Несмотря на фиксируемое в уголовной статистике значительное снижение регистрации преступлений несовершеннолетних, учеными отмечается латентность данного вида преступности и ухудшение его качественных характеристик. Групповой характер преступности несовершеннолетних обусловливает необходимость активизации работы по переориентации и разобщению предкриминальных и преступных групп несовершеннолетних. К сожалению, данная работа зачастую ведется по остаточному принципу. Далеко не всеми субъектами профилактики в полной мере осознается важность данного направления профилактической деятельности.
Reorientation and dissociation of precriminal and criminal groups of juveniles.pdf Зарегистрированная преступность несовершенно-летних в Российской Федерации в последние годы де-монстрирует устойчивую тенденцию к снижению.Темп снижения количества расследованных преступ-лений, совершенных несовершеннолетними и при ихсоучастии, составил в 2010 г. по отношению к 2005 г.47,7%; удельный вес в общем числе расследованныхпреступлений снизился с 8,4% в 2006 г. до 5,5% в2010 г. [1. С. 51]. Однако исследователи также отмеча-ют повышение удельного веса несовершеннолетних,совершающих насильственные преступления, а такжепреступления, относящиеся к категории тяжких и осо-бо тяжких (Я.И. Гилинский), рост удельного веса несо-вершеннолетних в организованных преступных груп-пах и преступных сообществах (А. Салагаев) [2. С. 4].Предупреждению возникновения преступных группнесовершеннолетних могут способствовать образова-тельные, воспитательные и иные меры.Не вызывает сомнения, что исключительного вни-мания к себе требуют предкриминальные группы под-ростков. Игнорирование факта существования данныхгрупп может привести к перерастанию их в преступ-ные. Изменения направленности группы можно до-биться при помощи так называемого метода «времен-ных уступок», когда удовлетворяются групповые при-тязания при определенных условиях. Например, членынеформальных групп претендуют на право собиратьсявместе, слушать музыку, кататься на мотоциклах и т.д.Однако при этом обязательным условием для реализа-ции подобных форм досуга должно стать, например,соблюдение общественного порядка, уважение прав,свобод и законных интересов граждан.Минимизация или ликвидация отрицательноговлияния микросреды, усиление внимания семьи, обра-зовательных и досуговых учреждений к организациисвободного времени несовершеннолетних могут спо-собствовать предупреждению возникновения предкри-минальных групп несовершеннолетних. Особого вни-мания заслуживает роль семьи и городской школы.Наибольшего успеха можно добиться, если семья за-интересована в решении возникшей проблемы. При этомнемаловажным является наличие эмоционального кон-такта с ребенком в семье. К сожалению, следует конста-тировать, что все изученные нами несовершеннолетниепреступники проживали в семьях, которые по тем илииным критериям можно отнести к неблагополучным.Работа по разобщению и переориентации групп несо-вершеннолетних с отклоняющимся поведением должнастать прерогативой образовательных учреждений, зада-чей которых является оказание позитивного влияния насубкультуру сложившихся между учениками отношенийв целях устранения их конфликтности со сверстниками ипедагогами. Так, Л.М. Прозументов обоснованно утвер-ждает, что «объектом предупреждения органов милициимогут быть не все антиобщественные группы несовер-шеннолетних, а только те, члены которых нарушают нор-мы прав: преступные группы и криминогенные» [3.С. 61]. С.Н. Михайлова указывает, что городская школапризвана выстраивать учебную и воспитательную работус учащимися таким образом, чтобы они после занятийбыли заняты полезными делами в школе, так как это не-сомненно будет препятствовать формированию группнесовершеннолетних асоциальной направленности, чле-нами которых часто становятся несовершеннолетние, ненашедшие себе места в коллективе школы, занятий впредлагаемых ею видах деятельности [4. С. 12].Совершенно недопустимой представляется практи-ка раннего общения с полицией несовершеннолетних,допускающих нарушения моральных норм, даже еслиих поведение свидетельствует о наличии у них агрес-сивности, склонности к разрешению конфликтов на-сильственным путем, так как это может сделать их не-восприимчивыми к мерам воздействия, сформироватьна это агрессивную реакцию.