Творчество Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой в рецепции писателей и критиков XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Творчество Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой в рецепции писателей и критиков XIX - начала XX в.

Анализируются отзывы русских писателей и критиков XIX - начала XX в. на сборники «Стихотворения графини Е. Ростопчиной» (1841), «Стихотворения К. Павловой» (1863) и на двухтомное Собрание сочинений К. Павловой, изданное под редакцией В.Я. Брюсова (1915). Внимание авторов сосредоточено на проблематике рецензий И.В. Киреевского, Б.А. Грифцова, Ю.И. Айхенвальда, В.Ф. Переверзева, Ю.А. Веселовского, В.Ф. Ходасевича, С.Р. Эрнста. Предметом специального рассмотрения оказывается феномен женской поэзии в русской литературе XIX - первой половины XX в.

Works of Ye.P. Rostopchina and K.K. Pavlova in 19 - early 20 century writers' and critics' reception.pdf Творчество двух известных русских поэтесс и авто-ров прозаических романов и повестей Е.П. Ростопчи-ной (1811-1858) и К.К. Павловой (1807-1893) неодно-кратно становилось предметом эстетической рефлек-сии в русской литературе XIX - начала XX в. Средикритиков XIX в., писавших об их творчестве, следуетназвать В.Г. Белинского, П.А. Плетнева, С.П. Шевыре-ва, И.И. Панаева, К.С. Аксакова, А.В. Дружинина. Так,Белинский в рецензии на сборник «Стихотворенияграфини Е. Ростопчиной», вышедший в 1841 г., отме-чает «поэтическую прелесть» и «высокий талант» еедарования, отличительными чертами которого являют-ся «наклонность к рассуждениям и светскость» [1.C. 6]. Плетнев видит синтетизм поэзии Ростопчиной втом, что она «не чуждается ничего земного и сочув-ствует всему небесному» [2. C. 8]. Шевырев, рецензи-руя сборник, говорит о том, что стихотворения Ростоп-чиной «представляют по большей части поэтическиеразмышления о разных впечатлениях женской души»[3. C. 179]. О бытовых и литературных взаимоотноше-ниях с Павловой подробно рассказывает в своих вос-поминаниях Панаев [4. C. 211-216]. К. Аксаков однимиз первых дал высокую оценку стихотворным перево-дам Павловой, назвав их не «поэтическими», а «худо-жественными» [5. C. 140].Впервые о женской литературе как об особом соци-окультурном явлении русской жизни 1830-х гг. пишетИ.В. Киреевский в статье «О русских писательницах».Эта статья была напечатана в женском альманахе «По-дарок бедным. Альманах на 1834 г., изданный Ново-российским обществом призрения бедных», вышедшемв Одессе. В ней появление женского альманаха рас-сматривается как «дело истинно просвещенное», кото-рое замечательно «не только в нравственном отноше-нии, но и в общественном» [6. C. 65]. Важнейшей осо-бенностью женского мироощущения, по мнению кри-тика, является особая органичность мысли и чувства,истина, соединенная с «сердечным убеждением». Эсте-тическая природа женского творчества видится авто-ром в тесной взаимосвязи жизни и литературы, в пре-ломлении «истинно поэтических минут из жизни неко-торых женщин с талантом» «в их зеркальных стихах»[6. C. 68]. Сам феномен «зеркальности» по отношениюк женской литературе призван передать ее камерность,дневниковую тональность, автопсихологический ха-рактер, узнаваемые биографические детали сюжета. Встатье Киреевского речь идет о женщинах, авторахальманаха «Подарок бедным», среди которых Е.П. Ро-стопчина, З.А. Волконская (1789-1862), рано умершаяЕ.Б. Кульман (1808-1825), Н.С. Теплова (1814-1848) иее сестра С.С. Теплова (1815-1861), Е.А. Тимашева(1798-1881), А.И. Готовцева (1799-1871), А.Д. Абаме-лек (1814-1889), М.Б. Даргомыжская (1788-1851),М.А. Лисицына (1810-1842), К.К. Яниш (Павлова) д р.Говоря о творчестве Ростопчиной, Киреевский называ-ет ее стихи «счастливыми», а переводы из сборникаЯниш «Северное сияние» («Das Nordlicht») считаетпревосходящими «все известные до сих пор с русскогона к акие б ы т о н и б ыло я зыки» [ 6. C. 73-74]. СтатьяКиреевского, помещенная в этом издании, имеет ха-рактерный подзаголовок «Письмо к Анне ПетровнеЗонтаг». В самой форме статьи-письма, адресованногоближайшей родственнице и одновременно известнойписательнице, присутствуют те же камерные интона-ции, те же автобиографические черты, которые свой-ственны и женской литературе. В этом смысле даннаястатья оказывается эстетически органичной и женско-му альманаху как типу издания, и творчеству пред-ставленных в нем авторов.Понимание И.В. Киреевским значения женской ли-тературы в русском историко-культурном процессе1830-х гг. его высокая оценка поэзии Ростопчиной иПавловой воспринимаются уже как анахронизм в эпоху1860-х гг. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин в статье, явив-шейся откликом на сборник «Стихотворения К. Павло-вой» (1863), видит главный недостаток творчестваПавловой в незначительности его содержания. Называяее поэзию «мотыльковой», «мотыльково-чижиковой»,автор имеет в виду несоответствие содержания и фор-мы, которое раскрывается через «стихотворное приме-нение приятных манер к случайно встречающимся напути предметам» [7. C. 311].Смерть Ростопчиной в 1858 г. и переезд Павловой вГерманию в том же году приводят к почти полномузабвению их имен в русской литературе последней тре-ти XIX в. Возрождение же интереса к их творчествуприходится уже на эпоху Серебряного века русскойкультуры. Как известно, второе открытие поэзии Пав-ловой для русского читателя связано с именемВ.Я. Брюсова. В 1903 г. в иллюстрированном литера-турном журнале «Новые сочинения», издававшемся вСанкт-Петербурге И.И. Ясинским (до 1903 г. «Ежеме-сячные сочинения»), Брюсов опубликовал материалыдля биографии Павловой. Позднее они были дополне-ны автором и включены в двухтомное собрание ее со-чинений, вышедшее под редакцией Брюсова иИ.М. Брюсовой в 1915 г. Написанные в жанре портре-та-очерка творчества [8. C. 183], эти материалы послу-жили основой не только для комментариев Брюсова котдельным произведениям Павловой, но и для созданияим объемного биографического и критико-библиогра-фического текста русской поэзии XIX в., в которыйможно включить такие его известные статьи о творче-стве А.С. Пушкина, как «Гаврилиада» и «Медныйвсадник», а также статьи «Мировоззрения Баратынско-го», «Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества», «А.А. Фет.Искусство или жизнь», «К.К. Случевский. Поэт проти-воречий» и др. По мнению современного исследовате-ля русской критики А.П. Казаркина, все эти публика-ции непосредственно соотносятся с формированиемэстетики жизнетворчества в поэзии и прозе Брюсова, атакже с осмыслением тайны мастерства, с созданиемпоэтической мифологии и культа поэта в русском сим-волизме 1900-1910-х гг. [9. C. 82]. В материалах длябиографии Брюсов высоко оценивает переводческуюдеятельность Павловой, отмечает ее пристальное вни-мание к поэтической технике, влияние на ее поэзиюнемецких романтиков, ее интерес к славянофильскимидеям, подробно останавливается на личных и творче-ских взаимоотношениях Павловой с Мицкевичем, Ба-ратынским, Языковым, К. Аксаковым, И. Киреевским,Ал. Толстым [10. C. 12, 22, 29]. Оценивая роль Брюсовав возрождении интереса к традициям русской поэзии впервые десятилетия XX в., в том числе и к творчествуПавловой, А. Белый не случайно назвал его поэтом,«рукоположенным лучшим прошлым», вернувшим нампоэзию отечественную [11. C. 392, 395].Издание собрания сочинений Павловой под редакци-ей Брюсова стало фактом русской литературы 1910-х гг.и вызвало многочисленные отклики. Один из них -статья Б.А. Грифцова «Каролина Павлова», появивша-яся в журнале «Русская мысль» в 1915 г. В н ей а вторпопытался охарактеризовать важнейшие особенностипоэтики Павловой. Своеобразие художественного ми-роощущения поэтессы, по мнению этого известноголитературоведа и переводчика, заключается в «ориги-нальной м е л о д и и м ы с л и, неотъемлемой от самоймысли», и в «тонкости ощущений», соединенной с глу-биной «метафизической печали». Критик подчеркива-ет, что поэтические и прозаические произведения Пав-ловой особым образом синтезируют в себе «мирчувств» и «мир мыслей», передают «непосредственноеощущение мыслей и абстрагированный, но напряженнопереживаемый аспект личных чувств» [12. C. 11, 12].Высоко оцениваются автором статьи и переводы Пав-ловой, образно-лексическая природа которых открыва-ет читателю мир, «пограничный между умственной исердечной областями» [12. C. 12]. Автор статьи особоевнимание уделяет роману в стихах и прозе «Двойнаяжизнь» (1848). Это произведение, по мнению Грифцо-ва, является наиболее репрезентативным в ее творче-стве Павловой и представляет собой синтез поэтиче-ских и прозаических экспериментов автора.Другая публикация, связанная с этим собранием со-чинений, - рецензия, принадлежащая известному изда-телю и критику П.П. Перцову (1868-1947), который,как известно, был близок к кругу символистов и состо-ял в переписке с Брюсовым. В этой рецензии с харак-терным названием «Поэтическая тень» и сама личностьПавловой, и ее творчество рассматриваются как неочень отчетливая тень пушкинской и славянофильскойМосквы, старого московского романтизма и тогдашне-го малого, слегка простодушного, слегка сантимен-тального «стихотворчества», неотделимого от наивногожелания рифмовать. Поэзия Павловой воспринимаетсяавтором в контексте русской философской лирикиЕ.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева. Не случайно онпишет о том, что в лучших стихах Павловой «веет что-то тютчевское - что было вообще в воздухе той эпохи»[13. C. 9, 10]. Говоря о полноте представленных в этомдвухтомнике сочинений поэтессы и комментариевБрюсова к ним, Перцов все-таки считает нужным отме-тить, что для таких «меньших божеств» в литературе,как Павлова, с ее «мило-нескладным "дилетантизмом",вполне можно было бы ограничиться изданием ее из-бранных произведений.Известный переводчик и критик-импрессионист эпо-хи Серебряного века Ю.И. Айхенвальд (1872-1928) так-же посвятил одну из своих статей выходу в свет двух-томного Собрания сочинений Павловой. Обосновываясвой метод «имманентной критики», когда исследова-тель «органически сопричащается» художественномутворению и «всегда держится внутри, а не вне его», Ай-хенвальд видит эстетическое своеобразие поэзии Павло-вой в углубленном ощущении «двойственности жизни»,в присутствии в ней эмпирического и идеального начал,«внешних узоров дней» и «сокровенной содержательно-сти духа» [14. C. 21, 151]. Признавая иррациональный,мистический характер художественного творчества,критик говорит о том, что каждый поэт - это мессия,который прежде всего стремится передать в стихах своювнутреннюю биографию. Во внутренней биографииПавловой преобладают элегические мотивы, которыенеотделимы от светлой печали и любви. Характерно, чтосамо противопоставление стихов и прозы в творчествеПавловой, по мнению автора, имеет не только эстетиче-ский, но и аксиологический смысл. Критик пишет:«…все возвышенное и серьезное она должна выражатьнепременно стихами, а не прозой… Оттого на еестраницах вполне ощутителен переход прозы в стихи»[14. C. 151-152]. В целом же оригинальность оценкиАйхенвальдом творчества Павловой, у которой есть«своя нота, своя мелодия» и особенный «женский ли-ризм», и его концепция русской литературы XIX в. свя-заны преимущественно с экзистенциальным интересомкритика к личности писателя, к его «неуловимой душе»и сближают его с идеями русской персоналистическойфилософии [14. C. 5].Противоположная, социологическая, оценка сочи-нений Павловой связана с именем известного критика,впоследствии основателя одного из направлений в со-ветском литературоведении В.Ф. Переверзева (1882-1968). Понимая искусство как «яркий пример опреде-ляющего влияния среды на талант», критик называетПавлову «салонной поэтессой», поэзия которой «невыходит за стены светского салона, питается исключи-тельно его интересами и по справедливости можетбыть названа салонной поэзией» [15. C. 186]. Исходя изэтого «базового» определения, Переверзев не усматри-вает в поэзии Павловой никакого глубокого содержа-ния, видя в ней лишь искусство «чистой формы». От-мечая высокое владение поэтессой техникой стиха,критик среди всех ее произведений выделяет роман«Двойная жизнь», написанный одновременно и прозой,и стихами, «сообразно с тем, о прозаической или поэ-тической стороне жизни идет повествование». Отказы-вая поэзии Павловой в глубокой содержательности,автор завершает свою статью утверждением о том, чтосо стороны формы ее творчество «не лишено богатстваи изящества» [15. C. 188].По-иному оценивается творчество Павловой и Ро-стопчиной писателями и критиками других направле-ний в русском литературоведении первой четверти XIXв. Так, один из представителей культурно-исторической школы, известный поэт, переводчик икритик Ю.А. Веселовский (1872-1919) посвятил однуиз своих статей творчеству Ростопчиной. Ее Поэзиюавтор относит к области «чистой лирики» и рассматри-вает как «поэтическую летопись» внутренней жизниавтора. В соответствии со своей методологией главнуюпрелесть творчества Ростопчиной критик видит в«безумной», беспокойной душе ее героини, «любящейгрезы больше, чем действительность», «неудовлетво-ренной и страстно рвущейся к чему-то далекому» [16.C. 8, 20]. Этот образ «грезящей души» в стихотворенияхпоэтессы позволяет передать не только живую летопись«сердца и чувства» автора, но и органично вписать еетворчество в контекст русской поэзии 1830-1850-х гг. Всвоей работе критик полемизирует с Белинским, кото-рый первым назвал бальную залу основным топосом впоэзии Ростопчиной. Для Веселовского же великосвет-ская жизнь графини неотделима от ее высокого поло-жения в обществе, а сложное отношение к свету ярчевсего выражено в ее стихотворениях и прозаическихповестях.Еще одним автором эпохи Серебряного века, раз-мышлявшим об особенностях женской поэзии и о твор-честве Ростопчиной, является В.Ф. Ходасевич. В статье«Графиня Е.П. Ростопчина. Ее жизнь и лирика», опуб-ликованной в журнале «Русская мысль» в 1915 г., онрассматривает ее поэзию с точки зрения единства жизнии литературы, единства биографического и поэтическогоначал. Отмечая, что творчество Ростопчиной «никогдане подчиняло действительного мира творимому» [17.C. 218], он тем не менее считает нужным подчеркнуть,что сама ее жизнь, запечатленная в поэзии, во многомпохожа на роман. Эстетическую основу этой жизни-романа составляло преображенное единство женщины ипоэта, сплав женского мировосприятия с художествен-ным началом. Ходасевич пишет: «…поэт жил в ней, пи-таясь ее женскими чувствами, мечтаемый рай бытиявырастал из корней быта» [17. C. 225]. По мнению ав-тора статьи, поэзия Ростопчиной воспринимается тек-стуально как романс, очарование которого «столько жеслагается из прекрасного, сколько из изысканно без-вкусного» [17. C. 231]. В этой эстетически продуктивнойдуальности романа и романса, жизни как романа и твор-чества как романса и видится Ходасевичу проявление«женского» начала в поэзии Ростопчиной.Специальная статья Ходасевича посвящена анализу«женской поэзии» как особого направления в русскойлитературе XIX - первой трети XX в. Это статья «Жен-ские стихи», напечатанная в парижской газете «Воз-рождение» 25 июня 1931 г. Главная эстетическая осо-бенность «женской» поэзии видится автору в преобла-дании непосредственности личных переживаний, ин-тимных чувств и слабом владении приемами литератур-ного мастерства, размытостью литературного канона.Первой и самой яркой представительницей этогонаправления в русской литературе автор считает Ро-стопчину, «женскости» поэзии которой противопостав-лена «мужественность» поэзии Павловой. Те же особен-ности отмечает Ходасевич и в творчестве современныхему поэтесс: И.Н. Кнорринг (1906-1943), Е.В. Бакуни-ной (1900-1976), М.М. Шкапской (1891-1952). И тольков творчестве А.А. Ахматовой возникает подлинный син-тез «"женской" поэзии и поэзии в точном смысле слова»[17. C. 579]. В этой же статье Ходасевич обосновываетэстетическое различие между стихотворной и поэтиче-ской речью. Он пишет: «Стихотворная речь не всегдазначит поэтическая… Поэзия требует установле-ния особой, чисто литературной связи, достигаемойстоль же специальными, литературными способами воз-действия». И поэт должен подчинять свое творчествоправилам «поэтического ремесла», «иначе пребудет онодневником, исповедью, молитвой - но не поэзией» [17.C. 578]. В этом смысле «женская» литература, с точкизрения Ходасевича, почти всегда балансирует между«стихами» и «поэзией», между бытовой жизнью и под-линным искусством. Можно сказать, что «женское»творчество, в понимании Ходасевича, становится скореефактом литературного быта, «домашней» поэзии, «сти-хотворной» эстетики.Особый интерес в плане сравнения творчества Пав-ловой и Ростопчиной представляет статья известногокритика и искусствоведа С.Р. Эрнста (1984-1980),напечатанная в журнале «Русский библиофил» за1916 г. В ней автор рассматривает творчество обеихпоэтесс в контексте истории русской поэзии XIX-XX вв. Важнейшая особенность стихотворений Павло-вой, по мнению Эрнста, видится в том, что в нихстранным образом соединены «прекрасный холод раз-мера» с «глубоким лирическим волнением», неуловимоодушевляющим ее поэтические строки [18. C. 16]. Ос-новные темы и мотивы поэзии Павловой «роковая бла-годать» искусства, томление души, мотив «двойнойжизни» сближают ее с высокой меланхолией Байрона иее русской «ассимиляцией», органично представленнойв лирике Баратынского. В этой связи можно говорить обособом характере лиризма в поэзии Павловой, которыйможно было бы определить как элегический, медита-тивный лиризм. Если Каролина Павлова интересна чи-тателю преимущественно со стороны своей поэтическойжизни, то графиня Ростопчина, как считает Эрнст, при-влекает внимание прежде всего как выдающаяся жен-щина своего времени. Многие ее произведения являются«летописью ее богатой жизни, ума и сердца», составля-ют «единственный в русской поэзии цикл интимной,женской, может быть, даже "домашней" поэзии» [18.C. 23, 24]. Отсюда лиризм произведений Ростопчиной -это лиризм дневникового, исповедального типа.Итак, обращение к рецепции творчества Ростопчи-ной и Павловой в эпоху XIX - начала XX в. позволяетговорить о внутреннем единстве русского литературногопроцесса. Это единство, по мнению Перцова, осмысля-ется через развитие традиций русской философской поэ-зии в творчестве Баратынского, Тютчева, Павловой, ко-торое затем получает развитие в лирике поэтов Сереб-ряного века, в частности Блока и Ходасевича. Единстворусского литературного процесса XIX - начала XX в.,как считают Брюсов и Ходасевич, состоит и в развитиифилософии жизнестроительства, представленной в твор-честве Ростопчиной, Павловой и в эстетике русскихсимволистов. Наконец, можно говорить и об единствеметодологических установок русской литературной кри-тики, связанной, в частности, с именами Белинского,Салтыкова-Щедрина и Переверзева.Вопрос о феномене женской поэзии, ставший пред-метом эстетического осмысления И. Киреевского,находит свое продолжение в статьях Айхенвальда, Хо-дасевича и Эрнста. Критики отмечают особый «жен-ский лиризм» поэзии Павловой, противопоставляют«женскость» поэзии Ростопчиной «мужественности»поэзии Павловой, а сам феномен женской поэзии рас-сматривают как факт литературного быта, «домашней»поэзии, «стихотворной» эстетики. При оценке творче-ства этих двух поэтесс в центре внимания оказываетсяи вопрос о соотношении поэзии и прозы, представлен-ный как в общеэстетическом, так и в историко-литературном аспекте.

Ключевые слова

женщины-писательницы, поэзия, проза, критика, издательское дело, литературный процесс, female writers, poetry, prose, criticism, publishing, literary process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поплавская Ирина АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетд-р филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературыpoplavskaj@rambler.ru
Шумилина Надежда ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры русской и зарубежной литературыswansea@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Белинский В.Г. Стихотворения графини Е. Ростопчиной. Часть 1 // Отечественные записки. 1841. Т. XVIII, № 9. Раздел VI. Библиографическая хроника.
Плетнев П.А. Новости русской литературы. Стихотворения графини Е.П. Растопчиной // Современник. 1841. Т. XXII, № 2.
Шевырев С.П. Стихотворения графини Е. Ростопчиной // Москвитянин. 1841. Ч. IV. № 7.
Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988.
Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.
Киреевский И.В. Полное собрание сочинений : в 2 т. М., 1911. Т. 2.
Салтыков-Щедрин М.Е. Стихотворения К. Павловой // Современник. 1863. Т. XCVI, № 6.
Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры. Казань, 2005.
Казаркин А.П. Русская литературная критика XX века. Томск, 2004.
Брюсов В.Я. Материалы для биографии Каролины Павловой // Павлова К. Собрание сочинений : в 2 т. М., 1915. Т. 1.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Грифцов Б.А. Каролина Павлова // Русская мысль. 1915. Кн. XI.
Перцов П. Поэтическая тень // Новое время. 1915. 24 октября (6 ноября).
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей : в 2 т. М., 1998. Т. 1.
Переверзев В. Салонная поэтесса (По поводу собрания сочинений К. Павловой) // Современный мир. 1915. № 12.
Веселовский Ю. Этюды по русской и иностранной литературе. М., 1912. Т. 1.
Ходасевич В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991.
Эрнст С. Каролина Павлова и гр. Евдокия Растопчина // Русский библиофил. 1916. № 6. Октябрь.
 Творчество Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой в рецепции писателей и критиков XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Творчество Е.П. Ростопчиной и К.К. Павловой в рецепции писателей и критиков XIX - начала XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия