К вопросу разработки модели специалиста - магистра техники и технологии в условияхинновационно ориентированного социально-экономического развития | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

К вопросу разработки модели специалиста - магистра техники и технологии в условияхинновационно ориентированного социально-экономического развития

Рассматривается механизм построения модели специалиста - магистра техники и технологии в условиях инновационно ориентированного социально-экономического развития. В работе определены ключевые характеристики, необходимые для формирования модели. На основе анализа исследований в области педагогики и психологии, изучения компетенций магистров и обобщения уже существующего опыта построена модель магистра техники и технологии, заложены предпосылки для выявления и обобщения компетенций, необходимых для работы в сфере трансфера научных технологий и коммерциализации идей.

On creating model of expert, Master of Engineering and Technology, in innovation-focused socialand economic development.pdf Модель специалиста является одним из важнейшихпонятий педагогики высшей школы и представляетсобой набор требований, которые предъявляются к вы-пускнику в профессиональной деятельности [1].Общеметодологический классический подход кразработке такой модели был выработан д-ром психол.наук проф. Н.Ф. Талызиной [2], определившей, чтокачество профессиональной подготовки зависит отстепени обоснованности трех основных моментов: це-ли обучения (для чего учить), содержания обучения(чему учить) и принципов организации учебного про-цесса (как учить) [3. С. 56].Как показывают исследования, модель специалистаскладывается из 4 ключевых характеристик:1) квалификационные требования;2) профессиональные требования (требования рабо-тодателя);3) личностные требования;4) требования профессиональной среды.Первая характеристика модели специалиста уни-кальна для каждой профессии и определяет конкрет-ный состав умений. Однако в соответствии с типамизадач, которые решает специалист с высшим образова-нием, все умения можно объединить в три группы.Первую группу составляют умения, позволяющие осу-ществлять научно-исследовательскую работу, вторую -умения, необходимые специалисту для решения прак-тических и прикладных задач в профессиональнойсфере, третью - умения, обеспечивающие подготовкустудентов к педагогической работе [4. С. 110-115].Вторая характеристика модели специалиста соот-ветствует требованиям, предъявляемым работодателя-ми к уровню подготовки конкретных специалистов:качеству знаний, полученных в соответствии с квали-фикационными требованиями, умению применять их впроцессе трудовой деятельности.Помимо самосовершенствования и развития лично-сти специалиста, третья характеристика включает всебя умения и знания, которые определяют уровеньдуховно-нравственного и общекультурного развитияспециалиста, его профессиональных амбиций (напри-мер, умение интерпретировать информацию, управлятьколлективом, способность к нестандартным решениями т.д.). Личностный блок включает в себя нравствен-ные и мировоззренческие задачи, требования общейкультуры [4. С. 147-149].Согласно теории формирования профессиональногосознания, разработанной российским психологом, спе-циалистом в области возрастной и педагогической пси-хологии, психологии и педагогики непрерывного обра-зования Н.Н. Нечаевым, высшее образование являетсяформой подготовки специалистов, в процессе которойу студента складывается профессиональное сознание -система психологических качеств и особенностей, ха-рактерных для представителей его профессии. С пози-ции этой концепции высшее образование является не-обходимым уровнем развития тех конкретных психо-логических особенностей и способностей человека,благодаря которым специалисты могут полноценноосуществлять соответствующую профессиональнуюдеятельность, в буквальном смысле становятся способ-ными к ней.Задача психологии высшего образования как на-правления исследований - выявление психологическо-го «ядра» профессиональной деятельности специали-ста, её психологического инварианта [5. С. 201-206].Конкретные формы психической деятельности лич-ности (инженерное или научное мышление, художест-венное воображение и т.д.) являются тем ориентиром,который позволяет разумно ставить и решать проблемуопределения целей и содержания высшего образования.Наконец, четвертая характеристика предъявляетспециалисту требования, касающиеся современнойситуации в конкретной профессиональной среде (нор-мы, правила и стандарты работы, способность работатьпри определенных условиях труда, оценка соответст-вия потребностям той или иной отрасли).Профессионализм выпускника должны определятьсодержание и формы учебной деятельности. В этомключе важными представляются модель деятельностии модель подготовки специалиста.Модель деятельности ориентирована на изучениесферы деятельности специалиста, описание условийтруда, необходимых знаний, умений, навыков и про-фессионально важных качеств, определяет системутребований к конечному результату обучения. Модельподготовки устанавливает конкретные требования кобучению в высшей школе [5. С. 273-275].Лидирующую же роль должен играть профессио-нальный стандарт, т.е. комплекс требований, которыепредъявляют к работнику в конкретной области трудо-вой деятельности. Именно на основе этих требований кумениям строятся требования к выпускнику и требова-ния к содержанию подготовки.На основе документов Министерства образования инауки РФ, Российского союза промышленников ипредпринимателей и других объединений работодате-лей профессиональные стандарты должны представ-лять собой качественный запрос работодателей на под-готовку кадров и содействовать в обеспечении их спе-циалистами - выпускниками профессиональных обра-зовательных учреждений, имеющих необходимые ком-петенции для выполнения профессиональной деятель-ности. Многие работодатели включили разработкупрофессиональных стандартов в приоритетные направ-ления своей деятельности. Однако работа по созданиюпрофессиональных стандартов продвигается крайнемедленно. Частично это обусловлено отсутствием чет-кой схемы организации разработки, экспертизы и при-менения профессиональных стандартов [6. С. 22-25].Модель специалиста - это обобщенная характери-стика личностных качеств, профессиональных навы-ков, образовательного уровня конкретного специали-ста, представленного на рынке труда. В контексте на-шего исследования мы обратились к модели магистратехники и технологии.В настоящее время, учитывая переход российскойсистемы высшего профессионального образования надвухуровневую модель подготовки специалистов, раз-работка модели магистра техники и технологии вклю-чает в себя изучение компетенций, которыми на выхо-де должен обладать специалист такого уровня квали-фикации. Выделив группы необходимых компетенций,мы сможем определить квалификационные требования,предъявляемые к магистру техники и технологии, чтоложится в основу вышеназванной модели.Ведущие ученые России д-р техн. наук, проф.Д.В. Пузанков, д-р техн. наук, проф. И.Б. Федоров и д-рпсихол. наук, проф. В.Д. Шадриков выделяют следую-щие группы компетенций для магистров техники итехнологии:1) социально-личностные;2) экономические и организационно-управленческие;3) общенаучные;4) общепрофессиональные (инвариантные к про-фессиональной деятельности);5) специальные (владение алгоритмами деятельно-сти, связанной с моделированием, проектированием,научными исследованиями) [7. С. 18-20].Первые 4 группы служат фундаментом, позволяю-щим выпускнику гибко ориентироваться на рынке тру-да и быть подготовленным к продолжению образова-ния в условиях дополнительной и послевузовской под-готовки.Блок специальных компетенций (профессиональноориентированных знаний и навыков) решает задачиобъектной и предметной подготовки, т.е. обеспечиваетпривязку к объекту, предмету труда. Поскольку маги-стерская подготовка осуществляется на базе бакалавр-ской, магистр подготовлен ко всем видам и обобщен-ным задачам профессиональной деятельности, к кото-рым готов бакалавр. Ступень магистерского образова-ния необходима для подготовки выпускника к осуще-ствлению проектно-конструкторской, проектно-техно-логической, научно-исследовательской и организаци-онно-управленческой деятельности [7. С. 20-21].Помимо квалификационных требований, исходя изанализа групп компетенций, необходимых магиструтехники и технологии, можно частично определить иряд профессиональных требований, предъявляемых кнему. Так, например, магистр техники и технологиидолжен:- обладать основными компетенциями в областирешения организационно-производственных задач приреализации инновационных проектов;- быть подготовленным к разработке планов и про-грамм организации инновационной деятельности напредприятии по всей цепи инновационного цикла«фундаментальные исследования - НИР (ОКР) - про-изводство новых видов продукции»;- владеть современными методами и приемами ра-боты с персоналом, методиками создания инновацион-ных коллективов.Благодаря более узкому (специализированному)образованию он способен занимать должности болеевысокого уровня, чем бакалавр. По мнению авторов,«…магистр техники и технологии должен стать клю-чевым звеном кадрового обеспечения формирующей-ся национальной инновационной системы РФ» [7.С. 25-26].Что касается мнения российских работодателей опрофессиональных требованиях, предъявляемых к ма-гистрам техники и технологии, то можно выделить рядкомпетенций, которыми он должен обладать на этапетрудоустройства:- умение работать на компьютере;- знание иностранного языка;- широкая общая подготовка (универсальность, об-щий уровень развития, базовые знания);- навыки общения, личная эффективность;- умение работать в команде (командный дух, на-выки командной работы);- организационный опыт (организационное поведе-ние);- персональное лидерство и успех;- коммуникативные навыки;- мобильность, адаптивность, высокая мотивация кработе;- способность системно мыслить;- способность анализировать информацию;- умение применять знания на практике;- умение постоянно совершенствоваться;- корпоративная культура, тайм-менеджмент;- способность к нестандартным решениям, умениевести переговоры, эффективное ведение презентации;- навыки управления проектами;- управление качеством, основы бережливого про-изводства [8. С. 7-10].Перечисленные требования работодателей быливыявлены благодаря проведению в 2005 г. исследова-ний аналитическим центром «Эксперт» «Вузы и рабо-тодатели о выпускниках и реформе высшей школы» и«Образовательные программы и технологии россий-ских корпораций» в партнерстве с Благотворительнымфондом Владимира Потанина, компаниями «Русал» иАФК «Система».В исследовании участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, пред-приятия ВПК, машиностроительного и металлургиче-ского профилей и несколько компаний различной спе-циализации (информационные технологии, транспорт,консалтинговая и страховая, международная аудитор-ская). Для методологии исследования был использованметод углубленных интервью и анализ кейсов образо-вательных программ [8. С. 7-10].Проводились и другие исследования, которые такжепозволяют определить профессиональные требованияработодателей к специалистам с высшим техническимобразованием [9]. В качестве примера такого исследо-вания можно привести набор компетенций, требую-щихся от выпускника в научно-технической и произ-водственной сферах (таблица).Требования к специалистам с высшим образованием, работающим в научно-технической и производственной сферахДолжностные обязанности в профессиональном стандарте Основные необходимые умения и навыкиРазработка предложений по планированию и организацииинновационной деятельностиПроведение работ по разработке и выведению инновационного про-дукта на рынок в соответствии с международными стандартами(ИСО).Работа с партнерами и потребителями на рынке инновационногопродукта.Оперативная работа по реализации инновационного проекта.Разработка информационных материалов к переговорам с партнерамипо инновационной деятельности.Сбор информации о конкурентах на рынке новой продукции.Выполнение мероприятий по продвижению нового продуктана рынок.Подготовка материалов для разработки бизнес-плановинновационных проектов.Подготовка материалов по оценке коммерческого потенциалатехнологии.Подготовка материалов к презентации инновационного проекта.Разработка предложений по определению авторского вознагражденияпри создании и использовании объектов интеллектуальной собствен-ности.Выполнение работ в соответствии с требованиями по качеству новогопродукта.Подготовка материалов для проведения технологического аудита.Ведение баз данных и архивных документов по инновационнойдеятельностиИнформация и анализСбор и анализ информационных материалов, обеспечивающих инно-вационную деятельность.Сбор информации, анализ и прогнозирование поведения конкурентовна рынке нового продукта.Сбор информации и прогнозирование состояния конкурентныхразработок.Ориентирование в источниках информации, включая Интернети базы данных.Ориентирование во внешней среде инновационногопредпринимательства.Подготовка материалов для проведения технологического аудитаинновационного предприятия.Формирование базы данных и архивных документов по инновацион-ной деятельности.Ведение баз данных и архивных документов по инновационной дея-тельности.Подготовка отчетов в соответствии с российскими и международны-ми стандартами.ЭкономикаОценка рисков.Маркетинг, реклама, PRДоведение информации о новом продукте до потенциальныхпотребителей.Подготовка и проведение презентации нового продуктадля потребителей.Создание нового продуктаПланирование и организация работы по созданию и выведению нарынок нового продукта в соответствии с международными стандар-тами.Проведение работы по созданию и выведению на рынок новогопродукта в соответствии с международными стандартами.Организация и выполнение разработки инновационного проектав соответствии с требованиями системы качества.Производство нового продуктаОрганизация производственного процесса в соответствии с требова-ниями системы качества.Контроль качества, аттестация и сертификация нового продукта.Организация контроля качества комплектующих частей новогопродукта в соответствии с требованиями системы качества.Организация выходного и предпродажного контроля в соответствиис требованиями системы качества.Организация мероприятий для проведения аттестациии сертификации нового продукта.Сервис, обучениеОрганизация сопровождения нового продукта, включая обучениеперсонала, продавцов и покупателей.Организация сервиса нового продукта.Интеллектуальная собственностьРасчет авторского вознаграждения при создании и использованииобъектов интеллектуальной собственности и цены лицензий.Сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации присоздании и выведении на рынок нового продукта, включая источникисети Интернет.Продвижение на рынок. Трансферт технологииПодготовка материалов для формирования бизнес-плана инноваци-онного проекта.Определение сферы применений научно-технических идейи разработок.Подготовка презентации инновационного проектаСегодня требуются квалифицированные кадры, гото-вые разрабатывать и реализовывать инновационные про-екты на любой стадии: от формирования идеи до ее реа-лизации и постпродажного обслуживания. При такомтемпе развития инноваций, высоких и многогранных тре-бованиях к уровню и качеству знаний магистр техники итехнологии должен сформировать в себе определенныйтип мышления и функционирования как субъект иннова-ционно ориентированной экономики с активной профес-сиональной и жизненной позицией.По мнению декана факультета инноваций и высокихтехнологий Московского физико-технического институ-та (МФТИ) Валерия Кривцова, инновации требуют осо-бого сочетания человеческих качеств. Это креативность,жизненная смелость, внутреннее «горение», проявляю-щееся в непреодолимом стремлении реализовать собст-венные идеи, уверенность в своей правоте, раскован-ность, свобода от внешних обстоятельств, стремлениезаработать деньги. Конечно, необходимы и глубокиезнания - как фундаментальные, так и прикладные [10].Таким образом, при построении модели магистра тех-ники и технологии следует уделить внимание требовани-ям профессиональной среды. Так как магистр получаетобразование более высокого уровня, чем бакалавр, этодолжно предоставлять ему дополнительные возможностив области профессиональной деятельности, в том числеправо самостоятельно вести отдельные работы (проекты),принимать необходимые решения и т.п. В основе трудо-вой деятельности должны лежать знания основных мето-дов организации научных исследований и технологийуправления инновационной деятельностью на всех этапахжизненного цикла продукции. Ключевое внимание приподготовке магистров техники и технологии должно бытьуделено вопросам практического внедрения на предпри-ятиях и в организациях результатов научно-техническойдеятельности [7. С. 23-24].Знание возможных профессиональных ситуаций, вкоторых может оказаться специалист, перечня необхо-димых ему навыков, системы ролей и видов деятельно-сти, личностных качеств, необходимых для эффектив-ного выполнения конкретных видов профессиональнойдеятельности, позволяет разрабатывать образователь-ный курс для подготовки магистров техники и техно-логии [1. С. 107-109].Как было сказано, основным рабочим документомдля высших учебных заведений России при разработке иреализации основных образовательных программ (ООП)является образовательный стандарт, в который включе-ны требования к обязательному минимуму содержания иуровню подготовки. С 2006 г. в Российской Федерацииразрабатывается Федеральный государственный образо-вательный стандарт высшего профессионального обра-зования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В конце2009 г. стандарт нового поколения вступил в силу, в свя-зи с чем пересмотрено содержание ООП, введены поня-тия «компетенция» и «компетентность», приобретениекоторых служит результатом освоения ООП, трудоем-кость образовательных программ устанавливается в за-четных единицах, осуществляется переход на балльно-рейтинговую систему [6. С. 18-19].Введение ФГОС ВПО третьего поколения обеспе-чивает многогранную и всестороннюю подготовку сту-дента не только к профессиональной деятельности ввыбранной отрасли, но и к адаптации в условиях быст-ро меняющейся реальности. Умения, навыки и профес-сиональные качества, выраженные в сформированныхи приобретенных компетенциях, позволяют выпускни-ку успешно внедряться в любую развивающуюся от-расль, осваивать новые производственные и управлен-ческие подходы, развиваться как творческая личность.Модель специалиста должна быть руководством длясоздания стандартов высшего образования, которые, всвою очередь, должны отражать переход от квалифика-ционной модели, жестко привязанной к предмету и объ-екту труда, к компетентностной. В компетентностноймодели подготовки специалиста цели образования связы-ваются не только с объектами и предметами труда, вы-полнением конкретных функций, но и с междисципли-нарными интегрированными требованиями к результатуобразовательного процесса. Приобретение компетенциидает возможность справляться с различными ситуациями,возникающими в процессе профессиональной деятельно-сти, и работать в группе. Владение компетенциями пред-полагает их использование в ряде профессий, что позво-ляет расширить область трудоустройства [1. С. 107-109].Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, чтомодель специалиста, складывающаяся из 4 ключевыххарактеристик (квалификационные требования, требо-вания работодателя, личностные требования и требова-ния профессиональной среды), в случае рассмотрениямодели магистра техники и технологии должна вклю-чать в себя в качестве обязательных составляющих рядкомпетенций для реализации деятельности по коммер-циализации научных разработок и трансферу техноло-гий как основы его устойчивой конкурентной позициина рынке труда.

Ключевые слова

модель магистра техники и технологии, компетенции, коммерциализация НР, model of Master of Engineering and Technology, competence, commercialization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Молоткова Наталия ВячеславовнаТамбовский государственный технический университетдоктор педагогических наук, профессор, проректор по довузовскому образованиюmustafina88@mail.ru
Мустафина Оксана АльбертовнаТамбовский государственный технический университетаспирант кафедры коммерции и бизнес-информатики
Всего: 2

Ссылки

Покушалова Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста // Молодой ученый. 2011. № 2, т. 2. С. 107-109.
Официальный сайт МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии. URL: http://www.psy.msu.ru/people/talyzina.html (дата обращения: 15.09.2011).
Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М. : Знание, 1986. 108 с.
Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М. : Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2009. 100 с.
Пузанков Д.В. Федоров И.Б. Шадриков В.Д. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2.
Галушкина М. Задать тренды // Эксперт. 2006. № 1-2(496).
Машукова Н.Д., Орбачевский Л.С., Павлов Ф.В. Опыт формирования профессиональных требований в системе высшего профессионального образования на основе требований профессионального стандарта. URL: http://www.standart.macdel.ru/stabndart4.php
Стерлигов И. Эксперт о том, что будут уметь магистры наукоемких технологий: Официальный сайт РИА НОВОСТИ. 07.08.2009. URL: http://ria.ru/edu_analysis/20090807/180076086.html (дата обращения: 26.09.2011).
 К вопросу разработки модели специалиста - магистра техники и технологии в условияхинновационно ориентированного социально-экономического развития | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

К вопросу разработки модели специалиста - магистра техники и технологии в условияхинновационно ориентированного социально-экономического развития | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360.

Полнотекстовая версия