Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия преступности в сфере незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия преступности в сфере незаконной миграции

Рассматривается вопрос о необходимости совершенствования уголовно-правовых и криминологических основ противодействия преступности в сфере незаконной миграции. Показаны проблемы теории и практики противодействия организации незаконной миграции. Анализируется конструкция состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ. Сформулированы авторские предложения, направленные на повышение эффективности мер противодействия незаконной миграции путем применения комплекса мероприятий, включая совершенствование законодательства, упорядочение миграционной политики.

Criminal law and criminology bases for combating crimes in illegal migration.pdf Демографическая ситуация, сложившаяся в Россиив результате проведения реформ 80-90-х гг. прошлогостолетия, оказала существенное влияние на социаль-ную и экономическую жизнь нашего общества. Каче-ственно изменилась и миграционная политика госу-дарства. Россия превратилась из закрытой страны вактивного участника международного миграционногообмена.Существенное значение при этом имели географи-ческое расположение России, более прочное экономи-ческое положение по сравнению с другими странамиСодружества Независимых Государств (СНГ) и неко-торыми странами дальнего зарубежья, демократизацияобщественно-политической жизни, реализация консти-туционного принципа свободы передвижения, «про-зрачность» границ с государствами-участниками СНГ,а также преобразования российского рынка труда, свя-занные с расширением частного сектора, активизациейиндивидуальной трудовой деятельности.Еще в 2003 г. российский ученый Ю.А. Архиповотмечал, что изменения, произошедшие в РоссийскойФедерации в экономической, политической и социаль-ной сферах, сделали нашу страну «наиболее прини-мающей страной не только на постсоветском простран-стве, но и в Европе» [1. С. 34].Несмотря на прилагаемые усилия, показатели не-законной миграции в России остаются высокими. Поэкспертным оценкам, в Российской Федерации нахо-дятся порядка 10,2 млн мигрантов с неурегулирован-ным правовым статусом, т.е. не имеющих законныхоснований для нахождения и трудовой деятельностина территории нашей страны. Сохранение условийдля незаконной миграции рассматривается в Страте-гии национальной безопасности Российской Федера-ции до 2020 г. как одна из угроз национальной безо-пасности.Незаконная (внешняя) миграция - это въезд в оп-ределенную страну, пребывание на ее территории ивыезд с ее территории иностранных граждан и лицбез гражданства с нарушением законодательства,регулирующего порядок въезда, пребывания, тран-зитного проезда и выезда иностранных граждан;произвольное изменение ими своего правового по-ложения в период нахождения на ее территории, атакже выезд с территории страны ее граждан с на-рушением законодательства, регулирующего поря-док их выезда [2. С. 10].Под противодействием незаконной миграции сле-дует понимать деятельность органов государственнойвласти:а) по предупреждению незаконной миграции, в томчисле по выявлению и последующему устранениюпричин и условий, способствующих совершению про-тивоправных деяний в сфере миграции (профилактиканезаконной миграции);б) выявлению, пресечению правонарушений в сферемиграции;в) минимизации и (или) ликвидации нежелатель-ных последствий, связанных с незаконной миграцией[3. С. 24].По мнению М. Маггерамова, под противодействи-ем незаконной миграции следует понимать комплексмер контроля за въездом, выездом, транзитом и пре-быванием иностранных граждан и лиц без гражданст-ва на территории принимающей страны и пресечениянезаконной миграции путем определения правовогоположения и соответствия целей въезда иностранныхграждан и лиц без гражданства, прибывающих илинамеревающихся прибыть в государство, в том числена постоянное место жительства, в поисках убежища,для занятия трудовой деятельностью, а также сле-дующих транзитом в третьи государства [4. С. 5].Этот комплекс включает в себя совокупность уголов-но-правовых и криминологических мер предупрежде-ния преступлений.Уголовно-правовые меры представляют собойкомплексную деятельность, базирующуюся на уго-ловном законе, осуществляемую субъектами, обла-дающими полномочиями по применению уголовногозакона [5. С. 16].Для расширения правовых мер противодействия не-законной миграции Федеральным законом от 28 декабря2004 г. № 187-ФЗ Уголовный кодекс Российской Феде-рации был дополнен ст. 322.1, предусматривающей от-ветственность за организацию незаконного въезда в Рос-сийскую Федерацию. Однако состояние борьбы с пре-ступлениями, совершаемыми в данной сфере, и по сейдень остается в целом неудовлетворительным.По сведениям ГИАЦ МВД России, шесть лет про-тиводействия организации незаконной миграции уго-ловно-правовыми мерами характеризуются следующи-ми статистическими данными: в 2005 г. было возбуж-дено 340 уголовных дел, из них окончено производст-вом с направлением в суд 202; в 2006 г. - соответст-венно 969 и 556; в 2007 г. - соответственно 684 и 423; в2008 г. - соответственно 1441 и 1174; в 2009 г. - соот-ветственно 1251 и 1049; в 2010 г. - соответственно1003 и 367.Несмотря на массовую концентрацию мигрантов внекоторых регионах, привлекающих развитой эконо-микой, огромными возможностями для трудовой дея-тельности и благоприятными условиями пребывания,факты выявления организации незаконной миграцииносят единичный характер.Так, например, в Ульяновской области за указанныйпериод зарегистрировано всего одно преступление рас-сматриваемой категории, которое затем расследовано инаправлено в суд (2011 г.).Данные показатели свидетельствуют о том, чтоуголовно-правовой механизм противодействия не-законной миграции должным образом не срабаты-вает.Можно предположить, что причиной тому явля-ется не вполне удачная законодательная конструк-ция ст. 322.1 УК РФ. А неточность определений вуголовно-правовых нормах, в свою очередь, влечетза собой нарушение принципа неотвратимости нака-зания.В целях повышения эффективности борьбы с пре-ступностью в сфере организации незаконной миграциинеобходимо внести изменения и дополнения в ст. 322.1УК РФ.Так, в названии статьи «Организация незаконноймиграции» термин «миграция» следует заменить натермин «иммиграция», поскольку ст. 322.1 УК РФ рег-ламентирует только такие действия, как въезд, пребы-вание и транзит, и не распространяется на незаконныйвыезд с территории Российской Федерации - эмигра-цию. И, следовательно, термин «мигрант» заменитьтермином «иммигрант».Далее, по смыслу содержания статьи уголовно нака-зуемой признается организация незаконного въезда, ноне перемещения по морю и воздуху, не пешеходногоперехода либо другого перемещения, что не в полноймере отвечает требованиям практики противодействиятаковым преступлениям.В описаниях общественно опасного деяния зако-нодатель не учел некоторые аспекты российской дей-ствительности. Принимая во внимание распростра-ненность коррупции в России, очевидно участие ввышеупомянутом виде противоправной деятельностизначительного числа должностных лиц, использую-щих при этом свои служебные полномочия, что такжене нашло своего отражения в анализируемом составепреступления.Криминологические меры предупреждения пре-ступности в сфере незаконной миграции также требуютобновления правового обеспечения. В настоящее времяэти вопросы регулируются более чем в трех десяткахфедеральных законов и в более ста указах Президента,постановлениях Правительства РФ и других норматив-ных правовых актах.Разрозненность правовой базы приводит к тому,что:- изданные в разное время нормы зачастую несо-гласованны, деятельность субъектов их применениянескоординированна, допускается дублирование функ-циональных обязанностей;- отсутствуют объективно необходимые законы,четко определяющие основания применения мер про-филактики к мигрантам, границы допустимого вторже-ния государства в сферу прав мигрантов;- отсутствует четкий механизм реализации некото-рых норм, что приводит к тому, что эти нормы факти-чески не работают [5. С. 20].В связи с этим назрела необходимость совершенст-вования законодательства, регулирующего вопросы всфере противодействия преступности мигрантов. По-скольку деятельность в данной области требует специ-ального регулирования, обусловленного большим объ-емом регулируемых общественных отношений, специ-фикой объектов воздействия, целесообразно не тольковнести изменения и дополнения в нормативные акты,но и произвести их кодификацию в Миграционном ко-дексе РФ.Большим шагом вперед стало бы принятие Феде-рального закона «Об иммиграции в Российской Феде-рации», который был бы способен содействовать реа-лизации основных принципов и целей иммиграционнойполитики и в том числе упорядочению политики в от-ношении незаконной миграции.Особую актуальность приобретает унификация исближение внутригосударственных миграционных за-конодательств, создание национальных и межгосудар-ственных структур с целью координации усилий вборьбе с незаконной миграцией.Необходимо также развивать фундаментальные на-учные исследования, касающиеся социально-экономи-ческих, юридических, психологических основ регули-рования миграционных процессов, проводить монито-ринг и научное прогнозирование миграционной обста-новки у нас в стране.Целесообразно использовать опыт зарубежных го-сударств по предотвращению и пресечению незакон-ной миграции, представляющей угрозу национальнойбезопасности Российской Федерации. Правовое регу-лирование миграционных процессов таких государств,как Германия, Великобритания, США и Канада, пред-ставляет наибольший интерес с точки зрения возмож-ности его использования для совершенствования рос-сийского законодательства и правоохранительнойпрактики.Позиция государства по вопросу регулирования ми-грации и организации иммиграционного контроля натерритории Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу определилась в Концепции регулированиямиграционных процессов в Российской Федерации.Основным и приоритетным направлением регулирова-ния внешней иммиграции в Россию было определенообеспечение контроля за иммиграционными процесса-ми в Российской Федерации.Функционирование этой системы предполагаетзатраты многомиллионных бюджетных средств, вчастности, на административное выдворение и де-портацию.Между тем в Концепции не предусмотрены направ-ления по выработке механизма легализации и натура-лизации незаконных иммигрантов, хотя это может ока-заться не менее эффективным, но менее затратнымсредством управления. В западных странах (США,Франция, Италия, Греция и др.) активно применяютсятак называемые амнистии для незаконных иммигран-тов, и этот опыт можно использовать в российскойпрактике.К числу важнейших направлений формированияновой миграционной политики можно отнести введе-ние визового режима со странами СНГ и заключениедвусторонних межправительственных соглашений дляобеспечения социальных прав граждан, работающих вдвух странах; облегчение процедур получения граж-данства для некоторых категорий граждан.Совершенствование борьбы с незаконной миграциейуголовно-правыми и криминологическими мерами пре-дупреждения преступлений в итоге будет способствовать:- усилению борьбы с экстремизмом, терроризмом,незаконным оборотом наркотиков;- сокращению совершения различных видов обще-уголовных преступлений, в том числе на националь-ной, религиозной, расовой и этнической почве;- соблюдению работодателями законодательства обохране труда на производстве и повышению качествапроизводимой продукции;- поддержанию баланса рынка труда и пресечениюдеятельности теневых структур.В целом же это будет способствовать снижению уг-розы национальной безопасности Российской Федера-ции и защите прав и интересов российских граждан ииммигрантов.

Ключевые слова

незаконная миграция, противодействие, иммиграция, эмиграция, миграционное законодательство, illegal immigration, emigration, immigration legislation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ларионов Илья АндреевичНациональный исследовательский Томский государственный университет; Томский областной судаспирант кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Юридического института; помощник судьи, надзорная инстанцияi.a.larionov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Архипов Ю.А. Миграционная ситуация и её влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. М., 2003. 143 c.
Иллюк А.А. Криминологические аспекты противодействия преступности незаконных мигрантов в Российской Федерации с учетом международных миграционных процессов: опыт и проблемы : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 31 c.
Орешина Н.И. О мерах по координации деятельности государственных органов некоторых зарубежных стран, направленной на противодействие незаконной миграции // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 1. 26 c.
Магеррамов М.А. Нелегальная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана) : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 22 c.
Нежибецкая И.Е. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с преступностью мигрантов в России : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 200 c.
 Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия преступности в сфере незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия преступности в сфере незаконной миграции | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия