Особенности взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями детейдошкольного возраста | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Особенности взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями детейдошкольного возраста

Статья является частью эмпирического исследования изменения профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения на разных этапах педагогической карьеры. Рассматривается специфика взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников. Основное внимание уделено следующим аспектам взаимодействия воспитателей с родителями: вопросы, обсуждаемые педагогом с родителями по поводу ребенка; интенсивность и инициативность общения; сложности, возникающие в процессе установления контакта. Отмечено влияние педагогического стажа, типа и уровня образования, возраста детей в группе, с которой работает педагог.

Features of interaction of tutors of preschool educational institutions with parents of preschool children.pdf Основное внимание в статье уделяется следующимаспектам взаимодействия воспитателей дошкольныхобразовательных учреждений с родителями воспитанни-ков: вопросы, обсуждаемые педагогом с родителями поповоду ребенка; интенсивность и инициативность обще-ния; сложности, возникающие в процессе установленияконтакта. Особое внимание в ходе анализа отводитсявлиянию социально-стратификационных факторов навзаимодействие воспитателей с родителями (педагоги-ческий стаж; уровень и тип образования; возраст детей вгруппе, с которой работает педагог). Эти моменты, нанаш взгляд, имеют принципиальное значение, посколькупозволяют охарактеризовать существенные аспектыпрофессиональной позиции воспитателя дошкольногообразовательного учреждения.В основу данной статьи легли материалы, полученныев ходе социологического опроса 320 воспитателей, рабо-тающих в дошкольных образовательных учрежденияхг. Москвы, который был проведен Институтом социоло-гии образования РАО [1]. Также были использованы ма-териалы опроса 1936 родителей детей дошкольного воз-раста, посещающих дошкольные образовательные учре-ждения г. Москвы, который был проведен сотрудникамиИнститута социологии образования РАО [2].Содержание общения воспитателей с родителями.Особый интерес представляют те темы, которые выби-рает педагог для общения с родителями дошкольников,поскольку сама тематика общения отражает и позициювоспитателя по отношению к ребенку. Полученные ма-териалы показывают, что большинство педагогов(73,2%) обсуждают с родителями успехи ребенка и егоположительные черты. Каждый второй воспитатель(57,0%) обращает внимание на поведение ребенка в те-чение дня. Физическое и психическое самочувствие от-мечают 38,5%. Треть опрошенных считает необходимымобсуждать с родителями аппетит (32,1%) и процессадаптации ребенка к детскому саду (30,9%). Каждыйшестой (16,2%) педагог уделяет большое вниманиекоммуникабельности ребенка и его отношениям с дру-гими детьми. О недостатках ребенка и его отрицатель-ных чертах характера говорят 9,2% воспитателей. Илишь незначительная доля опрошенных предпочитает необсуждать достоинства и недостатки ребенка (2,9%).Приведенные данные показывают, что в педагоги-ческой позиции воспитателя явно доминирует установ-ка на оценку и характеристику ребенка с точки зренияего успешности и всестороннего развития. Вместе стем возникает вопрос о влиянии социально-демо-графических факторов на позицию воспитателя по от-ношению к ребенку.Так, например, весьма характерно проявляется влия-ние педагогического стажа воспитателей на выбор имитем для общения с родителями дошкольников. Сравни-тельные данные по выбору тем молодыми специалиста-ми (со стажем до 8 лет) и опытными педагогами (со ста-жем от 14 лет и выше) приведены в табл. 1.Т а б л и ц а 1Темы, обсуждаемые молодыми специалистами и опытными педагогами с родителями, %Тема Ответы воспитателейсо стажем до 8 летОтветы воспитателейсо стажем от 14 лет р =Поведение ребенка в течение дня 69,5 48,6 .001Аппетит ребенка 48,6 18,9 .0001Физическое и психическое самочувствие ребенка 32,4 39,2 -Коммуникабельность ребенка 14,3 17,6 -Успехи ребенка и положительные черты его характера 61,9 82,4 .003Недостатки ребенка и отрицательные черты его характера 3,8 12,8 .01Адаптация к детскому саду 27,6 33,8 -Темы, не касающиеся ребенка 2,9 3,4 -Предпочитаю не обсуждать достоинства и недостатки ребенка 2,9 3,4 -Сопоставляя представленные в табл. 1 данные, мывидим, что молодые специалисты (со стажем до 8 лет)предпочитают темы о внешних проявлениях жизниребенка (поведение и аппетит), а опытные педагоги(со стажем от 14 лет) уделяют внимание развитиюребенка, говоря с родителями об успехах и недостат-ках их ребенка. Таким образом, опытные педагогиориентированы на достижения дошкольника и егопроблемы, над которыми необходимо работать вместес родителями.Рассмотрим влияние уровня и типа образования педа-гога на содержание общения с родителями (табл. 2).Т а б л и ц а 2Темы для обсуждения с родителями воспитателями с разным уровнем и типом образования, %Тема Ответы воспитателей с непеда-гогическим образованиемОтветы воспитателейc педагогическим образо-ваниемр=Поведение ребенка в течение дня 73,9 53,3 .01Аппетит ребенка 50,0 28,6 .004Физическое и психическое самочувствие ребенка 30,4 40,8 -Коммуникабельность ребенка 13,0 16,9 -Успехи ребенка и положительные черты его характера 52,2 78,0 .0003Недостатки ребенка и отрицательные черты его характера 0,0 11,0 .01Адаптация 26,1 30,6 -Темы, не касающиеся ребенка 0,0 3,9 -Предпочитаю не обсуждать достоинства и недостатки ребенка 4,3 2,0Как видно из представленных в табл. 2 данных,воспитатели с непедагогическим образованием пред-почитают обсуждать с родителями поведение ребенка иего аппетит. Воспитатели же с педагогическим образо-ванием более ориентированы на такие темы, как успе-хи ребенка и его недостатки.Таким образом, воспитатели с педагогическим об-разованием при общении с родителями уделяют значи-тельное внимание успехам ребенка и е го недостаткам,над которыми необходимо работать для полноценногоразвития ребенка, а воспитатели с непедагогическимобразованием акцентируют внимание на физическихсостояниях и поведенческих особенностях ребенка(аппетит и поведение).Итак, приведенные в табл. 1 и 2 данные показыва-ют, что более высокий социально-профессиональныйуровень воспитателя (педагогический стаж и специаль-ное педагогическое образование) ориентируют педаго-га на повышенное внимание к успехам и всесторонне-му развитию ребенка.Помимо этого, анализ ответов воспитателей позво-лил выявить связь между содержанием их общения сродителями и той возрастной группой детей, с которойони работают (см. рис. 1).7365,964,757,151,1 54,148,841,230,419,124,3 26,833,335,746,854,168,376,5 78,678,701020304050607080Поведение Аппетит Физическое ипсихическоесамочувствиеУспехиЯсельная группа Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группаРис. 1. Обсуждаемые с родителями темы среди воспитателей, работающих с разными возрастными группами детей, %Как видно из рис. 1, поведение и аппетит ребенкачаще обсуждаются с родителями в ясельных и млад-ших группах. Успехи ребенка, его физическое и психи-ческое самочувствие все чаще обсуждаются с родите-лями по мере взросления ребенка.Помимо приведенных данных добавим, что процессадаптации ребенка к детскому саду чаще всего обсуж-дается именно в подготовительной группе (38,3%), что,по всей видимости, связано с увеличением охвата детейэтой возрастной группы системой дошкольного обра-зования. В целом, анализ полученных результатов по-казывает, что при переходе ребенка от ясельного воз-раста к более старшему существенно повышается вни-мание воспитателей к процессу адаптации ребенка кдетскому саду, его психическому и физическому здо-ровью и успехам. Это обусловлено тем, что взрослениеребенка сопровождается усложнением его взаимоот-ношений со сверстниками и взрослыми [3].Интенсивность и инициативность общения. По-мимо содержания важными характеристиками, опреде-ляющими специфику общения, являются такие пара-метры, как инициативность и интенсивность общения.Воспитателям был задан вопрос о том, как часто обра-щаются к ним родители за советом по поводу воспита-ния своего ребенка. На то, что родители обращаются кним «часто», указали 65,8% воспитателей; ответ «ред-ко» выбрали 31,3%. И лишь незначительное число вос-питателей (2,8%) отметили, что родители к ним «необращаются».Характерно, что к воспитателям с большим педаго-гическим стажем родители обращаются чаще, чем кменее опытным педагогам. Так, среди воспитателей состажем от 19 до 23 лет 81,0% фиксирует, что к ним ча-сто обращаются за советом родители дошкольников(наиболее значимы различия по сравнению со стажнойгруппой менее 3 лет (52,9%) - р = .005). Таким обра-зом, чем больше стаж воспитателя, тем больше доверияк его советам проявляют родители. Так, среди воспита-телей со стажем менее 3 лет превалируют ответы «ино-гда» (41,2%) и в два раза выше доля ответов «не обра-щаются» - 5,9%. Данный результат объясняется разли-чием в выборе тем для общения воспитателями разныхстажных групп. Если молодые воспитатели ограничива-ются обсуждением с родителями п оведения и а ппетитаребенка, то более опытные педагоги консультируют ро-дителей по вопросам всестороннего развития детей. Та-ким образом, достаточно большой опыт работы являетсяглавным фактором, повышающим авторитет воспитате-ля, когда его мнение по поводу воспитания детей стано-вится значимым для родителей дошкольников.Наряду с анализом интенсивности интерес пред-ставляет инициативность общения. В этой связи в ходеисследования воспитателям и родителям был заданвопрос о том, кто обычно является инициатором обще-ния. Сопоставительные данные приведены в табл. 3.Т а б л и ц а 3Ответы воспитателей и родителей на вопрос:Кто обычно является инициатором общения? (%)ВариантыответовОтветыродителейN = 1936ОтветывоспитателейN = 320р =Воспитатель 43,5 53,4 .001Родитель 53,1 43,1 .001Представленные в табл. 3 данные показывают, что вответах на вопрос о том, кто чаще проявляет инициати-ву в общении, респонденты каждой опрошенной груп-пы чаще склонны отмечать в качестве инициатора вобщении самих себя. Полученный результат говорит отом, что и воспитатели, и родители в своих ответахориентированы на социально-желательное поведение.Если воспитатели указывают на свою педагогическуюкомпетентность в воспитательно-образовательномпроцессе, то родители, в свою очередь, фиксируют ак-тивное участие в воспитании и развитии ребенка.Показательно влияние педагогического стажа воспи-тателя на его инициативность в общении с родителями.Так, воспитатели со стажем менее 3 лет чаще указываютна себя как инициатора общения, чем воспитатели состажем более 24 лет (46,9 и 36,5% соответственно, р == .02). Это также подтверждает вышеизложенный выводо том, что родители дошкольников больше доверяютопытным воспитателям со значительным стажем и чащеобращаются к ним за советами, чем к начинающим спе-циалистам. Молодые воспитатели чаще указывают себякак инициатора общения: для установки контакта с ро-дителями и необходимости взаимодействия в дальней-шей работе с ними. Таким образом, инициативность иинтенсивность зависят от педагогического стажа воспи-тателей. Чем больше стаж воспитателя, тем шире диапа-зон тем, которые он обсуждает с родителями, оказываяребенку педагогическую поддержку и рассматривая всеаспекты его развития: успехи, коммуникабельность,психическое и физическое самочувствие. Соответствен-но, воспитатели с маленьким стажем не в полной меремогут охарактеризовать развитие ребенка и поэтомуограничиваются обсуждением с родителями поведения иаппетита ребенка.Рассмотрим данный вопрос с позиции родителей. Вэтой связи выявим влияние социально-стратифика-ционных характеристик: зависимость уровеня образова-ния и материального обеспечения родителей от их иници-ативности в общении с воспитателями.Прежде всего, определим зависимость инициатив-ности родителей в общении с воспитателями от ихуровня образования (см. рис. 2).Рис. 2. Ответы родителей с различным уровнем образования на вопрос о том,кто чаще является инициатором в общении, %Родители со средним образованием (55,1%) чаще, чемродители с высшим образованием (41,4%), называютинициатором общения воспитателя (р = .0007). И наобо-рот, родители с высшим образованием (55,9%) чаще, чемродители со средним образованием (36,6%), отмечаютсебя в качестве инициатора общения (р = .0001). Такимобразом, чем выше уровень образования родителя, тембольше инициативы в общении он проявляет.Проанализируем влияние уровня материальнойобеспеченности семьи на инициативность родителей вобщении с воспитателями (см. рис. 3).Как видно из рис. 3, представители более слабых со-циальных страт склонны чаще фиксировать самих себя вкачестве инициатора общения с воспитателями. Такимобразом проявляется различие статусно-ролевых позиций,ведущее к увеличению социальной дистанции между вы-сокообеспеченными родителями и воспитателями.При этом наиболее инициативны родители - пред-ставители слабых социальных страт. В качестве глав-ного фактора, повышающего авторитет воспитателя вглазах родителей, является его педагогический стаж.Сложности установления контакта. Рассматриваяособенности взаимодействия воспитателей с родителя-ми, важно отметить те моменты, которые характеризу-ют сложности, возникающие в процессе установленияконтакта [4]. С этой целью в анкете воспитателям былзадан вопрос о том, есть ли для них трудные родители,какие они.Рис. 3. Ответы родителей с различным уровнем материального обеспеченияна вопрос о том, кто чаще является инициатором общения, %Характерно, что большинство (39,3%) отметило, что«трудные родители - это те, кто редко появляется в дет-ском саду, избегает контактов». На втором месте стоитупоминание родителей, «которые часто предъявляют пре-тензии и требуют особых льгот для своего ребенка»(32,0%). На третьем месте - «назойливые родители, тре-бующие повышенного внимания к их детям» (20,2%).Рассмотрим влияние социально-стратификационныхи демографических характеристик воспитателей на ихответы.Показательно влияние педагогического стажа вос-питателя на его видение «сложных» родителей. Ответ«трудные» родители - это те, кто «редко появляется вдетском саду, избегает контактов», фиксирует каждыйвторой воспитатель (48,4%) со стажем от 9 до 13 лет(различия наиболее значимы по сравнению с воспита-телями стажной группы более 24 лет (28,8%) - р = .04).Для воспитателей со стажем более 24 лет (44,1%)сложными являются родители, которые «часто предъ-являют претензии и требуют особых льгот для своегоребенка».Анализ ответов воспитателей показывает, в частно-сти, влияние возрастной группы, с которой они рабо-тают. Ответ «сложные» родители - это те, «которыечасто предъявляют претензии и требуют особых льготдля своего ребенка», наиболее значим для воспитате-лей младшей группы (40,5%). Отметим, что ответ«назойливые родители, требующие повышенного вни-мания к их детям», наиболее часто выбирают воспита-тели ясельных групп - 33,3%. Показательно, что всредней группе данный ответ отметили лишь 12,5%опрошенных (р = .02). Это позволяет сделать вывод отом, что «назойливость и повышенное внимание» ха-рактерно для родителей детей ясельного возраста. Помере взросления ребенка «назойливость» родителейперерастает в отстраненность и избегание контактов.

Ключевые слова

содержание общения, инициативность общения, интенсивность общения, сложности установления контакта, content of communication, initiative of communication, intensity of communication, intensity of communication

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Верясова Елена СергеевнаМосковский городской педагогический университетаспирант кафедры прикладной социологииgumensaje@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Собкин В.С., Гумен Е.С. Социологический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Социология образования. Труды по социологии образования. М. : Ин-т социологии образования РАО, 2011. Т. XV, вып. XXVII. 200 c.
Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Жизненные ориентации родителей детей дошкольного возраста // Социология образования. Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина. М. : Ин-т социологии образования РАО, 2011. Т. XV, вып. XXVI. 248 с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов. М. : Школа-Пресс, 1997. 384 с.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М. : Изд. дом «Карапуз», 2001. 288 с.
 Особенности взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями детейдошкольного возраста | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Особенности взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями детейдошкольного возраста | Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361.

Полнотекстовая версия