению немецких самоле-тов на аэродромах. В течение 4 ночей начиная с 13 июня1944 г. были подвергнуты сильным ударам 8 основныхаэродромов, на которых базировалось около 60% воз-душного флота [10. C. 45, 47, 51].Военно-воздушные силы Советского Союза вступилив 1945 г. в зените своего могущества. Они превосходиливоздушный флот вермахта более чем в 3 раза [6. Т. 10.С. 449]. При завершении освобождения Польши совет-ская авиация 2 фронтов: 1-го Белорусского и 1-го Ук-раинского, привлекаемых в этих целях, имела5 000 самолетов, а противник - 630. Таким образом, со-отношение самолетов в полосе наступления двух фрон-тов было в пользу советских войск - 7,9:1. Массирова-ние авиации заключалось в том, чтобы с ее помощьюпутем разгрома фашистской группировки в Польше соз-дать благоприятные условия для нанесения решающегоудара по Берлину. Группировка советской авиации трехфронтов, которые привлекались к проведению Берлин-ской операции, состояла из трех воздушными армий:4-й ВА 2-го Белорусского, 16-й ВА 1-го Белорусского и2-й ВА 1-го Украинского фронтов. Кроме того, к опера-ции привлекались 18-я ВА, ВВС войска Польского. Об-щая численность авиации в Берлинской операции со-ставляла 7 500 боевых самолетов, в том числе 297 поль-ских. Немецкая авиация в районе Берлина имела около2 тыс. самолетов, в том числе 70% истребителей. В Бер-линской операции советские истребители провели1 317 воздушных боев, в ходе которых сбили 1 132 не-мецко-фашистских самолета и уничтожили 100 самолетовпротивника непосредственно на аэродромах. Потери со-ветской авиации в этой битве составили 917 самолетов.В третий период войны (1944 - 8 мая 1945 г.) всеоперации Сухопутных войск проводились в обстановкегосподства в воздухе советской авиации, но напряжен-ная борьба с ВВС противника продолжалась до полно-го разгрома фашистской Германии. Авиация противни-ка потеряла более 21 тыс. самолетов, советские вой-ска - 8 611 самолетов [10. C. 119-120]. Таким образом,борьба за господство в воздухе составляла важнейшуючасть всей вооруженной борьбы Советского Союзапротив немецко-фашистской Германии. Советскаяавиация уничтожала авиацию противника в воздухе,поражала самолеты на аэродромах, подавляла средствауправления авиацией, выводила из строя взлетно-посадочные полосы, уничтожала склады авиационныхгорюче-смазочных материалов и другие средства обес-печения боевых действий.

Ключевые слова

Военно-воздушные силы, война, господство в воздухе, потери самолетов, air force, war, hostilities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щербин Николай МакаровичИнститут истории СО РАН; Музей СО РАН (г. Новосибирск)кандидат исторических наук, зав. сектором; директорSchchNM@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Скоморохов Н.М. Развитие оперативного искусства в годы Великой Отечественной войны и значение опыта войны для современности // Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М. :
Гриф секретности снят: Потери Вооруженных сил СССР в войсках, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование / под общ. ред. Г.В. Кривошеева. М. : Воениздат, 1993.
Тимохович И.В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М. : Воениздат, 1976.
Ефимов А.Н. Роль советских Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне // Роль Военно-воздушных сил в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг. (По материалам IX военно-научной конференции ВВС). М. : Воениздат, 1986.
Военно-исторический журнал. 1966. № 10.
История Второй мировой войны. 1939-1945 : в 12 т. М. : Воениздат, 1975-1982.
Яковлев Н.Н. Жуков. М. : Молодая гвардия, 1992.
Военно-энциклопедический словарь. М. : Воениздат, 1996.
Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / предс. ред. комиссии С.И. Руденко. М. : Воениздат, 1968.
Военно-воздушные силы Красной армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки. Новосибирск : Новосибир. кн. изд-во, 2009.
 Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Завоевание советской авиацией господства в воздухе в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия