Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики

Представлены историографические аспекты гражданского воспитания, охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, описана модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики.

Model of civic education of children-orphans by means of museum pedagogics.pdf Социально-исторические процессы последнего де-сятилетия и последовавшая за ними девальвация ду-ховных ценностей оказали негативное влияние на об-щественное сознание и выявили зависимость успешно-го решения многих жизненных проблем от уровнясформированности гражданской позиции у подрас-тающего поколения.В связи с этим приоритетным направлением и состав-ной частью образовательного процесса становится нрав-ственное, гражданско-патриотическое воспитание, яв-ляющееся неотъемлемой составляющей процесса социа-лизации личности, цель которого - воспитание духовно инравственно здоровой творческой личности, неразрывносвязывающей свою судьбу с будущим родного края,страны, знающей и уважающей ее историю, традиции.Вопросы гражданского воспитания интересовалимыслителей с глубокой древности. Конфуций прида-вал большое значение воспитанию «сыновнего» отно-шения к отцу, государю, проникнутого послушанием иосознанием своего места в общественной и должност-ной иерархии [1. С. 520].В русле античной культуры гражданское воспитаниепонималось как воспитание патриота, воина, граждани-на, способного к исполнению прежде всего политическихфункций. Целью гражданского воспитания являласьадаптация человека в политически организованномобществе, а результатом - определенные личностныекачества, добродетели нравственного порядка; граж-данское воспитание неразрывно связывалось с нравст-венным воспитанием [2-4].В эпоху Peнессанса Н. Макиавелли в работе «Госу-дарь» высказал новые идеи о сущности гражданскоговоспитания; по его мнению, государство должно ре-шать задачу формирования качественных характери-стик человека [5].В эпоху Просвещения проблемой гражданскоговоспитания занимались такие выдающиеся деятели сво-его времени, как Т. Гоббс, Д. Дидро, Д. Локк, Ж.-Ж. Рус-со и др. [6-9]. Они выдвинули идею о необходимостиинтеграции гражданского воспитания в систему школь-ного образования. В этой связи цель гражданского вос-питания понималась как формирование общественнополезных качеств личности, способствующих исполь-зованию имеющихся знаний на благо нации.Исследования отечественных ученых были направ-лены на выявление личностных характеристик как ре-зультата гражданского воспитания. М.В. Ломоносовсчитал важнейшими качествами гражданина любовь кнаукам и трудолюбие [10]. Н.И. Новиков акцентировалвнимание на нравственных качествах гражданина, поего мнению, хороший гражданин должен быть патрио-том, гуманным, трудолюбивым, человеком, способнымк нравственным поступкам [11].К.Д. Ушинский выделял чувства национального са-мосознания человека, любовь к Родине как нравствен-ную основу личности гражданина, считающего длясебя необходимостью деятельность на благо общества[12]. В.Я. Стоюнин дифференцировал понятия «под-данный» и «гражданин» и отмечал, что истинный гра-жданин - это свободный человек с развитым граждан-ским чувством, признающий только власть закона [13].Впервые в педагогике гражданское воспитание вы-ступило в качестве специального предмета изучения вначале XX в. в работе немецкого педагога и философаГеорга Кершенштейнера «Понятие гражданского вос-питания», который предложил программу воспитаниягражданских качеств людей в процессе обучения ипроизводительного труда. Г. Кершенштейнер отмечалнеобходимость целенаправленного формирования гра-жданственности, т.е. «приучение молодёжи служитьобщине», которую называл главной задачей граждан-ского воспитания [14].Российским педагогом С.И. Гессеном в работе «Ос-новы педагогики. Введение в прикладную философию»была обоснована необходимость воспитания граждан-ственности. В структуре гражданского воспитания онвыделил нравственное воспитание, которое рассматри-вал в русле задач общего образования личности, ста-новления ее культуры [15].В первые десятилетия советской власти граждан-ское воспитание понималось исследователями -П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским,А.С. Макаренко и др., с одной стороны, как правовое иполитологическое образование, с другой - как форми-рование нравственных качеств [16]. Разрабатывалисьосновополагающие идеи, прежде всего политические,такие как советский патриотизм, пролетарский интер-национализм, коммунистическое отношение к труду,коллективизм и дисциплинированность.Попытку обобщения теоретического и практическо-го опыта гражданского воспитания в советском обще-стве предпринял в 60-70-х гг. ХХ в. В.А. Сухомлин-ский, который рассматривал гражданственность в не-разрывной связи с гуманизмом. Определяя гражданст-венность как сложное социально-психологическое яв-ление, в котором органически сочетаются интеллекту-альный, эмоциональный, волевой и практический ас-пекты жизнедеятельности человека как созидателя ма-териальных и духовных ценностей общества, он рас-сматривал гражданственность как корень убеждений,мыслей, чувств, поступков человека [17].Современная российская педагогика определяет це-лью гражданского воспитания подготовку молодогопоколения к жизни в демократическом правовом госу-дарстве и гражданском обществе. Б.З. Вульфов счита-ет, что воспитать юного гражданина - это прежде всегообеспечить ему возможность реализации потенциаловсвоей личности на пользу другим людям, коллективу,обществу [18].Обобщая результаты исследований отечественных изарубежных ученых, можно констатировать, что вXX в. гражданское воспитание было обозначено какпонятие, наполненное конкретно-историческим содер-жанием, всегда соотносимое с реальной гражданскойпринадлежностью субъекта воспитания, конкретнымгосударством, обществом, народом, с конкретной исто-рической и культурной ситуацией. Первоочереднымицелями гражданского воспитания в отечественной пе-дагогике являлось формирование гражданских качествличности, а в зарубежной - формирование навыковгражданского поведения.Проблема гражданского воспитания приобретает осо-бую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, которые имеют негативный социальный опыт, об-ладают специфическим медико-психологическим стату-сом, существенно отличающимся от такового их сверст-ников. Характерным результатом негативных влиянийявляется высокий уровень социальной дезадаптации та-ких детей, низкий потенциал их жизненной самореализа-ции, потребительское отношение к жизни.Сиротство как фактор разрушает эмоциональныесвязи ребенка с социальной средой, миром взрослых,сверстников и вызывает глубокие вторичные наруше-ния физического, психического и социального разви-тия. Ситуация сиротства накладывает отпечаток нажизнь ребенка, а затем и взрослого человека и сущест-венно усложняет процесс социализации и гражданскойидентификации личности.Трудности социализации детей-сирот обусловленыследующими факторами:- формированием иждивенческой позиции, непо-ниманием материальной стороны жизни;- проблемами в развитии волевой сферы, которыепроявляются в отсутствии умения делать самостоятель-ный выбор, преодолевать трудности, нести ответствен-ность за собственные поступки, противостоять негатив-ным явлениям действительности;- этической, нравственной неразборчивостью в дос-тижении поставленных целей, недостаточным понима-нием или неприятием моральных норм, правил и огра-ничений;- трудностями в общении, особенно там, где пред-полагается свободное, нерегламентированное, произ-вольное поведение;- перегруженностью отрицательным опытом, нега-тивными ценностями и образцами поведения без дос-таточного противовеса положительных ценностей, со-циально приемлемых возможностей и образцов успеха,которые в полном объеме не формируются в детскомдоме;- снижением пригодности ко многим видам про-фессиональной деятельности, особенно интеллектуаль-ного характера, и социального взаимодействия;- дезадаптивным поведением, которое выражаетсяпрежде всего в синдроме тревожного ожидания, страхах,неуверенности, систематических неуспехах в обучении,что приводит к конфликтности, преобладанию защит-ных средств поведения в конфликтных ситуациях;- склонностью к аддиктивному (саморазрушающему)поведению (злоупотребление одним или несколькимипсихоактивными веществами, обычно без признаковзависимости - курение, употребление алкоголя, легкихнаркотиков, токсичных и лекарственных веществ);- низкими показателями здоровья.Полноценная социализация детей-сирот возможнатолько при условии приоритетности личностного раз-вития воспитанников, системных изменений в органи-зации воспитательной деятельности, способствующихформированию самостоятельности, инициативы, ответ-ственности, гражданской компетентности личности,активной жизненной позиции.В этой связи культура может стать эффективнымфактором развития творческого начала человека, сред-ством воспитания гражданственности, социальной ак-тивности личности и преодоления негативных жизнен-ных выборов.В настоящее время значительно возрастает роль му-зеев, являющихся неотъемлемой частью системы соци-ального воспитания, которые представляют собой спе-цифичный, интегративный вид учреждения культуры,сочетающий различные функции - научную, социаль-но-педагогическую и культурно-просветительную.Музей является местом, где проявляется преемст-венность исторического опыта и современной культу-ры, пересекаются интересы науки и массового потреб-ления, где можно получить объективную информацию,где остаются востребованными культурно-истори-ческие и национальные традиции.Теоретический анализ совокупного опыта музейнойработы свидетельствует о том, что любая эффективнаядеятельность музея в современных условиях предпола-гает педагогическую составляющую. Н.В. Нагорский,рассматривая музей как открытую педагогическуюсистему, выделяет следующие ее характеристики: уси-ление дифференцированного подхода к музейной ауди-тории с учетом ее половозрастных особенностей, об-щекультурного уровня, семейного положения, профес-сии и реально проявляемых интересов; использованиеинтерактивных форм музейной работы, стимулирую-щих проявление инициативы и самодеятельности ауди-тории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества [19. С. 31].Музей как фактор позитивной социализации спо-собствует реализации основных функций развитияличности в обществе: нормативно-регулятивной, на-правляющей жизнедеятельность человека в социумепосредством воздействия на него социокультурныхинститутов; личностно-преобразовательной, раскры-вающей индивидуальные качества человека посредст-вом формирования мотивационной сферы, идеалов иустановок в системе социальных отношений; ценност-но-ориентационной, определяющей систему ценностейчеловека и образ его жизни; коммуникативно-информационной, стимулирующей взаимодействиечеловека с другими людьми, группами, социальнымиинститутами, насыщающей его информацией, необхо-димой для формирования образа жизни; творческой,способствующей активизации творческого потенциалаличности; компенсаторной, восполняющей дефицит160необходимых физических, психических и интеллекту-альных свойств и качеств человека [20, 21].Содержание культурно-образовательной деятельно-сти, характер контактов музея с детьми и подростками,мотивация их посещения определяются возрастными ипсихологическими особенностями носителей.Работа с дошкольниками и младшими школьникамиактуальна и наиболее сложна - необходимо ввести му-зей в сферу жизненных интересов ребенка, научитьпользоваться музеем и как источником для пополнениязнаний, и как местом для отдыха и развлечений, датьпонимание роли музеев в мировой культуре, научитьузнавать памятники истории и культуры. Дети в этомвозрасте, не обладая способностью к абстрактномумышлению, восприимчивы к конкретике, проявляютбольшой интерес к детальному рассмотрению предме-та. Поэтому необходимо развивать память, фантазию,ассоциативное мышление, формировать навыки на-блюдательности, визуальной грамотности, пониманияязыка изобразительного искусства. Практика свиде-тельствует о том, что чем раньше начинается работа поприобщению детей к музею, тем ощутимее будет соци-ально-педагогический эффект. Следует отметить, чторабота музея с дошкольниками и младшим школьни-ками позволяет решать проблему подготовки будущихпосетителей, для которых посещение музея будет не-отъемлемой частью жизни.Для учащихся средних и старших классов свойст-венна установка на приращение позитивного знания,развитие зрительского сотворчества, поэтому необхо-димо использовать методы музейной деятельности,побуждающие к общению, взаимодействию. Чем стар-ше дети, тем больше проявляется стремление к само-стоятельному освоению музейного пространства. Уподростков формируется осознанная потребность всамообразовании, расширении кругозора, повышениикомпетентности. Кроме того, сознание подростков ха-рактеризуется определенной противоречивостью,стремлением критически осмыслить опыт старших,особой потребностью в убедительной аргументации ишироте информации [22. С. 20]. В музее таким вескимаргументом является подлинник - первоисточник по-знания.Следует подчеркнуть, что одна из основных задачмузея - оказание помощи ребенку в осознании того,что культура - живой организм, живая форма, котораяориентирована на те же реалии, что и повседневноесуществование. Ребенку необходимо дать почувство-вать естественность и закономерность культурныхпроцессов, поэтому обучение, воспитание должныстать неотъемлемыми составляющими музейного уро-ка, экскурсии, творческой мастерской, праздника.Обобщая вышесказанное, следует отметить, что вобразовательно-воспитательной деятельности музеевзаложен большой педагогический потенциал: они спо-собны эффективно воздействовать на формированиепатриотических качеств, нравственности, поликуль-турного сознания, на воспитание личности, способнойк саморазвитию. Одновременно это важный вклад вобогащение духовной жизни, рациональную организа-цию досуга и культурного отдыха. Задача музеев за-ключается не просто в пополнении исторических зна-ний, а в привитии навыков исторического мышленияразличным по уровню образования категориям посети-телей, формировании чувства гордости за свою страну,край, город. Следовательно, музей является местом, гдечеловек не только приобретает знания, но и восприни-мает накопленный исторический опыт, усваивает куль-турные, эстетические, нравственные ценности, т.е. по-лучает мировоззренческий и эмоциональный заряд.На материалах собственных исследований и обоб-щения практического опыта нами была выстроена мо-дель гражданского воспитания на основе музейнойдеятельности в условиях детского дома. В модели уч-тена необходимость изменений в работе образователь-ного учреждения, создания дополнительных возмож-ностей для гражданского воспитания и социализациипосредством использования потенциала школьногомузея через формирование целостной системы музей-ной деятельности, способствующей активизации лич-ностных ресурсов воспитанников, разработки меха-низмов продуктивной адресной социально-педагоги-ческой поддержки, моделирования различных сфержизнедеятельности человека, создания единого социа-лизирующего пространства.Основная идея данной модели заключается в созда-нии воспитательной системы детского дома, основан-ной на использовании потенциала музейного комплек-са в гражданском воспитании детей и подростков.Модель гражданского воспитания включает сле-дующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономер-ности, принципы, условия успешности реализации мо-дели), содержательный (содержание раскрывается черезнаправления и этапы музейной деятельности), операци-онно-деятельностный (организационные формы, методымузейной деятельности), критериальный (критерии эф-фективности реализации программ музейной деятельно-сти по гражданскому воспитанию), результативный (ре-зультаты промежуточные и итоговые).Целевой компонент включает определенную иерар-хию целей. Стратегическая цель предполагает разра-ботку эффективной воспитательной системы учрежде-ния, направленной на формирование нравственных,гражданско-патриотических качеств воспитанниковдетского дома на основе работы комплексного крае-ведческого музея.Тактическая цель направлена на развитие у воспи-танников мотивации к самореализации в качестве гра-жданина, патриота, высоконравственной личности.Оперативная цель предполагает формирование сис-темы качеств нравственной личности, гражданина,патриота, высокого уровня духовно-нравственных при-тязаний и потребностей.Задачи модели:1. Определить совокупность нравственных, граж-данско-патриотических качеств личности, формирова-ние которых будет проходить через включение воспи-танников в музейную деятельность.2. Установить этапы и разработать содержание дея-тельности музеев детского дома по формированиюэтих качеств.3. Осуществить отбор содержания (адекватныеформы и методы) музейной деятельности для каждоговозрастного этапа.В модель включены закономерности воспитания:цели, характер и содержание воспитания определяютсяобъективными потребностями общества, интересамигосударства, социокультурными нормами и традиция-ми; результат воспитания зависит от согласованностипедагогических воздействий, влияния объективных исубъективных факторов; эффективность гражданскоговоспитания детерминирована степенью собственнойактивности личности, содержанием и способом органи-зации музейной деятельности.Деятельность музейного комплекса детского дома врамках данной модели осуществляется на основе цело-го ряда принципов.Принцип природосообразности требует учета инди-видуальных, возрастных, половых особенностей, спе-цифических индивидуально-психологических характе-ристик детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей; понимания взаимосвязи факторов природ-ной (внутренней) и социальной среды.Принцип культуросообразности предполагает, чтовоспитание осуществляется в определенных культур-но-исторических, социально-этнических условиях, ко-торые нельзя игнорировать.Принцип активного гуманизма предполагает при-знание ценности ребенка как личности, его естествен-ных прав, создание условий для его развития и инте-грации в общество; ориентацию на всестороннюю под-держку ребенка в различных жизненных ситуациях,включение его в самостоятельное решение проблем,формирование активной жизненной позиции, социаль-ной ответственности.Принцип открытости предполагает активное взаи-модействие со средой (социумом) и использование еепотенциала в воспитательном процессе для расшире-ния представлений детей об окружающем мире, ожизненных проблемах и путях их решения.Принцип социального партнерства, равенства исотрудничества предполагает, что усвоение социаль-ного опыта, формирование гражданственности проис-ходит через совместную деятельность со взрослыми.Принцип самореализации детей предполагает форми-рование активного отношения ребенка к миру и себе, ростсамосознания; добровольное включение ребенка в дея-тельность; наличие четких перспектив, последователь-ность и поэтапность решения задач.Принцип включенности детей в реальные социальнозначимые отношения предполагает соответствие уров-ня социальных отношений, в которые включаются де-ти, возрастным и индивидуальным возможностям;обеспечение возможности выбора вида и содержаниядеятельности; стимулирование деятельности детей.Реализация модели формирования нравственных,гражданско-патриотических качеств личности воспи-танников произойдет успешно, если:- будет разработан комплекс программ музейнойдеятельности с учетом особенностей социального, ме-дицинского и психолого-педагогического статуса вос-питанников и специфики условий детского дома;- созданы условия для раннего, систематичного,дифференцированного и активного приобщения детейк музейной деятельности, предполагающей их субъ-ектную позицию;- созданы условия для включения воспитанников вовсе виды музейной деятельности: поисково-исследо-вательскую, фондовую, экспозиционную, экскурсион-ную;- обеспечено квалифицированное организационноеи научно-методическое руководство музейной деятель-ностью, самообразование педагогов, внедрение автор-ских программ, методических разработок;- обеспечена необходимая материально-техническаябаза - помещения, специальное оборудование для хране-ния и экспонирования музейных предметов;- разработана система научно обоснованных крите-риев и показателей эффективности деятельности музе-ев по формированию нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников;- определены возможные трудности реализациипрограмм музейной деятельности в условиях детскогодома и продуманы возможные пути их преодоления.Содержательный компонент отражает направлениядеятельности музейного комплекса - поисково-собира-тельное, фондовое, экспозиционное, комплектование,научно-исследовательское, экскурсионная практика.Реализация музейных программ рассчитана на весь пери-од пребывания воспитанника в детском доме и условноразделена на три возрастных этапа: I этап - младшийшкольный возраст (7-10 лет), II этап - средний (10-14 лет); III этап - старший школьный возраст (14-18 лет).По окончании каждого этапа воспитанники должны овла-деть определенными знаниями, умениями и навыками,которые выделены на основе научных критериев.В качестве организационных форм в модели высту-пают: экскурсии, беседы, праздники, встречи с инте-ресными людьми, тематические вечера, просмотр иобсуждение фильмов гражданской направленности,социальные проекты, акции, коллективные творческиедела, игры, конкурсы и др.В рамках данной модели используются разнообраз-ные методы воспитания и обучения: общепедагогиче-ские (объяснительно-иллюстративный, репродуктив-ный, проблемный, эвристический и др.); педагогиче-ских технологий (технология учебного диалога, инте-рактивного обучения, обучения малых групп, проведе-ния мастер-классов и др.).В качестве критериев и показателей гражданствен-ности воспитанников детского дома выделены крите-рии: 1) когнитивный (информационный), его показа-тель - полнота и глубина знаний об обществе и госу-дарстве, гражданских правах и обязанностях, общест-венных нормах; 2) мотивационно-личностный, его по-казатели - наличие социально значимых мотивов к дея-тельности гражданской направленности; сформирован-ность гражданских качеств (патриотизм, толерант-ность, трудолюбие, гражданский долг, гуманизм, на-циональное достоинство и др.); 3) деятельностно-поведенческий, его показатели - наличие опыта граж-данского поведения, степень развития социальной актив-ности, инициативности в деятельности гражданской на-правленности.Типичные уровни (высокий, средний, низкий) от-ражают сущностные изменения в развитии граждан-ской воспитанности старшеклассников в результатедеятельности классного руководителя [23].Заключительным компонентом модели является ре-зультат педагогической деятельности - положительнаядинамика роста уровня сформированности граждан-ской воспитанности детей-сирот.Проверка эффективности разработанной модели ивыявленных педагогических условий осуществляласьна базе Вологодского детского дома им. В.А. Гаврили-на в ходе экспериментальной работы, которая прово-дилась поэтапно.Первый этап - подготовительно-проектировочный -подразумевал:- изучение философской, психолого-педагогической иметодической литературы по теме исследования;- анализ состояния воспитательной системы детско-го дома, выявление проблем, препятствующих эффек-тивной социализации воспитанников;- определение ресурсных, организационных, психо-лого-педагогических и социально-культурных условий,необходимых для успешной реализации инновацион-ного проекта формирования нравственных, граждан-ско-патриотических качеств воспитанников средствамимузейного комплекса детского дома;- обоснование структурных компонентов системы ра-боты детского дома по воспитанию у детей нравственных,гражданских и патриотических качеств через включениеих в деятельность музейного комплекса детского дома;- определение критериев, отбор содержания и форммузейной деятельности, разработку адекватных по-ставленным целям педагогических и социально-психологических технологий;- разработку комплекса программ музейной дея-тельности с учетом особенностей социального, меди-цинского и психолого-педагогического статуса воспи-танников и специфики условий детского дома;- создание и обоснование системы научно-обоснованных критериев и показателей эффективностидеятельности музеев по формированию нравственных,гражданско-патриотических качеств воспитанников;- осуществление методической подготовки педаго-гов с целью освоения идей и задач модели;- развитие рефлексивной позиции, повышение мо-тивации участников реализации модели;- прогнозирование возможных трудностей реализа-ции программ музейной деятельности в условиях дет-ского дома и определение возможных путей их пре-одоления;- разработку системы мониторинга реализации дан-ной модели.Прогнозируемые результаты первого этапа реализа-ции модели предполагают:- критический анализ научной и методической ли-тературы по проблеме проекта (модели);- обработанный массив выявленных трудностей ипроблем социализации воспитанников;- определение ресурсной базы, обеспечивающейреализацию модели;- принятие педагогической концепции развитиявоспитательной системы учреждения;- утверждение программы по формированию нравст-венных, гражданско-патриотических качеств воспитан-ников, программы работы музеев детского дома;- уточненние проекта эксперимента;- теоретическую, методическую и психологическуюготовность педагогов, участвующих в реализации дан-ной модели;- программу мониторинга эффективности реализа-ции модели.Второй этап - реализационный - предполагал:- осуществление опытно-экспериментальной и ди-агностической работы в соответствии с целями моде-лирования;- активное внедрение программ музейной деятель-ности, создание единого музейного комплекса детскогодома;- разработку локальных нормативно-правовых до-кументов, регулирующих деятельность музейного ком-плекса детского дома;- обеспечение проведения промежуточных мони-торинговых процедур;- организацию текущей рефлексии субъектов экс-периментальной деятельности;- обобщение промежуточных результатов реализа-ции проекта, обмен опытом с педагогическими сооб-ществами, подготовку публикаций по теме проекта(модели).Прогнозируемые результаты второго этапа реализа-ции модели предполагают:- сложившуюся систему музейной деятельности вобразовательном учреждении для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей;- сформированное единое музейно-воспитательноепространство;- осуществление механизмов активизации личност-ного потенциала воспитанников через включение детейв различные виды музейной деятельности;- формирование у воспитанников системы нравст-венных, гражданско-патриотических качеств;- создание банка социально-педагогических техно-логий социализации детей-сирот средствами музейнойдеятельности;- накопление детьми-сиротами необходимого объе-ма социального опыта для успешной социализации.Третий этап - аналитико-обобщающий - предполагает:- уточнение, анализ и обобщение результатов реа-лизации модели;- осуществление итоговых мониторинговых проце-дур;- обобщение и трансляцию накопленного опыта -проведение семинаров, научно-практических конфе-ренций для педагогов города и области;- подготовку статей для научных периодическихизданий.Прогнозируемые результаты третьего этапа реали-зации модели предполагают:- обобщение результатов реализации модели;- анализ, обобщение и распространение практиче-ского опыта музейной деятельности;- разработку практических рекомендации по орга-низации музейной деятельности в образовательномучреждении;- подготовку сборника научно-методических мате-риалов по проблеме эксперимента;- публикации в научных периодических изданиях,издание монографии.

Ключевые слова

музей, дети-сироты, гражданское воспитание, museum pedagogics, orphan children, socialization museum activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Макеева Ирина АлександровнаВологодский государственный педагогический университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогикиirinadarina4@ yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М. : Политиздат, 1989. 605 с.
Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 1. 550 с.
Платон. Апология Сократа. Кретон. Ион. Протагор / пер. с древнегреч. ; под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 2000. 607 с.
Платон. Диалоги / пер. с древнегр. ; сост. и авт. вст. сл. А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1999. 864 с.
Макиавелли Н. Государь. М. : Планета, 1990. 80 с.
Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1964. Т. 2. 748 с.
Дидро Д. Сочинения : в 2 т. / пер. с фр. ; сост. В.Н. Кузнецова. М. : Мысль, 1986. 592 с.
Ламетри Ж.О. Философское наследие. М. : Мысль, 1976. 551 с.
Руссо Ж. Сочинения. Философия. Калининград : Янтарный сказ, 2001. 416 с.
Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М. : Педагогика, 1991. 106 с.
Новиков Н.И. О Воспитании и наставлении детей // Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И.А. Соловков. М. : Педагогика, 1985. 479 с.
Ушинский К.Д. Вопросы воспитания: Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. В.Я. Струминского ; сост. С.Ф. Егоров. М. : Просвещение, 1953. Т. 2. 635 с.
Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1991. 368 с.
Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг. : Школа и жизнь, 1918. 32 с.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина / сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М. : Просвещение, 1988. 304 с.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания. М. : Педагогика, 1989. 287 с.
Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М. : Магистр, 1995. 112 с.
Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности : дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998. 260 с.
Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М. : ИПСР РАО, 1999. 136 с.
Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы : учеб. пособие. М. : SvR-Аргус, 1994. 207 с.
Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению: методические рекомендации по использованию. Брянск, 2001. 59 с.
Ступич М.А. Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя : автореф. дис. …. канд. пед. наук. М., 2010. 23 с.
 Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия