Представлена методико-практическая технология построения самостоятельных занятий физической культурой у мужчин зрелого возраста с использованием средств футбола, гимнастики и легкой атлетики. Основная цель таких занятий - улучшение физического состояния и здоровья занимающихся. Применение разработанной методико-практической технологии является эффективным средством повышения уровня функционального состояния и физической подготовленности.
Independent occupations by physical culture at men at the age from 36 till 44 years.pdf Процесс старения населения в развитых странахмира и в России создает сложную демографическуюпроблему, поэтому вопрос о сохранении высокой рабо-тоспособности и продлении активной жизни являетсясегодня актуальным. По мнению специалистов, этомуможет способствовать широкое использование средствоздоровительной физической культуры (ФК). В на-стоящее время данная проблема решается в рамкахприоритетной задачи массового спорта в России - при-влечение максимально возможного количества людейзрелого возраста к регулярным оздоровительным заня-тиям ФК [1, 2].Среди различных форм ФК особое место занимают са-мостоятельные занятия. Самостоятельный выбор и внесе-ние изменений в соответствии с конкретными обстоятель-ствами в содержание, продолжительность занятий, их ор-ганизацию, а также использование физических упражне-ний (ФУ), которые соответствуют индивидуальным инте-ресам, - это положительные стороны данной формы орга-низации ФК. Однако не все владеют необходимыми дляэтой деятельности знаниями, умениями организовать ипровести самостоятельные тренировочные занятия ФК [3].Важно помнить, что только рациональное исполь-зование ФУ замедляет процесс старения, приводит кповышению работоспособности, существенному улуч-шению физического и психического состояния [4]. Вэтой связи особую значимость приобретают задачи,связанные с разработкой структуры тренировочныхзанятий, подбором эффективных средств и методовоздоровительно-кондиционной тренировки для людейзрелого возраста.Цель исследования: совершенствование методико-практических навыков самостоятельных занятий физи-ческой культурой у мужчин в возрасте от 36 до 44 лет.Методы и организация исследования. В качествеметодов исследования мы использовали анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюде-ние, педагогический эксперимент, анкетирование, пе-дагогическое тестирование (нагрузочная проба Кото-ва - Демина, пульсометрия, батарея тестов для оценкифизической подготовленности), методы математиче-ской статистики. В эксперимент было вовлечено12 мужчин в возрасте от 36 до 44 лет основной меди-цинской группы. Основная трудовая деятельность рес-пондентов - обеспечение безопасности и соблюдениевнутриобъектового режима Томского филиала ОАО«ТГК-11». Педагогическое исследование было прове-дено в три этапа.На первом этапе (сентябрь 2010 г.) был проведентеоретический анализ научно-методической, медицин-ской и педагогической литературы по физическомувоспитанию, организации самостоятельных занятийФУ и самоконтролю, состоянию здоровья и физиче-ской подготовленности лиц зрелого возраста; органи-зованы предварительные педагогические наблюдениясамостоятельных занятий ФК и выявлены ошибки;отобраны и систематизированы методы, формы изуче-ния и решения задач опытно-экспериментальной рабо-ты, разработаны протоколы наблюдений; проведеныиндивидуальные собеседования для оценки знаний вобласти ФК.На втором этапе (октябрь - ноябрь 2010 г.) на ос-новании имеющихся теоретических данных и результа-тов предварительного педагогического наблюдениябыли внесены изменения в структуру самостоятельныхзанятий ФК и разработана методико-практическая тех-нология их построения.На третьем этапе (декабрь 2010 г. - апрель2012 г.) апробирована технологическая модель по-строения самостоятельных занятий ФК. Для оценкиэффективности было проведено тестирование физиче-ской подготовленности и функционального состоянияорганизма, организованы повторные собеседования дляоценки субъективных знаний в области ФК.Первичное педагогическое наблюдение само-стоятельных занятий ФК у мужчин в возрасте от 36до 44 лет. Для оценки знаний занимающихся былипроведены индивидуальные собеседования. Вопросызатронули такие аспекты знаний, как общие понятия вобласти ФК и спорта, самоконтроль в тренировочномпроцессе, правильное питание и восстановление послефизической нагрузки (ФН). По итогам собеседованийбыло выявлено, что самым сложным для респондентовоказался вопрос о функциях ФК и спорта, ни один недал на него правильного ответа. Многие (8 человек,или 67%), не видят разницы между ФК и спортом.Большинство респондентов осведомлены в вопросах натему питания, восстановления после ФН и работы сер-дечно-сосудистой системы (ССС), однако ни один изних не использует имеющихся теоретических знаний всвоей жизни, все сослались на нехватку времени, от-сутствие не только режима питания, но и привычкивести здоровый образ жизни, а также собственнуюлень. Вызвал затруднение и один из заключительныхвопросов о максимальной частоте сердечных сокраще-ний (ЧССmax). Все респонденты не знали, как рассчи-тать эту величину. Таким образом, собеседования по-казали в основном удовлетворительный уровень субъ-ективных знаний в области ФК и спорта, а по несколь-ким вопросам неудовлетворительный.Самостоятельные занятия ФК проходили 2 раза в не-делю (вторник, четверг) в одно и то же время. Каждоезанятие начинали с подготовительной части (разминка),которая включала 10-15-минутный бег, беговые и обще-развивающие упражнения на месте или в движении, чтозависело от погодных условий. После разминки перехо-дили к игре в мини-футбол, которая длилась 50-60 мин.С точки зрения теории и методики ФВ и спорта в про-ведении самостоятельных занятий ФК в наблюдаемойгруппе были организационно-методические ошибки:- нарушена структура построения занятия (отсутст-вует заключительная часть);- недостаточно времени отведено подготовительнойчасти ФК (≈20 мин);- в разминку не включены специальные подготови-тельные упражнения.При любой форме организации занятий ФК оченьважен систематический контроль. Интенсивная ФН,особенно во втором периоде зрелого возраста, можетповлечь ухудшение состояния здоровья (особенно приналичии отклонений) или привести к нежелательнымтравмам. Функциональное состояние - важное условиеопределения адекватного двигательного режима иоценки его эффективности. Самый простой и доступ-ный всем способ - пульсометрия. У всех занимающих-ся отмечен незначительный спад ЧСС к концу занятияи долгий период восстановления после (рис. 1). ЧСС напике ФН во время основной части занятия у всех рес-пондентов составила 85-100% максимального значе-ния, что говорит о высокой интенсивности нагрузки.Относительные результаты исследования ЧСС у всехзанимающихся находятся в одних пределах.Время, минРис. 1. Динамика ЧСС во время самостоятельного занятия ФК и в период восстановления до педагогического экспериментаДля оздоровительных целей, как правило, рекомен-дована ФН в пределах I и II зон интенсивности (до 80%ЧССmax). Нагрузки большей интенсивности (80-100%ЧССmax) являются привилегией спорта и требуют дос-таточно высокого уровня подготовленности. ЗначенияЧССmax имеют зависимость от возраста и определяетсяпутем вычитания возраста из 220. В наблюдаемойгруппе это значение находится в диапазоне от 178 до185 уд/мин. Для повышения тренированности ССС ис-пользуется нагрузка интенсивностью 60-80% ЧССmax.Рекомендуемый диапазон оптимальной ЧСС в наблю-даемой группе составляет от 107 до 148 уд/мин. Итак,ФН - это воздействие на организм занимающихся ФУ,способствующих повышению функциональных воз-можностей; эта величина должна регулироваться пообъему и интенсивности. Интенсивность и объем вы-полняемой нагрузки зависят от возраста и подготов-ленности занимающихся. Очень малая нагрузка в I зоне(до 60%) не способствует повышению результатов исовершенствованию физических качеств. Слишкомбольшая (предельная) нагрузка может привести к сни-жению результатов, перенапряжению и ухудшениюздоровья. От правильного планирования нагрузки прииндивидуальных занятиях зависит состояние здоровьязанимающихся.Анализ структуры и содержания самостоятельныхзанятий ФК показал наличие организационно-методических ошибок и низкий уровень методико-практической грамотности занимающихся. В рамкахнастоящего педагогического исследования представле-но следующее технологическое построение самостоя-тельных занятий (рис. 2).Краткое содержание методико-практической тех-нологии построения самостоятельных занятий ФК умужчин в возрасте от 36 до 44 лет. Цель: улучшениефизического состояния и здоровья занимающихся.Задачи:1) совершенствование физических способностей за-нимающихся;2) укрепление и сохранение здоровья;3) сохранение и повышение уровня общей работо-способности.Средства: комплекс общеразвивающих и специ-альных упражнений из различных видов спорта.Методы: общепедагогические и специфические.Инвентарь и оборудование: футбольные мячи.Рис. 2. Методико-практическая технология построения самостоятельных занятий ФКМетодические особенности. Реализация основных за-дач осуществлялась на комплексных тренировочных заня-тиях с использованием ФУ, взятых из легкой атлетики,гимнастики и футбола. Занятия проводились по общепри-нятой схеме, состоящей из трех частей: подготовительной,основной и заключительной. ФУ, особенно в подготови-тельной части занятия, подбирались с учетом всесторонне-го воздействия на основные мышечные группы, опорно-двигательный аппарат и функциональные системы.Анализ структуры занятия ФК. Подготовительнаячасть самостоятельного занятия ФК, продолжительностькоторой составляет 30-35 мин, включала общеразви-вающие и специальные ФУ. В комплексы общеразви-вающих упражнений были включены различные вариан-ты ходьбы в сочетании с движениями головы, плеч, руки туловища, бег в медленном темпе в сочетании с махо-выми движениями, бег в среднем темпе до 1 500 м. Спе-циальные ФУ - это ведение мяча правой и левой ногой,удары по мячу, передача мяча в парах, тройках и т.д. Вэтой части занятия ФУ распределены в следующем со-отношении: ходьба и ее различные варианты - 5-7%времени, бег и беговые упражнения - 60-70%, специ-альные ФУ - 23-35%. Основная часть тренировочногозанятия составляет 50-60 мин. Все время было отведенодля игры в мини-футбол по общепринятым правилам.Заключительная часть тренировочного занятия состав-ляет 15-20 мин. Здесь использовались бег в медленномтемпе до 400-500 м, упражнения на восстановление ды-хания и расслабление, упражнения на растягивание.Дозирование ФН. В подготовительной части само-стоятельного занятия ФК оптимальный диапазон ЧСС100-111 уд/мин, в основной - до 148 уд/мин, в заклю-чительной - не более 100 уд/мин.Оценка эффективности применения разработан-ной методико-практической технологии построениясамостоятельных занятий ФК у мужчин в возрасте от36 до 44 лет. Для оценки эффективности применения раз-работанной методико-практической технологии былопроведено текущее наблюдение за самочувствием и ди-намикой основных функциональных показателей (ЧСС,АД), переносимостью нагрузок в естественных условияхтренировочных занятий, физической подготовленностью.Для достоверной трактовки результатов тестированиябыли соблюдены одинаковые основные условия и методыисследований.Функциональное состояние организма. При анализеданных функционального тестирования (нагрузочнаяпроба Котова - Демина) выявлены статистически зна-чимые различия между показателями, полученными вначале и конце педагогического эксперимента (табли-ца). Данные тестирования после педагогического экс-перимента статистически значимо улучшились. В це-лом результаты пробы после педагогического экспери-мента свидетельствуют об увеличении ЧСС не болеечем на 5% по сравнению с исходным уровнем, систо-лическое артериальное давление (АДс) увеличилось на5-10 мм рт. ст., в то время как диастолическое давле-ние (АДд) уменьшилось на 1-5 мм рт. ст. Такая нормо-тоническая реакция говорит о правильной приспособ-ляемости ССС к ФН и наблюдается в состоянии хоро-шей подготовленности. У всех занимающихся восста-новительный период продолжался не более 3 мин.Значения адаптационного потенциала также изме-нились (см. таблицу): у 75% (9/12) занимающихся(1,98 ± 0,13) усл. ед. (4 балла), у оставшихся - (2,37 ±0,15) усл. ед. (3 балла). Таким образом, у большинствамужчин произошло изменение уровня адаптации влучшую сторону (до педагогического эксперимента увсех занимающихся выявлено функциональное напря-жение адаптационных механизмов).При регистрации ЧСС на ФН во время и после занятия,у всех занимающихся отмечены положительные измене-ния: снижение ЧСС к концу и период восстановления неболее 3 мин (рис. 3). Относительные результаты исследо-вания ЧСС у всех занимающихся находятся в одних и техже пределах. ЧСС на пике ФН во время основной частитренировочного занятия у всех занимающихся составиладо 80% ЧССmax, что говорит об адекватной ФН.Результаты педагогического тестирования до и после педагогического экспериментаТест До эксперимента После экспериментаФункциональное состояниеПроба Котова - ДеминаЧСС, уд/мин 63 ± 6 60 ± 3*АДс, мм рт. ст. В покое 129 ± 9 127 ± 2*АДд, мм рт. ст. 61 ± 8 59 ± 3*ЧСС, уд/мин 98 ± 11 92 ± 5*После нагрузки, 1-я мин восстановления АДс, мм рт. ст. 142 ± 8 135 ± 6*АДд, мм рт. ст. 61 ± 8 58 ± 4*Адаптационный потенциал (2,45 ± 0,18) усл. ед. / 3 балла 7255%% ((93//1122)) ((12,,9387 ±± 00,,1135)) уусслл.. еедд.. // 43 ббааллллааФизическая подготовленностьТест Купера, м 2 516,7 ± 276,6 2 762,5 ± 199,0*Наклон вперед с гимнастической скамьи, см 5,7 ± 4,5 7,3 ± 3,6*Поза Ромберга 1, с 8,8 ± 2,9 11,3 ± 3,4** p ≤ 0,05.Время, минРис. 3. Динамика ЧСС во время самостоятельного занятия ФК и в период восстановления после педагогического экспериментаФизическая подготовленность. Результаты тести-рования физической подготовленности представлены втаблице. Различия между показателями физическойподготовленности были статистически значимыми:общая выносливость (тест Купера), гибкость (наклонвперед с гимнастической скамьи) и статическая коор-динация (поза Ромберга 1).Заключение. ФК является одним из факторов, ока-зывающих положительное влияние на трудовую дея-тельность человека в современном производстве и орга-низацию здорового досуга. Особое место среди форморганизации ФК занимают самостоятельные занятия [5].Технология таких занятий должна осуществляться в со-ответствии с методическими принципами ФВ (трехчаст-ное построение занятия). Методико-практическую гра-мотность респондентов можно оценить как неудовле-творительную, а в проведении самостоятельных занятийФК выявлены организационно-методические ошибки.Применение разработанной методико-практическойтехнологии построения самостоятельных занятий ФК умужчин в возрасте от 36 до 44 лет является эффектив-ным средством повышения уровня функциональногосостояния и физической подготовленности. По итогампроведенного педагогического эксперимента можнозаключить, что статистически значимо улучшились ре-зультаты функционального тестирования (проба Кото-ва - Демина), расчетные значения адаптационного по-тенциала, данные пульсометрии, результаты тестирова-ния общей выносливости, гибкости и статической коор-динации.
Капитанов Сергей Николаевич | Национальный исследовательский Томский государственный университет | студент факультета физической культуры | kap050777@gmail.com |
Кабачкова Анастасия Владимировна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры | avkabachkova@gmail.com |
Шилько Виктор Генрихович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры | vshilko@mail.ru |
Гаврилов Д.Н., Романова Е.Е., Малинин А.В. Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3. С. 9-12.
Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 6-14.
Лихачев О.Е., Жуков А.Н., Павлова О.П. Рекреационные занятия спортивными играми с мужчинами зрелого возраста // Теория и практика физической культуры. 2005. № 7. С. 46-48.
Педагогические и организационные особенности двигательного режима людей зрелого и пожилого возраста / Д.Н. Гаврилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. С. 44-47.
Шилько В.Г., Гусева Н.Л. Физическое воспитание студентов на основе организации общественно-самодеятельных форм физкультурно- спортивной работы в вузе // Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 25-28.