К сожалению, данная точка зрения разделяется невсеми. Игнорируется тот факт, что посещение школысамо по себе не решает профилактических задач. Кро-ме того, практика построения профилактической рабо-ты в отношении несовершеннолетних в изученном на-ми регионе - Кемеровской области - пошла по путипривлечения к ранней профилактической работе со-трудников милиции (полиции).Так, распоряжением администрации Кемеровскойобласти от 28.01.2002 г. № 48-р с 01 января 2002 г. вштаты ГУВД по Кемеровской области было введено100 единиц старших инспекторов по делам несовер-шеннолетних ОВД Кемеровской области по работе вшколах с учащимися закрепленных в губернаторскихучебных заведениях и общеобразовательных школахчисленностью 1 тыс. и более учащихся. В областномбюджете было предусмотрено финансирование на этицели. Инициативу Губернатора поддержали главы го-родов и районов области. В результате во всех ОВД погородам и районам Кемеровской области в ПДН былисозданы специализированные группы инспекторов поделам несовершеннолетних по работе в образователь-ных учреждениях с учащимися.В подтверждение обоснованности введения данногоинститута в Кемеровской области представителямиГУВД по Кемеровской области приводятся следующиеданные: в целом по Кемеровской области с 2002 по2009 г. включительно общее число несовершеннолет-них, совершивших преступления, сократилось на53,7%, из них учащихся - на 30,2%; на 48% (с 1123 до584) снизилось число несовершеннолетних 14-15-лет-них преступников; по итогам 2009 г. в результате орга-низации школьными инспекторами милиции работы поранней профилактике безнадзорности и правонаруше-ний количество преступлений, совершенных учащими-ся образовательных учреждений, в которых закрепленышкольные инспекторы милиции, сократилось на 15,7%.Анализируя эффективность данного института, сле-дует отметить, что среди школьников количество под-ростков особой категории традиционно незначительно.Так, Н.И. Остапенко отмечает, что на одну школу при-ходится по три подростка-правонарушителя. Предпри-нимаются попытки возложить на инспектора обязанно-сти, отнесенные к компетенции педагога. Имеют местофакты, когда директора школ передают инспекторампо делам несовершеннолетних докладные записки учи-телей о плохом поведении детей на уроке, пропускезанятий, неопрятном внешнем виде [5. С. 29, 30]. Та-ким образом, можно утверждать, что введение должно-стей инспекторов в конечном итоге может способство-вать еще большему отстранению педагогов от воспита-тельной работы в школах.Возможности образовательных учреждений в осу-ществлении непосредственного предупреждения пре-ступлений несовершеннолетних снижаются, так как вданных ситуациях речь идет о подростках, совершив-ших преступления. Однако образовательные учрежде-ния «в тесном взаимодействии с другими органами(комиссиями по делам несовершеннолетних и защитеих прав и подразделениями по делам несовершенно-летних ОВД) должны попытаться изменить среду об-щения несовершеннолетних, а следовательно, воздей-ствовать на выбор друзей» [3. С. 38].Практика свидетельствует, что работу по выявле-нию преступных групп несовершеннолетних, смешан-ных преступных групп, а также установлению их лиде-ров ПДН осуществляет как во время проведения меро-приятий общей, так и индивидуальной профилактики, аименно:1) при проведении разъяснительной работы средиучащихся, их родителей, педагогических коллективов вобразовательных учреждениях города;2) при проведении рейдов и операций; припатрулировании территории; при проверках объектов(дискотек, баров, подростковых клубов и т.п.);3) при установлении доверительных отношений сгражданами и должностными лицами - представи-телями системы профилактики; особое внимание - приустановлении «контактов» с бывшими участникаминеформальных группировок;4) при работе с задержанными несовершен-нолетними, особенно во время проведения массовыхгородских, спортивных и культурных мероприятий;5) при работе с подучетным элементом;6) при изучении и проверке материалов СМИ.Работа с преступными группами должна проводить-ся по общепризнанной методике разобщения и пере-ориентации членов указанной группы: развенчаниеавторитета лидера, переориентация интересов членовгруппы, изоляция лидера и активных членов группы.Практические работники констатируют, что в настоя-щее время работа с группами ведется по остаточномупринципу. Существенным недостатком является отсутст-вие закрепленной на законодательном уровне обязанно-сти по проведению работы с преступными группами.Наиболее реальной профилактической задачей в настоя-щее время продолжает оставаться разобщение предкри-минальных и преступных групп, которое происходит подвлиянием внутренних и внешних обстоятельств. К разру-шению группы ведут прежде всего: усиление недовольст-ва в группе в связи с разделением выполняемых в группефункций; уменьшение эмоциональной удовлетворенно-сти в группе; ослабление межличностных связей в группе;обесценивание групповых норм и ценностей; общая не-удовлетворенность деятельностью группы; стремлениеотдельных членов перейти в другую группу.Как правило, несовершеннолетние из преступныхгрупп изымаются путем использования ситуации внут-ригруппового конфликта или оказания воздействияглавным образом на родителей, чтобы они оградилинесовершеннолетнего от влияния группы, изменилиместожительство. Однако последний вариант возможентолько в том случае, когда родители адекватно воспри-нимают сложившуюся ситуацию, в семье установленэмоциональный контакт с ребенком.Кроме того, поскольку в настоящее время в силуобъективных и субъективных причин очень часто пе-реориентировать преступные группы бывает невоз-можно, необходимо активно создавать досуговые уч-реждения для несовершеннолетних, способные заинте-ресовать последних и предложить им достойную аль-тернативу преступному образу жизни. К сожалению, внастоящее время создание и функционирование досу-говых учреждений зависит исключительно от заинте-ресованности местных властей и не рассматриваетсякак проблема и общегосударственная задача.Следует также учитывать, что работа по переориен-тации преступных групп несовершеннолетних требуетбольшого профессионального мастерства, глубоких со-циально-психологических, психолого-педагогических иправовых знаний, организаторских способностей, на-стойчивости и других морально-волевых качеств. Обуспешности этой работы можно будет говорить, еслипрактические работники будут направлять свои усилияне на подавление и разрушение групп, а на искоренениепричин и условий, их порождающих [6. С. 335].В практической деятельности можно встретить при-меры успешной переориентации преступных групп не-совершеннолетних, но следует отметить неустойчивостьподобных групп и отсутствие стойких преступных уста-новок у их участников. Так, инспектором ПДН школы№ 14 г. Новокузнецка была выявлена преступная группав составе учащегося школы Ивана Ч. и учащегося ПУ-11Дмитрия Ф., которые совершили кражу компьютерныхдисков из магазина. Разобщить преступную группу непредставлялось возможным, так как подростки прожи-вают в одном подъезде и дружат с детства. С целью пе-реориентации группы школьный инспектор привлеклаИвана к работе отряда ЮДМ. Кроме того, обоим подро-сткам были выданы направления на бесплатные занятияв спортивном клубе «Горизонт». Подростки увлеклисьбодибилдингом. В районных соревнованиях Иван занял1-е место. В результате группа была снята с учета поисправлению, Иван успешно окончил областную кадет-скую школу милиции г. Кемерово.И.П. Башкатов обоснованно утверждает: для тогочтобы нейтрализовать деятельность уже скомпоновав-шейся группы криминогенной направленности, необхо-димо прежде всего: выявить наиболее авторитетныхсреди подростков лиц, изучить их биографию; изучитьих направленность, интересы и склонности, роли, в ко-торых они выступают в различных видах деятельности(учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.д.); осуще-ствлять за поведением лидеров постоянный контроль ипо возможности включать в общественно значимые ви-ды деятельности, убеждать в неправомерности занимае-мой позиции, в некоторых случаях - привлекать к руко-водящей работе с подростками; проводить постояннуювоспитательную работу с членами группы с целью от-рыва их от лидера и нейтрализации его влияния; посте-пенно вводить в группу положительно направленныхподростков с целью разрушения группы изнутри. С этойцелью можно перегруппировывать сформированныезвенья, бригады, отделения и т.д., изымая из них членовнеформальных групп и прививая с помощью новых уча-стников позитивное содержание деятельности группы.Однако применять этот прием нужно осторожно. Суще-ствует опасность, что группа «перевоспитает» этогокандидата в асоциальном плане или совершит расправунад ним. Необходимо вести постоянную воспитатель-ную работу с лидерами групп, побуждая их к изменениюсвоих взглядов, позиций, аморального поведения; нахо-дить способы развенчания лидеров в глазах других под-ростков, подрывать их авторитет [6. С. 372-373].Работа с лидером имеет особое значение, так какименно лидер в большой степени обладает теми каче-ствами, которые для данного коллектива являются зна-чимыми. Если способствовать выдвижению в лидерынесовершеннолетних с более высокими морально-интеллектуальными ценностями, то тем самым можнодобиться переориентации или разрушения группы.В Кемеровской области в качестве своеобразнойальтернативы преступным группам рассматривается иосуществляется создание и функционирование отрядовюных друзей милиции (полиции).На 01.01.2010 г. в области насчитывалось более400 ученических объединений, созданных по инициати-ве школьных инспекторов милиции, из них около 300отрядов юных друзей милиции. Куратором и наставни-ком каждого ЮДМ является школьный инспектор поделам несовершеннолетних. Эти отряды создавалисьспециально для пропаганды правовых знаний в школь-ной среде. Эффективнее, когда подростки сами пытают-ся разобраться в основах права, а затем доносят своизнания до одноклассников. Члены отрядов юных друзеймилиции принимают участие в рейдовых мероприятияхпо охране правопорядка в школе и на ее территории,дежурят на общешкольных праздниках, проводят раз-личные мероприятия среди учащихся по пропагандеправовых знаний и здорового образа жизни. В 2010 г.ЮДМовцы помогли милиционерам раскрыть несколькоуличных преступлений, совершенных вблизи школ. Какправило, юным помощникам милиции приходилосьиметь дело с грабителями, которые отбирали сотовыетелефоны у школьников. Благодаря грамотным действи-ям ребят из отрядов ЮДМ эти преступления удалосьраскрыть на месте. Однако вышеперечисленным дея-тельность данных отрядов не ограничивается. Так, вшколе № 28 г. Киселевска 27 ноября 2002 г. состоялосьоткрытие созданного по инициативе школьного инспек-тора милиции отряда ЮДМ «Шанс» в количестве18 человек. Главная цель его создания - дать шанс осту-пившемуся подростку найти правильную дорогу в жиз-ни, помочь ему справиться с жизненными трудностями«переходного периода» и вредными привычками.Целесообразной является разработка и организацияфункционирования в образовательных учреждениях,специализированных учреждениях для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной реабилитации,специальных тренинговых групп, в которых участни-ков предкриминальных и преступных групп несовер-шеннолетних обучали бы общению, повышали культу-ру их взаимоотношений.Проведение воспитательной работы по переориента-ции групп и отдельных ее членов не исключает необхо-димости проведения оперативно-профилактической ра-боты по изобличению лиц, совершивших преступленияв этих группах, в том числе и взрослых, подстрекающихнесовершеннолетних к совершению преступлений, во-влекающих их в антиобщественный образ жизни, ихизоляции, изъятию запрещенных в обороте предметов.Кроме того, для обеспечения эффективности про-филактической работы с преступными группами несо-вершеннолетних необходимо внести в ст. 21 Федераль-ного закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонару-шений несовершеннолетних» (ред. от 03.12.2011 г.)изменения, касающиеся закрепления обязанности ПДНосуществлять профилактическую работу в отношениипреступных групп несовершеннолетних.
Преступность и правонарушения (2006-2010) : ст. сб. М., 2011. 180 с.
Прозументов Л.М. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 154 с.
Прозументов Л.М. Административно-правовое предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Томск : Пеленг, 2001. 88 с.
Михайлова С.Н. Социально-криминологическая роль городских образовательных школ в раннем предупреждении преступности несовершеннолетних : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2007. 20 с.
Остапенко Н.И. Перспективы и проблемы развития института школьных инспекторов милиции // Российский следователь. 2007. № 13. С. 28-30.
Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 416 с.